9. Водительство во время кризиса

Сердцем христианства является сознание Божественного присутствия у человека. Обетование Иисуса Христа: “И се, Я с вами во все дни” — является серьезным, но радостным заверением в руководстве и победе, которое дано Его детям. Церковь также укрепляется, зная, что Божественное присутствие несет ей благо.

Деист верит в личностного Бога, сотворившего Вселенную, Который, в конце концов, будет судить все человечество. Но для него Бог — отдаленное, трансцендентное существо, которое не открывает себя в христианской жизни, природе или истории. С точки зрения пантеиста Бог представляет собой единство всех сил и законов, действующих во Вселенной. Хотя Он присутствует всюду, Он является такой же безликой силой, как гравитация или лучи солнца.

Однако для библейского христианина, адвентиста седьмого дня, Бог является личностным Существом, трансцендентным и имманентным. Он вознесен над нашим миром и является Владыкой Вселенной; и в то же время Он обитает в нашем мире и в человеке как его личный Спутник и Друг. Наше понимание Бога опирается на следующие тексты:

“Господь во святом храме Своем, Господь — престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих”. Пс. 10:4.

“Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным”. Дан. 2:21.

“Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Его стояли серафимы… И взывали они друг к другу, и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!” Ис. 6:1—3.

“И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: вот путь, идите по нему”, если бы вы уклонились направо, и если бы вы уклонились налево” Ис. 30:21.

“Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою”. Пс. 31:8.

Библейская летопись указывает на то, что нет ни одного момента, когда бы мир в целом и Божий народ в частности оставался бы вне поля зрения всевидящего ока небесного Бога. Те, кто принял Его во всей полноте, могут быть уверены, что они находятся под Его защитой и руководством, и что каждое слово, поступок и влияние будет использоваться Им для достижения добрых целей. Это справедливо как во время нашей обыденной жизни, так и во время испытания, проверки и кризиса. Посредством Своего слова, влияя Духом Святым на сознание человека и через Свое таинственное Провидение Он ведет людей к правильным решениям и правильным поступкам. Это относится как к жизни отдельного человека, так и телу народа Божьего в целом.

Много раз на протяжении всех веков Господь видел, что то водительство, которое Он осуществлял изо дня в день в жизни отдельных людей или целых групп людей через служение пророков, недостаточно для того, чтобы они имели все необходимое во время грядущего кризиса. В процессе подготовки к этому кризису Он осуществлял специальное руководство через пророков и посылал вести, рассчитанные на то, чтобы подготовить людей к решающим событиям. Похоже, что пророк имеет в виду именно такие обстоятельства, когда говорит: “Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам”. Ам. 3:7. Амос предсказывает здесь грядущее наказание Израиля за отступление. Было также предсказано наказание окрестных народов за их грехи; но Израиль должен был понести наказание за свои беззакония. Стих 2. Народ должен был полностью осознавать, что ожидает его впереди, поэтому пророк подробно описывает причины будущего наказания и его характер.

Ной

Это был всего лишь один пример принципа, которого Господь придерживался во времена Ветхого и Нового Заветов. Еще одну поразительную иллюстрацию мы находим в служении Ноя, которое он осуществлял в течение 120 лет перед Потопом. Этот пророк не только возвещал о неизбежной гибели древнего мира в водах потопа, но и демонстрировал свою уверенность в слове Господа, более ста лет строя корабль, на котором он и его семья должны были спастись во время Потопа. Этот длительный период времени был предусмотрен Богом для того, чтобы характер народа и вера Ноя были основательно проверены и испытаны. Никто не должен был пребывать в неведении относительно того, что ожидает землю.

Авраам

Через четыре столетия Господь был готов совершить еще нечто среди людей. На этот раз Он не собирался губить род человеческий, но вознамерился создать народ, через который Он хотел открыть всему миру Свою любовь и силу. В эти века население планеты росло бешеными темпами, хотя после Потопа уцелело всего восемь человек. Однако Богопознание не росло такими же темпами. Осталось всего несколько человек, которые поклонялись истинному Богу и не оскверняли себя идолами. Из этих нескольких людей один был наиболее перспективным кандидатом для того, чтобы стать отцом великого народа, который, в конечном итоге, наполнит всю землю. Авраам был вызван из Ура Халдейского, из семьи, которая скатилась в идолопоклонство. Господь сделал его пророком и родоначальником нации, которая была призвана творить Его волю. Быт. 20:7. Его работа отличалась от работы Ноя, однако, он также был Божьим пророком. Через Аврама были даны обетования вечного завета, гарантировавшие верным Божьим детям всю землю в качестве наследия. Он также получил обетование о грядущем Избавителе, через Которого благословятся все народы земли. Его сын, дитя обетования, чье семя должно было быть таким же многочисленным, как песок морской, был прообразом Того, Кто принесет благословения всем.

