8. Звездные войны

(Откровение 19; 20)

:

В преддверии Суккота

И снова видение останавливается на сцене поклонения. Это введение перекликается со сценой семи печатей (Отк. 19:1-10); здесь представлены те же самые сцены: небесный престол, 24 старца, четыре живых существа и Агнец. Но Апокалипсис теперь однозначно определяет личность восседающего на престоле: это Бог (Отк. 19:4). Таким образом, здесь описывается литургическая сцена.

Впервые в книге не упоминается ни Храм, ни его внутреннее убранство. Все служебные обряды искупительного характера были завершены, и Храм более уже не служит своему назначению (‘raison etreсмысл сущестования). Суд ныне продолжается вне его стен. Во время Киппура козел (для Азазеля) не приносится в жертву, но уводится в пустыню, неся на себе грехи Израиля (Лев. 16:10, 20-26). После Киппура народ очищается от своих грехов. С пророческой точки зрения этот урок несет в себе надежду. Бог не довольствуется тем, чтобы просто простить нам наше грехи, Он также хочет избавить нас от них. Дьявол, олицетворением которого служит этот ритуальный козел, отправлен из стана на погибель.

Начиная с этого момента, повсюду звучит хвала. Согласно еврейской традиции, дни после Киппура – это праздник радости. Этот праздник носит название Суккот (праздник Кущей), который так и называется «время радости нашей» (зман симхатену). Люди не торопятся в эти дни, посвящая время строительству шалашей (суккот).

Мы находим, что наш отрывок пронизан радостью от осознания того, что уничтожено, и впереди нас ждет новая жизнь с Богом. Вавилон пал, а Новый Иерусалим на подходе. Блудница погибла, а невеста проходит по улицам с триумфом. Небеса возглашают пять звучных «Аллилуйя!» (Отк. 19:1, 3, 4,5,6).

Слово «Аллилуйя» представляет собой грубую транслитерацию (передачу звуками) еврейского слова халлелу Ях, что означает «хвала Яхве» (ЯХВЕ здесь передается в сокращенной форме Ях). Это выражение восходит к псалмам, которые по — еврейски называются тэхилим (это слово того же корня, что и халелу). В словах, связанных с глаголом, образованном от корня хилел, подразумевается «хвала», «аллилуйя»:

Пс. 146:2; 149:1 (пойте)

Пс. 21:23 (возвещать)

Пс. 34:18 (прославлю)

Пс. 21:24 (восхваляйте)

Пс. 108: 30; 145:2 (славить)

Слово халел включает в себя все эти значения. Аллилуйя – это всплеск радости, выражающий размышления ..Это слово хвалы теперь устремлено из прошлого в будущее. Мы воздаем халу не только Богу Творцу (Пс. 103) или Богу Спасителю (Пс. 104; 105, 134), но и Богу, «чья милость вовек» (Пс. 105:1; 106:1; 117:1 -4 и т. д.).

Интересно, что выражение халелу Я появляется впервые в конце Пс. 103, где оно следует непосредственно за проклятием в адрес нечестивых: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» (Пс. 103:35).

Не является случайным тот факт, что халел (Пс. 112-117) — главный литургический текст праздника Суккот. Евреи по обыкновению читали вслух эти псалмы все восемь дней праздника. 2. Существовали разные традиции в их использовании. В некоторых общинах они воспевались как антифональные, в других же, например, у жителей Йемена, собрание произносит «аллилуйя» после каждого стиха. Именно так мы должны воспринимать халлелы в Апокалипсисе — как респонсорий, отклик храмового хора, халлел; таким образом, это ответ собрания солисту. Синтаксис этого выражения предполагает литургический жанр. Халлелу — это императив, повелительное наклонение, призыв к собравшемуся народу восхвалять Бога.

Многоголосое аллилуйя звучит в Отк. 19. Во-первых, мы слышим «великое множество» (Отк. 19:1, 6). , которое ранее отождествлялось со 144 000 (Отк. 7:4,9). Во –вторых, мы слышим 24 старцев и четырех живых существ (Отк. 19:4), представляющих все сущее. И, наконец, неизвестный голос звучит от престола Божьего (ст. 5).

Первые два халлела, которые возносит множество людей, ассоциируются с событиями прошлого. Первый халлел с радостью возвещает о смерти блудницы (ст. 2). Второй .халлел отражает радость по поводу того, что «дым ее восходил во веки веков» (ст. 3), знак ее окончательного уничтожения. 4. Это видение предвосхищает окончательное уничтожение зла и смерти. Выражение «во веки веков» указывает на вечность в Отк. 20:10, относительно смерти сатаны, которого символизирует козел для Азазеля (Лев.16:10, 21, 26).

Небожители (24 старца и четыре живых существа) возносят следующие два халлела, обращая их непосяедственно к Богу. Третий халлел выражает поклонение «Богу, сидящему на престоле» (Отк. 19:4), Богу, Который правит и судит. Четвертый халлел прославляет Бога через Его рабов, «боящихся Его» (ст.5).

