Послушание верою

Принятые благодаря Иисусу

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).

Как-то, ожидая в аэропорту своего рейса самолета, я заказал в буфете бутерброд. Задумавшись о чем-то другом, я ушел, оставив бутерброд на прилавке. Я вспомнил о нем и вернулся, чтобы взять его.

Но вот, предположим, я пришел в магазин покупать автомобиль. Уверяю вас, вряд ли, несмотря на свою рассеянность, я уйду и оставлю автомобиль в магазине. Чем больше мы платим за вещь, тем больше ею дорожим.

Безграничный, бесценный дар Божий в лице Иисуса Христа является гарантией того, что мы будем приняты так же, как была принята жертва Иисуса Христа. Бог не забыл нас и не оставил на произвол судьбы после того, как уплатил такую высокую цену за наше спасение. Будем же славить Его за этот дар.

На основании Рим. 4:5 мы можем сказать, что Бог оправдывает нечестивого. Он принимает грешников, когда они приходят к Нему такими, какие они есть. В вопросе спасения по вере это одна из важных и значимых истин. Не нужно ждать какого-то момента, когда, усовершенствовавшись, мы можем быть приняты Богом. Он любит принимать нас такими, какие мы есть. Его обетование сохраняет свою силу и когда мы приходим к Нему в первый раз, и когда мы идем к Нему сегодня. Сегодня мы вновь можем прийти к Нему такими, какие есть, и Он примет нас.

Говорить о послушании могут только те люди, которые уверены, что они уже приняты Богом. Если я не уверен в этом, то исследовать вопрос о послушании крайне рискованное дело для меня, потому что это приведет лишь к разочарованиям.

Когда грешник откликается на убеждающий голос Святого Духа, он приходит к Богу таким, каков он есть, и благодаря Иисусу получает оправдание от Бога.

Ничто, сделанное человеком, не может стать дополнительной лептой в деле спасения, не может быть вменено ему в заслугу и в этом смысле не представляет ценности. Наше послушание не делает нас правыми перед Богом и не является основой нашего спасения. Однако для христианина, который ясно это понимает и полагает основу своей уверенности и прощения в заслугах Христа, а не в своих делах, вопрос послушания — чрезвычайно важный вопрос. Только имея ясное понимание основания нашего спасения, мы готовы начать воздвигать стены на этом основании.

Праведный верою жив будет

«Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10:38).

Народ Божий непосредственно перед Вторым пришествием Христа будет характеризоваться, согласно Откр. 14:12, двумя отличительными признаками. Он будет соблюдать заповеди Божьи и будет иметь веру Иисуса (англ. перевод). Что означает «соблюдать» заповеди? Это подразумевает нечто большее, чем просто верить в заповеди Божьи, думать, что они справедливы, или даже соглашаться с ними.

Возможно, вам говорили, что вы действительно можете соблюдать заповеди Божьи, но не сможете соблюсти их в совершенстве. Давайте прочитаем вышеуказанный текст в контексте именно такого понимания: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий, но не в совершенстве». Вас бы это устраивало? Библия так не говорит. Если вы не соблюдаете заповеди Божьи в совершенстве, то вы не соблюдаете их вовсе. Вы или соблюдаете их или нет.

Последний спорный вопрос, который возникнет в ходе великой борьбы, будет заключаться не в том, умер Иисус или нет, имеет ли Его кровь спасающую силу или нет, но в том, можем ли мы быть послушными Богу или мы будем продолжать противиться Ему. В этом суть последней битвы (см. «Желание веков», с. 763).

Итак, можем ли мы повиноваться Богу или нет? Не кажется ли этот вопрос несовместимым с истиной о спасении по вере во Христа? Не звучит ли он так, словно мы выступаем за законничество? Или, может быть, возможно гармоничное сочетание вопросов о послушании и о спасении только через веру?

Мы сможем понять истину о. послушании правильно лишь в том случае, если в основании нашей надежды на спасение будет положен факт, что мы можем прийти ко Христу такими, какие есть, и быть принятыми Им благодаря совершенному на кресте. Апостол Павел говорит: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину.’В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет»» (Рим. 1:16,17).

Возможно, мысль о том, что мы живем верою, так же, как и верою приходим первоначально к Богу, для некоторых покажется новой. Послушание верою без всяких добавлений или исключений. Послушание только верою.

Послушание как средство

«Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем» (Кол. 2:6).

Когда мы приходим к Иисусу, чтобы получить прощение, полагаясь на Его жертву, принесенную ради нас на Голгофском кресте, тогда Он может принять нас такими, какие мы есть. И всякий день, когда мы вновь приходим к Нему, Он продолжает принимать нас и наделять уверенностью в спасении. Придя однажды ко Христу и приняв предлагаемое Им спасение, мы должны осознать, что постоянно оставаться со Христом и возрастать в Его благодати можно лишь таким же образом, как мы и пришли к Нему впервые — праведный верою жив будет.

Что означает жить верою? Чтобы понять это, нам необходимо прежде всего вспомнить, каковой является истинная вера. Это нечто более глубокое, чем простое согласие разума с истиной. Она включает доверие Личности, Которую мы узнали лично и убедились, что Эта Личность абсолютно достойна доверия. Вера всегда имеет самопроизвольный, спонтанный характер и вытекает естественно из взаимоотношений человека со Христом.

Но это не означает, что в послушании нет необходимости. Послушание чрезвычайно существенно и важно. В жизни христианина есть место и вере, и делам. Однако нам необходимо понять также, как проявляется послушание. Что мы имеем в виду, когда говорим, что праведный верою (или, другими словами, посредством веры) жив будет? Под этим подразумевается метод или средство. Например, говоря о средстве передвижения, мы произносим следующее: я лечу в город самолетом.

Согласно библейскому учению, оправданные верою будут также и жить верою. Христианская жизнь осуществляется тем же самым способом, каким она начинается. «Как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем». Только посредством веры мы способны соблюдать Божьи заповеди. Послушание верою — это единственно правильное послушание, которое только существует. «Когда мы узнаем Бога так, как нам дается возможность Его узнать, тогда наша жизнь будет жизнью постоянного послушания» («Желание веков», с. 668). Обратите внимание на условие — когда мы узнаем Бога.

Бог принимает нас независимо от того, какие усилия мы будем прикладывать, чтобы добиться этого принятия. Точно так же тяжелым трудом невозможно сделать себя послушным. И принятие, и послушание приходят как дар от Бога и обретаются только верой через продолжающееся общение с Ним.

Мы не можем повиноваться

«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19).

Мы живем христианской жизнью таким же образом, как и начинаем ее, а именно — только посредством веры. Мы получаем оправдание исключительно по вере, Бог принимает нас исключительно в зависимости от нашего принятия верою вмененных нам заслуг Христа. И жить христианской жизнью мы должны только верою.

Одна из основных причин, почему послушание должно совершаться верою, заключается в самой природе греха и грешников. Мы все — грешники, независимо от того, сделали когда-либо «грех» или нет. Не только сам процесс согрешения делает нас грешниками. Мы является грешниками по своему рождению. «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Мы являемся грешниками уже потому, что родились в этом мире греха, независимо от того, согрешили когда-либо или нет. Итак, мы — грешники. «Наши сердца злы, и мы не можем изменить их» («Путь ко Христу», с. 18).

Многие тексты Святого Писания напоминают нам об этом. «Нет праведного ни одного» (Рим. 3:10). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8). Мы — «по природе чада гнева» (Еф. 2:3). «Знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе» (Рим. 7:18). Мы все грешники, потому что грешниками родились.

Пожалуй, наиболее ярко эта мысль изложена в 3 главе Евангелия от Иоанна, где Христос говорит нам о том, что увидеть Царство Божие можно только при условии, если человек родится свыше. Если это так, значит в нашем первом рождении не все так уж и хорошо. Все мы, рожденные в этом мире, родились отделенными от Бога. Это — самое большое несчастье людей, рожденных грешниками. Если бы не крест Христов, мы были бы обречены на вечное разделение с Богом. Бог дает каждому человеку возможность родиться вновь.

