7. Связь пророков с другими лицами

Следует ясно понимать связь пророков с некоторыми другими лицами или группами. Иногда их задачи совпадали с задачами других Божьих служителей, хотя в Божьем плане никогда не было дублирования или столкновения интересов, если каждый работник занимал предназначенное ему место и выполнял порученную ему задачу. Иногда Бог усматривал, чтобы некоторые люди выполняли одновременно два или более вида служения. Какая связь существовала между пророками и пророчицами, между пророками и священниками, между пророками Ветхого и Нового Заветов, а также между Иисусом и пророками? Понимание этого имеет большое значение для понимания пророческого дара в целом.

Пророчицы

Библия сообщает о нескольких женщинах, которые были призваны на пророческое служение. Случаи, описанные в Ветхом и Новом Заветах, показывают, что женщинам иногда также доверялось почетное служение: говорить от имени Бога. Давайте выясним, в какое время совершала служение каждая из этих женщин, каковы были результаты их деятельности, и как окружающие относились к их работе.

Мариамь. Три раза на страницах Библии перед нами предстает жизнь первой женщины, которая была названа пророчицей. Мы видим ее как любящую старшую сестру Моисея, которая предложила дочери фараона позвать кормилицу для младенца, только что найденного принцессой в маленьком ковчеге, дрейфующем по реке Нил. В следующий раз она предстает перед нами как руководительница женского хора, поющего победную песнь после того, как Израиль успешно перешел Красное море, и армия фараона была уничтожена.

Третья картина не так приятна. Мариамь и Аарон, осуждая брак Моисея и ослепленные эгоистичным желанием ни в чем не уступать по положению в обществе своему младшему брату, бросили ему такой вызов: “Одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам?” Чис. 12:2. Иегова услышал жалобу и наказал Мариамь, поразив ее проказой. Ее последующее исцеление ни в коей мере не принижало строгости ее наказания.

Сразу после перехода через Красное море “Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь”. Исх. 15:1. Далее следует гимн хвалы, который разносился над просторами пустыни и моря. Затем тональность изменилась, потому что этот гимн подхватил женский хор. “И взяла Мариамь пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариамь пред ними: пойти Господу; ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море”. Исх. 15:20, 21.

Библия ничего не говорит о том, была ли названа Мариамь пророчицей из-за поэтической вдохновенности ее пения по этому торжественному случаю, или по каким-то другим причинам. Хотя это единственный зафиксированный пример ее вдохновенных изречений, из этого вовсе не следует, что она никогда больше не выступала в качестве пророчицы. Она включена Господом в число трех руководителей, “посланных перед” сынами Израилевыми. “Я вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства и послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариамь”. Мих. 6:4. Мариамь пользовалась большим почетом и уважением в Израиле, что делает ее последующее восстание против Моисея еще более предосудительным. Должно быть, за годы ее совместного служения со своими родными братьями Моисей видел многочисленные доказательства ее пророческого призвания от Святого Духа, — в противном случае вряд ли он назвал бы ее “пророчицей”. Но за исключением приведенных выше скупых ссылок, мы не имеем исчерпывающей информации о том, какую именно работу совершала Мариамь, какая весть через нее возвещалась. Тем не менее, есть безошибочное свидетельство о том, что она обладала пророческим даром.

Девора. В течение двадцати лет северному Израилю противостоял ханаанский царь Иавин, правивший в Азоре, примерно в 17 км к северу от озера, известного под названием Галилейское море. “Во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса” (Ис. Нав. 24:31), Израиль дважды оказывался в рабстве. Дважды Господь избавлял народ через Гофониила и Аода. Эти люди были призваны быть судьями и руководить восстанием против иноземных угнетателей. Положение дел в Израиле, для исправления которого Господь неоднократно допускал вторжение языческих народов, описано в Суд. 2:10—17: “И когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю… И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей… И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их; но они и судей не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним”. После двадцати лет рабства Израиль снова воззвал об избавлении, и Господь приготовил путь, послав весть той, которая действовали в качестве судьи.

