10. Предыстория Адвентистского движения

В центре внимания пророчеств о послеапостольском времени находится Второе пришествие Христа. Хотя жизни Церкви и мира в промежуточные столетия также уделяется внимание, это делается, в основном, для того, чтобы сосредоточить внимание верующих на кульминационном завершении истории. Предсказания о промежуточных событиях имеют двойное предназначение: они показывают развитие плана спасения и укрепляют уверенность в осуществлении всего плана.

В видении семи печатей (Откровение 6 и 8) мы находим обобщение основных пророческих цепей, указывающих на Второе пришествие. Мы получаем представление о том, как язычество проникнет в Раннюю Церковь и уничтожит ее чистоту, как сатана попытается стереть верных Богу людей с лица земли посредством гонений, когда они будут твердо стоять за веру. В видении также предсказывается, как свидетельство Божьего Слова будет постоянно осуждать испорченность, и как о Втором пришествии драматически предвозвестят основные знамения, которые исполнятся перед самым пришествием Христа.

Фрагменты этого описания с акцентом на разные подробности можно найти в пророчествах Даниила 2; 7; 11; 12; Матфея 24; Марка 13; Луки 21; 2 Фессалоникийцам 1; 2; 2 Петра 3; Откровение 2; 3; 6—14. Ни в одном из этих пророчеств не нарисовано полной картины, и все их необходимо совместить подобно тому, как нужно объединять воедино все четыре Евангелия, чтобы получить полное представление о событиях Первого пришествия. Но, какая бы стадия будущих событий ни подчеркивалась, все неизбежно движется к тому времени, когда “царство мира соделалось Царство Господа нашего и Христа Его”. Откр. 11:15. И снова мы видим целеустремленность, характерную для библейских писателей.

Когда мы изучаем предсказания о заметной роли дара пророчества в период, предшествующий Второму пришествию Христа, наше внимание привлекают знамения пришествия, которые составляют контекст некоторых предсказаний. Эти знамения не только подчеркивают близость Второго пришествия, но также показывают связь Духа Пророчества с Церковью Остатка. Пророчества указывают, что этот дар должен будет проявляться в контексте этих знамений.

Иоиль сказал: “Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный”. Иоил. 2:31. Христос добавил к этому пророчеству некоторые детали: “И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются”. Мф. 24:29. Иоанн, автор Откровения, описывая шестую печать, добавляет еще один момент: “И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои”. Откр. 6:12, 13.

Объединение этих трех текстов дает нам список из трех выдающихся знамений, свидетельствующих о приближении конца: (1) сильное землетрясение, (2) солнечное затмение, (3) падение звезд. Нет необходимости повторять здесь свидетельства о том, что эти знамения исполнились. В адвентистской литературе неоднократно описывались эти факты. Мы просто перечислим события, ставшие исполнением этого предсказания: (1) Лиссабонское землетрясение, 1 ноября 1755 года; (2) Мрачный день 19 мая 1780 года; (3) Метеоритный дождь 13 ноября 1833 года. Другим ключевым событием кануна Второго пришествия является появление Церкви Остатка, семени жены, о котором идет речь в Откр. 12:17.

Эта группа отличается от других тем, что она соблюдает заповеди Божьи и имеет свидетельство Иисуса Христа. Чтобы понять значение знамений для видевших их людей и для их преемников, мы должны взглянуть на тот мир, в котором они совершались. С тех пор как появились первые знамения в мире природы, стали происходить события, исполнившие предсказанные условия в политическом и религиозном мире.

Лиссабонское землетрясение

Для Европы и американских колоний 1755 год, когда произошло Лиссабонское землетрясение, был очень важным. Споры о границе привели к столкновению французских и английских войск в Северной Америке перед тем, как формально была объявлена война. Впоследствии в вооруженном столкновении приняли участие Австрия, Пруссия, Испания, Португалия, Россия и другие страны. Известная в своей европейской стадии как семилетняя война, а в американской стадии — как франко-индейская война, она включала в себя сражения на суше в Америке и Европе, а также на море во многих частях мира, пока военные действия не закончились подписанием мирного договора в Губертсберге и Париже в 1763 году. В 1755—1763 гг. Главным событием политической жизни была война. Пока события в мире развивались своим чередом, Бог начал осуществлять Свою программу подготовки к возвращению Христа.