Причина, почему мы рассматриваем вопрос рождения свыше в связи с вопросом о послушании, заключается в следующем: если наши сердца злы и мы не можем изменить их, то можем ли мы вообще быть послушными? Если в нашей плоти не живет доброе, можем ли мы когда-либо повиноваться? Сами по себе мы не можем. Только приходя ко Христу, признавая свое бессилие и принимая Его верою, мы оправдываемы Богом.

Грешные по своему рождению

«Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).

Все мы, рожденные в этом мире, рождены отделенными от Бога. Иисус показал путь, идя которым мы можем вернуться в отношения с Богом, разорванные при грехопадении.

Первый признак, свидетельствующий о нашем рождении в отделенное™ от Бога, заключается в том, что мы рождены эгоистами. Мы — эгоисты по своей природе, и из этого проистекает все, что мы называем грехом. И в отдалении от Бога такое состояние не изменится. Пожалуй, будет уместным вспомнить следующие слова: «Никто из апостолов или пророков не притязал на безгрешность. Мужи, которые жили в непосредственном присутствии Бога, мужи, которые были готовы скорее пожертвовать жизнью, чем совершить сознательный грех, мужи, которых Бог почтил божественным светом и силой, — признавали греховность своего естества» («Деяния апостолов», с. 561). Мы — грешники по природе и останемся таковыми вплоть до Второго пришествия Христа.

Пожалуйста, заметьте, что мы грешники от рождения и останемся грешниками по природе вплоть до пришествия Христа, независимо от того, грешим мы или нет. Когда апостолы и пророки признавали и исповедовали греховность своего естества, они не говорили, что продолжают грешить. Когда апостол Павел сказал, что он — первый из грешников, он не имел в виду, что грешил все время. Даже до момента обращения Павла на дороге в Дамаск его поведение было безупречным. С человеческой точки зрения, он был одним из лучших людей того времени. Его обращение не являлось следствием внезапного морального падения. Но чем больше он сближался с Иисусом, тем яснее понимал греховность своего естества. «Чем в более близких отношениях вы находитесь с Иисусом, тем более недостойными будете казаться самим себе, потому что ваш разум обретет ясность и ваши несовершенства предстанут перед вами в резком контрасте с Его совершенным естеством. Это доказывает, что обольщения сатаны потеряли для вас свою силу» («Путь ко Христу», с. 64, 65).

Только живя в союзе со Христом, имея взаимоотношения с Ним и постоянно ставя себя в зависимость от Него, мы в состоянии быть действительно послушными Ему, несмотря на греховность нашего естества.

Деревья праведности

«Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда; и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61:3).

Мы рождены грешниками и грешим потому, что мы — грешники. Мы не являемся грешниками по причине того, что грешим! В итоге мы все умираем, и это также является одним из доказательств того, что все мы — грешники. А факт смерти оспаривать невозможно, не правда ли?

Однажды я проводил лекцию на эту тему, и один профессор университета сказал: «Но птицы и животные также умирают. Они тоже грешники?» Да, грешники! Я только прошлой ночью слышал, как два таких грешника дрались на опушке леса позади моего дома. У них было по четыре ноги, а их тело было покрыто шерстью. Почему они дрались? Потому что они были эгоцентристами. Грех распространился на все творение. Мы живем в мире, который обременен грехом, и это бремя несем и мы.

Если это так, если наши сердца эгоистичны и мы являемся грешниками по своему рождению и по своему естеству, то можно ли вообще надеяться стать послушными? Иисус сказал об этом в Мф, 7:16-18: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». Если хорошее дерево не может принести плохих плодов, а плохое дерево не может принести плодов хороших, то как мы, «плохие деревья», можем приносить хорошие плоды и повиноваться?

Прекрасный ответ содержится в Ис. 61:3 «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда; и назовут их сильными правдою [деревьями праведности — англ. перевод], насаждением Господа во славу Его».

Итак, Библия говорит о деревьях праведности, которые Господь Сам насаждает для Своей славы. Это обнадеживает, ибо означает, что плохие деревья могут приносить добрые плоды, если чудо, которое подразумевал Иисус в вышеприведенных словах Святого Писания, станет реальностью. Благодаря другому дереву — Голгофскому кресту, на котором Иисус умер за наши грехи, мы можем стать деревьями праведности, насаждением Господа во славу Его. И, соединяясь с Ним, мы обретаем способность творить дела праведности и приносить плод — плод во славу Его.

Наша праведность — запачканная одежда

«Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:6).

Мы родились в этот мир отделенными от Бога, и поэтому эгоизм является нашей общей проблемой. Иногда люди смотрят на новорожденного младенца и размышляют: возможно ли, чтобы это крохотное создание было грешным? У него ведь даже не было возможности нарушать заповеди. Возможно ли, чтобы этот младенец был грешником? Но если вы осознаете, что эгоизм является наибольшим грехом, то понять это будет намного легче. Новорожденные младенцы — определенно эгоисты. Они самые откровенные эгоисты из людей. Им безразлично, спит ли мать, ест или делает что-либо еще. И если младенцу что-нибудь нужно, то нужно непременно в сию минуту.

Другая проблема, с которой иногда сталкиваются люди, заключается в вопросе, как они могут грешить, живя по-своему, вдали от Бога, если они высоконравственные порядочные люди? Мы склонны определять грех как совершение плохих поступков, и если у нас достаточно силы воли, чтобы воздержаться от них, то мы думаем, что мы праведники.

Апостол Павел считал себя первым грешником. Значит ли это, что его жизнь была безнравственной и что он совершил тяжкие преступления? Ничуть. Это означало лишь то, что он настолько сблизился с Господом Иисусом, что осознал свое истинное состояние. Он осознал, что его праведность исходит только от Иисуса и что без Христа он не имеет ее вовсе.

Тяжело сознавать, что даже добрые дела могут быть грехом, если мы не имеем основанных на вере взаимоотношений со Христом. Трудно признать, что «вся наша праведность, как запачканная одежда». В этом тексте не идет речь о нашей одежде в буквальном смысле или о том, что все наши беззакония, как запачканная одежда. Это нам было бы легче понять. Но нет, именно вся наша праведность, все наши хорошие поступки, все наше так называемое послушание, все, совершаемое вне отношений со Христом, является запачканной одеждой, то есть грехом.

Бог смотрит на внутренние побуждения и желания, а не на внешний вид. Мы можем, например, помочь вдове тем, что выкосим ее луг. Само по себе это доброе дело, но сделанное вне отношений со Христом оно является грехом, потому что наши побуждения неизбежно являются эгоистичными. Истинное послушание всегда исходит из сердца и возникает только как результат взаимоотношений со Христом.

Христово послушание в нашей жизни

«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

Поскольку мы являемся грешниками по своему рождению и естеству и поскольку не существует праведности без отношений со Христом, остается лишь одно: чтобы быть деревьями праведности, насаждением Господа, мы должны принять Его благодать и прощение и сохранять взаимоотношения и общение с Ним постоянно. «Грешный человек может обрести надежду и праведность только в Боге. Никто не может быть праведным, не имея веры в Бога и не поддерживая живого общения с Ним» («Свидетельства для служителей», с. 367).

Грех — это не совершение плохих поступков, а жизнь, отделенная от Христа, независимо от того, какой она является. Все наши дела, как хорошие внешне, так и плохие, совершаются из эгоистичных побуждений, если мы живем независимо от Христа и не пребываем в Нем.

Являясь грешниками по природе, мы не способны своими силами произвести плод послушания. Стремясь собственными усилиями жить христианской жизнью, мы можем произвести лишь тернии и волчцы. Если в основе наших христианских убеждений лежат внешние поступки, то все, что мы делаем, будет несовершенным.

Перед нами встает решающий вопрос: кто совершает действие в нашей христианской жизни: мы или Христос, живущий в нас? Библия ясно учит, что Христос желает жить в нас, действовать в нас, производить «хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Христос может посредством нашей веры жить в наших сердцах (см. Еф. 3:17).

Если мы зависим от нашего собственного послушания, то никогда не можем надеяться на что-либо, кроме этого несовершенного послушания. Но если Христос живет в нас, тогда все, совершаемое Им в нас, будет совершенным. Благодаря Его пребыванию в нас и контролю мы можем повиноваться Богу в совершенстве. Наше повиновение совершает Христос, живущий в нас.

