1. Что Библия говорит о своем происхождении

Что Библия говорит о своем происхождении? Интересно, что авторы шестидесяти шести книг, составляющих Святые Писания, не пытаются доказать их Божественное вдохновение. Они просто заявляют, что их весть от Бога, а затем переходят к изложению сути вестей вместо того, чтобы пытаться доказать свои утверждения относительно источника своей информации.

В данном исследовании дара пророчества мы будем считать Божественное вдохновение Библии чем-то само собой разумеющимся и не будем пытаться доказать ее. Доказывать же вдохновенность Писаний и изучать их систематически — это задача таких исследовательских произведений, как “Свидетельства в пользу христианства” или “Библейские доктрины”. Цель нашего исследования — изучить действие пророческого дара на протяжении многих веков. Но это нельзя будет сделать без полного доверия Библии и без веры в то, что она была написана под вдохновением свыше.

“Так говорит Господь”. — Если внимательно читать Библию, бросается в глаза удивительное единство и даже единообразие в понимании и описании ее авторами источника своей информации и вестей. В некоторых случаях писатели ничего не говорят о своих убеждениях, но из самих вестей становится понятно, что они имеют то же происхождение, что и книги, претендующие на вдохновение свыше. Постоянство, с которым авторы Библии говорят о том, что их вести исходят от Бога, может показаться назойливым; тем не менее, в каждом случае нетрудно определить цель таких повторов.

Эти люди не хотели присваивать себе честь за то, что они писали. Хотя их произведения несли на себе отпечаток их личности, образования, происхождения и окружающей среды, их вести даны Богом, и они не хотели, чтобы у кого-то оставались сомнения на этот счет.

Это были честные, духовные, проницательные люди, богатый жизненный опыт которых позволял им глубоко проникать в нужды своего народа. Они были способны брать на себя ответственность и роль руководителей. Но этих личных качеств было мало, чтобы сделать их надежными путеводителями для своего народа, и они сами признавали этот факт. Следовательно, когда Бог обращался к ним, они хотели, чтобы народ был уверен в том, что их весть имеет Божественное, а не человеческое происхождение.

Путь пророка редко был легким. В большинстве случаев сама природа возвещаемых вестей настраивала народ против вестников. Никому не нравится принимать обличения, и мало кто хочет их выслушивать; фактически, обличения многочисленных пророков Ветхого Завета стали притчей во языцех. В этом смысле показательны слова Амоса, который произнес суд над Иудой: “Так говорит Господь: за три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень, и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, — и пожрет чертоги Иерусалима”. Амос 2:4, 5. Кто бы стал проповедовать такую весть, не предварив ее словами “так говорит Господь”?

C другой стороны, человеческие обещания относительно будущего часто оказываются ненадежными. Человек может пообещать что-то совершенно искренне, а на следующий день потерять те средства, с помощью которых он надеялся выполнить свой обет. Библейские пророки и писатели хотели, чтобы слушающие их признали, что обличение, заверение и предсказание исходят от источника свыше, а не от них самих — от того единственного Источника, на который они могут всегда положиться. Кто кроме Бога мог так далеко заглянуть в будущее: на сорок два буквальных месяца, не говоря уже о сорока двух пророческих месяцах, о которых мы читаем в следующем предсказании: “И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца”. Откровение 13:5.

Иоанн, в первых нескольких стихах Откровения, говорит о том, что его вести исходят от Самого Бога.

Также вероятно, что обстоятельства, складывавшиеся в то время, когда пророк возвещал людям свою весть, оказывали какое-то влияние на употребление разных фраз, с помощью которых пророк объяснял, что возвещает весть не от себя, а от Бога. Иезекииль был призван на пророческое служение, когда он находился в Вавилонии с пленными иудеями. Даниил и его спутники из царского рода были отведены в Вавилон во время первого плена в 605 году до н.э. Спустя несколько лет, в 597 года до н.э., Иезекииль из семейства священников был среди второй группы уведенных из родной земли в языческую столицу. Несмотря на предсказание Иеремии о том, что плен будет длиться семьдесят лет, лжепророки и руководители побуждали людей с нетерпением ожидать скорого возвращения из Вавилона. Они едва ли могли себе представить, что Бог допустит, чтобы Его народ так долго оставался в подчинении у чужого народа.

Чтобы развеять несбыточные мечты и обеспечить духовное руководство пленников, Бог призвал молодого человека по имени Иезекииль на пророческое служение. Народ не хотел верить в то, что Иерусалим будет полностью разрушен, что дети Божьи будут вынуждены оставаться в Вавилоне весь срок, предсказанный Иеремией, или что Бог пребывает с ними во время их плена. Им надо было увидеть славу Бога и получить заверение, что все находится под Его неусыпным оком. Они нуждались в напоминании о надежности и незыблемости Божьего слова. То, что Он сказал о будущем Иерусалима и пленников, обязательно должно было исполниться.

