20. Место пророческого дара

В третьей главе “Пророки и их предназначение” были описаны некоторые способы, посредством которых Бог использовал пророков в библейские времена. Мы указывали на то, что их поле деятельности было весьма широким, и что они занимали важное место в истории народа Божьего. Они говорили за Бога, открывали Его намерения, укрепляли и направляли правителей, побуждали народ хранить верность Богу, протестовали против распространенных пороков, руководили самыми разными видами деятельности, учили народ и служители советниками, давая ценные советы относительно всех аспектов личной и государственной жизни. Обзор пророческого служения Елены Уайт не оставляет сомнений в том, что Бог использовал ее таким образом, чтобы она исполняла в Церкви Остатка ту роль, которую библейские пророки исполняли в древности.

Бог предвидел, какая ситуация возникнет в мире и в Церкви накануне Второго пришествия Христа, и Он позаботился о том, чтобы восполнить все нужды Своего народа. Мир должен услышать вечное Евангелие. Церковь должна возвещать весть Евангелия и в то же время готовиться к испытанию, которое постигнет ее в то время, когда мир отвергнет евангельское приглашение и обратится против нее. Обе эти задачи должны быть выполнены в самое трудное время во всей истории, когда человеческая слабость и склонность ко греху достигли наивысших пределов, когда грех и растление в мире распространяются быстрее, чем в любую предыдущую эпоху, когда сатане будет позволено предлагать людям самые коварные обольщения и самые сильные побуждения ко греху. Чтобы справиться с этой ситуацией, Господь предусмотрел служение особой вестницы, которая будет давать руководящие указания в соответствии с принципами Его Слова.

Обратите внимание на некоторые параллели между предназначением библейских пророков и миссией Елены Уайт в Церкви адвентистов седьмого дня.

1. Говорит от имени Бога. “В древности Бог обращался к людям устами пророков и апостолов. В наши дни Он обращается к ним через свидетельства Своего Духа. Никогда раньше Бог не наставлял Свой народ так серьезно относительно Своей воли и того, каким путем ему нужно идти”. – “Свидетельства”, том 4, сс. 147, 148; также том 5, с. 661. Г-жа Уайт неоднократно подчеркивала, что возвещает не свои вести, но Божье наставление для Его народа. Ее единственный авторитет заключался в том, что она говорит не от своего имени, а от имени Бога. “Я сама не обладаю особой мудростью, я лишь орудие в руках Господних, предназначенное совершать Его работу. Наставления, которые я даю письменно или устно, являются выражением света, посланного мне Богом”. – Там же, том 5, с. 691.

2. Открывает Божьи цели. В конце своего пребывания в Австралии Елена Уайт выступила перед делегатами Австралийской Унионной Конференции по вопросу Эвондейлской школы и ее работы. В своей речи она особо подчеркнула Божественное предназначение школы и миссионерский характер той работы, которую ей предстоит проделать. “Богу угодно, чтобы это место стало центром, наглядным уроком. Наша школа не должна подражать каким-либо американским или действующим австралийским школам. Мы взираем на Солнце Правды и стараемся по возможности улавливать каждый исходящий от Него луч…

Из этого центра мы должны отправлять миссионеров. Здесь их нужно обучать и давать им образование, а затем отправлять на острова морские и в другие страны. Господь хочет, чтобы мы готовились к миссионерской работе…

Нам предстоит великая и славная работа. Некоторые из присутствующих здесь, возможно, чувствуют, что должны отправиться в Китай или в другие страны, чтобы возвещать весть.

Таковым следует прежде поучиться и во время учебы испытать и проверить себя”. – Елена Г. Уайт в “Летописи Австралийской Унионной Конференции”, 28 июля, 1899 г., сс. 8, 9.

3. Укрепляет и направляет руководителей. Во время кризиса, вызванного решением известных теологических проблем, г-жа Уайт написала много писем руководителям вероисповедания, давая им подробные наставления о том, как им следует решать эти проблемы. Чтобы укрепить в них уверенность, что нужно действовать в согласии с данными наставлениями, она заявила: “Заняв твердую, мудрую и выверенную позицию, не делайте уступок ни в одном вопросе, по которому Бог дал ясный свет. Будьте такими же спокойными, как летний вечер, но такими же непреклонными как вечные горы. Пойдя на уступки, вы продадите все наше дело врагу”. – Елена Г. Уайт, Письмо 216, 1903 г. Напечатано в книге А.Г. Даниэлса, “Пребывающий дар пророчества”, с. 338.