Праведный верою жив будет. Если прощенные и оправданные благодаря праведности Христа живут верою в Него, то они могут Ему повиноваться. Если мы ежедневно живем христианской жизнью посредством веры в Христа и если Христос живет в нас, то мы можем явить действительное реальное послушание.

Послушание исходит от внутреннего мира

«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс. 118:165).

Дивно сознавать, что Божье прощение, Его милость и Его мир изменяют нашу жизнь. Этот мир был достигнут ценою креста. Благодаря кресту и сегодня звучит благая весть: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

Если вы стремитесь к победе и ищете истинного послушания, то вам прежде всего необходимо понять сущность безусловной любви Божьей к вам и Его принятия. Мы не достигаем мира, потому что мы победили, но мы одерживаем победу, потому что обрели мир. Повиноваться может только человек, уже имеющий мир благодаря Божьему принятию.

Когда мы размышляем о послушании и пытаемся понять, как соотносится послушание со спасением по вере, то существует две опасности. Во-первых, мы склонны сосредотачиваться только на послушании, рассматривая послушание как совершение внешних поступков, как хорошее поведение и высокую нравственность. Размышляя такими категориями, мы начинаем пытаться заставить себя повиноваться, чтобы обрести Божье благоволение. Если мы являемся сильными волевыми людьми и нам во всем сопутствует успех, то мы начинаем гордиться нашими достижениями и сосредотачиваться на себе более, чем было до этого. Если мы слабые и не добиваемся внешнего успеха, то впадаем в уныние.

Вторая опасность заключается в том, что послушание кажется вам ненужным и невозможным. Мы забываем, что вопрос о послушании или непослушании будет решающим вопросом в самом конце великой борьбы (см. «Желание веков», с. 763). Мы забываем, что вопрос о возможности и необходимости послушания был первоначальным вопросом в великой борьбе, когда сатана пал с неба и обвинил Бога перед всей вселенной в создании законов, которые исполнить невозможно. Великая борьба еще продолжается и вопрос, возможно ли послушание, еще остается открытым. Бог говорит, что оно необходимо. Сатана утверждает, что оно невозможно. И каждый из нас должен решить, кому верить.

Когда мы приходим к Богу, признавая свое бессилие в деле своего спасения и исполнения закона Божьего, Он дает нам мир, который приносит освобождение и победу. Этот же мир приносит и единственное в своем роде истинное послушание.

Послушание, исходящее из сердца

«В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: «праведный верою жив будет»» (Рим. 1:17).

Послушание совершается верою и только верою. Признанные праведными также будут жить верою. Одна из причин, почему послушание совершается верою и только верою (и я готов повторять это не один раз) указана в Нагорной проповеди. Иисус учит, что быть виновным в прелюбодеянии можно и не совершая самого греховного поступка. Точно так же быть виновным в убийстве можно и не совершая прямого убийства. Вынашивая в своем сердце похоть или гнев, мы уже становимся виновными.

Если это верно, тогда многое из того, что нам хотелось бы назвать послушанием, в действительности является грехом. Если я только хочу обмануть налогового сборщика, но не делаю этого, то все равно я — обманщик. Если я никогда в своей жизни не украл и мелкой монеты, но меня привлекает идея ограбления банка, то я — вор. Если меня тянет к нездоровой пище, но у меня достаточно силы воли, чтобы от нее отказаться, я все равно чревоугодник. Приведем следующие выдержки из книги «Советы по пище и питанию». «До тех пор, пока благодать Христа не станет постоянно пребывающим в человеческом сердце принципом, люди никогда не будут действительно воздержанными. Никакие обязательства не сделают вас последователями реформы здоровья. Простое ограничение диеты не избавит вас от извращенного аппетита… Христианство предполагает коренное изменение сердца. Действо, совершаемое Христом внутри человека при содействии обращенного разума проявится во внешних поступках. Попытка начать с внешних поступков и через них прийти к внутреннему изменению всегда обречена на неудачу и никогда не приведет к успеху. Божье намерение заключается в том, чтобы начать изменение с самого средоточия всех затруднений, с человеческого сердца, и тогда из него будут исходить принципы праведности».

Позвольте мне задать вам один вопрос. Если Бог совершил работу в вашем сердце, и вы начали видеть грех в том свете, в каком Он видит его, если ваши вкусы, побуждения, стремления, чувства находятся под Его контролем («Избранные вести», кн. 1, с. 336), если ваши мысли, цели и действия сочетаются с Божьей волей («Путь ко Христу», с. 61), то тяжело ли вам повиноваться Богу? Конечно, нет! Вам не придется тяжким трудом заставлять себя повиноваться ему. Через продолжающиеся, основанные на вере взаимоотношения со Христом мы можем быть изменены по Его образу, так что послушание наше будет исходить из сердца и проявляться во внешних действиях.

Отдать себя, а не что-то

«Как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится»» (Рим. 9:33).

Если, являясь грешниками, мы не можем проявлять истинное послушание вне зависимости от Бога, тогда для нас остается одна возможность — подчиниться, отдать себя Богу, отказаться от мысли, что мы можем вообще быть сколько-нибудь послушными, используя свои силы.

Самым близким по смыслу к слову «подчиняться» является слово «покоряться», встречающееся в Рим. 9:30-10:4: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры; а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона; ибо преткнулись о камень преткновения». Камень преткновения — это Иисус.

«Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую км, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению». Они что-то игнорировали. Что же они игнорировали? «Ибо, не разумея [игнорируя — англ.] праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией; потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего».

Кто-нибудь может спросить: о какой праведности здесь идет речь, о вменяемой или наделяемой? Различия нет! Не существует такого понятия, как праведность вне Христа. Вменяемая праведность или наделяемая — не имеет значения. Человек, согрешая и не зная праведности Божьей, силится воспроизвести ее сам. Заметим, что израильтяне не покорились, то есть не подчинили себя — здесь идет речь не о подчинении или отдаче чего-то, а о подчинении самих себя. Существует большое различие между отдачей себя и отдачей чего-либо еще.

Сильный, волевой человек, который бросает курить, пить, танцевать, не прибегая к силе Христа, также может стать «хорошим» членом церкви. Но кто в действительности совершил перемену? Сам человек, и потому даже его хорошее поведение по-прежнему является грехом, так как он живет вне зависимости от Христа. Сами мы можем явить только внешнее послушание. Такое послушание — не искреннее. Истинное послушание исходит только от Христа благодаря взаимоотношениям с Ним.

Попытка избежать самоотдачи

«Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим, 10:3).

Сильный волевой человек может пытаться избежать истинной самоотдачи, самостоятельно отказываясь от своих греховных дел. Но даже такой человек должен прийти к осознанию, что, несмотря на свою способность самому решить проблему внешних поступков, по своей сути он остается таким же, каким был и до этого. Только Бог может решить проблему греха в человеческом сердце.

Предположим, кто-нибудь скажет нашим молодым людям, что рок-музыка является изобретением дьявола, и потому они должны избавиться от записей этой музыки. Но если люди отказываются от рок — музыки не по причине любви к Иисусу и желания, чтобы Он вошел в их жизнь, они в действительности не оставляют это пристрастие. Когда нечистый дух покидает человека и место остается выметенным и убранным, тогда семь других духов приходят и занимают его. Человек не может своими силами освободиться от греха. Грех всегда вытесняется приходом Господа Иисуса, и когда бы человек ни пытался освободиться от него путем внутреннего противления, силы воли или твердости характера, он в конечном итоге оказывается еще в худшем состоянии, чем прежде. Он может возвратиться, но может и не возвратиться к рок-музыке, Но в последнем случае его, как правило, одолевает великая гордость за свои успехи, а гордость — это наибольший из всех грехов.

