4. Библейские примеры поклонения и молитвы

Дается ли нам в Слове Божьем образец правильного богослужения или поклонения Богу? Да, безусловно. Многие места Писания описывают случаи образцового богослужения и его составных частей для того, чтобы мы придерживались этих стандартов. Например, место из Откровения 4-5 учит нас основам объективного прославления Бога и показывает, какое должно быть состояние нашего сердца и способ выражения хвалы. Здесь картина богослужения начинается описанием четырех животных, которые окружают престол и днем и ночью взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

Уже с первых слов очевидно, что это богослужение является объективным, то есть таким, где в центре внимания стоит Бог. В первую очередь упоминается Бог и Его атрибуты — святость, всемогущество, сила и вечное бытие. Далее, четверо животных воздают славу и честь, и благодарение Живущему во веки веков. Слава и честь означают, что, прежде чем обращаться к Богу с личным благодарением, надо сосредоточить все внимание на самом Боге.

Далее в тексте говорится, что двадцать четыре старца (представляющие Церковь всех веков) падают в смирении ниц и поклоняются вечному Богу. Что они при этом делают? Они повергают свои венцы перед Божьим престолом (в знак признания Бога своим Владыкой и источником спасения), и говорят: «Достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и создано» (Откр.4:11).

Здесь мы снова видим объективное поклонение. Бог стоит на первом месте. Ему воздается честь и величие. Упоминается Его верховная воля («все по Твоей воле существует»), и исключительное право принимать поклонение.

Субъективный элемент поклонения

Далее, в Откр.5:9 животные и двадцать четыре старца вместе воспевают Божий план спасения (представленный книгой за семью печатями). Они поют песню в сопровождении арф (символизирующих восхваление). Они поют о Христе, о Его заслугах и о Его смерти ради искупления людей из всякого колена и народа. В этот момент появляется субъективный элемент восхваления, выраженный словами «искупил нас». (Субъективный — обращенный к личности, личным качествам и нуждам человека). Однако при этом Христу уделяется столько же внимания, сколько вопросу их личного спасения.

Далее, они говорят более подробно о самих себе, при этом в их песне появляются слова восхищения, благодарности и радости. Они поют о том, что Христос «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле». Они говорят о своем удивительном звании детей Божьих, о всеобщем священстве всех верующих и о грядущем царствовании со Христом. Другими словами, они соединяют свою личную благодарность с выражением фундаментальных библейских истин.

Далее, к служению присоединяются бесчисленные сонмы ангелов, говорящих громким голосом: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение».

В этом величественном излиянии объективной хвалы Господу Иисусу Христу приписываются Божьи атрибуты и безграничная слава. Слыша эти слова, четыре животных и двадцать четыре старца падают ниц и поклоняются, выражая Ему свою покорность и преданность.

Содержание поклонения

Из всего вышесказанного мы видим, что богослужение должно носить, прежде всего, объективный характер. Оно должно быть сосредоточено на Боге и Его дивных делах. После этого мы обращаем внимание на то, что Он сделал для нас. В объективной части богослужения особо подчеркивается роль Христа как нашего Спасителя. Здесь содержится также выражение фундаментальных истин, преданности и посвящения.

Главной отличительной чертой поклонения, конечно же, является благоговение и смирение. Поклонение выражается возвышенным библейским языком. В нем нет той фамильярности, которая низводит Бога на уровень обычных человеческих отношений. Бог остается всегда и во всем вечным Отцом, Царем и Спасителем.

Отсутствие прикрас

Хотя слова богослужения глубоки по смыслу, они выражены просто и без прикрас. Поклоняющиеся Богу не приносят Ему в жертву материальные блага или техническое мастерство. Они приносят только слова, исходящие из сердца, притом этим словам они научились от Бога.

В упомянутых главах Откровения мы находим не все элементы поклонения. Так, например, здесь нет покаяния и ходатайственных молитв. Данное поклонение состоит из наиболее возвышенных составляющих частей — благословения и восхваления Бога и Его искупительного дела, выраженных в духе величайшего смирения.