Пятый и шестой халлелы самые громкие. Пророк слышит «как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Отк. 19:6). Этот халлел обращен в будущее и предвосхищает окончательное установление владычества Божьего. «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» (Отк. 19: 6, 7).

Ликование по поводу гибели блудницы и свадебный пир невесты снова возвращают нас к брачной метафоре. Великое множество народа теперь называют Израиль законной невестой Агнца. В ст. 7 говорится, что «жена его приготовила себя». Спасение поэтому – не просто пассивное ожидание его свершения. Бог ждет отклика каждого из нас на каждом шагу по пути к спасению. В день свадьбы невеста по обычаю украшала себя для своего мужа. Она омывала свое тело, натиралась благовониями и надевала на себя драгоценные украшения. 5. Весь этот процесс подготовки требовал помощи ее друзей. Только после того, как они полностью облачат ее, «украсят убранством» (Ис.61:10), только тогда муж ее мог снять с нее покрывало в брачных покоях. 6. Они повязывают пояс на ее талию, который может развязать только ее возлюбленный 7.

Она облачена «в виссон чистый и светлый» (Отк. 19:8). Не только сама одежда, но и способ облачения, сокрытие наготы невесты Писание представляет как благодать, как дар свыше. Так, «виссон …есть праведность святых» (ст. 8). Апокалипсис здесь противопоставляет «виссон чистый и светлый» кричащим одеждам блудницы, тоже изготовленным из виссона (Отк. 18:16). Простота и скромность супруги резко контрастирует с гордыней и бесстыдством блудницы.

Разные сравнения показывают, какие параллели между этими двумя женщинами проводит библейский автор. Как и супруга, блудница описывается с использованием брачной метафоры. Радостные восклицания на брачной церемонии невесты (Отк. 19:7, 9) перекликаются с оплакиванием гибели блудницы (Отк. 18:10, 11, 16, 19, 22). Эта радость теперь пронизывает видение земной сцены пророком Иоанном: «На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну: «На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну» (Отк. 9:9).

Счастье и радость заразительны. Ими нужно поделиться с другими. И нас тоже приглашают участвовать в этой радости.

Услышав эти слова, Иоанн пал к ногам ангела, чтобы «поклониться ему» (ст. 10). Пророк почти лишился чувств от полноты эмоций. Ангел предостерег его: «Смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим». Затем он добавляет нечто таинственное: «Ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (ст. 10).

Его последние слова прозвучали весьма загадочно. Мы снова читаем их в конце книги в том же контексте (Отк. 22:8, 9). Есть также радость, которая побуждает пророка пасть на колени. И в то же время ангел предостерегает пророка от поклонения ему. Такой параллелизм между двумя отрывками помогает понять это странное выражение

Откровение 19:10 Откровение 22:8, 9

Я пал к ногам его,

чтобы поклониться ему

… Но он сказал мне:

«Смотри, не делай сего» Пал к ногам ангела

Но он сказал мне:

«Смотри, не делай сего»

Я сослужитель тебе и Я сослужитель тебе и братьям твоим

братьям твоим,

имеющим свидетельство соблюдающим слова книги сей

Иисусово

Богу поклонись! Богу поклонись!

Фраза «имеющим свидетельство Иисусово» соответствует фразе «соблюдающим слова книги сей». Другими словами, «свидетельство Иисусово» равнозначно свидетельству «книги сей», т. е. Апокалипсиса. Свидетельствовать Иисусу, таким образом, означает проповедовать весть Апокалипсиса , т. е. возвещать пророчество об окончательном спасении Вселенной. Это «свидетельство Иисуса» изрекается Самим Иисусом (по-гречески здесь субъектный генетив, родительный падеж: Иисуса; ср.: Отк. 1:1, 2). Этот же отрывок определяет данное свидетельство как «дух пророчества», т. е. вдохновленное Богом пророческое слово 8. Отк. 19:10 подтверждает, что «свидетельство Иисусово есть дух пророчества». Таким образом, свидетельство Иисуса больше, чем нравственное учение или предание – оно подразумевает вдохновение свыше, от Бога.

В другом отрывке из Апокалипсиса свидетельство Иисуса связывается с соблюдением заповедей (Отк. 12:17). Соблюдать заповеди Божьи, т.е. жить по нравственным критериям Бога, означает подтвердить это пророчество. «Свидетельство Иисусово» в таком случае является также и свидетельство об Иисусе. Жизнь, в основе которой Божественные нравственные нормы, знаменует собой дух пророчества, т. е. богодухновенность. Другими словами, мы не можем надлежащим образом нести весть о духе пророчества без воплощения в своей повседневной жизни высоких Божественных принципов. Писание здесь выступает против фанатизма и других религиозных крайностей, которые приносят в жертву этику ради пророческих амбиций.

Выражение «свидетельство Иисусово», таким образом носит двоякий смысл. 9. Это не простое совпадение, что в Апокалипсисе «свидетельство Иисусово», и «дух пророчества» тесно ассоциируются с «прочими от семени ее» (Отк. 12:17). Последние свидетели пришествия Бога проявляют не только верность и праведность, но и знание пророчества, которое поведет их через последние катаклизмы земной истории.