А.Г. Даниэлс, который в то время был президентом Генеральной Конференции адвентистов седьмого дня, в частности, написал об одной такой серии писем и присовокупил следующий комментарий: “Твоя весть пришла как раз вовремя – если бы она была дана на день раньше, то это было бы слишком быстро. Я прочитал ее вчера совету, и она произвела глубокое впечатление… Посылаемые тобой вести настолько ясны, конкретны и практичны, что всем становится понятно: Бог ясно открыл тебе сложившуюся ситуацию. Это укрепляет в сердцах наших служителей уверенность в Дух Пророчества”. – Письмо А.Г. Даниэлса Елене Г. Уайт, 20 окт. 1903 г., в подшивках Канцелярии по изданию трудов Елены Г. Уайт.

4. Воодушевляет народ хранить верность. “Важность малых вещей часто недооценивается именно потому, что они малые; однако именно на них основывается действительный порядок в жизни. В жизни христианина нет несущественных вещей. Если мы недооцениваем важность малого в жизни, работа по формированию нашего характера будет постоянно подвергаться большим опасностям…

Только верность в малом можно приучить себя действовать верно и в случаях большой ответственности”. – “Наглядные уроки Христа”, страница 356.

“Славной будет награда верных служителей, когда они соберутся вокруг престола Бога и Агнца… Они будут стоять перед престолом, облагодатствованные в Возлюбленном. Все их грехи изглажены, все беззакония омыты. Теперь они могут смотреть на престол Божий во всей его немеркнущей славе. Они участвовали со Христом в Его страданиях, они вместе с Ним трудились над осуществлением плана спасения, и вместе с Ним они радуются, видя души, спасенные для Царства Божьего, чтобы там они славили Бога на протяжении всей вечности.

Мой брат, моя сестра, я призываю вас готовиться к пришествию Христа на облаках небесных”. – “Свидетельства”, том 9, с. 285.

Важное место в трудах Елены Уайт занимает воодушевление членов Церкви быть верными в личных делах, в деле Божьем и в духовной жизни. Ее данное Богом предвидение тяжелого времени, которое нас ожидает, наполняют ее труды такими настойчивыми и трогательными призывами, которые редко можно услышать в человеческом обществе.

5. Протестует против пороков. Нетрудно увидеть исполнение предсказания Христа о том, что пшеница и плевелы будут расти в Церкви вместе до времени жатвы. Но Бог никогда не допускал, чтобы зло процветало, не посылая при этом энергичных протестов через Своих призванных рабов. Он неоднократно использовал в этом качестве Елену Уайт.

“В Своем провидении Господь усмотрел различные способы обучения и предупреждения людей. Через прямые повеления и указания, через Священное Писание и Дух Пророчества Он открывает им Свою волю. Моя задача – прямо и открыто говорить об ошибках и промахах детей Божьих. То, что открылись грехи отдельных людей, вовсе не свидетельствует о том, что они хуже в глазах Господа, чем многие из тех, чьи грехи не нашли отражения в Свидетельствах.

Но мне было показано следующее: не мое дело – выбирать себе работу, я должна смиренно исполнять волю Божью. Ошибки и грехи, совершенные людьми, считающими себя христианами, записаны в наставление смертным, подверженным тем же искушениям. Опыт одного человека – это как свет маяка, предупреждающий остальных, что можно разбиться об опасные скалы”. – Там же, том 4, сс. 12, 13.

6. Руководит деятельностью. В ночь на 18 февраля 1902 года основное здание Баттл-Крикского санатория сгорело. 30 декабря того же года огонь уничтожил основное здание Издательской Ассоциации “Ревю энд Геральд”. Два пожара за один год заставили задуматься о целесообразности перемещения издательства и штаб-квартиры вероисповедания в какое-то другое место. Эта проблема досконально обсуждалась на сессии Генеральной Конференции 1903 года. На этой сессии г-жа Уайт выступила со следующими комментариями:

“Что касается заданного вопроса о переезде в другое место, я отвечаю “Да”. Следует переместить здания Генеральной Конференции и издательское дело из Баттл-Крика в какое-то другое место. Я не знаю, где будет находиться это место: на Атлантическом ли побережье или где-то еще, но вот что я скажу: ни в коем случае не закладывайте ни одного камня и не кладите ни одного кирпича в Баттл-Крике, что заново отстроить там канцелярию “Ревю”. Бог предусмотрел для нее место получше”. – “Жизненные очерки”, с. 389.

