16. Книги Елены Г. Уайт

Елену Уайт лучше всего знают по ее книгам, которые в настоящее время собраны в сорока пяти томах. Еще в 1914 году Джордж Уортон Джеймс, который был лично знаком с г-жой Уайт, выступил со следующим заявлением: “Эта выдающаяся женщина,.. почти не имеющая формального образования, написала и издала больше книг, которые распространяются большим тиражом и на большем количестве языков, чем письменные сочинения любой другой женщины в истории человечества”. – “Калифорния, романтическая и прекрасная”, сс. 319, 320. Вести, содержащиеся в этих томах, прямо или косвенно затронули десятки тысяч жизней во всем мире. Многие, ничего не знавшие о жизни и характере автора, купили или позаимствовали одну или более книг и, прочитав их, получили огромное благословение. Тысячи других людей, знающих о жизни и труде Елены Уайт, покупают все больше и больше ее книг, чтобы иметь быстрый доступ ко всем ее советам.

Знание истории написания книг имеет большое значение для всеобъемлющего понимания тех важных вестей, которые в них содержатся. Обстоятельства, условия и вдохновение, способствовавшие появлению этих томов, проливают свет на их смысл и значение. Чем больше человек сможет проникнуть в жизненный опыт писательницы, тем полнее он поймет последовательность изложенных мыслей и сможет воспользоваться ими в своей практической жизни. Мы признаем этот принцип в нашем исследовании библейских книг и их авторов. Каждый раз, когда мы узнаем нечто новое о Иеремии, его окружении, обстоятельствах, в которых он трудился или лучше знакомимся с общим историческим контекстом его жизни, наши углубляющиеся познания позволяют нам точнее истолковывать смысл написанных им слов. Именно по этой причине современная археология внесла такой огромный вклад в наше понимание библейских вестей.

История создания книг Елены Уайт настолько интересна, что могла бы занять еще один дополнительный том. В одной главе мы сможем коснуться лишь некоторых книг, но прилежный исследователь сможет продолжить исследования и получить более полную информацию по этому вопросу, которая не только углубит его познания в истории, но также обострит и его (или ее) духовное восприятие. Главное внимание мы уделим истории создания знаменитой серии книг под общим названием “Конфликт веков”, а также “Свидетельствам для Церкви”. Если не считать еще нескольких небольших книг это самые известные и популярные книги Елены Уайт, изданные наибольшим тиражом. Но перед тем, как мы перейдем к этим книгам, мы обратим внимание на более ранний том.

“Опыт и видения”

Свою первую книгу Елена Уайт предварила таким комментарием: “По просьбе моих дорогих друзей я согласилась сделать краткий обзор своих духовных опытов и видений в надежде, что это ободрит и укрепит смиренных и верующих детей Божьих”. – “Ранние произведения”, с. 11.

В предисловии ясно проглядывает надежда автора на то, что эта книга будет не просто ответом на просьбу друзей изложить в письменном виде случаи из ранней жизни и деятельности г-жи Уайт, но и выполнит более высокое предназначение. В то время существовало сильное предубеждение против видений в целом. Некоторые допускали видения в среде верующих во Второе пришествие, но не желали принимать другие адвентистские взгляды. Даже среди тех, кто был верен делу адвентизма, были люди, которые не видели никакой нужды в проявлении пророческого дара. Джеймс Уайт соглашался, что у этих людей были веские причины для скептицизма. Всюду преобладали ложные видения и фанатизм; месмеризм и спиритизм укрепляли неверие во все, что было хоть как-то связано со сверхъестественными явлениями.

(Наверху) Титульный лист книги Елены Г. Уайт “Очерк христианского опыта и видений Елены Г. Уайт”. (Внизу) Предисловие к книге, написанное Джеймсом Уайтом.

Ввиду неблагосклонного отношения верующих к видениям в целом, а также смешивания истинных видений с ложными проявлениями, Джеймс Уайт коротко, но убедительно выступил в защиту дара пророчества в последние дни. Он выразил надежду на то, что появление книги послужит ободрением для тех, кто уже убедился в обоснованности притязаний г-жи Уайт на получение видений, и доказательством для сомневающихся и активно противящихся этому дару.

Менее чем за семь лет до издания “Опыта и видений” в декабре 1844 года, Елена Гармон получила первое свое видение. Хотя некоторые письма к частным лицам, в которых она описывала свои видения, были изданы получившими их людьми, немногие были доведены до сведения широкой общественности. Джеймс Уайт напечатал семь статей Елены, написанных ею в 1849 и 1850 гг. в своем журнале “Истина для настоящего времени”. В четырех из них речь шла непосредственно о том, что она видела в видении. В двух других встречались фразы типа “Я видела” и “Господь показал мне”, наряду с некоторыми советами и наставлениями. В одной статье говорилось о видениях, которые были изданы без ее согласия. В каждой статье что-то говорилось о видениях, но полной картины сложиться не могло. Вполне естественно, что некоторые вещи, в том числе ее первое видение, нужно было рассмотреть вкупе с другими, ранее неопубликованными видениями. Вместе с кратким биографическим очерком они были изложены в таком виде, чтобы все, кто пожелает ссылаться на них, могли легко найти их. Сначала вышла брошюра на 64 страницах. Она заканчивалась следующим предложением: “Я хотела бы сказать тем, кто мог бы распространять эту книгу, что она предназначена только для искренних людей, а не для тех, кто готов высмеивать откровения Духа Божьего”. Важно отметить, что в абзаце, который непосредственно предшествует этому последнему предложению, подробно описывается отношение Елены Уайт к Библии. Она также говорит о том, как ее сочинения соотносятся с Божьей Книгой.

“Я рекомендую тебе, дорогой читатель, Слово Божье, как правило веры и практической жизни. Это Слово будет судить нас. В этом Слове Бог обещал дать видения в “последние дни”, не для того чтобы дать новое правило веры, но чтобы утешить Свой народ и исправить тех, кто уклонился от библейской истины. Именно так Бог поступил и с Петром, когда собирался послать его проповедовать язычникам. Деяния X”. – “Опыт и видения”, с. 64.

Спустя три года, в 1854 году к книге “Опыт и видения” было добавлено Дополнение на сорока восьми страницах, в котором были описаны несколько последующих откровений. Две брошюры, перепечатанные в 1882 году, составляют первые два раздела в книге “Ранние произведения”.

Серия “Конфликт веков”

Последний том под названием “Пророки и цари” из изданных пяти томов серии “Конфликт веков” вышел из печати в 1916 году; однако эта серия уходит корнями к середине девятнадцатого века.

Весной 1858 года в Ловетт Гроув, штат Огайо, насчитывалось около сорока человек, соблюдавших субботу. Они не так давно приняли адвентистскую весть, благодаря трудам Джорджа У. Хольта. Планировалось, что пастор и г-жа Уайт проведут встречи с вновь уверовавшими в субботу 13 марта и в воскресенье утром, 14 марта во время своей поездки по штату Огайо. Служения были проведены в здании школы, как было запланировано. Но в воскресенье днем было проведено еще одно незапланированное собрание. Умер молодой человек из общины, и пастора Уайта попросили проповедовать на его похоронах. Он проповедовал непринужденно и сказал сильную проповедь.

Когда он закончил проповедь и сел на свое место, г-жа Уайт почувствовала побуждение от Духа Святого проповедовать о пришествии Иисуса Христа и воскресении. Она говорила о надежде христианина и небесных радостях. Во время проповеди на нее сошел Дух Божий, и она была восхищена в видении. Это видение продолжалось два часа, и все это время она совершенно не сознавала, что происходит вокруг нее. Перед ее глазами прошли яркие сцены и многочисленные сцены великой борьбы между Христом и сатаной, начиная с сотворения мира, и кончая тем временем, когда Христос вернется на землю в третий раз, чтобы уничтожить грех и грешников. Сделанное позднее общее высказывание, включающее в себя как видение в Ловетт Гроув, так и другие видения, дает нам понимание того, что именно было открыто Елене Уайт.