В середине восемнадцатого века началось широкое религиозное пробуждение. Его корни уходят в 30-е годы 18-го века, когда в Америке началось возрождение, связанное с проповедью Джонатана Эдвардса, в Лондоне множество людей возродилось к духовной жизни в связи с проповедью братьев Уэсли и служением Джорджа Уитфилда, который, через год после окончания Оксфордского Университета, был признан величайшим проповедником своего времени. В Америке все колонии: Новая Англия, Средний Запад и южные штаты — были охвачены духовным возрождением, которое стало известно как “Великое пробуждение”. Фактически возрождение длилось недолго, но его последствия ощущались всюду. Уильям У. Свит отмечает: “Ряд великих, религиозных пробуждений, которые захлестнули американские колонии в середине восемнадцатого века, во многих отношениях были самыми значительными по своим последствиям общественные движения всего колониального периода”. — “История религии в Америке”, с. 201.

Рассматривая эту ситуацию с точки зрения библейского пророчества, мы можем увидеть руку Божью в этом всплеске интереса к религиозным вопросам. Оглядываясь в прошлое, мы можем легко понять значение Лиссабонского землетрясения. Теперь мы можем понять его связь с другими предсказанными событиями и безошибочно определить его место в истории. Но, как это всегда бывало в случае исполнения пророчеств, нашлись такие люди, которые расценили его как признак приближающегося конца. В Лондонском “Журнале для джентльменов” за февраль 1756 г. появилась статья, подписанная инициалами “А. Б.”. В ней говорилось, что Лиссабонское землетрясение не могло не “подтолкнуть мир к серьезным и благочестивым размышлениям” и к тому, чтобы “сравнить это событие с родственными пророчествами, которые исполняются в наши последние дни”. Он назвал его “одним из безошибочных предзнаменований”, “сигналом Небесного Царя”. Далее он писал:

“Со своей стороны, сравнивая современное состояние Европы с Лк. 21:25, 26, я не сомневаюсь в том, что это есть ничто иное, как простертая рука Бога, готовая сокрушить землю жезлом железным и очистить ее от всякой грязи и скверны плоти и духа, чтобы подготовить путь для славного тысячелетнего царства. Это землетрясение на голос первого ангела (Откр. 14:6, 7), который призывает все народы повсюду покаяться, пока еще день, и заставляет всех богобоязненных людей восклонить голову, ибо приближается избавление, когда Он явится снова, и исцеление в лучах Его”. — Цитируется по книге Л. Е. Фрума, “Пророческая вера наших отцов”, том 2, с. 675.

В Англии через некоторое время был назначен день поста, чтобы привлечь внимание к недавнему землетрясению. Генри Стеббинг, капеллан Его Величества, подготовил проповедь под названием “Беседа, готовящая к религиозному соблюдению дня общественного поста и смирения, назначенного властями на пятницу шестого февраля 1756 г. по случаю землетрясений, произошедших недавно во многих странах и особенно в Лиссабоне”. — Там же, с. 676.

Сохранившийся в Британском музее пакет, в котором были найдены двадцать одна проповедь и памфлеты, указывает на то, что по этому поводу говорилось много проповедей. Томас Элкок из Плимута произнес проповедь, которую назвал “О последних землетрясениях, особенно о Лиссабонском землетрясении”, в котором, в частности, сказал:

“Испуганные жители Лиссабона и многих других мест решили, что Господь пришел, чтобы поразить землю проклятием. Им казалось, что близок великий и страшный День суда, в который небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, расплавятся; Земля и все дела на ней сгорят”. Там же, с. 676.

Обратите внимание на то, как Элкок доказывает обоснованность тех страхов, которые испытывали жители Лиссабона.

“Подобные опасения возникли у них небезосновательно, поскольку это были достаточно серьезные Знамения, чтобы дать им повод ожидать страшную Катастрофу. Ибо наш Спаситель предсказывал, что будут войны и военные слухи, восстанет народ на народ, и будут происходить сильные землетрясения по местам, глады и моры, и ужасные знамения; и море восшумит и возмутится. Сердца людей будут истаевать от страха и ожидания бедствий, грядущих на всю землю, ибо силы небесные поколеблются. Все же это будет началом болезней и знамениями, предшествующими Его пришествию. И хотя Господь по-прежнему медлит со Своим пришествием, но, понимая, что все это сбудется, хотя мы и не знаем, как скоро, какими же должно быть в святой жизни и благочестии нам, ожидающим и желающим дня Божьего!” — Там же, с. 676.

