23. Произведения Елены Г. Уайт – их изучение и использование

Адвентисты седьмого дня верят в то, что вести, переданные Церкви через Елену Уайт, являются Богодухновенными. Коль скоро мы принимаем эти вести в качестве Божьего наставления, перед нами встает вопрос: как получить от них наибольшую пользу.

Некоторые книги на наших книжных полках актуальны и ценны в любую эпоху; другие вызывают интерес непродолжительное время. В книгах, которые имеют вечную ценность, затрагиваются важные истины и основополагающие принципы. Некоторые были написаны несколько столетий тому назад, но люди по-прежнему обращаются к ним, как если бы они были только что написаны, потому что в них разбираются те темы, вопросы и проблемы, с которыми сталкивается каждое поколение.

Из всех книг Библия более других заслуживает звания вечной книги. Это вполне объяснимо, если учесть, как она писалась. Движимые Святым Духом, избранные мужи записывали и часто истолковывали смысл событий, иллюстрирующих отношение Бога к людям. “Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков”. 1 Кор. 10:11. “А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду”. Рим. 15:4. Бог руководил этими людьми в выборе таких событий, которые имеют непреходящую ценность, потому что иллюстрируют эти принципы. Помимо исторической летописи, Библия содержит прямые советы, наставления, повеления, обличения и пророчество о грядущих событиях. Все это охарактеризовано как “слово Божье, живое и пребывающее вовек”. 1 Петр. 1:23. Вся Библия несет на себе печать всеведущего Автора.

Зная конец от начала, Бог мог увидеть во дни Каина и Авеля, во дни Ноя и древнего Израиля, в жизни Спасителя и в жизни Ранней Христианской Церкви уроки, которые пригодятся Его народу во всех поколениях. Он достаточно хорошо позаботился о наставлении Своих детей. Хотя в библейской летописи рассказывается о некоторых обычаях, которые больше не соблюдаются, – например, о жертвоприношениях агнцев, козлов и тельцов, тот факт, что это повествование или наставление сохранено в библейской летописи, доказывает, что оно содержит практически ценные уроки для нас, живущих в последние дни. Вот почему Павел писал к Тимофею: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”. 2 Тим. 3:16. Ценные уроки можно вынести из всех частей этой Книги. Ничто не устаревает, и нельзя отвергать ни единой ее части.

Признание сочинений Елены Уайт богодухновенными устанавливает особые отношения между ними и Библией. В девятнадцатой главе нашей книги мы уделяли внимание характеру этих взаимоотношений. Немаловажная деталь, которую следует заметить для наших исследований, заключается в том, что эти сочинения имеют такую же непреходящую ценность, как и библейские наставления. “Будет моя жизнь сохранена или нет, – писала Елена Уайт, – мои произведения будут и дальше нести весть до самого конца земной истории”. – “Написание и рассылка Свидетельств”, страницы 13, 14. Тесно связанные с Библией и библейскими учениями, эти вдохновенные тома сохраняют свою значимость даже по прошествии многих лет. Поскольку они в принципе не добавляют ничего нового, но упрощают библейские истины и показывают их многогранное применение в практической жизни, они будут всегда полезными и насущными.

Методология

В любой области знаний серьезные исследователи накапливают информацию, следуя определенной методологии, которая помогает ему или ей истолковывать имеющиеся факты.

Студент предпоследнего курса колледжа, будущий учитель истории, сначала изучает ряд общих предметов – история Европы, история Америки, быть может, история Церкви. Затем он выбирает свою специализацию – например, историю Европы. На выпускном курсе он может еще более сузить свою специализацию и сосредоточить свое внимание на английской истории, эпохе Возрождения, на Реформации или на любой другой области. Однако, чтобы рассматривать исторические события в надлежащем контексте, он должен также изучать смежные дисциплины, поскольку невозможно до конца понять и осмыслить события, выхваченные из общего исторического контекста.

Если это справедливо в отношении изучения истории, то это тем более относится к исследованию Библии. Правильное ее истолкование зависит от понимания связи, существующей между всеми частями Библии. Полный смысл субботы можно понять лишь в том случае, если считать ее памятником творения и знамением освящения. Если отделить субботу от этих истин, она потеряет всякий смысл. Природу человека и состояние после смерти нужно изучать и понимать в свете всего творения. Наряду с этим нужно принять во внимание библейское учение о том, что человек имеет бессмертие только во Христе. Чрезмерное увлечение несколькими текстами по вопросу смерти и гибели, которые рассматривались в отрыве от других библейских текстов, позволяющих составить сбалансированное представление по этому вопросу, привело большинство христиан к неверным выводам.

