Воля

Спасение и наша воля

«Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» (Рим, 9:16).

Понимание роли человеческой воли в процессе его освящения чрезвычайно важно для понимания принципов христианской жизни. Издревле мы получаем предостережения о том, что будем находиться в постоянной опасности, пока не поймем правильно роль воли в христианской жизни. Если мы сможем правильно это понять, в нашей жизни может произойти полное изменение («Свидетельства», т. 5, с. 513; «Путь ко Христу», с. 47).

Вопрос состоит в том, совершается ли освящение только посредством веры или оно подразумевает сочетание веры и дел. Мы еще будем говорить о сочетании Божественной силы и человеческих усилий. Многим людям,, принимающим истину об оправдании верой, тяжело полностью отказаться от идеи, что в процессе освящения мы можем кое-что делать сами для своего спасения. Они считают опасным отказаться от мысли, что христианская жизнь совершается посредством веры в сочетании с делами. «Весть третьего ангела не будет понята. Отказавшись жить во всевозрастающей славе этой вести, люди назовут ложным свет, который озарит землю. В проявлении этой силы Божьей, освещающей землю Его славой, они по причине своей слепоты увидят какую-то опасность, что-то устрашающее и примут решение сопротивляться ей» («Избранные вести», кн. 1, с. 372).

Если мы не понимаем, как правильно использовать свою волю, то, очевидно, мы будем использовать ее неверным образом. В этом вся суть проблемы. Здесь кроется опасность. Если мы направим наши усилия и нашу силу воли на то, чтобы достичь невозможного, то в конечном счете нас ожидает поражение. Если мы не понимаем правильно, как взаимодействуют в христианской жизни наша воля и человеческие усилия, то дьяволу удастся ввести нас в заблуждение и разорвать наши взаимоотношения с Богом. Мы потеряем уверенность, которую обрели при первоначальном принятии Христа, потому что не будем понимать того, что сохранить эту уверенность можно, лишь отвлекая внимание от себя и сосредотачиваясь на Иисусе. Истинная вера и доверие Его заслугам является нашей единственной надеждой как в начале нашей христианской жизни, так и на всем ее протяжении.

Использование нашей воли

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18).

Вопрос о воле человека, о том, как его воля или сила воли действует в христианской жизни, является чрезвычайно важным. По этому поводу в посланиях апостола Павла есть два важных высказывания, содержащиеся в Рим. 7:14-21 и Флп. 2:12,13. В седьмой главе Послания к Римлянам говорится о поражении обращенного христианина, который не научился полностью зависеть от Божьей силы, а пытается полагаться только на себя. Наиболее часто встречающимся в этом отрывке словом является слово «делать». То, что он хочет делать, не делает, а что не хочет делать, то делает. И в тексте 18 говорится: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». Человек, который старается поступать правильно, никогда не найдет способа, как это делать.

В Флп. 2:12,13 сказано: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Значит, в жизни христианина и желание, и действие производится Богом. Но Бог не производит их, когда дело касается поиска взаимоотношений с Ним. Вы улавливаете разницу? При совершении подвига веры Бог не производит в нас желания и действия. В битве же со грехом Он вызывает в нас и желание, и действие по Своему благоволению. Бог обещал сражаться за нас против греха и дьявола, если мы позволим Ему сделать это (2 Кор. 10:4,5). А позволить Ему сделать это — означает приложить всю свою волю и старания, стремясь иметь дружбу и взаимоотношения с Ним, то есть то, что Он не сможет никогда сделать за нас.

Мы должны кое-что делать как в самом начале христианской жизни, так и на ее протяжении. Известно, что вера полностью исходит от Бога по Его инициативе. Но нам следует избрать, ответим ли мы на Его инициативу или нет. И правильное использование воли заключается в том, чтобы сделать правильный выбор и ответить на Божий стук в дверь нашего сердца, чтобы обрести взаимоотношения с Ним. Если мы изберем эти взаимоотношения и будем продолжать избирать их, то Бог все с большей полнотой будет являть в нашей жизни, что Он может производить и наше желание, и наше действие в битве со грехом.

Простота Евангелия

«Ибо написано: «погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну»» (1 Кор. 1:19).

«Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: «хвалящийся хвались Господом»» (1 Кор. 1:27-31).

Сегодня я счастлив от осознания того, что нам обещана мудрость, потому что простоту Евангелия довольно трудно понять. Одна из причин, объясняющая, почему Евангелие трудно понимается, заключается именно в его простоте. Долгое время мы выискивали что-то глубокое, научное, богословское, в то время как истина сама по себе проста. И Богу иногда приходится помогать нам понять, насколько же она в действительности проста.

В колледже, где я учился, был учитель, который любил говорить нам, что «великое искусство маскирует свое искусство». Он объяснял эти слова так: все гениальное — гениально своей простотой. На первый взгляд, действительно великое может быть настолько доступным, что не кажется великим.

Я благодарен Богу за то, что Иисус является нашей мудростью. Пожалуйста, обратите внимание на то, что не может существовать мудрости вне Иисуса. Мудрость не дается, как нечто обособленное. Нет, она — только в Иисусе. Он сделался для нас премудростью от Бога.

Иисус пришел в этот мир и поставил Себя в зависимость от Своего Отца как Источника Мудрости. Бог был Его мудростью. Мудрость, которая сопровождала Его в жизни, исходила от Его Отца. Через связь с Иисусом та же мудрость доступна и нам сегодня. Эта мудрость делает рте способными понять истину о спасении по вере в Иисуса во всей ее полноте. А порыть ее тяжело, потому что человек склонен сопротивляться самой идее, что он не может спасти самого себя. Но все, что для нас наверняка возможно сделать, — это прийти к Иисусу такими, какие есть, и продолжать приходить к Нему день изо дня, чтобы дело спасения продолжалось в нашей жизни. Мудрость же, сходящая свыше, поможет помочь нам понять и принять это простое Евангелие.

Иисус — наша мудрость

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему» (Иак. 1:5).

Если вы хотите узнать разницу между христианством и другими религиями, вам совершенно не обязательно идти в магазин и покупать книги с описанием религий мира или записываться на особый курс обучения по этому вопросу. Вам нужно рассмотреть только один единственный фактор. Не христианские религии основываются на предпосылке, что человек тем или иным путем может спасти себя самого. Только одно христианство говорит о том, что человечество нуждается в Спасителе и что люди не могут спасти себя сами. Но чтобы уяснить этот факт и принять его, нам необходима мудрость свыше.

В 1 Кор. 1:30 сказано, что Иисус является нашей мудростью. Некоторые говорят, что этот текст указывает на вменяемое нам служение Христа, а не на наделяемое. Ясно ли вы представляете себе различие между двумя этими словами? Давайте попытаемся вспомнить то, о чем мы уже говорили. Под словом «вменяемый» подразумевается дар, который дается нам или который отложен для нас на небесах. Слово «наделяемый» указывает на то, что дается нам в этой жизни. Относится ли обещанная Божья мудрость к вменяемой, то есть к отложенной для нас? Тогда невелика ее ценность, не так ли? В сегодняшнем тексте говорится: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем… и дастся ему».

Это очень важный вопрос, потому что в Первом послании к Коринфянам вслед за мудростью упомянуты следующие три дара: Иисус Христос сделался для нас «премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением». Эти дары не просто даны нам или отложены для нас. Они включают также служение Христа в нас. Только когда к нам приходит мудрость Христова, с ней мы становимся обладателями праведности и всех остальных даров.

Иисус является нашей мудростью, благодаря которой мы можем понимать великие истины спасения, праведности (или оправдания), освящения и искупления, которые составляют весь процесс спасения, в том числе и прославление, когда Иисус придет вновь. Мы получаем оправдание тогда, когда мы впервые принимаем Иисуса. Если мы остаемся с Ним, совершается освящение, а прославление произойдет тогда, когда мы будем со Христом при Его пришествии. Все эти три понятия составляют процесс спасения и все они исходят как дары от Иисуса, когда мы поддерживаем основанные на вере взаимоотношения с Ним.

Нет осуждения

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17).

Оправдание, которое является освобождением от вины за прошлые грехи, приготавливает путь для освящения, которое включает полную свободу от греха в настоящем. Не пережив действительного оправдания, невозможно испытать и освящение. Чтобы быть в состоянии принять силу Божью для преодоления грехов в настоящем, нам нужно понимать, что Он не осуждает нас за прошлые грехи. Когда мы приходим к Нему в надежде получить оправдание, Он не только прощает нас, но рассматривает нас, словно мы никогда не согрешали. Именно освобождение от вины и осуждения позволяет нам возрастать и одерживать в нашей жизни победу, которая приходит от осознания, что мы находимся в мире с Богом.