В ответ на последующие запросы было дано слово: “Следует предпринять решительные усилия в городе Вашингтон”. – Там же, с. 390.

Спустя еще некоторое время была дана весть: “Я уверена, что следует внимательно ознакомиться с преимуществами Вашингтона, округ Колумбия”. – Там же, с. 392.

И, наконец, было дано четкое руководящее указание: “Из посланного мне света я знаю, что в настоящее время штаб-квартира ‘Ревю энд Геральд’ должна находиться поблизости от Вашингтона”. – Там же, с. 394.

Бог осуществлял руководство развитием всех основных аспектов деятельности адвентистов седьмого дня через служение этой вестницы для Церкви Остатка.

7. Учит. Самая главная задача вестницы заключалась в том, чтобы преподавать принципы Царства Небесного. Как мы уже имели возможность убедиться, никаких новых принципов не добавлялось, но из-под пера и из уст пророчицы ежедневно исходили простые и практические рекомендации о том, как применять принципы Божьего Царства в своей повседневной жизни. Ее книги и статьи изобилуют практическими наставлениями, конкретно приспособленными к нуждам Церкви последнего времени.

Как и в случае с библейскими пророками для пророчицы не существовало слишком больших или слишком малых дел, но она всему уделяла должное внимание. Елена Уайт служила там, где в ней нуждались, и посылаемые через нее советы приспосабливались к существовавшей тогда ситуации и обстоятельствам. Похоже, что план Господа состоял в том, чтобы влияние пророчицы чувствовалось всюду – во всех уголках постоянно разрастающейся Церкви, чтобы оно могло служить доброй закваской и объединяющим фактором. Таким образом, все движение должно было сплотиться под влиянием Святого Духа.

Все испытывайте

Практически невозможно изучать историю и нынешнее положение адвентистов седьмого дня, не учитывая при этом места и влияния Елены Уайт. Это все равно что пытаться изучать исход Израиля из Египта, не обращая при этом внимания на работу Моисея. Беглое знакомство с любым отрезком жизни Елены Уайт, начиная с подросткового возраста, свидетельствует о ее неразрывной связи с адвентистским народом. Они связаны настолько тесно, что их невозможно отделить друг от друга.

Можно ли точно оценить вклад Елены Уайт в рост и развитие движения адвентистов седьмого дня? Есть некоторые неосязаемые вещи и факторы, которые затрудняют процесс оценки. Кто способен оценить суммарный эффект ее влияния? Кто знает, сколько человек откликнулось на полученные наставления? Кто может проверить сплачивающую силу доверия и уверенности в Божьем водительстве?

Вместе с тем, наблюдательный человек не может не заметить ее колоссальный вклад и не прийти к выводу, что если бы не жизнь и не работа этой вестницы Божьей, развитие Церкви адвентистов седьмого дня происходило бы совершенно иначе.

“Все испытывайте, – предлагает Павел, – хорошего держитесь”. 1 Фес. 5:21. Похоже, что внимание Павла в этот момент было приковано к дару пророчества, ибо в предыдущем стихе мы читаем: “Пророчества не уничижайте”. В духовных вещах чрезвычайно важно отбросить все бесполезное или ошибочное, открыть для себя истину и держаться за нее. Иисус испытал предания иудеев и нашел их тщетными. Лютер обнаружил, что принцип спасения делами, по которому он жил, ошибочен. А что если бы он продолжал и дальше держаться ее? Джозеф Бейтс услышал, что седьмой день – это суббота. Он проверил это утверждение Библией и нашел его верным. Предположим, что он отверг бы субботу в пользу того дня, который традиционно соблюдал. Нетрудно догадаться, какие были бы последствия, если бы эти люди не испытывали каждое учение и не держались хорошего.

В предыдущих главах многое говорилось о вкладе Елены Уайт в рост Церкви, но не было сделано общего заключения. Было ли полезно для Церкви это проявление дара пророчества? Что он означал для Церкви в целом и для ее отдельных членов? В этом общем заключении мы кратко повторим некоторые мысли, упоминавшиеся в предыдущих главах книги.