Еще один пример библейского поклонения мы находим в Деян.4:32-31. Здесь мы видим, как дети Божьи, выслушав рассказ Петра с Иоанном об их аресте и освобождении, молились о благословлении тех, кто проповедует Слово Божье.

В начале молитвы они называют Господа Создателем всего. Далее они цитируют место Писания, где было предсказано то, что с ними произошло. Они упоминают о спасительной миссии Христа и о предвечном плане Божьем. Затем они просят о благословении на апостолов и о том, чтобы их служение сопровождали обещанные чудеса и знамения.

Мы снова видим, что в этом богослужении на первом месте стоит объективное восхваление Бога. Далее следует утверждение истинности Слова Божьего. Затем — признание спасительных заслуг Христа и верховного владычества Божьего. После этого следует молитва и прошение, но нет никаких личных просьб, потому что они больше всего озабочены успехом дела Евангелия. В молитвах детей Божьих личные нужды всегда следуют в последнюю очередь, как это видно из молитвы Господней.

Посмотрим еще раз на картину поклонения из Откр.4-5. Мы видим здесь, прежде всего, простоту и отсутствие прикрас. Здесь нет места для демонстрации музыкальной одаренности и плотских талантов. Поклонение должно быть простым по форме и в то же время возвышенным и славным по содержанию. Я осмелюсь добавить от себя, что форма проведения богослужения должна быть, по возможности, заранее известной.

Некоторые могут сказать: «Не кормите нас этим сухим бутербродом из гимнов и молитв! Он слишком скучен и заранее знаком». Но именно в этой простоте заключается сила богослужения. Его ценность в том, что участники не сидят в недоуменном ожидании того, что будет следующим — длинная молитва, денежный сбор, какое-то особое выступление или песнопение. Предсказуемость богослужения позволяет нам собраться с мыслями и сосредоточиться на последовательном в нем участии с полной духовной отдачей.

Препятствия

Имея в виду вышесказанное, необходимо также свести к минимуму разные вставки и замечания со стороны служителя, даже если они делаются из благих намерений. Иногда это просто пустые и незначащие фразы, которые произносятся ради создания на богослужении неформальной атмосферы, но они прямо противоречат тому величественному и славному духу поклонения, который описан в Откр.4-5. Даже необходимые заметки, например, объяснение содержания гимнов, могут послужить помехой собравшимся сосредоточиться в поклонении Богу, если эти заметки состоят более чем из одного или двух предложений.

Искреннее смирение является стандартом для тех, кто ведет богослужение. Их девизом должны быть слова Иоанна Крестителя: «Ему должно расти, а мне умаляться».

Составляющие части богослужения

Если мы зададимся целью найти составляющие части богослужения в рассмотренных нами местах Писания, добавив к ним Псалмы и Новозаветные молитвы, то у нас получится список, который мы приводим ниже. Эти составляющие части размещены в том порядке, который мы находим в местах Писания, говорящих о богослужении. Мы не включили в список чтение и проповедь Слова Божьего, хотя и они являются необходимой частью богослужения. Мы говорим здесь только о той части богослужения, которая выражается в песнопениях и молитвах.

ОБЪЕКТИВНАЯ ЧАСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

1. Призывание имени Божьего (обращение к Богу) — упоминание Божьих имен, выражение нашего желания приблизиться к Нему и поклониться, выражение смирения и просьба о благословении на богослужение.

2. Поклонение — воздаяние чести, хвалы и благословения Богу, сосредоточенность на Его атрибутах, а также на Личности и искупительном деле Господа Иисуса Христа.

3. Благодарение — за общее и личное спасение, за Слово Божье, за духовную охрану и водительство, за земные благословения.

4. Торжественное свидетельство — доверие, признание великих Библейских истин, исповедание нашей веры в эти истины.

СУБЪЕКТИВНАЯ ЧАСТЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ

5. Покаяние — искреннее исповедание и отречение от грехов в содеянном и упущенном.

6. Стремление к святости — без него покаяние лишь пустой звук. Здесь мы даем обеты и обязательства оставить грех, просим, чтобы Бог дал нам чуткую совесть и помог жить благочестиво.

