6. Критерии пророка

Сатана пытался извратить все то, что Бог делал на благо Своего народа. Таким образом, некоторые из величайших Божьих благословений превратились в гибельные орудия. Самонадеянность стали ошибочно принимать за веру. Большинство христиан во всем мире заменили субботу Господню на богослужебный день, придуманный обманщиком. Богослужебные формы и обряды заменили истинное поклонение Богу в духе и истине. Спасение по вере было вытеснено бесконечно разнообразными системами спасения от дел. Одни из самых здоровых и питательных продуктов — зерновые и фрукты — стали сырьем для изготовления напитков, разрушающих умы и тела людей.

Сатана редко предлагает людям заблуждение, не смешанное с истиной, потому что заблуждение в чистом виде не будет достаточно соблазнительным. Во многих его учениях есть много истинного и доброго, но чем больше в них истины, тем коварнее подлог. Вопрос субботы и воскресенья хорошо иллюстрирует методы сатаны. Суббота — это памятник творения; воскресенье было введено в христианский мир, как памятник воскресения Христа. Суббота — это день отдыха от обычных, повседневных дел, чтобы люди имели возможность поклониться Богу и посвятить время Божьим делам благословения страждущих и нуждающихся. Для большинства христиан воскресенье стало выходным днем, в который можно делать все, что угодно. Некоторые, правда, проводят непродолжительное время в церкви, но большинство этого не делает. Суббота — это знак Божьей власти в жизни человека, печать христианского опыта. Но сатана попытался сделать ее знаком своеобразных понятий или фанатизма.

Суббота, которая была дана Богом как знак освящения по вере, была извращена врагом. И теперь многие люди, обманывая себя, говорят, что ее соблюдение — признак того, что человек пытается спастись добрыми делами и законничеством.

Божественный план обращения людей через пророческие вести сатана исказил с помощью лжепророков. Эти лжесвидетели выполняли две главные задачи в кознях сатаны: (1) они отвращали умы людей от Божьих вестей и заставляли их принимать заблуждение; (2) своей клеветой и неблаговидными поступками они навлекали поношение и бесчестие на всех пророков. Сатане нет особого дела до того, по каким соображениям человек отвергает свет.

Нам не надо гадать, какой пророк истинный, а какой ложный. В Библии даны ясные критерии, с помощью которых можно безошибочно отличить вестников Божьих от ложных посланников. Если последовательно и настойчиво проверять жизнь и учение любого пророка библейскими мерками, тогда можно будет ясно увидеть, каков источник его откровений. В Библии упоминаются четыре главных критерия пророка. Важно измерять любого, кто претендует на обладание даром пророчества, всеми четырьмя критериями. Он должен соответствовать всем требованиям. Помимо основных критериев, существует еще несколько вспомогательных критериев или доказательств, которые также следует принимать во внимание.

Применение критериев

Критерий 1. “Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света”. Ис. 8:20.

Возникали многочисленные вопросы по поводу точного смысла слов “закон” и “откровение”, но совершенно ясно, что они указывают на богодухновенные наставления пророков Божьих. Если какое-либо учение или поступок не согласуется с тем образцом, который открыт в мериле истины, то следует признать, что они исходят из царства тьмы, а не света.

Пророки говорили, будучи движимы Духом Святым, а Дух никогда не будет противоречить ранее данным наставлениям. Все откровения, исходящие из одного и того же Источника, должны согласовываться между собой.

Нетрудно установить в гармонии всей Библии, что ее авторы говорили по многим вопросам. В предыдущей главе мы уже говорили о нерушимом единстве Писаний. Хотя слова, обороты речи и главные мысли могут меняться, мы обнаруживаем, что все писатели говорят примерно одно и то же по каждому конкретному вопросу. Мы можем проиллюстрировать этот факт на примере того, что говорят разные библейские писатели о состоянии человека после смерти. Обратите внимание на то, что библейские писатели, жившие в разные эпохи, не противоречат друг другу, но высказывают одни мысли.