Проявление дара пророчества в церкви означало:

1. Помощь в разработке доктрин. В двенадцатой главе мы писали о том, какое отношение имела Елена Уайт к разработке системы вероучения, которую исповедовали адвентисты седьмого дня. Эти доктрины не были даны Церкви через откровения г-жи Уайт, но ее видения обеспечивали надлежащее руководство и вели к правильным и обоснованным выводам.

Не все богословские проблемы разрешаются в трудах Елены Уайт, но в них дается достаточная помощь, позволяющая избежать ошибок и заблуждения в любом жизненно важном вопросе. Различные варианты доктрин, существующие в других вероисповеданиях, не проникли в вероучение адвентистов седьмого дня, поскольку они получали особое руководство о том, что Библия учит по тому или иному вопросу. Без этого объединяющего фактора было бы, несомненно, много разных взглядов на Второе пришествие Христа, природу человека и другие темы.

2. Спасение от ложных учений и фанатизма. На заре адвентистского движения, когда еще не было выработано четких доктрин, существовала серьезная опасность внедрения ложных учений в среду верующих в скорое Второе пришествие. В ранней истории движения известны многочисленные случаи исправлений ошибочных учений. В некоторых случаях заблуждения укоренялись в мышлении утвержденных адвентистов, но они охотно исправляли свои взгляды, когда им указывалось на их ошибки. В других случаях заблуждения приводили к фанатизму, из-за чего становилось крайне сложно решать какие-то проблемы. Поразительный пример из ранней истории Церкви описан в книге А.У. Сполдинга “Вожди воинства”, сс. 128-130, где он рассказывает о встрече с фанатиками Сарджентом и Роббинсом. Воссоздавая подробности этого противостояния, Сполдинг объединяет воспоминания Дж.Н. Лафборо и Джеймса Уайта.

Попытки внедрить ложные учения не прекратились и в последующие годы. А.Г. Даниэлс в своей книге “Пребывающий дар пророчества”, на страницах 330-341 рассказывает, как Бог использовал дар пророчества, чтобы предотвратить вторжение утонченных пантеистических учений в доктрины адвентистов седьмого дня. О том, как решалась проблема появления лжепророчицы, рассказывается в Приложении А в конце нашей книге, см. сс. 469-471. Там рассказывается о жизни и деятельности некой Анны Филипс. Эта последовательное ограждение истины от посягательств было не менее важным делом, чем ее первоначальное обнаружение. Вероучение истинной Церкви не должны быть искажено заблуждением или фанатизмом.

3. Развитие организации. В двенадцатой главе мы уже прослеживали основные шаги в развитии организационной структуры Церкви АСД. Общий план, который действует по сей день, стал следствием работы Генеральной Конференции в 1903 году и предложений, внесенных Еленой Уайт. Это организация, идеально приспособленная для поддержания тесного взаимодействия со всеми частями всемирного поля и способствующая совместным усилиям во всех регионах мира.

4. Руководство при решении текущих проблем. В ноябре 1890 года Елене Уайт было дано видение, когда она остановилась на несколько дней в Саламанке, штат Нью-Йорк. Она несколько раз пыталась рассказать о том, что видела, но не могла этого сделать. Почему? Потому что кое-что из того, что она видела, еще не произошло; она этого не сознавала, но ей необходимо было дождаться возникновения показанной ей проблемы, чтобы затем открыть тот свет, который был ей дан. Когда возникла такая потребность, и проблему нужно было решать, Бог помог ей вспомнить видение и пересказать его. Эта история подробно описана в Приложении А. См. сс. 471-480.

5. Руководство при принятии планов на будущее. Повседневный, изнурительный труд при отсутствии долгосрочного плана не благоприятствует развитию любого предприятия. Зная конец от начала, Бог способен давать руководящие указания через Своих пророков, которые приводят к разработке взвешенных планов деятельности Его Церкви. “Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам”. Ам. 3:7.

В Австралийском колледже Эвондейл были составлены мудрые планы развития адвентистского образования. Профессор К.У. Ирвин, который был назначен директором школы вскоре после того, как Елена Уайт возвратилась в Соединенные Штаты из Австралии, написал следующие слова, проработав директором этого учебного заведения восемь лет:

“По прошествии времени, когда мы имели возможность воочию наблюдать развитие работы, можно уверенно говорить на основании личного опыта, что Бог руководил выбором этого места. Все, что было сказано о расположении школы в этой местности, исполнилось.

