12. Елена Уайт и ее работа, часть I

Жизнь большинства людей ничем особым не примечательна. История рождения, детства, брака, зрелых лет и смерти человека, в которой есть место маленьким победам и поражениям, маленьким трагедиям и торжествам отличается от тысяч других аналогичных историй только подробностями личной жизни. В подобных случаях круг влияния человека может не простираться дальше его семейного очага, ближайших соседей, ограниченной общественной жизнью и коллегами по работе. Однако жизнь некоторых людей настолько выделяется из общей картины и приобретает такое большое значение, что о ней хочется рассказывать, и ее хочется изучать. Жизнь Елены Гульды Гармон-Уайт относится именно ко второй категории.

Детство и юность — 1827-44

Во время великого разочарования 22 октября 1844 года Елене Гармон почти исполнилось семнадцать лет. Родившись 26 ноября 1827 г. в фермерской семье Роберта и Евники Гармон в нескольких километрах от Горхэма, штат Мэн, Елена росла среди людей, предки которых были закаленными первопроходцами Новой Англии. Она была одной из девочек-близняшек и одним из восьми детей в семье. Роберт Гармон бросил земледелие, когда близняшкам исполнилось по семь лет, и семья переехала в Портленд, штат Мэн, где отец занялся шляпным ремеслом.

Когда Елене исполнилось девять лет, она получила серьезную травму после того, как один из ее одноклассников попал ей камнем в переносицу. Этот несчастный случай чуть было не стоил ей жизни, и его последствия ощущались много лет. Она была такой немощной, что не могла продолжать обучение. Желая получить образование, она предприняла несколько безуспешных попыток продолжать его. Однако ее обучили домоводству, и уже в своем собственном доме она продолжала умственно развиваться, несмотря на плохое здоровье.

В возрасте двенадцати лет она приняла крещение путем полного погружения в воду по ее собственному настоянию и была принята в членство Методистской Церкви. Ее обращение произошло в тот момент, когда она присутствовала на лагерном собрании методистов. Ее духовная жизнь представляется необычной для ребенка ее возраста, — у нее были ясные убеждения, и она принимала твердые решения. Она рассказывала следующие случаи, связанные с ее обращением и крещением: “Одна из матерей в Израиле подошла ко мне и сказала: ‘Дорогое дитя, нашла ли ты Иисуса?’ Я собиралась ответить ‘да’, но в это время она воскликнула: ‘Воистину ты нашла Его; мир Его живет в твоем сердце; это видно по выражению твоего лица!’

Я снова и снова говорила себе: ‘Может ли это быть религией? Не ошибаюсь ли я?’ Мне казалось, что это слишком большая честь, чтобы мне претендовать на нее, слишком возвышенное преимущество. Хотя я стеснялась открыто это исповедовать, у меня было ощущение, что Спаситель благословил меня и простил мои грехи”. — “Жизненные очерки”, с. 24.

“Несмотря на свою молодость, я видела, что в Писаниях заповедан только один способ крещения: погружение в воду. Некоторые мои методистские сестры тщетно пытались убедить меня, что кропление — это и есть библейское крещение. Методистский служитель согласился погружать кандидатов на крещение в воду, если они по совести предпочитают этот метод крещения, но дал понять, что кропление может быть так же приемлемо для Бога”. — Там же, с. 25.

В марте 1840 года, а затем в июне 1842 года Елена Гармон, с другими членами своей семьи и друзьями, слушала проповедь Уильяма Миллера в церкви на улице Каско в г. Портленд, штат Мэн. У них появилось убеждение в том, что его суждение по поводу исполнившихся пророчеств верно. О реакции Елены на проповедь Миллера можно судить по следующим предложениям: “Г-н Миллер не был красноречивым оратором, но он излагал ясные и пугающие факты, которые выводили его слушателей из состояния беспечного равнодушия. Он подкреплял свои теории и высказывания текстами Св. Писания. Он обладал большой силой убеждения, и всем в зале становилось понятно, что он говорит истину”. — Там же, с. 27.

Принятие семьей Гармон учений Миллера привело к их исключению из Методитской церкви на Каштановой улице в 1843 году. То же самое пережили сотни других людей, уверовавших в скорое возвращение Христа.

Разочарование 22 октября повлияло на семью Гармон точно так же, как оно повлияло на тысячи других семей. Они серьезно работали над тем, чтобы подготовить свою жизнь к пришествию Спасителя. “Каждое мгновение казалось мне необычайно важным. Я чувствовала, что мы трудимся для вечности, и что величайшая опасность угрожает беспечным и незаинтересованным. Моя вера была безоблачной, и я применяла к себе драгоценные обетования Иисуса” — там же, с. 60. Именно эта тщательная подготовка помогла некоторым разочарованным пережить этот трудный период. “Это было горькое разочарование, постигшее малое стадо, вера которого была так сильна, а надежда так возвышенна. Но нас удивляло то, что мы чувствовали такую свободу в Господе, и что нас так сильно поддерживала Его сила и благодать… Мы были разочарованы, но не падали духом”. — Там же, с. 61.