Чтобы иметь уверенность в правильном понимании важных библейских учений, необходимо знать всю Книгу в целом. Понимание разных вопросов возможно лишь после многократного прочтения всей Библии, потому что только тогда исследователь будет знать все части Писания, так или иначе влияющие на изучаемый предмет, и постоянно держать в уме эту взаимосвязь. Только так можно правильно “преподавать” слово истины и истолковывать его. Это не значит, что отдельные тексты или темы можно изучать только после многократного, внимательного прочтения всей Библии. Однако это означает, что всякий, кто изучает Библию, должен все время расширять свой кругозор и заниматься не только детальным изучением одного предмета, но читать много дополнительной литературы.

Когда человек обращается к исследованию сочинений Елены Уайт, то обычный подход даст здесь наилучшие результаты. И снова, если у вас в сознании возникнет полная и исчерпывающая картина, основанная на чтении самых разных материалов, это поможет вам ясно понять каждую отдельную тему. И опять-таки следует отметить, что не следует исключать все тематическое исследование до того времени, пока не будет прочитано большого объема литературы; но последовательное чтение обогатит индивидуальные исследования и обеспечит полное понимание и правильное представление предмета.

В любой расширенной программе исследования, которую следует осуществлять любому адвентисту седьмого дня, нужно уделять внимание как последовательному чтению, так и исследованию отдельных тем, представляющих особый интерес. Одно подстегивает другое. Сначала мы выскажем свои предложения по поводу программы расширенного чтения, а затем уделим внимание тематическим исследованиям.

Последовательное чтение

Индивидуальные предпочтения будут во многом определять характер программы чтения, но некоторые предложения направят или вдохновят исследователя на составление собственных планов. Если читатель будет следовать предложенному далее простому плану, то вскоре у него появится всеобъемлющий взгляд на учения, содержащиеся в книгах Елены Уайт. Эти тома, составляющие основополагающий дух пророческой библиотеки, сгруппированы таким образом, что, читая три или четыре страницы в день, человек может за год завершить группу. В каждом случае дается краткая аннотация, в общем виде описывающая содержание тома и указывающая причину его включения в рекомендуемый список чтения.

Группа 1

“Путь ко Христу”. Главный наш долг – познать Сына Божьего, ибо знать Его – значит иметь жизнь вечную. Путь ко Христу найти нетрудно, но зачастую его неправильно понимают.

“История искупления” — Нам нужно понять борьбу между Христом и сатаной, и Божьи средства для нашего спасения.

“Служение исцеления” — тело и разум тесно связаны в развитии христианского характера. Вы узнаете, каким образом они могут положительно влиять друг на друга.

Группа 2

“Желание веков” – христианская жизнь означает “Христос в вас, упование славы”. Мы обращаемся к этой бесценной истории о Его земной жизни, Его распятии и Его вознесении на небо, где Он служит как наш Первосвященник.

“Христианский дом” — чтобы создать такую семью, которую Бог может одобрить, нам нужен вдохновенный совет. Здесь он изложен просто и практично.

“Опыт и учения Елена Г. Уайт” – знание вдохновенной жизни вестницы помогает в понимании вестей и их влияния.

Группа 3

“Сокровища свидетельств” (3 тома) – это конкретное наставление в отношении повседневной жизни и деятельности, которое поможет человеку выходить с честью из самых разных положений.

Группа 4

“Великая борьба” – немногие книги могут так хорошо подготовить христианина к грядущему бедственному времени. Описание триумфального окончания этой драмы веков укрепит у человека решимость быть победителем.

“Наглядные уроки Христа” – практическое применение учений Иисуса поможет человеку жить полнокровной христианской жизнью.

“Воспитание” – вся наша жизнь – часть единого воспитательного процесса. Нам нужно научиться наилучшим образом использовать большую часть имеющихся сегодня возможностей, чтобы подготовиться к университетам будущего мира.

