13. Елена Г. Уайт и ее работа, часть II

Когда была создана Генеральная Конференция адвентистов седьмого дня, верующие в скорое Второе пришествие не дошли до верхней ступени лестницы – они прошли только несколько первых ступеней. После разочарования минуло девятнадцать лет, которые были наполнены тяготами и испытаниями. Последующие годы также принесут немало трудностей, но все проблемы теперь будут решаться сообща. Потребность в наставлениях от Господа будет только усиливаться, но теперь эти наставления будут обращены к членам тела и ко всей Церкви в целом. Опасения по поводу того, что работа движения может затормозиться из-за недостатка общего руководства, рассеялись, и члены Церкви получили возможность посвящать больше сил и энергии текущим задачам. С этим новым этапом роста и развития Церкви тесно переплетена жизнь и деятельность Елены Уайт.

Служение в новой Церкви – 1863-85

Через две недели после создания Генеральной Конференции Елена Уайт получила откровение, которое имело далеко идущие последствия для жизни и деятельности всех адвентистов седьмого дня в будущем. Это откровение часто называют видением о “реформе здоровья”. Похоже, что Господь дожидался создания организации, и лишь после этого дал более обширный свет по вопросам здорового образа жизни. “Великая тема реформы здоровья была открыта мне в видении, которое я видела в доме брата А. Хиллиарда, в городе Остего, штат Мичиган, 6 июня 1863 года” – “Ревю энд Геральд”, 8 окт. 1867 г.

Двое служителей, пасторы Р.Дж. Лоуренс и М.Е. Корнелл, проводили евангельскую кампанию в шатре, раскинутом в городе Остего, примерно в пятидесяти километрах от Баттл-Крика. По этому случаю группа верующих приехали из Баттл-Крика в Остего, чтобы провести там выходные дни и посетить собрания. Среди этой группы были Джеймс и Елена Уайт. В то время здоровье Джеймса Уайта пошатнулось – давали себя знать непосильные нагрузки и напряжение. Нет сомнения в том, что после образования Генеральной Конференции, которое состоялось за две недели до их приезда в Остего, с его плеч свалилось тяжелое бремя, и он чувствовал себя изможденным и подавленным.

В пятницу вечером гости совершали семейное богослужение в доме Хиллиардов. О том, что там произошло, лучше всего рассказывает г-жа Марта Амадон, которая при этом присутствовала.

“Сестру Уайт попросили помолиться на этом семейном богослужении. Она произнесла чудесную молитву. Пастор Уайт стоял на коленях рядом с ней. Во время молитвы она еще ближе придвинулась к нему и, положив руку на его плечо, продолжала молиться о нем до тех пор, пока не была восхищена в видении. Она находилась в видении примерно сорок пять минут. Именно в это время ей были даны наставления по вопросу здорового образа жизни, который вскоре после этого стал сильно интересовать наш народ. Присутствовавшие во время этого видения никогда не забудут небесную атмосферу, которая царила в комнате. Темные тучи рассеялись в сознании пастора Уайта, и он его уста наполнились славословием Богу”. – Г-жа Марта Д. Амадон, Подшика документов № 105 по изданиям Елены Г. Уайт.

Первое всеобъемлющее изложение того, что было открыто в этом видении относительно здоровья, было издано в следующем году в разделе “Духовные дары”, том 4, под названием “Здоровье”. В течение нескольких лет, предшествовавших тому времени, когда было дано видение о реформе здоровья, в среде адвентистов, соблюдавших субботу, появлялись люди, рекомендовавшие изменить привычки в питании. Они также призывали отказаться от различных вредным стимулирующих веществ, таких как чай, кофе и табак, а также от алкогольных напитков. В 1848 году Елене Уайт было дано видение, в котором чай, кофе и табак были осуждены. Поначалу члены Церкви медленно реагировали на это наставление, но постепенно их интерес к вопросам здорового образа жизни стал усиливаться.

В целом верующие еще не понимали связь, которая существует между заботой о здоровье и развитием характера. Видение о реформе здоровья 1863 года снова обратило внимание на эти попытки реформы в прошлом; указало, в каких еще вопросах нужно было произвести реформу, и не оставило сомнений в том, что существует тесная связь между физическим самочувствием и духовной жизнью. Г-жа Уайт изложила эту связь в следующем параграфе:

“От каждого требуется делать все, что в его силах, что сохранить здоровое тело и трезвый рассудок. Если наши люди будут потворствовать грубому аппетиту и тем самым притуплять свою чувствительность и восприятие, лишая себя способности по достоинству оценивать возвышенный характер Бога или приходить в восторг от исследования Его Слова, они могут не сомневаться в том, что Бог точно так же не примет их недостойное приношение, как Он не принял дар Каина. Бог требует, чтобы они очистили себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Господнем. После того как человек сделает все, что в его силах, чтобы сохранить хорошее здоровье путем отказа от власти аппетита и грубых, животных страстей, иметь здоровый ум и освященное воображение и приносить Богу жертву в праведности, тогда его спасет исключительно чудо Божьей милости, как в свое время был спасен ковчег, плавающий по бурным волнам. Ной сделал все, что требовал от него Бог, построив надежный ковчег; затем Бог сделал то, что человек был сделать не в силах, и сохранил ковчег Своей чудодейственной силой”. – Елена Г. Уайт, “Духовные дары”, том 4, сс. 148, 149. Раздел “Здоровье” занимает страницы 120-151.

Нам нужно мимоходом обратить внимание на два последних предложения в приведенной выше цитате. В этом первом общем изложении вести о здоровье была ясно высказана мысль о том, что хотя существует определенная связь между здоровым образом жизни и подготовкой к пришествию Христа, нас спасает не реформа здоровья и не соблюдение других Божьих наставлений. Спасение – это следствие чуда, которое Бог совершает в жизни человека. Такова была точка зрения Елена Уайт.

Люди должны быть послушны Богу не для того, чтобы получить спасение, но для того, чтобы почтить Того, Кто спас их и предначертал для них лучший образ жизни до Его возвращения.

Наставления, данные в этом первом видении о здоровье, были усилены в последующих откровениях, и материал, который содержится в книге “Духовные дары”, том 4, расширялся до тех пор, пока мы не получили такие тома как “Служение исцеления”, “Советы о пище и питании”, “Советы о здоровье”, “Медицинское служение” и “Воздержание”. Эти наставления также привели к созданию всемирной системы здравоохранительных учреждений с целью оказания больным физической и духовной помощи и обучения их принципам здорового образа жизни.

Непосредственное вдохновение на открытие здравоохранительного учреждения было дано в результате еще одного видения о реформе здоровья, данного в Рочестере, штат Нью-Йорк, 25 декабря 1865 года. Рассказывая о том, что ей было показано, г-жа Уайт писала: “Мне было показано, что нам следует позаботиться о приюте для страдальцев и для тех, кто хочет научиться, как заботиться о своем организме и проводить профилактику заболеваний”. – “Свидетельства”, том 1, с. 489.