“Посредством Святого Духа автору этих строк были открыты подробности непрекращающегося противостояния между добром и злом. Время от времени мне позволялось следить за фрагментами великой борьбы между Христом, Князем жизни, Источником нашего спасения, и сатаной, князем зла, породившим грех, первым нарушителем святого Закона Божьего. Враждебность сатаны ко Христу всегда проявляется в гонениях на Его последователей. Вся история прошлого отмечена неизменной ненавистью к принципам Закона Божьего, постоянными попытками выдать ложь за истину, Закон Божий подменить человеческими уставами, заставить людей поклоняться и служить твари вместо Творца. На протяжении всех столетий сатана с неистощимой энергией и решительностью старался в ложном свете представить характер Бога, дать людям искаженный образ Творца и таким образом вместо любви внушить страх и ненависть к Нему; предать забвению Божественный закон и освободить людей от Его требований; он с неумолимой яростью преследовал тех, кто осмеливался сопротивляться его обману. Этот дух можно видеть в истории патриархов и пророков, апостолов, мучеников и реформаторов”. – “Великая борьба”, Вступление, с. x.

Как уже ранее говорилось, это видение 1858 года было не первым откровением великой борьбы, данным г-же Уайт. В 1860 году, рассказывая об этом видении, она сказала следующее:

“Во время видения в Ловетт Гроув я видела, в основном, все то, что мне было показано десять лет тому назад в отношении многовековой борьбы между Христом и сатаной, и мне было велено изложить все это в письменном виде”. – “Жизненные очерки”, с. 162.

Когда видение окончилось, похоронное служение было завершено, и люди, набившиеся в небольшое школьное здание, вернулись домой, находясь под глубоким впечатлением того, что они увидели.

На следующий день Уайты отправились домой в Баттл-Крик. В г. Фремонт, штат Огайо, они сели на поезд, направлявшийся в Джексон, штат Мичиган. Большую часть пути они обсуждали свои недавние опыты и составляли план писательской и издательской работы, с тем чтобы изложить полученные откровения относительно великой борьбы. Им казалось, что этим г-жа Уайт должна заняться в первую очередь после возвращения домой. Однако они едва ли сознавали в полной мере значение того предупреждения, которое было дано во время видения.

“Мне было показано, что хотя мне придется сражаться с силами тьмы, ибо сатана предпримет энергичные усилия, чтобы помешать мне, я должна возложить упование на Бога, и ангелы не оставят меня в этой борьбе”. – Там же.

Первая попытка сатаны помешать опубликованию видения не заставила себя долго ждать. В Джексоне они остановились погостить у своих старых друзей, семьи Даниэла Р. Палмера. В то время Даниэл Палмер был членом Издательского совета по изданию журнала “Адвентист Ревю и Субботний вестник”, состоявшего из трех человек. До этого г-жа Уайт чувствовала себя нормально, и нападение врага застало врасплох всех, кроме ангелов, помощь которых во время борьбы была обещана. Вот как г-жа Уайт описывает случившееся:

“Мы недолго пробыли в доме Палмеров. Однажды, когда я разговаривала с сестрой Палмер, мой язык отказался произносить то, что я желала сказать. Он казался большим, распухшим и онемевшим. Странный холод сжал мне сердце, прошел через голову и вниз по правой половине тела. На какое-то время я потеряла чувствительность, но пришла в себя, услышав голос, который искренне молился. Я попыталась пошевелить левыми конечностями, но они были абсолютно беспомощными. Какое-то время я вообще не надеялась остаться в живых. У меня это был третий инсульт, и хотя я находилась всего в восьмидесяти километрах от дома, я не надеялась снова увидеть своих детей. Я вспомнила славное время, которое провела в Ловетт Гроув, и решила, что это было мое последнее свидетельство, поскольку уже смирилась с мыслью о скорой смерти”. – “Жизненные очерки”, сс. 162, 163.

Молитва о ее выздоровлении продолжалась. Прошло совсем немного времени, и она почувствовала в своих конечностях то, что она называла “легким покалыванием”. Вскоре она уже смогла двигать ими.

Молитва продолжалась, “сила сатаны была сломлена”, и на следующий день она достаточно окрепла, чтобы вернуться домой. До полного выздоровления было еще долго, но состояние ее с каждым днем улучшалось. Все еще сильно страдая, она начала описывать показанную ей великую борьбу.

“Поначалу я могла написать за день всего одну страницу, после чего мне приходилось отдыхать три дня; но мере продвижения работы мои силы прибывали. Онемение в голове не затуманивало мой рассудок, и еще до того как я закончила эту работу (“Духовные дары”, том 1), ощущение шока полностью прошло”. – Там же, с. 163.

Несколько позднее стал не только понятен смысл этого приступа, но и было дано обетование на будущее.

“Во время конференции в Баттл-Крике в июне 1858 года мне было показано в видении, что во время внезапного приступа в Джексоне сатана намеревался лишить меня жизни, чтобы я не смогла написать того, что мне было велено; но ангелы Божьи были посланы мне на помощь. Среди прочего я также видела, что Господь благословит меня лучшим здоровьем, чем до удара”. – Там же.

На последней странице номера “Ревю энд Геральд” от 24 июня 1858 года среди объявлений было напечатано следующее уведомление:

“’Великая борьба’. – Это название произведение, которое в данный момент печатается. Оно принадлежит перу г-жи Уайт. Это описание ее видений о великой борьбе между Христом и Его ангелами, с одной стороны, и дьяволом и его ангелами, с другой стороны – со времени грехопадения сатаны до самого завершения этого противоборства по окончании тысячи лет, согласно Откровению 20, когда Божья Вселенная будет навсегда избавлена от греха и грешников. В этой книге будет от двухсот до трехсот страниц. Стоимость этого издания в аккуратном муслиновом переплете – 50 центов”.

В номере “Ревю энд Геральд” за 9 сентября сообщалось, что книга “Духовные дары” или “Великая борьба” в настоящее время высылается всем, кто ее заказывал”. Р.Ф. Коттрелл написал вступительную статью к этой книге, в которой изложил свои доводы, почему нам следует верить в преемственность духовных даров. На 219 страницах этой книги были описаны только главные события в этой великой борьбе. Более подробное описание было делом будущего.

Репродукция титульного листа книги “Духовные дары”, том 1. Ее содержание, в том числе вступление, было включено в книгу “Ранние произведения”, сс. 133–295.

На титульном листе мы читаем:

ДУХОВНЫЕ ДАРЫ

ВЕЛИКАЯ БОРЬБА

Между

Христом и Его ангелами и сатаной и его ангелами

ЕЛЕНА Г. УАЙТ

БАТТЛ-КРИК, МИЧИГАН

Издано Джеймсом Уайтом

1858

“Духовные дары”, том 2

Чтобы проследить хронологическое развитие серии томов известных под названием “Духовные дары”, тома 1 – 4, нужно познакомиться с историей развития расширенного описания великой борьбы. “Духовные дары”, том 2 – это автобиографическое произведение, имеющее подзаголовок “Мой христианский опыт”. Эта книга включала в себя более трехсот страниц в отличие от шестидесяти четырех страниц первоначальной книги “Опыт и видения”. План этой книги предшествовал плану книги “Великая борьба”, но работа была отложена до тех пор, пока не было издано видение о великой борьбе. И снова взгляд на предисловие позволяет понять, по каким причинам была написана расширенная история жизни.

“Возвестив свое свидетельство, распространив несколько книг с описанием моих видений в восточных, центральных и западных штатах и завязав множество приятных знакомств, я посчитала своим долгом дать моим друзьям и миру очерк моего христианского опыта, видений и трудов в связи с возникновением и развитием вести третьего ангела…

Поскольку мормоны часто поднимают крик, особенно на западе, когда слышат библейский аргумент о преемственности духовных даров, мне не терпелось, чтобы мои братья узнали о сути моего опыта и о том, где я его приобрела.

