5. Семь отличительных признаков для распознания хороших гимнов

Какие отличительные признаки характерны для традиционных гимнов? Нужно ли продолжать петь эти гимны или же их нужно постепенно — а может быть немедленно — заменить современными песнопениями? Если старые гимны лучше, то чем они лучше?

Для того чтобы отстаивать старые гимны, нужно представить веские и неотразимые доводы. Нельзя держаться за «традиционное», если на то нет серьезных причин. Личного мнения здесь недостаточно. Мы подчеркиваем здесь некоторые важные особенности традиционных гимнов, которые не берутся во внимание сторонниками «нового стиля». Если не учитывать эти особенности, качество богослужения будет резко ухудшаться, что окажет катастрофическое влияние на верующих.

Каким образом можно определить, хорош ли данный гимн или плох? Мы предлагаем здесь семь отличительных признаков, которые, по моему мнению, можно принять в качестве стандарта.

1. Первый отличительный признак — гимн должен быть построен согласно дарованному Богом Ветхозаветному стандарту — книге Псалтирь. Псалмы должны служить образцом при составлении духовных гимнов. Так, например, гимны должны содержать тематику Псалмов, и такую же уравновешенную последовательность составляющих частей богослужения.

Можно сказать, что песнопения «нового стиля» больше всего отличаются от традиционных гимнов именно своим отходом от стандартов, заданных в Псалтире. И хотя сторонники «нового стиля» используют некоторые Псалмы, они не обращают внимания на их высокий интеллектуальный уровень и достоинство, их благоговейный слог и основательность, их дух поклонения и последовательность в подаче библейских истин.

2. Второй отличительный признак — гимн должен нести назидание. Он должен доставлять людям что-то реальное. Он должен объяснять Слово Божье и давать советы для практической жизни. Он должен пробуждать в сердцах отклик и благодарение Богу за познание через гимн Его истины. Гимн, как и Псалмы, должен быть глубоким, но доступным для понимания. Он охватывает широкий круг истин и расширяет душу, но все же не слишком сложен для рядового посетителя. Таковы стандарты Псалмов — достаточно высокие, но и не такие низкие, как у тех же современных хорусов. Точно так и притчи Иисуса Христа просты, но глубоки и содержательны. Такие стандарты определил для нас Господь.

Хороший гимн может пролить свет на библейские истины и объяснить различные духовные вопросы. Нам всегда хотелось бы, чтобы гимн содержал в себе что-то доброе, серьезное, достойное, назидательное, возвышающее душу, притом в достаточно доступной форме.

Гимны Уотса и Весли принесли духовное просвещение и познание христианских доктрин многим тысячам разных людей, от крестьян до членов королевской семьи. В отличие от современных хорусов, они содержат в себе серьезные истины и содействуют духовному росту и зрелости верующих.

Требование Павла о том, чтобы все было к назиданию, вполне можно отнести к христианским гимнам. Действительно ли данный гимн принес мне назидание? Действительно ли он содействовал умножению моих духовных познаний и моего благочестия? Действительно ли он не просто возбудил мои эмоции, но поднял мое духовное состояние?

3. Третий отличительный признак — гимн должен быть благоговейным. Он должен воспевать Всемогущего Бога, а не просто возбуждать сентиментальное настроение. Он не ставит Бога в положение приятеля, с которым можно обращаться фамильярно, но внушает благоговение к Высокому и Превознесенному.

Еще раз подчеркнем, что гимн должен давать пищу разуму, поскольку участие разума необходимо для благоговейного поклонения. Как я могу показать мое благоговение перед Богом, если я пою избитые хорусы, содержащие иногда всего лишь четыре активных слова? Этим я только оскорбляю Его и низвожу на интеллектуальный уровень детского сада. Гимн должен давать пищу разуму, иначе он не дает нам никакого назидания и потому не заслуживает, чтобы его пели перед Всемогущим Богом.

4. Четвертый отличительный признак — гимн должен содержать ясно изложенное библейское учение. В нем не должно быть двусмысленных или непонятных выражений. Гимн должен бросать вызов тем, кто не верит в учение Библии, и делать это в достаточно конкретных выражениях.