Дополнение к основным книгам

Чтобы закончить исследование оставшихся томов серии “Конфликт веков”, прочтите оставшиеся четыре тома: “Патриархи и пророки”, “пророки и цари” и “Деяния апостолов”. В полном комплекте из девяти томов “Свидетельств для Церкви” дан полный спектр советов, данных Церкви на протяжении почти пятидесяти пяти лет. Эти книги послужат путеводителем для христианина в его или ее повседневной жизни и помогут в развитии характера. Помимо этих томов существует еще около двадцати пяти дополнительных наименований, из которых можно выбирать книги, представляющие особый интерес. См. сс. 482-485.

Исследователи, готовящиеся посвятить себя на служение Господу, пожелают включить в перечень книг для изучения те, которые помогут им составить планы предстоящей деятельности. Служителям-исследователям нужно уделить внимание таким книгам как “Служители Евангелия”, “Свидетельства для служителей! И “Евангелизм”. Будущим врачам и медсестрам рекомендуется исследовать книги “Служение исцеления”, “Медицинское служение” и “Советы о здоровье”. Будущим учителям следует обратить особое внимание на “Воспитание”, “Основы христианского образования”, “Советы родителям, учителям и студентам” и “Воспитание детей”. Но ни одна из этих книг не должна использоваться только одной группой верующих или работников. Каждый том содержит бесконечно ценные наставления для каждого человека.

Предлагаемая нами программа чтения рассчитана на то, чтобы у читателя появилось твердое основание. Ничто не поможет ему сделать это лучше, чем широкое знание того, о чем учат эти книги. Чем шире его общие познания, тем более обоснованными будут его выводы, которые он делает в процессе тематических исследований, описанных в последующей главе.

Подход к тематическим исследованиям

Исследование книг Елены Уайт способно дать человеку духовное просвещение, если выполнять несколько простых правил при выполнении программы чтения

В процессе тематического исследования нужно придерживаться трех принципов, которые помогут выработать сбалансированный взгляд на учение, содержащееся в трудах Божьей вестницы:

1. Прежде чем делать выводы, необходимо в целом изучить все относящиеся к делу советы.

2. Следует учитывать время, место и обстоятельства возвещения определенных вестей.

3. Следует попытаться выявить принцип, стоящий за любым конкретным советом, и его практическое применения.

Каждый из этих принципов мы разберем отдельно, чтобы проиллюстрировать его действие.

Принцип 1. Следует изучить в комплексе все советы, относящиеся к данному вопросу, и только потом делать выводы. Советы, содержащиеся в каждой книге, следует изучать в контексте; только тогда они смогут внести свой вклад в общее понимание предмета.

Изолированные или выхваченные из общего контекста высказывания ненадежны и могут служить основой для правильного понимания. Необходимо проявлять крайнюю осторожность и не допускать, чтобы отрывочные высказывания, будь то обособленные или сгруппированные, использовались для обоснования тех или иных идей, которые они не были призваны передавать.

“Почему люди не разумеют истину и не живут по ней? Многие исследуют Писания, чтобы доказать правильность собственных мыслей и идей. Они изменяют смысл Слова Божьего, приспосабливая его к своим мнениям. Точно так же они поступают и со свидетельствами, которые Он посылает. Они цитируют половину предложения и упускают из виду другую половину, хотя именно эта вторая половина показывает неверность их суждений и логики. Бог противоборствует тем, кто извращает Писания, подгоняя его к своим предвзятым идеям”. – Елена Г. Уайт, Рукопись 22, 1890.

Нетрудно найти отдельные предложения или абзацы в Библии или трудах Елены Уайт, с помощью которых можно отстаивать собственные идеи и взгляды, зачастую противоречащие замыслу автора.

Возьмем в качестве примера слова из Откр. 14:11: “И дым мучения их будет восходить во веки веков”. Понимая учение всей Библии о значении и смысле выражения “во веки веков”, мы придем к другому выводу относительно учения, содержащегося в данном тексте, чем если бы мы рассматривали этот текст сам по себе, в отрыве от других библейских текстов. Г-жа Уайт признавала саму возможность неверного использования ее трудов как со стороны друзей, так и со стороны врагов.

“Люди, которые ходят во свете вести, могут собирать высказывания из моих произведений, которые им приятны, и которые согласуются с их человеческим суждением. Выхватывая эти высказывания из их контекста и добавляя к ним человеческие суждения, они создают видимость, будто мои сочинения поддерживают то, что на самом деле они осуждают”. – Елена Г. Уайт, Письмо 208, 1996 г.