Победное шествие небес

Следующее видение Иоанн получил, когда намеревался поклониться ангелу (Отк. 19:10). Его взору открылось Небо, «отверстое небо» (ст. 11). Небо было открыто пока только для голосов и ангелов. Ранее была открытой дверь (Отк. 4:1), и храм был открыт (Отк. 11:19; 15:5). Теперь же взору пророка открылось все небо. Это раскрытие бесконечности небесного царства.

На горизонте появляется белый конь, который участвует в последней военной кампании. Победы, которое одерживает Небо, описываются в контексте семи печатей:

Печати
Белый конь, венец (Отк. 6:2)
Рыжий конь, война, меч (Отк. 6:3, 4)
Духовный голод (Отк. 6:5, 6)
Смерть, место пребывания мертвых (Отк. 6:7, 8)
Души, закланные за свое свидетельство, ожидающие в смерти (Отк. 6:9-11)
Армагеддонская битва (Отк. 6:12-17)
Безмолвие на Небе, парусия (Отк. 8:1)

Победы
Белый конь, венцы, победа (Отк. 19:11-13)
Армии, кровавая бойня, война меч (Отк. 19:14-16, 19-21а)
Пожирание трупов человеческих (Отк. 19:17, 18; ср.: 21 б)
Бездна (Отк. 20: 1-3)
Души, обезглавленные за свое свидетельство, возвращаются к жизни (Отк. 20:4-6)
Битва Гога и Магога (Отк. 20:7-10)
Великий белый престол, Земля и Небо «исчезают» (Отк. 20:11-15).

 

 

 

 

 

 

Белый конь

Упоминание о белом коне возвращает нас к исторической теме печатей. Там белый конь символизирует триумфальное начало Церкви. (Отк. 6:2) и отвечает исходным этапам ее истории. Теперь же белый конь символизирует триумфальное возвращение небесного воинства и представляет полноту истории. Этот второй белый конь, таким образом, охватывает и завершает то, что начал первый белый конь.

В цикле печатей всадник, несущий весть мира, без оружия восседает на белом коне. Теперь же конь несет на себе воителя, который использует меч, поражая народы (Отк. 19:13, 15). На первом всаднике венец, просто лавровый венок, (Отк. 6:2), тогда как на втором всаднике много венцов (Отк. 19:12). Лавровый венок отмечает победу в спортивном соревновании, а множество венцов второго всадника знаменуют собой перманентность царской власти. Апокалипсис упоминает о первом всаднике лишь мимоходом, он промелькнул, как тень. Теперь же мы можем различить Его черты. Пророк описывает Его голову и очи (ст. 12), Его уста (ст. 15) и Его одежду (ст. 16), которая позволяет безошибочно распознать Его.

У Него четыре имени, которые показывают, что Он Бог во плоти, а также Его величие. Первое Его имя – «Верный и Истинный» (ст. 11) подтверждает несомненное присутствие Бога – Его пришествием грядет. 10. Второе Его имя – Тот, «которого никто не знал (ст. 12), отражает непреодолимую пропасть между невидимым Богом и Его творениями. Пришествие Его будет неожиданным. Третье имя – «Слово Божие» (ст. 13) – подтверждает, что Бог явил Себя во плоти, т. е. Он Бог, Который раскрыл Себя в словах и делах Своего народа. Он Бог, участвующий в истории как Личность. И четвертое имя – «Царь царей и Господь господствующих» (ст. 16) выражает суверенность Владыки Вселенной. Это также имя Агнца, Иисуса Мессии (Отк. 17:14).

В данном отрывке раскрывается и трансцендентная, и имманентная природа Бога. Бог одновременно и близок, и далек. Пророк неразрывно связывает воплощение и близость Бога с Его суверенностью, справедливостью и величием. Именно это имел в виду Иисус в Своей молитве Отче наш (близкий Бог), Который на небесах (далекий Бог) (Мф. 6:9).

Аналогичным образом, Царство Божие одновременно и настоящее, и грядущее, близкое к нам и космическое. После того, как Иисус произнес фразу, обращенную к фарисеям: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), Он далее добавил к этому: «ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой» (Лк. 17:24).

Именно осознание этого напряженного состояния характеризует наше поклонение Богу. Действительно, это откровение приходит к Иоанну, когда он находится в поклонении (Отк. 19:10), в тот самый момент, когда оно достигает своей кульминации в пришествии Бога.

Армагеддон – часть II

В типично еврейской манере пророк теперь переносит свой взор от видения победы к событиям, которые предшествовали ей. 11. Свежая кровь на одеждах всадника (Отк. 19:13) показывает, что Он использовал Свой меч, и это приводит нас обратно ко второй печати. Кровь притеснителей пролита за кровь мучеников (Отк. 6:3, 4). Белый всадник воюет против тех, кто развязал войну против святых: что посеешь, то и пожнешь.

Собирание «царей земных» против Божественного воителя (Отк. 19:19) указывает на аналогичное собирание «царей земли всей вселенной» на горе Мегиддонской против Бога, Который грядет неожиданно (Отк. 16:14-16). В нашем отрывке есть несколько тем, общих с темами шестой чаши – это то же самое Армагеддонское сражение.