Призвание и начало служения — 1844-48

В декабре 1844 года Елена Уайт получила то, что она и другие адвентисты признали откровением от Бога. Им было показано, что если они продолжат ходить во свете, который привел их к пониманию адвентистской вести, то, в конце концов, будут приведены к Божьему Граду (Об этом видении можно прочитать в “Ранних произведениях”, страницы 13—20 или в “Жизненных очерках”, страницы 64—68). В своем втором видении, которое было дано ей неделю спустя, она видела испытания, которые ей придется пережить, и ей было велено рассказать другим о том, что ей было открыто. Елена была молода, часто болела, вела уединенный образ жизни и не привыкла общаться с большим количеством людей. Она чувствовала, что не может принять это поручение, и умоляла Бога снять с нее это бремя.

Однако ее не покидало сознание долга, и в ушах ее постоянно звучало повеление: “Сообщи другим то, что Я открыл тебе” — “Жизненные очерки”, с. 69. В конце концов, молитвы друзей и ее личные молитвы подвели ее к решению последовать Божьему велению, потому что ничего другого не оставалось.

Первые свои свидетельства Елена Гармон возвестила в штате Мэн, в городках Портленд, Поланд и Оррингтон, небольшим группам верующих. Именно в Оррингтоне она впервые познакомилась с Джеймсом Уайтом. Вскоре она посетила город Эксетер, штат Мэн, где рассказала о том, что ей было показано относительно некоторых фанатиков, присутствовавших на собрании. Вернувшись домой, она почувствовала, что Бог одобряет проделанную ею работу.

Шли месяцы, и география поездок Елены Гармон расширялась, охватывая близлежащие штаты. Значительная часть ее времени и многие ее свидетельства помогали разрешать проблемы, с которыми сталкивались рассеянные группы верующих, сбитых с толку разочарованием. Это были разрозненные группы, пока еще не объединенные в одну организацию. У них не было системы вероучения, на основе которой можно было бы проверять разные доктрины. Слишком часто в эти группы проникали лжеучения, фанатизм и неверное истолкование духовного опыта. Немногие разделяли эти заблуждения, но даже немногочисленные заблудшие души были постоянным источником опасности и раздражения для неверующих и членов других церквей. На верующих в скорое пришествие произвел сильное впечатление тот факт, что откровения Елены Гармон были весьма насущными, затрагивали имеющиеся проблемы и часто помогали успешно решать их. Когда у них появилась уверенность в том, что Бог ведет их через откровения, искренние и верные Богу люди объединились друг с другом.

30 августа 1846 года Елена Гармон вышла замуж за Джеймса Уайта, молодого адвентистского проповедника, активного участника Миллеровского движения. Много лет спустя Джеймс Уайт так отозвался об своих отношениях с супругой: “С того самого часа и по сей день она была для меня венцом радости” — Джеймс Уайт и Елена Г. Уайт, “Жизненные очерки Джеймса Уайт и Елены Уайт”, с. 126.

Молодожены были бедны, что касается благ этого мира, но богаты верой и исполнены страстным желанием ускорить возвращение Христа. Елена Уайт писала о своем муже: “Пастор Уайт пережил глубокий опыт в адвентистском движении, и Бог благословил его труды по возвещению истины. Наши сердца объединились в великом деле, и мы вместе путешествовали и трудились ради спасения душ”. — Елена Г. Уайт, “Жизненные очерки”, с. 97. Обычно Джеймс Уайт говорил проповедь на доктринальную тему, после чего его жена выступала “с достаточно продолжительным увещеванием, которое прокладывало путь к сердцам собравшихся. Таким образом, мой муж сеял, я поливала семена истины, а Бог взращивал их”. — “Свидетельства”, том 1, с. 75.

Вскоре после свадьбы Уайты начали соблюдать субботу и преподавать ее другим людям. В начале 1846 года Джозеф Бейтс, с которым Елена Гармон познакомилась во время своего пребывания в г. Нью-Бедфорд, штат Массачусетс, привлек ее внимание к четвертой заповеди. Поначалу она не сознавала значения этой заповеди. Ей казалось, что Бейтс уделяет ей слишком много внимания. Однако последующее изучение брошюры Бейтса “Седьмой день суббота — вечное знамение” заставило супружескую пару принять субботу. Принятая ими истина была подтверждена в видении, данном Елене Уайт в субботу 2 апреля 1847 года. В нем она видела две каменные скрижали с начертанными на них Десятью Заповедями. Четвертая заповедь была окружена светлым ореолом. В письме к Дж.Н. Лафборо в 1874 году Елена Уайт вспоминала: “Я уверовала в истину о субботе до того, как видела что-либо в видении относительно субботы. И уже через несколько месяцев после того, как я начала соблюдать субботу, мне было показано ее значение и место в вести третьего ангела”. — Елена Г. Уайт, Письмо 2 за 1874 год (Описание этого видения можно найти в книге “Ранние произведения”, сс. 32—35).

Первый из четырех сыновей родился у Джеймса и Елены Уайт через год после их брака, и немногим более, чем месяц спустя, им предложили комнаты в доме Стокбридж Хоулэнд в г. Топшем, штат Мэн, где они начали вести домашнее хозяйство, взяв мебель напрокат. Время было тяжелое. Джеймс Уайт убирал камни на строительстве железной дороги за пятьдесят центов в час или рубил топливную древесину, получая двадцать пять центов за вязанку. “Мы были готовы скорее страдать, нежели влезать в долги. Я могла позволить себе и ребенку всего пол-литра молока в день. Однажды утром муж, уходя на работу, оставил мне девять центов, чтобы я купила молока на три дня. Передо мной стоял выбор — купить молока для себя и ребенка или приобрести накидку для него. Я отказалась от молока и купила ткань, чтобы сшить накидку и прикрыть голые ручки моего ребенка”. — “Свидетельства”, том 1, с. 83. Во многих случаях им удавалось чудесным образом заработать деньги, чтобы восполнить самые элементарные потребности и оплачивать дорожные расходы, когда они, по побуждению свыше, разъезжали по многим местам, где могли встречаться с группами верующих. Они стали лидерами разных групп адвентистов, рассеянных по всей Новой Англии.*

*Летопись этого времени была бы неполной без упоминания о видениях Уильяма Фоя и Хейзена Фосса. Краткое описание этих видений вы найдете в Приложении В, сс. 485—489.