Как правило, проблемы не являются следствием сознательного искажения фактов. На человека может произвести сильное впечатление какое-нибудь удивительное высказывание, которое противоречит его или ее прежним взглядам на данный вопрос. Если вновь открытый текст подтверждает ранее сделанные выводы, человеку нетрудно добавить его в свой арсенал аргументов для подтверждения своей точки зрения. Если открытие противоречит его прежним мнениям, но он доверяет Елене Уайт как вестнице Господней, он может быть склонен принять то, что изменяет его суждение в данном вопросе, не изучив его должным образом.

Интеллектуальная гордыня – еще одна проблема. Иногда люди делают выводы на основании скудных и недостаточных доказательств, а затем стремятся найти различные подтверждения своих выводов. Они собирают обрывочные доказательства: отрывки предложений, выхваченные из контекста, фразы и предложения, тщательно отобранные и сгруппированные. В результате некоторым людям их суждение кажется справедливым, хотя в действительности они неправильно истолковывают внутренний смысл и дух высказываний вестницы Божьей, потому что не выстраивают всех доказательств в стройную систему и не исследуют их. С их стороны нечестно и несправедливо использовать лишь часть наставлений по данному вопросу, а не всю совокупность имеющихся цитат.

Справедливо, если человек из всех источников соберет свидетельства, относящиеся к данному вопросу, объединит их и сделает выводы на основании полного и всеобъемлющего откровения.

Предположим в качестве отправной точки, что мы имеем дело с человеком, который верит во мгновенное освящение и считает, что когда человек принимает Христа, он в тот же миг становится совершенным и уже не нуждается в дальнейшем духовном росте (адвентисты седьмого дня не разделяют эту точку зрения). Если мы прочитаем ему слова, часто цитируемые адвентистами седьмого дня: “Освящение не есть дело одного момента, часа или дня, но дело всей жизни”, и если он будет ориентироваться только на это предложение, ему придется полностью пересмотреть свои прежние идеи. Велика вероятность того, что он придет к выводу, будто требуется целая жизнь для того, чтобы Бог мог считать его освященным. Но будет ли его изменившееся мышление непременно соответствовать всей истине в этом вопросе? Быть может, да, а быть может, и нет, ибо в этом предложении изложена лишь часть правды. Мы должны дать ему достаточно информации, чтобы он принимал решение, основываясь на подборке многих аналогичных, взаимосвязанных отрывков в ее сочинениях. Ниже приводятся некоторые мысли, которые следует принимать во внимание. Внимательно и с молитвой исследуйте эти цитаты и посмотрите, какие выводы вы можете извлечь из них. Они отобраны не для того, чтобы дать вам полное представление об освящении, но ведут исследователя к некоторым выводам относительно времени. Хотя мы включили лишь некоторые из имеющихся высказываний, они достаточно типичны.

1. “Каждый христианин может иметь благословение освящения”. – “Освященная жизнь”, страница 61.

2. “Там, где сейчас один беззаветно преданный Богу человек, должны появиться сотни людей, состоящих в таких близких взаимоотношениях с Богом и до такой степени сообразующихся с Его волей, чтобы они были светильниками горящими и сияющими, полностью освященными духом, душой и телом”. – Там же, сс. 30, 31.

3. “Для тех, кто святит субботний день, он является знамением освящения. Истинное освящение – это согласие с Богом, единение с Ним в характере. Оно приобретается через послушание тем принципам, в которых выражен Его характер”. – “Свидетельства”, том 6, с. 350.

4. “Поучительный урок можно извлечь из удивительного контраста между характером Иоанна и характером Иуды. Иоанн был живой иллюстрацией освящения. С другой стороны, Иуда имел внешний вид благочестия, тогда как его характер был скорее сатанинским, чем Божественным. По исповеданию он был ученик Христа, но словами и делами отрекался от Него.

Иуда имел такие же драгоценные возможности, как и Иоанн исследовать образец и подражать Ему. Он выслушивал уроки Христа, и Божественная благодать могла бы преобразовать его характер. Но если Иоанн искренне враждовал со своими пороками и стремился уподобиться Христу, Иуда шел против своей совести, поддавался искушению и развивал у себя привычную нечестность, которая впоследствии сделала его похожим на сатану.