На этот раз судьей была женщина, и в Библии она названа не только судьей, но и пророчицей. “В то время была судьею Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова”. Суд. 4:4. Прежние судьи не были названы пророками. Девора не была призвана в первую очередь для того, чтобы руководить восстанием, но когда она сидела под пальмой между Рамой и Вефилем, “приходили к ней сыны Израилевы на суд”. Стих 5. Когда к ней пришло слово Господне, она послала за Вараком из Кедеса Неффалимского и велела ему привести армию из десяти тысяч человек к потоку Кисон, чтобы там сразиться с Сисарой, главнокомандующим войска Иавина.

Было дано обетование относительно исхода сражения, ибо Девора вспомнила данное ей Божье обетование: “Предам его в руки твои” — стих 7. Варак отказался выполнить эту задачу в том случае, если Девора не согласится сопровождать его. Он хотел добиться всенародного признания того факта, что Господь поручил ему руководить восстанием. Если пророчица поддержит его своим присутствием, тогда будет ясно, что военную кампанию начал Господь, а не Варак. Девора согласилась, но предупредила Варака, что не ему достанутся лавры победителя. Она предсказала: “Не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару”. Стих 9. Как видно из дальнейшего повествования, она имела в виду не себя, а Иаиль, от руки которой умер Сисара. Стихи 21, 22.

Личность Деворы сильно отличается от личности Мариамь. Девора служила на видном посту, потому что люди приходили из разных частей Израиля, чтобы посоветоваться с ней о своих проблемах и получить суд. Ее репутация основывалась не только на ее здравом и трезвом суждении. Она была признана всеми как пророк Божий. Когда она призвала Варака, по всей видимости, влиятельного мужа в Израиле, он не усомнился в источнике вести, которая призывала его собрать армию и сразиться с хананеями. Если бы восстание провалилось, он оказался бы в незавидном положении. Он не подвергал сомнению уверенность Деворы в том, что сражение закончится победой его армии. Однако он настаивал на том, чтобы она приняла участие в его военном походе. Нам трудно до конца уяснить мотивы Варака, но во всяком случае, мы видим, как трепетно он относился к пророчице. Если только она останется с ним, он был готов взяться даже за то, что, по-видимому, казалось безнадежным делом — идти в бой против девятисот железных колесниц Иавина. Стих 3. Можно было бы представить себе, в каком настроении пребывали бы его десять тысяч воинов, если бы они не были уверены в том, что Девора — истинная пророчица.

В повествовании о Деворе и Вараке мы находим подробности, касающиеся переживаний женщины, призванной на пророческое служение. В основных чертах они схожи с переживаниями мужчин, призванных на аналогичное служение.

Она достойно занимала место, внушающее уважение народа, и авторитетно передавала слово Господне руководителю Израиля. Она делала предсказания относительно будущего, и эти предсказания исполнялись. Она, не колеблясь, шла тем путем, который указывала другим. Она смело продвигалась вперед, будучи твердо уверена в том, что Бог говорит через нее к Израилю. Хотя участие Деворы в национальной драме описывается очень кратко, мы получаем откровение о той ответственности, которую Господь возлагал в древности как на женщин, так и на мужчин. Не имело большого значения, был ли вестник мужчиной или женщиной, — любые вести от Господа были одинаково важны, должны были приниматься без предубеждения и претворяться в жизнь. Повествование о Деворе содержит самое полное описание пророчицы библейского времени.

Олдама. Во дни царя Иосии происходили бурные перемены, потому что молодой царь был истинным реформатором. Он включился в работу всем сердцем. Прежде всего, он разрушил идолы и места идолопоклонства. Потом он обновил храм и приготовил его к тому, чтобы он занял достойное место в жизни государства. Первосвященник Хелкия, осуществляя руководство работами по восстановлению храма, нашел “книгу закона”. Судя по ее описанию, это была, скорее всего, книга Второзаконие, “повторение закона”. Он передал найденный свиток писцу Шафану, а тот, в свою очередь, прочел ее царю. Ранее Иосия не читал ничего подобного, и, слушая писца, он пришел в сильное волнение. Он и до этого пытался изменить положение дел в Израиле, но теперь, как никогда раньше, он осознал потребность в реформе. Он решил, что должен лучше познакомиться с содержанием книги и понять, что она означает для него лично и для его народа. Хелкия и группа советников Иосии получила от него такой приказ: “Пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги”. 4 Цар. 22:13.

