Вера

Почему учащаются неудачи?

«Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться» (Иов 13:15).

«И был день, когда пришли сыны Божий предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?

И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» (Иов 1:6-12).

Почему неудачи, как правило, учащаются, когда люди начинают больше искать Бога? Когда человек начинает посвящать определенное время общению с Богом, его одолевает масса трудностей и поражений.

Конечно, дьявол знает, что делает. Ему известно, что в общении с Богом заключена сила, и поэтому он делает все возможное со своей стороны, чтобы помешать человеку, стремящемуся к этому общению, иметь его. Но тогда резонно задать вопрос: где же Бог? Неужели у Него, нет достаточной силы, чтобы уберечь нас от того, чтобы все так происходило?

На этот вопрос в книге Иова содержится замечательный ответ. Не считайте книгу Иова просто историческим повествованием, ибо она имеет практический смысл и для нас сегодня. В жизни каждого человека, так или иначе повторяется опыт Иова. Сатана понимает, что если он сумеет лишить нас чувства зависимости от Бога, его успех будет обеспечен. Если ему удается охладить нас в наших поисках Бога, тогда он не только достигает своей цели в попытке отделить нас от общения с Богом, но также и пытается внушить нам, что мы искали Его из-за эгоистичных побуждений. Мы можем быть в безопасности только в том случае, если примем твердое решение искать Бога, независимо от обстоятельств нашей жизни. Поступая так, мы обречем на провал планы сатаны.

Человек, который не усомнился в Боге

«И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1:21).

Сатана был уверен, что Иов служит Богу только для того, чтобы иметь Божие благословение и защиту. Бог нашел целесообразным разрешить сатане сделать попытку доказать свою точку зрения. Сатана удалился от Божьего присутствия и уничтожил все имущество Иова.

Иов не смог понять происшедшее. Он решил, что именно Бог лишил его всего, что он имел. Но несмотря на недопонимание, Иов все же продолжал доверять Богу. Сатана добился разрешения и дальше вредить Иову и поразил его тяжелой болезнью. Но Иов и после этого остался верным Богу.

Однако жена Иова не устояла. Иов потерял все, что имел, кроме своей жены, а она, наверное, должна была бы погибнуть первой! Но сатана знал, что она будет полезным орудием в его руках. Как только ему удалось привлечь на свою сторону жену Иова, он, должно быть, обрадовался и напомнил своим злым ангелам, что если они постараются, то, конечно, смогут сломить и Иова.

До тех пор, пока мы сосредоточены на своем «я», сатане безразлично, что мы делаем или не делаем. Часто он злорадствует не столько от того, что мы поступаем плохо, сколько от того, что мы поступаем хорошо, но при этом полагаемся на свою собственную силу. В этом случае совершенно произвольно одних он оставляет жить в роскоши, в то время как других толкает в пропасть. Ему равно принадлежит как фарисей, так и человек, одержимый бесами. Упоенные своими успехами или погруженные в порок — одинаково погибшие люди. Сатана серьезно обеспокоен лишь тогда, когда человек стремится иметь взаимоотношения и общение с Богом. Ему известно, что если это происходит — он обречен на поражение.

Когда человек проявляет свою заинтересованность в познании Бога, сатана потрясает кулаками в сторону Господа и бросает ему тот же вызов, что и в случае с Иовом. Иногда Господь находит целесообразным разрешить ему испытать нас — определить, ищем ли мы Бога из эгоистичных соображений или мы любим и доверяем Ему независимо от обстоятельств. Вот почему зачастую кажется, что наши искания осмысленных взаимоотношений с Богом сопровождаются ухудшением положения дел. Если мы поймем это, то будем продолжать строить наши взаимоотношения с Богом, будем продолжать доверять Ему, независимо от происходящего в нашей жизни. И тогда сатана потерпит поражение.

История Иова, часть 2

«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф, 6:11).

Часто человек, обретая взаимоотношения с Богом, обнаруживает, что его жизнь ухудшилась по сравнению с тем временем, когда он не имел отношений с Господом. И он перестает что-либо понимать, думая, что виной всему являются эти взаимоотношения. Из опыта Иова мы можем научиться многому, и особенно тому, что за наши беды несет ответственность сатана. Бог же разрешает ему временно удручать нас, чтобы для Бога, для сатаны и для нас самих стало ясно, прав ли сатана, который заявляет, что мы ищем Бога из эгоистичных соображений.

Сатана говорит Богу: «Ты считаешь, что этот человек ищет Тебя? Он ведь интересуется только собой. Ему хочется попасть на небо, ему нужно решить свои проблемы, он хочет обрести тот внутренний мир, о котором слышал от других, ему нужна победа над его грехами и избавление от болезней. Он ищет Тебя не потому, что любит, а потому, что может что-то получить от Тебя». Точно так же сатана обвинял и Иова.

Сатана выступает против вас в полном своем вооружении. Происходит история под названием: «Иов», часть 2. В тот же день в вашем автомобиле спускают все четыре шины, вас одолевает физическая скорбь. Возможно, жизнь становится даже худшей, чем была прежде. Неожиданно вы вновь впадаете в грех, который считали давным-давно побежденным. Что происходит с вами? Говорите ли вы: «Взаимоотношения с Богом не сработали — завтра утром я буду спать»?

Поэтому на следующее утро вы спокойно спите. Угадайте, что произойдет дальше? У вас будет удачный день. Шины автомобиля будут в порядке, ваши скорби исчезнут, а вечером вы поздравите себя с прекрасно прожитым днем. Дьявол и его ангелы ликуют. Их уже не беспокоит вопрос, что вы будете делать или что вы делать не будете, до тех пор, пока им будет удаваться удерживать вас от молитвы.

Может прийти такая мысль, что, когда это происходит, дьяволу в его же интересах следовало бы быть более догадливым и оставить такого человека в покое. И он оставляет на короткое время. Он может предоставить нас самим себе на пару недель, хотя мы все равно в его руках, потому что не ищем Бога. Но затем он приходит и снова приносит с собой скорбь — на сей раз ради собственной забавы. А это ставит нас на колени.

В чем скрытый смысл истории Иова? Когда Иов доказал перед всей Вселенной, что он служит Богу не из-за эгоистичных соображений, а потому что любит Его и доверяет Ему, несмотря ни на что, тогда Бог приблизился к нему, излив во всей полноте Свои благословения, и тем самым заставил дьявола бежать посрамленным

Поиски Бога из верных побуждений

«И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).

Сознаете ли вы, насколько Бог справедлив в великой борьбе между добром й злом? Сознаете ли вы, что уже близок день, когда перед Ним преклонится всякое колено и всякий язык исповедует справедливость и праведность Божию? Даже сатана склонится на колени и признает, что Бог никогда не превышал свою власть.

Когда вы читаете заключительные главы книги «Великая борьба», в вашем воображении встают все события, описанные там. Вы словно видите самого сатану, возвышающегося над миллионами людей, которые встречаются в первый и последний раз. Они смотрят и говорят: «Тот ли это, кто заставлял трепетать народы и удерживал их в своей темнице?» Там, перед Божиим престолом и святым городом, сатана добровольно склонит свои колени и признает Божию справедливость. Но потом он возненавидит себя за это и бросится в сражение против Него.

Чтобы справедливость и праведность Божия была доказана перед всей Вселенной, Бог иногда считает за наилучшее позволить сатане удручать нас некоторое время. И часто сатана оказывается прав, заявляя, что мы ищем Бога только из-за выгоды и что в противном случае при неблагоприятных обстоятельствах мы перестаем искать Его.

«Мы часто склонны искать Иисуса только из желания иметь земные блага. И от получения этих благ, как правило, зависит наша уверенность в Его любви. Спаситель жаждет дать нам более великие благословения, чем мы просим. И Он медлит с ответом на наши просьбы, чтобы показать испорченность наших сердец и нашу глубокую нужду в Его благодати. Он желает, чтобы мы отказались от своего эгоизма, который зачастую побуждает нас искать Его из-за выгоды. Признавая свою беспомощность и свою отчаянную потребность в Нем, мы должны всецело довериться Его любви» («Желание веков», с. 200).

Осознав это, мы поймем и то, почему сатана идет против нас, вооружившись всем оружием преисподней, когда мы начинаем искать взаимоотношений с Богом. Осознаем мы и то, почему Бог допускает трудности. У Него достаточно силы, чтобы воспрепятствовать сатане, но по причине Своей справедливости Он разрешает ему действовать. Когда перед нами встают затруднения, но все же, несмотря на обстоятельства, мы продолжаем день за днем приходить к Иисусу, тогда нам будет послана небесная благодать, меняющая наши эгоистичные побуждения и делающая нас способными искать Иисуса из правильных побуждений.