И хотя правда, что и фарисеи пели Псалмы, и католики — некоторые протестантские гимны, но если гимн настолько нейтрален, что его могут петь все, кто угодно, то он явно бьет мимо цели. Если гимн выражает слишком неопределенные и общие мысли, которые понравятся любому слушателю, то надо задать вопрос, заслуживает ли такой гимн того, чтобы его пели на богослужении? Если гимн удовлетворяет любую богословскую точку зрения, то может ли такой гимн приносить назидание слушающим?

Весьма примечателен тот факт, что многие песни «нового стиля» очень популярны среди либеральных и католических церквей во всем мире.

Подобные пустозвучные хорусы и песни оказывают на здоровую церковь весьма разрушительное влияние. Они заставляют людей наполовину отключать свои способности и поклоняться Богу только половиной своего разума, половиной своей искренности и усердия. Итак, если мы захотим научить свою церковь петь не осознанно и не искренне, то гимны с неопределенным смыслом и расплывчатыми идеями прекрасно помогут нам справиться с задачей. Люди будут говорить, что им нравится гимн, но не будут понимать и половины его содержания, и, таким образом, будут участвовать в поклонении Богу лишь небольшой частью своего существа, довольствуясь больше мелодией, чем словами.

5. Пятый отличительный признак — гимн должен выражать конкретные и доступные мысли. Мы уже говорили о том, что слова гимна не должны быть слишком сложными для восприятия или слишком упрощенными. В то же время гимн, содержащий здравое учение, не заслоняет истину чрезмерным красноречием и яркостью выражений, потому что Бог дал Своему народу заповедь петь разумно (1Кор.14:15).

Хорошие авторы гимнов, как правило, обладали огромным запасом слов, но они ограничивали их употребление ради того, чтобы обеспечить лучшее понимание духовного смысла гимнов. Для светского поэта таких трудностей не существует. Он может вложить в стихи все свое обаяние и силу таланта, но слова гимнов радикально отличаются от светской поэзии. Великие христианские гимны отличаются именно этим великим искусством взвешенного употребления слов.

6. Шестой отличительный признак — гимн должен иметь хорошую композицию и рифму. Композиция и рифма относятся к технической стороне составления гимнов. Качественный гимн не содержит неровных строк или неполных рифм.

Некоторые гимны сразу же выдают неумелость составителя. Первые несколько строк получаются хорошо, а потом стих начинает увязать и запинаться в поисках рифмы, теряя при этом смысл и логику.

Хороший составитель гимнов редко страдает таким изъяном. Композиция его стихов, как правило, безупречна, и слог легок, так что, кажется, дается автору без всяких усилий. Вершиной стихосложения можно считать такой стих, в котором каждая строфа воспринимается, как единое предложение. Мысль в нем не прыгает от одного предмета к другому из-за того, что автор старался любой ценой подыскать слова в рифму.

«Короб с кусками»

В слабых гимнах мысль часто перепрыгивает с места на место, так что в каждой строчке или половине строчки можно увидеть новую тему, не имеющую связи с предыдущей. Мысли поющего рвутся на части, перескакивая от одной необъясненной темы к другой, что вынуждает его петь без особой искренности. Такой гимн похож на «короб с оставшимися кусками».

Выразить свои мысли правильно и упорядоченно в форме хорошего стиха — работа не из легких. Такого рода стихи можно чаще всего найти только в традиционных гимнах. Гимны «нового стиля» не вписываются во все эти требования. Если мы возьмемся оценивать гимны по высоким классическим стандартам, то окажется, что в наши дни найдется совсем мало хороших нетрадиционных гимнов, написанных современными авторами.

7. Седьмой и последний отличительный признак — в хорошем гимне не должно быть мистики. С одной стороны, гимны не могут обойтись без определенной доли мистических оборотов речи, потому что ряд духовных понятий невозможно выразить иначе, как с помощью образных выражений, которые, строго говоря, не поддаются логическому анализу. Так, например, мы поем о «познании Господа», хотя гимн не объясняет, что это значит. Точно так же в гимнах не объясняется значение выражения «по вере».