Собратья, посовещавшись с сестрой Уайт, составили такие обширные и подробные планы относительно данного учебного заведения, что на протяжении восьми лет работы в нем в качестве директора я не сталкивался с необходимостью изменить хотя бы один из их планов. Бог руководил началом работы в этом месте, и все, что мы делали в течение этих восьми лет, сводилось просто к более полному развитию этих планов. Я верю в то, что осуществление составленных планов доказало, что Божественные наставления были верными”. – “Летопись Австралийской Унионной Конференции”, 27 авг. 1928 г.

6. Откровение о будущих событиях. Основные пророчества Библии переносят нас к окончанию борьбы между Христом и сатаной. В результате полученных откровений Елена Уайт смогла добавить ряд деталей относительно событий последнего времени, которые не упомянуты в Библии. Некоторые из этих деталей изложены в заключительных главах книги “Великая борьба”.

Эта более полная картина того, что нас ожидает впереди, помогла Церкви еще лучше защитить себя от сатанинского обмана. По мере приближения к концу, количество и коварство обольщений и соблазнов будет возрастать, и они достигнут своей кульминации, когда сатана явится лично, провозглашая себя Христом. Все те, кто не подготовлен основательно к этим обольщениям, станут их жертвой. Чем больше мы знаем о способах работы обманщика, тем лучше мы будем готовы к тому, чтобы избежать его ловушек.

7. Ободрение и помощь в изучении Библии. Когда христианин наверняка знает, что ожидает его впереди, он лучше сознает свою потребность в исследовании Библии и более близких взаимоотношениях с Богом. “Чтобы перенести предстоящие испытания, они должны постичь волю Божью, открытую в Его Слове… Только закалившие свой ум библейскими истинами устоят в последней великой борьбе”. – “Великая борьба”, с. 593. “Каким бы ни был интеллектуальный уровень собеседника, пусть у него ни на мгновение не возникает мысли, что он не имеет нужды в тщательном и постоянном изучении Писания для получения большего света.

Как народ мы призваны к личному исследованию пророчеств. Нам необходимо бодрствовать с усердием, чтобы распознавать каждый луч света, который Бог дарует нам. Мы должны улавливать первые проблески истины, и через молитвенное изучение приобретать более ясный свет, который можно будет излагать другим”. – “Свидетельства”, том 5, с. 708.

Книги Елены Уайт не только постоянно напоминают о необходимости исследовать Библию, но и служат путеводителем к более ясному пониманию Слова.

8. Руководство в христианской жизни. Бог планирует открыть миру Свой характер, Свою любовь и благодать через жизнь Своих последователей. Таким образом Он полностью и окончательно продемонстрирует действенность плана спасения. Практическое применение принципов христианской жизни, изложенных в Библии, составляют большую часть произведений Елены Уайт. Она не только подчеркивает принципы, но и в большинстве случаев дает подробные наставления о том, как следовать этим принципам в повседневной жизни. Даже названия многих книг открывают их предназначение быть путеводителем для христиан: Путь ко Христу, Вести к молодежи, Христианский дом, Воспитание детей, Основы христианского образования, Советы о пище и питании, Советы по управлению ресурсами. Это не теоретические вести, но слова, обращенные к реальным мужчинам и женщинам, которые нуждаются в помощи для решения своих личных проблем и формирования христианского характера. В Приложении А описывается реакция одного человека на практические христианские наставления, содержащиеся в этих книгах. См. страницы 480-482.

Путеводитель, а не новатор

В функцию Божьего вестника вовсе необязательно входит открытие новых каналов богословской мысли или разработка новых путей и принципов христианской жизни. Вестник должен вести народ Божий по безопасным путям.

Это может включать в себя новое применение вечного принципа или новый акцент на уже признанный и практикуемый путь. Так поступали библейские пророки, которые часто повторяли одни и те же пророчества и вести, призывавшие людей ходить “старыми”, изведанными “путями”. Иер. 6:16. То же можно сказать и о работе Елены Уайт. Она не претендовала на то, что первой говорит о применении великих принципов библейской истины и христианской жизни, которые занимают такое видное место в ее учении, но применяла их конкретно к адвентистам седьмого дня. Мы уже обращали внимание на то руководство в исследовании Писания, которое привело к выработке системы вероучения, сохраняющейся в нашей Церкви поныне. Мы также упоминали о начале медицинской и общеобразовательной работе среди адвентистов седьмого дня. См. сс. 229, 230, 243, 245.