Ищите Иисуса ради Самого Иисуса

«Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).

Когда человек перестает искать взаимоотношений с Богом во время испытаний и скорбей, это означает, что раньше он искал Бога прежде всего из эгоистичных соображений. Мы действительно склонны зачастую искать Бога именно из эгоистичных побуждений. Только оценив красоту и величие любви Иисуса, мы обретем способность искать Его ради Него Самого, а не ради себя.

Истинный христианин меньше интересуется своим спасением, а больше заботится о спасении других. Помните Моисея, готового скорее пожертвовать своей вечной участью, ходатайствующего за народ, который совсем недавно собирался побить его камнями и оставить тело в пустыне.

Мы не в состоянии любить такой бескорыстной любовью. Но Бог любит именно так. Любовь вызываема любовью и, вставая на колени, осознавая свою нужду, мы можем просить Бога изменить наши побуждения. Мы можем просить Его наделить нас способностью последовать примеру Иова, чтобы любить и доверять Ему независимо от обстоятельств, даже под угрозой смерти. Внешние трудности перестанут влиять на постоянство наших взаимоотношений. Мы будем продолжать искать Иисуса ради Самого Иисуса, потому что Он возлюбил нас.

Когда сатана оспаривал искренность побуждений Иова, Бог утверждал, что Иов любил Его, служил и доверял Ему независимо от обстоятельств. Иов доказал, что Бог прав. Мы можем всегда поддерживать общение с небесами, потому что любим Бога и потому что Иисус совершил для нас великое на кресте. Если мы поступаем именно так, то и другая часть истории Иова, когда Бог наделил его великими благословениями, также может осуществиться в нашей жизни.

Представьте, что Бог обращается к дьяволу и говорит: «Как твои дела?» Дьявол отвечает: «Я вредил этому человеку, как только мог» Бог говорит: «Я знаю. Я наблюдал за ним. Он все еще ищет общения со Мной, не правда ли?» Дьявол начинает нервничать. Бог продолжает: «Наверное, этот человек ищет Меня из-за любви ко Мне. Он дорожит спасением, совершенным ради него моим Сыном». И дьявол вынужден удалиться. Ему нечего сказать. Присоединяетесь ли вы ко мне сегодня, чтобы продолжать искать Бога день изо дня вплоть до Его пришествия, независимо от обстоятельств?

Вы не можете заставить себя верить

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Рассказывают, как в одной местной церкви назначили особое молитвенное собрание о ниспослании дождя. Из-за того, что дождя давно не было, посохли посевы. Одна маленькая девочка пришла на собрание с зонтиком. Люди улыбались наивной вере ребенка. Но дождь пошел! А теперь позвольте мне вас кое о чем спросить: «Пошел ли дождь потому, что она принесла зонтик? Или же она принесла зонтик, потому что знала, что пойдет дождь?» Ваш ответ на этот вопрос отчасти покажет, что вы понимаете под словом вера.

А что вы можете сказать о случае, происшедшем с Петром и Иоанном у ворот храма, называемых красными? Они сказали хромому нищему: «Во имя Иисуса… встань и ходи». Очевидно, хромой нуждался в дополнительном ободрении, потому что в Деян. 3:7,8 сказано: «И взяв его за правую руку, поднял». Он был исцелен, «и вскочив стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача и хваля Бога».

Как вы думаете, потому ли этот человек получил исцеление, что Петр и Иоанн проявили достаточное мужество подойти к этому странному нищему и повелеть ему подняться? Или же у них было достаточно мужества совершить исцеление по той причине, что они были уверены в Божием намерении исцелить его?

Пожалуй, самым распространенным заблуждением в вопросе веры является ошибочное мнение, будто веру возможно выработать усилием. Это означает, что желающий иметь веру должен заставлять себя верить, что то или иное событие обязательно должно произойти, и если вам сопутствует успех, оно произойдет. Но наилучшим доказательством истинности веры является ее полная естественность. Она возникает самопроизвольно, как результат чего-то. В Послании к Ефесянам 2:8 сказано, что мы спасены благодатью через веру и что она исходит не от нас, но является Божиим даром. А если вера — это дар, сходящий от Бога, то получить этот дар или обрести истинную веру можно только через взаимоотношения с Богом. Мы не прилагаем усилий, желая получить дар. Мы просто идем к Даятелю его и получаем. Итак, мы получаем Божий дар веры, приходя к Богу.

Дар веры

«По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).

Я вырос в семье проповедника. Мой отец частенько брал из кладовой у матери две мерные чашки разного объема — одну побольше, другую поменьше. Он ставил их на кафедру во время проповеди и говорил: «Предположим, что Бог дал мне меру веры и дал вам меру веры. Мне Он дал вот в такой мере, а вам — в другой. Как вы считаете, справедливо это или нет?» В Святом Писании сказано, что Бог дал каждому меру веры, т. е. каждому дал способность верить в невидимое.

Но это еще не спасающая вера, ибо чтобы иметь веру спасающую, необходимо обладать не только тем, что Бог дал нам для начала. Об этом хорошо сказано в нижеприведенной выдержке из книги «Воспитание», с. 253,254: «Вера, которая делает нас способными принимать Божий дары, сама по себе является даром, которым в некоторой мере наделен каждый человек. Она возрастает по мере упражнения в принятии Слова Божия. Для укрепления веры ее необходимо часто приводить в контакт со Словом».

Казалось ли вам когда-нибудь, что упражнять веру означает усилием добиваться у Бога ответов на свои просьбы и настаивать на исполнении Его обетовании, которым вы могли просто верить или не верить? Вам когда-нибудь приходилось слышать, что веа — это прыжок в неизвестность с надеждой, что Бог поможет благополучно приземлиться? Это не совсем так. Согласно Святого Писания, упражнять веру означает приводить ее в контакт со Словом Божиим. «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия» (Рим. 10:17).

Что происходит, когда мы приходим в контакт со Словом Божьим? Мы соприкасаемся с великой Личностью — Мужем Библии. Во всей Библии, в каждой ее книге виден Муж, имя Которого Иисус. Стараясь больше узнать о Нем, мы вступаем в спасительные взаимоотношения с Ним. Истинная вера вытекает из взаимоотношений веры. Не может существовать истинной веры, лишенной взаимоотношений. Вера обязательно вовлекает две стороны, одна из которых доверяет другой. Когда мы познаем любовь Иисуса, обращаясь с Ним через Его Слово, вера в Него зарождается самопроизвольно.

Спонтанная вера

«Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Притч. 28:26).

Спасающая вера вытекает из основанных на вере взаимоотношений со Христом. Пожалуй, самое лучшее определение веры — доверие. «Вера есть доверие Богу» («Воспитание», с. 253). И если вера — это доверие Богу, то наличие веры подразумевает участие двух сторон. Вера, проявляемая

только одной стороной, существовать не может. Отношения веры существуют только тогда, когда одно лицо зависит от другого.

Как осуществляется такая зависимость? Для этого необходимо исполнение двух условий. Во-первых, личность должна заслуживать доверия и, во-вторых, необходимо близкое знакомство. Знакомство с людьми, не заслуживающими доверия, не перерастет в близкие отношения, а наоборот, углубит недоверие к ним. Если вы познакомились с человеком, недостойным доверия, то научиться доверять ему можно только общаясь с ним. Тогда ваше доверие будет естественным, самопроизвольным.

Спасающая вера всегда вытекает из чего-то. Она является результатом взаимоотношений с Тем, Кто заслуживает доверия.

Как можно развивать эти взаимоотношения? Посредством общения. Таков путь, необходимый для того, чтобы существовали взаимоотношения с кем-либо. Как же общаться с Богом, с Иисусом? Когда мы читаем Библию, Бог говорит с нами. Когда мы молимся — мы говорим с Ним. Совершая христианское служение, мы трудимся вместе с Богом. Взаимоотношения с Богом могут осуществляться через эти простые средства, данные Им Самим. Познавая Его, мы будем доверять Ему естественным образом, а доверяя Ему, мы будем иметь веру.

Поэтому вера никогда не является продуктом наших усилий. Дьявол пытается склонить нас к тому, чтобы мы усилием вырабатывали нашу веру, сосредоточили наше внимание на самих себе — и в случае его успеха говорить о действительной вере уже не приходится.