Находясь в Ноксвилле, штат Айова, в марте 1860 года, мы узнали, что некто заявил, будто знал меня и моего мужа двадцать лет тому назад, когда мы руководили мормонами в Нову! В то время мне было всего двенадцать лет.

Рассказ об этой работе, подкрепленный свидетельствами тех, кто был лично знаком с моим опытом и трудами за последние шестнадцать лет, могут помочь некоторым людям. Клевещущие языки не повредят мне недостойной. Но я писала в надежде принести какую-то пользу делу истины. И да присовокупит Бог Свое благословение, чтобы эта книга подкрепила и ободрила малое стадо”. – “Духовные дары”, том 2, сс. iii, iv.

Путь Божьего пророка редко был легким. Почти всегда начинались придирчивые расспросы и высказывались скептические замечания. Часто мотивы пророка подвергали сомнению, а его опыт критиковали. Иногда это было следствием предубеждения, а иногда невежества, но чаще всего – результатом открытого пренебрежения. Предупреждение, данное Иеремии, вполне могло относиться к любому другому пророку: “Они будут ратовать против тебя”. Иер. 1:19. Но предложение на этом не заканчивается. Оно продолжается: “Но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтоб избавлять тебя”. При чтении второго тома “Духовных даров” не возникает впечатления, что он был написан в качестве защиты. Единственная его цель состояла в том, чтобы изложить перед адвентистами и другими верующими факты, чтобы они были готовы принять собственное решение на основании изложенных доказательств.

“Духовные дары”, тома 3 и 4

В предисловии к “Духовным дарам”, том 3, г-жа Уайт заявила о своей цели представить на суд общественности “этот небольшой третий том”. Поскольку Библия скупа на похвалу, а также описание благородных поступков и святых жизней, но в ней много внимания уделяется грехам и отступничеству некоторых рабов Божьих, безбожники пытаются осудить всех библейских героев как недостойных людей. Елене Уайт в видении было дано сбалансированное представление о жизни этих людей, и она считала своим долгом описать этот свет. Она также упомянула, что готовит к изданию еще один том.

“Когда я начала писать, то надеялась все уместить в этом томе, но я обязана закончить описание истории евреев, разобрать жизнь Саула, Давида, Соломона и других, а также затронуть тему здоровья, поэтому мне придется написать еще один том”. – “Духовные дары”, том 3, с. vi.

Второй том “Духовных даров” был назван “Мой христианский опыт”. Это автобиографическое произведение, напечатанное в Баттл-Крике в 1860 году. На обложке написано:

ДУХОВНЫЕ ДАРЫ

МОЙ

ХРИСТИАНСКИЙ ОПЫТ

Видения и труды

В СВЯЗИ С ВОЗНИКНОВЕНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ВЕСТИ ТРЕТЬЕГО АНГЕЛА

ЕЛЕНА Г. УАЙТ

БАТТЛ-КРИК, МИЧИГАН

Издано Джеймсом Уайтом.

1860.

В первом томе “Духовных даров” дается обзор событий от грехопадения человека до Первого пришествия Христа без комментариев. Третий том начинается с описания творческой недели, затем дается расширенное описание истории Допотопного мира, рассказывается о Потопе и о последующих событиях вплоть до исхода сынов Израилевых из Египта, их прибытия в Синай и получения закона.

В первой половине четвертого тома речь идет о строительстве святилища, опытах израильтян, странствующих по пустыне и о первых царях Израиля до разделения царства, а заканчивается она разнообразными главами о здоровье, некоторыми личными опытами и предупреждением об обманчивых учениях относительно прогресса. Таким образом, в первом и третьем томах, а также в первой половине четвертого тома охватываются главные моменты истории от грехопадения сатаны до окончательного искоренения греха. Вместе с тем, эта история не была изложена подробно. Оставалось предпринять два важных шага, чтобы история великой борьбы приобрела тот вид, в котором она нам известна сегодня.

(Иллюстрация): Титульные листы томов 3 и 4 “Духовных даров”. В них описывались герои Ветхого Завета, а также принципы здоровья.

“Духовные дары”, тома 1 – 4

Адвентисты радушно приняли тома “Духовных даров”. Когда по прошествии некоторого времени все книги закончились, был сделан запрос на переиздание этого произведения. Вновь уверовавшие постоянно пополняли ряды Церкви, и им нужно было обеспечить доступ к истории великой борьбы, чтобы они получили духовное просвещение и руководство. Однако со времени издания этих томов г-же Уайт были даны дополнительные откровения, а другие видения были повторены в более подробном варианте. Она посчитала, что ей не следует допускать, чтобы книги были переизданы в старом виде, в то время как теперь она могла более полно изложить вести. Она попросила, чтобы ей дали время переписать и более полно изложить все темы. Были составлены планы издания четырех томов примерно по четыреста страниц в каждом, которые должны были заменить тома 1, 3 и 4 “Духовных даров”. Следует напомнить, что том 2 был автобиографическим и не содержал описание великой борьбы.

Том 1 “Духа Пророчества”, первый том этого расширенного комплекта, вышел из печати в 1870 году, тогда как другие выходили на протяжении четырнадцати последующих лет: том 2 в 1877 году, том 3 – в 1878 г., а том 4 – в 1884 г. Краткое описание некоторых изменений даст представление о том, как происходило это расширение. Три страницы первой главы первого тома “Духовных даров” под названием “Падение сатаны” были расширены до семи страниц под тем же названием в новой книге. Поскольку увеличился также и формат страниц, на них умещалось не в два, а в три или в четыре раза больше информации, чем в прежней книге. Вся история великой борьбы была значительно расширена и перестроена. В книгу было включено жизнеописание других героев Ветхого Завета, причем история их жизни излагалась намного подробнее. Если в “Духовных дарах” описание жизни Спасителя занимало пятьдесят семь страниц, то в книге “Дар Пророчества” на это ушло 670 страниц в томах 2 и 3.

Добавлялись новые персонажи и подробности, а также извлекались новые духовные уроки, в результате чего 600 страниц “Духовных даров”, посвященных истории борьбы, не превратились в более чем 1750 увеличенных страниц в книге “Дух Пророчества”.

Четвертый том “Духа Пророчества” под названием “Великая борьба” существенно отличается от трех других томов в серии тем, что он выходит за рамки библейской истории и рассказывает преимущественно о событиях, которые происходили вскоре после завершения библейского канона. В первой главе говорится о разрушении Иерусалима, которое имело место вскоре после того, как составление Нового Завета было завершено, хотя в библейской летописи это грандиозное событие не нашло отражения. Далее речь идет о гонениях на христиан в первые века христианской эры, о возникновении папства, о христианах в эпоху Темного Средневековья, о реформации, об Адвентистском движении, об обольщениях последних дней, об избавлении Божьего народа и о конце борьбы.

“Великая борьба”

Вскоре после издания “Великой борьбы” в 1884 году было обнаружено, что эта книга годится для продажи общественности, а также членам Церкви. Были добавлены иллюстрации, и вскоре подписное издание было готово для распространения. За четыре года после ее издания книга выдержала десять изданий. Всего было отпечатано и продано 50 000 экземпляров.

Г-жа Уайт провела в Европе почти полных два года с осени 1885 года и до конца лета 1887 года, выступая в собраниях, консультируя руководителей Церкви адвентистов седьмого дня и продолжая свою писательскую деятельность. Посещение ею многих исторических мест, ранее показанных ей в видении, дал ей возможность ярче и полнее описать некоторые события, показанные ей в видении. Исторические места, в которых она побывала, с новой силой воскресили в ее памяти те сцены, которые два или три раза проходили перед ее глазами в видениях.