Эти два ученика символизируют христианский мир. Все исповедают себя последователями Христа; но если одни живут кротко и смиренно, учась у Иисуса, другие показывают, что они не слушатели только, но исполнители слова. Одни освящаются через истину; другие ничего не знают о преобразующей силе Божественной благодати. Первые ежедневно умирают для себя и побеждают грех. Другие потворствуют собственным похотям и становятся слугами сатаны”. – “Освященная жизнь”, с. 44.

5. “Иоанн хотел стать похожим на Иисуса, и под влиянием преобразующего влияния любви Христовой он стал кротким и смиренным сердцем. Его “я” было сокрыто в Иисусе. Он был тесно соединен с живой Лозой, и таким образом стал причастником Божеского естества. Таким будет неизменный результат общения с Христом. Это и есть истинное освящение”. – Там же, с. 41.

6. “Иоанн получил благословение истинного освящения. Но заметьте, апостол не претендует на то, что он без греха; он стремится к совершенству, ходя во свете Божьего лица”. – Там же, с. 48.

7. “Последователи Христа должны уподобиться Ему; через благодать Бога они должны формировать свой характер в гармонии с принципами Его святого Закона. Это и есть библейское освящение”. – “Великая борьба”, страница 469.

8. “Пусть ваша живая вера будет золотой нитью, сверкающей в исполнении даже самых малых обязанностей. Тогда любая ваша повседневная работа будет способствовать упрочению и распространению христианства. Ваш взгляд будет постоянно обращен к Иисусу. Любовь к Нему придаст жизненную силу всему, что вы делаете. Так через достойное использование наших талантов мы можем связать себя золотой цепью с высшим миром. Это и есть истинное освящение; ибо освящение заключается в радостном исполнении наших ежедневных обязанностей, в совершенном послушании воле Бога”. – “Наглядные уроки Христа”, с. 360.

9. (Говоря о трех еврейских юношах, которые мужественно пошли в печь огненную) “Эти трое еврейских юноши имели истинное освящение”. – “Освященная жизнь”, с. 29.

10. “Жизнь Даниила – это вдохновенная иллюстрация того, что составляет освященный характер. Она являет собой урок для всех, и особенно для молодежи”. – Там же, с. 18.

11. “Библейское освящение заключается не в сильных эмоциях. Именно здесь многие впадают в заблуждение. Они делают критерием чувства. Когда они испытывают восторг или счастье, им кажется, будто они освятились. Чувство радости или отсутствие радости вовсе не указывает на освящение человека или отсутствие освящения. Не существует такого явления как мгновенное освящение. Истинное освящение – это каждодневная работа, которая длится всю жизнь”. – Там же, с. 9.

12. “Это истина, принятая в сердце и претворенная в практическую жизнь… Освящение – это не дело одного мига, часа или дня. Это постоянное возрастание в благодати”. – “Свидетельства”, том 1, сс. 339, 340.

13. “Освящение – это повседневная работа. Пусть никто не обманывает себя верой в то, что Бог простит и благословит их, в то время как они попирают одно из Его требований”. – “Освященная жизнь”, с. 66.

14. “Освящение – это прогрессирующая работа; она не осуществляется за час или день, а затем поддерживается без особых усилий с нашей стороны”. – “Свидетельства”, том 2, с. 472.

15. “Освящение – это прогрессирующая работа. Петр указывает нам на последовательные шаги (цитируется 2 Петр. 1:5–8)”. – “Вести к молодежи”, с. 116.

16. “Однажды я говорила об истинном освящении, которое есть ничто иное, как ежедневное умирание для своего “я” и ежедневное сообразование с волей Божьей”. – “Жизненные очерки”, с. 237.

Похоже, что на основании этих цитат можно сделать следующие выводы:

1. Освящение может быть настоящим опытом, а не просто надеждой на будущее.

2. Некоторые люди получали благословение освящения, стремясь к совершенству характера.

3. Освящение тесно связано с выполнением повседневных обязанностей и долга, который лежит на каждом человеке.

4. Освящение в процессе приготовления к пришествию Христа – это ежедневный опыт самоотречения и сообразования с волей Божьей. Высшая цель никогда не будет достигнута, но новый рост должен происходить каждый день, чтобы опыт поддерживался и расширялся.

5. Молодой человек, равно как и человек старшего возраста, может освящаться, поскольку нет необходимости ждать конца жизни, чтобы наслаждаться освящением.