В книге «Путь ко Христу», с. 49 говорится о жизни человека, который падает, терпит поражение, впадает в уныние. Далее автор пишет: «Мир — вот в чем вы нуждаетесь». Не казалось ли вам, что для обретения мира необходимо сначала устроить свою жизнь надлежащим образом и одержать победу над грехами? Нет, именно мир с Богом дает вам силу пережить изменения в жизни. Не мир приходит через победу, но победа приходит через мир. Чувство отверженности Богом — вот что держит вас в ваших грехах и неудачах. Принятие Божье прокладывает путь для христианского возрастания.

Сатана торжествует вновь и вновь, когда ему удается убедить верующих людей в том, что, падая и согрешая, они подвергаются осуждению. Но в Рим. 8 гл. сказано, что Бог является Тем, Кто оправдывает. Тогда кто же осуждает? Вы знаете, кто осуждает. Это делает сатана! «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

Приходилось ли вам слышать спор о том, что важнее: оправдание или освящение? Мне бы хотелось напомнить вам, что это неразумный вопрос. Освящение должно целиком основываться на оправдании. И то, и другое важно! Выяснять, что предпочтительнее, равносильно попытке определить, что важнее: вступление в брак или семейные отношения. Важно и то, и другое. Весть о том, что Бог уже сделал для нас, и весть о том, что Он хочет сделать в нас, — это благие вести. Они обе являются частью процесса спасения.

Все, что мы можем сделать

«Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13).

Один из вопросов, который давно вызывал в среде христиан разногласия, заключается в том, какова роль воли человека после его обращения. По вопросу воли было много споров, дебатов, но большинство из них касались значения воли до обращения, то есть речь шла о том, свободен ли человек в выборе спасения или нет. Очень мало говорилось о воле после обращения. В произведениях Духа Пророчества есть несколько классических заявлений по этому поводу.

Какова вообще роль человека в деле спасения от греха? «Пусть никто не увлекается идеей о том, что человек мало или совсем ничего не должен делать для достижения победы над грехом. Ведь Бог ничего не делает для человека без его участия. Не говорите также, что Иисус поможет вам после того, как вы сделаете все возможное со своей стороны. Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего». Все, что человек может сделать для своего спасения, это принять приглашение: «Жаждущий, пусть берет воду жизни даром»» («Избранные вести», кн. 1, с. 382). Итак, усвоим следующее: нам нужно кое-что делать, нам необходимо брать воду жизни даром.

Но, возможно, для кого-то нереально, неосязаемо звучат эти слова. Где находится эта вода жизни? Тот же автор говорит об этой воде: «Как алчущие души, мы будем насыщены в…общении со Христом посредством молитвы и изучения великих и драгоценных истин Его слова. Как жаждущие, мы освежимся в источнике жизни» («Правила счастливой жизни», с. ИЗ). Но как испить этой воды жизни? Через общение со Христом, через молитву и изучение Его Слова.

Одна из проблем христианской жизни заключается, согласно Слову Божьему, в том, что зачастую мы, прилагая огромные усилия, пытаемся делать невозможное для нас, пытаемся бороться со грехом и дьяволом. В то же самое время мы не прикладываем усилий к тому, что Он призывает делать, а именно — искать общения с Ним. Это вовсе не означает, что дела не имеют значения. Мы говорим о методе. А метод познания Божьих даров один — только вера. И когда мы приложим наши усилия к тому, чтобы прийти к Иисусу и приходить к Нему постоянно, Он исполнит Свое обетование действовать в нас по Своей воле и Своему благоволению.

Битва, в которой необходимо бороться

«Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26).

Когда дьявол приходит, чтобы искусить нас, он не стучит в дверь и не говорит: «Здравствуйте, я дьявол, я пришел искушать вас сегодня». Он знает, что таким путем ему не достичь успеха. Если бы он сделал так, мы бы ответили ему: «Мы слышали о тебе. Убирайся прочь!» И захлопнули бы перед ним дверь.

Поэтому его метод — атаковать нас через наши слабости, через наши проблемы. Дьявол сильнее и умнее нас. Он знает, что успешнее всего можно одолеть человека в том случае, если заставить его сосредоточиться на своих слабостях и недостатках, заставить его пытаться преодолевать их вместо того, чтобы взирать на Иисуса и положиться на Его силу. Между подвигом веры, подвизаться которым нас приглашает Библия, и битвой с грехом существует большая разница. Пытаясь собственными силами бороться с грехом и дьяволом, мы всякий раз будем терпеть поражение.

Иисус указал фарисеям, куда они должны направлять их усилия. Он сказал им, что внешнюю чистоту они будут иметь в том случае, если будут чисты внутренне. Это одна из наиболее важных истин, объясняющая, какой должна быть христианская жизнь. Эта истина чрезвычайно важна для того, чтобы понимать, куда должны быть направлены наши человеческие усилия и куда направлять их совершенно бесполезно. Если мы будем подвизаться подвигом веры, прилагая всю нашу силу воли, то победим («Свидетельства», т. 5, с. 513). Что такое подвиг веры? Это жизнь, основанная на взаимоотношениях с Богом, это стремление ежедневно отводить время для общения с Господом Иисусом. Подвиг веры — это единственный подвиг, к которому Библия призывает христианина. И когда мы направим на совершение этого подвига всю нашу энергию и все наши усилия, Иисус будет за нас сражаться с грехом и дьяволом, как Он и обещал. «Сам же Бог мира да святит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:23,24).

«Человек не способен спасти себя самого, но Сын Божий сражается за него и наделяет своими Божественными качествами. И когда человек принимает праведность Христа, он становится причастником Божеского естества. Он может соблюдать заповеди Божий и жить» («Ревью энд Геральд», 8 февраля 1898 г.).

Хороший выбор — неверное осуществление

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).

Предположим, я решил стать великим певцом. Я снял концертный зал и во всех газетах поместил объявление: «Приходите на концерт». У меня хорошее желание: я хочу петь, как великий певец. В моем выборе не было ничего предосудительного. Наступило время концерта, собралось много народа, и я выхожу на сцену, а пианист играет вступление. Я открываю рот. До сих пор мною руководило только желание, а сейчас мне нужно воплотить его в жизнь. А как это сделать — я не знаю. Мой голос издает хриплые, невразумительные звуки, и под насмешливые возгласы и издевательства толпы я вынужден уйти со сцены. Я сделал выбор быть великим певцом, но не смог его осуществить.

Предположим, я хочу жить христианской жизнью. Ничего плохого в этом нет. Я взвешиваю, как это можно осуществить, и затем делаю первую попытку. Но несмотря на то, что мой выбор был правильным, я оказываюсь бессильным претворить его в жизнь. То же самое испытал апостол Павел. Далее он, со своим богатым интеллектом и незаурядными личными качествами, обнаружил свою внутреннюю слабость. Он знал, в чем заключался правильный выбор, и сделал этот выбор, но не смог осуществить то? что выбрал. Об этом он говорит в Рим. 7 гл. И прямо среди высказываний относительно своего душевного смятения он поместил следующие слова: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы делать оное, того не нахожу» (Рим. 7:18).

Приняв решение поступать правильно, соблюдать Божьи заповеди и быть Ему послушным, я сделал правильный выбор. Но если я пытаюсь сражаться с грехом и дьяволом своими силами, то никогда не достигну успеха, потому проблема греха — это проблема, касающаяся внутреннего естества человека, но даже сильный человек может контролировать только свои внешние поступки.

Чтобы правильно понимать, как нужно использовать волю (то есть свободу выбора) и силу воли (то есть силу поступать согласно выбору), вам необходимо понять роль человеческих усилий в христианской жизни. Бог никогда не обещал искать Себя для нас, то есть заменять нас в нашем поиске Бога. Он никогда не обещал вместо нас изучать Библию, благовествовать или молиться. Но Он обещал сражаться вместо нас с сатаной (Рим. 8:37). И когда мы направим наши усилия на то, чтобы познавать Его, Он даст нам победу.

Когда новым становится все

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор, 5:17).

В этом тексте не говорится о том, что новым становится кое-что, но что новым становится все. Вы когда-нибудь думали над тем, когда это могло произойти в вашей жизни? Многие молодые люди ожидали, что с первого момента их обращения все сразу должно коренным образом измениться, что с этого времени они должны быть свободны от проблем и неудач, и если этого не происходит, значит они не пережили действительного обращения. Многих людей это приводило в смущение.