Апокалипсис не описывает детали этого сражения. Пророк довольствуется тем, что говорит нам о его победоносном завершении: Бог окончательно восторжествует над Своими врагами. Зверь и лжепророк теперь объединяют свои усилия вместе с другими. Главы 17 и 18 предоставляют лишь неполный рассказ об Армагеддонской войне. Мы были свидетелями поражения Вавилона и последующей судьбы земных царей, но Писание ничего не говорило об их окончательной участи. Теперь ангел завершает эту историю. Он напоминает нам о поражении Вавилона и его союзника, лжепророка (Отк. 19:20; ср.: 17:16; Дан. 7:11). В более раннем рассказе (Отк. 17 и 18) о лжепророке не упоминается. Здесь же мы становимся свидетелями падения обеих систем.

Что касается других политических сил – «царей земных» – то они погибнут от меча, исходящего из уст всадника, восседающего на белом коне» (Отк. 19:21). Их наказание отличается от того, которое получат звери. «Цари земные» будут убиты мечом. Бог определяет надлежащее противодействие каждой силе. Так, космическая сила Бога Судии уничтожает эти религиозные силы, а военная сила Божественного воинства подавляет эти политические силы.

Фатальное оружие в этой сфере — действенное слово Божье. Бог сотворил этот мир Своим Словом (Быт. 1:3; Ин. 1:1-3), и теперь Он уничтожит этот мир тем же словом. Слово Божье может и созидать, и разрушать. «Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2 Пет. 3:5-7).

В еврейском языке «слово» — давар – это не простое сочетание звуков. Оно многозначно: оно означает также «вещь», «история» «событие». Это слово – выражение души, личности. Согласно тексту в Послании к Евреям (Евр. 1:1, 2), «Бог …говорил нам в Сыне».

Парусия — это самый кульминационный момент выражения Бога в Его Слове. Именно поэтому род человеческий не может выдержать Его явления (Ис. 33:20; ср.: 1 Тим. 6:16): они либо должны измениться, либо умереть. Явление Бога для одних означает преображение (1 Кор. 15:51, 52), а для других – смерть.

Жуткая оргия: поедание трупов

Для «царей земных» парусия означает насильственную смерть. И впервые за все время Бог выступает как непосредственная причина наказания. Фактически, на сцене остается Он один. При этом суды совершаются по причинно-следственному принципу, с учетом человеческого фактора. Но Бог Сам проводит этот последний суд. «прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его» Затем сказано, что «все птицы напитались их трупами» (Отк. 19:21).

Вавилон ждет такая же судьба. 10 рогов и зверь будут пожирать его плоть (Отк. 17:16). Но наступит и их черед. Это событие находит свои параллели в видении Иезекииля, хотя оно и несколько отличается в деталях. Еврейский пророк собирает всех птиц и всех полевых зверей (Иез. 39:17-20), тогда как в видении Иоанна речь идет только о птицах. Иезекииль ограничивает жуткую оргию поеданием плоти «мужей сильных», «князей земли», коней и воинов (там же). В Апокалипсисе же к этому добавляется космическое измерение: «чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяченачальников, трупы коней и сидящих на них, трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» (Отк. 19:18).Уничтожение носит тотальный характер.

Здесь также проявляется ирония: эта «каннибалистская оргия», во время которой пожирается плоть царей земных, перекликается с духовным голодом, сопряженным с третьей печатью (Отк. 6:5, 6). В то же время здесь проводится параллель с брачным пиром Агнца – через использование греческого слова (дейпнон переводится как «ужин») для описания этого события (Отк. 19:17; ср.: 19:9). Параллель между двумя «пирами» указывает на двойственный характер спасения: оно одновременно включает в себя и спасение, и уничтожение. Брачный пир Агнца наполняет присутствующих на нем гостей радостью и предвкушением вечной жизни. Армагеддонская оргия пожирает своих гостей в атмосфере жуткой безысходности. От их костей ничего не осталось. Их даже не хоронят надлежащим образом, что было чрезвычайно важно в древнем мире. Грифы пожирают тела без остатка. «Цари земные» исчезают с лица Земли бесследно.

Дьявол и пустота

Бог помещает Своего главного врага в пустыню смерти и небытия. Как и в Отк. 12:9, в Отк. 20:2 он назван «драконом, змием древним, который есть диавол и сатана». Из трех врагов Божьих (Отк. 16:13), дракон – единственный, кто выжил. Два другие – морской зверь и зверь из земли (лжепророк) уничтожены, а с ними и последние цари земные.

«Ключ от кладезя бездны», который был у павшего ангела, князя Земли (Отк. 9:1), теперь снова дан ангелу Божьему (Отк.20:1). Этот отрывок вызывает ассоциации с Землей в состоянии до ее сотворения. В греческом Апокалипсисе использовано по смыслу то же слово, что и в Быт. 1:2 еврейское техом, т. е. бездна. Туда и был сброшен дьявол.