Будучи другом Божьим (Иак. 2:23) и отцом тех, кто верой принимает Божью благодать (Рим. 4:16), Аврам стал родоначальником не только буквального народа Израильского, но также и духовного Израиля, на котором в конечном итоге исполнится обетование о наследии мира (Рим. 4:13; Гал. 3:29). Тот, кому Господь мог дать пророческий дар, был избран для выполнения работы и яркого примера, необходимого для создания буквального и духовного царства.

Иосиф

Чтобы сохранить народ, отцом которого был Авраам, и который все еще был настолько мал, что умещался в одной семье Иакова, Господь воздвиг еще одного пророка. Уже в юные годы Иосифу были даны сны, которые предсказали будущие события. Бытие 37.

Его продажа в египетское рабство, годы, проведенные в доме Потифара и в египетской тюрьме, истолкование снов фараонова виночерпия и хлебодара, откровение о значении сна, приснившегося фараону, возвышение до уровня второго лица во всем египетском царстве — все это были шаги, готовившие Иосифа к выполнению задачи сохранения зарождающегося народа и создания условий для его последующего роста.

Из тех слов, которые Иосиф сказал своим братьям после смерти отца, становится понятно, что Он усматривал во всем случившемся действие далеко идущего Божьего провидения. “И сказал Иосиф: не бойтесь; ибо я боюсь Бога. Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей. Итак не бойтесь. Я буду питать вас и детей ваших”. Быт. 50:19—21. Предназначение пророка часто состояло в том, чтобы сохранять человека или народ во время кризиса.

Моисей

В Моисее и его отношении к Израилю мы видим видим сочетание руководства и защиты. “Чрез пророка вывел Господь Израиля из Египта и чрез пророка Он охранял его”. Ос. 12:13. Более двух веков пребывания в Египте, причем половину этого времени в рабстве, довело Израиль до жалкого состояния и превратило его в сборище рабов, не имеющих руководства и надежды на будущее. Но за восемьдесят лет до их освобождения Бог начал готовить их к этому важному событию. Он внушил дочери египетского монарха не только пощадить жизнь младенца мужского пола, которого она нашла в корзинке возле берега Нила, но и усыновить его. Он побудил ее оставить этого ребенка у его матери, которая получила возможность преподать ему незабываемые уроки о Боге и Его народе. В возрасте двенадцати лет он начал постигать науки египетские. Это учеба продолжалась четверть века и вооружила его необходимыми знаниями для того, чтобы организовывать и руководить народом израильским, когда он отправится в Землю Обетованную. Еще сорок лет потребовалось для того, чтобы смягчить сердце египетского полководца, чтобы он мог быть пастырем овец Божьих после того, как Израиль выйдет из Египта.

Во дни его пребывания в пустыне Господь призвал Мадиамского пастуха, чтобы он стал Его пророком. Он открыл ему историю творения и грехопадения, развращения земли перед Потопом; историю призвания Авраама, ставшего отцом Божьего народа, а также начало пребывания Израиля в Египте. Моисей записал все эти откровения, и они дошли до нас в виде книги Бытие. Он стал Божьим историком, описавшим возникновение нашего мира. Затем настал день, когда он был призван к активному служению и должен был стать представителем Господа, чтобы вывести Израиль из Египта. Моисей вел избранный народ из земли рабства на гору Синай, а затем, после сорока лет странствования по пустыне, — на вожделенные берега реки Иордан, когда народ был уже готов войти в Обетованную землю. Ему самому не было позволено перейти Иордан, но Бог показал ему всю землю в панораме.

Он умер, был погребен ангелами, а впоследствии был воскрешен и взят на небо. Во времена Нового Завета он явился с Илией на гору преображения и воодушевлял Христа в минуту испытания и страдания.

