Эфиопия

«Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Эфиопии, надежды своей… И скажут в тот день жители этой страны (т. е. Израиля): «вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! И как спаслись бы мы?» (Исаия 20:5,6)

Когда пророк Исайя произносил эти слова, переданные ему Богом, еврейское государство находилось в тяжёлом положении. Многочисленные враги теснили его со всех сторон, стремясь стереть с лица земли израильское царство и уничтожить его народ. И в это время народ не только не взывал к Богу, но, напротив, предавался постыднейшим порокам и грехам, которые он перенял у близлежащих языческих народов. Отвергнув Божье водительство, народ сделал ставку на идолов и на помощь других языческих стран. Что из этого вышло, из истории хорошо известно: израильское царство пало, а его народ был частью уничтожен, а частью растворился среди окрестных племен. Но то, что произошло с древним Израилем, может произойти в жизни любого из нас, когда мы на своем жизненном пути полагаемся либо на свои силы, либо на помощь другого человека, репутация которого часто бывает сомнительной. Книга Притчей царя Соломона дает нам несколько советов и наставлений, которые каждому из нас помогут в жизни: «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:3), «Боязнь пред людьми ставит сеть, а надеющийся на Господа будет безопасен. Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа» (Притч. 29:25-26). А пророк Исайя говорит: «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его: ибо что он значит» (Ис. 2:22).

В Библии помещено всего несколько пророчеств, относящихся к Эфиопии, но как и всё, записанное в этой Книге, они являются замечательными. Ибо кто, кроме Бога, мог предсказать за десятки столетий событие, которое должно было произойти в далекой африканской стране, событие, которое сказалось на всей последующей истории этой страны.

Пророчества и их исполнение

Цивилизации древнего Египта, Ассирии, Вавилона известны сегодня всему миру. Однако мало кто знает, что история Эфиопии немногим уступает по своей древности этим странам. Но в отличие от них, Эфиопия имеет непрерывающуюся с Х столетия до х. э. цепь правителей (негусов, императоров, президентов) до сегодняшнего времени. Основателем Эфиопского государства был Менелик, сын Соломона Иудейского и царицы Савской. При преемниках Менелика Эфиопия (древнее ее название — Нубия) становится довольно сильным и агрессивным государством. В 715 году до х. э. её правитель Сабакон захватывает даже Египет, который, правда, уже при его преемнике Тыргаке (698-671) эфиопы вынуждены были оставить [35, 16, 17]. Религия древних эфиопов, с одной стороны, включала в себя типичные черты ранних языческих культов: анимизм (вера в душу и в духов), фетишизм (почитание неодушевленных предметов), тотемизм (почитание мифического предка), но, с другой стороны, для их культа было характерно огромное влияние магов, колдунов и ведунов. С именем последнего связан обряд «посвящения» в зомби. Древние африканцы считали, что только зомби могут сохранить в этой жизни человека, для этого при помощи мбацава (ведуна) совершалось ночное жертвоприношение человека, которого ведун вначале вводил в состояние клинической смерти, затем его хоронили, таким образом, по их поверьям, он становился зомби (живой мертвец). Затем его извлекали из могилы и убивали, после чего он, якобы, служил тому человеку, который его убил. Это отвратительное явление имело огромное распространение и популярность в народе. Важное место занимал культ предков и вера в то, что душа живет по смерти человека и может переселяться в другие предметы и живые существа. Во время ритуальных действий жрецы облачались в одежды угрожающего вида, а на лицо надевалась маска зловещего вида. Распространено было также обожествление правителя, бывшего, по мнению африканцев, посредником между богами, умершими предками и людьми (впрочем, совсем недавно руководители Чада и Заира для укрепления своей власти обожествили себя). Но обожествление правителя не мешало эфиопам и убить его, если они замечали в нем потерю былой силы и ловкости. Вообще, человеческие жертвоприношения были весьма распространены в Африке и отличались редкой жестокостью. Именно против такого народа и были обращены Божьи пророчества. Однако, в отличие от людей, смотрящих на лица, Бог, видящий сердца, знал, что в одной из таких диких стран восторжествует истина [11, 16, 17, 15, 39, 42].