Важно обратить внимание на действие первосвященника и его спутников в ответ на повеление: “Пойдите, вопросите Господа”. “И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице… и говорили с нею”. 4 Цар. 22:14. Вопросить Господа для них означало обратиться к пророку, и в данном случае они обратились к женщине. Этот случай интересен еще и тем, что к тому времени Иеремия уже пять лет был пророком в Иудее. Сравните 4 Цар. 22:3 и Иер. 1:2. Олдама пользовалась большим уважением у царя, и он направил к ней представительную делегацию.

Олдама не смогла дать посланным от царя ложную надежду на то, что предсказанные суды будут удержаны. Условия того времени не позволяли применить Божественный принцип, записанный в Иер. 18:7—10, в котором Господь обещает отменить Свои суды в том случае, если изменится поведения народа. “Воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет”. 4 Цар. 22:17. Однако она предсказала, что поскольку Иосия смирил свое сердце, это бедствие не произойдет при его жизни (стихи 19, 20). Впоследствии это пророчество исполнилось.

И снова, как и в случае с Деворой, Библейская летопись ясно говорит о том, что когда Господь наделил Олдаму даром пророчества, народ без колебаний принимал ее вести, как исходящие от Господа. Царь, первосвященник и царские советники были готовы обратиться к пророчице, чтобы обрести более глубокое понимание слов Моисея, написанных под вдохновением от Бога и являющихся частью Священных Писаний Израиля. Она открыла их глаза на то, что было уже написано, и, с помощью Святого Духа, сделала дополнительные предсказания. Ее весть не подвергалась сомнению, потому что тот факт, что она была пророчицей, был многократно подтвержден, и ее назидательное слово принималось как совет от Господа.

Ноадия. В Неем. 6:14 мы читаем слова Неемии: “Помяни, Боже мой, Товию и Санаваллата по сим делам их, а также пророчицу Ноадию и прочих пророков, которые хотели устрашить меня”. Ноадия включена в этот список пророчиц только потому, что она названа этим словом. Нам ничего о ней не известно, за исключением тех сведений, которые сообщаются в этом единственном стихе. Она была связана с Санаваллатом, правителем Самарии, и его слугой Товией, которые противились восстановлению Иерусалимской стены под руководством Неемии. Поскольку Неемия включает ее в одну группу с “прочими пророками”, возможно, она претендовала на то, что Бог сделал ее пророчицей среди самарян.

Жена Исаии. Говоря о своей жене, Исаия называет ее “пророчицей”. Ис. 8:3. Мы не знаем, почему он это делает, потому что это единственное упоминание о ней во всей Библии. К тому же, она названа пророчицей просто потому, что родила сына, но не потому, что совершала служение пророчицы.

Анна. Когда Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса в храм для совершения предписанной церемонии посвящения, они встретили там не только священника, проводившего служение, но также и двух других личностей. Одной из них был Симеон, которого привел в храм Святой Дух (Лк. 2:27), и который произнес благословение на ребенка. Он также предсказал будущее ребенка и скорбь, которая постигнет Марию. Помимо Симеона, они встретили “Анну пророчицу, дочь Фаннуилову, от колена Асирова”. Стих 36. Анна была престарелой вдовой из колена Асирова, которое, согласно преданию, славилось красивыми и умными женщинами. Она посвятила свою жизнь молитве и духовному служению. Как и Симеон, она признала в младенце обетованного Искупителя. После наиболее естественного обряда для людей с подобными убеждениями она “говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме”. Стих 38. Мы не имеем дополнительного света о пророческом служении Анны, но очевидно, что если она обладала даром пророчества, ее признание Мессии не могло ограничиться этим эпизодом в храме.

Дочери Филиппа. В Деян. 21:9 Лука делает краткое замечание. Говоря о Филиппе благовестнике, который был одним из первых семи дьяконов, он сказал: “У него были четыре дочери пророчествующие”. Это единственный текст, в котором они упоминаются. Однако пророчество было довольно распространенным даром в Ранней Церкви. Павел указывает, что это есть тот духовный дар, которого надо желать. 1 Кор. 14:1. Должно быть, тем, кто знал этих женщин, было ясно, что они обладают даром пророчества.

Библейские писатели называют этих женщин пророчицами. Хотя нам немного известно о них и об их деятельности, можно отметить несколько важных моментов. Хотя пророков женского пола в Библии меньше, чем пророков мужского пола, есть все основания полагать, что функции пророков не менялись в зависимости от пола. Пророки руководили страной, объясняли Писания, давали советы руководителям и делали предсказания. Они были признаны Божьими представителями, и их свидетельства принимались как вести Иеговы.