Были составлены планы перевода “Великой борьбы” на основные европейские языки, и в связи с этим проектом она внесла дополнения в книгу, чтобы изложить эту тему как можно полнее и нагляднее. Она была издана в 1888 году.

В отличие от подписного издания 1884 года, которое считалось стандартным изданием с добавленными иллюстрациями, издание 1888 года было подготовлено с тем, чтобы распространять его среди широкой общественности. По этой причине было исключено несколько страниц, приемлемых для Церкви, но нежелательных для широкой публики. Один из примеров можно найти в главе “Сети сатаны”, страницы 518-530, в издании 1911 года. Некоторые части этой главы, описывающие работу сатаны через многих протестантских служителей и включенные в более раннее издание, были исключены из издания 1888 года, чтобы не оскорблять чувств верующих из других христианских вероисповеданий. Впоследствии пропущенные части были перепечатаны в других местах, чтобы адвентистские служители знали о них, – например, в книге “Свидетельства для служителей”, сс. 472-475, глава “Сети сатаны”, где этот материал снабжен примечанием внизу страницы: “Из четвертого тома книги ‘Дух Пророчества’ под названием ‘Великая борьба’ (1884 г.), гл. 27, сс. 337-340”.

Десятки тысяч экземпляров этого нового издания были распроданы, и к 1911 году печатные формы были настолько изношены, что пришлось заново набирать шрифт для “Великой борьбы”. Были предприняты и другие важные шаги с целью улучшить издание, предназначенное для широкой общественности. Были добавлены новые иллюстрации, были указаны источники исторических цитат, а в нескольких случаях некоторые цитаты из ранних изданий книги, авторство которых невозможно было установить, были заменены историческими цитатами с указанием источника. Вскоре после получения копии нового издания, г-жа Уайт написала о том, что довольна проделанной работой.

“Книгу ‘Великая борьба’ я ценю больше серебра или золота, и я очень хочу, чтобы она дошла до людей. Во время написания рукописи “Великой борьбы” я часто сознавала присутствие ангелов Божьих.

И много раз сцены, о которых я писала, заново проходили передо мной в ночных видениях, чтобы они не стирались в моем сознании… Я глубоко удовлетворена этим изданием”. – Елена Г. Уайт, Письмо 56, 1911.

Распространяемая в настоящее время “Великая борьба” перепечатана с издания 1911 года. Она издается в двух форматах: иллюстрированное издание в красивом переплете, которое обычно распродается литературными работниками среди широкой общественности, и книга меньшего формата без иллюстраций, которая обычно покупается членами Церкви. Нумерация страниц в иллюстрированных изданиях другая, но содержание то же самое.

“Патриархи и пророки”

После появления издания “Великой борьбы” 1888 года г-жа Уайт обратила внимание на более подробное изложение начала великой борьбы между Христом и сатаной. Если “Великая борьба” рисует окончание борьбы, то книга “Патриархи и пророки” рассказывает о том, как борьба начиналась. Рассказав о том, как грех возник еще до сотворения нашего мира, она затем описала историю древнего мира до царствования Давида включительно. Этот том вышел из печати в 1890 году как дополнение к “Великой борьбе”.

“Желание веков”

В четырех томах серии “Дух Пророчества” история жизни Христа занимает один полный том и более половины другого или более трети всех страниц, написанных в этой серии; и все же г-же Уайт казалось, что она написала недостаточно. После завершения книги “Патриархи и пророки” она снова обратила внимание на жизнь Спасителя. В своей переписке она часто пишет о желании расширить и завершить произведение, посвященное жизни Христа. Примерно в это время она на девять лет уехала в Австралию, и там она смогла осуществить ту работу, которую ей так не терпелось поскорее закончить.

В период с 1892 по 1898 годы она посвящала немалую часть своего времени написанию глав этой книги. Хотя Елена Уайт всегда писала необычайно старательно, вкладывая в каждую страницу всю свою душу, вряд ли какая-либо другая книга заставила ее так глубоко размышлять, посвящать себя и так ревностно молиться о Божественной премудрости, как эта. Ей очень хотелось описать жизнь Искупителя самым достойным образом. Нужно помнить не только о ее страстном желании наилучшим образом описать жизнь Христа, но и о физических страданиях, через которые ей пришлось пройти в процессе приготовления этой книги. Вскоре после прибытия в Австралию г-жа Уайт стала сильно страдать от воспалительного ревматизма. Одиннадцать месяцев подряд она терпела невыносимую боль. В это время она написала такие строки в письме к пастору О.А. Олсену, президенту Генеральной Конференции адвентистов седьмого дня:

“Воистину это время моей физической немощи, когда я нахожусь почти в полной зависимости от других людей. Для меня все это так ново, что я не перестаю поражаться, как можно так жить. Но хотя физически я беспомощна, в сердце я не ощущаю своего возраста.

На этой неделе мне удалось начать книгу о жизни Христа. О, как неумело и с каким трудом я выражаю словами то, что горит в моей душе, и что мне хочется рассказать о миссии Христа! Я едва осмелилась приступить к этой работе. Здесь нужно так много всего учитывать! О чем мне необходимо сказать, а от чего следует воздержаться? Я лежу с открытыми глазами все ночи напролет, умоляя Господа о том, чтобы Святой Дух сошел на меня и пребыл со мной. Я привожу на память слова: ‘Ибо без Меня не можете делать ничего’. Иисус действительно желает пребывать со Своим служителем в любых его делах и начинаниях. И причина, по которой многие не добиваются успеха, заключается в том, что они слишком много доверяют себе и не ощущают настоятельной потребности пребывать во Христе, когда идут вперед, чтобы взыскать и спасти погибших. Пока у них не будет ума Христова, и пока они не будут преподавать истину, как она отрыта в Иисусе, они не добьются многого. Я с трепетом хожу перед Богом. Я не знаю, как высказать или описать пером великую тему искупительной жертвы.

Я не знаю, как изложить эти темы с той живой силой, с которой они мне открыты. Я трепещу от страха, ибо боюсь принизить великий план спасения своими дешевыми словами. Я с благоговением и почтением преклоняю перед Богом душу свою и говорю: кто способен к сему? Как мне говорить, как писать моим братьям, чтобы они уловили лучи света, сияющего с небес? Что мне сказать?”. Письмо 40 Елены Г. Уайт за 1892 г.

После выздоровления г-жа Уайт не смогла уделять описанию жизни Христа столько времени, сколько ей хотелось. Она была призвана принимать активное участие в расширении работы адвентистов в Австралии. Проповедь, переписка, общие консультации и помощь занимали большую часть ее времени. Но понемногу, шаг за шагом она собирала материал из того, что было написано в прошлом, ибо она уже написала сотни страниц о жизни Христа. Новые статьи были написаны и выстроены в логической последовательности в отношении к ранее написанным статьям и подборкам. Затем были написаны дополнительные главы, чтобы заполнить пробелы и обеспечить связность повествования. Когда работа близилась к завершению, стало очевидно, что весь материал в одной книге не уместится. Притчи были изъяты и изданы в виде еще одной книги под названием “Наглядные уроки Христа”. Подробный анализ Нагорной проповеди стал основой для еще одной книги: “Мысли с горы благословения! Какая-то часть этих мыслей была также включена в книгу “Служение исцеления”. Книга “Желание веков”, подробное описание жизни Христа, была издана в 1898 году.

История жизни Господа, рассказанной в этих книгах, позволяет не только глубоко понять события из жизни Христа, но и приобрести жизненно важный христианский опыт. Жизненная сила и задушевность этих вестей объясняется не только и, наверно, не столько Божественными откровениями, открывшими ей так много подробностей из жизни Спасителя, сколько личным знакомством Елены Уайт с Иисусом. Она писала подруге в 1895 году: “Ты знаешь, что все, о чем я пишу и проповедую с кафедры и в частных беседах, – это жизнь Христа”. – Письмо 41, 1895. Христос был главной темой ее жизни и слов. Только такой живой опыт мог породить такую замечательную книгу как “Желание веков”.

