3. Возвращение к библейскому образцу

Что же на самом деле происходило в Коринфе?

Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — се сие да будет к назиданию

1Кор.14:26

Какую картину богослужения можем мы нарисовать из этого стиха? Вопрос этот особенно важен, потому что данный стих является ключевым в спорах о формах богослужения. Каким должно быть богослужение: упорядоченным и благоговейным или неформальным, спонтанным, новаторским? Что должно оно больше всего затрагивать: разум или эмоции? Прочитанный и последующие стихи дают нам ответ на эти вопросы.

Сторонники «нового стиля» утверждают, что Павел изображает здесь картину абсолютно вольного и бурного поклонения Богу. В нем участвуют многие верующие и употребляют при этом многие духовные дары.

Взяв эту идею за основу, сторонники «нового стиля» весьма довольны, что многие церкви в наши дни отступают от строгого, установленного стиля, который на протяжении веков был преобладающим среди любящих Библию христиан. Старомодный стиль, — как они говорят, — слишком ограничивает богослужение в средствах выражения, тогда как «новый стиль» ничем не ограничен и похож на служение в Коринфе.

К кому обращается Павел?

Действительно, если посмотреть на этот стих поверхностно, может показаться, что здесь говорится о большой свободе действий и неограниченном числе участников. «Итак, что же, братия? — говорит Павел, — Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование».

Перед тем как проверить правильность такого вывода, коротко заметим, что в любом случае данный стих не оправдывает музыкальные излишества приверженцев «нового стиля», так как единственное упоминание о музыке здесь ограничено «псалмами».

Но, как мы увидим ниже, в идее о неформальном и свободном богослужении, истекающей из данного стиха, есть еще один большой изъян. Здесь упускается из виду вопрос: к кому обращается Павел? Говорит ли он ко всей церкви или только к ее руководителям? Если он говорит ко всей церкви, тогда действительно здесь дается описание свободного и неформального богослужения. Но если он обращается только к руководителям церкви, на которых лежит ответственность за проведение богослужения, тогда перед нами предстанет совсем другая картина. Итак, к кому же обращается Павел?

Ответ мы найдем в словах «у каждого из вас». Кто же на самом деле проводит богослужение? Все собравшиеся или только служители?

Первый аргумент заключается в том, что коринфская церковь была очень большая численно, и поэтому было бы физически невозможно участвовать в богослужении не только всем, но даже многим из числа собравшихся. Поэтому вероятнее всего, что под словами «у каждого из вас» Павел имеет в виду только служителей церкви.

Второй аргумент в том, что Павел говорит в стихе 34: «Жены ваши в церквах да молчат», и этим сокращает слова «каждого из вас» примерно наполовину. Таким образом, если под словами «каждого из вас» понимать всю церковь, то теперь от всей церкви остается только половина.

Третий аргумент — Павел строго ограничивает число пророчествующих, говоря: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают». Таким образом, количество «каждого из вас» становится еще меньше. Максимально допустимое число пророков, как мы знаем, должно составлять три, а еще лучше — два человека.

А сколько пророков было в Коринфе? Мы не знаем точно, однако в Деян. 13 нам дается картина церкви в Антиохии, которая была примерно такого же размера, как и в Коринфе, и мы находим в ней только пять пророков и учителей на всю церковь. Но когда Бог Духом Святым повелел им послать на миссионерское служение Савла и Варнаву, это количество уменьшилось до трех учителей и пророков. Из этого мы видим, что в Библейские времена даже в больших церквях не было много учителей и пророков. Более того, эти пророки могли участвовать в служении только один за другим.

В свете вышесказанного, понятие об открытом неформальном богослужении с участием всех присутствующих терпит полный крах.

Далее Павел устанавливает те же правила и говорящим на языках: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй (ст. 27). Если не было истолкователя, а значит и доказательства подлинности откровения, то говорящий должен был замолчать.

Нет ли здесь противоречия?

Итак, мы уже трижды уточняли смысл слов «всякого из вас». Но нам предстоит уточнить его еще раз. Эти слова Павла следует понимать в контексте его общих требований, чтобы каждая церковь имела специально подготовленных и рукоположенных пасторов. С момента основания в церквях должны были избираться служители, соответствующие определенным требованиям и признанные всей церковью. Еще в те времена существовало служение учителей, назначенных церковью. Каждый желающий не мог учить церковь. Поэтому Павел никак не мог допустить, чтобы любой член церкви мог преподавать вероучение.