Нам необходимо уяснить себе, что к новой жизни ведет нас новое сердце, которое нам обещано («Путь ко Христу», с. 18). В Библии приведено много случаев из жизни людей, в которых повествуется о том, что возрожденному человеку по-прежнему предстоит идти земное поприще и бороться. Богобоязненные люди не сразу из грешников превращались в святых, Некоторых такое понимание беспокоит и они заявляют о том, что подобные рассуждения открывают дверь для безнаказанного отношения ко греху. Но давайте реально посмотрим на эти вопросы. Многие разочаровываются именно по той причине, что нереально воспринимают жизнь. Ученики ссорились и спорили в течение трех лет о том, кто из них больше. Они знали, что поступали неправильно. В последний раз, идя в Иерусалим, они хотели низвести огонь с неба на самарян за то, что те отказали им в гостеприимстве. Но Иисус не требовал абсолютного совершенства от Своих учеников. Он принимал во внимание их борьбу и христианский рост.

Будем помнить о христианском росте, но не упустим из виду и те победы, которые Бог предназначил нам одержать, прежде чем мы умрем или будем переселены на небо. Во 2Кор. 5:17 говорится только о каком-то неопределенном моменте в будущем.

Действительно, все время, когда мы зависим от Божьей силы, а не полагаемся на самих себя, мы можем знать, в чем заключается совершенная победа и что означает иметь все новое. Когда же мы полагаемся на свои силы, то неизбежно падаем. В процессе возрастания христианин колеблется между зависимостью от Божьей силы и самонадеянностью. Мы все испытываем это болезненное колебание. Однако возрастающий христианин, даже младенец во Христе, может быть победителем в наивысшем смысле этого слова, пока он ставит себя в зависимость от Божьей силы с целью явить послушание. Но полагаясь на самого себя, он терпит поражение.

Пока мы пребываем в Нем

«Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» (1 Ин. 3:6),

По мере нашего возрастания в христианской жизни всякий раз, когда мы целиком полагаемся на Божью силу, а не на свою, мы одерживаем победу. Самонадеянность же приводит к падению и поражению. Середины здесь быть не может. Мы покоряемся или на сто процентов, или на ноль процентов. Частичная победа или частичное поражение не являются результатом частичного подчинения Богу. Они скорее являются следствием стопроцентного, но не постоянного подчинения.

Именно об этом говорится в 1 Ин. 3:6: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает». До тех пор, пока мы пребываем в Нем, мы являемся новым творением. Пока мы ставим себя в зависимость от Его силы, то не совершаем греха. Враг может привести нас к падению или поражению только в том случае, если он сначала заставит нас отказаться от осознания нашей постоянной зависимости от Бога.

В книге «Путь ко Христу» описан процесс оправдания. «Если вы подчиняете себя Христу и принимаете Его как своего личного Спасителя, тогда благодаря Ему Бог смотрит на вас как на праведников, какой бы греховной ни была ваша жизнь прежде. Характер Христов занимает место вашего характера, и Бог считает вас безгрешными» (с. 62). В этом и заключается оправдание. Затем следует продолжение цитаты: «Более того, — вам не кажется, что здесь речь идет о чем-то большем, чем оправдание? Так оно и есть, — Христос изменяет сердце. Он пребывает в вас верою. Вам необходимо поддерживать верою эту связь со Христом и постоянно подчинять Ему свою волю. И до тех пор, пока вы будете делать это, Он будет производить в вас хотение и действие по Своему благоволению». До тех пор, пока! Не упустите из виду эти четыре ключевых слова. Когда в последний раз вы общались со Христом? «До тех пор, пока вы делаете это, Он будет производить в вас хотение и действие по Своему благоволению… Со Христом, живущим в вас, вы будете проявлять тот же дух, который был у Христа, такие же добрые дела праведности и послушания».

Для христианина победа и послушание возможны не только в критический момент, когда он уходит из жизни, или перед тем, как он будет взят на небо, но и в самом начале христианской жизни. Когда мы откажемся от собственных попыток поступать безупречно и сконцентрируемся на Христе, то достигнем победы. И мы будем иметь эту победу до тех пор, пока будем продолжать пребывать в зависимости от Его силы.

Естественная, самопроизвольная победа

«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий» ( 1Пар. 29:11).

До тех пор, пока мы ставим себя в зависимость от Божьей силы, грех над нами не может господствовать. Но в нашей реальной жизни победы чередуются с поражениями. Это объясняется тем, что мы не всегда полагаемся исключительно на Божью силу. Мы с болью переживаем те случаи, когда падаем, терпим поражение, когда мы побеждаемы врагом. Мы склонны, например, только и думать о том, как мы вышли из себя, и делаем вывод, что победы в этот день вообще не было.

В книге «Желание веков» говорится, что когда мы узнаем Бога так, как мы можем Его знать, тогда наша жизнь будет жизнью постоянного послушания. Грех станет ненавистным для нас. Возможно, находясь в близких отношениях с Богом, познавая Его и доверяя Ему, мы не замечаем некоторых наших побед, потому что они совершаются совершенно естественно, самопроизвольно. Если победа и послушание в христианской жизни — естественные или спонтанные действия, тогда во многих случаях, как и все естественное, мы не замечаем их и не заостряем на них особого внимания. Почему так происходит? Скажите, куда обращено наше внимание, когда совершаются такие победы? На Иисуса, И наоборот, когда наше внимание сосредоточено на нас самих, мы только и думаем о своем поведении и в результате терпим поражение.

Вот почему постоянные усилия сатаны направлены на то, чтобы отвлечь наш взор от Христа, дабы помешать Спасителю осуществить Его волю в нашей жизни. Он знает, что, заставив нас отвлечься от Иисуса и направить наш взор на себя, он овладеет нами. И сатана победит, если ему удастся отвратить наше внимание от Христа, сосредоточив наши мысли на наших поражениях или победах! Вам не приходилось когда-нибудь переживать падение из-за того, что сатана подходил к вам и говорил: «Посмотри, как хорошо ты поступил в последний раз»?

Но в книге «Желание веков» записано следующее: «Даже в помыслах Иисус не поддался искушению. То же самое может происходить и в нашей жизни. Во Христе человеческое естество было соединено с Божественным. Он побеждал в искушениях силою пребывающего в Нем Святого Духа. И Он пришел, чтобы сделать нас причастниками Божеского естества. До тех пор, пока мы соединены с Ним верою, грех не будет владычествовать над нами» (с. 123). Продолжая постоянно взирать на Иисуса, мы научимся постоянно полагаться на Него.

Избрание Божьего контроля

«Если же неугодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Ис. Нав. 24:15).

Если человек живет в непрерывном общении со Христом, то есть имеет постоянные отношения с Ним, которые выражаются в ежедневно отведенном времени для молитвы и изучения Его Слова, то такой человек избрал Бога быть ответственным за направление своего пути. Находясь в таких отношениях с Богом, мы в любой момент времени на протяжении всего пути спасения, по которому Бог ведет нас, или полностью полагаемся на Его силу, или полностью полагаемся на самих себя.

Сатана все время пытается отвлечь наше внимание, чтобы оно не было сосредоточено на нашей постоянной зависимости от Божьей силы. Когда мы начинаем бороться с сатаной своими силами, когда мы начинаем сосредотачиваться на нашем поведении и внешних поступках, тогда наше внимание отвращается от Иисуса и мы перестаем полагаться на Его силу. Это может произойти даже при наличии ежедневных взаимоотношений с Ним. Всякий раз, когда мы концентрируемся на наших грехах, слабостях и проблемах, мы терпим поражение.

Если человек пребывает в постоянных взаимоотношениях со Христом, его жизнь будет направлена ввысь, к небу. Бог руководит таким человеком и приводит его, насколько это возможно, к состоянию пребывания в Нем и зависимости от Его силы. Но пока мы духовно возрастаем, то даже в течение одного дня иногда мы взираем на Иисуса, иногда отводим от Него взор на самих себя.

Чудесно сознавать, что Бог не судит нас по нашим случайным добрым делам или нашим ошибкам, которые мы совершаем в процессе христианского возрастания. Он смотрит на побуждения сердца, на общее направление жизни. Если мы сознательно и ежедневно избираем Его руководство посредством того, что ищем общения с Ним, то Он приведет нас к полной и постоянной зависимости от Его силы. Христианское возрастание и представляет собою в большей мере возрастание в способности познавать, как все более и более постоянно мы можем полагаться на Иисуса.