Иов. “Человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего”. Иов 14:12.

Псалмопевец. “Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу”. Пс. 113:25.

Соломон. “Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают”. Еккл. 9:5.

Исаия. “Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою”. Ис. 38:18.

Иезекииль. “Душа согрешающая, она умрет”. Иез. 18:20.

Иисус. “Лазарь… уснул… Лазарь умер”. Ин. 11:11—14.

Павел. “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды”. 1 Фес. 4:13, англ. пер.

Иисус и авторы Евангелий засвидетельствовали о точности предсказаний древних пророков относительно Его Первого пришествия.

Следующая выборка из Евангелия от Матфея даст какое-то представление о десятках ссылок на Ветхий Завет.

В Мф. 1:23 дается ссылка на Ис. 7:14. В Мф. 2:6 — на Мих. 5:2. В Мф. 2:17 — на Иер. 31:15. В Мф. 3:3 — на Ис. 40:3. В Мф. 4:14, 15 содержится ссылка на Ис. 9:1, 2. В Мф. 8:17 — на Ис. 53:4. В Мф. 11:10 — на Мал. 3:1. В Мф. 12:18 — на Ис. 42:1. В Мф. 13:14 — на Ис. 6:9. В Мф. 13:35 — на Пс. 77:2. В Мф. 21:16 — на Пс. 8:3.

Такая же согласованность видна и в предсказаниях о Втором пришествии Христа, учении о Божьем творении, праведности по вере и во всех других библейских учениях. Народу Божьему в древности нетрудно было применять этот критерий к вестям любого, кто претендовал на обладание даром пророчества. В Иеремии 28 можно найти замечательный пример того, как Божий пророк применил этот критерий к другому человеку, называвшему себя пророком.

В четвертый год царя Иоакима Иеремия, находясь под вдохновением, предсказал, что Иуда будет в плену у Вавилона семьдесят лет. Иер. 25:1, 11, 12. Впервые в пророчестве был указан точный промежуток времени. Но еще за сто лет до этого события Исаия засвидетельствовал, что земля будет опустошенной “многие дни и годы”. Ис. 32:9—14. Он предсказал, что освобождение произойдет только во дни Кира (Ис. 44:24 — 45:5), и что мидяне помогут ниспровергнуть Вавилон, красу царств (Ис. 13:17—22). В четвертый год царя Седекии, через одиннадцать лет после предсказания о семидесяти годах плена, Иеремии бросил вызов другой пророк, заявивший, что избавления следует ожидать в ближайшее время. Вся эта история описывается в Иеремии 28. Анания заявил, будто Господь открыл ему (стихи 1, 2), что ярмо Вавилона будет снято с шеи Иуды через два года (стих 3), и что все сосуды дома Господня будут возвращены в Иерусалим.

Ответ Иеремии содержит в себе некоторую долю иронии. “Да будет так, — сказал он, да сотворит сие Господь”. Стих 6. Другими словами он хотел сказать: “Надеюсь, Господь именно так и поступит”. “Только выслушай слово сие, которое я скажу вслух тебе… Пророки, которые издавна были прежде меня и прежде тебя, предсказывали многим землям и великим царствам войну и бедствие и мор. Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка”. Стихи 7—9. Другими словами, Иеремия сказал Анании следующее: “Анания, ты сказал, что в ближайшее время наступит мир, и наша царство будет восстановлено. Пророки, бывшие до тебя предсказывали нашему народу войну и бедствие. Посмотрим, чьи предсказания сбудутся, и тогда узнаем правду”. Спустя некоторое время Иеремия выдвинул против Анании конкретное обвинение, что Господь не посылал его (стих 15), и сказал ему, что раз он ведет народ на восстание против Бога, то умрет в том же году (стих 16). Эта глава заканчивается печальным сообщением: “И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце”. Стих 17.