5 сентября 1866 года в Баттл-Крике открылся Западный Институт Реформы Здоровья с “двумя врачами, двумя помощниками по водным процедурам, одной медсестрой (необученной), тремя или четырьмя помощниками, одним больным, всевозможными неудобствами и огромной верой в будущее Института и в принципы, на которых он был основан”. – “Медицинское служение”, январь 1894 года. Это материнское учреждение не только возникло в результате полученных видений, но по тому же каналу было дано предупреждение об опасностях отступления от показанного эталона. “Я видела, что главной опасностью создаваемого нами лечебного заведения будут управляющие, уклоняющиеся от духа истины для настоящего времени и от той простоты, которая всегда должна отличать учеников Христа”. – “Свидетельства”, том 1, с. 560. Подобные предостережения часто давались руководителям на всех этапах церковной работы. Они были и остаются важной частью целостной картины, как Бог вел Церковь Остатка.

Болезнь Джеймса Уайта

Наставление относительно создания адвентистами седьмого дня лечебного заведения было дано во время кризиса в семье Уайтов. Становилось очевидно, что не существует такого лечебного заведения, где бы за больными производился уход в соответствии с планом здорового образа жизни, который открыл Господь. В мае 1865 года Джеймс Уайт был избран президентом Генеральной Конференции, несмотря на его энергичные протесты. Физические и умственные перегрузки прошлых лет крайне отрицательно сказывались на его самочувствии. Он понимал, что ему ни при каких обстоятельствах не следует принимать на себя эту ответственность, но братья настаивали на своем, убеждая его, что он единственный, кому под силу быть руководителем Церкви. Чтобы облегчить свое бремя, он отказался быть редактором “Ревю энд Геральд”, и на его место был назначен Урия Смит. Он продолжал трудиться сверх сил, пока его не разбил паралич 16 августа 1865 года. Это произошло в то утро, когда он вместе с женой были в гостях у соседа. Сила Божья, в ответ на немедленно вознесенные молитвы, частично исцелила его, но врачи не давали надежды на его полное выздоровление.

В течение следующих пяти недель уход за ним осуществлялся дома, но не было никаких признаков улучшения. Затем его увезли в лечебное заведение под названием “Наш Дом на Холме”, что в Дэнсвилле, штат Нью-Йорк. Г-жа Уайт и другие знали, что некоторые из тех принципов исцеления и здорового образа жизни, которые были показаны ей в видении, практикуются в этом заведении, и им казалось, что д-р Джексон может помочь Джеймсу Уайту. Уайты и Дж. Н. Лафборо оставались в Дэнсвилле около трех месяцев. В конце этого периода Елене Уайт стало ясно, что ее мужу вряд ли и дальше будет становиться там лучше. Выявлялось все больше и больше противоречий между тем, что ей было открыто, и тем, она видела на практике в Дэнсвилле.

Впоследствии она писала: “Нам не казалось, что три месяца, проведенные в этом заведении, были напрасной тратой времени. Мы не приняли все выдвинутые идеи, мнения и предложения, но мы почерпнули много ценного от людей, которые приобрели опыт в реформе здоровья. Мы не считали нужным заимствовать мякину вместе с зерном”. – Елена Г. Уайт, Рукопись 1, 1867 г. После этого опыта и получения дополнительного света через видение, которое Елена Уайт видела 25 декабря 1865 года, Уайты уже не чувствовали себя вправе рекомендовать другим адвентистам седьмого дня посещать подобные заведения для лечения. “Им приходится во всякое время иметь при себе евангельское сито и просеивать все, что они слышат, чтобы избирать доброе и отвергать худое”. – “Свидетельства”, том 1, с. 490.

Тот факт, что врачи в Дэнсвилле настаивали на полном физическом и умственном покое Джеймса Уайта, привел к тому, что он стал бояться прилагать даже малейшие усилия. Но чем более бездеятельным он был, тем более он унывал. Его жена была убеждена в том, что единственное, что может восстановить его физически и умственно – это щадящие нагрузки, пусть даже в начале они будут ничтожно малыми. В декабре она перевезла его из Дэнсвилла в Рочестер, штат Нью-Йорк, где они пробыли три недели. В то же время совершались специальные молитвы о его выздоровлении. Именно во время одной из таких молитв 25 декабря Елена Уайт было дано видение. Вскоре после этого Джеймс и Елена Уайт вернулись в Баттл-Крик. Спустя какое-то время они решили продать свой дом в Баттл-Крике и переехать севернее в Гринсвилл, штат Мичиган. На загородном участке земли был построен небольшой дом, и первого мая 1867 года они туда переехали. В этом доме Джеймс и Елена Уайт прожили до конца лета 1869 года.

Когда они жили в Гринвилле, Елена Уайт трудилась над тем, чтобы полностью восстановить своего мужа и вернуть ему здоровье. Это была нелегкая задача, требовавшая с ее стороны изобретательности и даже немного хитрости, поскольку иначе ей никак не удавалось заставить больного проповедника заниматься оздоровительным трудом, который был просто необходим для его выздоровления, в чем Елена Уайт была абсолютно уверена.

Вот как описывал один из таких случаев их сын Уильям К. Уайт:

Вскоре настало время сенокоса. Трава была покошена сенокосилкой брата Мейнарда. Когда оно было высушено и пришла пора складывать его в стога, отец решил попросить брата Мейнарда снова прислать к нам своего наемного рабочего, который до этого косил траву, чтобы он выполнил эту работу. Чтобы не допустить этого, мать срочно попросила брата Мейнарда сказать, что у него много своих неотложных дел, и ему было бы несподручно посылать своего человека собирать сено в стога на нашей земле. Она послала меня с такой же просьбой к соседу Уитфилду. Наши добрые соседи очень неохотно соглашались удовлетворить эту просьбу, да и то только после того, как я объяснял им причину, которая побудила мать обратиться к ним с подобной просьбой. Когда отец обратился к соседям с просьбой о помощи, он был шокирован их ответами. Тогда мать сказала: ‘Давай докажем соседям, что мы сами можем выполнить эту работу. Мы с Вилли будем сгребать сено и грузить его на повозку, если ты будешь принимать его наверху и управлять упряжкой’. Отец был вынужден с этим согласиться. Поскольку у нас не было сарая, сено приходилось складывать возле коровьего навеса. По предложению матери отец сгружал его с повозки, в то время как она сооружала стога. Тем временем я подгребал сено вилами.

В то время как мы трудились таким образом в поте лица, некоторые горожане, проезжавшие мимо в своих экипажах, с любопытством и удивлением смотрели на то, как женщина, каждую неделю проповедовавшая большому собранию людей, героически утрамбовывала сено и сооружала стога. Но это ее нисколько не смущало; перед ней стояла одна цель: вернуть мужу здоровье, и она была вне себя от радости, когда видела, что ее усилия приносят плоды”. – Уильям К. Уайт, “Очерки и воспоминания о Джеймсе и Елене Уайт”, Подшивка № 626 в изданных сочинениях Уайтов.

Во время проживания в Гринсвилле Джеймс и Елена Уайт предприняли поездку по северному Мичигану, штату Нью-Йорк и некоторым штатам Новой Англии. Они также посещали Баттл-Крик. Именно во время одного из их приездов в городок Райт, штат Мичиган, был составлен план ежегодного проведения лагерных собраний, которые в настоящее время являются неотъемлемой частью церковной программы. Первое такое собрание было проведено в 1868 году в городе Райт.