Слова Джорджа Лэвингтона, Епископа Эксетерского, записаны в его “Проповеди, произнесенной в Кафедральном соборе г. Эксетера, в день всеобщего поста, 6 февраля 1756 г.”. В частности, он сказал следующее:

“Не думаю, что мы имеем достаточно света в этих вопросах, чтобы связать данное пророчество с этими событиями или определить, насколько близко или далеко мы находимся от Второго пришествия Христа. Похоже, что остались не исполнившимися другие пророчества, которые должны исполниться до того, как это произойдет. Но, поскольку сходство между тем, что мы сейчас видим, и что мы увидим в будущем, когда произойдет великая Катастрофа, естественным образом связывает воедино эти события в нашем сознании, то мы поступим мудро, если, видя подобные знамения, будем трезвиться бодрствовать в молитве, памятуя о том, что близок всему конец”. — Там же, с. 677.

Библейские пророчества были достаточно ясны, а исполнившие их события достаточно впечатляющими для того, чтобы люди, знавшие Библию, и люди, наблюдавшие за событиями, могли бы легко понять связь между ними. С годами это становится все более очевидным. Чем больше мы видим исполнившихся знамений, тем легче нам выявить остающиеся.

Темный день

Через двадцать пять лет исполнилось еще одно впечатляющее знамение Второго пришествия — темный день 19 мая 1780 г. В годы, которые разделили эти два знамения, усилилось напряжение между Англией и Американскими колониями, которое привело к тому, что 19 апреля 1775 г. в Конкорде и Лексингтоне началась война за независимость. Всего за неделю до наступления темного дня Американские войска потерпели чувствительное поражение, когда город Чарльстон, штат Южная Каролина, перешел под контроль британских войск.

Хотя объединяющее влияние Великого Пробуждения и руководящая роль подавляющего большинства священнослужителей во многом способствовали сплочению колоний, период, предшествовавший Революции, не отличался духовным процветанием. “В то время, когда тринадцать колоний добились политической независимости, и несмотря на усилия церквей на протяжении более столетия и несколько знаменательных религиозных движений, меньшая часть населения Америки состояла членами в той или иной религиозной организации”. — Кеннет Скотт Латуретт, “История расширения христианства”, том 3, с. 190.

Но даже в такое время темный день произвел глубокое впечатление на многих мужчин и женщин. Тимоти Дуайт, двадцать один год пробывший на посту президента Йейльского Колледжа, впоследствии так комментировал это событие: “Преобладало всеобщее мнение, что день суда очень близок” — цитируется по книге Джона У. Барбера в “Исторических сборниках штата Коннектикут”, с. 403.

Сегодня многие ссылаются на это событие, хотя немногие считают темный день исполнением библейского пророчества. И все же пророческое значение этого дня не осталось незамеченным. В 1781 г. Сэмюэл Гечел, дьякон Второй Конгрегациональной церкви в г. Маблхед, штат Массачусетс, написал трактат под названием “Знамения времени или некоторые комментарии и истолкования разных текстов Св. Писания, имеющих отношение к знаменательному явлению или темному дню, который имел место в Новой Англии 19 мая 1780 г.”. Гечел считал, что темный день был исполнением Иоил. 3:15, где предсказывалось помрачение солнца и луны. Джошуа Сполдинг, пастор Церкви “Скиния” в г. Салем, штат Массачусетс, в своей книге “Мысли о пришествии Царствия Христова, собранные из Библии и из произведений многих древних и некоторых современных верующих людей” (1796 г.), писал: “Мы видели чудесное и тревожное явление помрачения солнца и луны” — цитируется в книге Л. Е. Фрума, “Пророческая вера наших отцов”, том 3, с. 233. Он верил, что эти знамения на то, что вскоре произойдет славное пришествие.

