2. О музыкальных инструментах

Что говорит Библия об употреблении музыкальных инструментов во время богослужения? Этот вопрос в наши дни ставится особенно остро. Те, кто защищает неограниченное употребление сольных инструментальных «номеров» и ансамблей ссылаются на Ветхий Завет и говорят, что Бог разрешил участие в богослужении всех видов инструментов и больших оркестров. Они говорят, что если Бог вчера, сегодня и вовеки тот же, то Он желает, чтобы и в наши дни поклонение совершалось таким же образом.

Но действительно ли Бог разрешил употребление всех видов инструментов в Ветхом Завете? Например, правда ли, что девушки плясали во время богослужения под звуки тимпана (бубна)? Действительно ли во время поклонения евреи регулярно употребляли струнные и духовые инструменты, которые воспроизводили громкую ритмичную музыку?

Даже поверхностный взгляд на библейские факты показывает, что такие утверждения абсолютно далеки от истины. В Ветхом Завете Бог установил строгие ограничения на употребление инструментов. Он сделал это для того, чтобы люди не увлекались музыкой во время богослужения, и чтобы человеческое искусство не затмевало его духовную сущность. Инструменты можно было употреблять только некоторые и только в определенное время. Эти Ветхозаветные установления учат нас важным принципам, которые, к сожалению, абсолютно забыты сторонниками современных форм богослужения.

Мы вполне понимаем, что Церковь Иисуса Христа не подчинена правилам Ветхого Завета. Мы не обязаны соблюдать древнееврейский порядок богослужения. Однако основные принципы, установленные Богом тогда, остаются в силе и сегодня. Вот почему мы должны серьезно проверить, действительно ли Бог разрешает неограниченное использование инструментов и ритмичной музыки во время богослужения.

Перед тем, как обратиться к библейским фактам, обратим внимание на одну важную особенность поклонения Богу. Защитники новых форм богослужения говорят, что во время поклонения мы можем делать едва ли не все, что угодно, лишь бы это было во славу Божью. Если мы можем играть на волынке и на барабанах дома, то мы можем использовать их во славу Божью и в церкви на богослужении. Единственный вопрос, о котором надо переживать, как они говорят, это вопрос «вкуса» собравшейся публики. (Если, например, волынка будет оскорблять слух верующих, то единственно по этой причине она будет неприемлема для употребления на богослужении). Но все же если в принципе мы можем употреблять какой–либо инструмент или стиль музыки во славу Божью дома или в обществе, то мы можем употреблять все это и на богослужении. Так обычно утверждают сторонники новых форм богослужения.

Однако они упускают из виду жизненно важное библейское правило, что Бог особым образом выделил непосредственный акт богослужения среди всех остальных занятий, в которых могут участвовать верующие. Хотя все, что мы делаем, должно быть во славу Божью, все же непосредственный акт богослужения является особенным и уникальным родом деятельности, и для него существуют специальные правила и установления. Как мы увидим ниже, в Ветхом Завете упоминаются восемь видов музыкальных инструментов, которые были в обиходе в те дни, и все они были дозволены для употребления в личной и общественной жизни. Однако только четыре из них разрешалось применять на богослужении в доме Божьем. Для нас крайне важно знать об этом.

Запрещенные инструменты

Возьмем, к примеру, флейту. Мы читаем в Библии о разных видах флейт, например свирель — флейта с тремя или четырьмя отверстиями. Или так называемая двойная флейта. Но ни один из видов флейты не разрешался для употребления в храмовом богослужении.

Почему? Потому что Господь учил о необходимости ограничений, чтобы верующие всем сердцем участвовали в духовном служении, и их внимание не отвлекалось наличием слишком многих инструментов.

Следующие инструменты, бывшие в обиходе у евреев, но запрещенные для служения в храме — это тимпан и «орган», который представлял собой большой свисток из семи или десяти тростниковых трубочек. Эти инструменты можно было употреблять на отдыхе или во время общественных праздников, но только не в доме Божьем. Поэтому заявления о том, что можно употреблять на служении любые инструменты, совершенно беспочвенны.