Итак, у нас остается открытым вопрос, что имел в виду апостол, когда говорил «каждый из вас». Каким образом «каждый» может участвовать в служении, если Павел свел возможность участия к минимуму? На это кажущееся противоречие есть только один ответ. В данном месте Послания Павел обращается не ко всей церкви, а только к ее руководству, к тем, которые ведут служение. Каждый из них мог участвовать в служении. Это были мужи, избранные в соответствии с наставлениями Павла (которые он подробно изложил в 1Тим.3). (Наряду со многими другими местами Писания, говорящими о качествах проповедника, Павел пишет и хорошо известное наставление Тимофею: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1Тим.4:12). Слово чтение в греческом оригинале относится к публичному чтению. Из этого видно, что Библию на богослужении читали проповедники. Эта обязанность, вместе с наставлением и учением, составляет часть проповеднического служения пастора. Со всей определенностью можно сказать, что в обязанности Тимофея входило и чтение Библии на собрании.) Если мы предположим, что Павел обращался здесь ко всей церкви, мы превратим данное место Писания в бессмыслицу.

Нас не должно удивлять, что Павел обращался к руководителям церкви, потому что в конце 12-й главы он говорил об апостолах, пророках и учителях. Затем помещена прекрасная поучительная 13-я глава о любви. А в 14-й главе следует логическое продолжение 12-й главы, обращенное к пророкам, учителям и говорящим на иных языках. (Последние были заодно и пророками, поскольку говорили боговдохновенное слово). Таким образом, мы видим, что слова, написанные в стихе 26, обращены к служащим за кафедрой. Именно в таком контексте слова у каждого из вас обретают свой прямой смысл.

Для пророков в главе 14-й стихе 30 есть интересное наставление: «Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи». Итак, мы видим, что данный текст имеет особое отношение к людям, избранным непосредственно на служение.

Упорядочено и организовано

Похоже, что в Коринфской церкви существовала неупорядоченность среди тех, кто служил за кафедрой. Все имевшиеся в церкви одаренные учителя слишком настойчиво желали поучаствовать в служении. Для их исправления и были написаны эти ограничивающие правила.

Таким образом, картина богослужения в 1Кор.14 поддерживает не «новый стиль», а традиционную точку зрения библейски ориентированных верующих.

Как мы увидим далее, Павел учил, что богослужение должно быть хорошо управляемым и совершаться в благоговейном духе.

Порядок, взвешенность приличие

Итак, мы видим, что место из 1Кор.14:26 адресовано руководителям церкви, с требованием участвовать в богослужении упорядоченно. А теперь рассмотрим другие наставления в этой же главе, где говорится более подробно об организованном характере богослужения.

Первое из этих наставлений записано в 1Кор.14:33 «Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых». С первого взгляда может показаться, что Павел здесь просто предостерегает, чтобы на собрании не было шума и суматохи. Но на самом деле он имеет в виду нечто другое. Греческое слово, переведенное как неустройство, означает такую ситуацию, когда люди действуют каждый по-своему. Оно описывает неуправляемый индивидуализм, доходящий до анархии.

Это греческое слово является отрицательным производным от слова «поставить на должность» или «назначить». Иными словами, Бог не является автором неконтролируемого самовыражения. Он не благословляет того, что неуместно, не устроено и не назначено заранее. Он не желает, чтобы богослужение было непродуманным и неупорядоченным. Поэтому этот стих осуждает тех руководителей, которые пускают ход служения на самотек. Он также осуждает неконтролируемое участие в богослужении всех желающих.

Безусловно, в каждом правиле есть исключения. Молитвенное собрание для членов поместной церкви предполагает участие в молитве всех желающих и не требует предварительного составления плана. Но молитвенное собрание имеет свою специфику, оговоренную в Новом Завете, и отличается по характеру от общего богослужебного собрания.

Обратим внимание на еще одно великое слово из 1Кор.14. Павел говорит: «Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира«. Это слово в греческом языке означает не мир в международных отношениях, но мир как противоположность вражде и разделению. Оно происходит от греческого слова «соединять». В нашем контексте это значит, что составляющие части богослужения должны согласовываться между собой. Они должны представлять собой гармоничное целое, а не нагромождение бессвязных фрагментов.

