Глава 8. Христианские похороны

На похоронах, как и на свадьбе, приходится исполнять общественный долг в случае, требующем юридического оформления, и одновременно совершать свое пасторское служение, приносить христианское свидетельство людям в один из критических моментов их жизни. Очевидно, что совершая благоговейное и почтительное захоронение умершего, общество тем самым охраняет достоинство личности и выражает при этом свои представления о жизни и судьбе человека. Этой цели служат церемонии и обычаи, соблюдаемые на похоронах. Им придается особый смысл и поэтому ими не следует пренебрегать, напротив, их необходимо сделать как можно более содержательными. Каждому пастору, переехавшему в новый район, необходимо внимательно изучить местные обычаи, так как они могут сильно отличаться от тех, которые он знал на прежнем месте жительства, и лишь небольшой округ может иметь совершенно одинаковые обычаи. Официальные требования также значительно меняются. Но повсеместно неизменно правило, что похороны могут состояться только с разрешения властей. Обычно оно дается в форме «Свидетельства», в котором отмечается факт смерти и ее причин. Документ должен быть подписан врачом, имеющим на то право, или же другим компетентным должностным лицом, выдающим затем свидетельство, разрешающее захоронение. Основания для этих предосторожностей очевидны. Пастор ни в коем случае не должен принимать никакого участия в погребении, если оно официально не разрешено. В некоторых местностях свидетельство о смерти и погребении семья передает пастору, который предъявляет его там, где оно необходимо при оформлении и совершении похорон. Чаще всего свидетельство попадает к распорядителям похорон, которые несут полную ответственность за погребение тела, приглашая пастора только для религиозного служения. После погребений сам пастор или распорядитель, или оба, подписывают акт о свершившемся событии. Невозможно детально описать разного рода образцы оформления разрешений, ответственности и записи — опытный служитель или распорядитель всегда с удовольствием объяснит вновь прибывшему, каковы местные правила. Ближе к основным заботам пастора — служение, практическая помощь, часто — наставления, а также посещения скорбящего дома перед погребения и проведение службы. Сама служба необычна: в центре ее — человек, это больше служение, чем богослужение, и предназначается она, конечно, живым — семье, всем скорбящим, общине. Здесь неуместны осуждение, размышления или молитвы об умершем. Слова благодарности за него, скорбь о потере, дань уважения его делу и характеру — единственно возможны. Источники утешения в такое время разнообразны, а цель их — помочь скорбящему увидеть сегодняшнюю потерю в перспективе человеческого опыта в целом.

1. Владычество Бога, Который единственный дарует жизнь и отнимает ее. Осознание этого в сочетании с уверенностью, что Бог любит все Свои создания, «ничего ненавидя из того, что создал», составляет основу жизни и смерти, поэтому большие отрывки из Библии о могуществе Бога и о Его любви уместны в похоронной службе.

2. Уверенность в Божественной любви и сострадании, уверенность в том, что Бог видит наши слезы и несет всю тяжесть наших печалей, всегда готов проявить Свое милосердие и укреплять сердца, полагающиеся на Него — вот ближний источник утешения. Бог кажется таким далеким в час потери и одиночества — мы же должны помочь человеку увидеть, что Он ближе всех и всего.

3. Упование христиан на бессмертие и воссоединение, основанное на нерушимом союзе Бога с теми, кто любит Его, и подтвержденное воскресением Христа есть для верующего утешение сильнейшее из всех. Для тех же, кто не обрел еще веры, христианское упование может в то время наполниться смыслом и стать более актуальным, чем когда-либо прежде.