Нетрудно понять, почему Иезекииль, находясь в таких обстоятельствах, то и дело говорил о том, что его весть от Господа. Более трехсот раз он прибегал к таким выражениям, как “Слово Господне пришло ко мне”, “Так говорит Господь”, “Он сказал мне”, “ты будешь говорить мои слова”, “Я, Господь, изрек это”, “Я Господь”, “Слушайте слово Господне”.

Если когда-либо народ нуждался в заверении, что с ним говорит Сам Бог, то в первую очередь это относится к сынам Израилевым в вавилонском плену. И Богу нужен был Свой представитель в этом народе. В конце пророческого периода Он намеревался снова вернуть их в Палестину и помочь им создать свое государство. В то же самое время им надо было подготовиться к возвращению, чтобы снова не впасть в идолопоклонство, из-за которого они и попали в плен. Неоднократное заверение Иезекииля, что с ними говорил глас Божий, стало для многих основным фактором, который помог им признать руку Божью в их плене и планах восстановления.

“Дано по вдохновению свыше”. — “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности”. 2 Тим. 3:16. Это значит не только то, что Бог вдохнул Свою мысль в человека, но и то, что Он выдохнул или изрек ее через человека, как Своего представителя. К словам Павла следует присовокупить слова Петра: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым”. 2 Петра 1:21. Весть пророков представляла собой Слово Божье, изрекаемое по побуждению Святого Духа. Они не признавали никакого другого источника. Они были твердо уверены в том, что озвучивают волю Бога для Его народа. Петр, проповедуя народу в Соломоновом притворе, говорил о том, что Бог “предвозвестил устами всех Своих пророков”. Деяния 3:18. Это были Божьи люди, и это были вести, которые вдохнул Бог.

Оно “непременно сбудется”. — Пророки указывают на предсказание, как на главное и самое действенное доказательство того, что их вести от Бога. Исаия записал вызов Бога ложным богам, столь высоко почитаемым как израильтянами, так и языческими народами.

“Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги”. Исаия 41:22, 23. Из стиля повествования видно, что писатели часто признавали тот факт, что записанные ими события должны произойти в отдаленном будущем. Ни люди, ни ложные боги не могли заглянуть в будущее. Таким образом, говорили они, вы можете быть уверены в том, что наши вести от Бога, потому что только Он может предсказывать грядущее.

Ответ Даниила на просьбу Навуходоносора истолковать его сон ясно показывает общие взгляды пророков. “Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни… и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих”. Даниил 2:27—30. Не присвоив себе никаких почестей и указав на беспомощность советников царя, Даниил признал, что только Бог может проникать в будущее. Перед тем, как конкретно истолковать сны и главном виночерпии и главном хлебодаре, Иосиф спросил у этих людей: “Не от Бога ли истолкования?” Бытие 40:8. Спустя некоторое время, говоря с фараоном о его сне, Иосиф признал: “Это не мое; Бог даст ответ во благо фараону”. Бытие 41:16. Во всей Библии можно найти много подобных свидетельств. Последняя книга Нового Завета начинается в том же ключе: “Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через ангела Своего рабу Своему Иоанну, Который свидетельствовал слово Божье и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел”. Откровение 1:1, 2.

Никогда пророк не присваивал себе сверхъестественную способность проникать в будущее и предсказывать будущие события. Всякий раз, когда пророки включали такое предсказание в свои вести, они давали ясно понять, что этот свет дарован им от Бога.

Писатели говорят о других авторах

Пророки не только претендовали на то, что говорят под вдохновением свыше, но и признавали действие пророческого дара в жизни других людей, – как своих современников, так и представителей прежних поколений. Захария упрекал Израиль за упрямство: “И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа”. Зах. 7:12. Осия признавал Божественное призвание Моисея быть тем пророком, которому суждено было вывести Израиль из Египта. “Через пророка вывел Господь Израиля из Египта и через пророка Он охранял его”. Осия 12:13. Во времена Нового Завета Петр провозгласил, что Бог предрек окончательное совершение всего “устами всех святых Своих пророков от века” и исполнил их предсказания. Деяния 3:18. Пророки знали, что проявление пророческого дара не ограничивалось только лишь их личностью или их поколением. Они признают, что прежние пророки находились в таком же положении, и их слова не менее ценны.