Открытие библейской истины

Годы 1845-48 гг. были временем интенсивных поисков истины со стороны тех, кто пережил разочарование и сохранил веру во Второе пришествие. Они были твердо намерены обнаружить дополнительную библейскую истину. Они встречались, чтобы изучать Писание и молиться о руководстве Святого Духа, Который, как они верили, наставит их на всякую истину. Это исследование достигло кульминации в 1848 году, когда было проведено ряд конференций, и библейские истины начали проясняться и согласовываться. Пять встреч имели особую ценность в процессе объединения. Две были проведены в Роки Хилл, штат Коннектикут, а другие — в Волни и Порт Гибсоне, штат Нью-Йорк, и в г. Топшем, штат Мэн. Важно отметить, чем они занимались на этих собраниях, и какую роль в них играла Елена Уайт.

“Многие наши люди не понимают, как прочно было заложено основание нашей веры. Мой муж, пастор Джозеф Бейтс, отец Пирс, пастор Эдсон и другие, проницательные, благородные и верные мужи, были среди тех, кто по прошествии времени в 1844 году искали истину как скрытое сокровище. Я встречалась с ними, и мы ревностно исследовали Писание и молились. Часто мы оставались вместе до позднего вечера, а иногда и целыми ночами молились о свете и изучали Слово. Снова и снова эти братья собирались, чтобы исследовать Библию, чтобы познать ее смысл и подготовиться к тому, чтобы убедительно преподавать ее. Когда они доходили до такого места в своих исследованиях, когда вынуждены были признать: ‘Мы больше ничего не можем поделать’, Дух Господень сходил на меня и восхищал меня в видении; мне давалось четкое объяснение тех мест Св. Писания, которые мы изучали, а также наставления по поводу того, как успешно трудиться и обучать людей. Именно так был дан свет, который помог нам понять тексты Писания относительно Христа, Его миссии и Его священства. Вся цепочка истины, начиная с нашей эпохи и кончая тем временем, когда мы войдем в град Божий, становилась мне понятной, и я передавала другим наставления, которые давал мне Господь.

Все это время я не могла понять логику братьев. Мой ум был как бы на замке, и я не понимала смысл тех текстов Писания, которые мы исследовали. Это было одно из величайших огорчений в моей жизни. Я находилась в этом состоянии ума до тех пор, пока мы не уяснили для себя все основные пункты нашей веры в согласии со Словом Божьим. Братья знали, что когда я не нахожусь в видении, то не могу понять эти вопросы, и они приняли данные им откровения как прямой свет с неба”. — Елена Г. Уайт, “Специальное свидетельство”, серия Б., № 2, сс. 56, 57. Перепечатано в книге Артура Л. Уайта, “Елена Г. Уайт, вестница для Остатка”, сс. 38, 39.

Во время конференций 1848 года, по сути, было достигнуто такое же понимание основных доктрин, какое мы имеем сегодня. Прочное основание было построено на Св. Писании, и исследователи Библии направлялись к правильному истолкованию с помощью откровений, данных Елене Уайт. Эта молодая женщина играла важную роль в создании системы библейских доктрин, принятых первыми адвентистами и с годами разработанных адвентистами седьмого дня.

Служение в растущем движении — 1849-63 гг.

В ноябре 1848 года, на собрании в Дорчестере, штат Массачусетс, Елене Уайт было дано видение, в которой ей был открыт долг братьев начать издавать тот свет, который им был дан. “Выйдя из видения, я сказала своему мужу: ‘У меня есть для тебя весть. Ты должен начать издавать небольшую газету и рассылать ее людям. Пусть поначалу она будет небольшой, но когда люди начнут читать ее, они будут присылать тебе средства для продолжения издательской работы, и она с самого начала будет иметь успех. Мне было показано, что из этого скромного начинания исходят как бы потоки света по всему миру’” — “Жизненные очерки”, с. 125.

Летом 1849 года у Джеймса Уайта появилось убеждение, что пришло время последовать наставлению, данному в видении. Одним июльским днем он принес в дом к Бельдену в Рокки Хилл, штат Коннектикут, тысячу экземпляров первого номера “Истины для настоящего времени”, который был отпечатан в кредит Чарльзом Пелтоном в городе Миддлтаун в восьми милях оттуда. Уайты жили в то время у Бельденов, и во время подготовки газеты Джеймс несколько раз ходил в Миддлтаун и обратно, чтобы считывать верстку и проверять, как движется работа. Когда пришло время привезти газеты из типографии, он позаимствовал у брата Бельдена легкий экипаж. В июле, августе и сентябре было разослано четыре номера этой маленькой газеты. Читатели высылали деньги, чтобы покрыть расходы на ее издание.

Одно из самых ранних из сохранившихся писем Елены Г. Уайт. Оно было адресовано близким друзьям, и в нем упоминаются конференции в штатах Нью Гемпшир и Мэн.