Здоровье Джеймса Уайта неуклонно улучшалось, что вскоре позволило ему снова взвалить на себя бремя издательской, проповеднической и административной работы. Мы снова должны обратить внимание на типичные слова предостережения, которые часто были обращены к отдельным людям и к Церкви в целом. “Бог предостерег и предупредил моего мужа относительно сохранения физических сил. Мне было показано, что Господь воздвиг его, и то, что он до сих пор жив, есть ничто иное, как чудо Божьей милости. Бог вернул ему здоровье вовсе не для того, чтобы на его плечи снова возложили то бремя, под тяжестью которого он уже однажды упал, но чтобы народ Божий получил благословение от его опыта в продвижении интересов дела Божьего, и в связи с той работой, которую Господь поручил мне, и тем бременем, которое Он возложил на меня”. – “Жизненные очерки”, с. 195.

В журнале “Ревю энд Геральд” от 22 сентября 1868 года Джозеф Кларк писал: “Брат Уайт восстановил свои умственные и физические силы, хотя он выглядит намного старше, чем до своей болезни; и мы были удивлены тем объемом работы, которую он проделывает. У него нет нетвердой походки, но его отличает молодой задор, энергия и твердость в суждениях. Своими проповедями и работой в целом он производят впечатление человека, который использовал и использует свои таланты во всей полноте”.

Последние годы жизни Джеймса Уайта

С 1872 по 1881 годы Уайты жили и трудились преимущественно в Калифорнии. Однако о мирной и спокойной жизни не могло быть и речи. Вот как г-жа Уайт описывала те годы: “В годы после выздоровления моего мужа Господь открыл перед нами огромное поле для трудов. Хотя поначалу я робела говорить с кафедры, тем не менее, по мере того как Божье провидение расчищало передо мной путь, ко мне пришла уверенность, и стала раскованно выступать перед большим стечением народа. Мы вместе посещали наши лагерные собрания и другие большие встречи, от штата Мэн до штата Дакота, от Мичигана до Техаса и Калифорнии”. – “Жизненные очерки”, с. 195.

В июле 1872 года Уайты отправились в Калифорнию, а в марте следующего года вернулись в Баттл-Крик. Они пробыли там до декабря, после чего возвратились в Калифорнию. Они часто бывали в Баттл-Крик, в том числе на торжественной церемонии посвящения Колледжа Баттл-Крик 4 января 1875 года. Накануне посвящения Елене Уайт было дано видение, в которой ей были показаны издательства адвентистов седьмого дня в разных странах, тогда как в то время у Церкви не было не только издательств, но даже зданий молитвенных домов. В результате этого видения была выработана новая концепция относительно призвания адвентистов возвещать Божью весть всему миру. В то время на зарубежных полях трудился только один миссионер Дж. Н. Андрюс, которого направили в Швейцарию осенью 1874 года.

Видение, посланное Елене Уайт в сентябре 1875 года, дало толчок работе литературных евангелистов, трудившихся над распространением вести. Вот что ей было сказано: “Брошюры, газеты и книги, как того требует ситуация, должны распространяться во всех городах и селах страны. Миссионерской работы хватит для всех.

Нужно обучать людей для работы в этом отделе. Они должны быть миссионерами, распространяющими печатные труды. Нужно отбирать для этой работы обходительных людей, которые не будут отталкивать других людей или сами обижаться. Эти люди должны будут посвятить этой работе все свое время и силы”. – Там же, с. 217.

Обычно Джеймс и Елена Уайт путешествовали и трудились вместе, но были периоды, когда они какое-то время трудились порознь. Один из таких периодов пришелся на весну 1876 года. Джеймс Уайт находился в Баттл-Крике, а его жена – в Калифорнии. Однажды в апреле он получил письмо от г-жи Уайт, которое начиналось с сухого юмора:

“Дорогой муж:

Мы получили от тебя вчера вечером несколько слов на почтовой открытке: ‘Баттл-Крик, 11 апреля. Два дня не получаю от тебя писем. Джеймс Уайт’.

“Ты написал нам это длинное письмо. Спасибо, ибо теперь мы знаем, что ты жив.

До этого письма мы не получали от Джеймса Уайта ни строчки с 6 апреля… Я с нетерпением ожидала хоть какой-то весточки, чтобы написать ответ”.

Письмо на нескольких страницах заканчивалось таким предложением: “Я буду писать тебе каждое утро; будешь ли ты делать то же самое?” – Елена Г. Уайт. Письмо №5 за 1876 год в единственном экземпляре.

Совместные труды Джеймса и Елены Уайт продолжались тридцать пять лет, пока Джеймсу не исполнилось шестьдесят лет. “Тридцать пять лет мы трудились бок о бок в деле Христовом; и мы надеялись, что вместе сможем увидеть его победоносное завершение. Но воли Божьей на это не было. Избранный защитник моей юности, спутник моей жизни, разделявший со мной мои труды и скорби, был взят от меня, и я была обречена на то, чтобы в одиночестве сражаться и заканчивать свой труд”. – “Жизненные очерки”, с. 247. Елена Уайт находилась на лечении в санатории Баттл-Крика, когда умер ее муж. Ее отвезли к нему в палату и сообщили о серьезности его заболевания. Она была рядом с ним до самого конца. Он умер в субботу, 6 августа 1881 года. После слабое здоровье г-жи Уайт было еще больше подорвано, и ее жизнь удалось спасти с большим трудом.

“Хотя я не поднялась с одра болезни после смерти моего мужа, в следующую меня отнесли в Скинию, где состоялись его похороны. По окончании проповеди я сочла своим долгом засвидетельствовать о ценности христианской надежды в час скорби и утраты. Когда я поднялась, мне была дана сила, и я говорила около десяти минут, превознося милость и любовь Бога в этом многолюдном собрании. По окончании служения я последовала за своим мужем на кладбище Оук Хилл, где положили покоиться до славного утра воскресения.

Апоплексический удар сильно подорвал мое здоровье; тем не менее, сила благодати Божьей поддерживала меня и помогала пережить эту тяжелую утрату. Когда я увидела, как мой муж испустил последний вздох, то поняла, что Иисус стал теперь для меня дороже, чем когда-либо раньше в моей жизни.

Когда я стояла у своего первенца и закрыла его глаза в смерти, то смогла сказать: ‘Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно’. И я чувствовала, что в лице Иисуса у меня есть Утешитель. И когда мой младший сын был исторгнут из рук моих, и больше не видела его головки, лежащей рядом со мной на подушке, я также смогла сказать: ‘Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно’.* И когда тот, на привязанность которого я опиралась, с которым я бок о бок трудилась тридцать пять лет, был взят от меня, я смогла положить руки на его глаза и сказать: ‘Я предаю Тебе свое сокровище до утра воскресения’…

Иногда мне казалось, что мой муж не мог умереть. Но Господь запечатлел в моем разуме следующие слова: ‘Остановитесь и познайте, что Я Бог’ Пс. 45:11. Я остро переживаю эту утрату, но не осмеливаюсь предаваться бессмысленной горести. Этим мертвых не вернешь. Но даже если бы мне это было под силу, я не настолько эгоистична, чтобы стремиться нарушить его мирный сон и заставлять его снова вести жизненные битвы. Подобно уставшему воину, он лег отдохнуть и заснул. Я буду с удовольствием смотреть на место его покоя. Лучший способ для меня и моих детей почтить память павшего воина – это подхватить работу там, где он ее оставил и силой Иисуса довести ее до логического завершения”. – Там же, сс. 252, 253.