Если же мы не будем ежедневно искать взаимоотношений со Христом, если не поймем, как правильно употреблять свою волю и куда нужно направить наши человеческие усилия, если мы будем продолжать пытаться сражаться с грехом и дьяволом своими собственными силами, то направление нашей жизни будет вниз, к погибели. Всякий, кто не имеет постоянных взаимоотношений с Господом Иисусом, независимо от того, стал он когда-либо христианином или нет, фактически предоставляет сатане возможность контролировать направление его жизни.

Наша роль в деле спасения — постоянно избирать взаимоотношения со Христом, пока, наконец, мы не будем приведены к полному доверию Его силе.

Колодец уже выкопан

«В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37),

Эд чувствовал себя скверно. Во рту пересохло, губы потрескались, а голова так сильно кружилась, что он часто падал. И всякий раз, когда это случалось, его одолевало сильное беспокойство.

Эд решил пойти к доктору, так как его не удовлетворяла перспектива мучиться таким образом всю жизнь. Выслушав его жалобы, доктор покачал головой: «Эд, ты страдаешь от жажды. Это довольно распространенная проблема». Эд почувствовал облегчение. «А что я должен делать?» — спросил он.

Доктор откинулся на спинку стула: «Сначала ты должен решить, что беспокоит тебя больше всего: сухость ли во рту, потрескавшиеся губы или еще что-нибудь. Скажем, к примеру, тебя больше всего беспокоят потрескавшиеся губы. Лечи их, пока они не заживут. Потом лечи другое. Приложи к этому всю свою силу воли. В этом секрет успеха».

Эд пошел домой, но через несколько дней, усиленно занимаясь лечением своих губ, он почувствовал себя еще хуже. Он решил пойти к другому доктору. Тот посочувствовал ему, когда услышал его историю: «Я не могу понять, почему тот доктор не сказал тебе простой вещи, — воскликнул он, — когда человек страдает от жажды, ему просто нужна вода!»

«Вода? — еле слышно прошептал Эд. — Это хорошо звучит. А где мне взять ее?»

«Она берется из колодца», — ответил врач.

Эд поспешил удалиться и начал копать колодец. Спустя некоторое время он устал. Было похоже, что он скорее умрет, чем выкопает колодец нужной глубины. Но вдруг он услышал радостную новость: оказывается, колодец был уже выкопан. Все, что ему нужно было делать, — это пойти к владельцу колодца и взять столько воды, сколько ему требуется. Эд пошел к колодцу и принял безвозмездный дар живительной влаги. Сейчас он каждому в округе рассказывает об этом.

Многие из нас в своей христианской жизни бесплодно потратили много времени, пытаясь вылечить симптомы греха и достать для себя воды жизни, прилагая собственные усилия. Когда мы поймем, что правильно использовать нашу волю означает приходить ко Христу, Который приглашает: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром», тогда мы обретем победу, достичь которой тщетно стремились своими силами. Нам не нужно копать колодца, он уже выкопан. Мы нуждаемся только в одном — прийти и принять богатства Его благодати.

Полная победа возможна уже сейчас

«Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

Когда мы рассуждаем о послушании верою, то не имеем в виду жизнь, в которой вообще не требуется никаких усилий. Мы говорим об усилии, которое является естественным, а не вынужденным. Опасайтесь религии, которая сидит, ожидает и бездействует. Была такая группа людей, называющихся «квайтистами», которые именно так и поступали. Они ожидали, что Бог сделает за них все. Но существует нечто такое, что Бог для нас сделать не может. Он не может вместо нас откликнуться на Свой собственный призыв. Мы сами должны откликнуться на него. В этом и выражается наше сотрудничество с Ним.

. Некоторые из нас вынашивали идею о том, что большую часть всей жизни мы должны, стиснув зубы, бороться с грехом и что когда-то потом, в конце нашего христианского странствования, перед смертью наши усилия будут наконец вознаграждены и грех не будет более беспокоить нас. Но благая весть состоит в том, что полная победа возможна уже сейчас.

Когда я был подростком, то думал, что к двадцати годам я, пожалуй, смогу достичь такой победы. В свои двадцать лет я решил, что одержу ее в тридцать лет. Но и в тридцать лет я был весьма далек от нее. Тогда я отложил ее до сорока лет. Мне бы не хотелось говорить, на сколько я отодвину этот срок сейчас. Но разве необходимо обязательно ждать, чтобы стать новым творением во Христе? Разве мы должны ожидать, пока настолько состаримся, что уже не сможем грешить, даже если и захотим, потому что слишком ослабеем? Неужели мы верим в праведность, обрести которую возможно только в старости?

У меня были дедушка и бабушка, которые говорили, что они еще ожидают того времени, когда все станет иным. Возраст — это не определяющий фактор. Жизнь во Христе — вот чем определяется различие между старым и новым творением. В этом заключается большое «если» — «если кто во Христе».

В любое время, когда мы пребываем во Христе, когда мы имеем взаимоотношения с Ним и полагаемся на Его силу, мы являемся новым творением. Когда же мы разрываем отношения со Христом, основанные на нашей зависимости от Него, и пытаемся решить свои проблемы самостоятельно, то мы проигрываем сражение с сатаной, падаем и терпим поражение. Жизнь во Христе — это преимущество каждого из нас сегодня, которым можно пользоваться до тех пор, пока мы зависим от Христовой силы.

Бог действует изнутри

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды» (Мф. 23:25).

Большинство из нас с трудом пытаются очиститься скорее внешне, чем внутренне, и в этом наша беда. В этом состояла также и проблема фарисеев во дни Иисуса. Он сказал им, что для очищения внешней стороны чаши и блюда необходимо сначала очистить их внутренность. Но он не сказал им, что нужно вначале очистить внутреннюю сторону, а потом переходить к очищению внешней стороны. Новое творение — это результат пребывания во Христе. Но большинство из нас проводят целые годы в бесплодных попытках стать новым творением, обновиться с наружной стороны. И мы прилагаем мало или совсем не прилагаем усилий к тому, чтобы жить во Христе.

В 1 Ин 3:6 сказано: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает». Здесь ясно представлены причина и следствие. Как вы думаете, мы должны прилагать усилия к тому, чтобы пребывать в Нем, или к тому, чтобы «не согрешать»? Большинство из нас затрачивают свое время и силы, пытаясь не согрешить, вместо того, чтобы посвящать их на то, чтобы пребывать в Нем. Некоторые говорят, что в этом стихе речь идет о привычном грехе. Но когда грех становится привычным? Когда вы совершаете его раз в год, или шесть раз в день, иди дважды в неделю? Трудно сказать определенно, когда грех становится привычкой.

«Если мы пребываем во Христе, если любовь Божья живет в нас, тогда наши чувства, мысли, намерения и действия будут согласоваться с волей Божьей, выраженной в принципах Его святого закона» («Путь ко Христу», с. 61). Пожалуйста, обратите внимание на это высказывание. Наши чувства, наши мысли, наши цели, а не только действия, — все будет согласовываться с Божьей волей. Но это произойдет, лишь когда мы будем пребывать во Христе, и Его любовь будет жить в нас.

Вы от кого-нибудь слышали подобное: «В течение двадцати лет я не беру в рот спиртного, но чувствую себя непьющим только три дня». Но если мы пребываем во Христе, то наши чувства, равно как и действия, будут гармонировать с Божьей волей. Бог не дает победу посредством изменения просто внешних действий, ничего не делая с чувствами, мыслями и целями, то есть внутренней стороной жизни человека. Бог действует изнутри. И если наши чувства, мысли и цели согласуются с Божьей волей, то тяжело ли будет нам повиноваться и побеждать искушение? Нет, для человека, пребывающего во Христе, это является естественным.

Все или ничего

«Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду» (Иак. 3:11,12).

В христианской жизни возможно выбрать только одно из двух: или пребывать во Христе, или не пребывать в Нем; или полагаться на Христа, или полагаться на себя. Другой возможности нет. Мы не можем полагаться частично на Христа и частично на себя. Все или ничего, третьего не дано.

Если бы, однажды придя ко Христу, мы всецело положились на Божью силу и полагались на нее с того времени постоянно, то мы никогда не впали бы снова в грех или непослушание. «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1 Ин. 3:6). Но большинство из нас вынуждены признать, что с того дня, как мы пришли ко Христу, и до сего времени мы не одерживаем постоянной, непрерывной победы в своей христианской жизни. Мы сознаем, что падаем, терпим поражения и вынуждены потому снова и снова приходить к Богу, чтобы получить прощение. В своей христианской жизни мы колеблемся между постоянной зависимостью от Христа и зависимостью от своих собственных сил. Вот почему наша победа бывает периодической и непостоянной. Если сатана нашел ко хмне доступ в какой-то момент времени, это значит, что в этот момент я не был соединен верою со Христом.