Но наверно, еще более удивителен тот факт, что они не только признавали существование пророков в прошлом, но и ссылались на их произведения, как на “Писание”. Это слово употребляется преимущественно в Новом Завете, однако в некоторых местах Библии “Писанием” названы как Ветхий, так и Новый Заветы. Павел сказал в общем о Евангельском обетовании: “Которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях”. Римлянам 1:2

Говоря об описании жизни Авраама в книге Бытие, апостол вопрошает: “Ибо что говорит Писание?” Римлянам 4:3. В Римлянам 10:11 Павел намекает на изречения в книгах Исаии и Иеремии. Еще через некоторое время он говорит об описании жизни Илии в 3 Царств, как о “Писании”. Римлянам 11:2, 3. Петр добавляет свое свидетельство о книге пророка Исаии, говоря о том, что одно из Мессианских пророчеств Исаии содержится “в Писании”. 1 Петра 2:6. Тот же апостол свидетельствует о том, что в посланиях Павла есть “нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания”. 2 Петра 3:15, 16. Сам Иисус, цитируя Псалмы, задал вопрос: “Неужели вы никогда не читали в Писании: “Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?”” Матфея 21:42. Библейские писатели не только считали произведения прежних пророков частью Писания, но порой также признавали современного им пророка автором Священных Писаний.

Они не только называли некоторые части Библии “Писанием”, но и многократно цитировали или перефразировали слова и стихи, предваряя их словами “написано” или подобными фразами. Наверно, наиболее примечательными в этом смысле являются три цитаты из книги Второзаконие, записанные в Мф. 4:4, 7, 10. Будет полезно просмотреть по симфонии несколько текстов под заголовком “написано”.

Еще одно изречение, которое часто встречается в Новом Завете, звучит так: “Да сбудется реченное Господом через пророка”. Матфея 1:22. Эта мысль звучит на разные лады в разных местах Библии. Из этого можно сделать определенный вывод о том, что пророки также предсказывали будущее. Более поздние пророки свидетельствовали о том, что увидели или распознали исполнение предсказаний древних пророков. Подобные высказывания можно часто встретить в Новом Завете, в описании жизни Иисуса, поскольку евангелисты признавали, что на Иисусе исполнилось большое число Мессианских пророчеств Ветхого Завета. Он Сам неоднократно свидетельствовал об исполнении пророчеств древних провидцев.

Использование древних Писаний

Еще одним, не столь явным показателем того, что более поздние библейские писатели доверяли свои более древним собратьям, может служить тот факт, что они заимствовали многие свои идеи и фразы в древнейших источниках. Это ясно указывает на то, что они тщательно изучали и глубоко знали другие вдохновенные произведения. Простейший способ установить связь между двумя Заветами — это просмотреть столбец с параллельными текстами, который имеется почти в каждой Библии. Прочитав места в Библии, на которые в этом столбце даются ссылки, вы откроете для себя десятки идей и изречений, взятых авторами Нового Завета непосредственно из книг Ветхого Завета. При тщательном исследовании можно выявить сотни подобных случаев. Наверно, лучшим примером в этом смысле является книга Откровение. В этой книге всего около 400 стихов, и более чем в трех пятых из них содержатся фразы и образы Ветхого Завета. В общей сложности в ней насчитывается около 550 ссылок на тексты Ветхого Завета. Высказывалось предположение, что едва ли можно найти одно предложение в Откровении, которое бы не опиралось в той или иной степени на материалы Ветхого Завета. Иногда эти тексты приводятся дословно, а в некоторых случаях автор только намекает на них. В качестве примера того, что можно встретить во всей книге Откровение, будет интересно и поучительно выборочно проанализировать 18-ю главу Откровения на предмет того, как она перекликается с параллельными изречениями Ветхого Завета.

По-видимому, Иоанн мыслил категориями Ветхого Завета, если при описании того, что было открыто ему в “Откровении Иисуса Христа”, он до такой степени опирался на изречения древних пророков. Если бы не существовало такого явного сходства между символами и образами Нового и Ветхого Заветов, мы не имели бы достаточно прочного фундамента, чтобы прийти к правильному истолкованию пророчеств. Постоянное использование позднейшими пророками более древних книг Писания позволяет нам сделать вывод о том, что они были хорошо знакомы с трудами своих предшественников.

Откровение 18

Параллели из Ветхого Завета

Откровение 18:4. “И услышал я иной голос с неба: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее”.
Откровение 18:7. “Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицей, я не вдова и не увижу горести!”
Откровение 18:2. “Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице”.
Откровение 18:8. “И будет сожжена огнем”.

Иеремия 51:45, 6. “Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа”. “Чтобы не погибнуть от беззакония ее”.
Исаия 47:8. “Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своем: “я, и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовой, и не буду знать потери детей”.
Исаия 21:9. “Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые”.
Исаия 13:21, 22. “Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены –в увеселительных домах”.
Иеремия 50:32. “И зажгу огонь в городах его, — и пожрет все вокруг него”.

Они старались понять все то, что было записано до их времени. “Исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу”. 1 Петра 1:11. Даниил дает нам пример того, какого рода исследования проводились. “В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима”. Дан. 9:2; сравните с Иер. 25:11, 12.