Итак, если я хочу иметь истинную, действительно спасающую веру, мне необходимо научиться доверять Богу. Я могу познакомиться с Ним, прибегая к простым средствам общения, и когда я узнаю Его, то мое доверие Ему будет естественным.

Узнавая Его, вы будете доверять Ему

«Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13:1).

Ко мне как-то подошел человек и сказал: «Я порываю с Богом. Я порываю с религией и верой. Вы можете исключить меня из церкви».

«А что случилось?» — спросил я его. « Моя жена только что умерла. Я читал в Святом Писании: все что ни попросите, верьте, что получите. В течение двух лет я просил и верил, что моя жена не умрет. Каждый день я говорил ей: «Не волнуйся. Ты не умрешь». И вот сейчас она мертва. Это значит, что Бога нет. Религия — это обман».

Такое неправильное представление о вере заставляло тысячи людей прибегать к тщетным усилиям добиться желаемого и в результате приводило к разочарованию. Идея, основанная на том, что веру можно выработать собственными усилиями, составляет часть вероучения многих церквей и целых религий, приверженцы которых считают, что настраивая себя определенным образом, можно получить просимое.

Вера — это не что иное, как доверие Богу, вера в то, что Он есть любовь, что Он хочет сделать нас самыми счастливыми. Иисус, безусловно, достоин доверия. Если вы не верите в это, то лишь по той причине, что не знаете Бога. Человек, сомневающийся в том, что он может доверять Иисусу, на самом деле просто не имеет взаимоотношений с Ним.

Однажды утром я зашел в химчистку. Накануне же в моем городе произошла автомобильная катастрофа, в которой погибла мать с четырьмя маленькими детьми. Приемщица сказала: «Некоторые хотят умереть и должны умереть, но не умирают. Другие же не хотят умирать и не должны, но умирают. Я не думаю, что Бог знает, что делает».

Я спросил: «Можно ли обвинять за все это Бога?» Приемщица рассердилась и ушла, не желая больше со мной разговаривать.

Эта женщина продемонстрировала лишь тот факт, что она не знала Иисуса. Под понятием доверие не подразумевается такая вера, при которой мы ожидаем о Бога исполнения наших просьб именно таким путем и в то время, как нам хотелось бы. Он допускает даже смерть и иногда в такой момент, когда, по нашему мнению, она совсем некстати. Но если мы узнаем Его, то не отвернемся от Него во время испытаний, а наоборот, приблизимся к Нему, потому что мы знаем Его и доверяем Ему.

Вера в страданиях

«Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).

В самом начале моего духовного служения меня как-то пригласили к постели умирающего человека. Я считал, что если иметь достаточно сильную веру и достаточное самообладание и взять человека за руку и сказать ему, что во имя Иисуса он исцеляется, то исцеление обязательно свершится.

После того как мы помолились и совершили елеепомазание, я посмотрел вокруг с надеждой увидеть кого-нибудь более старшего из присутствующих, кто бы мог решиться произнести слова исцеления над больным, И как вы думаете, куда все смотрели? Они смотрели на меня. В моих глазах потемнело, пробормотав несколько слов о том, что Бог не всегда отвечает на молитвы сразу же, что иногда Он отвечает позднее, я поспешил удалиться. Этот человек умер, и я считал, что убил его.

Пожалуй, необходимость в тесных личных отношениях с Богом дает о себе знать в работе служителя более всего именно тогда, когда его просят помолиться об исцелении больных. Многие из нас ранее придерживались мнения, что определяющим фактором в вопросе, 6}’дет больной исцелен или нет, является не воля Бога, а вера молящегося о нем. Мы считали, что если на молитву об исцелении нет ответа, значит в этом повинна несовершенная вера просящих о больном.

Возможно, такое понимание возникло на основании нескольких случаев из жизни Христа, когда Он хвалил исцеленного им человека за его веру. Но нам нужно помнить, что вера — это доверие Богу, а не вера в то, что будет дан ответ на молитву, который мы ожидаем получить.

Три раза апостол Павел просил Господа удалить его немощь, но этого не произошло, и не потому, что у Павла недоставало веры, но потому, что Бог видел: Павел будет иметь большее благословение, если в его немощи проявится Божия сила.

Вера Моисея в Бога была сильной — однако Бог отказался продлить его жизнь и положил его на покой. Относительно Моисея у Бога были лучшие намерения, и именно поэтому сегодня Моисей на небесах. Но «ни Енох, который был переселен на небо, ни Илья, который был вознесен в огненной колеснице, не были столь великими и столь чтимыми, как Иоанн Креститель, погибающий в одиночестве в темнице» («Желание веков», с. 225). Истинная вера в Бога доверяет Ему всегда, как в трудностях, так и в счастье.

Мне печем заплатить

«Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3:5).

К Иисусу подошли десять человек, из них девять были иудеями и

один — самарянин. Всех этих людей объединило то, что они были прокаженными. Иисус послал их показаться священникам и, идя дорогою в храм, они очистились от проказы. Тогда все десять побежали -девять по направлению к храму, а один — обратно к Иисусу. Самарянин вернулся, чтобы поблагодарить Исцелителя. В книге «Служение исцеления» подчеркивается, что у других девяти сердца не были тронуты милостью Божией (с. 233).

Фарисей по имени Симон также был когда-то прокаженным, и был исцелен Иисусом, но «не принял Его как Спасителя» («Желание веков», с. 557). Симон не чувствовал нужды в исцелении своей души до тех пор, пока Иисус не рассказал ему на пиру притчу о двух должниках. Тогда Симон принял Иисуса как своего Спасителя.

Двенадцать учеников были посланы на евангельское служение. Один из двенадцати был Иуда. Иисус также «наделил его силою исцелять болезни и изгонять бесов. Но Иуда не покорился Христу всецело» (там же, с. 717).

Для нашей испорченной человеческой природы было бы намного приятнее, если бы подобных историй в библейском повествовании не существовало. Нам скорее хотелось бы иметь такого Бога, Который награждает Своим благословением нашу великую веру и нашу великую праведность. Мы иногда чувствуем себя не совсем уютно с Богом, Который в равной степени посылает дождь как на праведных, так и на неправедных (Мф. 5:45). Но Божий дары исходят из Его благодати и Его желания благословлять нас в соответствии с нашими нуждами.

Изучая случаи исцеления, помещенные в Библии, можно заметить, что исцелялись люди, имеющие сильную веру, такие, как сотник. Иисус даже удивился его вере. Но исцелялись также и люди, совсем не имевшие истинной веры в Бога. Одни были праведниками, другие — грешниками. Единственное, что объединяло их, — это сознание великой нужды, которую мог удовлетворить только Иисус, и признание полного отсутствия в себе чего-либо, что могло бы заслужить Его благоволение. Фарисеи предложили Иисусу исцелить слугу сотника по той причине, что сотник построил им синагогу. Но сотник сам сказал: я не достоин. Познавая любовь Иисуса, мы придем к Нему со всеми нашими нуждами, а не с предлагаемыми заслугами. Мы доверим Ему ответить на наши молитвы именно тем путем, какой Он считает наилучшим.

Поведение или взаимоотношения

«Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).

Цель наших сегодняшних рассуждений заключается в том, чтобы понять более глубокий смысл слова«вера», чем мы привыкли понимать. В 6 главе Евангелия от Иоанна описывается, как иудеи пришли к Иисусу и спросили: «Что нам делать,. чтобы творить дела Божий?» Иисус ответил: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал».

Что подразумевается под словом вера? Многие имеют искаженное представление о спасающей вере во Христа. «Веруй, веруй, — восклицают они, — только веруй во Христа и будешь спасен» (Библ. комментарий, т. 6, с. 1063). Одно из самых распространенных заблуждений относительно веры заключается в том, чтобы просто склонить голову, признавая факт существования Христа, и этим ограничиться. Вместе с подчеркиванием особой значимости темы спасения по вере звучит незрелый, наивный, детский возглас: «Все, что вам необходимо делать, — только верить. Только верьте». Но изучая слово «верить» и рассматривая его в контексте с другими словами в Святом Писании, мы увидим, что его значение гораздо глубже, чем кажется на первый взляд.

Очевидно, когда иудейские вожди задали Иисусу вопрос: что нам делать? — они придерживались обычного в то время взгляда, что небесное царство нужно заслужить, что попасть туда можно только путем собственных стараний. Эта точка зрения и лежала в основе их вопроса: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий?» Фактически они спрашивали: «Что нам делать, чтобы заслужить жительство на небесах?» Иисус сразу же отвлек их внимание от собственных их дел, как основания спасения, и направил их взоры на взаимоотношения с Богом. Он сказал: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Здесь заключен ключ к разгадке: вера должна быть основана не на чем, а на Ком. Она не утверждена на доктрине, которую вы считаете правильной. Я знаю, в Кого я уверовал, а не во что я уверовал.