Позже той осенью издание было приостановлено, пока Уайты посещали собрания. Когда Джеймс Уайт снова возобновил издание газеты, то обнаружил, что отклик на нее был не таким сердечным, как прежде, когда газета впервые увидела свет. Даже Джозеф Бейтс не советовал ему продолжать работу, поэтому Уайт решил отказаться от этого проекта. В письме, написанном 10 января 1850 года он рассказал о том, как изменились его планы. “Вчера вечером (9 января 1850 года)… Елене было дано такое видение относительно ‘Настоящей истины’: ‘Я видела, что газета была нужна, что души жаждут истину, которая должна быть в ней написана. Я видела, что если газета перестанет издаваться из-за недостатка средств, и эти алчущие овцы умрут, не получив газету, то в этом будет повинен не Джеймс, а те, кому Бог одолжил Свои деньги… Я видела, что Богу пока еще не угодно, чтобы Джеймс останавливался. Он должен писать, писать, писать, писать и распространять весть ускоренными темпами. Я видела, что она проникнет в такие места, куда не могут дойти рабы Божьи’” – Письмо Джеймса Уайта от 10 янв. 1850 г., Книга летописей 1, сс. 51, 52.

Издание газеты продолжилось и, кроме того, летом 1850 года была создана еще одна газета “Адвент Ревю”. В ноябре 1850 года им на смену пришел расширенный журнал под названием “Обзор Второго пришествия и субботний глашатай”. Его издание продолжалось более ста лет. В видениях и наставлениях, данных Елене Уайт на протяжении многих лет, мы находим источник вдохновения, который позволил адвентистам седьмого дня создать множество издательств, опоясывающих весь мир. Они издают адвентистские книги, брошюры и периодические издания почти на двухстах языках.

Еще одно важное событие произошло в 1849 году в доме Уайтов. Примерно в то время, когда был разослан первый номер “Настоящей истины”, у них родился второй сын. “В июне 1849 года нам представилась возможность в течение некоторого времени пожить в Рокки-Хилл, штат Коннектикут. Там 28 июля 1849 года родился наш второй ребенок, Джеймс Эдсон Уайт”. – “Свидетельства”, том 1, с. 87. Уайты были нормальными родителями в своей любви и заботе о своих детях.

Их сердца разрывались, когда им приходилось оставлять своих малышей, чтобы посещать многочисленные встречи с группами верующих. Когда Джеймсу Эдсону было около семь месяцев, Джеймс Уайт написал Гастингсам, которые были в числе их самых близких друзей: “С Еленой все в порядке. Она бы написала, если бы могла, но у нее нет времени. Ей предстоит записать свои видения, а у малыша режутся зубки, и с ним много хлопот” – Письмо Джеймса Уайта, 10 янв. 1850 г., Книга летописей 1, с. 53. Сама Елена писала спустя некоторое время: “У малыша режутся зубки, и в данный момент все мое время уходит на то, чтобы ухаживать за ним” – Письмо 18 за 1850 год Елены Г. Уайт. Однажды после длительного отсутствия дома она описала один случай, который позволяет нам заглянуть в ее чувства. “Мой малыш со мной; он узнал меня, когда я приехала домой. Я не виделась с ним два месяца. Сначала он посмотрел на меня, а затем обнял меня за шею своими маленькими ручонками” – Письмо 8 за 1850 год Елены Г. Уайт.

В эти первые годы Елена Уайт рассылала вести все еще неорганизованным группам верующих во Второе пришествие в форме обличений, отдельных писем и статей в журнале “Настоящая истина”. В то время еще не было издано ни одного тома ее вестей. Первая небольшая книга из шестидесяти четырех страниц вышла в 1851 году под названием “Очерк христианского опыта и взглядов Елены Г. Уайт”. Под “взглядами” она имела в виду данные ей видения. Эта книга в настоящее время образует первую часть “Ранних произведений”. Через четыре года в свет вышла первая книга из большого цикла памфлетов под названием “Свидетельство для Церкви”. В свое время они были собраны, переизданы и, в конце концов, приобрели свой нынешний вид девяти томов “Свидетельств для Церкви”.

Джеймс и Елена Уайт часто переезжали с места на место. В течение первых лет они выезжали из Горхэма, штат Портленд и из Топшема, штат Мейн. Затем они три месяца провели в Роки Хилл, штат Коннектикут, и шесть месяцев – в Освего, штат Нью-Йорк. Оттуда они переехали в Оберн, штат Нью-Йорк, где пробыли совсем недолго; оттуда в Париж, штат Мейн, в Саратога Спрингс, штат Нью-Йорк, и, наконец, в Рочестер, штат Нью-Йорк, где три года продолжали свое издательское дело.

В 1855 году они переехали в Баттл-Крик, штат Мичиган, где издательство просуществовало сорок восемь лет. Их переезды всегда осуществлялись в интересах дела Божьего, а не потому что им этого хотелось или было выгодно. То, что Елена Уайт написала о своей деятельности во время проживания в Рочестере, дает нам общее представление о ее жизни в этот период:

“Время от времени мы выезжали, чтобы посетить конференции в различных частях миссионерского поля. Мой муж проповедовал, продавал литературу и трудился, расширяя распространение газеты. Мы путешествовали в частном экипаже, останавливались лишь в полдень, чтобы лошадь наша попаслась в стороне от дороги, мы же в это время обедали. После обеда мой муж, взяв бумагу и карандаш, на крышке ящика или на тулье своей шляпы писал статьи для ‘Обозрения’ и ‘Наставника’. Господь обильно благословил его труды, и истина достигла многих сердец” – “Свидетельства”, том 1, с. 91.