Этом принц, ставший пророком; этот полководец, превратившийся в пастуха, соединил в себе все функции пророка. Моисей был величайшим из пророков до пришествия Того, Кому суждено было стать “подобным” ему. Автор Писания, вождь, судья, вестник Божий, псалмопевец, проповедник, предводитель, защитник, чудотворец, — Моисей выполнял все эти и многие другие функции. Он занимает свое особенное место в священной истории. Его положение уникально, потому что уникальны стоящие перед ним задачи. Исход Израиля предвосхищал переживания Церкви Остатка, готовящейся к вступлению в небесный Ханаан. Вот почему жизнь Моисея и странствования сынов Израилевых заслуживают самого внимательного изучения. Мы сможем вынести для себя ценные уроки и не повторять всех их ошибок. Проходя через многочисленные кризисы, пророк Божий определял судьбы огромного множества людей, которые бы заблудились окончательно, если бы пренебрегли Божественным наставлением.

Самуил

В течение трех столетий, разделивших Моисея и Самуила, не появлялось великих пророков, хотя некоторые личности получали пророческий дар. Деятельность Самуила ознаменовала собой переход от полноценной теократии, установленной в тот момент, когда народ добровольно отдал себя в распоряжение Бога у горы Синай, — к модифицированной форме теократии, в которой цари были видимыми главами правительства. Таким образом, Самуил был последним пророком-вождем, которые были частым явлением со времен Моисея. Его руководство было временем объединения и наставления. Зная, что происходит, Бог использовал Самуила, чтобы подготовить путь для установления монархии, хотя Он не хотел, чтобы у Его народа было подобное государственное устройство.

Самуил был одним из тех, кто объединял функции пророка и священника. Когда он был еще отроком и готовился стать священником, Господь дал ему весть, предназначавшуюся для Илия. В последующие годы “И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не осталось ни одного из слов его неисполнившимся. И узнал весь Израиль от Дана до Вирсавии, что Самуил удостоен быть пророком Господним”. 1 Цар. 3:19, 20. Уважение людей к Самуилу явно просматривается, когда читаешь летопись о его служении. Во многих отношениях Самуил занимает уникальное место в истории Израиля и уступает только Моисею. Не случайно Господь объединил эти две личности, когда осуждал грех Израиля в беседе с пророком Иеремией. “И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему; отгони их от лица Моего — пусть они отойдут”. Иер. 15:1. Эти люди часто ходатайствовали за народ перед Богом, и Господь часто слышал их и отвечал на их молитвы. Им обоим удалось избавить народ от руки врага. Каждый из них знаменовал собой окончание старого порядка и начало нового. Как Моисею посчастливилось помазать первого первосвященника, так и Самуилу суждено было избрать первого царя Израиля, а затем первого царя из колена Иудина, праотца того рода, в котором должен был родиться Мессия. Когда возникала потребность в сильном, добродетельном человеке с задатками вождя, Господь брал лучшего кандидата, призывал его на пророческое служение, а затем через него учил и наставлял народ.

В годы правления царей пророки не имели таких полномочий, как прежде. Им была больше присуща роль советника, чем предводителя, за исключением духовных вопросов, где за ними по-прежнему оставалась ведущая роль. На протяжении свыше четырехсот лет с момента установления монархии на смену добродетельным царям приходили нечестивые, и с помощью пророков Господь сотрудничал с достойными правителями, а также обличал и исправлял тех, кто уклонялись на греховные пути.

Самуил предупреждал Саула, что царство отошло от него и его дома. Нафан указывал на грех в жизни Давида. Олдама дала совет Иосии относительно свитка Закона, науденного в храме. Илия осуждал Ахава, а впоследствии уничтожил пророков Ваала на горе Кармил. Исаия заверил Ахаза, что Рецин и Факей потерпят неудачу в военном походе против Иудеи. Это всего лишь несколько примеров того, что Господь делал для царей объединенной и разделенной монархий. Они предсказывали один кризис за другим, и если люди внимали слову пророка, то кризис удавалось предотвратить. Но со временем цари и народ в целом стали обращать все меньше и меньше внимания на слово, которое Господь посылал через Своих вестников. “Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и сквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме. И посылал к ним Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. И Он навел на них царя Халдейского, — и тот умертвил юношей их мечем в доме святыни их, и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его”. 2 Пар. 36:14—17.