Богослужение, как единое целое

Это вовсе не значит, что служение должно носить тематический характер, в котором каждый гимн, чтение Библии и молитва согласуются с темой проповеди. Но это значит, что все библейски обоснованные части богослужения сливаются в гармоничное целое. Есть ли здесь объективное (богоцентричное) славословие? Есть ли исповедание грехов? Есть ли субъективное (личное) благодарение? Есть ли утверждение и изложение великих Библейских истин? Есть ли научение, наставление, назидание? Есть ли практическое применение, проверка своего сердца, посвящение? Есть ли молитва? Присутствуют ли все эти элементы на нашем богослужении? Если все это есть, то, по словам Павла, это и есть такое богослужение, какого требует от нас Господь.

Рассмотрим еще одно важное слово в 1Кор.14:40 — «Только всё должно быть благопристойно и чинно». В греческом оригинале слово благопристойно означает «благообразно», «в хорошей форме». Иными словами, богослужение в первую очередь должно быть благообразным, соответствующим своему назначению. Это согласуется с тем, о чем мы говорили выше. Служение должно быть хорошо организованным. Оно должно быть продуманным и упорядоченным.

Представим себе горшечника за работой. Вот, он держит в руках кусок глины и обрабатывает его на гончарном круге. Он знает, что хороший сосуд не должен быть слишком толстым вверху или внизу. Сосуд должен иметь правильные пропорции, иными словами, — быть «благообразным», иметь хорошую форму.

Подобно этому, и богослужение должно не только состоять из правильных компонентов, но эти компоненты должны находиться в правильной пропорции. Богослужение — не развлечение, а продуманная и уравновешенная последовательность составляющих его частей.

Богослужение должно быть подходящим местом для всего того, что свято, и неподходящим для всего мирского и плотского. Оно должно быть благоговейным по своей сути. Служителю или ведущему собрание неуместно выставлять напоказ свою личность или вести себя, как конферансье. Такое поведение не соответствует характеру богослужения.

Следующее важное слово, относящееся к богослужению, которое мы находим в 1Кор.14:40, гласит: «Только всё должно быть благопристойно и чинно«. Это очень важное по значению слово, которое говорит о необходимости установления порядка, об упорядоченности.

В армейском языке это слово означает построение в шеренгу, строй, расположение войск согласно плану генерала. В Лук.1:8 это же слово употреблено для описания графика службы, которую нес Захария при храме, — оно переведено здесь словом порядок. Порядок в богослужении означает, что служба организована согласно и соответственно Библейским правилам и образцам. Конечно же, этим словом нельзя злоупотреблять и доводить дело до абсурда: мы хорошо знаем, что апостол Павел не читал свои проповеди с листа и не создавал литургию. Тем не менее, слово порядок предполагает, что церковь с радостью приемлет и подчиняется тому стилю богослужения, который дал нам Сам Бог. Здесь не должно быть никаких новаций. Никаких трюков. Никакой саморекламы. Никаких развлечений.

Во главе всех этих компонентов богослужения, установленных нашим Небесным Главнокомандующим, стоит благоговение. Порядок означает послушание Богу.

Для того чтобы проверить, правильно ли подобраны составляющие части богослужения, надо задать вопрос: есть ли для них основание в Библии? Что скажет по этому поводу Господь? Можем ли мы предположить, что Павел стал бы употреблять их на богослужении?

Четыре слова — четыре важных правила

Итак, эти четыре выражения говорят о том, что богослужение должно быть хорошо спланированным, гармоничным, уравновешенным и соответствовать своему назначению и Божьим правилам. Неуправляемое и неформальное богослужение нельзя считать правильным. Служением должен руководить ответственный человек, и оно не должно превращаться в фестиваль или в музыкальное шоу.

Правда ли, что мелодии христианских гимнов заимствованы из мира?

Должна ли духовная музыка отличаться от светской?

В наши дни нередко можно услышать мнение, что музыка сама по себе нейтральна, в том числе и музыка, употребляемая на богослужении. Но на самом деле музыка не бывает нейтральной. Она обязательно оказывает влияние на наши эмоции, а потому важно, чтобы ее характер соответствовал характеру слов гимна. Музыка не должна быть чересчур яркой в мелодическом или ритмическом отношении, и не должна быть слишком сложной по своему построению, потому что в таком случае она будет отвлекать наше внимание от размышления над содержанием слов.

Еще древние греческие философы учили, что музыка оказывает на душу глубокое влияние. Они считали, что с помощью музыки можно формировать характер человека (с чем мы не согласны), но мы не сомневаемся в том, что музыка способна затмевать собой истинное поклонение Богу, а также — если это мирская музыка — притуплять у верующих чувство отвращения к мирскому.