4. В изменившейся из-за потери близкого человека ситуации часто возникает потребность уверенности в том, что будущее находится в руках любящего и заботящегося о нас Бога. И здесь, в смятении и одиночестве после постигшей человека потери, впервые выясняется, что только вера может принести спокойствие, уверенность и стойкое мужество. Основная цель пастора в этой ситуации — свидетельствовать о христианской вере и надежде. Только при похоронах люди имеют возможность услышать, что христиане думают о смерти и о том, что будет после смерти И пастор должен подтвердить здесь (как он это делает у постели умирающего) христианскую «теологию смерти». История воскресения Христа, прочтенная в контексте тяжелой утраты близкого человека, приобретает особенную актуальность и силу. Реальность христианского упования на перспективу иной жизни, зов и утешение, которые содержатся в христианском понимании будущей жизни — все эти ноты должны прозвучать в дни смятения. Однако и невежливо, и неблагоразумно использовать чью-то скорбь для обращения в веру покорной аудитории слушателей. В таких случаях лучше преподносить как нечто само собой разумеющееся все евангельские истины как в беседе на дому, так и в публичном служении. Ненавязчиво дайте возможность присутствующим услышать слова Евангелия из разборки стихов для чтения и из цитат в молитве. Обстановка тихой торжественности, в которой проходит христианское погребение, и мужественное поведение христиан в скорби — гораздо более действенные примеры благовествования, чем проповедь Священного Писания на кладбище или в крематории.

Типы похорон

Те разные типы похорон, в которых приходиться участвовать пастору, влекут за собой и разные проблемы, которые ему необходимо решать.

1. Похороны члена общины дают все возможности говорить о христианском понимании жизни и смерти. Конечно, это служение связано с печалью, но вместо уныния оно должно быть отмечено чувством завершенности, уверенности в победе той жизни, которая была преисполнена надеждой и Божьим благоволением. Будут уместны выражения уверенности в сострадании и постоянной молитве Церкви за тех, кто потерял близкого человека, и, может быть, краткое, доброе слово о той жизни, которая оборвалась здесь на земле, чтобы соединиться со Христом в вечности. Но необходимо следить за тем, чтобы цинизм, вызываемый иногда слишком высокими похвалами в адрес покойника, сдерживался строгой правдой, простой сердечностью и краткостью.

2. Похороны прихожанина или друга членов церкви — не место для рассуждений о его истинном положении или возможной участи. Оптимистичные предположения будут лицемерными и пустыми. Требуются сдержанность, правдивость и (не в последнюю очередь) доброта. Один только Бог знает действительные переживания каждого сердца. Необходимо сказать о главнейших принципах христианства, не упоминая о том, были ли они исполнены или нет в жизни, уже завершенной.

3. Похороны совершенно чужого человека являются большим испытанием искренности. Если только возможно, пришедшие разделить скорбь должны познакомиться между собой к моменту погребения. Необходимо за день до похорон посетить дом, постараться как-то скрасить обстановку, побеседовать и произнести молитву, чтобы во время самого служения голос пастора, его манеры, его доброжелательность были бы уже привычны. Иногда городское расписание пасторских дежурств, предполагающее произнесение небольшой речи на кладбище или в крематории, исключает даже такое беглое знакомство. Но и в этом случае должна быть провозглашена христианская вера — в общих выражениях, без каких-либо упоминаний о ее исполнении в этом частном случае.

4. Похороны ребенка требуют особой осторожности при выборе цитат из Библии. Необходимо также избегать слишком эмоциональных или сентиментальных выражений, которые могут лишний раз причинить боль родителям и лишить их самообладания, и уклоняться от любой попытки теоретизировать, давать пояснения и искать причины смерти. Некий пожилой пастор однажды великолепно утешил молодую мать, предположив, что, возможно, Богу нравится иметь рядом с собой юные создания. Иисус ясно сказал, что «таковых есть царствие небесное». Видимо, лучше говорить о тайне, о любви Бога, напоминая, что ребенок сокрыт в сфере божественного сострадания, — и молиться за оставленных.