Четкие требования

Откуда мы взяли эту информацию об ограничениях? Может быть, это выдумки ученых богословов? Нет, эти требования четко выражены в Библии. В разных местах (1Пар.15:16,28; 16:5,6,42; 25:1,6) мы читаем о том, как во времена Давида (при вдохновении от Бога) различные инструменты употреблялись для непосредственного богослужения в скинии и храме. Как мы увидим ниже, этот ограниченный набор инструментов был в дальнейшем запрещен даже в домашнем и личном поклонении Богу. В храме употреблялись псалтирь, арфа и кимвалы. (Набор инструментов, которые Давид употребил при первой неудачной попытке вернуть ковчег, включал тимпаны (то есть бубны, литавры, барабаны — 2Цар.6:5; 1Пар.13:8). Пока ковчег находился в доме Аведдара, Давид основательно пересмотрел все приготовления для переноса ковчега и привел их в соответствие с требованиями закона. Он распорядился также и о новом порядке употребления музыкальных инструментов (2Пар.29:25). На сей раз мы не видим тимпанов, и с этих пор тимпаны не входили в список инструментов для храмового богослужения. Вторая попытка возвращения ковчега по новым правилам была завершена без тимпанов.

Кимвалы (тарелки) употреблялись главным образом для управления оркестром (1Пар.15:19), и только Асаф и другие главные музыканты могли играть на этих инструментах.)

На этих инструментах играли левиты. На трубах могли играть только священники, притом лишь в особо установленных случаях. Эти четыре вида инструментов составляли половину бывших в то время в обиходе. (История использования на богослужении труб восходит к Числам 10 гл., где Бог установил, чтобы две серебряные трубы созывали народ к скинии. На этих трубах должны были играть священники, и передавать свое искусство из поколения в поколение. Трубы употребляли во времена праздников и в новомесячия при жертвоприношениях, для напоминания народу об избавлении из египетского рабства. При этих событиях употреблялись две трубы (1Пар.16:6). Как исключение из правила, 120 священников играли на трубах во время освящения Соломонова храма. Тогда было собрано наибольшее собрание из всех, упоминаемых в Библии, и с наибольшим количеством жертвоприношений.)

Во времена царя Езекии эти правила были еще раз подтверждены. Во 2Пар.29:25-26 мы читаем: «И поставил он левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и цитрами, по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка, так как от Господа был устав этот чрез пророков Его. И стали левиты с музыкальными орудиями Давидовыми и священники с трубами».

Только три вида инструментов употреблялись левитами и один — священниками. Но как они употребляли эти инструменты? Прочитаем следующие стихи 27-29: «И приказал Езекия вознести всесожжение на жертвенник. И в то время как началось всесожжение, началось пение Господу, при звуке труб и орудий Давида, царя Израилева. И все собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение. По окончании же всесожжения царь и все, находившиеся при нем, преклонились и поклонились».

Был ли этой музыке присущ сильный ритм? Такое утверждение — не более чем выдумка. Библия говорит, что трубы были предназначены, чтобы созывать народ на торжественные собрания и сопровождать жертвоприношения, — а это были серьезные мероприятия, внушающие священный страх перед Богом и чувство стыда за свои грехи. Именно такой смысл имеет еврейское слово «торжественные» в применении к данным собраниям. В свете этих фактов мы можем предположить, что трубы и кимвалы употреблялись для того, чтобы пробудить в людях серьезное отношение к богослужению (кимвалы отбивали такты для пения). Современные модернистские представления о богослужении явно извращают данные места Писания.

Безусловно, в богослужении присутствует элемент великой радости, но представление об оркестре в Ветхозаветном храме как о бит–группе является очевидным абсурдом. Мы уже заметили, что в этих оркестрах не было барабанов или тамбуринов, как мы видим сегодня на многих церковных платформах.

Небольшие оркестры

Мы также заметили, что инструменты играли во время жертвоприношения, затем музыка замолкала, и все присутствующие продолжали участвовать в богослужении без музыкального сопровождения.

Похоже, что во времена Давида число музыкантов в храмовом оркестре было ограничено до 27 человек (1Пар.25:1–5). Если присмотреться, то это был весьма скромный оркестр, сопровождавший пение столь огромного количества собравшихся. Учитывая столь ограниченное участие музыкантов, становится ясным, что музыка не должна была играть преобладающую роль и отвлекать от осознанного и прочувствованного участия в богослужении. (Оркестр, сопровождавший вторую попытку возвращения ковчега (церемония проходила на открытом воздухе), состоял из трех кимвалов, восьми псалтирей и шести цитр. После того как ковчег был помещен в скинии, количество музыкальных инструментов уменьшилось до восьми псалтырей и цитр, одного кимвала и двух труб. С тех пор менялся количественный состав оркестра, но не менялся тип инструментов. Ограничение соблюдалось и в дальнейшем. В 1Пар.25:1–7 говорится о присутствии на богослужении 288 музыкантов, из которых примерно 260 человек составляли хористы.)