7. Посвящение и самоотдача — обновленное и ясно выраженное посвящение личной жизни для послушного служения Господу на предстоящую неделю, в том числе для свидетельства о Христе.

8. Моление — о погибающих, о стране, о народе Божьем, о больных и скорбящих, о находящихся в глубоких испытаниях, о Господних служителях и о гонимых за Христа.

9. Прошение (личная просьба) — просьба о помощи в особых личных нуждах. В этой части богослужения упоминаются Божьи обетования, а также выражается доверие и благодарение. Благодарением Богу за Его обетования мы утешаем и питаем свои собственные души. Личные нужды могут включать в себя просьбу об избавлении от искушений, о Господней помощи и силе, о просвещении для понимания Слова Божьего, о водительстве, об укреплении любви к Богу, о дерзновении и пригодности для Божьего дела, а также о других неотложных нуждах. Общее же правило таково, что в первую очередь надо выражать духовные нужды, а затем уже материальные.

Исаак Ньютон выразил большую часть из компонентов богослужения в прекрасных словах стиха, написанного для его классического труда «Руководство к молитве»:

Призови имя Господне, воздай хвалу, исповедуйся,

Принеси моления и прошения, затем провозгласи,

Что ты принадлежишь Ему, поблагодари и благослови Его,

И пусть «Аминь» утвердит твою молитву.

Все эти составляющие части должны быть включены в пение и молитвы в том порядке и той пропорции, как показано выше в нашем списке. Естественно, мы не можем выразить каждую из этих составляющих исчерпывающим образом. Например, первая молитва может включать в себя краткое упоминание большего числа Божьих атрибутов, а в последней молитве можно упомянуть только один или два из них.

Есть хорошие песенники, в которых гимны классифицируются по Библейским темам и иногда располагаются в образцовом смысловом порядке.

В общественной молитве покаяние должно быть выражено более общими словами, чем в личной молитве. Тот, кто завершает публичную молитву, должен выражать покаяние таким образом, чтобы присутствующие могли от всего сердца присоединиться к его словам. Сделать это будет очень нелегко, если он будет называть конкретные грехи. Если попытаться перечесть все грехи, которые могли совершить собравшиеся, то молитва будет длиться не один час. Некоторые грехи можно упомянуть в общих словах, такие, как, например, гордость или самомнение.

Однако покаяние, даже выраженное в общих словах, не должно быть поверхностным, чего ведущий должен тщательно избегать. От нас требуется предельная искренность, поскольку мы приближаемся к святому Богу.

А как надо понимать «торжественное свидетельство»? Это провозглашение перед Богом тех великих истин, которые отображают Его славу и возвышают наши сердца. Мы произносим их с некоторыми подробностями и воздаем хвалу Богу за них. Мы благодарим Бога за то, что Он научил нас этим истинам, и этим выражаем, что они представляют для нас великую ценность. Таким образом, мы становимся похожими на тех, кто поклонялся Богу в Откр.4-5 и на многих других, произносивших прекрасные молитвы. Такого рода торжественное свидетельство часто выражается также в словах песнопения и в молитвах служителей.

Примером торжественного свидетельства является Псалом 90. На первый взгляд, этот Псалом может показаться сугубо личным по содержанию, но на самом деле псалмопевец воздает всю славу Богу, даже обращаясь к своей собственной душе.

Он утверждает Божье величие и славу, силу избавления и неизменную твердость. Он утешает себя, называя одно за другим качества характера и пути Божьи.

Если говорить о построении богослужения более подробно, то первый гимн должен быть гимном о Боге. Лучше всего, если в нем воспеваются Божьи качества и Его слава, тогда в пении гимна соединяются наши чувства ревности, благоговения и радости. Здесь мы следуем примеру молитвы Господней: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое». Точно так же и первая молитва должна возвышать величие и могущество Божье, а также выражать нашу веру во Христа и Его голгофскую жертву.