Два плена

Летописец рассказал здесь об участи Иудеи. Но немного более ста лет до этого события похожая судьба постигла северное царство Израиль, когда оно было завоевано ассириянами. Однако ни вторжение иноземного войска, ни плен, не выпали из поля зрения пророков, которые возвещали своевременные предупреждения и давали советы. В северном царстве Амос и Осия ярко описали плачевное состояние Израиля, которое потребовало вмешательства со стороны Господа. Но в их вестях звучало не только обвинение и обличение, но и призыв вернуться к Господу.

В вести Осии, в первую очередь, была изображена любовь Бога к Его заблудшим детям, и вместе с ней выражено Его горячее желание принять их обратно. Осия обратился к Израилю с последним и, возможно, самым сильным призывом, если судить по характеру его вести. По-видимому, его служение продолжалось до падения Самарии под натиском ассириян в 722 году до н.э. Когда стало очевидно, что пороки, распространившиеся по всей стране, неизлечимы, был вынесен приговор: “Привязался к идолам Ефрем; оставь его!” Ос. 4:17. “Пришли дни посещения, пришли дни воздаяния. Да узнает Израиль”. Ос. 9:7. “Опустошена будет Самария, потому что восстала против Бога своего: от меча падут они”. Ос. 14:1. Однако в последней главе книги также содержится приглашение: “Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему… Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратится от них”. Ос. 14:2—5.

Испытательный срок Иудеи продолжался на сто лет дольше, чем у Израиля, но одна и та же участь постигла их обоих. Разделение царства во дни Ровоама помогло замедлить распространение идолопоклонства в южном царстве. Исаия убедительно призывал народ обратиться от идолополконства и вспомнить Бога-Творца, Который предсказывает будущее. Он предсказал их плен и последующее избавление. В то же самое время Михей выступал против их дерзкого греха. “Созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою! Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: ‘не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!’”. Мих. 3:10, 11. Он указал на последствия их поведения: “Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора Дома сего будет лесистым холмом”. Стих 12. Снова и снова он призывал к покаянию: “Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши”. Мих. 7:19.

К тому времени, когда Иеремия начал свое служение, примерно за двадцать лет до первого вавилонского плена, положение казалось безнадежным. Но Бог по-прежнему действовал через пророка, пытаясь предотвратить надвигающуюся катастрофу. Даже после первого и второго вторжения в 605 г. и 597 г. до н.э. можно было бы избежать полного разрушения города Иерусалима и храма, если бы Седекия пожелал сдаться вавилонянам и не стал бы предпринимать безнадежный попыток сопротивляться. Пророк был тут как тут. Он посоветовал царю, как успешно пережить трудные времена, но непредсказуемый царь не обратил на них внимание, хотя сам же пришел к пророку посоветоваться.

Поскольку ассирияне рассеяли тысячи израильтян по своей империи, пытаясь разрушить единство народа и его своеобразие, у нас письменного свидетельства того, что среди них также трудились пророки. С другой стороны, Иуда отправился в плен в Вавилон и не был рассеян как Израиль. План Господа состоял в том, чтобы те, кто останется верными во время плена, вернулись назад в Палестину и образовали ядро того народа, который будет выполнять Его волю, возвещая миру откровение о Его любви и силе. Ту же цель Он первоначально преследовал и для Своего народа. Если Божий народ в древности когда-либо переживал кризис, то это было как раз такое время. У вавилонян не было намерения позволить иудеям вернуться и возродить страну, которая доставляла им столько хлопот на протяжении многих лет. Сатана также выполнил бы свои намерения, если бы Израиль был поглощен этим языческим народом. Осуществление Божьего плана в будущем зависело от сохранения познания о Нем и об истинном поклонении Ему в период плена.

Господь избрал Иезекииля, молодого священника, в духовные вожди иудеев, находящихся в плену, и призвал его на пророческое служение. Именно он служил иудеям, жившим в Вавилоне, на протяжении многих лет пребывания в плену.

Даниил, занимавший важные посты при царском дворе, дополнял работу Иезекииля, но именно этот пророк-священник поддерживал связь с народом и был их духовным проводником. Он обращал их внимание на славу Божью, как она была ему открыта, и учил их, что Господь может пребыть с ними в том месте, где они находятся, а также в Иерусалиме. Иез. 11:16. Присутствие Даниила в Вавилоне после смерти Иезекииля, вне всякого сомнения, сделало многое для того, чтобы народ оставался верным Богу до того времени, когда он был освобожден указом Кира. Вполне возможно, что он показал Киру пророчества Исаии, предсказавшие, кто будет избавителем Израиля. Им должен был стать полководец, который убедит царя отправить обратно в Палестину израильтян, желающих уйти. Этот пробел в национальной жизни избранного народа был заполнен служением и руководящими указаниями пророков. Таким образом, у иудеев появилась еще одна возможность доказать, что они достойны Божественного доверия.