5. Похороны общественного деятеля могут причинить молодому пастору некоторое беспокойство, поскольку ему необходимо решить, какие должны быть включены церемонии: общественные, военные, профессиональные и т.п., что необходимо сказать о покойном? Простое правило поможет избавиться от затруднений и избежать промахов: пусть официальные представители произносят панегирики или другие соответствующие речи, а должностные лица, штатские или военные, проводят те церемонии, которые сочтут нужными (имеется в виду, конечно, что ничего не будет сказано или сделано противоречащего христианскому погребению), но пусть эти добавления следуют за служением, а не вторгаются внутрь его и не заменяют христианского обряда. После заключительной молитвы можно просто попросить кого-нибудь произнести речь или начать церемониал, а затем заключить все действия словами благодарности. Если пастор спокойно, но твердо объяснит, что он хочет, чтобы все происходило согласно церковным правилам, то обычно все последуют его советам и руководству. Таким образом, будет ясно и публично определена ответственность за то, что сказано и сделано, и христианское служение и свидетельство не будет омрачено.

6. Похороны самоубийцы или жертвы насилия могут стать серьезным испытанием. Благоразумнее игнорировать, насколько это возможно, обстоятельства смерти. Необходимо сосредоточиться на тех, кто потерял близкого человека, для кого, собственно, и совершается служба; избегайте любого намека, который может усилить боль утраты. Формальность служения здесь диктуется добротой. Пусть истина христианства воссияет через погребальную службу и личное служение, но в не слишком прямой и индивидуализированной форме. Вверьте все, что касается справедливости, Господу, который один знает всю истину. Авторы газетных заголовков могут быть разочарованы, но скорбящие утешатся и будут полны благодарности. Ни при каких обстоятельствах пастор, понимающий непреходящую важность своей задачи, не будет обсуждать с прессой ни слова из того, что он сказал или услышал во время своего служения скорбящим сердцам.