Августин в свое время был озабочен тем, чтобы музыка использовалась не в ущерб богослужению. Виклиф также серьезно переживал о правильном употреблении музыки. Утренняя звезда Реформации (Лютер) любил пение, но он сказал, что если мелодия нравится ему больше, чем слова, то такая мелодия ему не нравится. Злоупотреблением музыки был озабочен также Кальвин.

Музыка не бывает нейтральной еще и в том отношении, что она вызывает определенные ассоциации (пробуждает воспоминания). Если христианская музыка слишком близко напоминает музыку греховного мира, то нарушаются принципы библейского сепаратизма (отделения от мира). Так, например, современная так называемая христианская музыка иногда преднамеренно подражает музыке в стиле диско, потому что такой стиль нравится некоторым христианам. На самом же деле, между духовной и светской музыкой существует огромное расхождение.

В наши дни бытует популярное мнение, что музыка всех христианских гимнов когда-то была светской. Многие верующие верят в это мнение. Стоило бы задать вопрос, откуда взялось такое мнение и соответствует ли оно истине.

Правда заключается в том, что это мнение совершенно беспочвенно. Те, кто верит в него, слишком доверяют источнику, из которого они его услышали. А источник, по ошибке, доверяет своему источнику, и так далее. Но если мы захотим проследить происхождение этой идеи от первоисточника, то задача окажется невозможной, а сама же идея — абсолютно ложной. На самом деле, это широко распространенный миф, не имеющий основания в истории.

Лютер и песни из таверны

Существует молва, что тот же Лютер использовал в своих гимнах «кабацкие песни» и танцевальные мелодии. Говорят, что церковная музыка всегда находилась под мирским влиянием, и музыка «нового стиля» не является исключением из этого правила.

Если эта молва достоверна, тогда теряют смысл все те места Писания, которые говорят об отделении от мира, и все то, что сказано, чтобы мы не участвовали в бесплодных делах тьмы, переворачивается вверх ногами. Действительно, как мы сможем не использовать на богослужении мирскую музыку, если наша «священная» музыка уходит в нее корнями?

Но действительно ли Лютер использовал для духовных песнопений мирскую музыку своего времени, как гласит молва? Нет, такое обвинение не имеет никакой почвы. На протяжении всей истории церкви серьезные верующие относились к музыке с особой осторожностью.

Лютер любил музыку сам и желал, чтобы пели другие. Он внес существенные изменения в церковное пение своего времени. Он хотел, чтобы гимны пелись на хорошие мелодии. До Реформации в католической церкви вообще не было общего пения. Прихожане могли только слушать. Они слушали, например, григорианские канты и другие песнопения, составлявшие церковную литургию.

Лютер сам составлял хорошие гимны, а также использовал труды других композиторов. Роберт Харрел в своей книге Мартин Лютер, его музыка и проповедь пишет, что Лютер написал тридцать семь хоралов. Из них пятнадцать он сочинил сам, тринадцать взял из латинских гимнов и из церковной музыки, четыре — из немецких народных духовных песен, и только в одном гимне мелодия позаимствована из светской народной музыки.

На основании этих фактов вряд ли можно доказать, что Лютер в своей церковно-музыкальной практике широко использовал мирские источники. И даже если одна мелодия взята из светской песни, вполне возможно, что эту мелодию мир украл у церкви, и Лютер всего лишь вернул ее назад (разумеется, после соответствующей адаптации и аранжировки).

Лютер не признавал того, что не священно

Слова Лютера «Почему все хорошие мелодии должны быть у дьявола?», надо понимать в контексте католических кантов. Лютер был заинтересован не в том, чтобы заимствовать мелодии у мира, но в том, чтобы снабдить духовные песни хорошими мелодиями, пригодными для общего пения в церкви. Если даже использовалась светская мелодия, она претерпевала существенные изменения. Это и не удивительно, ведь великий реформатор говорил:

«С особой бдительностью старайтесь избегать тех извращенных понятий, которые позволяют людям злоупотреблять этим прекрасным даром природы и искусства, используя его для удовлетворения своих сладострастных прихотей. И будьте совершенно уверены, что не кто иной, как дьявол подстрекает людей попирать собственную человеческую природу, так что они похищают дар Божий и используют его для поклонения Божьему врагу».

Лютер ясно понимал, что по музыке можно определить как ее источник, так и сорт людей, которые употребляют эту музыку. В дни Лютера именно мир воровал у церкви мелодии, чтобы использовать их для непристойных трактирных песен.