Пророк и священник

Пророки, священники и цари в древнем Израиле, будучи руководителями народа, так или иначе, олицетворяли собой грядущего Искупителя и три части Его работы. В первую очередь, это можно было сказать о первосвященниках и царях, над которыми совершалось особое помазание, отличавшее их от всех других. Сейчас мы заинтересованы, в первую очередь, в пророках и священниках и их взаимоотношениях с народом и друг другом. Их работа имела жизненно важной, поскольку они были духовными вождями и прообразами Спасителя.

Нам надо снова обратить внимание на место пророка. Прежде всего, его долг заключался в том, чтобы говорить народу от имени Бога. Он мог занимать в обществе любую другую должность и при этом оставаться пророком, потому что принятие дара пророчества не зависело от семьи или рода занятий.

Голос пророка, передающий наставления, данные ему по вдохновению свыше, служил эквивалентом Божьего гласа, обращающегося к людям напрямую. Существуют и другие значения термина “пророк”, вытекающие из жизни некоторых героев Ветхого и Нового Заветов, но эти значения не имеют отношения к нашему исследованию.

Священники находились в разных взаимоотношениях с Господом и народом. Если пророк был представителем Бога в народе, то священник представлял интересы людей перед Богом. Люди, которых грех разделил с Богом, нуждались в ком-то, кто представлял бы их интересы перед Богом. Будучи прообразом Спасителя, священники получили полномочия совершать такое служение. Хотя Павел пишет конкретно о Христе, он хорошо описывает этот этап священнического служения. “Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа”. Евр. 2:17. В полном смысле этого слова это служение выполнял только первосвященник, считавшийся истинным священником Израиля. Другие священники были его помощниками. Именно первосвященник носил на себе имена колен сынов Израилевых “пред Господом на обоих раменах своих для памяти”, куда прикреплялась специальная дощечка. Исх. 28:12. Именно он был так тесно связан с сынами Израилевыми, что если согрешали они, то этот грех вменялся также и ему. С другой стороны, если согрешал он, то согрешившим считался весь народ. Священник призывался из народа, но отделялся от людей для совершения особого служения, как их представитель. Другие люди, которые не были отделены подобным образом, иногда пытались выполнять обязанности священника, но это приводило к катастрофическим последствиям.

Как и пророк, священник не выбирался народом, но в отличие от пророков, священником по закону мог стать только тот, кто принадлежал к семейству Аарона. Это ни в коем случае не означает, что любой член семейства Ааронова считался Богом подходящим кандидатом на священническое служение.

Физические изъяны и уродства делали человека непригодным для священнического служения; были и другие строгие правила, по которым кандидат допускался к служению. Лев. 21:17—24. Настоящим священником считался лишь тот, которого Бог признавал таковым. Для первосвященника и для обычного священника существовали одни и те же критерии: “Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу… И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон”. Евр. 5:1—4.

Одной из основных обязанностей священников было вознесение жертв: “Чтобы приносить дары и жертвы за грехи”. Стих 1. В его служении не было бы никакого смысла, если бы ему нечего было принести. Евр. 8:3. Как пролитие крови Спасителя было необходимо для того, чтобы были искуплены грехи мира, так и принесение образных жертвоприношений было необходимо для того, чтобы примирить человека с Богом через служение священника.

Одно из главных отличий Христа, как небесного первосвященника от земных священников состоит в том, что Христос “всегда жив, чтобы ходатайствовать за них”. Евр. 7:25. Вознося свои жертвы, земные священники ходатайствовали за тех, для кого они совершали служение, но их служение было ограниченным. “Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному”. Стих 23. Заступничество было естественным следствием жертвоприношений за искупление греха. Священник выполнял роль защитника или адвоката.

Требования, предъявляемые к священникам, и их обязанности лежали совсем в другой плоскости, нежели требования, предъявляемые к пророку. Хотя Бог избирал пророка, от него не требовалось, чтобы он принадлежал к определенному колену или семейству. Он был скорее представителем Господа, нежели людей. В его служение не входило принесение жертв или ходатайство за народ в связи с жертвоприношением.

В некоторых случаях священник призывался на пророческое служение, как это было в случае с Самуилом, Иеремией и Иезекиилем. В этих случаях он нес на себе двойную ответственность и мог выполнять оба служения. В данной главе нас интересуют лишь те, кто выполнял какое-то одно служение.