Из этих цитат можно сделать и другие выводы, но тех, что сделали мы, вполне достаточно, чтобы продемонстрировать, что исследование группы текстов может дать совершенно иные результаты, нежели исследование отдельно взятого высказывания. В некоторых случаях одно предложение может исчерпывающим образом осветить весь вопрос, но этого никак нельзя выяснить до тех пор, пока не будут изучены все отрывки, имеющие отношение к данному вопросу. Это основополагающий принцип, если мы хотим, чтобы наши исследования привели нас к правильному пониманию сочинений в свете самих этих сочинений. В последнем разделе данной главы и в главе 24 даются советы по систематическому исследованию книг Елены Уайт.

Принцип 2. Следует учитывать время, место и обстоятельства возвещения конкретных вестей. Хотя общие принципы всегда остаются актуальными, некоторые вести имеют конкретное применение, и их наставления не могут применяться в общих случаях. “Что касается свидетельств, ничто нельзя упускать из виду, ничем нельзя пренебрегать; но необходимо учитывать время и место”. – “Написание и рассылка свидетельств”, с. 25.

Возьмем библейский пример. В Иер. 16:2, 3 пророку было запрещено брать себе жену и заводить семью. Значит ли это, что никто из Божьих детей не должен жениться? Нет. На самом деле Иеремия, находясь под вдохновением, впоследствии написал письмо пленникам в Вавилоне, говоря: “Берите жен и рождайте сыновей и дочерей”. Иер. 29:6. Иеремия был Божьим пророком, и Бог намеревался использовать его в качестве наглядного урока для Своего народа. Он дал ему наставление в соответствии с тем положением, в котором находился пророк; но это наставление не предназначено для любого человека в любой жизненной ситуации. В данном случае не затрагивается фундаментальный принцип брака и семьи.

Обратите внимание на еще одно конкретное наставление. В Чис. 15:38 Бог велел Израилю делать кисти на краях одежд и вставляли нити из голубой шерсти. Значит ли это, что сегодня каждый христианин должен носить голубые ленты на всех предметах одежды? Теперь вы понимаете, как важно учитывать время и место, когда применяешь библейские наставления к современной жизни?

“После того, как сыны Израилевы были выведены из Египта, им было велено вшивать голубую нить в края своей одежды, чтобы они отличались от окрестных народов, и как знак того, что они – особенный Божий народ.

Сегодня от детей Божьих не требуется носить особую метку на своей одежде. Однако Новый Завет часто указывает нам на пример древнего Израиля. Если Бог дал такие определенные указания относительно одежды Своему древнему народу, то разве Он не обращает внимания на то, как одевается Его народ в нынешнем веке? Разве их одежда сегодня не должна отличаться от одежды мира? Разве не должны дети Бога, являющиеся Его особым достоянием, стремиться прославлять Бога даже в своей одежде? Разве им не следует своей одеждой подавать пример миру и простотой в одежде обличать гордость, тщеславие и расточительность светских исповедников, любящих удовольствия? Бог требует это от Своего народа. В Своем Слове Он обличает гордость”. – Елена Г. Уайт в “Реформаторе здоровья”, февраль 1872 г.

Можно было бы показать и на других примерах, что хотя некоторые детальные советы могут не подойти всем людям или всем возрастам, в каждом наставлении есть нечто полезное для каждого человека, в какую бы эпоху он ни жил. Мы должны делать из этих наставлений такие выводы, которые могут иметь отношение лично к нам. В следующем разделе мы рассмотрим, как именно это следует делать.

Принцип 3. Нужно пытаться обнаружить принцип в любом конкретном совете. Поступая таким образом, человек может быть уверен в том, что он сможет применить к своей жизни и обстоятельствам все данные Богом наставления.

“Тогда мне было велено осветить общие принципы – как устно, так и письменно, и одновременно указать на ошибки и грехи некоторых людей и на опасности, им угрожающие, чтобы все получили обличение, предостережение и совет”. – “Свидетельства”, том 2, с. 687; также том 5, с. 660.

Далее говорится о конкретном применении некоторых принципов, чтобы продемонстрировать их применение на наглядном примере. Главное намерение состоит в том, чтобы все получили предупреждение через наставление, данное некоторым.

“Слово Божье изобилует общими принципами формирования правильных жизненных привычек, и свидетельства, общие и личные, были рассчитаны на то, чтобы в первую очередь обратить внимание братьев Б. на библейские принципы”. – Там же, том 4, с. 323; также том 5, сс. 663, 664.