При первой встрече с Ананией Иеремия сослался только на предсказания прежних пророков, которые подтверждали его слова о том, что восстановление надолго откладывается. Тогда не было необходимости в особом откровении от Господа, осуждающем Ананию. Иеремия знал, что если весть Анании не согласуется с тем, что ранее сказали люди, имевшие все признаки истинных пророков, то его весть не от Господа. Впоследствии его выводы были подтверждены откровением, и он выступил с предсказанием о смерти Анании. Здесь мы наглядно видим конкретный случай применения критерия: “Обращайтесь к закону и откровению”.

Иисус, в Своем предупреждении ученикам, снова подчеркивает необходимость проверять утверждения любого пророка Писанием, с которым они должны согласовываться.

Сказав об ожидаемом времени скорби, Иисус сказал: “Тогда, если кто скажет вам’вот, здесь Христос’, или ‘там’, — не верьте; ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам”. Мф. 24:23—25. После этого Иисус перечислил знамения, по которым можно судить о близости Его пришествия. Любой пророк в любую эпоху говорящий о Втором пришествии, должен проверяться этими и другими высказываниями более древних пророков. Если человек проходит эту проверку, и его вести согласуются с ранее сделанными богодухновенными предсказаниями и учениями, тогда мы можем применять к нему другие критерии.

Критерий 2. “Итак, по плодам их узнаете их”. Мф. 7:20.

Эти слова были сказаны Иисусом во второй части Нагорной проповеди в контексте серьезного предупреждения ученикам: “Берегитесь лжепророков”. Стих 15. На основе принципа, согласно которому всякое доброе дерево приносит и плод добрый, а всякое дерево худое приносит худые плоды, Иисус предлагает еще один критерий для оценки пророков. Какой плод они приносят в своей жизни? Какое влияние их учение оказывает на окружающих? Как их деятельность отражается на Церкви в целом?

Иногда жизнь и влияние пророка находятся в таком вопиющем противоречии с Писаниями, что нетрудно бывает понять его истинное лицо. Но, как правило, дело обстоит иначе. Применение этого критерия требует больше времени, и это оказывается более сложным делом, чем применение первого критерия. Чтобы определить, какой плод приносит пророк, надо учитывать несколько факторов.

А. Жизнь пророка должна быть достойной личного представителя Бога. Не должно возникать никаких сомнений относительно его или ее образа мыслей и действий. Он должен заметно отличаться от других людей, потому что в видениях он видит Бога и ангелов и беседует с ними.

С другой стороны, как уже ранее указывалось, принятие пророческого дара не делает человека непогрешимым и не является гарантией того, что он никогда не ошибется. Будучи почти сорок лет вестником Господа, Моисей вышел из себя на границах Обетованной земли и не был допущен туда. В Библии описываются другие случаи, когда действия людей, наделенных пророческим даром, приводили к еще большим бедствиям. Нельзя считать человека соответствующим этому критерию только потому, что он обладает некоторыми выдающимися чертами характера, и нельзя считать человека обманщиком только потому, что он в чем-то ошибается. Следует принимать во внимание не какие-то случайные добрые дела или проступки, а общую направленность всей жизни. Какой это человек: добрый или нечестивый?

Б. Жизнь и вести пророка должны оказывать положительное влияние на отдельных людей и на всю Церковь в целом. Господу зачастую приходилось использовать пророков для разрушения ложных оснований, чтобы расчистить путь последующего созидания. Однако, если судить по конечным результатам, то деятельность истинного пророка всегда бывает конструктивной и созидающей, но не разрушительной. Иисусу приходилось порой разоблачать некоторые грехи иудейских руководителей и разрушать их традиции. Но Он разрушал только для того, чтобы потом строить заново. Он причинял раны, чтобы затем исцелять.

Прежде чем сделать окончательный вывод, необходимо разрешить еще одну проблему. В истории народа Божьего бывали такие времена, когда дети Божьи постоянно деградировали, несмотря на то, что среди них находился один или более пророков. Была ли в этом вина пророка? Значит ли это, что его вести не были посланы Небом. Бог так не считал. Он сказал Иезекиилю: “А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: ‘пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа’. И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится пред лицом твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их”. Иез. 33:30, 31.