Предполагаемый порядок богослужения

За молитвой и пением следует первое чтение Слова Божьего. Мы предлагаем следующий несложный и компактный порядок служения (сюда не входят разные объявления и заключительные приветствия):

Первая молитва

Первый гимн

Первое чтение Слова Божьего (Псалом или место из Ветхого Завета)

Второй гимн

Второе чтение Слова Божьего

Объявления и денежный сбор (по усмотрению)

Пасторская молитва

Третий гимн

Проповедь Слова Божьего (возможно с заключительной молитвой)

Четвертый гимн

Заключительная молитва (благословение)

А как быть с объявлениями? Некоторые считают, что они нарушают богослужение, и потому помещают их перед началом богослужения. Другие считают, что в таком случае объявления будут препятствовать тихому и благоговейному времени подготовки к богослужению и затмевать объективное славословие, которое должно следовать сразу же за ними. Другие же помещают объявления в конце, в чем есть свой недостаток, поскольку в таком случае они служат помехой для отклика на проповедь Слова Божьего. Лично я считаю, что объявления вполне возможно помещать в середине богослужения, если они не содержат тривиальных внутрицерковных напоминаний и фамильярных вставок со стороны ведущего.

Пасторская молитва

Главная пасторская молитва должна быть вполне предсказуема в главных своих частях, хотя пастор, ведущий богослужение, должен стремиться поместить в нее свежие мысли и обороты речи. Важно придерживаться предложенного нами раньше порядка проведения богослужения и объявлять, что следует за чем. Полноценное богослужение, проводимое с благоговением и страхом, и заодно с радостью и благодарностью, невозможно ничем заменить.

Если мы хотим отучить верующих от служения, основанного на музыке и эмоциях, мы должны научить их правильно молиться. Для этого мы сами должны молиться так, чтобы молитва пленяла их ум, возвышала душу и помогала им осознанно выразить Богу то, что они хотели сказать. Ниже предлагается список тем, которые должны быть включены в публичную молитву, хотя большинство этих тем уже входят в приведенный нами ранее список составных частей богослужения. Лучше всего придерживаться образцов молитв, данных нам в Слове Божьем.

Славословие Богу

Святая Троица

Господь Иисус Христос

Благодарение за

спасение

доброту

отвеченные молитвы

здоровье и силу

семью и церковь

надежду на будущность в небе

Торжественное свидетельство

Покаяние

Молитва о помощи для святой жизни

Посвящение

Ходатайства и особые прошения за

свою страну

всех людей

другие церкви

находящихся в гонениях, в местах, где войны и голод

благословение на церковные богослужения и работу с детьми

свидетельство церкви и отдельных ее членов в наступающую неделю

мир

Просьба о благословении на служение Словом Божьим

Публичные молитвы должны возноситься во имя Иисуса Христа и заканчиваться примерно следующими словами: «Во имя Господа Иисуса Христа, Аминь» или: «Во имя Иисуса Христа, Спасителя нашего» или: «Во имя Спасителя нашего» (обычно для публичной молитвы такое окончание звучит, как не вполне законченное) или: «Во имя Господа Иисуса Христа и для славы Его» и тому подобные выражения. Нередко служители обогащают эти выражения, добавляя к ним благоговейные эпитеты. Мы поступаем не по библейскому образцу и нарушаем характер богослужения, если не воздаем должную славу Иисусу Христу, Который приобрел для нас доступ к Богу и от Которого мы во всем зависимы. Мы также проявляем скупость по отношению к Спасителю, если говорим только «Во имя Сына Твоего». Мы отступаем от библейских правил и допускаем явный абсурд, если произносим слова «Во имя Твое», обращаясь в молитве к Отцу (как обычно бывает при публичной молитве). Говоря об употреблении имен Господа, надо заметить, что в наши дни часто произносится только Его личное имя «Иисус». Однако этого недостаточно, и надо всегда в благоговении говорить «Господь Иисус Христос» или «Спаситель Иисус Христос». Нам могут возразить, что в Деян.4 употребляется только имя «Иисус», но это на самом деле не так, потому что здесь божество Господа утверждается словами «Святого Сына Твоего Иисуса».