“Деяния апостолов” и “Пророки и цари”

В расширенном описании борьбы веков оставалось два пробела – от начала царствования Соломона до окончания Ветхого Завета, а также от смерти Христа до окончания апостольского периода. Первой появилась книга, охватывавшая апостольский век. Как и в случае приготовления книги “Желание веков”, многое можно было взять из тех сотен страниц, которые уже были напечатаны, и охватывали многие события этого периода. Затем новые главы и другие части были написаны конкретно для готовящейся книги. В письме к одному из своих сыновей г-жа Уайт упоминает оба этих заключительных тома.

“Моя работа над книгой “Деяния апостолов” завершена. Через несколько недель у тебя будет свой экземпляр. Мне оказывали превосходную помощь в подготовке этого произведения к печати. Есть и другие произведения, которые я желаю предложить вниманию нашего народа, чтобы они продолжали говорить, когда мой голос умолкнет. Книга по истории Ветхого Завета (“Пророки и цари”), которую мы надеемся издать в следующую очередь, потребует серьезных усилий. Я благодарна за помощь, которую Господь мне оказывает в виде трудов верных, хорошо подготовленных работников, которые готовы выполнять эту работу по возможности в самые сжатые сроки”. – Письмо 88 Елены Г. Уайт за 1911 год.

К этому времени Елена Уайт достигла возраста восьмидесяти трех лет. Она знала, что у нее осталось немного времени для завершения тех задач, которые Господь поставил перед ней. Были предприняты спешные меры для того, чтобы закончить серию “Конфликт веков” до того, как ей придется сложить свое перо. Вскоре после завершения книги “Деяния апостолов”, была начата подготовка к изданию книги “Пророки и цари”. Работа осуществлялась так же, как и над прежними книгами. Она продвигалась медленно из-за многочисленных препятствий, но к февралю 1915 года задача была почти выполнена. Именно в это время с г-жой Уайт произошел несчастный случай, который приковал ее к постели и к инвалидному креслу до конца жизни.

Короткая цитата из книги “Жизненные очерки” рассказывает о том, как эта книга была окончена:

“Когда произошел несчастный случай в феврале 1915 года, была закончена вся книга, кроме последних двух глав, но и эти заключительные главы уже существовали в набросках и черновиках, что давало право говорить о скором завершении работы после включения дополнительного материала из подшивки ее рукописей”. – Страница 436.

Таким образом, на протяжении пятидесяти семи лет серия “Конфликт веков” разрасталась, в результате чего сегодня она представляет собой монументальный труд, включающий более 3600 страниц. Они дают нам ясное понимание библейской истории и ведут разум человека от восстания на небе через всю историю мира к тому дню, когда греху будет положен конец, и начнется вечность. Надеюсь, мы не исказим слов и намерений автора этих книг, если отнесем сформулированную ею цель написания одного тома “Великая борьба” ко всей серии.

“Изобразить картины великой борьбы между истиной и заблуждением; обнаружить лукавые замыслы сатаны и те средства, с помощью которых мы могли бы противостоять ему; исчерпывающим образом разрешить великую проблему зла, пролить свет на происхождение греха и путь окончательного избавления от него, с тем чтобы во всей полноте раскрыть справедливость и милость Бога в Его взаимоотношениях со всеми творениями; наконец, показать святость и непоколебимость Его Закона – вот для чего я трудилась. Моя искренняя молитва о том, чтобы эта книга помогла людям освободиться от власти тьмы и сделаться ‘участниками наследия святых во свете’ для прославления Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас”. – “Великая борьба”, с. xii.

Внимательный, серьезный читатель всех этих томов будет вынужден согласиться с тем, что автор достиг поставленной цели с помощью Божьей.

“Свидетельства для Церкви”

Бок о бок с серией “Конфликт веков” идет вторая фундаментальная серия книг под общим названием “Свидетельства для Церкви”.

Отличающиеся по своей сути от преимущественно исторических и биографических книг серии “Конфликт веков”, “Свидетельства” состоят из писем, статей, описания видений и проповедей, а также обращений, содержащих простое и прямое наставление относительно повседневной жизни. Хотя в них описываются общие принципы, все из которых могут быть применены в конкретных ситуациях, в иногда эти принципы разбираются на уровне частных ситуаций. Г-жа Уайт коротко объясняет предназначение этих томов во втором томе “Свидетельств”, на с. 608. Она цитирует слова, сказанные ей в пророческом сне. “Некто стоял возле меня”, – писала она, и в числе прочего сказал следующее: “Успех твой кроется в твоей простоте. Как только ты оставишь ее и будешь писать свидетельства ради удовлетворения самых взыскательных умов, ты лишишься силы. Почти все в этом веке искусственно и нереально. Мир изобилует свидетельствами, но они даются, чтобы польстить людям, на мгновение очаровать их и возвысить свое ‘я’. Твое свидетельство совсем другого рода. Оно должно доходить до мелочей жизни, оживлять умирающую веру и доводить до сознания верующих, что они обязаны сиять, как светильники в этом мире.

В конце апреля 1855 года верующие адвентисты собрались на совещание в Баттл-Крике, штат Мичиган. В своем отчете об этих встречах Джеймс Уайт писал в частности в “Ревю энд Геральд” от 15 мая 1855 года: “Собратья в Баттл-Крике и окрестностях в целом понимают нужды дела Божьего, и им не терпится открыть канцелярию “Ревю” в этом городе. Они могут и готовы это сделать и демонстрируют большое рвение освободить нас от тех забот и обязанностей, которые мы слишком долго исполняли. Климат, вода, арендная плата, цены на топливо, продукты и т.д. кажутся вполне благоприятными и говорят в пользу этой местности”.

С апреля 1852 года офис “Ревю” располагался в Рочестере, штат Нью-Йорк. На протяжении нескольких лет дело Божье развивалось медленно и болезненно. Комментируя сложившееся положение, Елена Уайт писала: “В 1855 году собратья в штате Мичиган позаботились о том, чтобы центр издательской работы переместился в Баттл-Крик. В то время долг моего мужа составлял где-то между двумя и тремя тысячами долларов; и все, что у него было помимо небольшой библиотеки, – это счета за книги, некоторые из которых были весьма сомнительными…

Заказов на издания было мало. Здоровье моего мужа было очень плохое. Его беспокоил кашель и жжение в легких, и его нервная система была расшатана”. – “Жизненные очерки”, с. 157.

В Баттл-Крике были люди, которые жаждали двигать вперед адвентистскую весть и, в то же время снять с Уайтов груз ответственности за издательское дело. Даниэл Р. Палмер, Кирений Смит, Дж.П. Келлог и Генри Лайон согласились дать беспроцентную ссуду – каждый по $300 для покупки участка земли и строительства на нем издательства. На участке 6 x 9 метров было построено двухэтажное деревянное здание. Примерно в то же время, неподалеку от него, был построен первый молитвенный дом адвентистов седьмого дня. Он был всего лишь 6 x 8 метров, но это было начало. Вскоре после переезда в Баттл-Крик обстоятельства решительно улучшились. Дружеская искренность верующих озаряла путь в будущее.

“С того времени, как мы переехали в Баттл-Крик, Господь начал возвращать наш плен. Мы нашли сочувствующих друзей в Мичигане. Они были готовы разделить наше бремя и восполнить наши нужды. Старые, испытанные друзья из центральной части штата Нью-Йорк и из Новой Англии, особенно из штата Вермонт, сочувствовали нам в наших скорбях и были готовы помочь нам в бедственное время. На конференции в Баттл-Крике в ноябре 1856 года Бог сотворил чудо. Он вдохнул в наше движение новую жизнь, и труд наших проповедников был успешен”. – “Жизненные очерки”, с. 159.