Итак, вы видите, что вопрос о самоотдаче является очень коварным, если рассматривать его с точки зрения отдачи чего-либо. Отдать себя означает отдаться Богу и осуществить в жизни слова Иисуса: «Без Меня не можете делать ничего». Говоря это, Иисус не имел в виду дела, способность совершать которые Бог дал каждому жизнеспособному человеку. Без Иисуса вы можете кое-что делать. Доказано, например, что без наличия взаимоотношений с Богом можно сколотить миллионное состояние. Без Бога можно также стать успешным предпринимателем, математиком или доктором наук. Без Бога можно даже проклинать Его. Благодаря Его любви к людям, Его уважению свободы их выбора, Он поддерживает жизнь даже того, кто проклинает Его. Но без Бога даже самый сильный в мире человек не может воспроизвести плоды праведности. Об этом и идет речь в Ин. 15:5. Без Бога истинное послушание невозможно.

Плод, производящий другой плод

«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная» (Рим. 6:22).

Если вопрос о послушании и непослушании является последним спорным вопросом в ходе великой борьбы в этом мире («Желание веков», с. 763), и если я по причине своей греховной природы не в состоянии повиноваться Богу, то для меня остается только одна возможность, которая заключается в том, чтобы признать свое бессилие, быть послушным и осознать, что послушание возможно только посредством веры и доверия Тому, Кто способен изменить мое сердце. «Ни на мгновение мы не можем уберечь себя от греха. Каждый момент своей жизни мы зависимы от Бога… В Своей жизни Христос постоянно был послушен Закону Божию, и Он оставил пример этого для каждого человека. Прибегая к Его силе, мы должны претворять Его жизнь в свою жизнь на этой земле… Спаситель облекся в одежду человеческой немощи и жил безгрешной жизнью для того, чтобы люди, взирая на слабость своего человеческого естества, не боялись и не думали, что победа невозможна, Христос пришел, чтобы сделать нас «причастниками Божеского естества», и Его жизнь свидетельствует, что человеческое начало, соединенное с началом Божественным, не совершает греха» («Служение исцеления», с. 180).

Это как раз таки и смущает многих. Сосредотачиваясь на себе, мы осознаем свою греховность и слабость. Но необходимо сосредотачиваться на силе Божьей. Вот как это происходит. Взаимоотношения с Богом, основанные на ежедневном общении с Ним, производят плод веры. Результатом веры являются плоды Духа. Результатом же плодов Духа является послушание. Все это проистекает из личных отношений с Господом Иисусом. Жизнь Иисуса в этом мире совершалась силою Его Отца, которая нисходит свыше, а не является результатом воли человека. Вот почему жизнь Иисуса стала для нас величайшим примером жизни веры.

Мы никогда не будем в точности такими, каким был Иисус. Иисус был безгрешным от начала, мы — грешны. Иисус был Сыном Божьим, мы — человеки. Иисус никогда не нуждался в Спасителе, мы нуждаемся. Но тот факт, что мы никогда не будем точно такими, каким был Иисус, вовсе не означает, что мы не можем повиноваться Богу, как повиновался Иисус. В этом необходимо проводить различие. Завися от Иисуса, как Он зависел от Отца, мы сможем одержать победу.

Изберите то, что избирает Бог

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5:29).

О проблеме подчинения себя Богу Иисус выразился очень интересным образом: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя… И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя». Вы когда-нибудь размышляли над этим текстом? Я благодарен Богу за чудесный комментарий на этот текст, содержащийся в книге «Правила счастливой жизни», с. 61: «Грех продолжает властвовать над нами посредством нашей воли. Подчинение воли Богу представлено вырыванием глаза и отсечением руки».

Кто-то может сказать: «Если бы мне предложили подчинить кому-то мою волю, это было бы равносильно тому, если бы мне предложили идти по жизни покалеченным и увечным». Сильных, привыкших добиваться своей цели людей это приводит в замешательство или даже вызывает у них озлобление. «Бог сотворил нас по Своему образу, — говорят они, — и Он не собирается отнимать у нас свободу выбора и делать нас автоматами».

Прежде, чем завершится этот день, пожалуйста, внимательно прочтите страницу 7 книги «Путь ко Христу». В этом отрывке слово «воля» определяется как свобода выбора. Всякий раз, когда вы встречаете слово «воля», заменяйте его словами «свобода выбора», и тогда вы придете к следующему выводу: подчинение себя — это подчинение нашей свободы выбора.

«Но я буду неполноценной личностью в таком случае!» Если Бог приглашает меня подчинить Ему мою свободу выбора, не следует ли мне вообще оставить подобные возражения? Бог приглашает нас подчинить Ему нашу волю во всем, кроме нашего постоянного стремления ко взаимоотношениям с Ним. Мы всегда свободны выбирать, продолжать ли нам искать Его или нет. В этом случае свобода выбора полностью зависит от нашей воли.

Приведем практический пример. Допустим, у меня есть проблема: я курю. И Бог говорит: «Если ты подчинишь Мне свою свободу выбора во всем, кроме твоего стремления ко взаимоотношениям со Мной, тогда в твоей жизни произойдет полное изменение». Одерживается ли победа посредством принятия решения не курить? Нет, но если я предоставлю Ему руководить моей свободой выбора и делаю свой выбор в сторону взаимоотношений с Ним, тогда Иисус живет во мне Своей жизнью, и Он Сам принимает решение не курить! Послушание совершается только верою, потому что мы призваны подчинить себя Христу и позволить Ему контролировать нас и выбирать за нас по мере того, как постоянно подчиняемся.

Надежда для самых слабых

«Которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11:33,34).

Однажды я разговаривал с мужчиной, жена которого была членом церкви, где я был служителем. Этот человек, алкоголик, глядя на меня своими мутными глазами, сказал: «Я восхищаюсь адвентистами седьмого дня. Только сильные люди могут стать адвентистами». Вы согласны с этим? Может ли слабый человек быть адвентистом седьмого дня?

Слишком долго религия привлекала только сильных волевых людей. Мы были склонны привлекать в церковь именно таких людей, но всякий раз, когда мы упускаем возможность подчеркнуть тот факт, что Иисус является нашей единственной надеждой на спасение и источником силы для повиновения, мы неизбежно оказываемся среди тех, кто пытается заработать спасение своими усилиями.

Когда мы осознаем, что Бог хочет, чтобы мы подчинили Ему себя и отказались от идеи послушания Богу своими силами, тогда мы начинаем понимать, что имел в виду апостол Павел, когда сказал: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гол. 2:20). Посредством силы Христа, пребывающего в человеке, и самому сильному, и самому слабому гарантирована победа.

Именно сильные волевые люди распяли Иисуса. Они не хотели и слушать о подчинении своего «я», о покорении Богу своей воли и своей свободы выбора. Однажды группа таких людей пришла на пир в дом Матфея. В книге «Желание веков» говорится, как они отреагировали на слова Иисуса. Услышав, что план спасения исключает всякую надежду на собственные заслуги человека, они отвергли его. Тысячи людей хотят такой религии, которая позволяет им каким-либо образом присовокупить свое «я» к процессу спасения. Они хотят сами хоть в некоторой степени заслужить его. И когда они обнаруживают, что им ничего не остается, как только в смирении пасть к ногам Иисуса и признать свое бессилие сделать что-либо действительно ценное, не завися от Него, это становится для них слишком тяжелым крестом.

Признание своей неспособности победить грех и своего бессилия стать праведными, и, с другой стороны, согласие, что только Иисус должен сделать это для нас, равносильно распятию себя. Только ежедневно возлагая на себя крест, мы следуем за Ним.

Для сильных преимущества нет

«Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость» (Ис. 40:29).

Благая весть о спасении через веру во Христа — это благая весть не только для сильных личностей, но и для самых слабых людей. Она соотносится как с вопросом послушания, так и с вопросом вечной жизни. Так как истинное послушание является искренним побуждением сердца, сильные люди, не прибегая к силе Христа, производят лишь внешнее послушание, победа же в равной степени доступна каждому.

Но как быть со взаимоотношениями со Христом? Усилие, требуемое для совершения подвига веры, для первоначального и последующего продолжающегося прихода ко Христу, не всегда является спонтанным, самопроизвольным. И если эти основанные на вере взаимоотношения со Христом являются основой христианской жизни, то не имеет ли сильная личность преимуществ в этом вопросе?