Пророчества

Псалом 67:32 «… Эфиопия прострет руки свои к Богу».

Книга пророка Иезекииля

30 глава

4 стих: «И сойдет меч на Египет, и ужас распространится в Эфиопии, когда в Египте будут падать пораженные, когда возьмут богатство его, и основания его будут разрушены».

5 стих: «Эфиопия, и Ливия, и Лидия, и весь смешанный народ, и Хуб, и сыны завета вместе с ними падут от меча».

9 стих: «В тот день пойдут от Меня вестники на кораблях, чтоб устрашить беспечных Эфиоплян, и распространится у них ужас как в день Египта; ибо вот, он идет».

Книга пророка Аввакума

3 глава

7 стих: «Грустными видел Я шатры Эфиопские».

Книга пророка Софонии

2 глава

12 стих: «И вы, Эфиопляне, избиты будете мечем Моим».

3 глава

10 стих: «Из заречных стран Эфиопии поклонники Мои — дети рассеянных Моих — принесут мне дары».

Выводы из пророчеств

1. Эфиопия и ее народ примет Господа Бога и будет служить Ему (Соф. 3:1, Ис. 18:7, Пс. 67:32).

2. Поражение эфиоплян и их ужас перед народом, поразившим Египет (Иез. 30:4, 9).

3. Их поражение будет от народа, который разобьет в это же время Египет, Ливию и Лидию (Иез. 30:5).

4. Эфиопляне будут избиваемы мечем, но не говорится нигде о том, что они будут уничтожены (Иез. 30:5, Соф. 2:12).

5. Грусть в эфиопских шатрах и землях (Ис. 18:1, Авв. 3:7).

Исполнение пророчеств в истории

Довольно спокойная история Эфиопии была прервана в 526 году до х. э., когда персидское войско под предводительством Камбиза II, сокрушая все на своем пути, вторглось в Египет, который был подвергнут страшному опустошению [13]. Народ и правителей Нубии потряс ужас, особенно после того, как Ливия, Барка и Кирена были покорены Камбизом II (пророчества 2, 3) [13, 26, 16], Лидия же была покорена еще отцом Камбиза II Киром II, в 549 году (пророчество 3). Незадолго до своей смерти в 529 году Камбиз II совершил поход в Нубию, напоминающий более карательную экспедицию, нежели войну. После этого Нубия вступает в полосу кризиса. Напатское государство эфиопов (от Напата — столицы страны) сменяется Мероитским (от города Мероэ, ставшем центром страны и продолжившем активную политику древних царей) [15]. Правопреемник Мероитского царства, государство Аксум, становится на протяжении веков доминантом близлежащих земель, и даже на некоторое время стало в один ряд с Ираном и Византией. В 30 годах IV века аксумский царь Эзана принимает христианство монофизитского толка. И, несмотря на сопротивление жрецов, и вопреки установившимся языческим обрядам, новая религия быстро распространяется в стране (пророчество 1) [16, 17, 39, 15]. После этого события Эфиопия на протяжении десятков веков оставалась единственной страной Африки и Аравии, исповедующей христианство. Вскоре после этого Эфиопия вступает в борьбу с Химьяритским государством, во главе которого в 517 году становится иудей Зу-Нувасу, стремившийся уничтожить Эфиопию и истребить христиан. Война эта заканчивается в 525 году присоединением Химьяра к Эфиопии [15]. Однако последовавшая затем война с Ираном заканчивается поражением Аксума, который перестает существовать в Х веке. Последующие затем два столетия наполнены смутами и истреблениями христиан. Возродившись вновь, в XII веке, Эфиопия во главе с Соломоновой династией успешно отразила как нашествия турок, так и идеологическое давление португальцев, пытавшихся навязать католицизм. Вся история Эфиопии — это сплошная полоса бедствий и войн (пророчества 4, 5) [16, 17, 39, 42] и, несмотря на это, страна сохранила веру, благодаря которой она и смогла отразить нападения язычников, зороастрийцев, мусульман и католиков [11, 16, 17, 15, 39, 42, 41].