Правила для публичной молитвы

Тот, кто совершает публичную молитву на богослужении, должен иметь в виду следующие важные правила. (Эти правила распространяются и на молитвенные собрания церкви, хотя на них можно допускать больше свободы и поощрять молитвы всех присутствующих, сведя к минимуму сдерживающие факторы).

1. Мы должны, безусловно, придавать значение словам своей молитвы и направлять все наши мысли к небу. Как ужасно, когда служитель или ведущий собрание не молится сам. Бог не оставит такого без наказания!

2. Мы не должны молиться слишком быстро. Скорость произношения должна быть примерно такой, как у диктора на радио. При этом другие могут успевать следить за нашими словами и присоединяться к ним в своей собственной молитве.

3. Не следует употреблять странно звучащие, образные или идиоматические выражения, но обращаться к Богу в простых и естественных словах.

4. Нельзя бессвязно перескакивать с одной мысли на другую, надо следовать библейским примерам в последовательности выражений и не уклоняться от темы молитвы.

5. Не надо проповедовать в молитве, потому что мы обращаемся не к людям, а к Богу. Молитву нельзя использовать для наставления, увещания или обличения присутствующих. (Замечено, что на молитвенных собраниях молящиеся копируют данную ошибку своего служителя и превращают это собрание в митинг, где люди выражают свои мнения и жалобы друг другу, как им на сердце ляжет).

6. Не надо делать Богу объявления, информировать Его или напоминать о разных вещах, не надо прикрываясь молитвой делать объявления собравшимся. Если есть такая нужда, о которой собравшиеся еще не знают, то о ней надо объявлять перед молитвой, либо выражать общими словами, не вдаваясь в подробности.

7. Есть старое доброе правило — не упоминать в молитве личных имен. Это будет соответствовать библейскому правилу для публичной молитвы. Мы должны молиться за «нашу сестру» или за «Твоего раба». Только одно Имя достойно упоминания в публичной молитве.

8. В публичной молитве мы должны быть сосредоточены на самом важном и не останавливаться на мелочах, если к этому не вынуждают особые обстоятельства. Например, не стоит упоминать в публичной молитве детский ушиб, но эта нужда будет принесена Богу в общей молитве о больных. Если же кто-то из детей болен раком, то по такому случаю целесообразно особое упоминание в молитве.

9. Мы должны избегать в молитве всякого цитирования, кроме мест Писания. Исключением могут быть слова христианских гимнов, если мы употребляем их как свою собственную молитву.

10. Восхваляя Божьи качества и дела, мы должны остерегаться, чтобы наша молитва не превращалась в мини-учебник по богословию. Надо говорить об этих предметах просто и ясно, восхваляя не все, а лишь некоторые Божьи качества.

11. Молитва должна быть уравновешенной по содержанию, то есть в ней не должно быть перевеса в славословии или в покаянии, или в ходатайстве.

12. Мы не должны быть мрачными на молитве (особенно во время Вечери Господней). Мы не должны вспоминать только наши грехи и недостоинство и размышлять о страданиях Христа так, словно не было воскресения и нет никаких причин для радости. Покаяние во время молитвы вполне уместно, но столь же уместно и размышление о благословениях, которые приобрел для нас Воскресший Господь. Мы должны молиться с радостью, как принявшие Евангелие, то есть радостную весть!)

13. Для тех, кто старается подражать нашей молитве, будет очень полезно, если мы не будем то и дело упоминать Божьи местоимения (Ты, Тебе, Тебя и т.п.) или имя Господне. Некоторые люди со слабой нервной системой начинают каждую фразу публичной молитвы словами «О Господи!» или похожими выражениями. Иногда Божьи имена или местоимения повторяются через каждые два-три слова. Из-за этого молящимся бывает очень трудно сосредоточиться в молитве.

14. Надо избегать, как язвы, безучастного тона в молитве. Такой тон явно непригоден для обращения к Всемогущему Богу и показывает легкомыслие или безразличие молящегося.

15. Молясь, мы не должны находиться во власти привычек, таких, как повторение в каждой фразе слов «мы молим Тебя», с ударением на «молим», поскольку эти привычки убивают истинные чувства.