Обряд погребения

В большинстве церквей есть свои традиционные формы служения при погребении умершего, которые каждый пастор может редактировать и изменять, как подсказывают обстоятельства и его собственные представления. В некоторых местах по-прежнему считается, что покойный должен лежать дома, и его тело переносится с соответствующими церемониями на кладбище или в крематорий, с остановкой на пути для богослужения в церкви, куда ходила эта семья, или в церкви, предоставленной в их распоряжение по такому случаю. Однако все чаще и чаще тела умерших размещают в похоронных бюро, и служба проводится там непосредственно перед захоронением. Обдумывая предстоящее богослужение, пастор должен прежде всего выяснить, где ожидается «основное служение», а это часто зависит от того, где может присутствовать наибольшее число друзей. Если основное служение будет происходить в доме, то во время предварительного визита пастор должен познакомиться с членами семьи и с домашними условиями. Всем будет гораздо легче, если он возьмет на себя попечение сразу же, как только прибудет, учтиво предложив всем точно выполнять все его указания и советы. Он приведет собравшихся на похороны в предназначенную для них комнату и по возможности усадит каждого. Он представится, если это необходимо, распорядителям похорон, а затем выяснит, все ли собрались, ожидая сколь возможно долго тех, кто задерживается. Вполне прилично громко попросить, чтобы один из собравшихся (самый молодой) постоял у двери на тот случай, если кто-нибудь войдет во время служения. Пастор должен встать так, чтобы ему было достаточно светло и не слишком жарко, и близко к дверям, так, чтобы когда служба закончится, он мог сообщить об этом распорядителям, и, когда те будут готовы, он сможет сопровождать скорбящих родственников и друзей при выходе из дома. У могилы или в крематории последует короткая служба «Предание тела земле», на которой иногда присутствуют только ближайшие друзья. Если основное служение будет происходить в церкви — домашней, кладбищенской или находящейся при похоронном бюро, а за ней следует захоронение или кремация где-либо в другом месте, церемония в доме должна быть короткой. Предложите несколькими минутами памятного молчания отдать дань тому, что значил ушедший для дома, семьи и ближайших друзей, затем заключите церемонию короткой молитвой благодарения и прошением крепости и душевного мира. Надо слушать Слово Божие с верой, и совершать, что должно, мужественно и с достоинством. Затем вместе покиньте дом. Перед церковью или часовней лучше сразу же выйти из процессии, чтобы встречать прибывших на похороны у дверей и провожать их на место. Служба должна закончиться молитвой о покое и мире, а не Благословением, и негромким объявлением о том, что «служба завершится у могилы или в крематории». В назначенном месте состоится затем служба «Предание тела земле». Если основное служение будет происходить у могилы или в крематории, то на дому перед выносом тела, когда все собрались, бывает достаточно лишь вежливого выражения участия и одной молитвы. Но в этом случае служба на предание земле включается в основную службу, и все заканчивается Благословением или какой-либо другой заключительной молитвой. Решая, какой род службы выбрать, необходимо учесть общественное положение покойного, отношения его семьи с церковью, возможности помещения, время, цены. Лучше всего предложить родственникам несколько вариантов, чтобы они сами затем давали наказы распорядителям похорон. Пастор может, однако, счесть, что слишком мало времени отведено на духовное служение из-за того, что у распорядителей похорон много работы, и их ежедневное расписание перегружено. Ради самого себя и ради семьи пастор должен настоять на должном уважении и внимании, стараясь, однако, чтобы цены не расходы не увеличились. Похоронное богослужение может начаться с краткой молитвы о благодати, чтобы Евангелие в этих обстоятельствах было услышано с искренним и непосредственным доверием, а так же о том, чтобы получить утешение и надежду от Священного Писания в силе Духа. Может быть исполнен духовный гимн, если он выбран заранее, хотя довольно тяжело найти похоронные песни, которые не были бы отталкивающе реалистичными или сентиментальными и эмоциональными. Лучше всего исполнить тот, который заранее выбрали ближайшие родственники. Отрывки из Священного Писания должны быть достаточно хорошо знакомыми, но не банальными, и выбирать их надо для конкретных похорон и для каждой конкретной семьи. Всегда хорошо включать один из рассказов о воскресении Иисуса. Большинство богослужебных книг содержат следующие чтения: от Иоан.6:35,37-40; Ис.40:6-8 (где весь смысл в заключительных словах); Псал.89 и 22; Псал.33:18-19,22; Псал.67:5; 45:1; Иоан.11:25-26; 2 Кор.4:16; 5:1-10; от Матф.19:1; Втор.33:27; Иоан.10:27-29; Рим.8:18,28,35-39; 1 Кор. 15:20-57; Фес. 4:13-18; Откр.7:9-10 и 13-17; Откр. 14:13. Премудрость Соломона 3:1-3; и 4:13-17. Этот список приведен не в последовательности и этим он не исчерпывается. Для внимательного пастора, который молитвенно готовит такое служение, сама ситуация и семья подскажут еще один или два подходящих отрывка. Главное — свежесть и уместность. (Если обычная богослужебная книга не содержит желаемого отрывка, то их нужно взять из Библии и вставить эти стихи.) Удобнее всего выстроить чтения в каком-либо простом и легко запоминающемся порядке: «Утешение… Надежда… Победа»; например, «Господь — наше упование здесь», «Господь — наша вечная награда». Всего несколько стихов под каждым ключевым словом или фразой позволят слушателям внимательнее следить за ходом службы и больше запомнить, чтобы обдумать их смысл и значение впоследствии. Так как именно эта часть службы содержит основное свидетельство и учение, она требует особого внимания. За чтением Священного Писания следует высказанное пастором от имени церкви краткое выражение сочувствия и всеобщего уважения; затем — у могилы или в крематории — служба перед преданием земле в таких примерно выражениях: «Поскольку по определению Всемогущего Господа, Отца нашего небесного, прекратилась земная жизнь нашего брата, мы предаем его тело земле (при кремации — стихиям) в уповании и твердой надежде на воскресение в жизнь вечную через Владыку нашего, Иисуса Христа, который умер и восстал, и вечно пребывает одесную Бога-Отца. Вознесем же нашу молитву…» В этой молитве можно воздать благодарность за Евангелие, за упование на получение бессмертия и за память о всем лучшем, что было в жизни, завершенной ныне; и просить об утешении в новой ситуации, об общении с Богом в днях нового одиночества, а также для оставшихся в живых. Можно нежными словами вознести молитву о том, чтобы скорбь с Божьей помощью не оставила горечи, и о даровании сил, чтобы мужественно принять случившееся и сказать с Иисусом: «Да будет воля Твоя». Нужно вспомнить с благодарностью тех, кто был рядом с покойным во время его болезни, упомянуть об отсутствующих членах семьи. Приносится молитва за всех, кто находится в это время во мраке и скорби. Молитва, напоминающая всем присутствующим о торжестве и об ответственности жизни, о необходимости веры и надежды поможет вернуться с похорон с новым пониманием Бога. Продумайте заранее, предложите ли вы закончить церемонию совместной молитвой Господней — это может быть единственной частью богослужения, в которой все присутствующие принимают активное участие; а тем, кто скорбит, очень поможет произнесение вслух таких знакомых и чтимых слов. За вторым гимном может последовать или благословение или чтение Евр. 13:20-21 и затем объявление (если необходимо), что служба закончится в таком-то месте. Момент предания земле — самый мучительно для истинно скорбящих сердец. Если основная служба состоялась дома или в церкви, то эта ее часть на кладбище или в крематории будет очень короткой: несколько стихов из Священного Писания, молитва на предание земле и произнесение обычных при предании земле слов, краткая заключительная молитва и благословение. В молитве стоит упомянуть и о том, чтобы по милости Божьей приходящие впоследствии на это место могли быть утешены надеждой, что их возлюбленный находиться не здесь, но в славе со Христом! В некоторых местах гроб опускают в могилу до начала службы на кладбище, в других — при первых словах пастора. После Благословения и небольшой паузы лучше увести от могилы всех скорбящих, иначе скорбь одолеет их, как только исчезнет необходимость сдерживать себя. Во время службы в крематории гроб обычно лежит на виду до последней минуты, когда его опускают или поднимают по предварительному сигналу или с началом Слова на Предание земле. Часто собравшиеся не знают, как надо вести себя: преклонить колени, как в молитве, вытягивать ли шею, чтобы лучше разглядеть, или смотреть украдкой сквозь пальцы, провожая исчезающий гроб, или просто выглядеть смятенными. Поэтому более достойно — дать четкие указания: пусть все встанут лицом к гробу, пастор в это время тоже стоит к нему лицом или, возможно, подходит ближе, чтобы дотронуться до него, когда предает тело стихиям. Затем пусть все собравшиеся немедленно сядут для молитвы. Ясные, твердые указания помогут сдерживать эмоции. Чтобы все прошло гладко, необходимо предварительно обдумать некоторые детали. Одна из традиционных форм службы на Предание тела земле включает в себя слова: «из праха взят — вернешься в прах» или «земля — к земле, прах — ко праху, пепел — к пеплу» (что бы это ни означало), сопровождаемые бросанием в могилу горстей земли. Некоторые находят этот ритуал выразительным, другие — не имеющим смысла и мелодраматическим; пастор должен решить, включит он эти слова или нет и предупредить распорядителей похорон. Если собственно погребальный обряд разделен с основной службой, правильно будет так составить ее, чтобы часть чтений Священного Писания и некоторые темы молитв остались на вторую половину церемонии, дабы она не превратилась в пустое повторение. В молитве около могилы очень уместно вспомнить заключительные стихи Послания к Римлянам. Спокойная, ясная и твердая речь гораздо убедительнее, чем эмоциональная театральность или искусственная жалость, тем более, что освященные временем библейские тексты сами по себе глубоки и значительны, особенно в таких душевных ситуациях. Пастор задает эмоциональный тон, где главным должно стать действительное сочувствие и никогда — притворная печаль. Помните, как важна формальность для того, чтобы вести себя с достоинством в особенно волнующие моменты. Пастору нетрудно убедиться, что самые глубокие, самые искренние чувства чаще всего наиболее тщательно сдерживаются и даже скрываются. В любом случае, его обязанность — помочь людям пройти через эти испытания, а не сделать их более тяжелыми. С другой стороны, там, где проявляется циничное равнодушие, необходимо несколько более полное выражение христианского чувства, чтобы окружающие могли яснее представить себе глубину убеждения, воплощенного в этом служении.