Восстановление

В течение пятнадцати лет после того, как первые пленники вернулись в Палестину из Вавилона, мало что было сделано для восстановления храма, разрушенного Навуходоносором. Казалось, что большинство людей довольствовались тем, что строили для себя дома и поселялись в них. Дела у них не клеялись, но они не связывали этот факт со своим нежеланием исполнять повеление Господа. В таких обстоятельствах не могло быть и речи о восстановлении и возрождении страны. Неужели Божьему плану не суждено было осуществиться даже после того, как Он сохранил иудеев и вернул некоторых из них на родину, чтобы они начали все сначала? Чтобы исправить это положение, Богу снова пришлось призвать пророков в качестве советников и руководителей народа.

“И было слово Господне чрез Аггея пророка: а вам самим время — жить в домах ваших украшенных, тогда как Дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши”. Агг. 1:3—5. В результате брошенного пророком вызова люди начали работы по восстановлению храма. Пророк Захария присоединил свое свидетельство к вести пророка Аггея, и за четыре года строительные работы были завершены.

Впоследствии Ездра и Неемия, которые помогали восстаналивать Иудею, наставляли свой народ в Слове Божьем и руководили движением реформы. Таким образом удалось завершить храм, восстановить служение в нем, заново отстроить город и стены и возродить управление страной. И снова Бог использовал пророков, чтобы восполнить неотложные нужды.

Иоанн Креститель

Приход следующего пророка был предсказан в последней книге Ветхого Завета. Зная, что в течение длительного периода важных, пророческих вестей не будет, Дух Господа побудил Малахию провозгласить такую весть: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете”. Глава 3:1. И Он повторно объявил о пророке, подобном Илие, который придет и приготовит путь Господа. Глава 4:5. Иоанн Креститель, будучи пророком и предтечей Христа, исполнил предсказание Малахии и стал связующим звеном между пророками Ветхого и Нового Завета. Со времени Авраама не было такого длительного времени, когда Бог не призывал пророков. Богу нужно было предсказать возобновление и продолжение пророческого дара, чтобы людям не казалось, будто длительный пробел во времени означает прекращение пророческого служения.

Настало время, когда иудейский народ должен был принять самое важное из всех решений: “Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?” Мф. 27:22. Именно к этому событию Господь пытался подготовить Свой народ со времени грехопадения Адама и Евы в Едемском саду. Будущее этого народа и его пригодность для осуществления Божьего плана по духовному завоеванию всего мира зависели от этого последнего ответа.

Чтобы не произошло ошибки в выявлении Того, пришествие Которого давно была предсказано, пророк Симеон засвидетельствовал в том храме, куда принесли младенца Иисуса для посвящения Его Господу: “Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля”. Лк. 2:30—32. Также и Анна пророчица “в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме”. Стих 38. Иоанн Креститель был готов к тому, чтобы обратить на Него внимание людей. “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” — объявил он в начале служения Иисуса. После крещения Христа Иоанн снова сказал пророческие слова, увидев, как на Мессию сходит Святой Дух в виде голубя: “И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий”. Ин. 1:29, 34.

Люди, глаза которых не были ослеплены гордыней, суеверием или грехом, безошибочно узнавали в Иисусе из Назарета обетованного Христа. Свидетельство пророков Симеона, Анны и Иоанна Крестителя укрепило в умах многих людей убеждение, которое подкреплялось их знанием Писаний и наблюдениями за жизнью и делами Христа. Именно свидетельство пророков лишило оправданий тех, кто не увидел в Иисусе Христе исполнение предсказаний Ветхого Завета о пришествии Мессии для их искупления.

Павел

Череда бедствий, поразивших еврейский народ из-за того, что он отверг пророков и, в конечном итоге, самого Христа, достигла кульминации в 70 году, когда римская армия разрушила Иерусалим. Это имело большое значение не только для еврейского народа, но также и для евреев-христиан, рассеянных по всем концам Римской империи. Даже христиане всегда считали храм центром богослужения. Как могло повлиять на них разрушение храма? Если бы они не были к этому подготовлены, последствия могли бы быть катастрофическими. И снова Господь прибег к знакомому методу подготовки Своего народа к кризису.