Спустя несколько столетий, когда Ездра и Неемия восстановили служение в храме, они строго соблюдали правило употребления вышеупомянутых четырех инструментов, из чего видно, что данное правило было обязательным для иудеев (см. Езд.3:10 и Неем.12:27).

Эти правила впервые были установлены при возвращении ковчега, и в дальнейшем строго соблюдались в храмовом богослужении. Однако в поместной синагоге был другой состав инструментов. (Слово «синагога» употребляется только в Новом Завете, но мы его используем в данном случае как удобный термин для обозначения поместного или районного центра поклонения, то есть еврейской поместной церкви.) Он был намного проще, здесь отсутствовали кимвалы и трубы. Поэтому из библейских фактов совершенно невозможно вывести идею о применении в церкви остро ритмичной музыки. Струнные инструменты, употребляемые на «обычных» богослужениях, воспроизводили не кричащую, а благозвучную музыку.

Как видно из книги Псалмов, для музыкального сопровождения духовного пения дома и в синагоге разрешалось употреблять только псалтирь и цитру. (Исключение составляет Псалом 5, который исполнялся в сопровождении флейты. Этот скорбный Псалом пели во время паломничества в Иерусалим.) Ударные и медные инструменты при этом исключались. Само название книги, Псалтирь, означает сборник песен, предназначенных для пения под аккомпанемент арфы. Псалом 91 служит хорошим примером такого правила. В заголовке Псалма говорится, что это «Псалом или Песнь на день субботний». Его надо было исполнять «на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях». Поскольку Псалом не предназначался для новомесячий или праздников, для его сопровождения употреблялись только основные струнные инструменты.

Ниже приводятся и другие Псалмы, которые исполнялись под аккомпанемент цитры и псалтири: Пс. 32; 42; 48; 56; 70; 91; 107; 143 и 147. В заголовках Псалмов 4 и 54 встречаются названия струнных инструментов, а в Псалме 11 упоминается восьмиструнная арфа. В сопровождении этих скромных инструментов совершалось богослужение дома и в синагоге.

Нет ли здесь противоречий?

Хотя эти Ветхозаветные правила изложены ясно и просто, иногда кажется, что мы находим в Псалмах противоречащие им утверждения. Сторонники «нового стиля» ссылаются на такие места, как Пс. 67:26, где Давид упоминает о «девах с тимпанами» и доказывают, что этим оправдывается употребление барабанов. В нескольких других Псалмах Давид тоже, кажется, противоречит своим (вернее, установленным Богом) правилам. Именно из этих стихов многие сторонники «нового стиля» берут основание для организации таких мероприятий, как богослужения–концерты.

Но они толкуют данные стихи совершенно неправильно, потому что в таком случае Библия противоречит сама себе, а мы знаем, что в Божьем слове нет противоречий. Не может быть такого, чтобы Бог давал ясные повеления в одном месте и полностью опровергал их в другом. Данный факт должен заставить нас исследовать более тщательно те места, которые как будто противоречат правилам. Такое исследование показывает, что запрещенные инструменты использовались не на богослужении, а на гражданских праздниках, которые проводились в память об исторических сражениях.

Нельзя забывать, что народ израильский представлял собой не только религиозное, но и гражданское общество–государство. Многое из того, что им было дозволено делать как государству, не разрешалось для богослужения. Всевозможные процессии, марши победы и дни благодарения были открытыми гражданскими мероприятиями. Во время таких процессий девочки плясали и играли на тамбуринах, но подобные мероприятия не были дозволены в храме.

Упомянутая в Пс.67 игра на тимпанах была, по всей очевидности, частью гражданского праздника. Хотя этот Псалом содержит мессианские пророчества, он основан на воспоминании о замечательной военной победе. В нем упоминаются колесницы Божьи и шествие победителя с множеством пленников, захваченных в битве. Псалом говорит также и о будущих победах.

Божья сила, о которой проповедовалось в святилище, теперь упоминается на улицах, и в честь этого «…впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами». В Псалме говорится о двух главных аспектах жизни израильтян: о гражданском празднике и о непосредственном богослужении. Поэтому здесь нет противоречия установленным правилам храмового богослужения.