Неоднократно Библия говорит, что Иисус ненавидел грех. Каждое проявление греха было пыткой для Его души («Желание веков», с. 111). Он ненавидел грех совершенной ненавистью («Избранные вести», т. 1, с. 322). Столкновение со.злом невыразимой болью отдавалось в Его сердце. Говоря о грехе, Он не мог скрыть Своей глубокой печали («Желание веков», с. 88).

Когда мы верою соединяемся с Иисусом, грех становится ненавистным для нас, каким ненавистным он был и для Иисуса. Мы не будем находить его приятным («Вести для молодежи», с. 338). Мы будем смотреть на грех с отвращением («Великая борьба», с. 649, 650). Обновленное сердце ненавидит грех («Великая борьба», с. 508). Преобладание греховных желаний является признаком неосвященной души («Нагорная проповедь», с. 92).

Когда мы начинаем испытывать влечение ко греху, это означает, что мы перестали зависеть от Бога и стали зависеть от самих себя. Вот почему в искушении мы падаем. Победа же приходит естественно, сама собой, когда мы полагаемся на Него.

Наша единственная безопасность

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41).

«Сатана знает, что самая слабая, но пребывающая во Христе душа более опасна для воинств тьмы, чем запальный фитиль для врага… Поэтому он всячески старается выманить воинов креста Христова из стен их сильной крепости» («Великая борьба», с. 530). Сатана знает, что таким путем он сможет овладеть нами. Он знает о силе пребывания во Христе.

Если человек, пребывающий во Христе, более опасен для темных сил, чем запальный фитиль для врага, и если такой человек не согрешает (1 Ин. 3:6) и не имеет далее влечения ко греху, а скорее испытывает отвращение к нему («Великая борьба», с. 508; «Правила счастливой жизни», с. 92; «Желание веков», с. 668), тогда как сатана все же ухитряется искушать нас?

В книге «Путь ко Христу» перечислены пять способов, к которым он прибегает, искушая нас, даже если мы пребываем во Христе. «Когда разум человека сосредотачивается на нем самом, он отвращается от Христа, Источника силы и жизни. Следовательно, усилия сатаны постоянно направлены на то, чтобы отвлекать внимание от Спасителя и таким путем помешать единению и связи души со Христом». Он постоянно пытается переключить нашу зависимость от Божьей силы на зависимость от самих себя, чтобы мы сражались с грехом своими собственными силами. Вот способы, перечисленные в книге «Путь ко Христу», используя которые сатана осуществляет это разделение человека с Богом.

1. Мирские удовольствия. Сами по себе они могут быть и невинными, но если наше внимание полностью ими поглощены, то мы не сможем взирать на Бога.

2. Жизненные затруднения, заботы, печали. Мы все изведали их и знаем, как тяжело иногда доверять Богу во время скорбей.

3. Недостатки других. Вы теряли когда-нибудь из вида Христа из-за недостатков других?

4. Ваши собственные недостатки и несовершенства. Они особенно влияют на чувствительные натуры.

5. Беспокойство и страх о том, будем ли мы спасены.

Сатане не свойственно приходить к человеку, пребывающему во Христе, и искушать его. Для такого человека грех омерзителен. Поэтому сатана действует тем, что отвлекает внимание от Иисуса. Только посредством пребывания во Христе и созерцания Его мы одерживаем победу.

Иисус удаляет наши грехи

«И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха» (1 Ин. 3:5).

Какой-то человек написал книгу о том, как жить побеждающей христианской жизнью, и подписал ее так: «Неизвестный христианин». Когда я увидел эту книгу, то стал размышлять, что автор хотел сказать, подписавшись таким образом. Он, видимо, желал поделиться тем, как неизвестный христианин может жить побеждающей христианской жизнью. Кто сумел жить такой жизнью? Способен ли кто-нибудь так жить?

Когда мы говорим о побеждающей жизни, мы не имеем в виду преодоление неизвестного греха. Эта проблема полностью находится в ведении Божьем. Как мы можем предпринимать что-либо относительно греха, если мы даже не знаем, что это за грех? А если рассмотреть нашу греховную природу, то ее изменение также находится полностью в руках Христа. Единственное, о чем мы можем говорить и что мы можем знать, — это как побеждать известный грех. Мы рассуждаем не об абсолютном совершенстве, а просто о том, как побеждать какой-то определенный грех. Победа возможна, она необходима и является частью Божьего замысла для нашей ежедневной жизни.

Можно ли победить грех? Существует один ответ: да, возможно. Один Человек это сделал. Его имя Иисус. Согласно Евр. 4:15, Он был подобно нам искушен во всем, кроме греха. 1 Петр. 2:22: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». Ин. 16:33: Он сказал о Себе: «Я победил». В 1 Ин. 3:5 говорится о том, что в Нем нет греха. В том же тексте сказано, что Он пришел взять наши грехи. Жил ли Христос безгрешной жизнью благодаря наличию в Нем Божеского естества, или Его безгрешная жизнь совершалась силой Божьей посредством ее соединения с Его человеческим естеством так же, как это возможно и для каждого из нас?

Иисус жил на этой земле как человек, а не как Бог. Он был Богом, но не использовал Свою Божественную силу, чтобы вести безгрешный образ жизни. Когда Он сказал: «Я ничего не говорю Сам от Себя», Он подразумевал, что является нашим примером. Он пришел показать нам, как жить в зависимости от Божественной силы. Сила, на которую Он полагался в Своей ежедневной жизни, исходила скорее свыше, чем изнутри.

Нет нужды говорить мне о том, что без Иисуса у меня нет вообще никакой силы. Я убеждался в этом много раз. Но если Его сила доступна для меня, тогда я смогу сегодня жить так, как жил Он, и быть победителем благодаря Тому, Кто возлюбил нас.

Безгрешная жизнь

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Жил ли когда-нибудь безгрешный человек на этой земле? Да, Иисус был безгрешным. А можем ли мы жить, не согрешая? Нет, не можем. В Рим. 8:7 сказано, что греховный разум не покоряется закону Божьему, да и не может покоряться. ВРим. 3:28 говорится, что все согрешили. До тех пор, пока мы находимся в нашем отчаянном положении, и речи быть не может о жизни без греха. Мы грешники и останемся таковыми, пока не будет изменено наше естество.

Мы столкнулись с загадочной ситуацией. В Пс. 1:6 говоритщ, что Господь знает путь праведных. Итак, благодаря Иисусу мы названы праведными. Но что под этим подразумевается? В 2 Кор. 5:21 сказано, что Иисус был сделан грехом ради нас, чтобы через Него мы могли быть сделаны праведностью Божьей (англ. пер.). Если эти слова справедливы, то все, совершаемое в нашей жизни, не относящееся ко греху, совершается только благодаря связи с Иисусом и никогда — без Него. Поэтому на вопрос, мог ли кто-нибудь жить безгрешной жизнью, существует ответ: да, мог. Один человек жил безгрешной жизнью. Его имя Иисус. И мы никак не можем жить безгрешной жизнью без Него. Но мы можем и должны жить так, находясь в союзе с Ним.

Вам нет необходимости далеко углубляться в книгу Откровение, чтобы найти там слово «побеждающий». О победе часто говорится в Библии. Это важное понятие соотносится с описанием того народа, который будет жить накануне пришествия Иисуса.

Когда Иисус сказал женщине, которую привели к Нему: «Иди и впредь не греши» — или когда Он сказал исцеленному человеку: «Не греши больше», были ли то просто праздные слова? Могли ли они исполнить Его повеление? Было ли это возможно через Его силу? Да, конечно.

Не будем углубляться в попытке определить, кто кроме Иисуса жил безгрешной жизнью. Не наше дело определять, кому это удалось. Смотреть на людей в вопросах истины — дело очень опасное. Иисус — наш пример, и мы должны взирать только на Него. Если мы будем пребывать в Нем, как Он пребывал в Отце, то будем победителями и обретем эту победу точно таким путем, каким побеждал Он Сам. Мы одерживаем победу, только взирая на Него, а не на других людей, или на нашу собственную жизнь, и не пытаясь измерять себя самими собой.

Продолжайте взирать на Иисуса

«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр. 5:8).