16. Не следует молиться нараспев. Лучшим лекарством от этого является искреннее усердие.

17. Тема нашей молитвы не должна быть навеяна газетными или политическими новостями.

18. Надо стараться не повторяться в молитве. Повторение можно допустить в личной молитве, но только не в общественной. Естественно, на молитвенном собрании можно молиться об одном и том же сколько угодно раз.

19. Надо стараться не перешагнуть меру восприятия тех, кто слушает нашу молитву. Наши отцы по вере часто брали для себя в качестве девиза для публичной молитвы слова Екклесиаста: «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги» (Екл.5:1).

Библейские примеры поклонения и молитвы

Предлагаемые ниже места Писания показывают нам, какие темы должны быть включены в поклонение и молитву. Примечательно, что везде соблюдается правило следования в первую очередь объективной части, а за ней — субъективной.

Новый Завет

Иоан.16:23 «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам». Публичная молитва всегда обращена к Отцу и возносится во имя Господа Иисуса Христа (см. также Иоан.14:6).

Деян.4:24-30. Обращение к Отцу во имя Сына. Возвеличивается Бог, Его атрибуты и дела. Возвеличивается Личность и дело Христа. Упоминается всевластное предопределение Божье. Верующие молятся о смелости для свидетельства о Христе.

Иакова 5:16. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».

Ефесянам 3:14-19. Благоговейная молитва к Отцу Небесному — «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа». Апостол в первую очередь возвеличивает Отцовство Бога, а затем возносит молитву о духовном преуспевании ефесских верующих.

Луки 18:10-14. Притча о фарисее и мытаре осуждает самодовольство и требует сердечного покаяния в молитве.

Ефесянам 6:18-19. Павел увещает верующих бодрствовать в молитве, чтобы видеть нужду, о которой надо просить, и полученные ответы, а также молиться обо всех верующих, в том числе — о проповедниках Евангелия.

Колоссянам 1:3, 9, 12. Молитва к Отцу начинается благодарением за Его спасительную благодать, затем следует просьба, чтобы обращенные возрастали в познании, мудрости и духовном опыте.

2 Фессалоникийцам 3:1. Апостол выражает нужду в молитвах верующих: «Итак, молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас».

1 Тимофею 2:1-4. Надо усердно молиться за всех людей, в том числе царей, а также о всеобщем мире и безопасности.

Евреям 4:16. Верующие должны искать милости и благодати Божьей для помощи в нуждах.

Евреям 5:7-8. Здесь говорится о сильных чувствах Христа, когда Он молился: «с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления».

Евреям 10:19-22. Приближение к Богу основано на голгофских заслугах Христа. Возвеличено Его первосвященническое служение, после этого приносится молитва покаяния.

Евреям 13:3. «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле».

Образец молитвы — молитва Господня

«Отче наш» — обращение к Отцу Небесному как к личному Богу-родителю. Обращаясь к Отцу, мы обращаемся ко всей Троице.

«Сущий на небесах» — наши мысли возносятся к небу, чтобы созерцать беспредельную славу небес. Здесь Бог представлен, как Вечный Дух, обитающий на высоте, за пределами сотворенного мира.

«Да святится имя Твое» — мы поклоняемся Отцу, Который свят, признавая Его божественные атрибуты.

«Да приидет Царствие Твое» — мы поклоняемся Богу как нашему Царю, имеющему всю власть и силу, и выражаем наше ожидание прихода Его славного царства. В то же время мы желаем, чтобы это царство победоносно вошло в жизнь неспасенных людей.

«Да будет воля Твоя» — мы выражаем послушание и просим о выполнении Божьей воли. Его воля совершенна. Молящийся отказывается от своей собственной воли в пользу воли Божьей.

«Хлеб наш насущный дай нам на сей день» — мы выражаем нашу полную зависимость от Бога в удовлетворении потребностей тела и души.

«И прости нам долги наши» — мы нуждаемся в ежедневном очищении наших грехов, и берем на себя обязанность прощать других.