Дополнительные замечания

Могут возникнуть многочисленные вопросы и даже произойти несчастные случаи, когда осиротевшая семья будет ждать от пастора советов и прямых указаний, несмотря на то, что он мог никогда ранее не сталкиваться с подобными обстоятельствами. Для обдумывания у него останется очень мало времени, но ничто не должно помешать ему помнить о высшем благе именно этих людей. Любые воспоминания о беспорядке или неверном поведении, неловкостях или случайностях будут чрезвычайно болезненны для ближайших родственников и, чтобы оградить их, пастор должен быть действительно очень осмотрителен. Ему необходимо помнить, что при таких обстоятельствах, когда все ему подчиняются, он должен быть тверд, чтобы все следовали за руководителем, который знает, что надо делать. Он должен сохранять сдержанность, держаться спокойно и с достоинством, чтобы ни случилось. Есть затруднения, которые необходимо предвидеть. Часто среди скорбящих есть человек, который не может сдерживать свои эмоции, или же он просто любит привлекать всеобщее внимание, будучи склонным к театральным обморокам и истерике. Обычно этот человек стоит так близко к открытой могиле, как только возможно, и есть в непосредственная опасность, что он свалится в нее. По всей вероятности он (или она) постарается не сделать этого, но такая возможность серьезно беспокоит всех остальных и нарушает службу. Опытный пастор заметит такого человека заранее и, когда все соберутся, спокойно расставит их так, чтобы двое рослых мужчин стояли поблизости от человека, которому может потребоваться помощь, а остальные — далее, широким кругом (может быть, более широким, чем это действительно необходимо) во избежание малейшей опасности. Если кто-либо будет сопротивляться, пастор просто спокойно подождет, пока все не будет сделано так, как он хочет. Если кому-нибудь станет плохо, он попросит распорядителей похорон помочь этому человеку, а сам будет спокойно продолжать свою службу. Возможно обнаружится, что кто-то направился не к той могиле, или что гроб больше вырытой для него ямы, или что некоторые люди из тех, кто должен присутствовать на похоронах, задерживаются, или что из-за бури и дождя стоять вокруг могилы неблагоразумно. И снова пастор должен взять на себя руководство: спокойно объяснив затруднение, он укажет, что нужно делать — это всегда лучше, чем давать советы. Тогда все вместе проследуют к указанной могиле, или уйдут в притвор, чтобы там подождать, пока все необходимое не будет сделано, или посидят, тихо переговариваясь (молчание очень скоро становиться невыносимым), до тех пор, пока не подойдут отсутствующие друзья; когда все будет в порядке, пастор продолжит службу, удержавшись от комментариев. В очень плохую погоду, посоветовавшись с ближайшими родственниками, пастор может объявить, что только пять или шесть молодых людей подойдут к могиле, а все прочие останутся в церкви до их возвращения. Если же погода очень суровая, конфликт между благоговением и здравым смыслом пастору необходимо разрешить, предложив мужчинам оставаться в головных уборах, если они хотят. Не исключена возможность, что могила будет наполовину заполнена водой; пастор в этом случае окажет реальную помощь (не без риска прослыть диктатором), если настоит, ничего не объясняя, чтобы все присутствующие при погребении стали подальше от могилы, а затем решительно посоветует разойтись. Это гораздо лучше, чем допустить, чтобы члены семьи унесли с собой картину гроба, плавающего в грязи, и эта картина еще долго будет преследовать их. Последующая забота о понесшем утрату доме поможет похоронному служению перерасти в пастырскую и евангельскую помощь. Хорошо, если пастор вернется в этот дом после похорон, чтобы оказать реальную поддержку обескураженным людям, или бедным, или разведенной семье. Но оставаться долго в таком случае не стоит — это может быть тяжело и для пастора, и для обитателей. Однако пастор непременно должен прийти через день-другой, когда в доме и в сердце уже будет спокойнее, чтобы осведомиться об самочувствии