Как Иисус относился к бедным

Несколько лет назад мой друг ехал вместе с сыном на машине по раскаленному шоссе в Калифорнии и заметил на обочине палатку, где продавалось мороженое. Мой друг решил купить мороженое своему сыну и, остановив машину, дал мальчику десятицентовую монету и велел ему бежать за мороженым.

Через минуту мальчик вернулся от палатки, чуть не плача. В руке он держал монету. Мальчик сказал отцу, что ему не хотят продать мороженое. Отец вышел из автомобиля, направился к продавцу и спросил: «В чем дело? Почему вы не хотите продать моему сыну стаканчик с мороженым?»

Владелец палатки ответил: «Мы не продаем мороженое за девять центов. А ваш мальчик захотел купить мороженое за девять центов».

Тут до моего друга-пастора дошло, что его десятилетний сын, направляясь к палатке за мороженым, решил посвятить свою десятину от десятицентовой монеты Господу. Тогда он объяснил владельцу палатки, в чем дело, и извинился за недоразумение.

Торговец спросил: «Что ты собираешься сделать с одним центом? Отдать его Господу?» «Да», — ответил мальчик. «Вот что, сынок, отдай всю твою монету Господу, а я дам тебе стаканчик с мороженым бесплатно». И он положил в стаканчик столько мороженого, что оно уже переполнило края, и подал его мальчику. Вновь исполнилось обетование, что Бог откроет окна небесные и изольет Свои благословения. Бог с радостью одаривает тех, кто почитает Его. В 12-й главе Евангелия от Марка помещен рассказ о том, как Иисус относился к бедным — тем людям, которые имели очень мало, но, жертвуя, приносили свой дар Богу прежде всего. Повествование об этом начинается с 41-го стиха: «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу».

Вы, наверное, помните, что во дни Христа был обычай класть приношения в сосуд при входе. Когда люди выходили из церкви, они клали туда свои пожертвования. Я был бы рад, если бы этот обычай был возрожден в нашей церкви. Тогда, во дни Иисуса, было именно так.

Иисус, сидя у входа, наблюдал за людьми. «Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант» (ст. 41, 42).

Лепта стоит меньше нашей самой мелкой монеты. Даже тот самый один цент, который сын моего друга решил пожертвовать Богу, превышает то, что имела эта вдова. Но она положила свое приношение, и Иисус заметил ее.

«Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что «Мела, все пропитание свое» (ст. 43, 44).

Это была бедная вдова, но мне хотелось бы назвать ее богатой бедной вдовой. Библия говорит о людях, богатых верою. И если бы у вас была возможность выбирать между богатством веры и мирскими богатствами, что бы вы предпочли? Может быть, легко дать ответ не задумываясь, но чему вы отдали бы предпочтение на самом деле?

Это была богатая бедная вдова, и она получила похвалу от Самого Иисуса, которую, должно быть, услышала. Очевидно, Иисус находился на небольшом расстоянии от нее, и она скорее всего1 могла слышать, о чем Он переговаривается со Своими учениками.

Эта встреча произошла на последней неделе земной жизни Иисуса, за несколько дней до Его распятия. Должно быть, вера этой женщины принесла ободрение сердцу Христа. А для нее самой, видимо, было радостью услышать слова, сказанные Христом.

Иисус часто вселял в людей уверенность Своими словами. С детства о Нем знали как о человеке, умеющем ободрить и поддержать словом. И эта вдова благодаря ее встрече с Иисусом, должно быть, вышла из храма окрыленной, с надеждой в сердце и мужеством для перенесения жизненных тягот.

Из этого рассказа можно извлечь несколько полезных уроков относительно жертвенности и библейских принципов совершения пожертвований. Прежде всего, наша способность жертвовать зависит от трех вещей: от денег, которые мы имеем, собственности, которой мы владеем, и способности, зарабатывать. Иногда деньги тратятся лишь на накопление собственности. В 19-й главе Евангелия от Матфея Иисус сказал богатому юноше: «Продай имение твое и раздай нищим» (ст. 21). Избавься от своего добра.

Библейский критерий совершения пожертвования можно найти в Книге Пророка Малахии, где описан Божий подход к этому вопросу. Бог призывает нас жертвовать по процентному соотношению. Фактически существует лишь один верный способ определить размеры пожертвования. Порой мы обманываем самих себя, думая, что дали много, только потому, что наше пожертвование больше, чем у других. Но в рассказе о бедной вдове мы видим иной принцип: Бог измеряет наше даяние не величиной дара, а суммой, которая осталась у нас. И до Его меркам эта бедная женщина дала больше всех остальных, потому что она отдала все, что имела.