Земля снова вернулась в свое первоначальное состояние пустоты и бесформенности. Бог отсутствует, как и жизнь. Небеса приговорили дьявола к пустоте и небытию, так же, как змей был низведен до праха (Быт. 3:14). У него не осталось никого, кого он мог бы соблазнять. В отличие от ситуации в книге Бытие, некого было прельщать. Зло было нейтрализовано.

Этот урок надежды уже был заключен в обряде Киппура. Это также приговоренный к смерти козел для Азазеля, который символизировал собой сатану, и был уведен в пустыню (Лев. 16:20-22): это часть .ритуала спасения. Искоренение зла, прообразом которого был указанный обряд, завершало очищение народа от его грехов и очищение святилища.

То же самое пророчество содержится и в Евангелии по Иоанну. Во время суда над этим миром (Ин. 12:31; ср.: 16:11), сатана, князь мира сего, «изгнан будет вон». Еврейская традиция развивает эту мысль в 1 Енох, где говорится, что Бог повелевает архангелу Рафаилу связать Азазеля и бросить его в пустыне. 12. В видении о суде Божьем «времени конца» Даниил, который связывает этот суд с ритуалом Киппура (Дан. 8) 13, должно быть имеет в виду эту другую сторону спасения, а именно, выдворение Азазела, дьявола, в техом, пустыню.

Апокалипсис говорит об этом выдворении как о конкретном событии во времени. Это должно продолжаться в течение тысячи лет. В контексте Откровения это округленное число символическое. «Тысячи», которые составляют 144 000 означает множества. В еврейской традиции число 1000 часто представляет понятие множества. 14. Такой же символизм может относиться и ко времени. См., напр., Пс. 83:11 — «Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи», а также Пс.89: 5: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». О том же читаем в книге Екклесиаста: «А тот, хотя бы прожил две тысячи лет и не наслаждался добром, не все ли пойдет в одно место?» (Еккл. 6:6). Ранее, в Еккл. 6:3 мы читаем: «Если бы…человек… прожил многие годы, и еще умножились дни жизни его, но душа его на наслаждалась бы добром….то я сказал бы: выкидыш счастливее его.

В свете вышесказанного, у нас есть веские основания понимать число «тысяча» как многие годы. Знаменательно, что в конце ст. 3 (Отк. 20:3) антитезой «тысяче лет» служит выражение «малое время», и это подтверждает снова мысль о том, что «одна тысяча» может означать «много лет».

Пророку Исайе тоже было дано аналогичное видение. В отрывке из Ис. 24, 25 — в главах, которые у комментаторов получили название «малый Апокалипсис», пророк отождествляет опустошенную «землю» (это ключевое слово, которое встречается 17 раз) с «опустевшим» (тоху) городом (Ис. 24:1, 10; ср.: Быт. 1:2): слово тоху переводится как бесформенный. И снова пророк предсказывает наступление суда против сатаны и его пособников. «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле» (Ис.. 24:21) Как и в Апокалипсисе, здесь говорится о «заключении в темницу» в течение «многих дней» (ст. 22), и тем самым, это подтверждает наше понимание тысячи лет в Отк. 20:3 как «многих дней», длительного отрезка времени.

Апокалипсис не проясняет, что будет происходить на Земле во время этого Миллениума. Одно совершенно ясно: в период, который в Апокалипсисе обозначен как длительное время, зло не будет господствовать над человечеством. Такое символическое понимание 1000 лет отнюдь не исключает возможности того, что речь идет о буквальной тысяче лет. Но здесь важно не это. На этой стадии земной истории в перспективе вечности концепция времени носит иной характер.

Вместе с тем, «тысяча лет» это примерная продолжительность жизни допотопных поколений (Адам прожил 930 лет, Иаред 962, Мафусал 969, Ной 950 и т. д.). Упоминание «тысячи лет», может, таким образом, обращать наш взор в допотопную эпоху, в Эдемский сад. Книга Исайи использует тот же самый язык (Ис. 65:17), предвосхищая радости «нового неба и новой земли». Она описывает этот новый мир с позиций золотого века, допотопного времени. В это время умереть в 100 лет означало умереть молодым (Ис.65: 20), а люди проживали такую же длинную жизнь, что деревья (ст. 22).

Наш отрывок, таким образом, ретроспективно направлен в золотой век, когда жизнь была счастливой и долгой. Таким образом, Миллениум представляет первые шаги человечества в вечность.

Ожившие умершие

Из небытия пустыни видение переносит нас на полные жизни небеса. Прежде всего, мы встречаем тех, кого встретить не ожидали — угнетенных и униженных, «обезглавленных за свидетельство Иисуса» (Отк. 20:4), и тех, кто взывал к возмездию и справедливости во время пятой печати. Но наряду с мучениками и героями мы видим там простых, скромных людей, которые не изменили сами себе и остались верными Богу. Таким образом, перед нами предстают праведные в самом широком спектре.