людей и предложить вместе помолиться. Любые попытки превратить скорбь в средство евангелизации способны скорее вызвать негодование и циничную реакцию, чем завоевать сердца; в то же время искреннее дружелюбие, призыв поддерживать отношения и, что особенно важно, обращаться за помощью, будут высоко оценены. Любые чувства, вызванные погребальным служением, интерес к христианской вере и дружбе — вот что создаст новую ситуацию, которую пастор будет знать, как использовать. Получение платы за похоронную службу всегда очень деликатный вопрос. В некоторых странах после окончания службы представитель местной власти, ответственный за погребение, платит деньги. Распорядители похорон, пригласившие пастора, часто включают его услуги в свой счет и сами платят ему. Мудро поступит пастор, если примет все как есть, не споря. Он может почувствовать, что иногда лучше вернуть гонорар этим членам церкви (которые не платят за такую же службу своему пастору) или бедным и разоренным домам. Иногда, наверное, более деликатно будет послать записку, что эти деньги пожертвованы на какое-нибудь благотворительное дело, в котором покойный был особенно заинтересован, как бы в память о нем или о ней. Вопрос, требующий предварительного обдумывания, но часто ставящийся в последний момент — похороны или кремация? Некоторые убеждены, что кремация противоречит Библии; другие считают, что погребение в камень — это не похороны и, учитывая соображения здоровья, использование больших площадей земли, предельное небрежение к кладбищам, доказывают, что кремация — самый лучший метод устранения праха. Богословские соображения тут помогают с трудом: и благоговейное почтение к Божьему созданию, и надежда на воскресение нуждаются в медленном процессе распада не более, чем в ускоренном процессе горения — окончательный результат тот же. Вопрос более в чувствах, чем в логике и догме. Но когда у пастора спрашивают совета, никто не в состоянии выслушивать лекции по социальной гигиене, логике или богословию, и его собственное мнение не имеет никакого значения. Для семьи благоразумнее узнать мнение друг друга прежде, чем возникнет необходимость решать. Решающую роль играет желание покойного, но если оно не известно, пастор должен предвидеть все последующие мысли и раскаянье, которое следует неизбежно, если решение будет принято в результате спора или давления на чувства ближайших родственников. Совет, следовательно, может быть только таким: «У каждого из нас есть свое мнение, но пусть ближайшие родственники решат, что делать, а мы не будем вмешиваться. Может быть, в более спокойные дни вы захотите подумать об этом и решить для себя этот вопрос, но не сейчас». В час смерти и потери близких главные вопросы человеческой жизни и судьбы выходят на первый план, и их нельзя обойти, скрыть или отвергнуть. Это единственный кризис жизненного опыта, когда мы стоим лицом к лицу с правдой или ложью религии; смерть из нас всех делает верующих или язычников. Это единственный кризис, где только пастор может предложить нам нечто в своем служении, где даже проповедник не совсем уместен. Пастор, помогающий скорбящим, дающий советы тем, кто сбит с толку, поддерживающий сраженных горем, проповедующий Евангелие, становится на время настоящим воплощением веры, надежды и любви для людских сердец в тот момент их жизни, когда они могут воспринимать все наиболее глубоко. Роберт Мензис цитирует совет профессора Хендерсона из Глазго: «Никогда не отказывайтесь служить на похоронах — у нас никогда не будет лучшей возможности проповедовать Евангелие». Честный человек не будет использовать эту ситуацию в своекорыстных или узкосектантских интересах, но он сможет, пусть даже, неосознанно, сделать Бога и мир вечности реальным и близким для многих сердец, которые никогда ранее об этом не задумывались. Часто он будет чувствовать себя совершенно беспомощным перед лицом человеческой скорби, но ему предстоит снова и снова наблюдать, как его старательное служение даже под тенью смерти открыло для кого-то врата вечной жизни.