Но некоторые гимны едва ли не целиком состоят из мистических выражений, и мы должны стараться не петь такие гимны. В хороших гимнах, где это необходимо, используется библейская образность и библейский язык, но они никогда не отрываются от реальности ради самоцели.

Мы назвали эти отличительные признаки для того, чтобы показать, что традиционные гимны не возникли случайно. Их составители хорошо думали над тем, что они пишут. У них была способность и дар составлять хорошие гимны, где учитывались все жизненно важные детали богослужения.

Однако в современных песнопениях мы не находим этих ценностей. Они бесследно исчезли. Может быть, старые гимны и нуждаются в некоторой корректировке выражений, но заменить их новыми было бы преступлением. А употреблять те и другие вместе — значит смешать вещи совершенно разные по тематике, стилю и качеству.

Слабые стороны традиционных гимнов

Не все то золото, что блестит. Надо признать, что и в традиционных гимнах есть некоторые вопиющие изъяны, которые требуют немедленной корректировки. У нас нет никакой необходимости быть привязанными к языку семнадцатого и восемнадцатого столетий, как нет и необходимости говорить на древнееврейском языке Ветхого Завета. Великие гимны не должны быть присыпаны архаичной пылью. Участники богослужения не должны во время пения мысленно переводить слова на современный язык.

Язык меняется

Я лично употребляю для богослужения только Библию в переводе Короля Якова (Кинг Джеймс Вершен), но во многих хороших гимнах встречаются выражения намного более туманные, чем в Кинг Джеймс Вершен.

Из-за своих старомодных выражений многие гимны невозможно причислить к числу традиционных гимнов. Виной тому причудливые и затруднительные выражения и строки.

Интересно, что известный гимн Джона Весли «Вести ангельской внемли», написанный в 1739 году, был спустя 14 лет подкорректирован Джорджем Витфилдом, затем в него был добавлен куплет, а еще позже — припев. Кроме того, многие гимны корректировались и в богословском отношении, чтобы более правильно выражать библейские доктрины. Этот процесс корректировки надо продолжить и в наши дни, ведь от времен Уотса и Весли нас отделяет больше двух веков.

Надо еще учесть, что многие прекраснейшие гимны прошлого вообще не вошли ни в один из современных сборников только потому, что в них содержатся некоторые безнадежно устаревшие выражения. Никто не взялся исправить эти неудобные выражения, и гимны оказались совершенно забытыми.

Кроме этого, надо восстановить и обновить те старые гимны, которые были переделаны или выброшены в угоду нездоровым духовным вкусам.

Так, например, в прошлом пелось намного больше гимнов, содержащих учение о благодати. Но затем, примерно в середине девятнадцатого столетия, в Англии произошла непонятная перемена, в силу которой многие такие гимны вышли из употребления. Это случилось как раз в тот момент, когда стали выходить в свет деноминационные сборники гимнов.

До середины девятнадцатого столетия многие сборники гимнов составлялись отдельными людьми, обычно известными служителями церкви. Таким образом, гимны пелись в церквях часто лишь благодаря авторитету составителей сборников. Но затем пальму первенства в составлении сборников взяли деноминации. Мы говорим здесь о деноминациях в их лучшем виде — еще до того, как они были поражены богословским либерализмом.

Однако дело было в том, что еще тогда деноминации разделялись на кальвинистские и арминианские. Соответственно своим богословским вкусам они и составляли сборники гимнов.

Уживчивость во главе угла

Однако затем эти деноминации пришли к выводу, что надо составлять такие сборники гимнов, которые не оскорбляют противоположную сторону. Многие гимны вполне вписывались в эти рамки, но многие слишком резко выражали богословские различия, и их пришлось либо выбрасывать за борт, либо соответственно редактировать, иначе нельзя было угодить обеим сторонам.

По этой причине есть немало старых гимнов, которые можно восстановить в употреблении, если вернуть их первоначальную богословскую позицию.

Со временем внутри деноминаций стало расти число либералов, и позднейшие издания сборников стали выпускаться таким образом, чтобы удовлетворить их вкусы. Во многих деноминационных сборниках гимнов содержится большое число гимнов, выражающих либеральные и католические взгляды. Гимны такого рода, конечно же, не могут оставаться в нашем употреблении.