Ангел возвещает: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (ст. 6). Эта пятая из семи заповедей блаженства в Апокалипсисе, и она снова связывается с пришествием Мессии. Связь между воскресеньем и пришествием Мессии вполне очевидна. Она раскрывалась уже пророком Даниилом как экстраординарное событие, относящееся к пришествию Михаила : «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Знаменательно, что последняя глава Даниила начинается и кончается этой темой. Князь великий Михаил (Дан. 12:1) 15, стоящий (евр.амад) за свой народ, приведет к воскресению (евр. амадвосстать) «в конце дней» (ст. 13). Аналогичным образом, Апокалипсис связывает воскресенье праведных с победой всадника на белом коне. Апостол Павел далее развивает эту тему: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4:15-17).

Воскресение – единственное объяснение присутствия этих оживших мертвых на небесах. Они присутствуют там в теле, как живые души. Их душа не осталась живой после смерти тела: и в отличие от распространенного верования в то, что душа бессмертна, Библия учит, что они присутствуют там в неразрывном единстве души, тела и разума.

Мы должны понимать слово «души» здесь (Отк. 20:4) с позиций еврейского мышления: душа обозначает собой личность, во всей ее полноте. Еврейское слово нефеш обычно переводится в Септуагинте греческим словом псюхе и в разных современных переводах Библии под душой понимается живое человеческое существо во всей полноте и неразрывности ее личности: физического, умственного и духовного единства. Нефеш (душа) страдает от голода (Пс. 106:9; Втор. 12:20) или от жажды (Пс.142:6), насыщается (Иер. 31:14) и наслаждается (Ис. 55:2). Нефеш любит (Быт. 34:3; Песн. 1:7), проявляет чувства (Пс. 118:10), знает (Пс.138:14) и поклоняется и восхваляет Бога (Пс. 102:1; 146:1). В Библии представлена концепция целостности человеческого существа. Когда тело умирает, то же происходит и с разумом (Еккл. 9:5). Смерть объемлет всю личность, так же как объемлет ее и жизнь.

Апокалипсис, глубоко укорененный в еврейских Писаниях, говорит о воскресении как явлении, которое охватывает всего человека: его физическое и духовное измерение – и тело, и сознание. Для Библии тело не разделимо с душой. Тело есть душа, а душа есть тело.

Теперь мы лучше понимаем концепцию воскресения в контексте нашего отрывка. В Библии жизнь означает и физические чувства человека, и его эмоции, и его мысли. Ангел не говорит о природе и процессе воскресения. Как обычно, внимание здесь в меньшей мере сосредоточено на процессе, чем на результате: это принцип библейских чудес – будь то чудеса творения, иссушение вод Красного моря или воскресение Иисуса. Богодухновенный автор свидетельствует о событии, не вдаваясь в научные разъяснения его природы.

Воскресение означает, что воскрешенные присутствуют во плоти, в теле. Сам по себе факт их пребывания на небесах доказывает, что воскресение совершилось. Писания рассматривают Бога и сотворение Им Земли и рода человеческого как объективные реальности. Не требуется никаких внебиблейских доказательств того, что человек и это историческое событие существуют. Их существование говорит само за себя.

Пророческое видение смещается в сторону воскрешенного человечества. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Отк. 20:4). Жертвы стали судьями. Роли переменились, справедливость торжествует. Бог призывает их разделить с Ним ответственность в вынесении вердикта неправедным. Вместе с тем, Господь уже вынес Свой приговор. Первое воскресение показывает, что суд уже имел место. Пришествие Мессии разделило людей на две категории: праведных и нечестивых. У пророка Даниила говорится об этом, поскольку он описывает событие суда до пришествия Сына человеческого (Дан. 7). Аналогичным образом, когда речь идет об Армагеддоне, представлены две группировки, два противоборствующих лагеря: нечестивые идут войной на праведных.

В любом случае суд принадлежит Богу — Творцу. Он единственный, кто способен «испытывать сердца» (Отк. 2:23). Только Бог способен сочетать в неразрывном единстве милость и справедливость, и только Он может прощать грехи. Его абсолютная праведность служит единственной гарантией различения добра и зла. Он единственный, кто имеет право судить (Ин. 8:7).

Бог хочет, однако, удостоверить Свою справедливость и милость перед Своим народом. Он раскрывает Свои книги (Отк. 20:12) перед искупленными, давая им возможность, равные полномочия на суд, поскольку они будут править вместе с Ним (ст. 4, 6). Господь хочет, чтобы они были информированы, чтобы они поняли, почему Он принял именно такие решения.

Его народ примет участие не только в Его правлении, но разделит и Его святость. Писание отождествляет их со священниками — «священниками Бога и Христа» (ст.6). В книге Левит функции священников часто параллелизуются с термином кодеш (святость) 16. Ключевая фраза «будьте святы, ибо Я свят» и ее варианты выражают эту многократно повторяющуюся тему. 17. Важно отметить, что заповедь блаженства в Апокалипсисе, которая вводит обетование о священничестве, связывает термины «блажен» и «свят» (ст. 6). Отождествляя воскрешенных со «священниками», Апокалипсис тесно связывает их с Богом. Святость (кодеш) — неотъемлемый атрибут Бога. 18. Бог дарует его и воскрешенным, дабы и они — подобно Ему — обладали свойством различать добро и зло.

Но Господь не просто наделяет полномочиями судей, Он дает им и время совершать суды — 1000 лет. Их суду подвержены не только их собратья, нечестивые, но и Сам Бог предстает перед их судом по Своей воле.