Люди слушали и призывали других прийти и послушать слова пророка, но не один из них не применял на практике то, что слышал. Была ли в этом вина пророка? Среди последователей Господа были люди, которые продолжали ходить своими злыми путями, хотя и заявляли о своей преданности Ему. Иногда нужно задуматься над тем, к каким результатам привели бы вести пророка, если бы люди стали внимать им. Ведут ли эти вести к благочестию или, напротив, отвращают человека от праведной жизни и небесных истин?

В. Человек может творить добрые дела в жизни и оказывать превосходное влияние на окружающих, но это еще не говорит о том, что он пророк. Он должен соответствовать и всем остальным критериям истинного пророка.

Г. Критерии истинного пророка необходимо применять в совокупности. Если весть пророка согласуется с тем, что говорили пророки, жившие прежде, если его жизнь можно признать благочестивой, и если его ведут людей к истинному благочестию, то можно сделать вывод, что он прошел еще одно испытание и может, в конце концов, оказаться истинным пророком.

Критерий 3. “Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка”. Иер. 28:9.

Предсказание — это не главное в работе пророка, но во многих случаях пророки претендовали на то, что Божественное вдохновение позволило им заглянуть в будущее. Чтобы проверить пророка, надо посмотреть, исполнились его предсказания или нет. Наша уверенность в слове Божьем укрепляется, когда на наших глазах исполняются многие конкретные предсказания. Но если пророчества окажутся неточными, наша уверенность будет сразу подорвана. См. также Втор. 13:1—3; 18:22. В начале этой главы мы упомянули предсказание Иеремии о том, что Анания умрет в течение года. По-видимому, многие слышали это предсказание, и когда оно исполнилось, люди поверили в точность другого предсказания Иеремии о семидесяти годах плена. Но если бы пророчество об Анании не исполнилось, то вряд ли кто-то поверил бы в исполнение пророчества о длительности плена.

Во всей Библии можно найти многочисленные примеры исполнившихся предсказаний. В некоторых случаях пророчества не исполнялись в библейское время, но мы находим их исполнение в последующей истории человечества. В большинстве книг Ветхого Завета рассказывается о Мессии, которому надлежит прийти, и Новый Завет подтверждает точность этих пророчеств. Даниил описал историю государств от дней Вавилона до конца времени, и в истории довольно просто проследить удивительное предвидение Бога, Который дал ему пророчество о грядущих событиях. Иногда предсказывались конкретные промежутки времени. Они также исполнились с поразительной точностью. Необходимо тщательно исследовать все пророческие предсказания и проследить их исполнение, хотя на это может не хватить жизни.

Но этот вопрос не так прост, как может показаться. Библия вводит еще один принцип, который необходимо принять во внимание, прежде чем можно будет сделать окончательные выводы. Это принцип условных пророчеств, сформулированный Иеремией: “Иногда я скажу о каком-нибудь народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-нибудь народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его”. Иер. 18:7—10. Этот фактор необходимо принимать во внимание при оценке предсказаний истинного пророка.

В некоторых случаях условное пророчество не ставит перед нами никаких реальных проблем, потому что условия в нем ясно изложены, и легко понять, что если эти условия не соблюдены, то и нет причин ожидать исполнения предсказания. Но в других случаях условия не оговариваются. Господь сказал, что когда изменятся условия, Он будет действовать иначе и воздаст награду или наказание.

Не является ли это своего рода лазейкой для любого лжепророка, который может заявить: “Я изрек условное пророчество, хотя и не указал условий. Теперь, когда условия изменились, пророчество может и не исполниться”?