«И не введи нас в искушение» — молитва об избавлении от дружбы с миром, гордости и всякого греха. Просьба о помощи в предстоящей духовной борьбе.

«Но избавь нас от лукавого» — молитва о помощи и избавлении, когда духовная борьба уже началась.

«Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки» — это заключительное славословие (доксология) подтверждает, что вся власть принадлежит Богу и все находится под Его контролем, так что Он может выполнить всю Свою волю и все Свои обетования.

Самая длинная из записанных молитв Спасителя, Иоан.17

Эта глава нуждается в более подробном изучении, однако в ней ясно обозначены главные темы:

Ст.1 — молитва Отцу о прославлении Сына

Ст.2 — Христос — наш Царь и Спаситель

Ст.3 — высшее намерение Бога

Ст.4 — завершенное дело Христа

Ст.5 — Христос — вечный Сын

Ст.6 — избрание, спасение и утверждение в послушании Слову Божьих детей

Ст.7-8 — просвещение Словом Божьим

Ст.9-11 — ходатайственная молитва о Божьих детях, особенно об их сохранении в единстве

Ст.12 — вечная безопасность

Ст.13 — христианская радость

Ст.14 — новая природа

Ст.15-16 — отделение от мира и сохранение в мире от зла

Ст.17 — освящение

Ст.18 — великое поручение

Ст.19 — посвящение

Ст.20 — молитва о погибающих

Ст.21 — здравое вероучение и единство

Ст.24 — небесная слава

Ветхий Завет

Ниже приводятся типичные примеры Ветхозаветных молитв, в которых строго соблюдаются перечисленные правила.

Объективное поклонение и прославление

1 Паралипоменон 29:10-19 дает хороший пример первой части публичной молитвы:

«Благословен Ты, Господи Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. И ныне, Боже наш, мы славословим Тебя и хвалим величественное имя Твое».

Во многих Псалмах также подаются примеры призывания имени Божьего и поклонения.

Торжественное подтверждение, благодарение и доверие

Псалом 145; 2 Паралипоменон 20:6-12; 1 Царств 2:1-10 (молитва Анны), Псалом 22; Псалом 88:1-18.

Покаяние и жажда святости

Даниила 9; Псалом 31; Псалом 50.

Посвящение

2 Паралипоменон 6:14-42; Ионы 2:2-9.

Ходатайственная молитва

Бытие 18:16-33; Исход 32:11-14.

Прошение

Иеремия 12:1-4; 4 Царств 19:14-19; Псалом 58; Исаия 38:9-16.

Некоторые советы о соблюдении благоговения

Благоговение так же, как и радость, является первоосновой поклонения, и его необходимо обеспечить, прежде всего, в практической организации богослужения, равно как и в его духовном содержании.

Собравшиеся должны хранить тишину перед началом собрания, чтобы подготовить свои сердца к богослужению. После того, как собравшиеся заняли свои места, разговоры между ними будут выглядеть крайне неуместно. Вполне возможно, что пастору надо терпеливо убеждать членов своей церкви избегать этого шума. Зато, научившись соблюдать тишину, они будут удивляться, как раньше могли проводить богослужение без этих тихих минут размышления и молитвы.

В некоторых церквях пытаются заглушить шум перед богослужением пением гимнов, что представляется мне еще худшим злом, особенно из-за того, что таким образом внедряется «новый стиль» богослужения.

В наши дни популярна неформальность, и поэтому во многих церквях упразднены служащие (распорядители). Однако их служение имеет неоценимое значение (из Послания Иакова 2:1-3 явствует, что это служение практиковалось в Новозаветных церквях). Распорядители особенно нужны в церквях с большим количеством собравшихся.

В упорядоченных церквях богослужению придают самое серьезное значение. Здесь собираются не для того, чтобы пообщаться со своими личными друзьями, а для того, чтобы поклониться Богу.

В конце собрания, после заключительной молитвы и благословения, собравшиеся должны некоторое время оставаться на местах и в молчании молиться. Ведущий не должен «распускать» собрание, объявляя о том, что оно закончено, потому что таким образом он дает людям разрешение начинать шумное движение и разговоры.