Иллюстрация, касающаяся голубых лент в Разделе 2, — это прекрасный пример современного применения принципа, который конкретно применялся в древности. Вот как он действует:

А. В древности, когда многие народы одевались примерно одинаково, Бог постановил, что Его народ должен носить на своей одежде отличительный знак — голубую ленту.

Б. Сегодня дети Божьи призваны прославлять Бога и отличаться от мира своей скромностью, простотой, а также отсутствием гордости, тщеславия и ненужной роскошью в одежде.

Тот факт, что некоторые подробности данного наставления сегодня неприменимы, отнюдь не означает, что данное наставление потеряло всякую ценность. Летопись просто и ясно показывает, как применялись принципы в некоторых обстоятельствах. Нам остается только приспособить их к своему положению. Когда наше внимание сосредоточивается на принципах, и мы узнаем о том, как применять их в своей жизни, мы расширяем, а не сужаем действенность первоначального учения. Понять, почему был дан конкретный совет, и уметь применять данные принципы в обобщенном виде более ценно, чем знать само подробное наставление. Подробное наставление может быть применимо или неприменимо, как показано в Чис. 15:38, но принципы всегда применимы к любому человеку, времени и обстоятельствам.

В “Свидетельствах для Церкви”, том 8, сс. 50-53 записана часть письма, адресованного церкви в Баттл-Крике в 1894 году. Это было предостерегающее и обличительное письмо, посланное Еленой Уайт из Австралии. В одном из разделов этого письма речь идет о велосипедах. Обличение было послано потому, что некоторые члены церкви стали покупать велосипеды. На первый взгляд кажется странным, что Божий пророк считает этот вопрос достаточно важным, чтобы писать о нем. И нам кажется вдвойне странным то, что упомянутые вещи были конкретно открыты в видении.

Что плохого в том, чтобы иметь велосипед? Значит ли это, что адвентистам седьмого дня никогда не следует покупать велосипеды? А если нет, то почему?

Вот предыстория этого вопроса: в 1894 году начался выпуск современной версии велосипеда, и люди покупали велосипеды не с целью экономичного перемещения по городу, а с тем, чтобы не отстать от нового модного веяния, показать себя или принять участие в велосипедных гонках. Фрэнк Трипп в статье под названием “Когда весь мир пересел на колеса”, напечатанной в 1951 году, описывает велосипедное сумасшествие девяностых годов в следующих словах:

“К концу прошлого столетия американский народ был охвачен всепоглощающей страстью, оставлявшая ему очень мало времени и денег на что-то другое…. Что же это была за сильная новая страсть? Для ответа на этот вопрос коммерсантам достаточно было только выглянуть из окна и увидеть, как их старые клиенты со свистом проносятся на велосипедах. Америка открыла велосипед, и все пытались выжать максимум из той свободы, которую он с собой принес… В самом начале велосипед был игрушкой богатых людей. Высшее общество и знаменитости пересели на колеса…

“Лучшей велосипед первой модели стоил 150 долларов, что по нынешним деньгам сопоставимо со стоимостью автомобиля. В те дни 100 долларов в месяц считалось отличной зарплатой. Хороший костюм стоил 15 долларов, а обед — четверть доллара. Все члены семьи хотели пересесть ‘на колеса’, и зачастую все семейные сбережения использовались для того, чтобы удовлетворить эту прихоть”.

В свете этой короткой истории слова Елены Уайт имеют большой смысл. “Казалось, все помешались на велосипедах. На потворство этому увлечению тратились деньги… Казалось, будто колдовское влияние, подобно волне, нахлынуло на тамошний наш народ… Сатана целеустремленно работает, побуждая наших людей тратить время и средства на удовлетворение мнимых нужд… Дурному примеру будут следовать многие, и в то время как сотни людей жаждут хлеба, в то время как повсюду царят голод и болезни… будут ли утверждающие, что любят Бога и служат Ему, поступать как люди во дни Ноя, следуя влечению своих сердец?” — “Свидетельства”, том 8, с. 51.

“Я видела, что отдельные братья и сестры стремятся к превосходству, стараясь обойти друг друга в быстрой велосипедной гонке. Среди них царил дух борьбы за то, кто будет больший. Этот дух напоминал атмосферу бейсбольных игр, которые проводятся на территории колледжей”. — Там же, с. 52.