Один из излюбленных приемов сатаны заключается в том, чтобы занимать наш разум мыслями о наших недостатках, падениях, неудачах. На это существует, пожалуй, много причин. Во-первых, под бременем вины мы чувствуем себя несчастными, а он радуется, когда мы несчастны. Во-вторых, если наше внимание будет сосредоточено на наших недостатках, то и совершать мы их будем чаще в силу того, что мы перестаем взирать на Иисуса. И, в-третьих, если ему удастся ввергнуть нас в такое уныние, то, отчаявшись, мы порвем всякие отношения со Христом и даже откажемся от стремления быть христианами, что поможет ему достичь его главной цели.

Как только мы отводим свой взор от Христа, дьявол немедленно переключает наше внимание на внешнюю сторону нашего поведения. Если вы пребывали во Христе в течение всего дня, кроме немногих минут, когда вышли из себя и вышвырнули сковородку в окно, то какой осадок будет в ваших мыслях в конце дня?

И какую победу вы будете помнить дольше? Победу ли, когда вы пребывали во Христе и по этой причине искушение казалось вам ненавистным и отталкивающим? Или ту победу, когда вы в течение трех дней усиленно боролись с собой, готовые сдаться искушению, но в итоге все же не сдались, потому что знали, что это грех? Но настоящей победой является лишь та, которая исходит естественным образом из человеческого сердца. Если мы находим грех желанным и привлекательным, то мы уже внутренне согрешили, независимо от того, сделали злое дело или нет. Когда мььпонимаем это, то приходим к осознанию, что победа, за которую мы боролись в течение трех дней, была лишь хорошей внешней видимостью и не была победой вовсе. Но мы все равно запоминаем ее лучше, нежели самопроизвольную истинную победу, которая достигается, когда мы взираем на Иисуса.

Вот почему всегда небезопасно делать наши собственные поступки мерилом христианского роста. Если мы перестаем взирать на Иисуса и смотрим на самих себя, то неизбежно будем побеждены или гордостью, или унынием в зависимости от того, как мы оцениваем свои поступки. Но постоянно взирая на Иисуса, размышляя и говоря о Нем и о Его любви к нам, мы будем постоянно пребывать в Нем, а «пребывающий в Нем не согрешает».

Победа, побеждающая мир

«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4),

Если бы люди могли побеждать грех, то наверняка сократилось бы число скорбей в этом мире, не так ли? Я лично заинтересован в победе над грехом, а вы? Мы знаем, что победа возможна только тогда, когда человек сосредотачивает свой взор на Иисусе. В Библии изложена проблема греха и показан путь, как его преодолеть. Бог приемлет только один вид победы над любым грехом — это естественная, самопроизвольная победа, которая достигается в жизни человека, пребывающего во Христе. Все победы, обретаемые путем самопринуждения, а не естественным образом, совершаем мы сами. И то, что мы называем в этом случае победой, относится лишь к внешнему поведению. Библия ясно, со всей определенностью учит, что Бог желает и может сохранить нас от согрешения. Бог также предусмотрел возможность для прощения тех, кто падает и терпит поражение в процессе своего христианского возрастания. Мы можем быть благодарны сегодня Богу за эти чудесные истины.

Праведность Христа включает как Божье прощение, так и Его силу, даваемую для победы. Однако нам необходимо помнить, что всякий человек, побеждающий грех, не должен гордится своей победой и притязать на безгрешность. В 1 Ин. 1:8 сказано, что всякий, говорящий, что он не имеет греха, обманывает самого себя. Но мы можем побеждать грех, и это не противоречит библейской истине.

Вам когда-нибудь говорили, что вы будете грешить до тех пор, пока живете на этой земле, но если вы ненавидите грех — этого достаточно, именно этого Бог и ожидает от вас? Можем ли мы сказать то же самое убийце? Можем ли мы сказать ему, что лучше, конечно, не убивать слишком много людей, но, тем не менее, пока он ненавидит свои дела — все у него хорошо, этого и ожидает от него Бог? Дадим ли мы тот же совет вору, пьянице, прелюбодею? Если нет, то должны ли мы соглашаться с таким пониманием в отношении наших «малых грехов»?

В 1 Ин. 5:4 описан один из ключевых моментов победы над грехом: «И сия есть победа, победившая мир, вера наша». Когда мы узнаем, что вера — это результат взаимоотношений со Христом, что вера — это доверие Тому, Кто, как нам известно, заслуживает доверия, тогда становится ясно, что путь к победе лежит через продолжающиеся отношения и связь со Христом. Это путь, который Он использует, чтобы привести нас к истинному послушанию.

Шаги к победе

«Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти» (Рим. 8:3).

Грех никогда невозможно победить, не имея основанных на вере взаимоотношений со Христом. Но понятие взаимоотношений со Христом включает в себя несколько ступеней, через которые Бог ведет нас к победе над грехом в нашей жизни. Первая ступень — это признание того факта, что грех действительно является грехом. Если вам пришлось пережить борьбу p вы не одержали в ней победу, то причина вашей неудачи может заключаться именно в недооценке греха. Признавали ли вы, что совершаемое вами зло является грехом, или же пытались оправдать себя? Убедил ли вас во грехе Святой Дух, или вы пытались узнать точку зрения родителей, соседей или духовного наставника на ваш поступок? Победу невозможно одержать до тех пор, пока мы сами не признаем в грехе греха.

Признав однажды, что совершаемое нами зло является грехом, мы должны понять, что бессильны своими силами одолеть его. Сильный человек может контролировать свои внешние поступки, но это не является победой над грехом. Грех гнездится внутри человека и преодолевается только силой Божьей.

Когда мы признали грех и осознали свое бессилие бороться с ним, тогда нам следует прийти к осознанию сути нашей борьбы. В Рим. 8:3 говорится, что закон, ослабленный плотью, был бессилен, и Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу. Если вы пытаетесь достичь победы своею силою, то обнаружите, что в вас нет ничего, кроме бессилия. Но если вы придете ко Христу и позволите Его Духу действовать в вас, то одержите победу. Если мы направим всю нашу силу воли на то, чтобы искать основанных на вере взаимоотношений с Иисусом, то мы оставим всякие попытки своими силами бороться с грехом и дьяволом. И так должно быть, потому что Христос Сам обещал сделать это для нас.

Другая ступень к победе выражается в сознании того, что Бог не осуждает нас. Бог не послал Сына Своего в мир, чтобы судить мир. Когда мы увидим любовь Иисуса и осознаем, что Он с любовью принимает нас, это смягчит наши сердца и изменит нашу жизнь. И, наконец, когда мы поймем, что грех причинил Иисусу на кресте, это будет для нас могущественным щитом против искушения.

Любвеобильное Божье присутствие

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).

«Ничто так не предохраняет от искушения и не вдохновляет к чистоте и истине, как сознание присутствия Божьего» («Воспитание», с. 255). Беспокоит ли вас проблема непобежденных грехов? Одна из реальных причин существования этой проблемы заключается, возможно, в том, что вы не сознаете присутствия Божьего, иначе вы имели бы могущественный щит против искушения.

Возможно, несколько мистифицированной и неосуществимой покажется вам мысль, что Иисус может быть для нас большей реальностью, чем Он был для Своих учеников, когда ходил с ними по пыльным дорогам Галилеи. Но это действительно так. ВИн. 14:21 ясно говорится, что Христос любит нас и явит нам Себя. И это осознание Его присутствия является нашим щитом против искушений и греха. Когда мы сознательно продолжаем искать ежедневных взаимоотношений с Иисусом, Он приведет нас к более постоянному ощущению Его присутствия.

Еще мальчиком, учась в школе, я приходил после уроков домой и сразу направлялся к коробке с печеньем. Возможно, и с вами бывало такое. Конечно, я шел за печеньем, потому что был голоден. Сейчас я расплачиваюсь за свое прошлое, потому что мои собственные дети, как и я прежде, направляются после уроков к… ящику с яблоками, и я должен останавливать их, Но когда на кухне была мама, то запрещать мне ничего не надо было. Благодаря ее присутствию я сам почему-то не подходил к коробке с печеньем. Однако мама была на кухне не всегда. Иногда она находилась во дворе, в подвале или на веранде. Но Бог, посредством Своих ангелов и Святого Духа, может присутствовать везде. От Него скрыться никуда невозможно, Он — везде. Если бы мы только сознавали 4 это, то все могло бы быть иначе, не правда ли?