Апостол Иаков говорит, что даже бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19). Но бесы не имеют спасающей веры, так как они не доверяют Богу. Интеллектуального согласия с определенными библейскими истинами совершенно недостаточно — веруют даже бесы. Но веру, которая имеет спасающую силу, нужно рассматривать как глубокое доверие, вытекающее из личных взаимоотношений с Иисусом Христом.

Понимая истинную веру

«Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8).

Одна из главных причин, почему люди не верят и почему в мире так много неверующих, заключается в том, что сатана постоянно пытается навязать нам ложное представление о Боге, чтобы тем самым помешать иметь веру в Него. Хотя в Еер. 12:1,2 говорится, что Иисус является как Источником, так и Совершителем нашей веры, мы все же можем потерять эту веру, берущую свое начало в Иисусе, если ограничимся только кивком головы в знак согласия с определенными религиозными доктринами.

Текст, предложенный нам сегодня, говорит о том, что Сын Человеческий, пришед, едва ли найдет веру на земле. Дух Пророчества также говорит, что в последнее время на земле почти исчезнет истинная вера («Духовные дары», т. 3, с. 94). Всюду найдутся такие люди, которые будут говорить: верь, верь, только верь. Но истинная вера как дар исходит от Бога и возрастает, когда соприкасается со Словом Божиим. «Вера от слышания, а слышание от Слова Божия». Поэтому первое, что необходимо для существования глубокой истинной веры — это знание Бога и Его Слова. Однако даже этого знания еще не достаточно. Должно быть также понимание и принятие Слова Божия.

Однажды Иисус шел со Своими учениками по дороге в Еммаус. Он видел, что они многое не понимают. На их глазах словно лежала пелена. Иисус Сам открыл их разум к пониманию Писаний (Лк. 24:45). Нам необходимо не просто читать Библию, но также молиться и о том, чтобы понимать ее. Нам нужно молиться, чтобы разоблачить подлинную сущность того ложного представления о Боге, которое сатана навязывает нам.

Третьей составной частью веры, рождающейся в результате сочетания знания и понимания, является доверие или уверенность в Боге. Взирая на Иисуса, пришедшего в мир открыть Бога, посвящая время тому, чтобы искать Его, вникать в Его Слово с целью иметь с Ним общение, мы увидим характер Божий в истинном свете, несмотря на попытки сатаны обмануть нас. Мы будем избавлены от искаженного представления о Боге и обретем уверенность в Боге и доверие к Нему, которое и является истинной верой.

Вера во время кризиса

«И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32).

Однажды по дороге в Еммаус шли два разочаровавшихся в вере человека. Они чувствовали себя глубоко несчастными, от их веры не осталось и следа. Они беседовали с Путником, шедшим с ними по дороге, и говорили: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со веем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк. 24:21).

Очевидно, эти люди раньше были в числе последователей Иисуса, в числе Его учеников, которым Он не раз говорил, что Ему надлежит идти в Иерусалим, что Он будет предан в руки грешников, убит и в третий день воскреснет. Они слышали об этом от Иисуса, но не удостаивали вниманием Его слова. Иудейские же вожди помнили, что Он сказал. Вот почему они пошли к Пилату и настаивали на том, чтобы поставить стражу у гробницы. Мария Магдалина тоже слышала слова Иисуса и потому помазала Его ноги драгоценным миром. Но эти два человека не вняли Его словам, и поэтому, когда пришло время кризиса, обнаружилась подлинная сущность их веры.

Мы тоже зачастую переживаем кризисы в своей жизни. Иногда, когда они приходят, мы удивляемся, испытываем некий страх. Но запомните, перенесение жизненных потрясений до того, как наступит окончательный жизненный кризис, является для нас благом. Это хорошо, когда дуют небольшие ветры, прежде чем налетают ураганы. Хорошо бы научиться бежать с пешими, прежде чем нам придется бежать с конными.

Хотя сам кризис и не изменяет нас, но он является благом потому, что показывает нам, каким путем мы идем в действительности. И если после кризиса еще остается время для того, чтобы человек мог измениться, проблемы могут служить указателем нам нашей нужды. Разочарованные, напуганные, сомневающиеся ученики, поняв, наконец, почему горели их сердца по дороге в Еммаус, смогли впоследствии явить такую верность, доверие и веру, которых прежде они и не знали. Кризис не совершил изменения, но он показал состояние их сердец, что побудило их стремиться к новой жизни. Жизненные кризисы показывают нам наше духовное состояние, чтобы, сознавая свою нужду, мы могли обратиться ко Христу еще до того, как наступит окончательный кризис, когда возможности измениться уже не будет.

Вера, вылетевшая в окно

«Иисус отвечая говорит им: имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усумнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет» (Мк. 11:22,23).

Маленький мальчик ехал домой на автобусе из воскресной школы. Стоял теплый летний день, окна в автобусе были открыты. Мальчик держал в руке открытку с надписью: «Имейте веру в Бога». Внезапно по салону автобуса пронесся слабый ветерок, и… его открытка вылетела в окно. Мальчик закричал: «Остановите автобус! Моя вера в Бога вылетела в окно».

Конечно, если вера является истинной, она не вылетит в окно. Вылететь в окно может только показная, поверхностная вера. Сегодня мне хотелось бы сказать, что наступит время, когда вера каждого будет подвергнута испытанию на истинность. Хотя все люди выглядят сегодня примерно одинаково, в тот момент выявятся два разных класса людей.

В книге Ам. 8:11,12 мы читаем о времени, когда в поисках веры люди будут скитаться от моря до моря. Рассматривая эти слова в контексте, мы находим, что они относятся как ко дням Израиля, так и к концу времени, потому что в них говорится о затмениях солнца, луны и о сумрачных днях. Лучше всего для нас иметь правильное представление о своей вере именно сейчас. В 7 главе Евангелия от Матфея говорится о том, как можно определить, насколько истинной является наша вера.

Вот слова Иисуса, записанные в Мф. 7:21-23: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от твоего ли имени мы пророчествовали? не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие»». Затем Иисус рассказывает историю о мудром человеке и о человеке-безумце. Они строили дома, однако один построил дом свой на камне, другой — на песке. Это различие между строениями и их фундаментами стало очевидным только после того, как налетела буря.

Обладает человек истинной верой или не обладает, трудно определить во времена благополучия. Но когда дует ветер, когда налетает буря, только истинная вера может выдержать испытание.

Дом, основанный на камне

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11).

Иисус рассказал историю о мудром человеке, построившем дом свой на камне: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне». Но в этой притче говорится также и о неразумном человеке, построившем дом свой на песке:«И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры» — очевидно наступил большой жизненный кризис, -«и налегли на дом тот; и он упал и было падение его великое (Мф. 7:25,27). Заметим, что дом не изменился в своем фундаменте, он упал.

И в нашей жизни дуют ветры, разливаются реки, идут дожди. Мы часто переживаем кризисы или, другими словами, трагедии, печали и скорби. С наступлением этих кризисов становится ясным, кем мы являемся в действительности, а не кем мы только пытаемся казаться себе и людям. В христианской религии возможно наличие чего-то вроде духовной шизофрении, когда внешне человек выглядит духовно здоровым, а внутренне он болен. Среди учеников Христа также был человек, который выглядел таким же преданным Ему, как и все остальные, но наступивший кризис внес четкое разграничение. Иуда был способен изгонять бесов и исцелять больных. Он являлся одним из самых близких друзей Иисуса. Но кризис обнаружил, что внутренне Иуда был совсем другим человеком.

Представьте себе дерево, растущее на лесной поляне. Внешне оно кажется здоровым, но внутри его съела гниль. Но никто этого не узнает, пока не разразится буря и дерево с треском не упадет на землю. Буря не изменяет и не укрепляет корни дерева. Она только обнаруживает его истинное состояние.

Так происходит всегда, когда разражается буря. Основы фундамента дома не изменяются. Он просто падает. Не утвержденный на твердом основании до начала стихийного бедствия, он обязательно рухнет, когда наводнение устремится на него. Это так просто понять. Сам кризис не изменяет никого. Если мы хотим иметь веру, способную противостоять всем жизненным бурям, эту веру необходимо развить путем личного общения со Христом еще до того, как придет испытание. Устоит только тот дом, который основан на камне до наступления бури.