В протестантских сборниках можно без труда найти место для доктринально здравых гимнов, если из них исключить либеральные гимны. Неверные доктрины можно в изобилии найти даже в хороших сборниках, не говоря уже о гимнах с сентиментальными и неопределенными выражениями, которые так нравятся либералам всех времен.

Меня всегда удивляет, когда я вижу, в какой большой пропорции эти богословски безвкусные гимны поются сегодня в протестантских общинах. И в эти гимны люди должны вкладывать свои христианские чувства! Так зачем вообще петь гимны такого рода? Вот, например, гимн, написанный кардиналом Генри Ньюменом «Направляй добрый свет», который поют с большим энтузиазмом, — это тот католический кардинал, который не на жизнь, а на смерть боролся против евангельского учения, — он наполнил этот гимн елейными мистическими выражениями, чтобы его пели все, кому угодно.

А в некоторых сборниках имеются откровенно анимистические гимны, которые вошли в сборники только потому, что в былые времена это были известные песни для школьников. (Анимизм — религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения.) Такие гимны с удовольствием поют приверженцы «Нью Эйдж» и защитники экологии, но им явно не место среди христианских сборников гимнов.

Всегда ли нужно полностью восстанавливать первоначальную редакцию гимнов? Думаю, что не всегда. Дело в том, что хотя издатели деноминационных сборников были слабы в богословии, зато они, как правило, обладали хорошим литературным вкусом. Это были люди начитанные, и с точки зрения стихотворства они часто привносили в гимны хорошую поэзию. И поэтому многие гимны в первоначальной редакции будут выглядеть хуже, чем в нынешнем виде.

Я считаю, что необходимо восстановить в традиционных сборниках также Псалмы — как в стихотворном переложении, так и поющиеся нараспев. В деноминационных сборниках этот раздел вообще выброшен.

Итак, мы вполне признаем, что необходимо проделать определенную работу, чтобы восстановить во всей красоте традиционные гимны. Кроме того, можно включить в сборники и ряд новых хороших гимнов такого же жанра, написанных в наши дни. Но, имея столь богатое наследие прошлого, вряд ли можно рассчитывать на то, что новых хороших гимнов найдется слишком много.

Когда родились гимны

Задумывались ли мы над вопросом, почему вообще мы поем гимны? Кто придумал пение гимнов? Ведь гимны существовали еще задолго до известных английских авторов восемнадцатого века, и даже задолго до Реформации. Не являются их первоисточником и древние церковные песнопения. Для того, чтобы найти первый христианский гимн, мы должны обратиться к страницам Нового Завета, где открыта для нас «новая песнь».

В предыдущих главах мы рассматривали главы из Откровения, в качестве руководства для проведения нашего богослужения. Мы не будем повторять здесь то, что уже было сказано, и лишь напомним читателям, что эти главы представляют нам видение вселенской Церкви, поклоняющейся Богу. Мы видим вокруг престола Божьего четырех животных (херувимов Божьего правосудия), двадцать четыре старца (Церковь) и сонмы ангелов.

Читая в этих главах слова гимнов, мы поражаемся тому, что это слова не Ветхозаветных Псалмов. (Я с глубочайшим уважением отношусь к моим друзьям служителям, которые считают, что надо петь исключительно Псалмы. Некоторые из прекраснейших богословов прошлого и наших дней также являются защитниками пения исключительно Псалмов. Я ни на миг не сомневаюсь, что многие из них являются гигантами веры и богословской науки. Если мы захотим устроить дебаты по этому вопросу, то обе стороны представят очень веские аргументы в пользу своих взглядов. Поэтому мы не будем спорить, и лишь дадим простое и краткое объяснение происхождения традиционного употребления гимнов.) Так, мы читаем, что четыре животных и двадцать четыре старца падают ниц перед Агнцем и «поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени». Этот гимн хвалы назван «новой песнью».

О чем они поют в этой новой песне? Они поют о Христе, о том, что Он достоин раскрыть книгу, а также о великом Божьем плане спасения. Они особо подчеркивают совершенное на Голгофе искупление, притом, как мы видим, они употребляют слова в прошедшем времени.

