Глава 4. Духовное руководство

Если первый общественный аспект пасторской заботы заключается в том, чтобы совершать богослужения, оказывающие на прихожан положительное воздействие, то второй ее аспект состоит в обеспечении духовного руководства. Каждый из тех, кто несет в христианских кругах определенную ответственность, очень скоро сталкивается с необходимостью осуществления такого руководства. Не только отдельные люди иногда испытывают чувство смущения и нетвердости в выполнении своих задач, неуверенности в достижимости цели, раздвоенности мыслей — подобные же чувства охватывают и целые группы людей. Пасторская забота в отношении всего братства в целом может иметь столь же большое значение и предъявлять столь же высокие требования к наставнику, как и забота о вновь обращенных, либо о тех, кто попал в беду. Не может быть никакого сомнения в постоянной необходимости такого руководства. Если мы не хотим, чтобы роль местной христианской общины была сведена до уровня религиозной толпы, если мы не желаем, чтобы каждая возникающая проблема вносила в нее раздоры и раскол, если мы стремимся к тому, чтобы Церковь в целом не испытывала чувства замешательства и нерешительности в этом изменяющемся и полном вызовов мире, то кому-то необходимо осуществлять руководство, проявляя твердость и видение, позволяющее идти вперед Божиим путем. Широко распространившаяся жажда возрождения есть, в некотором смысле, ничто иное, как стремление к ясному и воодушевляющему руководству в дни, когда задачи неясны, приоритеты противоречивы, а различные направления вступают в конфликт друг с другом. По существу, творческое духовное руководство является, без сомнения, даром Божиим, который в какой-то мере предполагается в каждом, призываемом к христианскому служению. Но этот дар следует в себе найти и развить. Никоим образом нельзя считать, что каждый из выдающихся людей Божиих обладал одинаковым даром; самые различные качества делают людей духовными руководителями, и тот, кто стал руководителем, должен в смирении осознать, какими же качествами он уже обладает и какие ему необходимо развить. У некоторых мужчин и женщин в основе лидерства лежит их неуемная энергия. В Новом Завете явным примером такого человека может служить Петр. Неоспоримо то выдающееся место, которое Петр занимает в апостольской Церкви, и в одном аспекте особенно проявляется его исключительность — в горячности, страстности и энергичности натуры. Проявление ее мы видим в его импульсивной речи, в готовности Петра отвечать Христу, в его глубокой приверженности Спасителю («Ты — Христос… Господи, к кому же нам идти?»), в страстности его языка и в той же страстности, с которой Петр бросился на защиту Иисуса в Гефсиманском саду. Мы не перестаем восхищаться тем отважным вызовом, который он бросил городу, распявшему Господа. Мы знаем, что в конце концов он умрет за Христа. Именно это качество мы называем смелостью или энтузиазмом, когда оно оправдано, и — запальчивостью, фанатизмом, когда оно приводит к плохим последствиям. Энергия, приверженность и напористость важны, и без этих качеств не может быть руководства. Пастор, молодежный «лидер», президент женской ассоциации, стремящийся к тому, чтобы все шло тихо и неизменно ради сохранения традиционных подходов и программ, ради сохранения прошлого и сдерживания будущего, не оправдывает оказанного руководителю доверия. Таким образом руководители идут проторенной дорогой, а те, кто стремятся к проявлению инициативы, испытывают разочарование, не получая ответа на инициативные предложения. Активные прихожане видят лишь инерцию и нежелание двигаться вперед. Конечно, как показывает история Петра, энергия может нести опасность. Если рядом огонь, можно обжечь пальцы. Энергичная манера руководства может привести к ошибкам, критике и возникновению оппозиции. Но когда людям требуется вдохновение, лучше рисковать, чем принимать успокоительные средства. Слуга Бога Живого, инструмент свободного и движущегося вперед Духа не может себе позволить пребывать в ленности, летаргии или безжизненности. Тот, кому надлежит идти впереди в работе Божией, должен концентрировать свою энергию для наилучшего выполнения этой работы. Но одной лишь энергии еще недостаточно. В ранней Церкви появился — и совершенно неожиданно — еще один руководитель совершенно противоположного, чем Петр, типа. Это был Иаков. Медленно придя к вере, он, как кажется, очень быстро добился доверия. Когда Павел прибывает в Иерусалим для встречи с Петром и остается там на пятнадцать дней, он помимо Петра встречается лишь с Иаковом. Можно воспринять это так, будто Иаков призывает к порядку: «Мужи братия! Послушайте меня…» Именно Иаков, положив конец спорам, смог суммировать: «Я полагаю…». В конце своего третьего миссионерского путешествия Павел официально отчитывается перед Иаковом как признанным руководителем Церкви. Справедливость была тем величайшим качеством, которое отличало Иакова. Позднее его узнали как человека, которому свойственны аскетизм, молитвенность и мужество мученика, и тогда прозвали его «Иаков Справедливый». Это, как минимум, подразумевало