Вы когда-нибудь читали о том, что «когда в человеческом сердце загорается стремление повиноваться Богу, когда он прикладывает усилия для достижения этой цели, Иисус принимает это стремление и эти усилия как лучшее служение со стороны человека, p восполняет человеческую немощь Своими Божественными заслугами»? («Знамения времени», 16 июня 1880 г.).

Иногда, читая подобного рода утверждения, мы приходим к выводу, что в них содержится призыв прилагать тяжелые усилия в деле повиновения заповедям. Но вникая в контекст, читая всю статью, из которой взято такое утверждение, мы обнаруживаем, что автор главным образом имеет в виду усилие, направленное на поиск взаимоотношений с Богом, из которых берет свое начало истинное послушание. В статье говорится о желании повиноваться Богу посредством открывания дверей сердца и приглашения Его войти в нашу жизнь. Там идет речь о ежедневном усилии, прилагаемом для поддержания общения с Ним, чтобы Он мог быть с нами весь день. Когда вы это делаете, тогда Христос, облеченный в Свое Божественное достоинство, восполняет недостаток постоянства вашей зависимости от Бога.

Самый слабый человек, который не имеет в себе сил, чтобы бросить пьянство, курение или другую какую-либо пагубную привычку, который боится, что не сможет обрести сознательных личных взаимоотношений с Богом, также находит надежду, потому что Бог встретил его ранее, чем на полпути. Когда же речь идет о победе над грехом, Бог не встречает меня ранее, чем на полпути, Он идет со мною с самого начала.

Бог насаждает семена, а не деревья

«И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он; ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе» (Мк. 4:26-28).

Было бы замечательно, если бы с самого начала, покорившись Христу и подчинив Ему свою волю, мы непрерывно одерживали бы победу. Но, к сожалению, встречаясь лицом к лицу с действительностью, возрастающий христианин обнаруживает, что достаточно сложно постоянно ставить себя в зависимость от Божьей силы. Насаждая дерево, Бог высаживает семя, из которого сначала всходит стебель, потом колос, потом полное зерно в колосе. Поэтому не стоит разочаровываться, когда мы сознаем, что наше послушание не всегда совершенно.

Во-первых, Бог принимает нас не из-за того, что мы послушны Ему, но потому, что мы приходим к Нему, полагаясь на заслуги Иисуса, умершего ради нас на кресте. Бог принимает нас и дает уверенность в спасении, когда мы продолжаем принимать верою искупление, совершенное Иисусом на кресте, И, во-вторых, Бог Сам руководит нашим ростом.

Единственный путь к победе и послушанию — это взирание на Иисуса, на совершенный Им подвиг и понимание Его замысла о нас. Когда мы возрастаем в христианском опыте, наше доверие и наше всецелое упование на Его силу не всегда являются постоянными. Иногда мы помним, что не можем сами победить сатану и даже не пытаемся делать это, но, взирая на Иисуса, просим дать нам победу, и Он дает ее. В другое время мы начинаем думать, что можем кое-что совершить сами, и в результате падаем, терпим поражение и неудачу. Но для разочарования нет причин. Бог наделил нас силой для повиновения Ему, Он же дает нам прощение грехов.

В книге «Путь ко Христу» есть слова, которые, наверное, стоит написать на внутренней стороне обложки каждой Библии: «Есть люди, которые познали прощающую любовь Христа и которые действительно желают быть детьми Божьими, однако, понимая, что их характер несовершенен, что у них много недостатков, они склонны сомневаться, были ли их сердца когда-либо обновлены Духом Святым. Таковым людям мне хотелось бы сказать: не отчаивайтесь. Мы часто должны склоняться на колени и плакать у ног Иисуса из-за наших грехов и ошибок, но нам не следует впадать в разочарование. Даже побежденные врагом — мы не отвергнуты… Разочаровавшись в наших собственных силах, доверимся силе нашего Искупителя» (с. 64).

Только два хозяина

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).

Послушание может прийти только верою прежде всего потому, что такова природа человеческого естества. Мы все являемся грешниками и будем грешниками до тех пор, пока не придет Иисус. А грешники не могут проявлять послушание. Вторая причина, почему послушание может прийти только верою, заключается в том, что, являясь грешниками, мы не можем проявлять послушание, независимо от Бога. Все, что мы можем сделать, — это, отвергнув себя, покориться Иисусу Христу.

Что означает находиться под Божьим контролем? Раньше я думал, что в моей жизни может быть три вида контроля. Мне казалось, что мы можем быть или под Божьим водительством, или под контролем сатаны, или можем контролировать сами себя. Многим молодым людям, особенно подросткам, нравится чувствовать себя вполне самостоятельными, ни от кого не зависящими и самих себя контролирующими. Они стремятся вырваться из-под родительской опеки и жить по-своему.

Для меня было настоящим открытием обнаружить, что фактически не существует контроля человека над самим собой. Мы всегда находимся под контролем одной из двух и не более сил. Единственное, что нам остается — это избрать, какая сила будет нами управлять. Если бы не спасение, совершенное на кресте, мы безнадежно оставались бы под дьявольским контролем и не имели другого выбора. Но на кресте Иисус сделал возможным для Бога предоставить нам другую возможность — возможность подчинить себя Его воле.

Жизнь под контролем сатаны приводит к самому жалкому рабству. Жизнь под Божьим водительством приводит к величайшей свободе. Но тем не менее это контроль. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности. Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности» (Рим. 6:16-18). Вопрос состоит в том, являюсь ли я рабом греха и сатаны, или рабом Иисуса. Другого выбора не существует. Иисус Сам говорит только о двух господах, и вы не можете служить обоим одновременно. Служение возможно либо одному, либо другому. Сегодня каждому из нас предоставлена возможность избрать, кто будет управлять нашей жизнью.

Под контролем, но свободные

«И не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим. 6:13).

Инструмент — это предмет, которым пользуется его владелец. Четырехлетний ребенок не сможет срубить топором большое дерево в лесу. Но тот же топор в руках опытного лесника может повалить дерево. Соблюсти закон, ослабленный плотью, люди, не прибегая к силе Христа, никогда не смогут. Но когда человек становится инструментом в руках Христа, тогда послушание возможно.

Инструмент — пассивная вещь, и многие из нас боятся слова «пассивный». Некоторые спрашивают: «Неужели я должен настолько подчинить свою волю Богу и настолько покориться Его контролю, что не могу выбрать даже цвет одежды, которую собираюсь купить?» Мне хотелось бы задать вам один вопрос: а почему это вас так пугает? Откровенно говоря, я несколько раз покупал неудачные обои. В этом вопросе мне не помешал бы совет и некоторая помощь, особенно когда я наклеивал обои на стену! Но если вы не хотите идти так далеко, то, по крайней мере, усвойте одно: мы всецело зависимы от Божьего контроля в вопросе послушания Его закону.

Нам не следует опасаться, что мы станем марионетками, лишенными свободы выбора или нашей индивидуальности. Если Сам Творец приглашает нас быть под Его контролем, тогда чего нам бояться? Наш Создатель от начала сотворил человека по Своему образу, имеющим свою индивидуальность и свободу выбора. Он прежде всего хотел создать нас «свободными, нравственными существами». Разве мы не должны поэтому всецело вверить себя в Его могучие руки и откликнуться на Его приглашение подчиниться Его контролю?

Мой маленький сын любил прыгать со стула в мои руки. Он не сам это придумал. Я подал ему такую идею. Однажды я поставил его на стул и сказал: «Прыгай, я буду ловить тебя». Не медля ни секунды, он прыгнул, и я поймал его. Почему он прыгнул? Потому что доверял мне. Если я доверяю моему Небесному Отцу, и Он приглашает меня жить под Его контролем, подчиниться ему, разве не безопасно быть в Его руках? Доверие Ему — это единственный вид реальной свободы, которая только существует.

Истинное послушание

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16),

«Всякая душа, которая отказывается подчинить себя Богу, находится под контролем другой силы. Человек себе не принадлежит. Он может говорить о свободе, но является самым жалким рабом… Он исполняет волю князя тьмы и в то же время тешит себя надеждой, что следует велениям своей воли» («Желание веков», с. 466). «Если мы не находимся под контролем Христа, то над нами властвует сатана. Мы неизбежно находимся под контролем одной из двух великих сил, которые оспаривают владычество над миром» (там же, с. 324).