Падающие звезды

Прошло более пятидесяти лет, прежде чем исполнилось третье знамение, упоминаемое в связи с шестой печатью. Откр. 6:12, 13. Из всех трех предзнаменований оно привлекло к себе наибольшее внимание. События, окружавшие это знамение, указывали на то, что оно было кульминацией всей необычной серии знамений. Еще в 1821 году Шамполлион положил начало современной египтологии, впервые расшифровав иероглифы. Леопольд фон Ранке заложил фундамент современного исторического критицизма в своем историческом сочинении в 1824 году. Сэр Чарльз Лайел заложил основы современной геологии в 1830-33 гг., опубликовав результаты своих исследований в “Принципах геологии”. Майкл Фарадей в 1831 году продемонстрировал явление электромагнитной индукции и проторил дорогу для многочисленных отраслей электротехники. В 1838 году Матиас Якоб Шлейден, немецкий ботаник, сформулировал клеточную теорию в физиологии. В 1832 году Сэмюэл Ф. Б. Морзе разработал первый практический электрический телеграф, а еще через два года Кир Маккормик оформил патент на комбайн.

В 1833 году был принят закон об освобождении рабов в британских колониях. Он увенчал длительные и неутомимые усилия аболиционистов во главе с Вильямом Уилберфорсом. В том же году Англия продвинулась в вопросе ограничения детского труда, приняв Законодательство и фабриках и заводах. За год до этого Джузеппе Маззини не удалось поднять восстание у себя на родине в Италии, чтобы освободить ее от тиранов и провозгласить республику. На Ближнем Востоке ситуация обострилась после того, как турецкая армия была побеждена египетскими войсками. Англия и Франция были встревожены тем, что на арену действия вышла российская армия.

В том же 1883 году завершился первый срок Эндрю Джексона, представителя пограничной демократии, на посту президента Соединенных Штатов. Вильям Ллойд Гаррисон прилагал недюжинные усилия для освобождения рабов. Двумя годами раньше он учредил журнал “Освободитель”, в котором отстаивал идеи эмансипации и свободы. В 1833 году открыл свои двери Оберлинский Колледж, который впервые в Америке стал на практике отстаивать идею совместного образования и принимать учащихся независимо от их расовой принадлежности. Иосиф Смит создал Церковь Мормонов. По всему миру люди и народы пребывали в волнении.

В самый разгар этих волнений Бог даровал еще один знак близости конца. “Наиболее грандиозное явление стреляющих звезд, о котором только можно прочитать во всемирной летописи, было видимо по всем Соединенным Штатам утром 13-го ноября 1833 г.” — Илайджа Х. Буррит, “Небесная география”, с. 163. Как и предыдущие два знамения, это звездный фейерверк был также расценен многими, знакомыми с библейским пророчеством, как исполнение предсказания Иисуса в Мф. 24:29 и пророчества Иоанна в Откр. 6:13. В многочисленных описаниях метеоритного дождя рассказывается о том, как падали звезды. Многие наблюдатели отмечали, что, казалось, они все вылетали из центральной области звездного неба и рассыпались во всех направлениях. Некоторые увидели в этом исполнение того, что предсказал Иоанн: “Как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои”. Генри Дана Уорд, видный служитель Епископальной церкви из Нью-Йорка, написал письмо в “Коммерческий журнал” Нью-Йорка, который вышел в свет 14 ноября. Вот что он в частности писал в нем: “Как точно исполнилось пророческое слово! Падающие звезды как бы слетали с одного дерева, а не с многих деревьев: те, которые появлялись на востоке, падали в сторону Востока; те, которые появлялись на севере, падали в сторону севера; появлявшиеся на западе устремлялись к западу, а появлявшиеся на юге (так как я вышел из своего дома в парк) падали на юг. При этом они падали не так, как падают спелые плоды, далеко не так. Они летели и были извергаемы подобно незрелым плодам, которые поначалу не хотят отрываться от ветки. Когда же они все же отрываются, то летят быстро и прямо вниз. Во время падения этого множества некоторые звезды пересекают траекторию полета других звезд, поскольку они выбрасываются с большей или меньшей силой” (Когда письмо Уорда было опубликовано в журнале, оно не было подписано, однако, из последующих заявлений его авторство становится очевидным. См. “Знамения времени”, 11 окт. 1843). Через две недели, 27 ноября, “Коммерческий журнал” опубликовал шесть столбцов мелким шрифтом с цитатами из других писем и газет. В них говорилось о наблюдениях других людей и их реакции на падение звезд.