Нас постоянно окружает любвеобильное Божье присутствие. В нем нет осуждения. Страх помешает совершить ограбление банка, если в нем находятся полицейские. Страх помешает ребенку совершить хулиганский поступок, когда кругом люди и отец с матерью идут рядом с ним. Страх может помешать многому. Но присутствие Божье, которое защищает нас, — это любвеобильное присутствие. Оно реально. Именно исполненное любви присутствие Иисуса дает силу побеждать.

Грех порождает грех

«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).

Существует различие между искушением и искушениями. Такое же различие существует между грехом и грехами. Грех — это жизнь в разрыве с Богом. Грехи — это последствия такой жизни, то есть злые дела, беззаконные поступки. Иисус никогда не жил в разрыве с Богом, хотя, казалось, у Него имелись все предпосылки быть независимым и доверяться исключительно собственной силе. И в результате такой жизни, характеризующейся неразрывной связью с Богом, постоянной зависимостью от Него, грехи и искушения не влекли Его к себе, но были чужды Ему.

Если мы находимся в постоянной зависимости от Бога в любой момент времени, а сатана пытается ввести пас в грех, то этот грех будет чужд, неприемлем для нас, как он был чужд и для Христа. Победа приходит естественно, потому что грех для нас не является привлекательным и желанным.

Но если мы полагается на самих себя, то поддаемся искушениям сатаны, по крайней мере, внутренне. Искушения приходят в следующей последовательности. Сначала искушение предлагается. Ничего греховного в этом пока нет. Затем мы осознаем наличие искушения и осмысливаем его. Пока это тоже еще не грех, потому что Иисус в пустыне сознавал, что Он был искушаем, p знал, каковы последствия того или иного выбора.

Третий шаг в искушениях совершается только теми, кто не полагается на Божью силу во время искушения. Они соглашаются с искушением в своем разуме. Такой вид внутреннего согласия похож на нажатие рычага в игрушечной табакерке, после чего выскакивает маленький человечек. Но в жизни того, кто полагается на Христа, это внутреннее согласие, это влечение к искушению не имеет места.

В тот момент, когда мы внутренне соглашаемся с искушением, мы согрешаем, так как грех всегда зарождается в человеческом сердце. (Всякий, кто ненавидит брата своего, есть человекоубийца; всякий, кто смотрит на кого-либо с вожделением, уже прелюбодей). Человек, полагающийся на свою собственную силу, тем самым постоянно выражает свое согласие с грехом. Только полагаясь на Божью силу, мы становимся способными одерживать победу даже в своих желаниях.

Когда искушение становится грехом

«Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14).

Джейн любила говорить ложь. Можно даже прямо сказать, она была обманщица и, кроме того, воровка. Но однажды она встретила Того, у Кого последний друг на земле тоже был вором (разбойник на кресте). Джейн решила лучше познакомиться с Ним. Дух Святой убедил ее во грехе и, более того, она поняла, что всю свою жизнь жила вдали от Бога. Соприкоснувшись с Божьей любовью, она увидела, что эта любовь принимает даже воров. Джейн осознала свою нужду в Нем, покорилась Ему и пережила обращение.

Однажды в бакалейном магазине, обходя витрину, Джейн увидела оставленную кем-то без присмотра тележку с продуктами. Прямо сверху лежала открытая сумка, а из нее выглядывал прекрасный толстый кожаный бумажник. Возникло искушение. Оказаться в такой ситуации еще не означало сделать грех. Что касалось Джейн, то она сразу сообразила, что ее постигло искушение и что у нее есть возможность украсть чьи-то деньги. Но, сознавая это, она еще не согрешила. Сознавать искушение — еще не означает делать грех. Иисус сознавал Себя искушаемым, но Он никогда не согрешил. Поэтому и Джейн не согрешила тем, что сознавала возможность греха.

В этой истории возможны два продолжения. Если в этот момент Джейн положится на силу Божью и Его руководство, то для нее станет ненавистной сама мысль о воровстве. Сама мысль будет казаться ей отталкивающей, и победа будет одержана естественно, самопроизвольно.

Если же в этот момент она положится на себя, то внутренне она поддастся искушению. «Какая возможность!» — думает она. Она идет на поводу искушения своим разумом. В ее голове зреет примерно такой план: «Меня никто не видит. Сейчас я схвачу кошелек и положу его себе в карман…» Осуществит ли она свой план или нет, будет зависеть от того, насколько велика ее сила воли и насколько она может собой владеть. Но она уже согрешила, мысленно согласившись сделать грех. Она уже согрешила, независимо от своих дальнейших поступков. Истинная победа исходит только изнутри, из сердца, где обитает Бог, когда мы полагаемся на Него, а не на себя.

Можно ли быть хорошим, стараясь не быть плохим

«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).

Если действительно мысли человека и его сердечные намерения равноценны совершаемым поступкам и если, внутренне согласившись со злом, мы тем самым уже согрешаем независимо от того, продолжаем мы совершать злые дела или добрые, тогда почему иногда, предполагая совершить зло, мы его не совершаем? Если мы уже согрешили и проиграли битву, то почему мы иногда все же останавливаемся и не делаем зла?

Во-первых, существует ряд нравственных причин, в силу которых люди не совершают греховных дел, но эти причины не имеют ничего общего с Богом, победой или духовной жизнью. Если у кого-то достаточно силы воли, чтобы не убить человека, которого он ненавидит, то он избежит тюрьмы, и в этом есть свой положительный аспект как для него самого, так и для человека, которого он ненавидит, ибо тот остается в живых. Хорошее, высококачественное поведение приносит собой пользу во всех отношениях, но оно не является победой в Божьих очах. Существует и другая причина, в силу которой внутреннее потворство греху не всегда воплощается во внешние поступки. Она заключается в том, что существует сила, которая возвращает человека к Иисусу еще до того, как внутренний грех себя проявит.

Если мы понимаем, что уже согрешили, внутренне поддавшись греху, если мы уже это считаем поражением, то у нас есть выбор и возможность прийти к Христу за покаянием, прежде чем мы перейдем к действию. Мы осознаем, что наш взор был каким-то образом отвлечен от Христа, и мы оставим попытку побороть врага своими силами, признаем наше бессилие и обратимся к Нему.

В процессе нашего христианского возрастания, мы, возможно, много раз будем оказываться в таком положении, когда будем полагаться на свои собственные силы и внутренне поддаваться искушению. Из нравственных соображений мы, возможно, стиснем зубы и направим всю нашу силу воли на то, чтобы не проявился внутренний грех во внешнем действии. Но нам не следует называть это победой! Если мы не желаем признаться себе, что живем без Христа, то долгим и тернистым будет наш путь возвращения обратно ко Христу, под Его руководство. Но когда мы признаем, что уже согрешили, и обратимся к Нему за покаянием снова, Он даст нам его.

Можно ли поступать хорошо, не поступая плохо

«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22).

Однажды я проводил библейский урок в одном колледже и заметил, как на задней парте двое студентов целуются. Меня это чрезвычайно оскорбило и возмутило. Я вышел даже из себя. Прежде всего, я не подумал о том, чтобы войти в их положение. И потом, их поведение задело меня, как учителя. Мне казалось, что тема моего урока настолько интересна, что у них просто не должно быть времени на то, чтобы целоваться. Мысленно я отправился к задней парте, где они сидели, и столкнул их головами друг с другом (Я полагаю, сделать это было нетрудно, потому что расстояние между их головами было небольшим).

Однако я так не сделал. Встретившись с искушением, я осознал его. И так как в этот момент я не полагался на Божью силу, то согрешил, несмотря на то, что именно в этот же момент я преподавал Библию. Мысленно я поддался искушению, приняв решение приложить руку к нарушителям порядка. Разумом я пошел на поводу искушения и запланировал сделать худое дело. Но я сдержался и не совершил его. Фактически я сдержал себя так умело, что, на мой взгляд, никто в классе даже не заметил моего поражения. Свое желание я не осуществил не из-за опасения того, что администрация колледжа не одобрит моей «практической науки», а также не из-за того, что присутствующие могут осудить меня. И все же я согрешил. В Божьих глазах я столкнул их головами вместе. Я не одержал победы, хотя внешне был сдержанным.

Говоря о необходимости как внешней, так и внутренней победы, мы вовсе не имеем в виду, что люди могут жить, как считают целесообразным, и в то же время ожидать, что Бог изменит их сердце. Конечно, в известном смысле для безупречного внешнего поведения существует достаточно много эгоистичных причин. Если человек морально силен, он не угодит в тюрьму и не испортит своей репутации, хотя и будет далек от достижения победы в Божьих очах. Но для нас чрезвычайно важно понять, что действительная, реальная победа исходит изнутри, из сердца. Тогда мы осознаем необходимость в своей зависимости от Бога, которая является естественным результатом взаимоотношений с Ним.