Гог и Магог

Господь настолько уважает их суд, что готов ждать 1000 лет для вынесения приговора. Окончательное уничтожение могло бы произойти во время Парусии. У Бога для этого есть все необходимые данные. Тем не менее, Он хочет, чтобы последнюю печать одобрения поставило человечество и чтобы оно поняло Его решение. Новый старт возможен только после того, как будут сняты все сомнения. Бог , таким образом, предоставляет им еще 1000 лет. И даже тогда окончательное уничтожение придет в ответ на инициативу нечестивых. После Миллениума будут воскрешены остальные мертвые: их огромное множество, «число их – как песок морской» (Отк. 20:7).

Сатана снова появляется в мире как великий обольститель (ст.7). Его намерения те же: обольстить народы и собрать их на брань против Бога и Его народа. Этот сценарий подобен тому, который был разыгран в Армагеддонской кампании. Он тоже с трагическим концом: в озере огненном (Отк. 20:10, 13, 14; ср.: 19:20). Обе эти битвы носят еврейские названия. Название новой битвы: «Гог и Магог», оно связано с историей Израиля (Иез. 38:2).

Эти два конфликта, между тем, различаются между собой. Если Армагеддонская битва сталкивает Израиль с хорошо известным его врагом — Вавилоном, то битва Гога и Магога , согласно описаниям пророка Иезекииля, не называет конкретных врагов, определяя лишь их главную цель – разрушить царство мира: «Так говорит Господь Бог: в тот день придут тебе на сердце мысли, и ты задумаешь злое предприятие и скажешь: `поднимусь я на землю неогражденную, пойду на беззаботных, живущих беспечно, — все они живут без стен, и нет у них ни запоров, ни дверей» (Иез. 38:10, 11).

В Армагеддонской битве вавилонская армия сражается против Спасителя, идущего с востока (Отк. 16:14,16), и их противники используют особую тактику, проникая за стены Вавилона. В битве Гога и Магога войска дракона уже находятся внутри лагеря народа Божьего (Отк. 20:9). «Цари земли» участвовали в сражении под водительством зверя, лжепророка и дракона. Война Гога и Магога включает народы всей земли: «на четырех углах земли», число врагов при этом «как песок морской».(ст. 7). «Народы» как великое множество – главная тема видения Иезекииля о Гоге и Магоге: «И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова» (Иез. 39:11). Полчища Гоговы: это «Гамон Гог», или «множества Гоговы» 19.

Переход от Армагеддона к Гогу не лишен иронии. Враги Бога хотели захватить гору (хар) Божью, закончили же в долине. Ирония состоит и в самой битве Гога. Здесь все построено на игре слов. Множество начинает как символ силы, но превращается в ландшафт смерти и ужаса. Орды Гога, его полчища превращаются в горы трупов (Иез. 39:11, 13, 15). Еврейское слово, обозначающее «долину полчищ Гоговых» (гей Хамон Гог) — долина Гинномова, там, где иудеи приносили детей в жертву Молоху (2 Пар. 33:6) 20. Именно эта долина послужила истоком концепции «геенны огненной, ада» (см., напр., Мф. 5:22).

Название «Гог и Магог» несет в себе понятие «множества». Его числовое значение – 70 – в еврейской традиции представляет собой число народов за пределами Израиля. 21. Именно это, вероятно, послужило причиной использования данного названия в нашем отрывке. Такая трактовка вполне согласуется в литературным стилем Апокалипсиса, где цифры имеют символическое значение (напр., 666, Отк. 13:18). 22. Таким образом, в апокалиптическом символизме выражение «Гог и Магог» означают «множество народов», гоим, к которым, согласно традиционной еврейской терминологии, относятся те, которые чужды завету с Богом Израиля.

Смерть смерти

Видение «великого белого престола» (Отк. 20:11), которое завершает этот цикл, перекликается с «белым конем», который начинает его. Победа всадника ведет к престолу. «Земля и небо» бегут от него, и мы снова возвращаемся к безмолвию седьмой печати (Отк.8:1). Традиционная формула «небо и земля» теперь перевернута: «земля и небо». Наша Вселенная, наше окружение, наша ниша – все это исчезает.

Те, кто остался в живых после Армагеддона, после тысячи лет тщательного изучения книги, пришли к простому заключению о том, что «судим был каждый по делам своим» (Отк. 20:13). Смерть, которая теперь уничтожает врагов Божьих – это смерть последняя. Помимо этой последней «второй смерти» (ст. 14), никакой больше смерти нет. Последняя смерть – это смерть самой смерти. Пророк описывает это событие метафорическим языком: «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Отк. 20:14). Мы помним возгласы пророка Осии, которые потом повторил апостол Павел: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13:14: ср.: 1 Кор. 15:55).

Видение Гога и Магога Иезекииля уже служило аллюзией на полное уничтожение нечестивых. Согласно этому видению, полчища Гога и Магога , в отличие от Армагеддона, будут уничтожены полностью, и некому будет оплакивать их: «И дом Израилев семь месяцев будет хоронить их, чтобы очистить землю». (Иез. 39:12)..