Лучшей библейской иллюстрацией принципа, выдвинутого Иеремией, является книга пророка Ионы. Непокорный пророк провозгласил: “Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена!” Иона 3:4. Здесь не определены никакие дополнительные условия. Более того, складывается четкое впечатление, что для жителей Ниневии не могло быть спасения, потому что в своем указе царь Ниневии вопрошает: “Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем?”. Стих 9. Если бы было предложено какое-то условие, то он бы знал, что сохраняется возможность избавления. Прошло назначенное время, город не был уничтожен, и Иона рассердился на Господа, потому что решил, что его теперь сочтут лжепророком.

Но был ли Иона лжепророком? Библия говорит: “Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей” (Втор. 18:22). Слово Ионы не сбылось, однако, он в точности передал жителям Ниневии весть Господа. Фактически нежелание Ионы проповедовать эту весть в Ниневии объяснялось, в первую очередь, тем, что он понимал благость и милость Господа. Он знал, что если жители Ниневии покаются, Господь отменит Свое наказание. После того, как Ниневия была пощажена, Иона сказал в молитве к Богу: “О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии”. Иона 4:2. Если бы ему было позволено перечислить условия, на которых наказание будет отменено, он бы не переживал так сильно по этому поводу. Но был ли он лжепророком? Бог не считал его таковым, и если мы внимательно рассмотрим этот случай, то придем к выводу, что Иона был истинным пророком Божьим, несмотря на неисполнение его самого выдающегося предсказания.

В чем же тогда разница? Почему один человек, предсказание которого не исполнилось, считается лжепророком, а другой истинным пророком? Ответ таков: Бог объяснил нам принцип исполнения всех пророчеств, включающих в себя человеческие решения и позиции. На основании слов Иеремии 18 ма понимаем, что все Божьи обещания благословить или наказать даются на условиях, независимо от того, определены эти условия или нет, потому что их исполнение зависит от взаимоотношений человека с Богом.

Это ни в коей мере не относится к тем частям Божьего плана, которые не зависят от человеческих решений. Например, Иисус Христос собирается вернуться на нашу землю, чтобы собрать верных и погубить нечестивых. Это часть неизменного Божьего плана, который будет осуществлен независимо от тех решений, которые могут быть приняты отдельными людьми или обществами. Петр говорит, что мы можем ускорить день Его пришествия (2 Петр. 3:12) или, напротив, замедлить его своим нерадивым отношением к приготовлению. Но мы не можем изменить факт Его пришествия.

Нам нетрудно понять случай с Ионой и Ниневией. Очевидно, что изменившиеся обстоятельства оправдали решение Господа отменить запланированное наказание. Не должны ли мы учитывать тот же самый принцип, когда выносим суждение по другим подобным случаям? Совершенно ясно, что обстоятельства, вызвавшие осуждение, так сильно изменились, что осуждение стало нежелательным. В этом случае изменение Господом Своих первоначальных намерений находится в полном соответствии с Иеремией 18. Коль скоро Господь ясно изложил обстоятельства, при которых такое может случиться, пророку необязательно уточнять все детали, связанные с тем или иным условным пророчеством. Если предсказание пророка не исполняется при данных обстоятельствах, то это не значит, что его следует считать лжепророком. Но мы всегда должны помнить о том, что причины изменения Господом Своих первоначальных планов должны быть достаточно очевидны.

Эта процедура не оставляет никакой лазейки для лжепророка; к нему и к его учениям по-прежнему надо применять все критерии.

Критерий 4. “Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога”. 1 Ин. 4:2.

Предлагая этот критерий, Иоанн напрямую затрагивает тех, кто называет себя пророками. “Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога”. 1 Ин. 4:1, 2. Этот критерий гораздо шире, чем простая вера в то, что Иисус Христос жил. В самом полном смысле он включает в себя все, что Библия учит о Христе. Это признание того, что “Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца”. Ин. 1:14.