Через три года после того, как Елена Уайт получила видение в 1863 году, которое привлекло внимание адвентистов седьмого дня к реформе здоровья, и через восемь месяцев после того, как она получила наставление, призвавшее адвентистов создать медицинское учреждение, Дж. Н. Ваггонер сделал следующее заявление по поводу принципов реформы здоровья: “Мы не претендуем на роль первопроходцев в открытии общих принципов реформы здоровья. Факты, на которых основывается наше движение, были в значительно мере разработаны реформаторами, врачами и писателями в области физиологии и гигиены, а потому их можно встретить в разных районах страны. Но мы претендуем на то, что с помощью методов, избранных Богом, они были раскрыты более ясно и убедительно и тем самым произвели эффект, который не могли произвести другие средства или методы.

Если относиться к ним просто как к научным фактам физиологии и гигиены, их можно изучать в удобное время или вообще пренебречь ими как чем-то малосущественным; но когда они ставятся на один уровень с великими истинами вести третьего ангела на основании полномочий и авторитета Божьего Духа, и объявляются средствами, с помощью которых слабые люди могут стать сильными победителями, а наши немощные, больные тела могут очиститься и приготовиться к вознесению, то тогда мы воспринимаем эти факты как важную часть истины для настоящего времени, которую нам нужно принять, если мы хотим иметь Божье благословение, или отвергнуть, если мы готовы подвергнуть себя опасности”. – “Ревю энд Геральд”, 7 авг., 1866 г.

Многие принципы здорового образа жизни, указанные Еленой Г. Уайт как благословение для адвентистов седьмого дня, уже преподавались ограниченно другими людьми, но не производили должного впечатления ни на адвентистов, ни на мир в целом. Конечно, они не преподавались в контексте духовного опыта того или иного человека. К тому же эти учителя примешивали к истине также заблуждения и крайности, которых следовало избегать. На все это указывала Елена Уайт в своих трудах. Хотя некоторые ее учения совпадали с учением некоторых других специалистов, она получала свет о здоровом образе жизни вовсе не от них. Если бы это было так, то тогда бы она восприняла не только здравые мысли, но также и их заблуждения. В статье, опубликованной в журнале “Ревю энд Геральд” от 8 октября 1867 года, г-жа Уайт написала о некоторых людях, которые говорили ей: “’Ваши мнения и высказывания очень похожи на те, которые преподаются в журнале Законы жизни и в других изданиях. Их проповедуют д-ра Тролл, Джексон и другие. Вы читали этот журнал и эти труды?’ Я ответила им, что не читала и не должна читать их до тех пор, пока не изложу свои взгляды в письменном виде, чтобы потом не говорили, что я получила свет по вопросам здоровья от врачей, а не от Господа”. Многое из того, что Елена Уайт получила в виде откровений, намного опережало медицинские познания и практику ее эпохи. Некоторые ее высказывания получили подтверждение в результате недавно проведенных медицинских исследований, а другие только сейчас начинают оцениваться по достоинству.

Следует отметить две важные особенности трудов г-жи Уайт в области здорового образа жизни: (1) ее рекомендации в области медицины и правильного питания выдержали проверку временем в эпоху радикальных изменений в теории и практики медицинской профессии в целом; (2) здоровый образ жизни охарактеризован в них как религиозный долг и источник духовных, равно как и физических благословений.

То, что можно сказать о принципах здоровья, раскрытых в произведениях Елены Уайт, можно сказать и о принципах образования, о которых она также много писала.

Во многих ее сочинениях речь шла о тех принципах и подходах, которые уже до некоторой степени использовались. Но мы должны опять-таки отметить, что они не оказали глубокого воздействия на адвентистов седьмого дня, что доброе зерно было смешано с мякиной, и почти совсем не подчеркивалась важность правильного воспитания, которое является долгом христианина. В своих трудах г-жа Уайт не полагалась на свои наблюдения или на то, что она слышала, как основу того плана, который она называла Божьим планом воспитания. Ни одно из ее произведений не вело адвентистский народ на новые пути, но весть направляла Церковь на безопасные пути.