Илайджа Х. Буррит, описывая это событие, говорит, что некоторым оно напомнило страшное величие образа, который используется в Апокалипсисе после открытия шестой печати, когда ‘звезды небесные’ падают с неба” — “География небес”, с. 163.

Проповедь о пришествии

Знамения на небе и сильное землетрясение возвестили о том, что пришла пора готовиться ко Второму пришествию. Но еще более явное знамение приближающегося пришествия было появление целой плеяды проповедников и толкователей Библии во всех концах земли, которые, в результате личного исследования Библии, начали преподавать о близости пришествия.

“И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей Вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец”. Мф. 24:14. Настоящей прелюдией ко Второму пришествию является проповедь вечного Евангелия “всякому племени и колену, и языку, и народу”. Откр. 14:6. Сами по себе знамения не могли приготовить путь для пришествия Христа. В лучшем случае они могли не более, чем внушить людям, что надвигается какое-то эпохальное событие и пробудить в них здоровое любопытство. Они могли укрепить уверенность в исследователях Слова Божьего, что долгожданное событие должно вскоре произойти. Но во время проявления различных знамений, когда умы людей оказались наиболее восприимчивыми для уразумения их духовного значения, необычное внимание было уделено проповеди о пришествии. Интерес к пророчествам не был каким-то новым явлением. Л. Е. Фрум в четырех томах своего знаменитого сочинения “Пророческая вера наших отцов” показывает, что пророчества всегда имели непреодолимое очарование для искренних исследователей Писаний. Но когда мы говорим о данном периоде исследования пророчеств, то следует отметить нечто неординарное: все большее число писателей и проповедников обращали внимание на пророчество, и во многих сердцах возникало желание глубже понять некоторые предсказания. Мы сможем лишь выборочно, на отдельных примерах проследить то, что происходило в более крупных масштабах.

Мануэль де Лакунза

Мануэль де Лакунза (1731—1801), родившийся в г. Сантьяго, Чили, получил хорошее образование и был принят на испытательный срок в Иезуитский орден в 1747 году, в возрасте шестнадцати лет. В 1766 году он принял на себя четыре обета иезуитов, а осенью 1767 г., вместе со всеми другими членами Иезуитского ордена, он был изгнан из Чили указом Карла III, короля Испании, который имел силу во всех испанских владениях. Лакунза отправился сначала в Испанию, а затем в центральную Италию, где и оставался до самой своей смерти. В 1772 году он удалился от мира и посвятил себя глубокому, научному изучению Писаний.

В результате своего исследования он пришел к выводу, что ключом от Библии является правильное понимание двух пришествий Христа. Он отделил пророчества о Первом пришествии от пророчеств о Втором пришествии, которые зачастую перемежались друг с другом в одних и тех же главах Библии, и подчеркивал тот факт, что Первое пришествие Христа состоялось во время Его воплощения, тогда как Второе пришествие ознаменует собой начало Тысячелетнего Царства. Он изложил свои открытия в рукописи под названием “Пришествие Мессии во славе и величии”. Боясь, что эта книга может быть запрещена Священным Собранием Католической Церкви, Лакунза не опубликовал ее, но стал распространять ее в рукописном варианте на испанском языке под псевдонимом Хуан Иосафат Бен-Эзра, прикинувшись христианином еврейского происхождения. Его опасения были небезосновательны, потому что после его смерти книга была издана, и в положенное время она появилась в “Списке книг, запрещенных Католической Церковью” с соответствующим предисловием.

В рукописном виде книга дошла до Испании и Южной Америки. Она вызвала самый живой отклик, и были изготовлены многочисленные рукописные копии, чтобы увеличить ее тираж. Говорят, что она распространялась “от Гаваны до мыса Горн”. Она была переведена на итальянский и латынь, и ее содержание взволновало многие умы в Европе и Южной Америке.

В 1812 году первое появилось первое печатное издание на испанском языке. Последующие издания были выпущены в Англии, Франции, Германии, Ирландии и Мексике. Книга была напечатана на латыни, испанском, итальянском, английском, французском и немецком языках. Хотя Лакунза имел дело с несколькими схематическими пророчествами и указывал на то, что антихрист — это не личность, которая должна появиться в какой-то момент в будущем, а организация, которая “разрушит” веру Церкви, его “главный аргумент касается утверждения основополагающей истины: пришествие Христа до начала Тысячелетнего Царства и Его последующее славное царствование на земле”.