Мало что позволяет лучше понять и оценить христианский опыт человека, чем его отношение к смерти – не только к своей, но и к смерти близких людей. Те мысли и чувства, которыми Елена Уайт делилась сразу после смерти мужа, имеют большое значение и достойны внимательного изучения, потому что они показывают ее взаимоотношения со своим Спасителем.

Через год после смерти Джеймса Уайта г-жа Уайт поселилась в Хелдсбурге, штат Калифорния, ибо Хелдсбургский открылся в апреле 1882 года. Там она жила до своего отъезда в Европу летом 1885 года.

*Примечание. Генри Уайт умер в Топшеме, штат Мэн, 8 декабря 1863 года, в возрасте шестнадцати лет. Герберт родился 20 сентября 1860 года и умер 14 декабря того же года. Таким образом, в семье остались двое средних сыновей: Эдсон и Уильям.

В Хелдсбурге она подробно описала заключительные события в истории земли, которые затем стали заключительными главами в книге “Великая борьба”. Она также руководила изданием “Свидетельств для Церкви” с первого по четвертый тома.

Следует коротко остановиться на работе в области христианского образования, которая опиралась на свидетельства г-жи Уайт, написанные в это время. Мы уже ссылались на посвящение Колледжа в Баттл-Крик и на основание Хелдсбургского колледжа. Хотя основные сочинения Елены Уайт в области образования были написаны на более позднем этапе ее жизни, свою первую расширенную весть по этому вопросу она написала в январе 1872 года. Статья “Правильное воспитание” затем появилась в виде Свидетельства для Церкви №22. См. “Свидетельства”, том 3, сс. 131-160 и “Основы христианского образования”, сс. 15-46. В ней содержатся многие основополагающие принципы, которые были впоследствии расширены в более детальных сочинениях на эту тему: разница между воспитанием детей и обучением подростков; учет индивидуальных различий; потребность в наставлениях, соответствующих зрелости учащегося; необходимость приучать молодежь к самостоятельному мышлению; связь между образованием и здоровьем; практическое образование, в котором нуждаются мальчики и девочки. Хотя робкие начинания уже имели место, эта статья и многие последующие работы подвигли руководителей вероисповедания на то, чтобы создать учебные заведения, в которых молодежь могла бы получать “правильное воспитание”, превосходящее то, которое дети получают в любых других учебных заведениях.

Годы, проведенные в Европе – 1885-87

Просьба Европейского Миссионерского Совета организовать пребывание г-жи Уайт в Европейской миссии, которая была направлена в адрес Генеральной Конференции, побудила ее отплыть из Бостона в августе 1885 года. Первую остановку она сделала в Лондоне; однако вскоре она отправилась в Базель, Швейцария, где находился наш главный европейский центр. Этот город стал центром ее работы в течение следующих двух лет, когда она посещала разные европейские страны, проповедовала и консультировала адвентистских руководителей в Европе.

Европейский Миссионерский Совет, собравшийся на две недели вскоре после прибытия г-жи Уайт в Европу, предоставил ей возможность познакомиться с развитием работы. Были выслушаны доклады представителей Скандинавии, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Швейцарии. Значительная часть дискуссии была посвящена методам распространения литературы адвентистов седьмого дня. Некоторые руководители пришли к выводу, что продажа литературы книгоношами обречена на провал. Однако г-жа Уайт многократно заверяла приунывших литературных работников, что “ей было показано: в Европе вполне возможно продавать книги в таком количестве, чтобы книгоноши могли жить от продажи литературы, а издательство получало достаточную прибыль, чтобы расширять производство книг”. – “Жизненные очерки”, с. 285. Ее слова вдохновили продавцов книг на то, чтобы предпринять еще одну попытку. Учебные семинары по подготовке книгонош были организованы в Швеции, Норвегии и Дании, и продажи за 1886 год на этой территории достигли почти $9000 в сравнении с чуть более $1000 в 1885 году.

Три раза за время своего пребывания в Европе Елена Г. Уайт посещала Вальденские равнины на севере Италии, ибо работа адвентистов седьмого дня в Италии начиналась именно на этих равнинах. В свой первый приезд в 1885 году она провела большую часть своего времени с членами церкви в Торре Феллиция и проповедовала им десять раз. Она рассказывала о многочисленных случаях из жизни вальденцев и их миссионеров, которые были открыты ей в видении. После посещения этих мест она смогла более ярко и красочно описать то, что происходило там три столетия тому назад.

По настоятельной просьбе адвентистских руководителей она трижды посетила Данию, Швецию и Норвегию. Перед служителями этих стран стояла непростая задача, но она воодушевила их на то, чтобы еще ревностнее посвятить себя труду на Божьей ниве и высказала свои предложения по поводу того, как можно улучшить работу в этом регионе.

Во время европейского турне г-жу Уайт сопровождал ее сын Уильям со своей женой. Опыт У. К. Уайта в организации издательской работы оказался полезным для тех, кто только начинал издательское дело в новых землях. Их совместный труд во многом помог укрепить и стабилизировать дело Божье, которое так трудно начиналось в Европе.

Путешествия и беседы г-жи Уайт описаны в “Исторических очерках иностранных миссий адвентистов седьмого дня” и в отчетах для журнала “Ревю энд Геральд”. Подобно другим ее проповедям и письменным наставлениям, эти вести содержат советы, ободрение и обличение. Они охотно принимались руководителями и верующими, к которым были обращены. Ее посещение способствовало сплочению служителей разных национальностей. Результатом двухлетнего общения Елены Уайт с европейскими адвентистами седьмого дня стало усиление работы, ободрение руководителей и укрепление братства.

Твердая рука – 1887-91

В течение четырех лет после своего возвращения из Европы Елена Уайт много путешествовала и трудилась в конференциях и отдельных церквах. После длительного отсутствия в Соединенных Штатах у нее накопилось много приглашений на различные собрания для совершения служения. Помимо работы в церквах она также много писала в этот период. Расширенное издание “Великой борьбы” вышло в свет в 1888 году, “Свидетельства”, том 5 – в 1889 году. После этого в 1890 году вышла книга “Патриархи и пророки”. Хотя книга “Путь ко Христу” была издана только в 1892 году, работа над рукописью была завершена летом предыдущего года.

Из выдающихся событий этого периода следует отметить сессию Генеральной Конференции в Миннеаполисе, которая началась 17 октября 1888 года. На этой сессии разрешался кризис в духовном развитии вероисповедания. Проблема заключалась в правильном понимании и правильном акценте на доктрине о праведности по вере. Хотя казалось, что борьба развернулась между несколькими людьми и их богословскими воззрениями, на самом деле на повестке дня стоял вопрос фундаментального понимания Библии. Нужно было направить все внимание на Иисуса, “Его Божественную личность, Его заслуги и Его неизменную любовь к человеческой семье” – “Свидетельства для служителей”, с. 92.