В конце спасется только Израиль. Евреи, христиане и все другие, все те, кто оставался верным Богу, все спасутся. Израиль – в контексте Апокалипсиса это не просто этническая принадлежность: согласно определению, данному в начале нашей главы, Израиль состоит из тех, кто «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Отк. 20:4)..Ангел уже описал их как тех, кто несет на себе печать Бога на своем челе (Отк. 7:2, 3), т. .е 144 000 из всех израильских племен (ст. 4).

Апокалипсис рассматривает Израиль в духовном и символическом смысле: как тех, кто выжил в человеческой истории. Теперь пророк сосредоточивает внимание на них. Как и в видении Иезекииля, трагическая сцена с Гогом и Магогом подготавливает путь к Новому Иерусалиму во всем его великолепии и красоте (Отк. 21:1- 22:5; ср.: Иез. 40 -48).

Примечания.

Греческое выражение «хвалите Бога» (Отк. 19:5) означает, по сути, то же самое, что и аллилуйя

Вавилонский Талмуд относит эту традицию ко времени Моисея (Pesahim 117); см. также Мф. 26:30

Пс. 134:19-21; ср.: 1 Пар. 16:25, 36

Было бы ошибкой на основании этого выражения считать, что вечный ад существует, как об этом позднее учила Церковь, и как это сложилось в воображении знаменитого итальянского поэта Данте Алигьери. В Библии это выражение обычно используется для описания полного уничтожения. Оно используется по отношению к городу Вавилону (Отк.14:11), к городам Содому и Гоморре (Иу. 7; ср.: 2 Пет. 2:6)

Ис. 61:10

Быт. 24:5; Песн. 4:1, 3; 6:7

Иер.2:32

Мы находим это выражение «дух пророчества» в арамейском таргуме. См. Stack and Billerbeck. Kommentar zum Neuen Testament, vol. 2, pp. 128, 129; cf. J. W. Etheridge. The Targums of Onkelos and Jonathan Ben Uzziel on the Pentateuch (London: 1862), vol. 1, pp. 131, 556; vol. 2, p. 442

См., напр., 1 Кор. 1:6; ср.: W. De Boor, Der Erste Brief des Paulus und Korinther. Wuppertaler Studdienbibel (Wupertal: 19680, p. 28; cf. Gerhard Pfandle. “The Remnant Church and Spirit of Prophecy” in Symposium on Revelation – Book 2, ed. Frank R. Holbook, Daniel and Revelation Committee Series (Silver Spring, Ms.: Biblical research Institute, General Conference of Seven-day Adventists, 1992), vol. 7, pp. 310, 316

Позднее эти два прилагательные определяют Слово (Отк.22:6), отражая реальную сущность, истинность Царства Божия и Нового Иерусалима (ст. 1-5)

Doukhan. Secrets of Daniel, p. 155

1 Енох 10:4, 5; ср.: 88:1

Doukhan. Secrets of Daniel, рр. 125-133

Пс. 90:7; 118:72; 1 Пар. 16:15; Еккл. 7:28

Doukhan. Secrets of Daniel, рр. 183

Лев. 8:10, 12,30; 21:6, 7

Лев. 11:44, 45; 19:2; 20:7,26

Ис.6:3; 57:15; Пс.98:5

Ср.: Иез. 38:4-9, 13, 15, 16, 22, 23; 39:2, 11, 12,15, 16

Долина Енномова (Гинном) служила границей между коленами Вениамина и Иуды (см. Иер. 15:7; 18:15, 16). Она была настолько хорошо известна, что Иеремии не было надобности называть ее по имени, когда он осуждал культ «долины» (Иер. 2:23)

Это представление возникло из того факта, что в книге Бытие (гл. 10) упоминается 70 народов. Это число также соответствует числу членов семейства Иакова (Быт. 46:27; Исх. 1:5; Втор. 10:22). В еврейской традиции эти факты истолковываются как применение принципа из Втор., который гласит, что число народов определяется «по числу сынов Израилевых»(Втор. 32:8). Мотив «семидесяти народов» широко используется в раввинистической литературе. Так, считается, что священники и левиты написали Декалог на 70 языках, чтобы было понятно каждому народу.(Мишна Sotah 7. 5). По тем же причинам люди слышали голос Божий на Синае на 70 языках (Вавилонский Талмуд, Shabbath 88b). 70 жертвоприношений в святилище были предназначены для искупления 70 народов (Вавилонский Талмуд, Sukkah 55b).

С древнейших времен еврейские буквы имели числовое значение (алеф = 1, бет = 2 и т. д.). Раввины часто усматривали особый смысл в численном значении слова, и система истолкования этих значений называлась гематрией (это еврейское слово, возможно, искаженное греческое слово, из которого произошел термин «геометрия»). Классический пример гематрии: истолкование числа 318 — рабы — -в Быт. 14:14. Комментаторы увидели здесь связь между ними и слугой Авраама Елиезером: числовое значение этого имени тоже 318 (см. Вавилонский Талмуд, Nedarim 32a, Midrash Rabbah, Genesis 43. 2).