Каждый человек в этом мире, каждый человек в церкви находится под контролем или Бога, или сатаны. Избирая основанные на вере взаимоотношения с Богом, мы даем возможность Богу контролировать направление нашей жизни, и это направление будет устремлено ввысь, несмотря на случайные ошибки. Если же мы не избираем взаимоотношений с Богом (и, к сожалению, слишком многие члены церкви не имеют их), тогда направление нашей жизни будет контролироваться сатаной, и будет устремлено вниз, несмотря на случайные добрые дела.

Наивысшая цель Бога в отношении нас заключается не только в том, чтобы контролировать направление нашей жизни, но также чтобы мы поддерживали такие взаимоотношения с Ним, при которых Он сможет вести нас под Своим абсолютным контролем все время. По нашему собственному выбору Он распространит на нас свое абсолютное покровительство. Нами будет владеть Дух Святой, и тогда уже невозможно, чтобы такие люди не были способны повиноваться Богу!

Дьявол стремится держать нас вдалеке от Иисуса, чтобы контролировать направление нашей жизни, пока он не достигнет своей цели. Его основная цель — распространить на нас свое влияние и полностью овладеть нами. А когда дьявол владеет человеком, это проявляется не только в пене у рта и в судорогах. Фарисеи во дни Христа были одержимы теми же злыми духами, как и бесноватый в храме.

Когда мы сознаем наше греховное состояние и подчиняемся Божьему контролю, Он приводит нас к послушанию — послушанию только верой в него. Находиться под Божьим контролем это единственный путь к истинному послушанию.

Исполненные Духом

«Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3).

«Когда душа подчиняет себя Христу, новая сила овладевает новым сердцем… Душа, которой владеют небесные силы, неприступна для нападок сатаны» («Желание веков», с. 324). Разве эти слова не звучат подобно благой вести? Мы можем не понимать во всех деталях, что означает иметь Христа в себе, Который бы контролировал нас, принимал решения и действовал в нас. Но мы должны быть благодарны Богу за то, что имеем возможность выбрать жизнь во Христе. Откровенно говоря, я не испытываю ни счастья, ни удовольствия, живя и действуя без Него. Слава Богу за победу, за силу, за послушание, возможные тогда, когда мы добровольно подчиняем себя Его контролю.

«Изменение, которое происходит, когда человек подчиняет себя Христу, приносит собой свободу в ее истинном смысле. Единственное условие, при котором человек может быть поистине свободным, — это его единение со Христом» (там же, с. 466). Как это возможно — быть свободным и в то же время находиться под контролем? Тайна этого, казалось бы, несовместимого сочетания заключается в ключевом слове — любовь. Контроль любви — вот что дает силы человеку совершать невозможное для него. И он не только может совершать, но и любить это, жить этим, интересоваться этим.

Однажды утром, когда я брился, ко мне подошла моя четырехлетняя дочка и сказала: «Папа, я хочу белого котенка с голубыми глазами». По правде говоря, я не люблю кошек, не люблю, как они бесцеремонно подходят и трутся о мои ноги, а по ночам дерутся в лесу и будят меня. Но моей дочери нравились эти животные. Я ответил ей: «А где будет жить котенок?» Она сказала: «В моей комнате». И здесь я увидел возможность отказать ей. «В твоей комнате котенок жить не может — там такой беспорядок, что для кошки просто не найдется места!» Девочка ушла, и мне показалось, что на этом наш разговор с ней окончился.

Не успел я побриться, как она снова вернулась. Взяв за руку, она повела меня в свою комнату. Я никогда не видел в ее комнате такого порядка. Удивительно, как она умудрилась убрать весь мусор в такое короткое время. Придраться было не к чему. Я предпринял последнюю попытку спасти положение и сказал: «Энн, ты убрала свою комнату потому, что хочешь белого котенка с голубыми глазами, или потому, что любишь своего папу?» Она ответила: «Потому что я хочу… потому что я люблю своего папу!» После этого в нашем доме стал жить белый котенок с голубыми глазами! Любовь меняет положение вещей.

Как грех становится ненавистным

«Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39:9).

Большинство из нас, по крайней мере, некоторое время в нашей христианской жизни следовали такому правилу: мы думали, что будем всегда любить грех, и поэтому, стиснув зубы, должны держаться от него подальше, потому что любим Бога. Жить христианской жизнью, воздерживаться от зла и поступать правильно из-за любви к Богу, хотя нам нравится делать зло, — такое представление господствует в христианском мире. «Я люблю танцы. Я всегда их любил и, наверное, всегда буду их любить. Но я не буду танцевать, потому что люблю Иисуса». «Я люблю свинину. Свинина была одним из самых моих любимых блюд. Я бы сейчас с удовольствием ее поел. Но я отказался от нее — это мой крест, который я несу ради Иисуса, и я буду нести его». Я уверен, что такое послушание не является истинным.

«Истинное послушание исходит из сердца. Оно возникает в душе под влиянием Христа. И если мы не будем противиться, то Он настолько сольется с нашими мыслями и целями, настолько изменит наше сердце и разум, сообразуя их со своей волей, что, повинуясь ему, мы будем следовать не чему иному, как своим желаниям. Очищенная и освященная воля обретет наивысшую радость в служении Ему. Когда мы узнаем Бога так, как нам дано знать Его, тогда наша жизнь будет жизнью постоянного послушания. Благодаря правильному пониманию характера Христа, мы возненавидим грех» («Желание веков», с. 668).

Не пытайтесь выработать послушание. Направьте свое внимание на познание Бога, и послушание придет само по себе. Однако многие из нас тратят попусту время и энергию, пытаясь стать послушными вместо того, чтобы искать познания Бога.

Во многих областях нашей жизни мы наблюдаем закономерную очередность причины и следствия. Даже дети знают, что для роста необходимо питание, совсем не требуется прилагать огромные усилия, чтобы заставить себя расти. Хорошие доктора знают, что для лечения болезни необходимо лечить ее причину, а не симптомы. Не относится ли этот же закон и к духовной жизни? Бог знает, что если Он овладеет нашими сердцами, то наше поведение изменится естественно, самопроизвольно. Он знает, что если мы увидим грех таким, каким Он видит его, и настолько поймем Его любовь, чтобы довериться Ему, то мы возненавидим грех, как Он возненавидел его. И если мы возненавидим грех, если мы найдем его омерзительным, каким он был для Христа, то не будет ли наше послушание естественным?

Поочередный контроль двух сил

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин. 2:1).

Исследуя вопрос о подчинении Божьему контролю, в жизни мы сталкиваемся с затруднением. В процессе нашего христианского возрастания и развития наших взаимоотношений со Христом мы иногда ставим себя в зависимость от Него, а иногда — от самих себя. Иногда мы позволяем ему контролировать нас, иногда — уходим из-под Его контроля и попадаем под контроль сатаны. Сознавая, что в любой момент можно полностью находиться под Божьим контролем и иметь в Нем все послушание и победу, мы, однако, вынуждены признать, что пользуемся таким преимуществом лишь изредка.

Вспомните Петра. В 16 главе Евангелия от Матфея мы видим, как его жизнь оказывалась поочередно под контролем двух сил. Иисус спросил своих учеников, за кого они почитают Его, и Петр быстро ответил: «Ты Христос». Иисус похвалил его за такой ответ и сказал, что Дух Святой открыл Петру эту истину. Немного позже, когда Иисус начал говорить о своих будущих страданиях, Петр стал прекословить Ему: «Да не будет этого с Тобою». Иисус сказал: «Отойди от Меня, сатана». Очевидно то, что иногда Петр был под контролем Божьим, иногда под контролем сатаны. Мысль о грядущих страданиях отвлекла его духовный взор от Божьей силы и вынудила сосредоточиться на себе. Поэтому Петр пережил падение.