Последний номер “Ревю энд Геральд”, отпечатанный в Рочестере, был датирован 30 октября 1855 года. Ноябрьского номера не вышло. На следующем номере было написано: Баттл-Крик, Мичиган, 4 декабря 1855 года. Тем временем состоялась важная конференция. Джеймс Уайт отчитался об этой конференции в первом номере “Ревю”, разосланном уже из нового издательства в Баттл-Крике.

“С 16 по 19 ноября в “молитвенном доме” Баттл-Крика состоялось важное и необычайно интересное собрание. На нем присутствовали собратья Харт из Вермонта, Бейтс из Массачусетса, Бельден из Коннектикута и Ваггонер из Висконсина, равно как и внушительное число представителей из разных частей этого штата. 16 ноября было заключено соглашение, выраженное в призыве к конференции. 17 ноября в субботу собраться основательно исследовали и обсуждали вопрос о том, когда следует начинать субботу; 18 ноября братья Ваггонер и Бейтс провели три беседы; 19 ноября в молитве, выступлениях и исповедях звучала мысль об очевидном отходе Остатка от духа вести, и те, кто впервые ее принял, смиренно решили идти прямым путем. Высказывались искренние желания, и к Небу возносились пламенные молитвы о возвращении Духа посвящения, жертвенности и святости, который когда-то присутствовал в Остатке. Наш долготерпеливый и нежный Небесный Отец радовался упованию Своих детей и к их радости явил им Свою силу. Собратья расстались крайне воодушевленные, вдохновленные и взбодренные”. – “Ревю энд Геральд”, 4 дек. 1855 г.

В течение четырех лет, с 1851 по 1855 годы в “Ревю” появилось только четыре статьи для общего назидания, вышедшие из-под пера г-жи Уайт. В них не было ссылок на видения. Это был один из вопросов, включенных в повестку дня Баттл-Крикской Конференции, ибо некоторым было очевидно, что дело Божье страдало из-за того, что мало внимания уделялось Божьим откровениям. Благодаря этой конференции, собратья решительно изменили свое отношение к видениям и их изданию в газете.

“На нашей недавней Конференции, которая прошла в Баттл-Крике в ноябре, Бог сотворил для нас чудо. Мысли рабов Божьих обратились к дарам Церкви, и если раньше народ Божий вызывал неудовольствие Неба своим пренебрежительным отношением к духовным дарам, теперь появилась приятная перспектива того, что Его благоволение вернется к нам, и Он, по милости и благости Своей, снова возродит в нашей среде дары, и они будут жить в Церкви, чтобы ободрять отчаявшихся и изнемогающих, а также исправлять и обличать заблудившихся”. – Елена Г. Уайт в “Ревю энд Геральд”, 10 янв., 1856.

Опубликование первого свидетельства

О своем опыте на собрании, которое состоялось после закрытия конференции, г-жа Уайт писала: “20 ноября 1855 года во время молитвы Дух Господень внезапно и сильно снизошел на меня, и я была восхищена в видении” – “Свидетельства”, том 1, с. 113. Она записала то, что увидела в видении и прочла свои заметки в церкви Баттл-Крика. Примечание в конце свидетельства объясняет, почему было опубликовано содержание свидетельства.

“Мы, нижеподписавшиеся, бывшие свидетелями описанного выше видения, считаем крайне целесообразным его публикацию на благо Церкви в виду важных истин и предупреждений, которые в нем содержатся.

Иосия Бейтс М.Е. Корнелл

Дж.Н. Ваггонер Дж. Харт

Г.У. Амадон Урия Смит.

“Примечание. – Вышеупомянутое видение мы прочитали перед тридцатью шестью членами Баттл-Крикской церкви вечером 24 ноября, и они единодушно проголосовали за опубликование этого видения. Его можно получить, обратившись к Е.Г. Уайт, Баттл-Крик, Мичиган. Желающие содействовать распространению этого материала могут это сделать, оказав помощь в его издании. С.Т. Бельден” – “Свидетельство для Церкви”, 1855 г., с. 8.

Хотя тогда еще не было известно, что это первое из многих свидетельств, которые предстояло разослать Церкви и отдельным людям, а потом издать, в свое время оно получило название Свидетельство номер один. К восьми начальным страницам этого свидетельства было добавлено еще восемь, в результате чего получился памфлет на шестнадцати страницах. Тираж был небольшим, и брошюра бесплатно рассылалась верующим во многих штатах. В одной из заметок, напечатанных в “Ревю” 18 декабря 1855 года, говорилось:

“Я разослала (оплатив почтовые расходы) братьям в разных штатах около 150 экземпляров ‘Свидетельства для Церкви’.

Его можно получить, обратившись ко мне в Баттл-Крике, штат Мичиган. Я буду рада получить весточку от тех, кто получит его. Те, кто хотел бы посодействовать распространению этого материала, могут сделать это, оказав помощь в его издании. Е.Г. Уайт”.

Никто из получивших эти маленькие брошюры, не мог представить себе девять томов “Свидетельств для Церкви”, которые будут издаваться в Церкви таким огромным тиражом, как в наши дни. Когда в 1909 году были изданы 9 томов, Свидетельства №№ 1-37 насчитывали примерно пять тысяч страниц.

Весной 1856 года в Баттл-Крике состоялась еще одна конференция, и снова г-же Уайт были открыты в видении важные вопросы. И снова она записала то, что ей было показано, и прочитала этот материал группе. И снова те, кому это было прочитано, решили, что и это видение следует напечатать и распространять на благо других. В конце этого второго свидетельства для Церкви двое местных руководителей церкви написали пояснительную записку:

“Святым, находящимся в рассеянии:

Данное свидетельство было возвещено в присутствии почти ста братьев и сестер, собравшихся в доме молитвы, и оно произвело на них глубокое впечатление. После этого оно было прочитано в Баттл-Крикской церкви, которая единодушно проголосовала за ее опубликование на благо святых, находящихся в рассеянии.

Кирений Смит

Дж.П. Келлог”.

Как и первое свидетельство из этой серии, второе также распространялось бесплатно. К 1864 году вышло еще восемь свидетельств. Все десять памфлетов были изданы в бумажном переплете, и первые четыре были разосланы бесплатно. В 1864 году, когда был издан том 4 “Духовных даров”, к нему была добавлена вторая часть, включавшая в себя эти первые десять свидетельств. Во вступлении к этой части книги Елена Уайт писала:

На титульном листе “Свидетельства для Церкви” видно, что оно было напечатано в 1855 году. Около 150 экземпляров этого памфлета были разосланы разным членам Церкви.

“За последние девять лет, с 1855 по 1864 гг. я написала десять небольших памфлетов под названием ‘Свидетельство для Церкви’, которые были изданы и получили распространение среди адвентистов седьмого дня. Первое издание этих памфлетов уже разошлось, а спрос на них растет, поэтому было принято решение переиздать их в том виде, в каком вы найдете их в данном издании: опустив местные и личные вопросы, и оставив только те части, которые представляют собой общий и практический интерес и имеют большое значение. Большая часть Свидетельства № 4 войдет во второй том ‘Духовных даров’ и, следовательно, в данном томе его можно опустить. Е.Г.У.”

Переиздание Свидетельств в 1871 году

Хотя некоторые части первоначальных свидетельств были опущены в томе “Духовных даров”, в последующих изданиях они были напечатаны в том виде, в каком появились в первых памфлетах. Еще больше свидетельств было разослано с 1867 по 1871 гг. В 1871 году можно было приобрести экземпляры более поздних свидетельств, но в первоначальном своем виде свидетельства не печатались. Желание новых членов Церкви иметь полные комплекты Свидетельств обусловили необходимость переиздания более ранних свидетельств. Первые шестнадцать номеров были изданы целиком и переплетены в виде двух книг по пятьсот страниц в каждой, с последовательной нумерацией. Джеймс Уайт объяснял в предисловии:

“На протяжении шестнадцати лет г-жа Уайт издавала свои Свидетельства для Церкви в виде серии памфлетов, которых на сегодняшний день насчитывается двадцать. Но поскольку тираж первых номеров был невелик и уже полностью разошелся, мы не можем отправить весь цикл целиком многочисленным друзьям, которые приняли воззрения адвентистов седьмого дня. Поскольку спрос на эти Свидетельства велик, мы переиздаем их и предлагаем их в этом виде.