До сих пор мы обращали внимание только на связь пророка и священника с Господом и народом. Это было сделано для того, чтобы создать предпосылки для рассмотрения отношений между пророками и священниками.

Служение священства было вечным служением, тогда как пророки только лишь восполняли особые нужды. Пророки, в отличие от священников, существовали не во всякое время. Размышляя над многогранным служением пророка, и сравнивая его с обязанностями священника, мы видим, как два этих служения взаимно дополняли друг друга. Но это происходило далеко не всегда, и мы обратим внимание как на их сотрудничество и взаимодействие, так и на возникавшие между ними конфликты.

1. Откровения Божьей воли в виде наставлений для народа передавались через пророков. Посредством своих богослужений и общения с людьми, священники должны были помогать им проводить принципы пророческих наставлений в жизнь. Священники стояли на страже закона и несли ответственность за его соблюдение. Весь план организации служения в святилище был открыт Моисею как пророку, но конкретное служение в нем было возложено на Аарона и его сыновей.

2. Как человек, говорящий от имени Бога, пророк нес обличение, указывал на грех и призывал народ к покаянию. Когда люди приходили исповедовать свои грехи и вознести приношения в знак своего доверия Искупителю, Который снимет с них вину греха их, их принимал священник. Он давал им руководящие указания во время вознесения жертвы, принимал на себя грех и переносил его во святилище. Именно он ходатайствовал за народ, чтобы людям были прощены их грехи.

3. Иногда на сцену неожиданно выходил пророк со своей вестью. Некоторые из этих вестников совершали непродолжительное служение. Другие же служили в течение нескольких десятилетий. Одни жили и трудились среди людей, тогда как другие удалялись от них.

Именно к священникам люди регулярно обращались за помощью. Их растущая численность и характер их работы объясняли, почему людям легче было получить доступ к ним, а не к пророкам.

4. Зачастую обличительные вести пророков были адресованы в том числе и священникам. В первом откровении Самуила были описаны условия, существовавшие в семье Илия, и говорилось о грядущем наказании. В дальнейшем пророки часто осуждали грех в рядах священства. Священники, так же, как и народ, обязаны были принимать исправительную весть пророков. Фактически, на них лежали еще более серьезные обязанности, если учесть их положение и влияние.

5. И пророк и священник были крайне необходимы для совершения великого круга служения для нуждающихся людей и для передачи им Божественной вести. Когда они трудились сообща, их работа была более эффективной. Когда священник и народ уклонялись в прямого пути, слово пророка указывало им путь назад. В свою очередь, священник мог донести это слово до каждого сердца в отдельности. Когда священнику было трудно удержать народ на правильном пути, пророческая весть укрепляла его руки.

Взаимоотношения священника и пророка не сильно отличались от взаимоотношений современных проповедников и Слова Божьего. Люди, отделяемые на дело служения, несут на себе те же обязанности, что и левитское священство. Их долг — быть служителями Слова, объяснять и преподавать его, вести людей к принятию его принципов и их претворению в практическую жизнь. Они стремятся убедить людей принести себя в жертву живую и совершенную. Они несут в своих сердцах грехи и слабости своих друзей, сидящих на церковных скамьях. Люди имеют доступ к служителям и получают от них руководящие указания и духовные советы. На служителях лежит обязанность организовывать богослужения и мероприятия в церкви.

Но слово Божье, изреченное пророками, является гласом Божьим, как если бы Он Сам присутствовал в собрании и говорил вслух. Оно непрерывно наставляет, обличает, исправляет. Когда наши современники уклоняются с прямых путей Божьих, Божье Слово указывает им путь назад. И служители и народ подчиняются его принципам.

Пророки Ветхого и Нового Завета

Четыре века разделяют последнего пророка Ветхого Завета и первого пророка Нового Завета. Иудеи считают Малахию последним из пророков, написавших часть Св. Писания. Никого из более поздних авторов они не считают каноническими. Мы, христиане, признаем Иоанна Крестителя преемником Малахии в великой чреде пророков. Малахия предсказал пришествие того, что приготовит путь для явления Мессии, о Котором давно уже было предсказано. Мал. 3:1. Иоанн также отчасти исполнил предсказание последнего из пророков Ветхого Завета о том, что перед наступлением дня Господня будет послан Илия пророк. Сравните Мал. 4:5 с Мф. 11:14. Отсутствие пророков в период между двумя заветами не должно смущать нас, если мы примем во внимание существовавшие тогда исторические условия. Нам надо также вспомнить, что между Потопом и Авраамом, в течение четырех веков, не было ни одного пророка. Истинного пророка нетрудно узнать даже по прошествии нескольких столетий, если таковой все же появляется.