беспристрастность, мудрость, взвешенность суждений. Но такое прозвище могло означать и «Иаков Благоразумный». Если энергия порождает напористость, то именно мудрое благоразумие указывает направление и делает безопасным следование за лидером. Быстрота мысли, красноречие, остроумие, умение показать себя — все это может вызвать энтузиазм и создать большую популярность, которую зачастую путают с истинным руководством. Именно надежный и мудрый совет, такое предвидение, которое подтверждается временем, осторожность в решениях приносят плоды, помогающие заслужить доверие. Спокойный взгляд и проницательный ум, глубокое размышление о вещах Божиих, тонкое понимание людей — это не те качества, которые производят впечатление на случайного прохожего. Но именно они порождают тот вид руководства, которое лишь укрепляется многочисленными переменами и долгими годами испытаний. Каким образом может пастор, руководитель группы или работник, возглавляющий группу по изучению Библии, прийти к этой духовной мудрости? Прежде, чем высказаться самому, Иаков умел выслушать и взвесить мнения других, и это очень важно. Привычка тщательно взвешивать свои решения, — это еще один признак рассудительности. Мы не можем, подобно средневековым монахам, всегда откладывать решения на утро, но мудрый человек не видит ничего постыдного в том, чтобы задержаться с ответом. Лучше показаться медлительным, чем поверхностным и несерьезным. Ни один христианский работник не должен пренебрегать возможностью научиться одному их секретов Иакова: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков». Но величайшее качество руководителя заключается в другом. Это умение извлечь лучшее из глубин души каждого человека. Как часто говорит Павел, величайшие духовные дары даются не для обогащения владеющего ими, но для того, чтобы обогатить других и научать их «для совершенствования святых». Итак, качество истинного руководителя состоит не в искусстве самовыдвижения, но в содействии росту других для их пользы и совместной работы. Высший пример этого Новый Завет дает нам в Варнаве, которого апостолы назвали — и это было истиной — «сыном утешения». Он извлек наиболее полные уроки из неожиданных событий в Антиохии, когда был послан туда из Иерусалима для ознакомления с местной церковной жизнью. Он увидел благодать Божию и возрадовался. Он воспринял у Павла все наилучшее, когда Иерусалимская церковь испытывала колебания относительно того, принимать ли в свои члены обращенного. Сомнения эти прекратились, когда Варнава выразил свою убежденность в искренности Павла. Эта же черта проявилась вновь, когда Варнава взял Павла из Тарса и поставил его на служение в Антиохийской церкви. В течение года он оставался рядом, передавая ему свои знания. Варнава смог заметить и пробудить все наилучшее у молодого Иоанна Марка в то время, когда Павел, вернувшись из своего первого миссионерского путешествия, отказался вновь взять Марка с собою. Именно Варнава предоставил Марку еще один шанс — точно так же, как в свое время он дал Павлу первый шанс. Такого рода духовное руководство представляет собой совершенно уникальную ценность для других людей, для Церкви и для дела Христа. Оно требует справедливой оценки способностей и талантов окружающих. Оно требует также глубокого уважения к иным мнениям и взглядам. Настоящий руководитель должен научиться заботе о взглядах и свободе других людей, никогда при этом не опускаясь до принуждения, запугивания или угроз. Подобно Варнаве, он всегда должен быть готов остаться в тени ради того, чтобы помочь другому человеку реализовать свои способности. У такого качества может быть лишь один источник: совершенство личного характера. «Он (Варнава) был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры». Работники робкие и нерешительные, слишком остро ощущающие нехватку способностей, недостаточное образование, иногда испытывают чувство, будто их отодвинули в тень более грамотные и заслонили более умные. Тем не менее, они с радостью откликнутся на ту благородную, проявленную от всего сердца доброту, которая поощряет, стимулирует и поддерживает. Этим откликом будет искренний интерес, доверие и добрая воля. Не обладая такой цельной заинтересованностью в людях и добротой в отношении к ним, при всех иных способностях, сколь ценными бы они ни были, никто не сможет осуществлять успешно духовное руководство. Обладающий этим качеством пастор, пусть даже менее одаренный, завоюет куда большее уважение со стороны других. При всем этом следует высоко ценить и интеллектуальные способности. Павел не был похож на Петра, Иакова или Варнаву, но и у него было множество друзей и соратников, готовых следовать туда, куда он укажет им. Среди многих других способностей Павел обладал таким выдающимся даром, как ясность мышления, способность убедительного изложения истины с приведением веских доводов. Будучи высокообразованным человеком, Павел обладал способностью учить других, умело и терпеливо помогая им понять то, что понял он сам. Это также необходимое качество руководителя. Как заявил сам Павел: «Если же у трубы неверный звук, то кто приготовит себя к