Другим примером в этом отношении является Марфа. Когда Иисус пришел к ней и ее сестре после смерти Лазаря, Марфа встретила Его, имея сильную веру p не сомневаясь в Его силе и любви, несмотря на смерть брата. Но позднее, когда Он сказал, что нужно отвалить камень, она сосредоточилась на самой себе и усомнилась в Его словах. Некоторую часть времени она находилась под контролем Божьим, другую же часть — под контролем сатаны.

В Священном Писании этот вопрос освещается неоднократно. Ученики, которые при ногоомовении были названы Иисусом «чистыми», бросили Его и позорно бежали, когда в Гефсиманию пришла толпа, чтобы взять Христа. Захария, сосредоточившись в какой-то момент на своей человеческой слабости, усомнился в словах ангела и не мог говорить до времени, пока исполнились эти слова. И сегодня каждый из нас может переживать то же самое в процессе нашего христианского роста. Но Бог ведет нас к Своему постоянному контролю над нами так быстро, насколько это только возможно.

Пассивный может быть активным

«И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках» (Евр. 11:32).

Некоторые боятся, что подчинение себя контролю Божьему чревато потерей их личностных качеств и индивидуальности. Они боятся, что станут марионетками. Но нам необходимо понять, что наша жизнь может находиться или под контролем Бога, или под контролем сатаны — и никогда под нашим собственным контролем. Но какой контроль наверняка ведет к уничтожению нашей индивидуальности и свободы? Контроль Божий или контроль сатаны?

Бог знает, как сохранить нашу индивидуальность, даже когда Он контролирует нас, ибо Он Сам от начала создал эту индивидуальность. Пожалуй, не было столь упорного и преданного своим взглядам человека, как апостол Павел. До момента своего обращения ко Христу он настойчиво держался своего «я» и своих собственных идей. Придя же ко Христу, он стал верным последователем Бога и Его дела. До встречи со Христом Андрей был спокойным и скромным человеком. Придя ко Христу, он оставался таким же, только всегда спокойно приводил кого-нибудь еще к Иисусу.

Вас беспокоит перспектива стать пассивным орудием в руках Божьих? Вы когда-нибудь пели гимн: «Возьми меня за руки и Сам веди»? Что эти слова означают? Или вас пугает слово «пассивный»? Только не забывайте, каким активным может стать пассивный!

Со стороны могло показаться, что Ионафан выжил из ума. Он взял своего оруженосца и стал карабкаться в гору, чтобы самому уничтожить всю армию врага. Но он покорил себя Божьему контролю, он стал пассивным орудием в Божьих руках, и враг бежал.

Гедеон пошел на сражение с кувшинами и факелами. Он отослал обратно домой 95 процентов своей армии, оставив с собой только горстку людей. Они атаковали врага, и враг бежал. Гедеон также встал под контроль Божий.

Моисей вывел в обетованную землю из египетского рабства более миллиона человек. Иисус Навин под Божьим контролем вел Израильский народ, чтобы овладеть этой землей. Павел путешествовал из города в город, и везде, где он проходил, начиналось пробуждение. Божий контроль сделает нас такими активными, какими мы не были никогда раньше. Но в то же время мы просто являемся инструментом в Его руках. Вы желаете, чтобы Он контролировал вас сегодня?

Послушание — это плод веры

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4),

Послушание исходит из веры, оно — плод веры. Вера же всегда является самопроизвольным, естественным следствием отношений с Богом. Иисус сказал: «Пребудьте во мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15:4).

15 глава Евангелия от Иоанна является, пожалуй, одной из самых замечательных глав Святого Писания в том смысле, что в ней раскрыто, как приходит послушание и что истинное послушание происходит естественным, а не вынужденным образом. Рассмотрим более подробно приведенный выше текст. «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Что это означает? «Быть во Христе» или «иметь Христа в себе» — означает иметь взаимоотношения с Ним, жить в дружбе и общении с Ним. А что означает слово «пребудьте»? Внимательно исследуя Библию в попытке найти правильное значение слова «пребывать», вы обнаружите, что оно означает «оставаться». Два человека, шедшие по дороге в Еммаус, сказали присоединившемуся к ним Путнику: «Уже поздно. Пребудь с нами, останься с нами».

В христианской жизни одинаково важны как первоначальное принятие Иисуса, так и постоянное пребывание в Нем. Нет смысла принимать Его, если с Ним не оставаться, и наоборот, нельзя быть с Ним, если сначала Его не принять. А как можно остаться с Ним? Точно так же, как мы приняли Его вначале — посредством веры, посредством плодов веры, посредством методов общения.

Далее в 15 главе говорится, что ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе. Говоря о плоде, мы имеем в виду плод лозы, а не плод ветвей. Но Бог ничего не производит независимо от нас. Он производит плод через нас. Если мы являемся ветвями и пытаемся произвести плод независимо от лозы, то мы попросту не сможем этого сделать. Никогда не забывайте, что плод всегда является плодом лозы. Бог действует через нас, используя наши способности. Действуя через нас, Он производит истинный плод послушания.

Плод во славу Божию

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками» (Ин. 15:8).

В 15 главе Евангелия от Иоанна записаны слова Иисуса о том, что если мы пребудем в Нем, то принесем много плода, но без Него мы не можем делать ничего. Что именно мы не можем делать? Из контекста следует, что мы не в состоянии делать ничего, что могло бы способствовать плодоношению. Мы все хорошо знаем, что человек вообще не способен делать ровным счетом ничего, если, по милости Божьей, не будет биться его сердце. Но Христос обращается к людям, чьи сердца уже бьются, и говорит: «Хотя ваши сердца бьются, вы все же не можете приносить плод независимо от Меня. Вы не можете произвести ничего».

Если вас устраивает краткое изложение пути спасения посредством веры во Христа, его можно суммировать двумя текстами: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5) и «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Флп. 4:13). Если без Него я не могу делать ничего, а с Ним я могу делать все, тогда окончательно решается вопрос о человеческом усилии. Единственное, что мне остается делать, — это принять Христа и оставаться с Ним. Это все, что я могу.

Только принимая Христа через отношения и общение с Ним, мы остаемся на лозе. Изучение Его Слова и молитва — вот путь, которым мы приходим к Нему и остаемся с Ним. Только оставаясь с Ним и поддерживая наши взаимоотношения с Ним, мы приносим плод во славу Его.

Нет ничего более естественного и самопроизвольного, чем плод. Если вы прочитаете в книге «Желание веков» главу о лозе и ветвях, то вы найдете следующие слова: «Спаситель не повелевает Своим ученикам трудиться с целью приносить плод. Он призывает их пребывать в Нем» (с. 677). В чем же заключается их труд? В том, чтобы пребывать в Нем. В книге «Путь ко Христу» на с. 61 сказано, что послушание является плодом веры. Послушание — следствие, вера — причина. Наше внимание должно быть обращено на причину, а не на следствие.

Вот почему мы считаем, что истинное послушание естественно. Естественное послушание является результатом взаимоотношений с Богом, основанных на вере. На что мы взираем, в тот образ и изменяемся. Когда мы каждый день посвящаем часть времени тому чтобы взирать на Христа, размышлять о Его жизни, общению с Ним, тогда в нашей жизни проявятся плоды Духа, плоды послушания.

Как быть уверенным

«Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое; ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6:45).

Хотелось ли вам знать наверняка, христианин вы или нет? Хотелось ли вам наверняка быть уверенным, являетесь ли вы истинным последователем Христа? Кто-нибудь скажет: «Конечно, если вы живете добропорядочной жизнью, значит, вы настоящий христианин». Нет, это не так. Есть много людей, которые живут добропорядочной жизнью, но без Христа. Внешне они хорошие высоконравственные люди. Бывает, что такие люди отдают вам свою последнюю рубашку и в то же время проклинают Бога. Действительно, нравственность может быть следствием всевозможных недобрых побуждений. Мы можем облекаться в одежды показной добропорядочности с той целью, например, чтобы другие думали о нас хорошее, или чтобы избежать тюремного наказания, или из-за боязни делать что-либо противозаконное.