Переезд в Баттл-Крик был вехой в развитии адвентистского движения. Впервые был создан постоянный штаб движения. Было построено здание под издательство, и была обещана материальная помощь. Верующие в городе помогли Уайтам приобрести землю и построить дом, и Баттл-Крик стал их домом на протяжении следующих семнадцати лет. Таким образом, издательская работа, начатая во исполнение поручения, данного через видение, утвердилась в центре растущего дела. Впоследствии издательство получило юридический статус и стала первой официальной организацией нового вероисповедания 3 мая, 1861 года.

Поскольку центр работы теперь переместился в Мичиган, Уайты смогли уделять больше внимания работе на Среднем Западе. Их проповеднические турне пролегали через штаты Иллинойс, Айова и Огайо. Именно во время путешествия по Огайо в 1858 году было дано видение о великом противоборстве между Христом и сатаной. Написанная на основании этого видения маленькая книжечка ознаменовала собой начало той работы, которая впоследствии приняла вид пяти томов серии “Конфликт веков”.

Развивающаяся организация

C ростом издательской работы в этот период было тесно связано усиливающееся ощущение потребности в какой-то организации, с помощью которой можно было бы направлять всю деятельность движения. Поскольку руководители большую часть своего времени посвящали проповеди вести, они мало думали о том, что нужна организация. В период с 1844 по 1849 годы верующие адвентисты практически не могли донести весть кому-нибудь за пределами своего узкого круга. Слишком свежо было воспоминание о великом разочаровании у большинства мужчин и женщин, где бы они ни жили. Кроме того, верующие поначалу не понимали, какую ответственность они несут за окружающих их людей. После 1849 года перед ними начали открываться двери, и у них появились новые возможности для возвещения вести. Однако не проводилось никакой конкретной подготовки для того, чтобы воспользоваться этими появляющимися возможностями. Не было ни плана, ни организации для распространения вести.

Ситуация осложнялась в силу существования еще одного фактора. Многие миллеровские проповедники считали, что не следует создавать новую организацию, потому что боялись, что любая новая организация сразу же станет частью Вавилона, из которого необходимо выйти согласно призыву. Похоже, что верующие в целом соглашались с этой точкой зрения. Одним из препятствий на пути создания организации было это старое убеждение, которое по прежнему разделяли многие люди.

С другой стороны, по мере того как росло число приверженцев адвентизма, умножались и доводы в пользу создания организации. Если они и дальше будут собираться как группы, нужно будет построить молитвенные дома. Но кто будет их собственником? Какой-нибудь произвольно избранный человек? Кто будет определять кандидатов на принятие в члены Церкви? Кто будет определять вероучение Церкви? Будет ли каждый отдельный человек и группа следовать собственным предпочтениям и вводить любые новые доктрины по своему усмотрению? Кто будет назначать служителей и проверять их квалификацию, и кто будет заботиться об их материальном обеспечении?

Если возникнет необходимость подвергнуть дисциплинарному взысканию какого-нибудь члена или служителя Церкви, кто будет это делать? Как следует организовать издательскую работу? Кто будет нести ответственность за проповедь вести на новых полях? Все эти и другие вопросы встали перед руководителями движения, и они обратились к Богу за наставлениями. Практические нужды дела требовали, чтобы были предприняты какие-то шаги по созданию системы церковного порядка.

Видение, данное Елене Уайт в декабре 1850 года, высветило эту потребность: “Я видела, насколько велик и свят наш Бог. Ангел сказал: ‘Ходи осторожно перед Ним, ибо Он высок и превознесен, и слава Его наполняет храм’. Я видела, что на небе все находилось в совершенном порядке. Ангел сказал: ‘Посмотрите, Христос есть глава, соблюдайте порядок, соблюдайте порядок. Все делайте со смыслом’. Ангел сказал: ‘Взгляните и познайте, насколько совершен и прекрасен небесный порядок; следуйте ему’” – Рукопись 11 за 1850 год Елены Г. Уайт.

Один из первых определенных шагов в этом направлении был предпринят на общем собрании, проведенном в Вашингтоне, Нью-Гемпшир, 31 октября 1851 года. Возникли проблемы с некоторыми братьями, которые придерживались странных взглядов на истолкование пророчеств и были источником трений между верующими. Обратите внимание на указание, которое вдохновило пионеров двигаться в сторону создания церковного порядка. Вот как рассказывает об этом Джеймс Уайт:

“Главным пунктом в повестке дня был церковный порядок, разоблачение заблуждений _____ и _____ и важность принятия церковных мер в отношении некоторых собратьев. У Елены было видение. Она видела, что Бог недоволен нами как народом, потому что в стане находится заклятое, то есть в нашей среде имеются заблуждения, и Церковь должна действовать. Единственный способ сделать добро братьям _____ и _____ — это лишить их церковного членства в их нынешнем положении. Все действовали на основании полученного света. Все приняли видение и все до одного человека проголосовали за то, чтобы исключить этих собратьев из Церкви” — Письмо Джеймса Уайта от 11 нояб. 1851 г., Книга летописей 1, сс. 162, 163. См. А.Л. Уайт, там же, с. 45.