битве?» Истинный руководитель всегда несколько опережает других в мыслях, действиях и предвидении. Ранее других он видит проблемы, работу, планы, окружение, наступающие перемены и открывающиеся возможности. Он всегда стремится к некоему новому ориентиру, не разочаровываясь, не утомляясь и не удовлетворяясь. Он знает, когда лучше задержаться и переждать, когда отступить, чтобы не подавлять других. Этот аспект руководства можно в значительной степени представить как следствие рассудительности, вдумчивости, живости и остроты ума. Не всем даны эти качества; и мы можем радоваться тому, что для нас открыты и другие виды руководства. Тем не менее Павел никогда не принимал объяснения своего дара одним лишь интеллектом. Он настаивал: «Не я, но благость Божия, которая со мною; не я, но Христос живет во мне». Он призывал нас молиться за «знание и умение распознавать» с тем, чтобы мы могли «утверждать то, что бесспорно» с полным «духовным пониманием». Одно проявление « духовного руководства» приводит в наше время к немалому замешательству. Как в христианских, так и в светских кругах степень влияния какого-либо человека зачастую определяют по числу его последователей, даже если такая популярность была достигнута за счет раскола некоей достаточно большой общности людей. Некоторые лидеры обрели известность лишь благодаря тому, что увели за собой из большого братства тех людей, которых отличает лишь способность менять свои привязанности. Эти же люди, если они будут обделены вниманием со стороны нового лидера, с такой же готовностью покинут его ради кого-то другого. Заманчива мысль о том, что лучше быть абсолютным лидером в небольшой группе тех, кто не задает вопросов, чем быть первым среди равных в истинной койнонии (греч. общение — Примеч. переводч.). И все же такой раскол подразумевает крах руководителя — неспособность повести за собой всех. Задача пастыря заключается в том, чтобы собирать, а не терять овец; собирать в единое целое всех рассеянных по свету детей Божиих; быть созидателем, центром и стражем братства, объединившегося во Христе. Такое руководство требует способности объединить группу, несмотря на все различия во мнениях и опыте. Оно требует акцентировать внимание на положительном, на тех моментах, которые, как подтверждено, являются истинно христианскими. Такое руководство требует умения находить должное соотношение между противоречивыми точками зрения, умения охватить всю многогранность истины, не теряя убеждений и не поступаясь важнейшими ориентирами. Такое руководство ценит братство превыше противоречий, ставит единство Духа над гордыней знаний; оно никогда не признает, что истине Божией можно служить, предаваясь раздорам. В Новом Завете прекрасный пример такого руководства являет автор Первого Послания Иоанна. Нигде истина не определена столь ясно, нигде проблемы не ставятся столь бескомпромиссно. И тем не менее личные обвинения зачастую сглажены; « врага» не стараются загнать в угол или поставить в такое положение, выйти из которого можно лишь с унижением и позором. Многому может научить нас Первое Послание Иоанна в искусстве защищать истину Божию, не раня Его народ; хранить веру, не разрушая братства. Вот пример истинного руководства! И, наконец, следует сказать несколько слов о роли примера в духовном руководстве. Молодому пастору, который стремился стать настоящим руководителем в работе Божией, был дан такой совет: «Будь образцом для верующих в речи и поведении, в любви и вере, и чистоте». Таким же образом можно выразить и роль Павла, как руководителя: «Вы знаете, как я живу… Подражайте мне, как я Христу». Из всех слагаемых, требующихся для осуществления духовного руководства, без этой способности невозможно обойтись; ничем невозможно надолго заменить ее: ни блеском, ни тактом, ни талантом, ни очарованием, ни смелостью, ни подготовленностью или дерзновенностью. В христианской работе тот, кто становится ведущим для «среднего христианина», должен жить по более высоким стандартам, нежели «средние христиане». Безусловно, будет несправедливым для христиан требовать от своих пасторов и наставников более высоких стандартов христианского поведения чем те, которые они установили для себя. Но сама обязанность руководителя этого требует. Быть впереди — значит быть на открытой позиции, открытой для критики как со стороны тех, кто находится сзади, так и со стороны врагов. И цена настоящего христианского авторитета требует именно этого — быть несколько более совестливым, чем большинство других людей; чуть более скрупулезным в отношении того, что сомнительно; чуть более трудолюбивым, щедрым и терпеливым. Такой пример посвященности не столько цена руководства, сколько само руководство. В конце концов, необходимо, чтобы авторитет среди народа Божия, ответственность и доверие были заслужены, завоеваны и оценены по достоинству, но не утверждались лишь на словах или как права, получаемые вместе с должностью. Поэтому добиться доверия и преданности со стороны истинных коллег в каком-либо деле, предпринятом ради Бога, не столь уж малая часть вознаграждения за то, чтобы стать «руководителем среди братьев».