Итак, как мы можем узнать, являемся ли мы в действительности христианами? В книге «Путь ко Христу» предложены два способа, как это сделать. О ком вы более всего любите говорить и о ком вы более всего любите думать? Если вы часто думаете об Иисусе и любите говорить о Нем, это, пожалуй, и будет верным признаком истинной веры во Христа.

Первых христиан называли этим именем, потому что Христос был центром всех их разговоров. «Христос делал это. Христос сказал то. Христос сделал другое». И в конце концов люди, слышавшие их, сказали: «Мы можем назвать их только христианами». А как назвали бы вас люди, если бы они выбрали термин, соответствующий тому, о чем вы более всего говорите? Если вы христианин, то вы будете любить думать и говорить об Иисусе.

Мы переживем перемену, если день ото дня будем продолжать сосредотачиваться на Иисусе, взирая на Его жертву, которую Он совершил, живя здесь, на земле, и испытав смерть ради нас. Когда Иисус станет центром и средоточием нашей жизни, это проявится в наших разговорах. Наши мысли будут сосредоточены на Нем. В нашем поведении все более видимым будет истинное послушание, являющееся следствием нашего духовного прозрения и понимания того, что Иисус сделал для нас и как велика Его любовь к нам. Когда мы взираем на Иисуса и осмысляем Его любовь, наша жизнь изменяется.

Послушание — последний вопрос в истории мира

«Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:4),

Иисус является величайшим примером послушания. Его послушание совершалось посредством веры через зависимость от Его Отца. Он приглашает также и нас сейчас осознать нашу зависимость от Него и Его Отца. Жизнь Иисуса как ничто другое показывает нам причины, почему послушание совершается только верою. Иисус никогда не был нашим примером в вопросе оправдания — Он просто никогда не нуждался в оправдании. Но Он является нашим примером в вопросе освящения, в христианской жизни, потому что вся Его земная жизнь совершалась посредством веры в силу Божью.

В самом начале великой борьбы сатана провозгласил, что явить послушание Закону Божьему невозможно. Он постоянно бросал этот вызов. Он также настаивал на том, что, в случае нарушения закона, грешник не должен быть прощен. Пожалуйста, не забудьте, кто именно сказал, что Закону Божьему повиноваться невозможно. Когда люди нарушили Божий Закон, сатана ликовал. Но своей жизнью и смертью Иисус доказал, что Божья справедливость не отрицала Его милости. Он доказал, что грех может быть прощен и что Божьему Закону можно повиноваться. «Иисус был вознесен на крест по причине того, что Закон Божий неизменен и человек не мог быть спасен иначе, как только через послушание принципам этого закона. Однако само средство, которым Иисус утвердил закон (оправдание), сатана представил как средство для упразднения его. На этой почве и произойдет последняя битва между Христом и сатаной («Желание веков», с. 763). И сегодня в нашей церкви есть такие поборники креста Христова, которые говорят, что мы не можем повиноваться Закону Божьему.

Во всем мире вплоть до окончания его истории будет решаться, вопрос о послушании или непослушании. Этот животрепещущий вопрос лежит в самом корне адвентизма. Если мы не будем стремиться понять, почему, собственно, являемся адвентистами седьмого дня, значит мы обрекаем себя, в конечном итоге, на поражение.

Иисус пришел умереть за нас. Он пришел также, чтобы оставить нам пример того, как жить. Он сказал: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10). Иисус настолько покорился воле Своего Отца, что в Его жизни был виден только Отец. Иисус, Который был Богом, жил как человек, во всем завися от Своего Отца. Благодаря Его жизни мы видим, что можем так же жить жизнью послушания, во всем завися от Него.

Сила свыше

«Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их как возлюбил Меня» (Ин. 17:23).

Одна из самых прекрасных истин во всей теме спасения через веру заключается в том, что Иисус пришел не только умереть за нас, но и оставить нам пример того, как надо жить посредством зависимости от силы, которая нисходит свыше, а не является усилием человеческим. В Ии. 15:5 записаны слова Иисуса, Который сказал: «Без Меня не можете делать ничего!»

Кажется парадоксальным тот факт, что Иисус, обладая силой, которой Он мог воспользоваться, постоянно зависел от силы вне Его и никогда не использовал Свою внутреннюю силу, в то время как мы, не имея внутри себя силы, посредством которой можно было бы явить послушание или праведность, постоянно пытаемся использовать эту силу, которой фактически не имеем! Иисус, Который был Богом, жил, как человек, во всем завися от Бога. А мы, люди, пытаемся жить, как Бог. Это же просто невозможно. В этом заключается одна из главных причин, почему послушание совершается только верою.

Иисус не только доказал, что закон соблюсти можно, но также предоставил каждому из нас возможность соблюсти его посредством нашей зависимости от Бога, как зависел Он Сам. У Иисуса не было преимуществ по сравнению с нами («Желание веков», с. 119). Но даже в мыслях Иисус не поддался искушению. Это возможно и для нас (там же, с. 123). Мы можем повиноваться, как повиновался Иисус (там же, с. 309). Мы можем побеждать, как побеждал Иисус («Нагорная проповедь», с. 17). Прибегая к силе Божьей благодати, каждое дитя Адама может в совершенстве повиноваться Божьему закону (там же, с. 49). Жизнь пребывающего в нас Иисуса совершит то, что совершала в Нем (там же, с. 78). Сатана утверждал, что человек не может быть послушным Божьим заповедям. Конечно, своей силой мы действительно не можем им повиноваться. Но Христос, живя здесь, на земле, своим совершенным послушанием доказал, что, если Бог в нас, мы можем повиноваться каждому Божественному повелению («Наглядные уроки Христа», с. 314).

Послушание возможно, послушание необходимо, оно крайне важно. Если мы будем зависеть от Иисуса, как Иисус зависел от Своего Отца, то Он будет пребывать в нас, и послушание произрастет естественно, самопроизвольно. «Посредством силы Христа и под Его водительством люди могут жить такою жизнью, какой Христос жил на этой земле. В своей борьбе с сатаной они могут получить помощь, которую получал Иисус. Они могут стать больше, чем победителями» («Свидетельства» 9, с. 22).

Благая весть о послушании верою

«По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Петр. 1:2).

Об истине никогда нельзя судить на основании нашего ограниченного опыта. Если бы братья Райт поступали таким образом, они продолжали бы изобретать велосипеды. Но они сказали: «Возможно, существует такое, чего мы даже еще не видели». Сегодня у нас есть «Боинг 747», который по своим размерам длиннее всего пути первого полета братьев Райт.

Нас не должен озадачивать тот факт, что послушание возможно, что послушание необходимо и что оно является Божьей целью для каждого из нас. Возможно, вы, точно так же, как и я, осознаете, и осознаете с болью, что не проявляете совершенного послушания постоянно. Но наши падения и поражения никоим образом не умаляют истину о том, что Бог силен сохранить нас от согрешения.

Послушание возможно, и возможно только посредством веры. Это безусловная истина, потому что вера является не только согласием ума, но и доверием, основанным на взаимоотношениях с Личностью, Которая заслуживает доверия. Эта истина справедлива и по той причине, что мы являемся грешниками по природе, что без Иисуса мы не можем быть оправданы и что только через отношения с Ним мы становимся причастниками Его праведности. Послушание совершается только верою, так как этого требует сама природа подчинения себя Богу. Когда перед нами во всей ее очевидности предстает наша беспомощность как грешников, остается один выход — покорить себя Божьему контролю. Послушание совершается только верой еще и потому, что до тех пор, пока мы не отдаемся Божьему водительству, мы находимся под водительством сатаны. Срединного пути, где бы мы контролировали самих себя, не существует. Послушание возможно только через веру, потому что послушание является плодом веры, а плод всегда произрастает естественным образом, как результат небесного влияния. Плод никогда не вырастает вследствие прикладывания тяжелых усилий, но благодаря своему соединению с лозой. И, наконец, послушание совершается только верою, благодаря примеру Иисуса. Если мы будем зависеть от Него, как Он зависел от Своего Отца, то послушание, которое явил Он, будет явлено и в нашей жизни.

Мы не получаем спасения благодаря нашему послушанию, хотя оно и является его условием. Послушание — это результат. День заднем, взирая на Иисуса, мы изменяемся в Его образ.