Невозможно переоценить влияние такого произведения как книга Лакунзы. В обращении находилось несколько тысяч ее экземпляров, которые вызывали живую дискуссию и полемику. Внутри Римско-католической Церкви и в протестантском мире эта книга стала важным фактором, привлекающим внимание к библейским пророчествам о Втором пришествии, и как они быстро исполнялись у всех на глазах. Она продемонстрировала, что люди могут иметь четкое понимание того, как предсказания Библии исполняются сейчас, когда время фактически настало.

Эдвард Ирвинг

Одним из тех, на кого книга Лакунзы произвела наибольшее впечатление, был Эдвард Ирвинг (1792—1834). В 1825 году Ирвинг произнес проповедь о Втором пришествии в городе Лондон. В следующем году он прочитал испанское издание 1812 года книги Лакунзы “Пришествие Мессии во славе и величии”, и она оказала на него большое влияние. Он даже пошел на то, чтобы издать ее двухтомный перевод на английский язык.

Эдвард Ирвинг родился в Шотландии. Он был наделен блестящим умом и получил хорошее образование. Он был склонен к религии, и еще в молодости стал известным проповедником. Вскоре после его приезда в Лондон в 1822 году небольшая церквушка “Хаттонский сад”, пастором которой он служил, была уже заполнена до отказа. На его проповедях бывала элита Лондонского общества. Даже когда войти туда можно было только по билету, места заполнялись за много часов до начала богослужения. К 1827 году новая церковь была построена на Риджент Сквер, и каждое воскресенье она была переполнена людьми, жадно слушавшими и впитывавшими в себя пространные истолкования пророчеств из уст Ирвинга.

Отправившись в поездку по Шотландии, Ирвинг проповедовал о близости пришествия и привлекал такие толпы народа, которые не умещались в самых просторных церквах. Говорят, что за дверями церквей оставалось от 10 000 до 15 000 человек. Последующие обвинения в ереси положили конец служению Ирвинга, но они не были непосредственно связаны с его проповедью о пришествии. “Он был одним из выдающихся христиан своего времени, имеющий дух смирения, посвящения и духовного разумения, который его современники не имели и не были способны оценить”. Своими проповедями он обращал внимание десятков тысяч людей на пророчества о близости пришествия и способствовал повсеместному адвентистскому пробуждению.

Джозеф Вольф

Примерно в то время, когда Эдвард Ирвинг отправился в Лондон, Джозеф Вольф (1795—1862), иудейский христианин, который впоследствии приобрел репутацию “всемирного миссионера”, начинал свою бурную деятельность. Вольф родился в Баварии, но вскоре был отвезен в Пруссию. Его отец, будучи раввином, начал осуществлять программу строго воспитания сына в еврейском духе, когда мальчику было всего четыре года. Его учили, что христиане — это идолопоклонники, кланяющиеся деревянным крестам, и что евреи в общем и целом ожидают скорого пришествия Мессии (конечно, Его Первого пришествия, поскольку иудеи не приняли Иисуса). Мальчик стал интересоваться личностью Христа. Когда ему исполнилось восемь лет, христианство произвело на него благоприятное впечатление, благодаря общению со Шпайсом, деревенским цирюльником и хирургом, который также снабжал семью Вольфов молоком. Джозефа посылали наблюдать за процессом доения и следить за тем, чтобы в молоко не добавляли ничего запрещенного. Он обсуждал со Шпайсом тему Мессии. Прочитав Исаию 53, Вольф пришел к твердому убеждению, что Иисус был обетованным Мессией.

В юном возрасте мальчик получил прекрасное образование, уделив особое внимание изучению языков. В семнадцатилетнем возрасте он принял крещение в Римско-католической церкви. Он продолжал учебу, продолжая уделять пристальное внимание изучению языков, и уже в двадцатилетнем возрасте он читал лекции по ивриту в Университете Ландшута. Последующие богословские разногласия с католическими учителями вынудили его уйти из католичества, и в возрасте двадцати трех лет он начал специальный курс обучения под руководством Лондонского Общества по распространению христианства среди евреев. В 1821 году он отправился в Палестину, чтобы начать миссионерскую работу.