И мы счастливы это сделать ввиду того, что свидетельства, данные в трудных и все время меняющихся обстоятельствах последних шестнадцати лет, пропитанные все тем же благородным и возвышенным духом библейского благочестия, содержат в себе лучшие доказательства того, что они являются именно тем, на что претендуют.

В них есть вопросы местного и личного характера, которые не имеют непосредственного отношения к нашему времени. Но тем, кто выразил такое желание, мы передаем их целиком”. – “Свидетельства для Церкви”, изд. 1871 года, том 1.

В этом предисловии Джеймс Уайт затрагивает чрезвычайно важную мысль – не только в связи с этими конкретными свидетельствами, но и имеющую отношение ко всем произведениям Елены Уайт. Когда впервые были переизданы более ранние свидетельства, некоторые части не были в них включены, поскольку в них был включен такой материал, который не имел непосредственного отношения ко всем. В то время нам казалось, что нет необходимости издавать его повторно. Однако Джеймс Уайт подчеркивает, что если людям хочется его прочитать, то нет никаких оснований, по которым мы могли бы отказать им и не сделать его снова доступным. Как он выразился каждое свидетельство “пропитано вес тем же благородным и возвышенным духом библейского благочестия”. Более того, они “содержат в себе лучшие доказательства того, что являются именно тем, на что претендуют”.

Третье издание

В промежутке с 1871 по 1881 гг. были изданы свидетельства 17 – 30 – сначала в виде отдельных брошюр, а затем они были переплетены в одну книгу, хотя сохранилась страничная нумерация отдельных памфлетов. В 1882 году появилось Свидетельство 31, но издатели снова не смогли удовлетворить имеющийся спрос на полные комплекты Свидетельств либо в виде отдельных брошюр, либо в виде переплетенных томов. В 1883 году было решено переиздать Свидетельства 1 – 30. Однако прежде чем приступить к их изданию, нужно было принять некоторые чрезвычайно важные решения. В некоторых свидетельствах, написанных при крайне неблагоприятных обстоятельствах, были допущены грамматические ошибки, которые не были исправлены в процессе подготовки к изданию. Г-жа Уайт и ее помощники считали, что сначала нужно внести исправления, а потом уже предпринимать повторное издание вестей.

Этому вопросу придавалось такое значение, что он был вынесен на сессию Генеральной Конференции 1883 года для рассмотрения, чтобы руководители движения выразили свое отношение к данному вопросу.

Вот некоторые, решения, принятые на этой сессии и опубликованные в “Ревю энд Геральд” от 27 ноября 1883 г.:

“32. Поскольку некоторые из переплетенных томов “Свидетельств для Церкви” не напечатаны, а потому в канцелярии издательства нельзя приобрести полные комплекты и,

поскольку существует постоянный и неотложный спрос на переиздание этих томов,

решено рекомендовать их издание в виде четырех томов по семьсот – восемьсот страниц в каждом.

33. Поскольку многие из этих свидетельств были написаны при неблагоприятных обстоятельствах, и писательница слишком несла на своих плечах тяжелое бремя беспокойства и трудов, чтобы при этом еще обращать внимание на совершенство грамматики, и поскольку они печатались в такой спешке, которая не позволяла исправлять эти недочеты и,

поскольку мы верим, что свет, который Бог посылает Своим рабам, просвещает их ум и дает им верные мысли, но не сами слова (разве что в редких случаях), которыми следует выражать эти идеи,

решено, что при переиздании этих томов следует внести такие словесные изменения, чтобы, по возможности, устранить вышеозначенные несовершенства, ни в коей мере не меняя при этом сами мысли, и далее

34. решено, что данный орган назначит комитет из пяти человек, которому будет поручено переиздать эти тома в соответствии с вышеуказанными пожеланиями и решениями”.

Это было просто признанием того принципа, что ни библейские писатели, ни Елена Уайт не получали свои вести под диктовку. Г-жа Уайт все время стремилась подготовить свои книги таким образом, чтобы ясно и привлекательно изложить в них все то, что ей было показано.

Если исправление незначительных грамматических ошибок могло сделать книги более привлекательными, чтобы они лучше представляли возвышенный и святой характер изложенных в них мыслей, то разве не следовало как можно скорее внести эти исправления, тем более, что они ни в коей мере не меняют смысл вестей? Некоторые люди могли отвернуться от всей вести только потому, что некоторые ее части были изложены не в лучшем виде.

В 1885 году новое издание свидетельств было готово для распространения. Необходимые исправления были одобрены г-жой Уайт, печать осуществлялась на страницах более крупного формата и более ясным шрифтом, и тридцать свидетельств появились в четырех томах. Это тома 1 – 4 нынешнего комплекта из девяти томов “Свидетельств для Церкви”. В “Предисловии к третьему изданию” было включено следующее пояснение, указывающее на два дополнительных вида незначительных изменений:

“В первые напечатанных Свидетельствах пустоты или инициалы обычно заменяли имена людей, к которым были адресованы эти вести. В настоящем издании они заменены буквами алфавита, начиная с буквы А в каждом номере.

В ранних видениях очень часто употреблялась фраза ‘я видела’. Так как автор считает эти частые повторения ненужными, и поскольку они не являются частью описания видений, в некоторых случаях они были опущены. Ради достижения ясности и убедительности мысли были внесены некоторые грамматические и риторические изменения. При внесении этих изменений соблюдались повышенные меры осторожности, чтобы идеи остались в нетронутом виде, и чтобы были опущены лишь те слова и фразы, которые представляют собой ненужные повторы”. – “Свидетельство для Церкви, 3-е издание, 1885 г., том 1, сс. iii, iv.

Тома “Свидетельств” продолжали издаваться до тех пор, пока в 1909 году из печати не вышло тридцать семь пронумерованных памфлетов и книг. Эти тридцать семь свидетельств образуют комплект из девяти томов, переплетенных отдельно или в виде четырех книг.

В этих книгах мы находим исполнение процитированного ранее поручения: “Твое свидетельство… должно затрагивать даже жизненные мелочи, не давать угаснуть слабой вере и внушать верующим, что они призваны сиять как светильники в мире”. – Там же, том 2, с. 608.

С их помощью Церковь узнала о Божьем методе применения великих принципов христианской жизни, изложенных и проиллюстрированных в Библии. В них внимание жителей двадцатого века сосредоточено на лучах света, упущенных из виду в прошлые века. В этих книгах светит “меньший свет, призванный вести людей к большему свету”. – “Служение литературного евангелизма”, с. 125.

В книгах, известных под названием “Свидетельства” свет не только видим, но и каждая книга Елены Уайт, как ни одна другая книга, позволяет понять Св. Писания. Они ни в коем случае не занимают место Библии, давая все необходимые изменения -–Бог не был намерен сделать их своеобразными костылями. Они не устраняют необходимости просвещения разума Духом Божьим, ибо именно Дух дает разумение через любое откровение. В 19-й главе нашей книги мы говорим о связи этих произведений с Библией. Прилежный исследователь, принимающий Библию как свое правило веры и жизни, сможет прийти к выводу, что сочинения Елены Уайт оказали ему неоценимую услугу в деле более глубокого проникновения в Библию. Они также помогут ему применять библейское учение при решении современных проблем, по мере его или ее подготовки ко Второму пришествию Иисуса Христа.