Во многих логичных выступлениях, основанных на библейских текстах, в значительной мере отсутствовала любовь, а также тепло и очарование Христовой праведности. На протяжении почти двух лет перед началом Миннеапольской конференции г-жа Уайт призывала к возрождению и изменению главного акцента в проповедях. Ее выступления до и после сессии, а также во время нее являются солидной основой для правильного понимания и преподавания вести о праведности по вере, а также для претворения этого принципа в практическую жизнь. Несмотря на изменчивые мнения и ошибочную позицию некоторых людей, вероисповедание не осталось без четкого и ясного представления о том, каким должно быть его вероучение и практическая жизнь.

В двух главах книги “Путь ко Христу” выражена вся суть взглядов Елены Уайт на праведность по вере. Эти главы называются “Вера и принятие” и “Принадлежим ли мы Христу?” Во второй из упомянутых глав внешняя корректность поведения противопоставляется внутренней праведности.

“Поведение человека может быть внешне благопристойным и без обновляющей силы Христа. Это факт. Желание оказывать влияние на окружающих и пользоваться всеобщим уважением может заставить нас вести себя порядочно. Чувство собственного достоинства помогает удерживаться от злых дел. Эгоистичный человек способен совершать благородные поступки. Как же тогда определить, находимся ли мы на стороне добра или служим злу?

Кому принадлежит наше сердце? Кто владеет нашими помыслами? О ком мы любим говорить? Кому посвящены наши самые нежные чувства, кому мы отдаем наши силы? Если мы Христовы, то нам приятнее всего думать о Нем. Мы отдаем Ему самих себя и все, что имеем. Мы полны желания отражать Его образ, исполняться Его Духа, творить Его волю и угождать Ему во всем”. – “Путь ко Христу”, с. 62.

Сразу после Миннеапольской сессии Елена Уайт в течение нескольких месяцев проводила собрания с церквами в окрестностях Баттл-Крика, в Новой Англии и в Калифорнии. Она всюду призывала своих слушателей принять Христа как личного Спасителя и не предлагать Богу собственную праведность. Почти еженедельно проповеди на эту тему, произносимые Еленой Уайт в церквах, печатались в “Ревю энд Геральд”.

Замешательство, возникшее в Миннеаполисе, потребовало прямых проповедей от тех, чьи взгляды на праведность по вере, подобно взглядам апостола Павла, подтверждались откровением и усердным исследованием Библии. Посещения, проповеди и статьи г-жи Уайт помогли стабилизировать Церковь и верующих в это смутное время.

В июле 1890 года Елена Уайт отправилась в Петоски, штат Мичиган, что неподалеку от северного мыса полуострова Мичиган, чтобы отдохнуть от общественного труда и заняться писательской работой. В письме к сыну она рассказывала: “С тех пор как я сюда приехала, я чувствую себя гораздо лучше. Каждый день я получаю лечение. Я не осмеливаюсь совершать поездки или посещать какие-либо собрания, чтобы у меня не обострились боли в спине. Я отпускаю всех своих помощников и полдня провожу одна. Вчера я весь день пробыла одна с восьми утра до шести вечера. Я вовсе не чувствую себя одинокой. Мне нравится писать, размышлять и молиться в тишине. Я очень хочу восстановить силы, чтобы трудиться”. – Елена Г. Уайт, письмо в одном экземпляре 32, 1890.

В августе она писала: “Иногда мне кажется, что я пренебрегаю своим долгом, находясь здесь в то время, когда проходят лагерные собрания. Но я снова думаю о том, что это первый отпуск в моей жизни. Несмотря на отпуск, я проповедую два раза в неделю и пишу от двадцати до двадцати пяти страниц почти каждый день. Когда моя голова устает, я иду собирать ягоды. Мы с Марианной прочесываем местность и набираем достаточно ягод для стола”. – Письмо Елены Г. Уайт в единственном экземпляре 37, 1890. Немногие проповедники согласятся с тем, что две проповеди в неделю и до двадцати пяти страниц в день литературного труда можно назвать отпуском или отдыхом, и все же это большой переменой в бурной жизни Елены Уайт, заполненной многочисленными путешествиями, выступлениями и писательским трудом. В сентябре она вернулась в Баттл-Крик, и большую часть времени в оставшиеся месяцы года она посвятила проповедническому турне по восточным штатам и штатам Новой Англии. Для вестницы Божьей это было время напряженной евангельской работы и плодотворного литературного творчества. Она помогала утверждать церкви, наставляла их в трудное время и готовила их к будущим переживаниям.

Годы в Австралии – 1891-1900

На Генеральной Конференции 1891 года пастор С.Н. Хаскелл неоднократно обращался к служителям с призывом отправиться в дальние страны, которые он недавно посетил. Особенно он настаивал на открытии учебного заведения в Австралии и был уверен, что найдутся учителя, которые возьмутся за реализацию этого проекта. Он также попросил Елену Уайт и ее сына Уильяма К. Уайта провести какое-то время на Австралийском миссионерском поле, чтобы оказать помощь развивающейся работе и направить ее в нужное русло. Миссионерский Совет принял предложение пастора Хаскелла и попросил г-жу Уайт и ее сына отправиться в Австралию предстоящей осенью. Мать и сын выразили готовность поехать и прибыли в Австралию в декабре. Девять лет они потратили на то, чтобы стать первопроходцами и развивать работу на этом поле, особенно в области образования и медицинского служения.

Большую часть первого года в Австралии Елена Уайт провела в постели, страдая от воспаления ревматизма и от неврита. Несмотря на сильные боли, для нее изготовили специальные подлокотники, чтобы она могла писать в постели в положении полусидя. В эти месяцы она писала письма, свидетельства и многие главы для книги “Желание веков”. Хотя она откликнулась на призыв Генеральной Конференции поехать в Австралию, Господь не показал ей в откровении, каким путем ей нужно идти в этом вопросе. Она была верна своей обычной практике: принимать любые приглашения и просьбы от руководителей конференций, если у нее нет специальных откровений по этому поводу от Господа. В самый разгар болезни она описала ту борьбу, которая происходила в ее душе.

“Когда я впервые оказалась в беспомощном состоянии, то глубоко посожалела о том, что пересекла широкие воды. Почему я не в Америке? Почему я такой ценой оказалась в этой стране? Я то и дело зарывалась лицом в своих стеганых одеялах и давала волю слезам. Но недолго я позволяла себе такую роскошь.

Я сказала сама себе: ‘Елена Г. Уайт, что ты имеешь в виду? Разве ты приехала в Австралию не потому, что сочла своим долгом поехать туда, куда конференция сочла нужным тебя направить? Разве ты раньше не поступала точно так же?’

Я сказала: ‘Да’.

‘Тогда почему же ты ощущаешь себя почти оставленной и обескураженной? Разве это не работа врага?’

Я сказала: ‘Думаю, что да’.

Я как можно скорее вытерла слезы и сказала: ‘Довольно, я больше не буду смотреть на темную сторону. Удастся мне выжить или нет, я вверяю свою душу Тому, Кто умер за меня’.

Тогда я поверила в то, что Господь все хорошо устроит, и больше ни разу не впадала в отчаяние или сомнение в течение восьми месяцев полной беспомощности. Теперь я считаю это дело частью великого Божьего плана во благо Его народа здесь в этой стране, в Америке и во благо мне самой. Не могу объяснить, почему или как, но я верю в это. И я счастлива в своей скорби, потому что доверяю моему Небесному Отцу. Я больше не буду сомневаться в Его любви. Возле меня днем и ночью находится недремлющий страж, и я буду славить Господа. Хвала Ему у меня на устах, потому что она исходит из сердца, переполненного благодарностью”. – Письмо Елены Г. Уайт 18а, 1892. Его также можно найти в книге А.Л. Уайта “Елена Г. Уайт – вестница для Церкви Остатка”, с. 102.