Реакция на кризис

«И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:31,32).

Как-то мы с братом гостили у своей бабушки. Играя на заднем дворе около деревянного сарая, мы чувствовали себя весело и хорошо. Вдруг моего брата ужалила оса. Его поведение после этого казалось мне довольно глупым до тех пор, пока меня самого не ужалила оса. Все, что до этого выглядело для меня глупым, вдруг стало хорошо понятным, и мы с братом впервые заревели в один голос.

Наша реакция на кризис не является каким-то изменением, происходящим в нас. Она всего лишь показывает, каким было наше внутреннее состояние до сего времени. Обычно кризис ускоряет движение человека в том направлении, в котором он уже шел. Если, поднимаясь в гору, вы спотыкаетесь и падаете, то, поднявшись вновь, вы все равно делаете несколько шагов вверх, выше того места, где упали. А если вы спускаетесь с горы и падаете, то, поднявшись, вы делаете несколько шагов вниз от того же места. Поднявшись после падения, вы некоторое время стремитесь идти в том же направлении, в каком шли ранее.

Когда мы движемся в неправильном направлении, Бог хочет, чтобы мы ясно это осознали. С наступлением кризиса, который не только обнаруживает направление нашего пути, но и побуждает нас некоторое время двигаться по инерции, мы, по милости Божией, можем видеть свое несовершенство и искать Его силы, чтобы пойти в другом направлении. Любое изменение возможно только после того, как кризис закончится.

Вот почему покаяние на смертном одре редко бывает или даже почти не бывает истинным. Кризисом всех кризисов является смерть, когда встречаются время и вечность. И если кризис только показывает, кем вы являетесь в действительности, но не изменяет вас, и если во время кризиса измениться невозможно уже, то как вообще возможно покаяние на смертном одре, конечно, за исключением очень редких случаев.

«Мужество, стойкость, вера и безусловное доверие спасающей Божией силе не возникают в один момент. Эти благословенные духовные качества приобретаются годами» («Христианский опыт и учение», с. 188). Чтобы приобщить человеческое естество к Божественному началу, требуется время. Бог открывает нам еще один аспект Своей любви, суть которого в том, что Он позволяет дуть малым ветрам, чтобы мы могли видеть себя в истинном свете и имели возможность приготовиться с будущим сильным бурям посредством взаимоотношении с Ним, которые основаны не на страхе, но на любви

Кризис в искушении

«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1:2,3).

Кризис не изменяет ни нас, ни направления нашего пути. Он просто показывает, каким путем и куда мы шли до этого времени. Интересно отметить, что даже искушение является в некотором роде кризисом. Всякий раз, когда враг осаждает нас искушением, оно представляет собою или небольшой кризис, или иногда кризис огромного масштаба! Каждое искушение, постигающее нас, своими результатами показывает, в каком направлении мы двигались до сих пор.

Если мы не вверяем себя всецело Богу во время искушения, значит, мы вообще далеки от такого посвящения Ему. Если мы в этот момент оказались вдали от Бога, значит, мы рассчитываем на собственную твердость характера и силу воли. Но по сути все это в равной степени не устоит в искушении, потому что дьявол сильнее нас, и мы проиграем ему каждую битву, когда только попытаемся с ним бороться собственными силами.

В 4 главе Послания к Евреям говорится о великом Первосвященнике, к престолу благодати Которого мы приглашаемся, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Здесь просматривается четкая последовательность. Мы приступаем смело к Его престолу благодати именно сейчас, чтобы обрести благодать, необходимую в будущем, когда придет трудное время. Во время нужды или искушения обнаруживается, была ли взята эта благодать. «Мы можем быть в такой близости к Богу, что при каждом неожиданном испытании наши мысли будут обращаться к Нему так же естественно, как цветок обращается к солнцу» («Путь ко Христу», с. 99, 100). Если во время испытания мы первым делом ропщем на Бога и обвиняем Его в жестоком обращении с нами, это лишь показывает, что мы вдалеке от Него. Нам не дано знать состояние наших сердец. Некоторые люди, будучи уверены в том, что они успешно выдержат штормы тысячи морей, тонут даже в луже. Мы обманываемся относительно наших собственных сердец. Поэтому в Своей великой любви Бог допускает искушения и испытания, чтобы мы могли видеть все в истинном свете.

День великого кризиса

«И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:12).

В конце времени непосредственно перед пришествием Христа должен произойти великий кризис, когда и обнаружится, каким путем шел каждый человек. Отличие этого великого кризиса от малых предшествующих ему заключается в том, что когда ветры дуют с ураганной силой, — больше нет времени, чтобы что-то поменять. Необходимое изменение должно быть совершено до того, как разразится буря. А если это так, то Бог, конечно же, чрезвычайно заинтересован в том, чтобы мы увидели себя, какие мы есть в действительности, перед наступлением этого времени, и приготовились к нему. В 8 главе книги пророка Амоса содержится предсказание о наступлении такого дня, когда люди будут скитаться от моря до моря, от севера к востоку в поисках веры, которой они раньше пренебрегали, но они не будут находить ее. Они поймут, что только истинная вера имеет настоящую ценность, а все остальное в жизни ровным счетом ничего не стоит. Бросив все свои богатства кротам и летучим мышам, в панике и отчаянии они со страхом будут искать того, что они могли иметь раньше, но отказались.

Как узнать, будем ли мы спасены во время надвигающегося шторма? Существуют два признака, определяющие, идем мы по правильному пути или нет. Во-первых, покорны ли мы воле Божией (Мф. 7:21); во-вторых, знаем ли мы Его (Мф. 25: 12). «Когда мы узнаем Бога настолько, насколько мы можем знать Его, тогда наша жизнь станет жизнью постоянного послушания» («Желание веков», с. 668). Знание Бога представлено здесь как причина, а исполнение воли Божией как следствие. Оба признака имеют равное большое значение, оба чрезвычайно важны, но один вытекает из другого. Как мне узнать, иду ли я к Богу, когда я взбираюсь на гору вместо того, чтобы спускаться? Суть вопроса в том, имею ли я ежедневные личные, осознанные взаимоотношения с Богом или нет?

Когда я узнаю Бога так, как я могу Его узнать, тогда моя жизнь становится жизнью постоянного послушания. Если у меня есть проблемы с постоянным послушанием, это происходит не потому, что я недостаточно стараюсь быть послушным, а потому, что я не знаю Бога так, как я могу Его знать. Вот в чем моя настоящая проблема. Если же я буду продолжать искать взаимоотношений с Богом, продолжать пользоваться данным мне преимуществом Его познавать, тогда Он завершит дело, начатое в моей жизни, и поможет мне пройти окончательный великий кризис уверенно и сделает мой путь безопасным.

Мужество во время кризиса

«Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35).

Много лет тому назад в одной из первых книг Духа Пророчества, который как особый дар был послан церкви от Бога, описывалось видение. Это описание можно найти в книге «Ранние произведения», с. 269 и далее. В видении было показано, что произойдет в жизни народа Божия непосредственно перед пришествием Христа.

Иногда мы тратим много времени на изучение и обсуждение международных и политических событий, которые должны произойти в самом конце земной истории, но, очевидно, наибольший интерес представляет жизнь народа Божия и его духовное состояние в это время. Было бы хорошо изучить всю главу, носящую заглавие «Потрясение», но пока обратим внимание на некоторые отрывки из нее.

«Я видела, как некоторые с сильной верой и душевной агонией взывали к Богу». С какой верой? С сильной верой! Не упустите это из вида. «Их бледные лица выражали глубокое беспокойство и внутреннюю борьбу… Крупные капли пота катились с их лиц».

Это описание призвано ободрить нас. Вам казалось когда-нибудь, что люди, переживающие глубокое беспокойство и внутреннюю борьбу, далеки от Бога? Вы когда-нибудь считали, что беспокойство и борьба являются признаками недостатка веры? Имея сильную веру, разве вы никогда бы не испытывали такого рода душевной агонии? Вы можете быть сильными в вере и, однако испытывать глубокую тревогу.

Далее говорится: «Время от времени на их лицах появлялся отпечаток одобрения Божия». Когда появлялся? Все время? Нет, время от времени. «И вновь все тот же торжественный, серьезный, тревожный взгляд окидывал их. Злые ангелы толпились вокруг, сгущая вокруг них тьму, чтобы разлучить с Иисусом». Заметим, что главная цель злых ангелов — помешать верующим взирать на Иисуса. «Когда молящиеся продолжали со святой ревностью взывать к Богу, луч света от Иисуса временами сходил рш них, утешал их сердца». Не постоянно, но лишь временами.