Испытующий сердца

«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет — как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер. 17:5-8). В этих словах показан контраст между человеком, полагающимся на Господа, и человеком, полагающимся на плоть, или на себя. В Книге Псалмов сказано, что человек, руководствующийся желаниями своего собственного сердца — безумец.

В тексте, предложенном сегодня для утреннего чтения, говорится, что сердце человеческое лукаво. Оно лукаво и когда мы доверяем Богу, и когда мы полагаемся на себя. Приходилось ли вам переживать когда-нибудь ситуацию, когда вы думали, что доверяете Богу, а на самом деле полагались на себя, но не подозревали об этом до тех пор, пока не переживали ужасного падения, показывающего, насколько лукавым было ваше сердце. По Своей великой благости Бог испытывает наши сердца обстоятельствами жизни.

«Бог постоянно ведет Свой народ. Он допускает, чтобы Его дети встретились с различными обстоятельствами, которые откроют истинное состояние их сердца. Некоторые выдерживают одно испытание, но падают в другом. С каждым новым испытанием все тщательнее проверяется человеческое сердце… Таким путем люди имеют возможность видеть, что содержащееся в их сердцах отделяет их от Иисуса» («Свидетельства», т. 1, с. 187).

«Человек, пребывающий во Христе, облечен Божьей силой, и поэтому грех не владычествует над ним. Он (Христос) пребывает в вашем сердце верою. Вы должны поддерживать эту связь с Ним через веру и посредством постоянного подчинения Ему вашей воли. И пока вы совершаете это, Он будет производить в вас хотение и действие по Своему благоволению» («Путь ко Христу», с. 62, 63). Не следует скурпулезно исследовать себя, чтобы видеть, пребываем ли мы в Его силе. Мы не способны дать себе верную оценку. Наша задача — поддерживать взаимоотношения с Христом верою, посредством ежедневного общения с Ним, и Он приведет нас к победе.

Реальная победа в искушении

«Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен» (Притч. 18:10).

«Сознающие свою немощь доверяются Тому, Кто сильнее их. И пока они взирают на Бога, сатана не имеет над ними власти. Но все, полагающиеся на себя, легко им побеждаются» («Ревью энд Геральд», 16 декабря 1902 г.).

Если сатана не имеет над нами власти, то грех не является привлекательным для нас. Это не означает, что искореняется наше греховное естество. Нет, но пока нами владеет Святой Дух, мы не поддадимся греховным влечениям, хотя и будем искушаемы.

Но даже когда грех не кажется соблазнительным, все равно существует искушение освободиться из-под контроля и владычества небесных сил и прийти в состояние зависимости от самих себя. Таковым было знаменитое искушение Иисуса.

Находясь в состоянии полной зависимости от Бога, мы обретаем победу над всеми грехами. Но возрастающий христианин может легко потерять эту зависимость.

Иисус Навин был одним из самых благочестивых людей, когда-либо живших на земле. Он был одним из тех двоих, из всего великого множества, кто благодаря вере в Бога прошел весь путь от Египта до обетованной земли. Сила Божья в такой степени управляла им, что армия, которой руководил Иисус Навин, казалась врагу непобедимой. Верою израильтяне перешли Иордан и вошли в обетованную землю. Благодаря вере пали стены Иерихона. Но однажды Иисус Навин понадеялся на собственные силы и при взятии Гая его войско в одну ночь потерпело поражение.

Итак, возрастающий христианин может легко потерять свою зависимость от Бога. «Сатане хорошо известно, что самая

слабая, но пребывающая во Христе душа может с успехом бороться против сил тьмы… Поэтому он стремится выманить воинов креста из их сильного укрепления» («Великая борьба», с. 530).

Апостол Иаков говорит в Иак. 1:14, что каждый человек искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же приводит ко греху, а сделанный грех — к смерти. Отделение себя от Бога является искушением, которое ведет ко всем другим искушениям. Но пока мы полагаемся на Божью силу, мы практически непобедимы.

Божья любовь помогает нам увидеть нашу слабость

«Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4).

Сатана знает, что пока мы полагаемся на Божью силу и взираем на Иисуса, все его искушения окажутся напрасными. Поэтому он любыми способами стремится отвлечь нас от Христа и заставить сосредоточиться на самих себе. Он знает, что в случае успеха ему удастся одолеть нас. Ужасно это сознавать, но мы часто даже не замечаем, когда отвлекаемся от Иисуса. Случалось ли с вами такое, что, посвящая утром время осознанному уединенному общению с Иисусом, вы иногда в течение дня оказывались полностью побежденными врагом, который так воздействовал на слабые места вашего характера, что вы даже не замечали, в какой именно момент ваш взор отвлекся от Иисуса?

По Своей великой благости, милосердию и любви Бог заинтересован в том, чтобы показать нам, как легко мы теряем свою зависимость от Него. Он желает как можно быстрее дать нам понять, что мы отвернулись от Него, желает помочь нам осознать, что может сохранить нас от этого. Поэтому нас и постигают испытания, в которых мы понимаем, каковы мы есть на самом деле. Слова, записанные вИак. 1:2-4, приглашают нас радоваться испытаниям, потому что они производят христианский рост и терпение. Бог не посылает искушения и испытания, но Он использует их, чтобы мы почувствовали свою нужду в Нем.

Бог использует обстоятельства с целью показать нам, каково в действительности наше сердце. Об этом говорится в книге «Служение исцеления», с. 470: «Многие, искренно посвятившие свою жизнь служению Христу, удивляются и разочаровываются, видя, что их, как никогда прежде, стали осаждать препятствия, испытания и затруднения. Они молятся об уподоблении Христу в характере, о способности трудиться для Господа, а оказываются в таких обстоятельствах, когда пробуждаются все недобрые стороны их естества… Подобно древним израильтянам они спрашивают: «Если Бог ведет нас, то почему все это случается с нами?»»

Божья цель состоит в том, чтобы постепенно и последовательно показать нам присущую нашему естеству склонность скорее полагаться на самих себя, чем на Его силу. Когда мы переносим испытание и ежедневно продолжаем искать общения с Иисусом, Он вскоре приведет нас в состояние полной зависимости от Него, к Его постоянному водительству и контролю.

Свет, который не ослепляет

«Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч, 4:18).

Вас никогда не удивляло, почему «большие» грехи зачастую легче победить, чем «малые» грехи? Ответ заложен в том факте, что всякий грех мы можем побеждать только тогда, когда мы полагаемся на Божью силу. Полагаясь же на самих себя, мы вообще не способны победить какой-либо грех. Но прежде чем быть готовыми довериться силе Божьей, нам следует сначала разувериться в своей силе. Легко понять, что мы не в состоянии одолеть «большие» грехи, но гораздо труднее осознать, что мы не можем бороться с дьяволом сами, когда дело касается «малых» грехов. Пытаясь победить «малые» грехи своими силами, мы терпим поражение.

Представьте себе, что вы уже длительное время находитесь в темной комнате и уже привыкли к темноте. Окна комнаты плотно зашторены. Если кто-нибудь резко откроет штору, то внезапный солнечный свет может ослепить вас. Бог по причине Своей любви открывает свет постепенно, а не все сразу. Бог начинает с больших проблем, с искоренения очевидных, явных грехов. Когда мы научились доверять Ему в борьбе против них, Бог переходит к искоренению «малых» грехов.

Говоря о спасении с человеком, лежащим на смертном одре, вы не начинаете разговор с того, что в пятницу, перед наступлением субботы необходимо начищать ботинки. Существует Последовательность, которую признает Сам Бог. В 23 главе книги Исход Господь говорит о том, что поразит врагов Своего народа, и обещает, что все эти враги обратятся в бегство, что Он пошлет против них шершней. Оружие довольно сильное! Но затем, в 23:29,30, Он добавляет: «Не выгоню их от лица твоего в один год, чтобы земля не сделалась пуста и не умножились против тебя звери полевые: мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься и не возьмешь во владение земли сей».

Бог знает, что попытка изменить нас и открыть нам все наши слабости в один момент может только погубить нас. Поэтому Он совершает это медленно, в такой последовательности, чтобы грешные люди могли выдержать. Но если мы постоянно будем продолжать искать взаимоотношений с Ним, дело, которое Он начал в нашей жизни, будет Им же и завершено (Флп. 1:6).