Рассказывая об этом собрании в “Ревю энд Геральд” от 25 ноября 1851 года, Уайт рассказывал, как братья, следуя примеру Деяния 6, избрали совет из семи человек, чтобы он заботился о бедных.

7 ноября собрания начались в Джонсоне, штат Вермонт. В том же номере “Ревю” говорится следующее: “Мы также размышляли о Евангельском порядке и о совершенном согласии между братьями, особенно теми, кто проповедует Слово. Казалось, что все осознали, как важно следовать нашему совершенному путеводителю Библии в этих и во всех других вопросах”. В умах некоторых людей все еще возникали вопросы и сомнения по поводу целесообразности организации, и прошло более десяти лет, прежде чем людям, принявшим учение о Втором пришествии и о субботе седьмого дня, удалось прийти ко всеобщему согласию по этому вопросу.

Когда в 1854 году появилось дополнение к первой книге Елены Уайт, в него была включена статья под названием “Евангельский порядок”, которая была призвана убедить многих в необходимости церковной организации. “Господь показал, что многие излишне опасаются Евангельского порядка и пренебрегают им. Следует избегать формализма, но не порядка. На небе царит порядок. Когда Христос жил на земле, в Церкви царил порядок, да и после Его отшествия порядок строго соблюдался Его апостолами. И ныне, в эти последние дни, когда Бог приводит Своих детей в единство веры, существует более настоятельная потребность в порядке, чем когда-либо прежде; ибо когда Бог объединяет Своих детей, сатана и его злые ангелы заняты тем, чтобы воспрепятствовать этому объединению и уничтожить его” – Елена Г. Уайт, Дополнение к “Христианскому опыту и взглядам Елены Г. Уайт”, с. 15. В настоящее время эти слова можно найти в книге “Ранние произведения”, с. 97. Отзываясь на этот общий призыв к Евангельскому порядку, статья анализирует такие проблемы, как работа неподготовленных служителей, ответственность Церкви, пример первой Христианской Церкви, потребность в освоении новых полей и качества Божьих служителей. Прошло еще несколько лет, прежде чем была создана организация, однако, наставления, данные через Елену Уайт, обратили внимание братьев на необходимость организации и на отношение Бога к организации.

Весной 1863 года церкви в нескольких штатах вняли совету и собрались, чтобы образовать конференции штатов. Они избрали администраторов, которые должны были руководить работой в каждой конференции. Затем конференция штата Мичиган направила приглашение нескольким конференциям штатов направить делегатов на Генеральную конференцию в Баттл-Крик, которую договорились провести с 20 по 23 мая 1863 года. На этой сессии была создана Генеральная Конференция адвентистов седьмого дня. Это название было принято на совещании в Баттл-Крик, в сентябре 1860 года. Долгая борьба за то, чтобы на месте хаоса возник порядок, приносила плоды. Бог указал, что следует установить и поддерживать порядок, но Он не открыл с точностью до мельчайших деталей, как его следует достичь, или какую форму он должен принять. Это должны были решить ревностные мужи, молящиеся о мудрости. Господь редко расписывал подробно, какие формы должна иметь организация. Он дал лишь принципы, которые, если их воплотить в жизнь, должны были принести практические и ценные плоды.

Свидетельства Елены Уайт не были посвящены исключительно развитию Церкви и ее работы. Часто она посылала людям обличения и порицания и предлагала исправительные меры. Ее первое свидетельство для Церкви имело характер обличения адвентистской организации в целом и отдельных служителей в частности (См. “Свидетельства”, том 1, с. 113). С самого начала ее работы подобные вести стали важной частью ее откровений.

На что претендовала Елена Г. Уайт

Мы должны сделать небольшую паузу в нашем исследовании жизни и деятельности Елены Уайт, чтобы вкратце изучить ее понимание той работы, которая была ей поручена. Эта тема будет значительно подробнее изложена в последующих главах, но чтобы в правильном свете рассматривать эту тему, нам нужно понимать, на что она претендовала лично, и что думала по поводу своей работы.

Вот как г-жа Уайт описывала свое первое видение: “Поскольку Бог показал мне странствование адвентистского народа к Святому граду… я считаю своим долгом сделать краткий обзор того, что Господь открыл мне”. – “Ранние произведения”, сс. 13, 14. В ее сочинениях многократно встречаются такие фразы как “я видела”, “Господь открыл мне”, “Господь показал мне”, и “мне было показано”. Они говорят о том, что она претендовала на получение сверхъестественных откровений от Бога, которые она считала своим долгом передавать людям, группам, церквам или всей Церкви в целом. Она рассказывала о многочисленных данных ей видениях и снах и о конкретных наставлениях, посылаемых Богом для руководства Адвентистским народом.

Во вступлении к одной из самых популярных своих книг Елена Уайт описывает источник, из которого она черпала информацию. “Посредством Святого Духа автору этих строк были открыты подробности непрекращающегося противостояния между добром и злом. Время от времени мне позволялось следить за фрагментами великой борьбы между Христом, Князем жизни, Источником нашего спасения, и сатаной, князем зла, породившим грех, первым нарушителем святого Закона Божьего… Когда Дух Божий открыл мне великие истины Своего Слова и картины прошлого и будущего прошли передо мной, мне было сказано сообщить другим то, что я узнала, т.е. написать историю борьбы прошлых веков так, чтобы яркие лучи света осветили во всей полноте предстоящую борьбу, беспрецедентную по своему накалу”. – Елена Г. Уайт, “Великая борьба”, сс. x, xi. На какое положение она претендовала, имея в виду эти многочисленные откровения и вести?