Возьмем пример из сегодняшнего дня. Предположим, студент колледжа, пытающийся подработать после учебы, может заработать 100 долларов в месяц, Согласно библейскому принципу десятины, которая составляет 10 процентов от имеющихся средств, он должен вернуть Богу 10 долларов, которые отнюдь не являются даром. Это только проявление честности, но не щедрости. Библия учит, что 10 процентов нашего дохода в любом случае принадлежат Богу.

Но если тот же студент кладет двадцать пять центов в корзину для пожертвований в течение месяца, он, может быть, не думает, что дал слишком много.

Другой человек с постоянной работой и твердым окладом может иметь 2000 долларов в месяц, отдавать 200 долларов десятины и класть пять долларов в корзину для пожертвований. И этот человек даст столько же, сколько студент.

А человек, зарабатывающий 10000 долларов в месяц, возвращающий 1000 долларов в десятине и кладущий 25 долларов в корзину для пожертвований, дает в процентном соотношении столько же, сколько и студент, который внес всего 25 центов. Здесь, несомненно, видна справедливость Бога, не так ли?

Можно извлечь неверный урок из рассказа о бедной вдове, решив: «Мы должны отдавать в церковь все, что имеем». Не это имеет в виду Иисус, и не этого Он ожидает. Безусловно, следует оставлять средства и себе на жизнь. Так поступал Авраам, который был богат. И Авраам получил от Бога похвалу. Богатством владели и другие библейские персонажи, например: Иов, Давид, Соломон. В самом богатстве нет ничего плохого, пока его непомерный рост не притупляет чувство разумной достаточности и не становится для нас более важным, чем небесные сокровища. Давид хорошо сказал об этом в Пс. 61:11: «Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца».

Давайте рассмотрим другой случай — рассказ о богатом безумце, помещенный в 12-й главе Евангелия от Луки: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Вага богатеет» (ст. 16—21).

Здесь прослеживается явный контраст с бедной вдовой. Она отдала все, что имела, а богач сохранил все, что имел. Какие разные ситуации, не правда ли?

Чем больше человек имеет денег, тем больше он их тратит. Такова человеческая природа. Мы строки большие житницы. Житницы? Наверное, далеко не у всех они имеются. Но как легко тратить большие средств» да великолепные дома, роскошные автомобили, отдых на модных курортах и в то же время совершенно не замечать нужды бедных, пренебрегать Божьей работой, забывать Того, Кто дает силы и возможности приобретать богатство. Из отношения Иисуса к бедной вдове можно извлечь и другой урок, а именно: самые бедные, самые скромные и незаметные по мирским меркам люди обладают огромной ценностью в глазах Иисуса. Традиционно во времена Христа женщины считались людьми второго сорта. Женщина, утратившая дружеское расположение своего Мужа, теряла много больше: она лишалась своего статуса в обществе. А женщина оставшаяся вдовой, да к тому же бедная, принадлежала к числу людей, имеющих самое низкое социальное положение.

Во дни Христа духовность оценивалась богатством и занимаемым в обществе положением. Даже ученики Христа, когда Он сказал им, как трудно богатому войти в Царство Небесное, .спросили: «Кто же может спастись?» (См. Матф. 19:23-25).

Было общепризнано, что чем богаче человек, тем выше он ценится небом и окружающими его людьми.

Из этого рассказа мы видим, что начало отсчета нужно вести от подножия креста. Эта вдова, при всей ее бедности и малозначительности, могла дать больше, чем все остальные, больше, чем; все богатые, почтенные и именитые.

Это справедливо не только в отношении величины ее дара, но и в отношении его последствий. Поскольку Иисус похвалил ее скромное приношение, другие ободрились принести то малое, что имели и что прежде рассматривалось бы ими как слишком ничтожное для принятия небом. И если приношения богатых фарисеев с тех пор давно забыты, две ленты этой бедной вдовы стали истоком потока малых даров — потока, расширяющегося и крепнущего до сего дня.

Она отдала все, что имела, потому что любила, и в; этом отличие ее дара от приношений богатых фарисеев. Любовь Иисуса делает все наши дары, великие или скромные, ценными в глазах неба.

Наше даяние должно быть откликом на то, что Иисус дает нам и отражением его дара. «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились его нищетою» (2 Кор, 8:9).

Как благодарны мы должны быть за богатства, которыми обладаем во Христе Иисусе. И сколько признательности вызывает в нас Его отношение к бедной вдове, которую Он одарил вечными богатствами.