Еще один «тимпанный» Псалом

В Псалме 80:1–4 снова говорится о тимпане: «Возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью». Этот Псалом написал Асаф. Неужели он решился нарушить правила и употребить запрещенный инструмент для богослужения? Никоим образом! Этот Псалом был предназначен для того, чтобы созывать народ для поклонения Богу в праздник Кущей. Этот праздник был самый радостный из всех праздников. Он напоминал об избавлении народа израильского из Египта, о странствии в пустыне и о жатве в земле обетованной. В продолжение семи дней праздника все израильтяне жили в кущах, то есть в шалашах, сделанных из пальмовых веток, напоминавших о шалашах, в которых они жили во время странствования в пустыне. Этот праздник с его жертвоприношениями был также и всенародным праздником урожая. В это время можно было выражать свою радость всеми доступными средствами, свойственными тому времени и культуре, поэтому во время длинных процессий паломничества в Иерусалим игралось много музыки. Естественно, здесь и девы играли на своих тимпанах, и по вечерам на привалах можно было увидеть исполнение еврейских народных танцев.

Имея в виду эти картины народного гулянья, мы поймем, что Асаф не ошибся, когда назвал в числе прочих праздничных инструментов тимпан. Заметим, что он не предписывал употребление тимпана для домашнего или храмового богослужения.

В Псалме 97:5–6 упоминается об арфе и трубе для сопровождения пения. На трубах должны были играть священники и только по особым праздникам. Поэтому мы можем быть вполне уверены, что данный Псалом, включающий в себя воспоминания о великих победах, был предназначен для богослужения в особые праздничные дни.

Как видим, правило остается в силе: тамбурины и национальные танцы предназначались для всеобщих праздников, мелодичные струнные инструменты — для обычного богослужения, а трубы и кимвалы добавлялись к ним для храмового богослужения.

Танцы и ударные инструменты

Два последних Псалма все время цитируются защитниками «нового стиля» в оправдание неограниченного использования инструментов и танца во время богослужения.

В Псалме 149:3 сказано: «Да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему». В контексте нашей статьи будем считать, что слово «лики» (танцы) можно действительно перевести как «танцы», хотя многие исследователи считают, что, поскольку в еврейском оригинале оно означает буквально «изгибы», «повороты», его можно отнести к изогнутой форме трубы или рога, но вовсе не к танцам.

Но нам надо выяснить, говорит ли здесь псалмопевец о богослужебном собрании или же о национальных еврейских праздниках, таких, как праздник победы, с присущими им торжествами и гуляньями? Прочитав весь Псалом до конца, мы получим ясный ответ. Данный Псалом не был предназначен для богослужебного собрания, поскольку в нем широко затрагиваются разные аспекты общественной и личной жизни. Псалмопевец призывает народ Божий радоваться во всех сферах жизни — на богослужении и в гражданском обиходе, на работе и на отдыхе. «Лики» или «танцы» явно относятся к области культуры и отдыха. Исследователи считают, что хороводные танцы были очень популярными в сельской местности, особенно среди подростков и детей. Эти танцы исполнялись во время больших народных праздников и не имели ничего общего с современными танцами, где основой является игра и телесное соприкосновение лиц противоположного пола.

Интересно заметить, что стих 5 призывает верующих громко славить Бога на своих ложах, а стих 6 призывает их держать в руках обоюдоострый меч. Значит ли это, что они должны были в буквальном смысле брать с собой в храм кровати и мечи и употреблять их во время богослужения? Конечно, нет. Просто эти стихи охватывают разные стороны жизни народа израильского, начиная от личного поклонения Богу в вечернее время и заканчивая военной службой ради Господа.

В седьмом стихе Псалма говорится о мщении над язычниками и о взятии в плен их царей. Поскольку в данном Псалме присутствуют элементы национального празднества и инсценировки военных побед, неудивительно, что в нем упоминается и о танцах с тамбуринами. Здесь нет никакого противоречия общему правилу, ограничивающему употребление инструментов в храмовом богослужении. Господь желает видеть благопристойность и простоту, а не развлечение, зрелище, шум, ненужное разнообразие инструментов и человеческое хвастовство.