“Я ни на что не претендую, за исключением того, что Господь поручил мне быть Его вестницей; что Он призвал меня в юности, чтобы быть Его вестницей, принимать Его слово и возвещать ясную и решительную весть во имя Господа Иисуса.

На заре моей юности меня несколько раз спрашивали: ты пророчица? Я всегда на это отвечала: я вестница Господня.

Я знаю, что многие называют меня пророком, но я никогда не претендовала на этот титул. Мой Спаситель назвал меня Своей вестницей. ‘Твое дело, — наставлял Он меня, — нести Мое слово. Будут появляться странные вещи, и Я отделяю тебя в твоей юности, чтобы ты несла весть заблуждающимся, возвещала слово неверующим, а также устно и письменно обличала по Слову Божьему неправедные поступки. Наставляй людей по Слову. Я буду открывать тебе Мое Слово. Оно не будет для тебя незнакомой речью. Вести, которые Я даю, должны быть устно и письменно, в истинном красноречии простоты, возвещены той, которая никогда не училась в школах. Мой Дух и Моя сила пребудут с тобой’…

Почему я никогда не претендовала на роль пророка? Потому что в наши дни многие, смело объявляющие себя пророками, являются поношением для дела Христова; и потому что моя работа значительно шире той, которую обычно выполняли пророки…

Я никогда не называла себя пророчицей. Если другие называют меня этим именем, я не вступаю с ними в полемику. Но моя работа охватывала такое множество вопросов, что я не могу называть себя иначе, как вестница, посланная возвещать весть от Господа Его народу и выполнять всю ту работу, которую Он мне поручает”. – “Ревю энд Геральд”, от 26 июля, 1906 г.

У любого, кто хоть немного знаком с трудами Елены Уайт, не может возникать никаких сомнений в том, что хотя она не претендовала на звание “пророк”, она, безусловно, верила в то, что Господь действует через нее так же, как Он действовал через древних пророков. В то время, как и в наши дни были люди, называвшие себя пророками, но позорившими это высокое призвание. Еще весной 1845 года основная группа верующих адвентистов, на Конференции в Олбани, решительно предупредила против тех, кто претендует на “особое просвещение” – “Адвентистский вестник”, 14 мая, 1845 г. Среди них не было тех, кто впоследствии стал адвентистами седьмого дня, и похоже, что группу предостерегали, в том числе, и против Елены Уайт.

Кроме того, в умах многих работа пророка ассоциировалась исключительно с предсказанием будущего. Однако в Библии этот термин употребляется в более широком значении. Библейские пророки, которые несли народу Божью весть, выполняли самую разнообразную духовную работу. Однако популярные представления о роли пророка совершенно не учитывали того, что это слово обозначало в библейские времена. Называя Елену Уайт Своей вестницей, Господь пытался передать ту же мысль, которая была изначально вложена в слово “пророк”. Как это часто происходило в истории, изменившиеся условия и обстоятельства вынудили Бога использовать те методы, которые могли принести наилучшие плоды в работе с современниками Елены Уайт. Поскольку термин “пророк” понимался неправильно и не вызывал большого уважения, Он заменил его другим словом, похожим по смыслу, которое не было так дискредитировано и лучше воспринималось людьми.

Елена Уайт не считала себя руководителем Церкви. Фактически она никогда не занимала ни одной официальной должности в Церкви. Ее задача заключалась в том, чтобы получать вести от Господа, а затем передавать их тем, для кого они предназначались к надлежащее время и наиболее приемлемым способом. Это служение она совершала на протяжении более семидесяти лет. Когда мы изучаем ее жизнь и деятельность, неразрывно связанную с историей Церкви адвентистов седьмого дня, нам нужно все время помнить о том, на что именно она сама претендовала. Как мы видим из этой и последующих глав, она оказывала жизненно важное влияние на всех основных этапах развития и становления этой Церкви, помогая ей выполнять возложенную на нее миссию.

Заключение

1. Елена Гармон родилась 26 ноября 1827 года близ Горхэма, штат Мэн. Травма, полученная в детстве, и слабое здоровье не позволили ей посещать школу после девяти лет.

2. В отрочестве у нее рано проявились духовные наклонности. Она приняла крещение и стала членом Методистской Церкви в возрасте двенадцати лет.

3. Во время ее призвания и первого этапа служения – с 1844 по 1848 гг. Бог даровал Елене Гармон Уайт откровения, которые стали руководством для разочарованных адвентистов в их поиске истины.

4. Ее брачный союз с Джеймсом Уайтом способствовал их благословенному, совместному служению в деле проповеди адвентистской вести. В период с 1849 по 1863 гг. они трудились над укреплением единства в рядах верующих и над тем, чтобы у растущего Адвентистского движения появилась стройная организация.

5. В 1849 году, с появлением газеты “Истина для настоящего времени” началась регулярная издательская работа.

6. Христианам, верующим в скорое Второе пришествие и соблюдающим субботу удалось создать общую организацию в мае 1863 года.

7. Претензии Елены Уайт на особый опыт основывались на ее утверждении, что Господь избрал ее Своей вестницей. Она не приняла титул “пророк”, но ее работа была сопоставима с работой древних пророков.

Для изучения и обсуждения

1. Находите ли вы в описании первого этапа жизни Елены Уайт нечто такое, что объясняет нам, почему Бог избрал ее Своей вестницей? Поясните свою мысль.