Слово, которое становится плотью, — это воплощение Сына Божьего в человеческом теле. В предыдущих стихах первой главы Евангелия от Иоанна речь идет о Слове, как Боге, Творце, Источнике жизни и Свете человечества. Его рождение от девы, безгрешная жизнь, искупительная смерть, воскресение и вознесение, Его служение в небесном святилище в качестве Первосвященника и Его Второе пришествие — все это тесно связано с Его пришествием во плоти. Первые четыре явления связаны с Его земной жизнью и опытом. Другие стали возможно, благодаря тому, что Он совершил, находясь на нашей земле. Тот, кого принимают за истинного пророка, должен признавать эти истины и учить этому людей. Он должен не просто теоретически признавать эти истины, но свидетельствовать о них своей жизнью. Тот, кто отвергает учение Библии в одном из этих вопросов, относящихся к Христу, Его жизни и искуплению, не исповедует “Христа, пришедшего во плоти” и, следовательно, говорит не от Бога. См. 2 Ин. 7.

Четырех основных библейских критерия вполне достаточно для того, чтобы определить, кто есть истинный, а кто ложный пророк.

Однако существуют и другие факторы, которые дают дополнительные доказательства того, что вести истинного пророка исходят от Господа. Они не столь бесспорны, как основные критерии; тем не менее, их полезно учитывать.

Дополнительные доказательства

Физические проявления. В четвертой главе мы уже упоминали о некоторых физических проявлениях, которыми иногда сопровождаются откровения истинного пророка. Вкупе с другими доказательствами эти проявления являются убедительным дополнительным свидетельством.

Своевременность — еще одно поразительное свойство этих откровений. Обычно мы имеем дело с такими вестями, которые были возвещены за много лет или даже веков до того, как их значение было в полной мере осознано. Однако многие вести были даны как раз в то время, когда в них нуждались.

В 4 Цар. 6:8—23 мы находим очаровательную историю о пророке Елисее и сирийском царе. Царь Сирии выступил в военный поход против Израиля. Будучи мудрым полководцем, он посоветовался со своими помощниками, чтобы согласовать с ними план действий. Но всякий раз, когда они планировали устроить засаду, или предпринять какой-либо маневр, пророк Елисей предупреждал об этом израильского царя: “Берегись проходить тем местом, ибо там Сирияне залегли”. Умело используя недосказ, летописец сообщает, как царь Израиля “сберег себя там не раз и не два”. Информация Елисея была настолько точной, что у сирийского царя не возникало сомнений в том, что в его стане есть предатель. Контрразведка, предоставляющая своей армии такую своевременную и точную информацию, обычно ценится очень высоко. Во все века Богу было угодно давать Своим детям своевременную информацию, чтобы восполнять их нужды и помогать принимать правильные решения.

Уверенность и бесстрашие, с которыми пророки возвещали свои свидетельства, делали еще более весомыми их притязания на то, что они возвещают вести от Бога. Нафан не колебался, не стремился обезопасить себя и не извинялся, когда пришел к Давиду и сказал: “Ты тот человек”. 2 Цар. 12:7.

Когда Илия предстал перед царем после длительной засухи, опустошившей Израиль, Ахав бросил ему вызов: “Ты ли это, смущающий Израиля?” 3 Цар. 18:17. Ответ был определенным и бесстрашным, несмотря на то, что пророк рисковал собственной жизнью: “Не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идете вслед Ваалам”. Стих 18. Пророки, передавая свои вести, не допускали никаких уверток или дипломатии

Высокий духовный уровень. В вестях истинных пророков нет ничего дешевого, обыденного или наивного. Хотя в своих сочинениях они затрагивают обыденные, житейские вопросы, стиль остается возвышенным, исполненным достоинства. Великие истины выражаются простым языком, понятным даже ребенку, но это не делает их книги упрощенными или наивными. Напротив, самые взыскательные ученые богословы находят в них необъятные просторы для исследовательской работы. В этих книгах изложены самые возвышенные духовные принципы, известные роду человеческому. Главная тема Библии и способ ее выражения внушают уважение самым ученым и самым малограмотным людям.