Через Павла, призванного быть не только апостолом, но также и пророком, еврейским христианам была послана весть, призванная направить их взоры на Христа как на их Первосвященника в небесном святилище. Только так они могли понять, что Иерусалимский храм больше не нужен им для истинного богослужения и поклонения Богу. Левитское священство уже утратило былую ценность. Бог уже давно удалился из Святого святых. Первосвященник в небесном святилище, служение Которого доступно для всех людей во всякое время и во всяком месте, теперь занял место видимого, земного служения. Кровь была однажды пролита для того, чтобы это служение могло совершаться для всех. Полное откровение об этих истинах помогло совершить переворот в мышлении первых христиан и подготовить их к кризису во время падения храма. Дар пророчества снова помог успешно преодолеть кризис.

Иоанн

Со времени Первого пришествия Христа прошло более девятнадцати веков. Мы видим многочисленные и ясные признаки того, что приближается Его Второе пришествие. Между двумя пришествиями простирается огромная пропасть, через которую должна пройти Церковь. На каждом шагу христиан сатана расставляет свои сети, чтобы уловить их. Этот путь казался бы долгим, а может быть, даже невозможным, если бы Господь не просветил, не воодушевил и не подготовил Свой народ заранее. С помощью тонкого сочетания глобального плана с точными подробностями, что так характерно для Библии и так редко можно встретить в других источниках, перед истинной Церковью была открыта история веков, чтобы она не была введена в заблуждение и не впала в уныние.

Находясь на острове Патмос, возлюбленный ученик получил “Откровение Иисуса Христа”, которое поведало о “том, чему надлежит быть вскоре”. Откр. 1:1. Пророку были показаны семь этапов в жизни Церкви. Они охватывают период времени от его дней и до того времени, когда побеждающий, по обетованию Христа сможет сесть с Ним на Его престоле. Откр. 3:21.

Была предсказана связь Церкви с миром, а также основные события светской истории. Попытки сатаны прельщать и принуждать были разоблачены заранее. Все это достигает кульминации в описании уничтожения всякого нечестия, а также творения нового неба и новой земли.

Все это было открыто для того, чтобы подготовить Церковь к целому ряду испытаний и кризисов, о которых Бог знал заранее. Пророк был посредником, передавшим верующим людям знание о грядущих событиях: “И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну… Иоанн семи церквам”. Откр. 1:1—4.

Церковь Остатка оказывается в центре внимания, поскольку именно с ней сатана связывает последние надежды одержать победу в своей борьбе против Божьего правления. Он удваивает свои усилия, направленные на обольщение людей, поскольку знает, что у него осталось совсем немного времени. Как “клеветник братий наших”, он пытается убедить Бога, что люди, называющие себя Его народом, недостойны Его внимания и заботы. Он пытается убедить Церковь, что она недостойна иметь общение с Богом и не может рассчитывать на Его защиту. Чтобы люди правильно поняли Его план заново открыться в последние дни, Господь заявляет через пророка, что дар пророчества будет дан той самой Церкви Остатка, против которой сатана ополчается со всей своей страшной силой.

Имея поручение предупредить весь мир о близости Второго пришествия и, в то же время, считая необходимым вести постоянную борьбу с врагом, Церковь Остатка нуждается в пророческом даре точно так же, как и любая предшествовавшая ей Церковь, если не больше. Пророчество ясно говорит о том, что Бог не забыл об этой нужде. По Его плану все дары, доверенные Церкви, будут действовать в ней до тех пор, пока будет существовать такая потребность. Требуется особое водительство, чтобы подготовить наш мир к концу всех земных событий и вещей, и чтобы подвести народ Божий к такому духовному состоянию, в котором он сможет выстоять в последней борьбе.