Годы, проведенные г-жой Уайт в Австралии, наверно, лучше всего запомнились по трем важным событиям: (1) завершение книги “Желание веков”; (2) создание Эвондейлской школы и обширные, подробные труды на тему образования; и (3) наставления по поводу создания более действенных конференций.

Работа над “Желанием веков” продвигалась довольно медленно. Когда г-жа Уайт смогла подняться с постели, она уделяла много времени публичным выступлениям и советам в Австралии и Новой Зеландии. И только в 1898 году книга, наконец-то, вышла в свет.

Сотни страниц наставлений были написаны в связи с созданием Эвондейлской школы. Ранее изложенные принципы были изложены подробнее применительно к новому учебному заведению и к тем, которые предстояло создать в дальнейшем.

Фотография Елены Г. Уайт, сделанная в Сиднее, Австралия, в 1899 году, незадолго до того, как она завершила свою деятельность в Австралии и вернулась в Соединенные Штаты.

Именно там был разработан образец той системы образования адвентистов седьмого дня, которую предстояло создать. Фундаментальный план и принципы применимы в условиях любой страны мира. Учебное заведение в Эвондейле процветало, поскольку следовало предложенному плану. В последующей главе мы подробнее поговорим о связи этого плана с другими системами образования, которые во многом позаимствовали эти принципы.

Советы по организации церкви, которые г-жа Уайт дала в этот период, стали основой в программе реорганизации, о которой упомянул Ф.М. Уилкокс во время избрания А.Г. Даниэлса президентом Генеральной Конференции.

“Хотя брат Даниэлс был сравнительно мало известен Церкви в Америке из-за своего длительного отсутствия в Австралии, его братья интуитивно обратились к нему за руководящими указаниями и не были разочарованы. Работая на Австралийском поле под руководством Духа Пророчества, он довел до совершенства ту разновидность реорганизации, которая во многом послужила образцом для создания церковной организации во всех странах. Бог готовил его к тому, чтобы он возглавил всемирное движение”. – Ф.М. Уилкокс в “Ревю энд Геральд” от 18 апреля 1935 г.

Откровения, данные Елене Уайт, не только шли в ногу с нуждами растущего вероисповедания, но и опережали их, готовя путь для решения проблем, которым суждено было возникнуть в будущем. Бог неоднократно указывал на то, что Его знание будущего суть одно из самых убедительных доказательств того, что Он есть единый, истинный Бог. “Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось”. Ис. 46:9, 10.

Последние годы активного служения – 1900-09

Когда Елена Уайт вернулась в Соединенные Штаты из Австралии в конце сентября 1900 года, ей уже было семьдесят два года.

Она получала вести от Бога для Его народа на протяжении почти пятидесяти шести лет. Ее служение очень помогало развивать религиозное движение, которое вскоре должно было распространиться по всему миру. Она провела одиннадцать лет в Европе и Австралии и теперь вернулась на родину, чтобы продолжать свое служение.

Хотя лично г-жа Уайт не испытывала желания уезжать из Австралии, она получала неоднократные наставления о том, что в Америке ее ожидает много дел. Вскоре после своего возвращения в Соединенные Штаты она купила дом недалеко от санатория Св. Елены в Северной Калифорнии. Несколько позже она писала: “Я вижу яснее, чем прежде, что благодеющая рука Господня надо мной. О, насколько явно это проявилось, когда Господь предоставил мне этот прекрасный дом в уединенном месте. На корабле меня посетил ангел Господень, и мне было дано наставление, о котором я пока не решаюсь сказать. Когда-нибудь я расскажу обо всем, что со мной произошло на корабле. Это настолько торжественный и священный вопрос, что у меня пока нет настроения обсуждать его. Однако об одном я могу говорить с уверенностью: то, что я приехала в Америку именно в это время, есть ничто иное, как результат Божественного промысла. Это противоречило моим желаниям, потому что я хотела остаться в Австралии. Я полюбила австралийский народ и свою работу в этой стране. Моя любовь к Австралии не ослабела и теперь, и мне по-прежнему интересно, как местные служители совершают свой труд там”. – Елена Г. Уайт, Письмо 158, 1900 г. Она всегда признавала, что рука Божья руководила покупкой усадьбы “Элмсхевен”, которая стала ее штаб-квартирой в последние пятнадцать лет ее жизни и деятельности.

Что касается планов расширения и эффективной работы адвентистов седьмого дня, то Генеральные Конференции 1863 и 1901 годов были самыми важными из всех, которые до этого проводились, и имели далеко идущие последствия. Первая положила начало созданию организации, а последняя ознаменовала начало реорганизации, которая была необходима для решения проблем, возникших в связи с быстрым расширением миссионерской деятельности во многих странах, распределением служителей и методами увеличения финансовых возможностей. Каждый из этих важных шагов вперед делался при самом непосредственном участии Елены Уайт и под ее сильным влиянием.

Единственная из сохранившихся фотографий, на которых Елена Уайт запечатлена во время проповеди. В этот момент она выступает на Генеральной Конференции 1901 года в городе Баттл Крик, штат Мичиган (надпись к фотографии).

Конференция 1901 года началась 2 апреля с обычных предварительных процедур: вступительного слова президента, рассаживания делегатов, принятия новых конференций. Пастор Г.А. Ирвин выступил с президентским обращением, после чего председатель объявил конференцию официально открытой. Сразу после того как он обратился к присутствующим с вопросом: “Кто желает что-либо добавить?” – г-жа Уайт, которая десять лет не присутствовала на сессиях Генеральной Конференции, вышла вперед и обратилась к собравшимся. Она сказала, что Господу угодно произвести полную реорганизацию Церкви и ее администрации. Нельзя больше оставлять всю полноту власти в руках нескольких человек в главном штабе. Полномочия и ответственность должны быть делегированы руководителям каждого поля. Необходимо изменить финансовую политику, чтобы не получалось так, что все средства собираются на одном поле, и в то же время ощущается острая нехватка средств для проведения работы в других местах.

Все отделы, работающие в вероисповедании: Совет Иностранных Миссий, Ассоциация Субботней школы, Ассоциация Религиозной Свободы – должны трудиться не разрозненно, а сообща. Особо подчеркивалась необходимость духовного возрождения в жизни руководителей и увольнения тех работников, которые утратили дух посвящения.

Данное обращение было подробным изложением той вести, с которой г-жа Уайт выступила накануне перед небольшой группой служителей. Когда она закончила, большому комитету было предложено изучить изложенные принципы и дать конференции свои рекомендации. Многие привычные пункты повестки дня были исключены с тем, чтобы больше внимания уделить этому главному вопросу. Результатом этой сессии стал план, призванный решить все организационные проблемы. Эта основополагающая программа все еще действует в церковной организации. И снова Господь через Свою избранную вестницу передал обличение руководителям, указал пути исправления и призвал их мудро планировать будущее.