Не отчаивайтесь, когда небеса кажутся медным куполом над вашей головой. Это еще не доказательство слабости вашей веры. Вам не следует усугублять свои страдания и беспокойство упреками в свой адрес за недостаток веры. Если вы будете продолжать искать Иисуса, будете продолжать ревностно обращаться к Нему, то лучи Его сияния будут посланы, чтобы утешить ваши сердца.

Последнее испытание

«Но они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр, 11:16).

Во время второй мировой войны на территории Англии находилась школа разведки, где получали соответствующую подготовку агенты-разведчики стран-союзников. Условия проживания были скромными. Инструктора, ведущие обучение, должны были, работая с будущими разведчиками, изменить их окружающую среду, их пищу, укоренившиеся привычки и навыки. Они одевали их в немецкую форму, давали немецкие имена. И все это имело целью изменить их настолько, чтобы они сами начали считать себя немцами.

Успех всей программы обучения определялся последней проверкой. Закончившие обучение долго шли солдатским походным маршем, пока наконец среди ночи им не разрешалось сделать привал. Когда они засыпали, их неожиданно будили, наводили на глаза прожектор и спрашивали: «Кто ты?»

Если бы вы были одним из этих агентов и, проснувшись, сказали: «Я Генри Смит», — а на вопрос: «Откуда вы и куда идете?» — ответили бы: «Я из Канады и направляюсь домой к маме», то прошло бы много времени, прежде чем вы попали бы домой к маме. Но если бы вы ответили по-немецки: «Я Генрих Шмидт (или что-то вроде этого). Я из Франкфурта и направляюсь в Берлин» — тогда точно в скором времени вы были бы в Берлине.

Некоторые из обучаемых действительно выдерживали проверку. Но вот передо мной возникает другая картина. Я вижу Господа Учителя, Который не просто меняет пишу, одежду и внешние поступки людей, но изменяет их мысли, сердца, побуждения, вкусы и желания. Учась у такого Учителя и Господа, Который является вашим лучшим Другом, вы преобразуетесь внутренне и внешне. Приходит время, когда на вас направляется прожектор. Вы вздрагиваете, слово очнувшись от глубокого сна, и слышите голос:«Кто ты?» И вы уверенно отвечаете: «Я последователь Иисуса Христа, Который умер за меня». «Куда ты направляешься?» «Я ищу лучшую страну, город, имеющий основание, художник и строитель которого Бог».

Будем благодарны Богу за малые кризисы, допускаемые Им перед наступлением больших бурь. Будем благодарны Ему за возможность узнать до того, когда уже будет слишком поздно, основывается ли наша вера в Него на твердом основании — Иисусе Христе.

Придите такими, какие вы есть

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).

У одного человека не работал автомобильный сигнал. Поэтому он поехал на городскую обслуживающую станцию, чтобы установить там новый сигнальный механизм. Когда он подъехал к зданию, шел дождь, входная дверь была закрыта и на ней висела табличка с надписью: «Дайте сигнал!» Вы когда-нибудь испытывали огорчение подобное тому, какое испытал этот человек? Я никогда не забуду, как пытался обратить своего сына. В городе, где мы в то время жили, ситуация не была благополучной. Переживая за сына, я боялся, что его тоже впутают в какое-нибудь темное дело. Я с ним говорил и, пожалуй, говорил слишком много, пока наконец не понял, что уже достаточно разговоров, пора начать молиться.

Потом несколько школьных товарищей, которых он уважал, пригласили его на беседу в дом библейского учителя. Он решил пойти и задать некоторые трудные для него вопросы. Итак, он пошел и начал играть в свою игру. Но где-то в середине беседы сын начал прислушиваться. Только позднее он узнал, что некоторые из его друзей молились за него. Но когда беседа уже заканчивалась, он услышал нечто такое, что никогда, по его мнению, не слышал раньше, — хотя я вас уверяю, что до того он уже слышал об этом! Итак, в тот вечер он услышал, что нам не нужно изменять себя, чтобы прийти ко Христу, что мы всегда приходим ко Христу такими, какие мы есть, и Он Сам изменяет нашу жизнь.

Сын пришел домой счастливый и возбужденный. Подойдя ко мне, он сказал: «Послушай, папа, только послушай. Нам не нужно изменять свою жизнь,, чтобы прийти ко Христу. Мы приходим к Нему такими, какие мы есть, и Он Сам изменяет нашу жизнь!»

Мне не хотелось похитить у него радость первооткрывателя, и потому я сделал удивленный вид: «В самом деле?» Казалось, что даже кровь в моих жилах начала петь. На следующее утро я проходил мимо двери в его комнату и увидел, что мой мальчик читает Библию. Еще вчера Библия его не интересовала, а сегодня он не мог равнодушно отложить ее. Прежде чем завершилась эта неделя, он уже провел дома «евангельское» собрание с другими школьниками, стараясь поделиться с ними своим новым открытием.

Когда человек впервые понимает, что мы действительно можем прийти к Иисусу такими, какие есть, тогда в его жизни все изменяется.

Покаяние — это дар

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

Иисус любит нас, приходящих к Нему такими, какие мы есть. Покаяние не исходит от нас самих и не является также условием для того, чтобы мы были приняты Богом. В книге «Путь ко Христу» говорится, что «именно в этом вопросе многие заблуждаются и, следовательно, не получают помощи, которую им желает оказать Иисус. Они считают, что не могут прийти к Иисусу, прежде чем не покаются» (с. 26). Но покаяние является даром, который мы получаем, когда приходим ко Христу.

В Откр. 3:19 Лаодикийская церковь призывается быть ревностной и покаяться. Поскольку мы живем в этот период земной истории и, по крайней мере, являемся потенциальными лаодикийцами, то нам крайне важно понять природу истинного покаяния. Оно не достигается посредством больших усилий, попыток внушить себе печаль о грехе. В Деян. 5:31 сказано: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов». «Покаяние — это не менее важный Божий дар, чем прощение и оправдание. И пережить его можно лишь тогда, если оно дается душе Христом» («Избранные вести», т. 1, с. 391). Итак, если я хочу сегодня покаяться, мне нужно встать на колени и просить об этом Бога, потому что покаяние — это дар, а Он любит давать благие даяния Своим детям. Во 2Кор. 7:10 сказано: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Где получить печаль ради Бога? У Бога. Она не вырабатывается посредством наших усилий.

Нам необходимо понять, что Лаодикия нуждается именно в покаянии. И не потому, что в ней царит распущенность. Нет, нравственный уровень Лаодикии высок. Она известна своим внешним благочестием. Но несмотря на это, Спаситель стоит вне ее пределов. Он стучит в дверь, желая, чтобы Его впустили. Лаодикия должна покаяться в том, что вся ее высокая мораль, все множество ее добрых дел лишены присутствия Христа. Может быть, Иисус еще стоит за дверями построенных нами больших церквей или учреждений, желая, чтобы Его впустили?

Нам нужно покаяться в жизни, которая до сих пор была сосредоточена на чем угодно, только не на Христе. Является ли Иисус средоточием вашей жизни, вашей семьи, ваших взаимоотношений? Присутствует ли Он в ваших мыслях, вашем разговоре? Или вам необходимо прийти к Нему за покаянием, потому что до сего времени вы заставляете Его стучать в двери вашего сердца?

Благость Божия ведет к покаянию

«Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31).

Учась в колледже, мы с братом жили в одной комнате общежития. Это было немного странным, потому что до того у нас с ним были частые драки. Наши родители даже беспокоились, что мы никогда не повзрослеем. Но, начав учиться в колледже, мы очень сблизились друг с другом. Психологи говорят, что кого любишь, с тем дерешься, а кого не любишь, на того и не будешь тратить времени! Возможно, это лежало в основе всех наших отношений. Но как бы там ни было, поселившись в одной комнате общежития, мы очень сдружились.

Каждую пятницу мы, как правило, убирали комнату к субботе. Но случилось так, что я отстал в успеваемости по некоторым предметам по той причине, что пытался закончить курсовую работу к сроку. Когда брат вошел в комнату, я еще стучал на машинке. «Скорей заканчивай! — сказал он — Нужно убирать комнату».

Я ответил: «Убери сам. Я не могу. Я слишком занят». И мы вновь оказались на грани потасовки.

Но мой брат сумел взять себя в руки и сказал: «Конечно, ты прав. Я понимаю, что тебе очень трудно. Я сам с удовольствием уберу комнату, а ты продолжай работать».