Практическая ценность. Пророческие вести имеют большую практическую ценность и приносят пользу людям. В их сообщениях вы не найдете диких фантазий или бессмысленных блужданий. Хотя некоторые вести содержат в себе символы и аллегории, их смысл можно без труда понять, следуя четким и ясным правилам истолкования. Можно лишь согласиться со словами Павла о том, что все Писание полезно.

Отличие

Разница между истинными и ложными пророками отчетливо видна на примере общения Ахава и Иосафата, царей Израиля и Иудеи, с пророком Михеем. 3 Царств 22. Иосафат, царь южного царства, посетил своего северного соседа, израильского царя Ахава, когда тот предложил ему вместе сразиться с царем Сирии за Рамоф Галаадский.

Иосафат поспешил дать согласие, но потом, усомнившись в мудрости своего решения, спросил у Ахава, нет ли у него поблизости пророка, у которого они могли бы узнать волю Божью. Тогда царь Израиля призвал четыреста так называемых пророков Божьих и спросил у них: “Идти ли мне войною на Рамоф Галаадский, или нет?” Как один человек они ответили: “Иди, Господь предаст его в руки царя”. В сложившихся обстоятельствах это была именно та весть, которую Ахав хотел услышать, поскольку это могло произвести решающее впечатление на его возможного союзника.

Возможно, на Иосафата это произвело определенное впечатление, но он не был удовлетворен этим советом. Должно быть, в манере поведения и в вести этих людей было нечто такое, что заставило его усомниться в Божественном происхождении их вести, и он продолжал настаивать: нет ли здесь еще пророка Господня, чтобы нам вопросить чрез него Господа?” Ахав вынужден был признать, что можно вопросить еще одного пророка по имени Михей. “Но я не люблю его, ибо он не пророчествует о мне доброго, а только худое”.

Несмотря на дурные предчувствия Ахава, послали за Михеем, но пока ждали Божьего вестника, остальные продолжали пророчествовать. В одном из ключевых эпизодов этого повествования посланный царем человек попытался дать Михею совет, что ему следует говорить, когда он предстанет перед двумя монархами. Возможно, этого человека посылали до этого за другими пророками, которым не терпелось узнать, что говорили царю их коллеги, потому что им не хотелось вносить диссонанс в общий тон высказываний. По крайней мере, ему казалось, что он делает Михею одолжение, рассказывая о том, что посоветовали царю четыреста других пророков. “Вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно со словом каждого из них; изреки и ты доброе”. Быть может, в его памяти были еще живы некоторые прежние предсказания Михея о грядущих бедствиях.

Но Божьего пророка не интересовало, о чем говорили другие пророки. Его внимание было сосредоточено на том, что скажет Господь.

Вот почему он сказал в ответ: жив Господь! Я изреку то, что скажет мне Господь”. Истинный пророк не мог вести себя иначе. Мы уже ранее упоминали один из основополагающих библейских текстов о призвании пророка (Втор. 18:15—22), в котором имеются такие слова: “И вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему… Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить… такого пророка предайте смерти”.

Когда Михею был задан вопрос по поводу предстоящего сражения, он дал, на первый взгляд, странный ответ. “Иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя”. Однако более тщательный анализ этого отрывка позволяет уловить иронию в голосе Михея: “Иди и делай то, что тебе посоветовали. Ведь ты же это хочешь услышать”. На этот раз недовольство выразил уже Ахав. Хотя пророк вроде бы сказал то же, что и другие, царь без труда уловил насмешливые нотки в голосе пророка и потребовал, чтобы он возвестил весть от Господа. Слова Михея были торжественными и величественными: “Я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом”. Ахав повернулся к Иосафату и сказал: “Не говорил ли я тебе, что он не пророчествует о мне доброго, а только худое?” Вскоре пророчество Михея исполнилось, когда Ахав лишился жизни в битве за Рамоф Галаадский.