Период молчания

Мы ясно сознаем, что действие пророческого дара должно было продолжаться до окончания времени Нового Завета. Мы также признаем тот факт, что Иисус Христос доверил Церкви определенные дары, включая дар пророчества. Он хочет, чтобы они непрестанно действовали до Его Второго пришествия. В конце концов, мы утверждаем, что Церковь Остатка в последние дни имеет особую потребность в даре пророчества, и что его проявление ясно предсказано. Мы подробно рассмотрели действие этого дара в библейские времена и отметили многочисленные причины, по которым мы можем ожидать его присутствие в Церкви Остатка. Вместе с тем, мы еще не рассматривали период времени между концом апостольского века и последними днями. Разве не относятся пророчества о присутствии даров Духа ко всем векам в истории Церкви? Разве не нужно было предолевать кризисы в народе Божьем в эти годы отступления, тьмы и реформации?

Хотя письменных источников сохранилось немного, и они малоубедительны, едва ли можно себе представить, что Бог не вел этих верных христиан через своих пророков. Историки упоминают нескольких людей, которые воспринимались как пророки в ту или иную эпоху на протяжении этого длительного времени. См. книгу А. Г. Даниэлса “Неизменный дар пророчества”, сс. 175—228. К сожалению, нельзя указать на конкретный случай, подтвержденный фактами, и сказать: вне всякого сомнения, этот человек был истинным пророком. Это не значит, что дар не действовал, но это значит, что, по какой-то причине Бог не счел нужным сохранить достаточно правдивую информацию, на основании которой мы смогли бы прийти к определенным выводам по этому вопросу. И в этом нет ничего странного, поскольку библейские писатели, по-видимому, были лишь некоторыми из тех, кто имел пророческий дар в их время. Другие люди также названы в Библии пророками, но у нас нет достоверной информации, с помощью которой мы могли бы проверить их опыт. До нас также не дошли их письменные труды, которые мы могли бы сегодня изучать. Это такой же период молчания, как и тот, который разделил Ветхий и Новый Заветы.

Вполне вероятно, что, по причине отступления и духовной тьмы тех веков, проявления пророческого дара были либо ограниченными, либо локальными по своему влиянию. Умножение пророческих откровений связано с повышенным вниманием к воле Божьей, открытой в Его заповедях. Хотя главная тенденция тех лет заключалась в отходе от библейской истины, ясно, что всегда были такие люди, которые соблюдали заповеди и изо всех сил стремились сообразовываться с принципами истины. Вне всякого сомнения, Бог, по Своему обетованию, осуществлял руководство этими людьми посредством пророческого дара в той или иной форме.

Однако не следует забывать, что все конкретные указания на проявления дара пророчества по окончании библейских времен даны в контексте тех дней, которые непосредственно предшествуют Второму пришествию. Как уже было указано, этот факт не означает отсутствия даров в промежуточные столетия. Речь идет о возрождении дара, а не просто о продолжении чего-то такого, что существовало на протяжении всех столетий.

Заключение

1. Для живого христианства важно сознание Божественного присутствия с человеком.

2. Люди, доверяющие Богу, могут всегда находиться в сфере Его защиты и водительства.

3. Водительство, милостиво предлагаемое каждому человеку, доступно всей Церкви и народу.

4. Многочисленные примеры из Библии показывают, что во время кризиса Бог ведет Свою Церковь через служение пророков.

5. Служение пророков, осуществлявшееся в прошлом, обещано Церкви Остатка перед возвращением Иисуса.

6. Потребность в таком водительстве никогда не была такой насущной, как в последние дни.

Для изучения и обсуждения

1. Какие случаи пророческого руководства, использованные в данной главе, служат в Библии прообразом переживаний Остатка в последние дни?

2. Приведите два или три примера из личной жизни людей, из которых видно пророческое водительство в трудное время.

3. Соберите все имеющиеся у вас доказательства того, что в Библию включены не все слова или письменные сочинения пророков, что были такие пророки, слова и сочинения которых не сохранились до нашего времени. Какую цель преследовали изречения или произведения, не увековеченные в библейской летописи?

4. Говорится ли в Библии о каком-либо кризисе, постигшем народ Божий в древности, к которому Бог не готовил бы его через пророков?

5. Поскольку Бог вел Свой народ в прошлом посредством особо избранных руководителей, будет ли логично ожидать на основании Св. Писания, что Он будет делать то же самое и в последние дни?

6. Если это особое руководство последовательно осуществлялось через служение пророков, то не естественно ли заключить, что Господь будет делать то же самое и в наши дни?

Избранные ссылки

Хейнз, Карлайл Б., “Дар пророчества”, сс. 63—69.

“Наше твердое основание”, том 2, сс. 185—235.