По существу нет никакой разницы между людьми и вестями Ветхого Завета и Божьими представителями и произведениями Нового Завета. Иоанн Креститель действовал в духе и силе Илии, о чем предсказывал Малахия. Чтобы сказать Ироду: “Не должно тебе иметь жену брата твоего” (Мк. 6:18), — нужен был муж с таким же святым дерзновением, которое имел Илия, возвестивший Ахаву: “Жив Господь, Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему” (3 Цар. 17:1). Павел, проповедовавший Феликсу “о правде, о воздержании и о будущем суде” и приводивший этого правителя в трепет (Деян. 24:25), вполне мог бы поменяться местами с Даниилом и возвестить царю вавилонскому: “И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это” (Дан. 5:22), когда колени царя “стали биться одно о другое” (стих 6).

Величественные видения славы Бога, восседающего на Своем Престоле, которые были даны Иезекиилю, были бы вполне уместны и в Откровении Иоанна.

Верно то, что в Новом Завете подробно описываются многочисленные случаи исполнения пророчеств Ветхого Завета, но это не значит, что люди, служившие в качестве пророков, и их вести сильно отличались от тех, которые были даны прежде. Это просто указывает на новую стадию в реализации Божьего плана. Пророки возвещали о том, что пытаются выработать у людей правильное отношение к своему времени, как это делали и пророки прошлых лет. Просто пророки более позднего времени продолжили дело более древних пророков. Они приняли у них духовную эстафету и описывали дальнейшее развитие плана спасения.

Пророки Нового Завета связаны с пророками Ветхого Завета точно так же, как пророки Ветхого Завета были связаны друг с другом. К ним следует подходить с теми же мерками. Их вести последовательны, согласованы и идут по восходящей. Они цитировали древних пророков и выказывали величайшее уважение к тому, что было написано до них. Они выполняли работу, порученную им Богом, и говорили от имени Бога с таким же благородством, верностью и богобоязненностью, как и их предшественники.

Иисус и пророки

“Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить”. Мф. 5:17. В нормативном греческом лексиконе слово, переведенное здесь как “исполнить”, истолковывается следующим образом: “Исполнить полностью и во всех отношениях, то есть, исполнять Божью волю (открытую в законе) так, как должно. Оно также указывает на исполнение Божьих обетований, данных через пророков: Матфея 5:17”. — Дж. Х. Тейер, Греко-английский лексикон Нового Завета, с. 518.

Христос пришел продемонстрировать, что можно исполнять всю волю Божью, открытую в Его Слове. Слова Иисуса в этом стихе указывают на Его отношение к пророкам на протяжении Его земной жизни. Однако Его взаимоотношения с пророками этим не исчерпывались.

Христос начал использовать пророков и устанавливать с ними контакт задолго до того, как стал галилеянином и иудеем. Будучи членом Божества, до Своего воплощения, Он был автором всех вестей и сообщений, которые передавались пророкам посредством Святого Духа. Именно “Дух Христов” в пророках, как утверждал Петр, “предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу” 1 Петр. 1:11. Дух Христов побуждал пророков записать те пророчества, которые Иисус исполнил в Своей земной жизни и служении. Будучи ребенком, Он изучал их на коленях матери, преуспевая “в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков” Лк. 2:52. Он обнаруживал Свое уважение к пророческим вестям не только в Своих формальных высказываниях, но и в постоянных ссылках на их изречения. “И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании”. Лк. 24:27. “Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят” Лк. 16:31.

Связь становится еще теснее, когда мы понимаем, что Сам Иисус был пророком. Пророчески предсказывая Свое неизбежное отвержение в Назарете, Спаситель сказал о Себе: “Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве” Лк. 4:24. Он сполна выполнил все требования, предъявляемые к истинному пророку, использовав даже некоторые Свои предсказания для подтверждения Своего Мессианства. “Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я” Ин. 13:19. Среди наиболее известных Его пророчеств можно указать на те, которые содержат признаки Его Второго пришествия. Они записаны в Матфея 24, Марка 13 и Луки 21.