Сатана — это лжец и обманщик. Если возможно, он желает прельстить и избранных. Он работает как с обычными людьми, так и с пророками. Если ему не удается действовать через лжепророков, он пытается всячески опорочить истинных пророков и противодействовать их работе. В любом случае нам надо знать и понимать, как проверять пророков. Мы не только должны выявлять и отвергать ложь, но и открывать для себя и принимать истину.

Ни один критерий сам по себе не может служить исчерпывающим доказательством истинности того или иного пророка. Часто бывает проще выявить лжепророка, чем удостовериться в истинности пророка, ибо если он явно не соответствует одному из основных критериев, то нам нетрудно установить источник его вестей. С другой стороны, чтобы определить, что мы имеем дело с истинным пророком, надо терпеливо и кропотливо применить к нему все критерии и достаточно долго исследовать его.

Слова Моисея ясно говорят о том, что одна из духовных проблем тех, кто живет в последние дни накануне Его Второго пришествия, состоит в том, что им приходится иметь дело с лжехристами и лжепророками. Эти обманщики не будут иметь большого успеха среди тех, кто утвержден в истине и знает, как пользоваться критериями. Каждому члену Церкви Остатка надо быть настолько хорошо знакомым с этими критериями, чтобы автоматически применять их в каждом случае, когда в этом возникает необходимость, и при этом не спрашивать: “Как мне определить, истинный это пророк или ложный?”

Заключение

1. На протяжении всех веков сатана все настойчивее стремится прельстить народ Божий.

2. Важность Божьего плана достичь людей через пророков, делает его особой мишенью врага.

3. Сатана пытается подсылать лжепророков и дискредитировать истинных рабов Божьих.

4. Нам не следует прельщаться, потому что Библия приводит четкие критерии, которыми надо испытывать каждого пророка.

А. “Обращайтесь к закону и откровению”. Ис. 8:20.

Б. “По плодам их”. Мф. 7:20.

В. “Когда сбывалось слово”. Иер. 28:9.

Г. “Иисус Христос, пришедший во плоти”. 1Ин. 4:2.

5. Дополнительные доказательства, которые помогают обрести уверенность в истинных пророках: (1) физические проявления, (2) своевременность, (3) определенность, (4) высокий духовный уровень, (5) практичность вестей.

6. В случае необходимости все эти критерии надо применять к пророку на протяжении длительного времени. Надо принимать во внимание совокупность свидетельств, которые необходимо тщательно изучить, прежде чем принять окончательное решение.

Для изучения и обсуждения

1. Какие подлоги сатаны являются наиболее коварными и почему?

2. Может ли сатана своими обольщениями так успешно свести на нет влияние пророка, что люди даже не будут знать о его существовании?

3. Подвержен ли истинный пророк влиянию других людей, когда получает или передает свои вести? Приведите библейские примеры, чтобы обосновать свой ответ.

4. Примените указанные критерии истинного пророка к жизни и работе Даниила, Павла, Моисея. Не говорите просто, что слова Даниила согласовывались с законом и откровением, а докажите это на конкретных примерах. То же самое проделайте и с остальными критериями.

5. Помимо примеров, приведенных в данной главе, найдите другие условные пророчества в Библии, в которых условия не указаны. Исполнились они или нет? Найдите два или более условных пророчества, в которых условия ясно указаны. Исполнились они или нет?

6. Найдите в Библии пример человека, который называл себя пророком, и обосновывал свои притязания “плодами”. Приведите пример того, кто своими худыми плодами доказал, что является лжепророком. Приведите тексты и сделайте заключение из каждого эпизода.

7. Найдите две темы, которые упоминаются, как минимум, тремя библейскими писателями, и докажите, что они не противоречат друг другу, хотя и пользуются разными словами.

Избранные ссылки

Хейнз, Карлайл Б., “Книга всех народов”, сс. 153—187.

________ , “Дар Пророчества”, сс. 101—124.

Янг, Эдвард Дж., “Рабы Мои пророки”, сс. 125—152.