Эти слова сокрушили мое сердце! Я отложил в сторону свою работу и помог брату убрать в комнате. Мы часто, сталкиваясь с подобной ситуацией, улаживали проблему подобным образом. И хотя зачастую это делалось не совсем искренно, тем не менее этот простой пример показывает, что когда кто-то вместо того, чтобы противодействовать вам, дает доказательства своей любви, это покоряет ваше сердце. «Благость» моего брата побудила меня помочь ему убрать в комнате.

В Рим. 2:4 говорится о том, что благость Божия ведет нас к покаянию. Благость Божия — это действительная, неподдельная, единственная в своем роде реальная благость. Ищете ли вы истинного покаяния? Когда вы придете ко Христу, будете размышлять над Его жизнью, Его характером и миссией, когда вы поймете Его великую любовь и Его готовность принять вас, тогда вы будете приведены к покаянию.

Нарушенный закон и сокрушенное сердце

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши…» (Ис. 53:5).

Когда мы жили в штате Мичиган, я учился в седьмом классе небольшой восьмилетней школы, в которой обучалось всего 13 учеников. Наша учительница, молоденькая девушка 17 лет, только начала заниматься преподаванием. Она любила нас и старалась делать со своей стороны все самое лучшее. С преподаванием дела у нее шли хорошо, но порядок и дисциплину ей навести так и не удавалось. В конце концов в середине года на школьном совете остро встал вопрос о том, разрешить ей или нет довести занятия в классе до конца учебного года.

Школьники постепенно потеряли уважение к ней. Учащимся вообще-то нравится знать, как далеко находится граница дозволенного, и они начали ее критиковать, вместо того чтобы подумать обо всем хорошем, что она для них сделала. Однажды, уходя домой после уроков, я обратил внимание на нескольких школьников, которые, стоя у открытого окна, говорили, что им не нравится учительница и что они надеяться на ее уход из школы. Что вы делаете, если все кругом говорят, как они не любят учителя? Вы попадали когда-нибудь в подобную ситуацию? Волей-неволей начинаешь вторить: «Да, правда. Этот человек нехороший. Я тоже не люблю его». Слушая этот разговор, я неожиданно выглянул в открытое окно и остолбенел, внезапно увидев нашу учительницу. Низко склонившись, она плакала. Слезы буквально струились по ее щекам. Я никогда, наверное, не забуду того безнадежного отчаяния, которое было на ее лице.

Я стремглав помчался домой, а перед моими глазами все время стояло ее лицо. Я огорчил и разочаровал человека, который сделал так много хорошего для меня. В ту ночь я плохо спал. Я вспомнил, как на рождество она каждому из нас сделала хорошие подарки. Она всегда стремилась подружиться с каждым из нас. После завтрака она любила читать нам интересные рассказы. Она сделала так много хорошего для меня; а я разочаровал ее. На следующий день я сел и написал ей письмо о том, что я сильно огорчен. Почему? Потому что я сделал даже больше, чем просто нарушил правила. Я сокрушил чужое сердце. И в этом есть разница, не так ли?

Истинное покаяние приходит в результате личных сокровенных взаимоотношений с Господом Иисусом. Когда эта дружба реально сознается и мы видим, что наши грехи сокрушили Его сердце, тогда и наши собственные сердца действительно будут сокрушены.

Исповедание — это не способ достичь праведности

«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28:13).

Один из первых шагов на пути к осознанным взаимоотношениям с Богом заключается в том, чтобы признать себя грешником, признать свое греховное естество и признать, что без наличия связи со Христом это греховное «естество будет управлять нами. Только столкнувшись лицом к лицу с какой-то проблемой, мы осознаем свою нужду во Христе. Мы должны понять, что являемся грешниками по своей природе, независимо от того, лжем ли мы, крадем ли мы или не делаем ничего из этого. Когда мы сознаем нашу нужду и приходим ко Христу, Он дает нам покаяние. И только когда мы принимаем этот Его дар, наше исповедание может быть истинным.

Заметим, что всегда предшествует истинному исповеданию: «Если мы не испытали действительного покаяния, о котором впоследствии не приходится сожалеть, если мы в истинном смирении души и сокрушении духа не исповедовали своих грехов и не возненавидели беззаконие, то мы еще никогда в действительности не искали прощения грехов. А если мы никогда не искали, то никогда и не испытывали мир Божий» («Путь ко Христу», с. 38). Очень важно понять, что покаяние предшествует исповеданию. Покаяние возможно лишь после того, как мы пришли ко Христу. Исповедание же следует за покаянием. Вот почему для многих людей исповедание является большой проблемой. Мы склонны думать, что через исповедание возможно прийти ко Христу или что покаяние является следствием исповедания.

У вас когда-нибудь возникала мысль, что исповедание является своего рода заслугой? Чувствовали бы вы себя совершенно уверенным в спасении, если бы каждый вечер перед сном исповедовали абсолютно все свои грехи? Не существует такого понятия, как «праведность, достигаемая

через исповедание». Бессмысленно исповедовать свои грехи, если вы не покаялись, потому что в этом случае вы будете расценивать исповедание как свою заслугу, как попытку своими силами обрести благоволение Божие. Исповедание является следствием истинной печали о грехе, но никак не ее причиной («Путь ко Христу», с. 39).

Исповедание включает два аспекта. Во-первых, оно является простым перечнем наших особых грехов, ошибок и недостатков, во-вторых, истинное исповедание должно включить в себя признание того факта, что мы остаемся жить в греховном состоянии и потому в сокрушении духа сознаем нашу постоянную нужду во Христе и нашу полную зависимость от Него.

Исповедание исключает самооправдание

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:9).

Истинное исповедание возможно только тогда, когда мы пережили истинное покаяние. Пожалуй, одним из наилучших признаков истинного исповедания является наличие или отсутствие самооправдания с нашей стороны. К примеру, я прихожу к вам и говорю: «Мне бы хотелось попросить у вас прощения. Я сожалею, что сказал о вас неправду, но если бы вы не были таким отвратительным человеком, мне бы не пришлось говорить о вас ложь». Вы сразу можете определить, что такое покаяние — не истинно.

Человек оправдывал себя, начиная еще с Едема. Адам свалил вину на Еву, Ева же, в свою очередь, — на змея. «Когда грех притупляет моральную чувствительность, грешник перестает замечать недостатки своего характера… и если он не покоряется убеждающей силе Святого Духа, то остается частично слепым но отношению к своему греху… К каждому признанию вины он добавляет собственное оправдание» («Путь ко Христу», с. 40).

Истинное возрождение жизни неотделимо от покаяния. Вам кто-нибудь говорил так: «Проси прощения об этом»? Просили ли вы прощения после этого? А вы сами говорили кому-нибудь, возможно, своим детям: «Скажи, что ты сожалеешь о своем поступке»? Заставляли ли их эти ваши слова сожалеть о случившемся? Если мы не испытываем действительного сожаления о грехе, наше исповедание в этом случае бессмысленно и безрезультатно. По опыту мы все знаем, что исправить самих себя мы не в состоянии, но, взглянув на Христа и видя разочарование на Его лице, видя Его любовь и долготерпение к нам, мы переживаем истинное сокрушение о грехе.

Только когда мы примем милость и сострадание Иисуса, Он сможет передать через нас Свою милость и сострадание другим. Только Иисус может дать вам мир. Он любит вас. Он отдал Себя за вас. Его суд справедлив. Его любящее сердце исполнено сочувствия к вашим немощам. Когда мы поймем Его любовь и поймем, как много боли мы причиняем Его сердцу своими грехами, тогда мы действительно покаемся и почувствуем сожаление о том, что огорчили Его. Исповедание, порожденное печалью от сознания того, что мы огорчили лучшего Друга, Который любит нас, не ищет извинения. Оно исходит из сердца. Вслед за таким исповеданием следует исправление.

Честное исповедание

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16).

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что вам нужно исповедовать какой-нибудь особый грех перед Богом или перед другими людьми? Вам когда-нибудь приходилось спрашивать себя, что нужно исповедовать, а что исповедовать не стоит и как это определить? Свидетельство Духа Пророчества предупреждает о том, что необходимо быть очень осторожными, когда мы исповедуемся. «В своих религиозных стремлениях мы допустили ошибки в отношении исповедания. Хотя исповедание само по себе является делом благим, его нужно совершать с мудростью» («Свидетельства», т. 5, с. 645). Вопрос о том, как и кому должны быть исповеданы грехи, требует тщательного молитвенного исследования. Мы должны детально изучить его, представляя перед Богом и ища Божественного просвещения (там же, с. 645, 646).