А стоила ли игра свеч?

Просмотрев еще раз перечень разных аспектов того вклада в дело Божье, которое внесла вестница Божья, мы обнаружили, что упомянули только по одному – два примера каждого из них. Павел говорит: “Все испытывайте; хорошего держитесь”. Внес ли дар пророчества достаточный вклад в адвентистское дело, чтобы мы могли безоговорочно признать его благом, за которое мы должны крепко держаться?

После смерти г-жи Уайт в 1915 году редактор ведущего религиозного журнала Нью-Йорка того времени “Индепендент” написал статью о ее жизни и вкладе в Церковь адвентистов седьмого дня. Сначала он упомянул о некоторых особенностях вероучения нашего вероисповедания в следующих словах: “Конечно, эти учения были основаны на строжайшей доктрине о Богодухновенности Писаний. Иначе адвентизм седьмого дня и не мог появиться. И дар пророчества должен был ожидаться как то, что было обещано ‘Церкви Остатка’, которая твердо придерживалась истины. Эта вера дала этим людям необычайную чистоту жизни и непрестанное рвение. Ни одна группа христиан не превосходит их в нравственном характере и религиозной искренности”. Затем автор рассказал о росте работы адвентистов седьмого дня во многих странах, о школах, издательствах и санаториях. Конечно, эти цифры сейчас устарели. Затем он продолжал: “И во всем этом Елена Г. Уайт была вдохновителем и путеводителем. Это благородная жизнь, и она заслуживает больших почестей”. – “Индепендент”, 23 авг. 1915 г.

Серия резолюций, принятых на сессии Генеральной Конференции адвентистов седьмого дня 1954 года, отчасти предваряется следующими словами: “Мы признаем, что в первые дни существования Церкви Остатка ей был дан дар Духа Пророчества, и благодаря этому дару, который выражался в устных и письменных словах Елены Г. Уайт при ее жизни, а также в компиляциях из ее трудов, составленных после ее смерти, мы получали советы, наставления и призывы подняться на более высокий духовный уровень, к более возвышенным стандартам, и яснее осознать грядущие события”. Далее во вступлении есть такие слова: “Мы признаем ценность вестей Духа Пророчества, обращенных ко всемирной Церкви, и считаем, что принципы, сформулированные рабой Господней… одинаково ценны для Церкви во всех странах, ибо они укрепляют библейские нормы, побуждают к преданности и самопожертвованию, ограждают и объединяют Церковь”. – “Рекомендации и решения, принятые на сорок седьмой сессии Генеральной Конференции”, с 24 мая по 5 июня 1954 г.

Всякому, кто хорошо знаком с историей и нынешней работой Церкви адвентистов седьмого дня, понятно то место, которое по праву занимает работа и сочинения Елены Уайт. На сессиях Генеральной Конференции неоднократно высказывалось убеждение, что таким способом Бог даровал Церкви особое руководство, в котором она нуждалась. Это проявление дара пророчества может быть “доказано” с помощью любого практического критерия. Оно окажется одним из тех хороших вещей, о которых говорил Павел, и за которые Церковь должна “твердо держаться”.

Виды наставлений

Люди часто выражают удивление по поводу того разнообразия тем, на которые писала Елена Уайт. Наверно, еще более поразительным является тот факт, что ни в одном из этих произведений она не выступает в роли новичка, но всюду пишет весьма авторитетно. Но если мы вспомним, почему Бог дал наставления через эту вестницу, то нет ничего странного в том, что они столь всеобъемлющи.

Они призваны научить нас, как применять библейский принцип ко всем сторонам жизни. Вне всякого сомнения, цель была достигнута.

Ни одну из книг нельзя поместить в какой-то одной классификации и сказать, что в ней дается только один вид наставлений. Но для того чтобы понять их разнородность, наверно будет целесообразно перечислить некоторые из них в нескольких общих классификациях.

Общие книги, в которых затрагивается множество тем: “Свидетельства для Церкви”, тома 1–9.

Книги о христианской жизни: “Путь ко Христу”, “Мысли с горы благословения”, “Освященная жизнь”, “Наглядные уроки Христа”, “Моя жизнь сегодня”, “Сыновья и дочери Божьи”.

Книги о христианском образовании: “Воспитание”, “Советы родителям, учителям и учащимся”, “Основы христианского образования”.