Через два года, на следующей Генеральной Конференции был дан совет и руководящие указания о том, чтобы перенести штаб-квартиру Генеральной Конференции и издательство из Баттл-Крик в другие места. Случившиеся недавно пожары со всей остротой поставили вопрос о восстановлении разрушенных зданий в том же месте. Елена Уайт возвестила свое свидетельство: “Отвечая на заданный вопрос относительно возможности перенесения наших центров в другие места, я говорю “да”. Канцелярия Генеральной Конференции и издательство должны быть перенесены из Баттл-Крик в другое место. Я не знаю, где будет находиться это место: на Атлантическом побережье или где-то еще. Однако я твердо заявляю: не закладывайте ни одной плиты, ни одного кирпича в Баттл-Крике, чтобы восстанавливать там канцелярию Ревю. Бог предусмотрел для нее лучшее место”. – “Бюллетень Генеральной Конференции”, 1903 г., с. 85. Непрерывное руководство со стороны вестницы Божьей привело к тому, что в качестве новой штаб-квартиры Адвентистского вероисповедания был избран город Вашингтон, Округ Колумбия.

В этот период также развивалось медицинское миссионерское служение. Санатории, а затем и медицинское училище были открыты в Южной Калифорнии, благодаря свидетельствам и наставлениям Елены Уайт. История возникновения Колледжа Евангелистов Лома Линда (который впоследствии приобрел известность как Колледж медицинских евангелистов) – это волнующий рассказ о Божьем провидении, который нельзя уместить на страницах этой книги, но с которым нужно ознакомиться при чтении данной главы (См. ссылки в конце главы).

Помимо сотен писем, написанных в эти годы, были изданы следующие семь книг: “Свидетельства для Церкви”, том 7 (1902), “Руководство для книгонош” (1902), “Воспитание” (1903), “Свидетельства для Церкви”, том 8 (1904), “Служение исцеления” (1905) и “Свидетельства для Церкви”, том 9 (1909).

Когда собралась Генеральная Конференция 1909 года, Елене Уайт исполнился восемьдесят один год, и она неважно себя чувствовала. Тем не менее, с того момента, как она выехала из своего дома в Калифорнии в Вашингтон, чтобы принять участие в Генеральной Конференции и до ее возвращения домой она выступила семьдесят два раза в двадцати семи городах от Калифорнии до Мэна и от Алабамы до Висконсина. В своих письмах она все чаще писала о своем плохом зрении, слабости и болях в сердце, а также о том, что нуждается в особой силе, чтобы и дальше исполнять свои обязанности. Она понимала, что дни ее сочтены, и ей хотелось закончить работу над материалами, которые у нее оставались, чтобы успеть передать их в издательства. Вокруг нее собралась необычно большая группа помощников, которые помогали ей готовить ее статьи и книги к изданию. Находясь в возрасте, в котором большинство мужчин и женщин давно уже заканчивают плодотворную деятельность, Елена Уайт спешила завершить доверенную ей работу.

Последние годы – 1909-15

В рукописи, подготовленной для чтения на Генеральной Конференции 1913 года, на которой Елена Уайт не смогла присутствовать по причине хрупкого здоровья, она дала обзор своей деятельности в течение предыдущих четырех лет.

Газетные заголовки и фотографии тех изданий, которые оповестили о смерти и похоронах Елены Г. Уайт.

“После Генеральной Конференции 1909 года я в течение нескольких недель посещала лагерные и другие общие собрания, а также различные учреждения в Новой Англии, центральных штатах и на Среднем Западе.

Вернувшись домой в Калифорнию, я заново взялась за работу подготовки материалов к печати. В течение последних четырех лет я писала сравнительно мало писем. Все остававшиеся у меня силы я почти полностью отдала завершению важных книг.

Периодически я посещала собрания и учреждения в Калифорнии, но большую часть времени после последней Генеральной Конференции я посвящала работе над рукописями в моем родном ‘Элмсхевене’, возле Сент-Хелена.

Я благодарна Господу за то, что Он еще немного продлил мою жизнь, чтобы мне продолжить работу над книгами. О, если бы у меня только хватило сил сделать все то, что необходимо сделать! Я прошу Его о том, чтобы Он ниспослал мне мудрость ясно и понятно изложить для нашего народа те истины, в которых он так нуждается. Я склонна верить, что Бог даст мне возможность это сделать”. – “Бюллетень Генеральной Конференции”, 1913, с. 164. Это высказывание можно также найти в книге “Жизненные очерки”, сс. 426, 427.

Елене Уайт были даны силы закончить произведение о жизни Павла и Ранней Церкви: “Деяния апостолов” (1911). Были также завершены книги “Советы родителям, учителям и учащимся по поводу христианского образования” (1913) и “Служители Евангелия” (1915). Последним произведением этого периода стала книга “Пророки и цари” (1916), изданная вскоре после смерти автора.

Г-жа Уайт оставалась весьма деятельной до того, как произошел несчастный случай, ускоривший ее смерть. Она шла в свой кабинет в субботу, 13 февраля 1915 года, но споткнулась, упала и сломала бедро. В то время ей было восемьдесят семь лет, и врачи мало чем могли ей помочь, разве что сделать ее последние дни как можно более приятными. Она точно так же спокойно уповала на Бога в последние недели своей болезни, как и на протяжении всей своей мужественной жизни.

Всего за несколько недель до своей смерти она сказала:

“Я очень слаба и уверена, что это моя последняя болезнь. Меня не беспокоит мысль о смерти. Всякий раз меня утешает то, что Господь рядом, и я не тревожусь. Я ясно понимаю, насколько мне дорог Спаситель. Он был мне другом и хранил меня во время болезни, и когда я была здорова.

Я не беспокоюсь по поводу проделанной мною работы. Я сделал все, что было в моих силах. Не думаю, что я еще долго протяну, но не предвижу больших страданий. Я благодарна за то, что во время болезни мы окружены жизненными удобствами. Не волнуйтесь. Я опережу других не намного”. – “Жизненные очерки”, сс. 444, 445.

В течение нескольких дней до своей смерти, она большую часть времени находилась в бессознательном состоянии, а незадолго до смерти утратила речь и слух. Последние слова, которые она сказала сыну: ‘Я знаю, в Кого уверовала’. – Там же, с. 449. Смерть наступила 16 июля 1915 года.

Похороны состоялись в Элмсхевене, в воскресенье 18 июля. 19 июля служба была проведена в Ричмонде, штат Калифорния, на лагерном собрании Северной Калифорнии, где тысяча друзей пришли засвидетельствовать свое почтение вестнице Божьей. 24 июля прошла служба в скинии Баттл-Крика , после чего г-жа Уайт была погребена возле своего мужа на кладбище Оук Хилл, Баттл-Крик. Семидесятилетнее служение закончилось, и адвентисты седьмого дня во всех странах, а также множество их друзей скорбели об уходе из жизни той, которая все отдала делу распространения адвентистской вести, и чье служение было столь плодотворным и созидательным.

Заключение

1. После создания новой церкви был дан импульс распространению адвентистской вести.

2. Вскоре после создания адвентистской организации Елене Уайт были даны особые наставления относительно здорового образа жизни.

3. Болезнь Джеймса Уайта существенно повлияла на работу Уайтов в течение части этого периода времени служения в новой Церкви.