Хотя пророки Даниил и Иеремия были современниками, и оба жили в первой половине семидесятилетнего периода Вавилонского пленения, Даниил усердно изучал произведение своего собрата-пророка. Изречение “Написано” красной нитью проходит через всю Библию.

Претензии на единство

Все пророки внесли свою лепту в совокупное пророчество о Первом пришествии Иисуса. Это вовсе не означает, что в каждой книге Библии имеются прямые предсказания о Мессии, или что каждый пророк, которого использовал Бог, записал свои предсказания. Но это указывает на то, что все они возвещали вести, относящиеся к пришествию Спасителя, на каком-то этапе своей деятельности и учения. “О Нем все пророки свидетельствуют”. Деян. 10:43. “Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих”. Лк. 1:68—70. “И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании”. “И сказал им: вот то, о чем Я говорил вам, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах” Лк. 24:27, 44.

Иисус без колебаний обращался к пророческой летописи и прослеживал законченный и связный рассказ о пришествии Спасителя, который исполнился в Его жизни. Он не считал нужным выделять одни отрывки из Писания, как неточные, а другие – как бесполезные. Пророки не допускали ошибок; за их свидетельства не надо было извиняться. С прямотой, характерной для Библейских произведений, эти мужи подробно указали на события жизни и служения Христа за несколько веков до того, как Он родился в Вифлееме.

Они живо и ярко описали Его характер и рассказали о том, как Его жизнь повлияет на жизнь других людей. С разных точек зрения, но не противореча друг другу, они сотни раз говорили о Грядущем.[1] Все эти высказывания так чудесно согласуются между собой, что и сегодня можно последовательно проследить все предсказанные ими события и еще больше укрепиться в уверенности, что все пророки имели один общий источник вдохновения.

Заключение

1. В Библии не предпринимаются прямые попытки доказать ее Божественное вдохновение. То и дело говорится о том, что отдельные писатели получали вести от Бога, но никто не пытается доказать это в общем виде.

2. Библейские писатели самыми разными способами заявляют о том, что их произведения, произведения прежних авторов Писания, а также произведения современных им пророков, вдохновлены свыше.

3. Многочисленные цитаты, ссылки на произведения более ранних пророков и намеки со стороны более поздних авторов Библии указывают на то, что эти мужи были уверены в Богодухновенности своих предшественников.

4. Во всей Библии прослеживается единство, которое показывает, что у всех писателей был общий источник информации.

5. Из чтения Библии складывается впечатление, что пророки были убеждены в том, что Бог использует их для сообщения их соотечественникам Своих наставлений, советов и увещаний.

Для изучения и обсуждения

1. Какое значение вы придаете тому факту, что в Библии не предпринимается попыток доказать Божественное вдохновение ее авторов? Разве не принесли бы нам сегодня пользу подобные доказательства?

2. Составьте список нескольких высказываний разных библейских авторов, открывающих их веру в то, что они приняли свои вести от Бога. На самом деле таких высказываний очень много.

3. Продолжите список предполагаемых причин, по которым пророки хотели дать ясно понять, что они возвещают не свою весть, а Божью.

4. Как вы объясняете тот факт, что некоторые библейские книги не претендуют на Божественное вдохновение? Можете ли вы доказать необходимость их включения в канон Библии?

5. Найдите несколько мест в Ветхом Завете, которые цитируются в Новом Завете. По каким причинам была использована каждая из этих цитат? Ради доказательства? Для указания на источник? Ради назидания? Нет ли таких цитат, которые на первый взгляд кажутся вырванными из контекста?

Избранные ссылки

Госсен, Луи, “Теопневстия, неограниченное вдохновение Св. Писания”, сс. 58—105. Chicago, Moody Press, n.d.

Хейнс, Карлайл Б., “Книга всех народов”, сс. 73—127, 231—254. Nashville, Southern Publishing Assn., 1950.

Орр, Джеймс, “Откровение и вдохновение”. New York, Charles Scribner’s Sons, 1910.

______, “Библия”, “Библейская энциклопедия по международному стандарту, том 1, сс. 467, 468. Grand Rapids, Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1952.

“Наше твердое основание”, том 1, сс. 61—116. (Доклад на Библейской конференции адвентистов седьмого дня, 1952 г.). Washington, D.C., Review and Herald Publishing Assn., 1953.

Рид, У.Е., “Библия, Дух пророчества и Церковь”, сс. 63—77. Washington, D.C., Review and Herald Publishing Assn., 1952.

Унгер, Мерилл Ф., “Вводный путеводитель к Ветхому Завету”, сс. 22—45 (См. Библиография, сс. 43—45). Grand Rapids, Zondervan Publishing House, 1951.