Кажется ли странным, что в этих обстоятельствах Бог хотел нечто сказать через Свою вестницу?

Здесь речь идет о принципе, а не просто о том, кто ездит или не ездит на велосипедах. Проблема была не в велосипедах. Если бы некоторые члены церкви сочли бы полезным покупать велосипеды, потому что они были нужны для работы, и если бы на них не выбрасывались большие деньги, и они не порождали бы дух соперничества и борьбы, вряд ли Господь нашел бы повод для того, чтобы комментировать этот вопрос. Но если велосипеды сегодня не создают подобных проблем, должны ли мы отмахиваться от данного предупреждения и говорить, что это к нам больше не относится?

Каждая весть от Бога содержит основополагающие наставления, ценные для каждого поколения. Какие принципы здесь задействованы? Нам указывается на то, что деньги тратятся без надобности для потворства прихотям. Разве сейчас положение в этом вопросе лучше, чем было шестьдесят лет тому назад? Неизменный принцип заключается в том, что нельзя без надобности тратить деньги, чтобы потворствовать эгоистичным желаниям. В то время также существовал дух борьбы и соперничества. Существует ли этот дух сегодня в той же мере, что и тогда? Разве не всегда верно то, что дети Божьи не должны потворствовать духу борьбы и соперничества?

Это практические принципы, которые касаются повседневной жизни: наших семей, транспортных средств, нашего досуга, наших сообществ, нашей деловой жизни. Куда бы мы ни отправились, они никуда от нас не денутся. Мы не только не отбрасываем конкретное наставление, когда обнаруживаем главные принципы, а напротив, расширяем сферу его применения и конкретизируем его, чтобы он подходил всем во всякое время.

Таким же путем принцип можно обнаружить в любой части Писаний, который можно применить к любым жизненным обстоятельствам. За счет тщательного обнаружения и применения принципов наставление приобретает непреходящее значение, так что ни один человек не может сказать: “Это старомодно и больше неприменимо ни ко мне, ни к современной Церкви”. Ни одно из свидетельств не может быть отвергнуто как устаревшее. Все они будут преподавать нам ценные уроки до самого пришествия Господа. Не отбрасывайте ни одного наставления только на том основании, что его конкретное применение не соответствует вашей жизни. Откройте для себя основополагающий принцип, и вам не составит труда понять его применение. “Здесь они могут найти нужный совет, данный другим людям, прежде находившимся в похожих обстоятельствах”. — Там же, том 2, с. 605; также том 5, с. 665.

Заключение

1. Книги отличаются друг от друга по тому, как долго они приносят пользу. Самыми долговечными и полезными являются те, которые имеют дело с основополагающими истинами, принципами и процессами мышления.

2. Из всех книг Библию можно считать самой непреходящей по своему применению и предназначению.

3. Благодаря вдохновенному раскрытию библейской истины и применению библейских принципов, книги Елены Уайт обладают непреходящей ценностью, такой же как Библия.

4. Чтобы прийти к логичным выводам в любой области, необходимо вести систематическое исследование.

5. Общее знание предыстории вопроса необходимо для понимания деталей.

6. Мы должны соблюдать три принципа исследования, чтобы прийти к логичным выводам:

а. Прежде чем извлекать выводы, необходимо в общем изучить все практически применимые советы, относящиеся к данному вопросу.

б. Следует учитывать время, место и обстоятельства возвещения определенных вестей.

в. Человеку следует выявить принцип, стоящий за любым конкретным советом.

Для изучения и обсуждения

1. Найдите несколько примеров, когда использование одного библейского текста или части текста, выхваченного из контекста, может создать впечатление, будто Библия учит чему-то совершенно другому, нежели это есть в действительности.

2. Найдите тексты или короткие отрывки, которые как будто заключают в себе целую тему или библейскую доктрину.

3. Откуда вы знаете, что подборка текстов, которые вы нашли для решения Проблемы 1, не согласуются с общим библейским учением, а вторая группа текстов согласуется?

4. Проделайте то же исследование сочинений Елены Уайт, какое было предложено в отношении Библии, чтобы решить проблемы 1-3.

Избранные ссылки

“Наше твердое основание”, том 1, сс. 260-267.

Елена Г. Уайт, “Свидетельства для Церкви”, том 5, сс. 654-696.