Книги о доме и семье: “Христианский дом”, “Воспитание детей”, “Вести к молодежи”.

Книги, охватывающие библейскую историю и пророчество: “Патриархи и пророки”, “Пророки и цари”, “Желание веков”, “Деяния апостолов”, “Великая борьба”.

Книги, которые помогают совершать лучшее служение: “Свидетельства для служителей”, “Служители Евангелия”, “Христианское служение”, “Евангелизм”, “Советы по домостроительству”, “Служение книгонош”, “Советы по работе Субботней школы”, “Служение благотворительности”, “Медицинское служение”.

Книги о здоровом образе жизни: “Служение исцеления”, “Советы о пище и питании”, “Советы о здоровье”, “Воздержание”.

Это неполный список книг Елены Уайт, но он дает какое-то представление о всестороннем характере ее произведений. Полный список неизданных книг, а также тех, которые можно сегодня приобрести, можно найти на страницах 482-485. Ни один принцип не был упущен, ни одна грань христианской жизни не была проигнорирована. Именно широта и всеобъемлющий характер наставлений делает их сегодня такими практически ценными. Как и в случае с библейскими пророками, Бог дал через Елену Уайт именно то, что будет необходимо, и принесет наибольшую пользу.

Принцип деятельности пророков, который можно почерпнуть на основании всех частей Библии, не был нарушен и в Церкви Остатка, которой Бог послал вестницу. Ее служение и вести восполнили нужды детей Божьих, живущих в конце земной истории.

Заключение

1. Бог использовал Елену Уайт для того, чтобы она выполнила то же предназначение, которое выполняли древние пророки.

2. Вестница для Церкви Остатка говорила от имени Бога, открывала Его намерения, укрепляла руководителей и давала им ценные советы, воодушевляла Церковь хранить верность, протестовала против пороков, руководила деятельностью Церкви и преподавала принципы истины.

3. Если применить наставление Павла “все испытывайте”, то можно обнаружить, какой многогранный вклад в становление Церкви внесла Елена Уайт своей деятельностью.

а. Она помогала в разработке доктрин.

б. Спасала от ложных учений и фанатизма.

в. Создавала организацию.

г. Руководила решением текущих проблем.

д. Руководила планами на будущее.

е. Открывала будущие события.

ж. Воодушевляла и помогала в исследовании Библии.

з. Наставляла в принципах христианской жизни.

4. Обширные, всеобъемлющие наставления, данные через Елену Уайт, затрагивают все аспекты жизни и ответственности христианина. Она писала самые разные книги, которые охватывали все основные темы.

Для изучения и обсуждения

1. В свете взаимоотношений, существующих между Библией и трудами Елены Уайт, обсудите значение высказываний: Елена Уайт “говорит от имени Бога”, “открывает Божьи намерения”, “подкрепляет руководителей и дает им ценные советы” и т.д. Как каждый из этих аспектов деятельности связан с тем, что открыто в Библии?

2. Можно ли провести какую-либо разницу между важностью исполнения конкретных библейских советов и советов, данных в произведениях Елены Уайт? Обоснуйте свой ответ с помощью текстов и цитат.

3. Как вы лично оцениваете вклад служения Елены Уайт в развитие Церкви адвентистов седьмого дня? Достаточно ли оно ценно, чтобы побудить вас уделять внимание ее наставлениям?

4. Найдите другие примеры вклада, внесенного вестницей Божьей в развитие и становление Церкви АСД.

5. Существуют ли такие темы в Библии, на которые нельзя было бы найти комментария в трудах Елены Уайт? Есть ли в ее произведениях такие темы, которые не затрагивались бы каким-то образом в Библии?

Избранные ссылки

Л.Х. Кристиан, “Плод духовных даров”, сс. 126-141 (“Больше, чем пророк”).

А.У. Сполдинг, “Вожди воинства”, сс. 372-374 (Спасенный служитель)

Все испытывайте.

А.Г. Даниэлс, “Пребывающий дар пророчества”, сс. 322-369 (Кризис Южной Издательской Ассоциации; кризис, связанный с пантеизмом).

У.А. Спайсер, “Непререкаемые факты адвентистского движения”, сс. 201-231, 251-263 (Влияние дара пророчества)

Елена Г. Уайт, “Жизненные очерки Елены Г. Уайт”, сс. 312-318 (История “Американского часового”).