“Сокровища свидетельств”

Ввиду очевидной невозможности издать все книги Елены Уайт на основных языках мира, не говоря уже о диалектах и наречиях, Комитет Генеральной Конференции рекомендовал двенадцать томов в качестве введения в библиотеку Духа Пророчества, которое следует издать на основных языках мира. Поскольку в девяти томах “Свидетельств для Церкви” содержится столько страниц, сколько было запланировано для этих двенадцати томов, были предприняты шаги к тому, чтобы сделать наиболее представительную и сбалансированную выборку размером примерно в одну треть от общего объема Свидетельств. В результате появились три сжатых тома под общим названием “Сокровища Свидетельств”.

Прецедент таких выборок был дан самой г-жой Уайт в 1864 году, когда были переизданы первые десять томов Свидетельств. В этой главе мы уже цитировали следующее ее высказывание:

“Первое издание этих памфлетов уже разошлось, а спрос на них растет, поэтому было принято решение переиздать их в том виде, в каком вы найдете их в данном издании: опустив местные и личные вопросы, и оставив только те части, которые представляют собой общий и практический интерес и имеют большое значение”. – “Свидетельства для Церкви”, №№ 1-10, переизданные в “Духовных дарах”, том 4.

Эта выборка статей охватывает все важные части наставлений, данных в “Свидетельствах”. В большинстве случаев использовались полные статьи, но некоторые фрагменты длинных статей были опущены. Имеются указания на все случаи опущений. Мы избегали повторения наставлений. Вполне естественно, что автор, который пишет многим людям и группам людей на протяжении длительного периода времени, снова и снова затрагивает одни и те же темы. Например, в “Свидетельствах” есть три важные статьи на тему десятины. Из них была выбрана самая длинная, и в нее были включены параграфы из других статей, для более полного освещения вопроса. Ничего действительно важного в этих трех статьях не было опущено. Аналогичная процедура была использована при собирании материала для всех других тем. Либо в начале, если это статьи, или в конце, если это более короткие выборки, указан первоисточник, чтобы человек мог посмотреть, как этот вопрос изложен в более полном издании. В раздел статей были также включены несколько важных статей, имеющих характер свидетельства. В них идет речь о важных темах, не представленных в “Свидетельствах”, но появляющихся в других местах английских изданий книг Елены Уайт и не доступных на других языках.

“Сокровища Свидетельств” не должны подменять весь цикл Свидетельств. Первоначально они были составлены для перевода на другие языки, поскольку оригиналы слишком объемны для этой цели. Однако эти три небольших тома выполняют важную роль и для англо-говорящих читателей.

Они лучше приспособлены для последовательного чтения, чем более крупные тома, которые многие используют преимущественно для ссылок. Более низкая цена делает “Сокровища Свидетельств” доступными для многих семей, особенно в других странах, где читают по-английски, которые в противном случае не смогли бы закупить большие тома наставлений. Теперь может быть достигнута цель, которую поставила г-жа Уайт: “’Свидетельства’ должны быть в каждой семье, соблюдающей субботу”. – “Свидетельства для Церкви”, том 4, с. 390.

Заключение

1. Знание истории написания книг Елены Уайт создает основу для лучшего понимания самих книг.

2. Первая небольшая книга Елены Уайт называлась “Очерк христианского опыта и видений Елены Г. Уайт.

3. Два главных комплекта книг из центра произведений Елены Уайт – серия “Конфликт веков” и “Свидетельства для Церкви”.

4. Серия “Конфликт веков” разрабатывалась посредством следующих шагов:

А. “Духовные дары”, том 1.

Б. “Духовные дары”, тома 3, 4.

В. “Дух Пророчества”, тома 1-4.

Г. Серия “Конфликт веков”.

5. “Свидетельства для Церкви” были написаны в том виде, в каком мы имеем их в настоящее время. Многие поначалу издавались отдельно, в виде памфлетов, а затем переплетались в книги.

Для изучения и обсуждения

1. Видите ли вы преимущества и неудобства того метода, посредством которого создавалась серия “Конфликт веков”? Могли бы они быть более удовлетворительными, если в первом же издании глава за главой была описана вся история?

2. Какое отношение к вопросу вдохновения имеет серия “Конфликт веков” к тому способу, которым она развивалась на основе первоначального, простого описания? Можно ли считать, что каждая последующая стадия была результатом вдохновения свыше?

3. Если книги из серии “Конфликт веков” полностью согласуются с библейской историей, как вы объясняете тот факт, что в них есть детали, не упомянутые в Библии?

4. Сравните способ наставления в некоторых книгах серии “Конфликт веков” с тем, который используется в девяти томах “Свидетельств для Церкви”. Какие сходства и различия вы замечаете? Охватываются некоторые вопросы в обеих сериях?

5. Просмотрите содержание и несколько глав из “Сокровищ Свидетельств”, чтобы увидеть тематический охват. Обратите внимание на ссылки в конце разделов. Затем обратитесь к источникам в “Свидетельствах”, чтобы понять обстановку и получить дополнительную информацию.

Диаграмма

(См. диаграмму на последних листах)

Пояснительное примечание: на диаграмме “Развитие некоторых книг Елены Г. Уайт” в простой форме изображена связь между выходом в свет и содержанием различных книг Елены Уайт, подготовленных до и после ее смерти. Первые видения легко прослеживаются от их первого издания в статьях и брошюрах до современной книги “Ранние произведения”. “Объяснение” некоторых неправильно понятых высказываний в первоначально изданных видениях в расширенном виде перенесено в книгу “Ранние произведения”. Оно помещено в середину этой книги. На диаграмме также показано, как видения о великой борьбе были впервые опубликованы в 1858 году, а затем все время развивались вплоть до последнего раздела книги “Ранние произведения”. На ней также показано, что они были изложены в расширенном варианте сначала в четырех томах “Духа Пророчества” (1870-84) и, наконец, в серии “Конфликт веков” (1888-1916).

Нынешние книги представляют собой расширенное, переписанное повествование, основанное на основополагающем видении о великой борьбе 1858 года и многих последующих видениях, в которых эта тема была открыта автору намного полнее.

“Свидетельства для Церкви” начались с одного шестнадцатистраничного памфлета, изданного в 1855 году. Вместе с двадцатью девятью другими аналогичными, но более крупными памфлетами, он был переиздан в 1885 году в виде первых четырех томов “Свидетельств”. В этом виде они дошли и до нас. Затем этот цикл был увеличен до девяти томов путем добавления пяти других томов в последующие годы. Более ранние статьи были перепечатаны, и серия была пополнена пятью дополнительными томами.

Будет отмечено, что целый ряд книг своими корнями уходят в более ранние тома, особенно в “Свидетельства”. В некоторых случаях главы или части глав превратились в главы более поздних изданий, таких как “Христианское образование” (1894) или “Служители Евангелия” (1892). В других случаях материал, первоначально изложенный в ранее изданных книгах, был перепечатан и значительно дополнен г-жой Уайт в более поздних произведениях. См. “Христианское воздержание и библейская гигиена” (1890) и “Служение исцеления” (1905). Такое переписывание и расширение объясняется, во-первых, тем, что автору открывалась все более широкая панорама событий; во-вторых, быстро расширяющейся работой адвентистского вероисповедания и в-третьих, расширяющимся распространением книг, некоторые из которых вышли за пределы церкви, чтобы служить нуждам нашего мира.

Книги, изданные после смерти Елены Уайт, являются компиляциями, составленными на основе ее более ранних ненапечатанных книг, периодических статей и рукописей. Полный список книг Елены Уайт можно найти в Приложении Б, на страницах 482-485.

Избранные ссылки

Артур Л. Уайт, “Елена Г. Уайт, вестница для Остатка”, сс. 55-67 (Развитие серии “Конфликт веков” и “Свидетельств для Церкви”).

Елена Г. Уайт, “Жизненные очерки Елены Г. Уайт”, сс. 161-163 (Видение о великой борьбе).