Я помню времена (надеюсь, что помнят и многие мои читатели), когда в школах проводился еженедельный урок «народной песни». Разучиваемые на этих уроках песни уходили корнями в прошлые века и были достаточно безобидны для того, чтобы учить им детей. Эти песни можно было легко распознать, потому что они составляли свой особый жанр. Вполне понятно, что заимствование такого рода мелодий не было бы слишком предосудительным делом. И все же вплоть до последнего времени мелодии гимнов не были напрямую заимствованы либо сформированы под влиянием музыкальных стандартов безбожного мира.

Лютер твердо заявляет, что он никогда не использовал трактирных песен и танцевальных мелодий. Поэтому его обвиняют в том преступлении, которого он сам боялся как огня. Повторяем еще раз, что это обвинение не подтверждается историческими данными.

Особый стиль музыки

Реформация дала миру известный Женевский песенник. До сего дня мы поем некоторые мелодии из этого песенника. В течение нескольких веков в Христовой церкви существовал особый христианский стандарт музыки, легко отличаемый от музыки светской. «Новый стиль» богослужения в наши дни разрушает до основания этот христианский стандарт.

Нужно ли поднимать руки?

Некоторые заявляют, что поднятие рук во время поклонения одобряется в Библии, и поэтому ему надо дать в современном богослужении надлежащее место. Действительно, в Псалмах и в Новом Завете есть несколько мест, где говорится о поднятии рук.

Почему поднимал руки Давид? Что он хотел этим показать? В каких случаях он это делал?

Мы читаем в Псалме 27:2 «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему».

В это время Давид был далеко от Иерусалима, может быть, когда убегал от Авессалома. Не имея возможности присутствовать в храме, он поднимал руки к жертвеннику в Иерусалиме. Он делал это с целью таким образом присоединиться к тем людям и священникам, которые приносили там жертвы. Не имея возможности присутствовать лично, он выражал свое единство с приносящими жертвы.

В Псалме 62:5 он говорит: «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои». На этот раз Давид был в пустыне Иудейской, снова вдали от места жертвоприношения. Он жаждал быть во святилище (ст. 3), и в то время как приносилась вечерняя жертва, он снова поднимал руки, чтобы выразить свое соучастие в приношении жертвы.

В Псалме 140:2, вполне очевидно, описывается подобный же случай. Будучи вдали от скинии, он молился, чтобы его молитва вознеслась, как фимиам пред лицо Божье, и поднятие рук — как жертва вечерняя.

Всякий раз, когда Давид не мог быть в скинии, он выражал этим жестом свое единство с теми, кто приносил жертвы. Его поднятие рук не было «благочестивой бутафорией», но имело вполне реальное значение.

Должны ли и мы поднимать руки? Конечно же, нет, потому что жертвоприношения такого рода в наши дни уже прекратились. Иисус Христос совершил за нас все Ветхозаветные жертвы и символы. Вечерняя жертва теперь не приносится. Именно по этой причине мы не находим никаких повелений поднимать руки во время богослужения в буквальном смысле. Делая это, мы будем пытаться возродить Ветхозаветное жертвоприношение, и таким образом уходить от той великой Жертвы, которая была принесена однажды за всех в искупительной смерти Христа.

В трех других Псалмах поднятие рук упоминается по другому поводу. В Псалме 118:48 сказано: «руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих». Здесь образно говорится о послушании Богу в нашем повседневном хождении. Мы должны «простирать руки» к заповедям Божьим в том смысле, как работник «простирает руки» к инструменту, то есть берет в руки свой рабочий инструмент. В Псалме 133:2 сказано: «Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа». Здесь говорится о священниках, которые в буквальном смысле приносили жертвы в святилище. В Псалме 142:6 сказано: «Простираю к Тебе руки мои; душа моя к Тебе, как жаждущая земля». Здесь Давид простирает руки в образном, а не в буквальном смысле, подобно тому, как ребенок тянется к матери со своей нуждой.

Когда Павел в 1 Тим.2:8 предлагает христианам молиться, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения», он имеет в виду духовный смысл. Было бы нелепо думать, что надо в буквальном смысле мыть руки перед молитвой, как дети моют руки перед едой, и показывать их потом Богу. В данном случае руки представляют наши дела, и Павел имеет в виду, что, прежде чем молиться, мы должны стремиться поступать свято во всех наших делах.