Поэтому в ответ на вопрос, кому я должен исповедовать свои грехи, Дух Пророчества дает несколько советов. Прежде всего, мы не должны пренебрегать исповедованием наших недостатков перед другими людьми, если они в какой-то мере пострадали от нас («Основы христианского воспитания», с. 239). Второе правило заключается в том, что грехи личного характера необходимо исповедовать только Христу («Советы здоровья», с, 374).

Если я поддерживаю живое общение с Богом, мне совсем не нужно сидеть и пересматривать всю свою жизнь, пытаясь вспомнить, сколько я нагрешил. Мне не нужно проводить бессонные ночи, составляя список своих грехов и потом по нескольку раз его проверяя. В процессе моих взаимоотношений с Богом Он найдет способ показать мне, что именно я должен исповедовать.

Бог и Дух Святой взяли на Себя ответственность за то, чтобы показать нам, что именно мы должны исповедовать. Мы же, со своей стороны, должны немедленно отозваться на это приглашение. Если у нас есть грехи, которые нужно исповедовать, не будем терять времени на то, чтобы оправдать их. Тяжело признавать свою вину. Но когда мы понимаем, что самооправдание и недостаток исповедания препятствуют продолжению наших взаимоотношений со Христом, когда мы видим тесную связь между исповеданием и нашим христианским возрастанием, тогда для нас не будет казаться таким уж трудным открыть свои прегрешенья.

Исповедание включает в себя и процесс борения. Но сегодня мы можем быть благодарны за благость Иисуса. Он имеет достаточно силы, чтобы посредством наших взаимоотношений с Ним показать нам, что именно необходимо исповедовать и как это нужно делать.

«Попроси прощения»

«Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога, так, что нисколько не понесли от нас вреда» (2 Кор. 7:9).

Когда я учился в третьем классе, мы как-то на перемене играли с мальчишками во дворе. Разгоряченные и пыльные после игры, мы побежали к умывальникам, чтобы умыться, и совсем забыли о том, как нужно вести себя. Вдруг из соседней комнаты появилась учительница и сказала: «В чем дело? Вы шумите, как племя диких индейцев».

Ну, во-первых, я решил, что ей вообще-то нечего было делать в мужской ванной комнате. Во-вторых, мне не понравились ее слова, и я довольно дерзко ответил ей. Учительница решила, что для своего возраста я слишком смело с ней разговариваю, и рассказала об этом моей учительнице. Та велела мне извиниться перед ней.

Но я не сожалел, поэтому не пошел и не извинился. На следующий день, когда я пришел в школу, моя учительница остановила меня и спросила: «Ты сказал ей, что сожалеешь о происшедшем?» Деваться было некуда, и я ответил: «Да, сказал». Но она, оказывается, уже знала правду. «Я только что говорила с мисс Браун, — сказала она, — и мисс Браун рассказала мне, что ты не извинился».

В замешательстве я ответил: «Но я извинился. Должно быть, она просто не расслышала». Учительница решила, что дальше говорить со мной бесполезно, и оставила меня в покое.

Прошло несколько лет. Я закончил школу, и мы с семьей переехали в другой город. Но каждый раз, открывая Библию, я вспоминал о том, как солгал моей учительнице. Убеждать во грехе — это дело Бога, и это благое дело, не так ли? В конце концов я сел и написал письмо моей бывшей учительнице и признался ей во всем. Но я все равно не чувствовал сожаления о том, что я огорчил мисс Браун.

Как-то я рассказал эту историю на лагерном собрании. После собрания мне сказали, что меня ожидает какая-то женщина. Это была мисс Браун. Прошло уже более 30 лет. Но я по-прежнему не чувствовал сожаления о сказанном ей. Мы немного поговорили, и когда я через некоторое время возвратился домой, там меня ждало письмо от мисс Браун, в котором она писала, что сожалеет об этом давнем происшествии. Прочитав письмо, я тоже почувствовал сожаление. Впоследствии я много думал о том, почему же я не мог сожалеть раньше? Наверное, потому, что я не знал хорошо эту женщину. Всего лишь единственный раз я столкнулся с ней в ванной комнате. Если наша встреча с Богом гоже случайна и носит разовый характер, то мы никогда не будем сожалеть, если огорчим Его. Только осознав Его любовь и поняв, что Он наш Друг, мы придем к истинному покаянию.

Прощение, не имеющее границ

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» (Мф. 18:21).

Ученики пришли к Иисусу и спросили, сколько раз им следует прощать друг друга. Фарисеи говорили, что достаточно трех раз. Ученики, желая показать, что они кое-чему научились, и видя, как прощал Иисус, увеличили это число до семи. Но Иисус сказал: «Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18:22).

Когда легче простить: в первый раз или когда этот же человек оскорбляет вас в десятый раз? А что вы скажете о сотом разе? Обычно в наших взаимоотношениях друг с другом мы считаем в порядке вещей, если прощается в первый раз. Но если вас оскорбляют вновь и вновь, вы приходите к выводу, что покаяние со стороны оскорбляющего не было истинным.

В Лк. 17:4 Иисус выразился более определенно. Он сказал, что если твой брат согрешит против тебя семь раз и «семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь» — прости ему. И сказали апостолы Господу: умножь в нас веру». Необходима сильная вера, чтобы так прощать. О чем Иисус в действительности говорит в этих словах? Конечно, Он желает, чтобы мы в духе прощения относились к согрешающим против нас. Но в то же время здесь представлен еще один пример той любви и прощения, которые Бог проявляет к нам.

В наших взаимоотношениях друг с другом, если мы часто кого-то оскорбляем, ко имеем длинный послужной список хороших поступков, мы почти всегда уверены, что нас просто обязаны простить и на этот раз. Но оскорбив кого-нибудь семь раз в течение дня и семь раз попросив у этого человека прощение, мы вряд ли будем чувствовать, что заслужили это прощение. И если нас все же в таком случае прощают, нам становится совершенно ясно, что это происходит не по причине -наших заслуг, но по причине любви и благости прощающего нас.

Такая любовь и благость исходят только от Бога. Он — ее источник. Весть, записанная в Ин. 6:37, является благой вестью, потому что она не ограничена временем. И сегодня, несмотря на все ваши многочисленные падения и грехи, если вы придете к Нему, то будете вновь приняты. Он не прогонит вас.

Кому больше прощено, тот сильнее любит

«А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47).

В доме Симона проходило пиршество. Этот фарисей был несколько обеспокоен тем, что Иисус так свободно принимал грешников и так щедро раздавал прощение. Поэтому Иисус и рассказал притчу о двух должниках. Один из них был должен большую сумму, другой — намного меньше. Прощены были оба. Иисус спросил: «Который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Лк. 7:42,43).

С человеческой точки зрения, щедро предлагаемое прощение таит в себе опасность, так как оно как бы поощряет вольность во грехе. Кажется, что должен существовать предел покаянию, иначе мы будем продолжать постоянно избирать грех и каяться. Но любовь — надежный страж против такой вольности во грехе. Люди, которым многое прощено, знают лучше, чем кто-либо другой, как велика любовь Бога, простившего их. Поэтому они способны больше Его любить. «Те, кому Он больше простил, будут больше Его любить. Они будут ближе стоять к Его престолу, чтобы славить Его за великую любовь и безграничную жертву. Когда мы в большей полноте поймем Божию любовь, тогда мы лучше осознаем греховность греха» («Путь ко Христу», с. 36).

Если мы знаем, что нас любят, мы, безусловно, готовы ответить взаимной любовью. Когда мы узнаем Божию любовь к нам и поверим в нее, то будем влекомы к покаянию, и чем больше мы познаем Его любовь, тем более глубоким будет наше покаяние.

Если мы будем любить Его, то будем соблюдать Его заповеди. Фактически только любя Его мы способны соблюдать Его заповеди. «Всякое истинное послушание исходит из сердца» («Желание веков», с. 668). Ежедневно приходя к Иисусу такими, какие есть, мы принимаемы Им. Когда Он наделяет нас даром покаяния, мы видим величие Его любви и Его готовность предложить покаяние и прощение даже тем, кто «много» нуждается в прощении. Любовь к Нему начинает мощным потоком струиться из наших сердец. Когда мы любим Его, то в нас загорается желание повиноваться Ему. Божие прощение, так щедро предлагаемое людям, не только не ведет к вольности во грехе, но является единственно верной основой истинного послушания. В Рим. 2:4 говорится, что благость Божия ведет нас к покаянию.