2. Во время чтения найдите дополнительные иллюстрации, которые показывают связь между жизнью и служением г-жи Уайт и развитием Церкви адвентистов седьмого дня.

3. Иногда возникает вопрос: если Елена Уайт и ее сообщники несли Божью весть, почему Бог допускал, чтобы они жили в бедности и терпели такие тяготы и лишения? Как бы вы ответили на этот вопрос?

4. Чем вы можете объяснить, что так много зрелых мужей со сложившимся характером и убеждениями с такой готовностью принимали обличения и советы от молодой женщины, как это делали пионеры Адвентистского движения?

5. Тщательно исследуйте значение титула, который Бог даровал Елене Уайт, согласно ее утверждению: “Я вестница Господня”. Насколько широко можно понимать и применять этот титул?

Избранные ссылки

Карлайл Б. Хейнз, “Дар Пророчества”, сс. 143-152 (Пришествие дара пророчества).

У. Е. Рид, “Библия, Дух Пророчества и Церковь”, сс. 78-113 (Неизбывность духовных даров).

У. А. Спайсер, “Несомненные факты Адвентистского движения”, сс. 181-200 (Дух Пророчества в древнем и современном Израиле).

Детство и отрочество – 1827-1844.

Л. Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 32-36, 49, 50. Вашингтон, 1947 г.

А. Г. Даниэлс, “Пребывающий Дар Пророчества”, сс. 258-275.

А. У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 58-76, 127.

______ , “Следы пионеров”, сс. 59-67. Вашингтон, 1947 г.

______ , “Свет светит”, сс. 14-26. Нэшвилл, 1953 г.

У. А. Спайсер, “На заре Адвентистского движения”, сс. 165-175, 183, 184. Вашингтон, 1941 г.

______ , “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 27, 28, 67, 68. Вашингтон, 1937 г.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, сс. 13-56.

______ , “Ранние произведения”, сс. 11-13.

______ , “Жизненные очерки”, сс. 17-63.

______ , “Духовные дары”, том 2, сс. 7-30.

______ , “Свидетельства для Церкви”, том 1, сс. 9-58.

Призвание и начало служения – 1844-1848.

Л. Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 36-38, 205, 206.

А. Г. Даниэлс, “Пребывающий Дар Пророчества”, сс. 258-263, 165-275.

Л. Е. Фрум, “Пророческая вера наших отцов”, том 4, сс. 1012-1048 (Субботние конференции).

Дж. Н. Лафборо, “Великое движение Второго пришествия”, сс. 201-213, 240-246. Нэшвилл, 1905 г.

“Наше твердое основание”, том 1, сс. 195-219.

А. У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 116-118, 128-133, 148, 149, 171-178, 411.

_______ , “Следы пионеров”, сс. 84-88, 99-105, 166, 174.

_______ , “Свет светит”, сс. 26-42.

У. А. Спайсер, “На заре Адвентистского движения”, сс. 177-179.

_______ , “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 32, 93, 94.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, сс. 57-128, 237-243, 251.

_______ , “Ранние произведения”, сс. 13-24, 32-35, 41, 85.

_______ , “Жизненные очерки”, сс. 64-115.

_______ , “Духовные дары”, том 2, сс. 30-114.

_______ , “Свидетельства для Церкви”, том 1, сс. 58-87.

Джеймс Уайт, “Жизненные очерки”, сс. 231-234 (Видение в Дорчестере и другие интересные случаи).

Начало издательской работы.

Дж. Н. Лафборо, “Возникновение и развитие адвентистсов седьмого дня”, сс. 196, 197, 203, 204. Генеральная Конференция Ассоциации адвентистов седьмого дня в Баттл-Крике, 1892 год.

А. У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 171-187, 239-252.

У. А. Спайсер, “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 72-77.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, сс. 128-131, 140-150.

_______ , “Жизненные очерки”, сс. 125-128, 136-141.

_______ , “Духовные дары”, том 2, сс. 114-127.

Служение в растущем движении – 1849-1863.

Л. Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 75-83, 88-93, 197, 198.

А. Г. Даниэлс, “Пребывающий Дар Пророчества”, сс. 275, 276.

“Наше твердое основание”, том 1, сс. 206-219.

А. У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 134-137, 149, 153, 182-185, 148-261, 271, 287, 288, 299, 307-315.

________ , “Последний легион Христа”, с. 189. Вашингтон, 1949.

________ , “Следы пионеров”, сс. 105-116, 138, 143, 150-153, 170-178.

________ , “Свет светит”, сс. 43-47.

У. А. Спайсер, “На заре Адвентистского движения”, сс. 175, 176, 185-187.

________ , “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, с. 69.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, сс. 100-113, 128-191, 251-253.

________ , “Ранние произведения”, сс. 36-70, 86, 93, 95.

________ , “Жизненные очерки”, сс. 116-166.

________ , “Духовные дары”, том 2, сс. 127-276.

________ , “Свидетельства для Церкви”, том 1, сс. 87-105.

Ф. М. Уилкокс, “Свидетельство Иисуса”, сс. 77, 78, 109, 110, 138-140, 155-157. Вашингтон, 1944.

Развивающаяся организация.

Л. Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 112-125.

Дж. Н. Лафборо, “Возникновение и развитие адвентистов седьмого дня”, сс. 216, 217, 223-234.

А. У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 265-283.

У. А. Спайсер, “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 65-71.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, сс. 192-205.

________ , “Свидетельства для служителей”, сс. 24-32