С 1821 по 1826 гг. Вольф работал в Палестине, Египте, на Синайском полуострове, Месопотамии, Персии, Крыму, Грузии, в Османской империи. С 1826 по 1830 гг. он путешествовал по Англии, Шотландии, Ирландии, Голландии, Германии, Средиземноморскому бассейну, Мальте, греческим островам, Египту, Иерусалиму и Кипру. С 1831 по 1834 гг. он совершал миссионерские путешествия по Турции, Персии, Туркестану, Бухаре, Балканскому полуострову, Афганистану, Кашмиру, Хиндустану и району Красного моря. С 1835 по 1838 гг. он побывал в Гибралтаре, Мальте, Египте, на горе Синай, в Джидде, Масове, Камазине, в районе Тигра, в Абиссинии, Индии, в Сент-Хелена и, наконец, в Соединенных Штатах и Англии. В Соединенных Штатах он проповедовал в Филадельфии, Балтиморе и Вашингтоне. В декабре 1837 года Вольф проповедовал на совместном заседании Конгресса Соединенных Штатов. Он также выступал перед законодателями штатов Нью-Джерси и Пенсильвании.

Проповедь Джозефа Вольфа были все время сосредоточены на Втором пришествии. Вот некоторые выдержки из одной его проповеди:

“Пусть это будет нашей искренней молитвой: ‘Гряди, Господи Иисусе, гряди скорее’… Какую чудесную песнь мы услышим из уст всего искупленного творения, когда Он придет!… ЖЕНИХ ИДЕТ. Он грядет, грядет! ‘Он идет судить землю; Он будет судить мир по правде, и народ — по истине’”.

В результате изучения пророчеств Вольф пришел к выводу, что Иисус Христос вернется в 1847 году, и что Его пришествие ознаменует начало Тысячелетнего царства. Он верил, что Христос будет царствовать в Иерусалиме. Будучи одним из самых известных путешественников своего времени, Вольф проповедовал адвентистскую весть десяткам тысяч слушателей, и в то же самое время он раздавал брошюры и Библии на языке народа, перед которым выступал. Иногда он подписывался подобающим образом: “Джозеф Вольф, миссионер для всех народов”. Свидетельствуя о качестве проповедей Вольфа, Джон Квинси Адамс, бывший президент Соединенных Штатов, выступил с ходатайством о том, чтобы Вольфу разрешили выступить с лекцией в Палате представителей. Он сказал, что никогда еще не слышал “более глубокого, обоснованного и убедительного изложения доводов в пользу христианства”, чем в одной из услышанных им лекций Вольфа.

Несмотря на повсеместное влияние Джозефа Вольфа, его голос всего лишь присоединился к дружному хору других голосов, проповедующих о скором пришествии Спасителя.

Людовик Гауссен

Последним из этой плеяды был франко-швейцарский евангелический исповедник — Франциск Сэмюэль Роберт Людовик Гауссен. Родители Людовика Гауссена были беженцами-протестантами, поселившимися в Женеве, где он и родился в 1790 году. В 1814 году Гауссен закончил Женевский Университет, а в следующем году получил право проповедовать. Еще через год он был рукоположен на служение. Двенадцать лет он служил пастором в церкви Сатиньи, близ Женевы. После конфликта с группой, представлявшей большинство женевского духовенства, полномочия Гауссена были приостановлены. В результате он вместе с Мерлом Д’Обинье, швейцарским специалистом по истории Церкви, и другими деятелями, создал Евангелическое общество по распространению Библий и брошюр и по развитию миссионерской работы. Эта группа основала Женевскую богословскую школу Евангелического общества, в которой Гауссен был назначен профессором теологии в 1834 году.

Учение о Втором пришествии играла важную роль в учении Гауссена. Он особенно ревностно изучал книгу пророка Даниила, и пророчества стали главным стержнем в его учении. На протяжении двадцати пяти лет он удерживал за собой репутацию ведущего представителя ортодоксального протестантизма и оказывал большое влияние своими проповедями, учением и писательской деятельностью. Он стал одним из самых видных глашатаев возвращения Христа. Сопротивление вынудило его взять на вооружение метод подготовки уроков по книге пророка Даниила и преподавания их детям. На самом деле он стремился заинтересовать их родителей. Его план увенчался успехом и взрослые люди заполняли все места в лекционном зале. Гауссен постоянно подчеркивал, что Даниил 2 содержит “ключ к мировой истории”, и от этого пророчества он затем переходил к другим пророчествам Даниила и Откровения.