4. Елена Уайт в течение двух лет (1885-87) консультировала служителей и укрепляла адвентистские церкви в европейских странах.

5. С 1887 по 1891 гг. наступил период стабилизации. Значительную часть своего времени г-жа Уайт посвятила евангельской работе и написанию важных материалов.

6. Девять лет г-жа Уайт жила в Австралии (1891-1900). Там она помогала планировать и развивать деятельность Церкви. Она также разработала планы развития системы адвентистского образования и дала ценные советы по поводу того, как укрепить организационную структуру вероисповедания.

7. Последующие годы в служении Елены Уайт были деятельными и плодотворными. Она писала много писем, консультировала многих руководителей Церкви и издавала много книг.

8. Несчастный случай, имевший место в доме, ускорил смерть Елены Уайт, которая наступила 16 июля 1915 года.

Для исследования и обсуждения

1. Повторить основные области, в которых Елена Уайт внесла особенно важный вклад в развитие Церкви адвентистов седьмого дня и ее работы.

2. Можете ли вы вспомнить такой этап роста и деятельности Церкви, в котором она не принимала участия? Существуют ли такие учения и методы, которые бы разрабатывались без непосредственного влияния этой женщины?

3. Вспомните обзор Духа Пророчества в библейские времена, который был дан в начальных главах этой книги. Найдите как можно больше параллелей между опытом библейских пророков и опытом Елены Уайт. Можете ли вы найти фундаментальные отличия?

4. После того как вы прочли об опыте жизни Елены Уайт, какие ее качества вам особенно запомнились? Нравится ли вам ее неподдельная участливость, живость и понимание людей?

5. Какие случаи из жизни Елены Уайт вам кажутся самыми показательными?

Избранные ссылки

Л.Н. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 39-111 (Опыты Джеймса и Елены Уайт).

Л.Е. Фрум, “Пророческая вера наших отцов”, том 4, сс. 941-988 (Пришествие Духа Пророчества).

Дж.Н. Лафборо, “Великое движение Второго пришествия”, сс. 281-441. (Разные этапы в работе адвентистов седьмого дня).

Д.Е. Робинсон, “История нашей вести о здоровье”. Нэшвилл, Южная Издательская Ассоциация, 1943.

А.У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 304-341 (Весть о здоровье); 421-453 (христианское образование).

У.А. Спайсер, “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 7-36 (Адвентистское движение и пришествие Духа Пророчества).

Елена Г. Уайт, “Свидетельства для Церкви”, том 1, сс. 105-112 (смерть Джеймса Уайта).

Служение в новой Церкви – 1863-1885.

Л.Н. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 41-43, 48, 49, 83, 84, 100, 111, 177, 178, 300-316.

А.Г. Даниэлс, “Пребывающий дар пророчества”, сс. 305-307, 363, 364.

А.У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 315-338, 348, 349, 353, 356, 375, 376, 397, 398, 414, 445, 446, 474-478, 528, 529, 534, 535, 603.

______ , “Следы пионеров”, сс. 173, 179-181, 195, 197.

______ , “Свет светит”, сс. 48-80.

У.А. Спайсер, “Первые дни Адвентистского движения”, сс. 181, 182.

______ , “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, с. 85.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, сс. 179-184, 210, 216, 225.

______ , “Жизненные очерки”, сс. 167-280.

Ф.М. Уилкокс, “Свидетельство Иисуса”, сс. 82, 83, 87, 92-105, 149-151, 157, 158.

Годы в Европе – 1885-1887.

Л.Н. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 161-174, 180, 181, 193-196, 223.

“Исторические очерки зарубежных миссий адвентистов седьмого дня”, сс. 51, 87, 88, 119-249. Базель, Швейцария, 1886.

А.У. Сполдинг, “Следы пионеров”, с. 190.

______ , “Свет светит”, сс. 80. 81.

У.А. Спайсер, “Первые дни Адвентистского движения”, сс. 170-172, 180.

Елена Г. Уайт, “Жизненные очерки”, сс. 281-308, 252-255, 262-265.

Твердая рука – 1887-1891.

Л.Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 43-45, 152-159, 219-245 (Миннеапольская конференция 1888 года).

А.Г. Даниэлс, “Пребывающий дар пророчества”, с. 369.

______ , “Христос наша праведность”, Вашингтон, 1926.

“Наше твердое основание”, том 1, сс. 221-224.

А.У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 137, 138, 583-602 (Миннеапольская конференция 1888 года).

______ , “Следы пионеров”, с. 193.

У.А. Спайсер, “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 33, 51, 52, 95, 99, 110, 111.

Елена Г. Уайт, “Жизненные очерки”, сс. 309-330.

Ф.М. Уилкокс, “Свидетельство Иисуса”, с. 109.

Годы в Австралии – 1891-1900.

Л.Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 198, 433-436.

А.Г. Даниэлс, “Пребывающий дар пророчества”, сс. 308-321, 364, 365.

“Наше твердое основание”, том 1, сс. 220, 222, 231-233.

А.У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 645-652.

______ , “Последний легион Христа”, с. 145.

______ , “Свет светит”, сс. 81-84, 139-141.

У.А. Спайсер, “Первые дни Адвентистского движения”, с. 187.

______ , “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 65, 66, 94, 101, 115-119, 121-123.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, с. 206.

______ , “Жизненные очерки”, сс. 331-379.

Ф.М. Уилкокс, “Свидетельство Иисусово”, с. 77.

Заключительные годы служения – 1900-1909.

Л.Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 45-47, 55, 97-99, 129, 197, 374-377, 384-388.

А.Г. Даниэлс, “Пребывающий дар пророчества”, сс. 322-356.

А.У. Сполдинг, “Последний легион Христа”, сс. 28-177 (сс. 29-54, Генеральная Конференция 1901 года; сс. 73-85, перенос центра), 182, 183, 213, 216, 217, 153-259, 261.

_______ , “Свет светит”, сс. 85-87.

У.А. Спайсер, “Первые дни Адвентистского движения”, сс. 188, 189.

_______ , “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 53-55, 106, 107.

Елена Г. Уайт, “Христанский опыт и учения”, с. 192.

_______ , “Жизненные очерки”, сс. 379-424.

Ф.М. Уилкокс, “Свидетельство Иисусово”, сс. 50-54, 87-89, 124, 125.

Последние годы – 1909-1915.

Л.Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 51-53.

А.Г. Даниэлс, “Пребывающий дар пророчества”, сс. 357-359, 367, 368.

А.У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 75, 76, 580, 581.

______ , “Последний легион Христа”, сс. 191-193, 253-268.

______ , “Свет светит”, сс. 87-91.

У.А. Спайсер, “Первые дни Адвентистского движения”, с. 201.

______ , “Дух Пророчества в Адвентистском движении”, сс. 110, 125-128.

Елена Г. Уайт, “Христианский опыт и учения”, с. 255.

______ , “Жизненные очерки”, сс. 416-480.

Ф.М. Уилкокс, “Свидетельство Иисуса”, сс. 42-49, 115-117, 159, 160.

История колледжа медицинских евангелистов.

А.Г. Даниэлс, “Пребывающий дар пророчества”, сс. 354-362.

Д.Е. Робинсон, “История нашей вести о здоровье”, сс. 293-347.

А.У. Сполдинг, “Последний легион Христа”, сс. 151-161.