В Своем обличении книжникам и фарисеям в Матфея 23 Иисус заверил их, что придут новые пророки. Стих 34. Он открыл Свою Божественную природу в словах о том, что Он пошлет пророков. “Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город”. Пророческое служение, первоначально зародившееся для того, чтобы сообщать падшим людям важные вести от Бога, было использовано Сыном Божьим для того, чтобы увековечить Свое служение. Теперь, когда Он пришел на землю, как живое откровение характера Своего Отца, новым пророкам и пророческим авторам нужно было возвестить о Его Первом пришествии и обратить особое внимание на Его Второе пришествие. Надо было объяснить, что обрядовый закон с его жертвами пришел к своему концу. Необходимо руководствоваться принципами, открытыми в жизни Спасителя. Изученные в свете этих событий, предсказания Ветхого Завета приобретали новый смысл, а потому старым и новым верующим надо было объяснять их целостный смысл. Весть Евангелия должна была достичь новых стран, и им надо было возвестить слово в свете их положения и возникавших проблем. Возникнет потребность в пророках, и они должны быть посланы для совершения особой работы.

Иисус был тесно связан с пророками: лично и через их писания. Его слова ясно указывают на то, что через те же самые писания мы можем иметь близкое общение с ними. Наша Библия состоит из сообщений, переданных через пророков. Слово Божье излагает для нас ту весть, которую Господь желал бы передать лично каждому из нас при встрече. Это письменное слово; но термин “слово” имеет еще одно важное значение. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. “И Слово стало плотью и обитало с нами”. Ин. 1:1, 14.

Подобно тому как Библия является письменным выражением воли Божьей, так и Христос является живой демонстрацией этой воли. Таким образом, пророческие вести и жизнь Спасителя становятся едиными по своей цели, содержанию и достижениям. Христа никогда нельзя отделить от Его уникальных взаимоотношений с пророками.

Заключение

1. Изучая разнообразные взаимоотношения пророков с Богом, а также с другими группами и людьми во многом помогает нам понять их самих и их работу.

2. В Библии не делается различия между мужчинами и женщинами, служившими в качестве пророков. Пророчиц было меньше, но их взаимоотношения с Богом и с народом были такими же, как и у пророков.

3. Пророк и священник должны были поддерживать между собой тесную связь для достижения своих целей. Пророк, как представитель Бога, и священник, как представитель народа, способствовали формированию двухсторонней системы связи.

4. В Библии не делается различия между пророками Ветхого и Нового Заветов. Все они были призваны Богом, служили в том же качестве и трудились над достижением одних и тех же целей.

5. Иисус с самого начала отождествлял Себя с пророками и заявлял о том, что Он один из них, во время Своего земного служения. Их вести и Его жизнь вместе открывают нам характер Бога в письменном и живом Слове.

Для изучения и дискуссии

1. Можете ли вы обнаружить другие важные взаимоотношения пророков с другими людьми, которые не упомянуты в данной главе?

2. По каким причинам Бог иногда использовал женщин в качестве пророков, не желая ограничиваться пророками-мужчинами?

3. Были ли в пророческом служении такие функции, которые выполнялись исключительно пророками, но не пророчицами?

4. Опишите обязанности левитского священника и его связь с пророками и их писаниями, которые можно сопоставить с обязанностями служителя Церкви адвентистов седьмого дня и его связью со Св. Писанием.

5. Что могло бы произойти, если бы пророк и священник всегда сотрудничали так, как этого желал Бог?

6. Можете ли вы найти в Новом Завете какую-либо истину, которая бы не уходила корнями в Ветхий Завет?

7. Что было бы потеряно в Первом пришествии Иисуса, если бы ни одна пророческая весть не возвещала о нем?

8. Заметьте, что в книгах Нового Завета особое внимание уделяется Второму пришествию. Уделите пристальное внимание предсказаниям Нового Завета, разъясняющим некоторые пророчества Ветхого Завета, смысл которых мы можем не уяснить без дополнительного света.

Избранные ссылки

Хейнз, Карлайл Б., “Книга всех народов”, сс. 314—323, 324—351.

Рид, У. Е., “Библия, Дух Пророчества и Церковь”, сс. 93, 94 (Женщины и пророческий дар).