А как быть с Псалмом 150? Этот Псалом призывает верующих славить Бога с тамбуринами, танцами и органом наряду с разрешенными для храмового богослужения инструментами. (Мы уже говорили о том, что это был губной орган, состоявший из семи — десяти тростниковых трубочек). Псалом начинается словами: «Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Слово «святыня» здесь дословно звучит как «бесконечное величие» или «величие небес». Имеется в виду не земной храм, но храм всей Вселенной, простирающийся за пределы видимого мира, где ангелы выполняют Божьи повеления, и земля выглядит лишь маленькой пылинкой. Как же мы должны славить столь великого Бога? (Некоторые толкователи считают, что здесь говорится как о земном святилище, так и о храме Вселенной. В таком случае, этот Псалом относится к тем, которые охватывают все сферы жизни, включая храмовое богослужение, а также гражданскую и общественную жизнь.)

Шестой стих говорит нам, что сами по себе музыкальные инструменты не могут воспроизводить хвалу. Лишь то, что имеет дыхание, может поклоняться Богу. Только живые души могут славить Господа. В свете этого, данный Псалом обретает смысл, только если его понимать образно, и в таком случае звуковые характеристики различных инструментов описывают различные чувства, присущие истинному поклонению.

Пуританский писатель Давид Диксон выразил эту мысль в своих известных комментариях на Псалмы. Он заметил, что «множество и разнообразие музыкальных инструментов превосходно раскрывают различное состояние духа у верующего и изображают подъем его чувств и способностей в поклонении Богу. Каждый из нас может воспроизводить прекрасную мелодию души для славы Божьей, каковую нельзя выразить никаким инструментом и никаким телесным действием».

Различное состояние духа

Шотландский проповедник Андрей Бонар говорил: «Множество инструментов, перечисленных в данном Псалме, имеет отношение к различному способу выражения радости и возвышенных чувств у разных людей». Иными словами, перечисленные в Псалме инструменты надо понимать не в буквальном смысле, но как образное выражение различных эмоций, из которых состоит поклонение Богу от всего сердца. Таково традиционное толкование данного Псалма.

Так, труба (ст. 3) представляет торжество победы. Наша хвала должна быть праздничной, торжественной, возвышенной. Псалтирь и гусли издают мелодичные звуки благодарности и любви. Хвала должна быть сердечной. Тимпаны и лики (танцы) говорят о кипучей энергии, усердии и упоении, свойственных детям и молодежи, вовлеченным в любимое ими дело. Хвала должна включать в себя все эти качества и настроение сердца поклоняющихся Богу.

Такой инструмент, как орган, был предназначен не для богослужения, но для развлечения, и это говорит о том, что истинная хвала должна быть для верующих предметом величайшего удовольствия, а не просто выполнением долга.

В пятом стихе говорится о кимвалах громогласных, что, очевидно, относится к громкости, силе и величии истинного поклонения.

В одном популярном издании толковой Библии говорится, что автор этого Псалма призывает прославлять Бога на всех видах музыкальных инструментов. Но слишком буквальный взгляд на данный Псалом противоречит другим местам Библии. В таком случае может показаться, что Бог в одном месте устанавливает строгие правила, а в другом месте призывает нарушать эти правила. Псалом 150 никоим образом не отменяет ограничения, установленные в Ветхом Завете на музыку при богослужении.

Орган в наши дни

Нам могут возразить, что употребляемые в наши дни церковные органы представляют собой множество разных инструментов, объединенных в единое целое. Это действительно так, но надо заметить, что на органе играет один человек. Поэтому, если играть на органе благопристойно и благоразумно, можно рассматривать все его множество голосов как один инструмент.

При этом все равно остается в силе Божье правило, что музыкальные инструменты должны быть благозвучными, их число должно быть ограничено, и они не должны заслонять собой осмысленную и искреннюю жертву хвалы, исходящую из глубины сердец верующих. Вывод о том, что Ветхий Завет дает добро на музыкальные излишества наших дней, основан на слишком мелком и ошибочном понимании библейских фактов.

Поклонение Богу не должно быть человеческой саморекламой, ибо Бог противится гордым. Здесь не надо рисоваться и выставлять напоказ артистические способности. Музыкальные средства не должны превращать богослужение в развлечение и затмевать собой его духовную сущность.

Традиционный взгляд воспитывает в людях благоговение и страх Божий, духовность и осмысленность. Радость должна исходить из сердца, а не быть возбужденной чрезмерным применением внешних средств.

Традиционное богослужение основано на библейских образцах, где существуют определенные ограничения. Господь позволяет Своему народу использование музыкальных инструментов в качестве вспомогательного средства для восхваления, но мы не должны злоупотреблять Его доверием. Это Господне доверие полностью игнорируется в богослужении «современного стиля».