Они поют языком Нового Завета об искуплении Кровью Христа. Они также поют о спасении язычников, притом в прошедшем времени как об уже исполнившемся событии. Они упоминают об обращении язычников из всех стран и народов.

Далее, они особо упоминают священство всех верующих и снова говорят об этом как о совершившемся факте. Они говорят, что Христос «соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле».

Они также поют о будущем Царстве Христа. Далее, в стихе 12, они снова говорят об Агнце закланном, Который ныне воскрес и восседает на троне. Его воплощение, распятие, воскресение и вознесение — события, о которых упоминается в прошедшем времени, — являются центральным и наиболее сильным элементом их поклонения. Имя Агнца повторяется несколько раз. Новая песня говорит о том, что уже совершилось.

Так, в поклонении неба и земли, выраженном новой песней, воспевается то, что является сбывшейся реальностью. Херувимы правосудия и великие сонмы ангелов вместе с верующими Ветхого и Нового Заветов поют эту новую песнь. Здесь мы видим то, что богословы называют «теологией выполненного дела». Небесные гимны сформированы в свете великих истин Нового Завета.

Потрудимся задать себе вопрос: если пение такого рода новых песен приветствуется на небе, то может ли оно быть предосудительным на земле? Как бы то ни было, если мы правильно толкуем данное место Писания, оно показывает нам поклонение Богу на земле и на небе в течение всего новозаветного периода.

Учитывая эти доводы, мы считаем, что в данном случае применим согласующий принцип (который гласит, что все элементы богослужения должны иметь ясное подтверждение в Писании), а значит, мы вполне можем петь не только ветхозаветные Псалмы, но также и гимны, основанные на новозаветной тематике.

Но даже если мы поем ветхозаветные Псалмы, большинство из них необходимо перекладывать на новозаветный язык. Интересно, что когда Ч.Г. Сперджен издал свой песенник, он дал ему название «Дух Псалмов». Исаак Уотс в предисловии к своему сборнику гимнов 1718 года написал прекрасные слова о том, как надо петь Псалмы:

«Я издал этот сборник, чтобы приспособить книгу Псалмов к христианскому богослужению. С этой целью мне пришлось лишить Давида, Асафа и других авторов всех других титулов, кроме титула псалмопевца и святого, и заставить их заговорить христианским языком».

Язык Христа

«В тех местах, где псалмопевец употребляет острые обличительные слова в адрес своих врагов, я постарался повернуть их острие против наших духовных врагов — греха, сатаны и искушений. Там, где в оригинале написано пророчество о Христе и о Его спасении, мы должны петь не о будущем, а о свершившемся деле спасения.

Там, где псалмопевец говорит о прощении грехов, я упоминаю заслуги Спасителя. Там, где он говорит о жертвоприношении козлов и тельцов, я говорю о жертве Христа.

Там, где даны обетования богатства, чести и долголетия, я перевожу мысль на благословения благодати, славы и жизни вечной. Делая это, я чувствую великое удовлетворение оттого, что приписывается больше славы нашему благословенному Спасителю и чаще упоминается Его имя, Его благодать и дела, когда все это выражено Его новым языком в свете дарованных Им откровений, а не языком Ветхозаветных прообразов и сравнений».

«Нам нет нужды петь, — говорит Уотс, — языком предсказаний, когда то, о чем было предсказано, стало живой реальностью и целиком исполнилось».

Действительно, мы не должны ограничивать наше поклонение Богу словами Ветхозаветных образов и теней, не упоминая о той славной истине, которая была в них предсказана. Христос открыл нам то новое, о чем мы должны теперь петь.

Безусловно, многие Псалмы содержат в себе такие богословские истины и выражения, которые простираются дальше рамок Ветхого и Нового Заветов, и у нас есть прекрасные переложения этих Псалмов для пения.

Итак, традиционное пение гимнов берет свое начало от «новой песни» в заключительной книге Библии, где образно представлена Церковь всех веков, пребывающая на небе, в пример для тех, кто поклоняется Агнцу, доколе Он придет, а затем — во веки веков.