Людовик Гауссен оказал большое влияние на современников. Продолжительность его карьеры, его превосходная ученость, его ясное и четкое истолкование пророчеств и его уникальные методы привлекли большое внимание и повернули умы многих людей ко Второму пришествию.

Менее чем за восемьдесят лет произошли важные события, предсказанные в Библии, как признаки, указывающие на близость Второго пришествия. Краткие биографические очерки четырех мужей показывают, как назрела потребность в этих знамениях и в проповеди пришествия. Но как же сложно было надолго привлечь умы людей даже к таким знаменательным явлениям, по причине сложившихся обстоятельств!

Заключение

1. После Первого пришествия Христа центром всех пророчеств становится Второе пришествие.

2. Понимание всех пророчеств в их взаимосвязи необходимо для получения полного представления о событиях, предшествующих пришествию.

3. В установленное время три важных знамения в мире природы — Лиссабонское землетрясение, темный день и падение звезд — дали импульс адвентистской проповеди.

4. Многие признали, что эти три великих знамения были признаками приближающегося конца.

5. Сочетание необычных явлений в мире природы и проповедь о скором пришествии положили начало духовному пробуждению, которое охватило сотни тысяч мужчин и женщин во многих странах.

6. Все эти события произошли в течение короткого промежутка времени, чтобы люди обратили внимание на их взаимосвязь и серьезно задумались.

Для изучения и обсуждения

1. Прочтите следующие главы Библии и обратите внимание, на какое событие указывает каждая из них. Выберите стих из каждой главы или группы глав, который вкратце обобщает всю главу. Составьте перечень этих стихов и тех мыслей, которые в них высказываются. Даниил 2; Даниил 7; Даниил 11; 12; Матфея 24; Марк 13; Луки 21; 2 Фессалоникийцам 1; 2; 2 Петра 3; Откровение 2; 3; Откровение 6; 8; 9; 11:15—19; 12; 13; 14.

2. Опишите подробно фактические события, связанные с Лиссабонским землетрясением, темным днем и падением звезд.

3. Назовите и кратко опишите работу нескольких проповедников и истолкователей, помимо упомянутых в данной главе, которые участвовали в адвентистском пробуждении в разных странах мира.

4. Каким образом так много людей, в результате независимого исследования, начали примерно в одно и то же время делать открытия по поводу Второго пришествия? Можно ли это приписать, в основном, знамениям в природе, которые привлекли их внимание, или нужно принять во внимание другие факторы?

5. Могло ли такое пробуждение как то, что имело место в начале девятнадцатого столетия, быть достаточным для того, чтобы исполнилось обетование: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всему миру, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец”?

Избранные ссылки

Знамения в природе

Фрум Л. Е., “Пророческая вера наших отцов”, том 3 (1946 г.), сс. 187—205; том 4 (1954 г.), сс. 289—300. Вашингтон, Издательская Ассоциация Ревю энд Геральд.

Лафборо, Дж. Н., “Великое второе адвентистское движение”, сс. 93—97. Вашингтон, Издательская Ассоциация Ревю энд Геральд, 1909 г.

Смит, Урия, “Пророчества Даниила и Откровения”, сс. 439—448.

Уайт, Елена Г., “Великая борьба”, сс. 304—308, 333, 334.

Первые адвентистские проповеди

Статья “Ирвинг, Эдвард”, Энциклопедия Британника.

Фрум, Л. Е., “Пророческая вера наших отцов”, том 3, сс. 303—324, 461—532, 687—700; том 4, сс. 301—329.

Лафборо, Дж. Н., “Великое второе адвентистское движение”, сс. 98—107.

Латуретт, Кеннет Скотт, “История экспансии христианства”, том 6, сс. 26, 39, 43, 57, 60, 61 (путешествия Джозефа Вольфа). Нью-Йорк, Харпер энд бразерс, 1944 г.

Уайт, Елена Г., “Великая борьба”, сс. 355—374.