Как Иисус относился к мытарям

В 19-й главе Евангелия от Луки помещен рассказ о Закхее — начальнике мытарей, человеке очень маленького роста. Рассказ этот весьма увлекательный. Настоящая драма реальной жизни. В нем присутствует и элемент юмора. Он представляет собой глубоко духовный урок для истинного искателя Бога.

«Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку. Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:1—10).

Иерихон был весьма примечательным городом. Он пленил воображение многих поколений юных читателей Библии как место иерихонской битвы во времена Иисуса Навина, когда рухнули городские стены. В то время Иерихон был предан заклятию и проклятие было произнесено на всякого, кто решится его восстановить. Но позднее был выстроен другой город, в котором и жил Закхей во времена Иисуса.

Иерихон был красивым городом, но приобрел печальную известность благодаря тамошним мытарям. Иудей превращался в предателя своего народа, если из корысти поступал на службу к римлянам. Он мог разбогатеть, потому что ему причиталась часть собираемых им податей. И если подати были большие, то большой была и его доля. Закхей был не только мытарем, он был начальником мытарей.

Однако ростом Закхей был невелик, но, несмотря на это, он достиг такого положения, что, когда появлялся на улицах Иерихона, люди приходили в трепет, потому что он обладал властью и большим влиянием. Вряд ли он мог рассчитывать достичь Царствия Небесного, по крайней мере, по нашим представлениям. Но он слышал об Иисусе. Дух Святой уже оказал влияние на его сердце. И Закхей отчаянно захотел видеть Иисуса.

Сказано, что Закхей искал видеть Иисуса — Кем Он был. Он не хотел видеть, что Иисус делал, или слышать, что Он говорил. Он хотел видеть, Кем Он был. Он хотел вникнуть в суть дела. Одно дело знать,»что Иисус делал или говорил, и другое — знать, Кем Он был. Дело в том, что о многом из того, что сказал Иисус, говорилось в раввинской литературе. Во дни Илии, Елисея и других пророков тоже совершались чудеса. Нафанаил и Филипп, два ученика Иисуса, увидели в Нем нечто гораздо большее, чем сына плотника Иосифа из Назарета. Он был Сыном Божьим, пришедшим с небес; а потому все в мире пошло по-иному.

И продолжает изменяться, не так ли? Авраам Линкольн сделал немало добра. Мы можем многое почерпнуть из высказываний Конфуция и других мыслителей. Религиозные вожди всех времен возносили хвалу Богу. Но слова и дела Иисуса обрели силу благодаря тому Кем Он был. Закхей, казалось, понимал это и хотел видеть сам; Кем был Иисус.

Но он не мог видеть Иисуса из за многолюдной толпы. Такое часто происходило во время общественного служения Христа. Во 2-й главе Евангелия от Марка мы встречали рассказ о парализованном, который хотел получить исцеление и прощение грехов, но не мог добраться до Иисуса из-за большого скопления народа. И его друзьям пришлось сделать отверстие в крыше и спустить его на постели в комнату, где был Иисус. В 5 й главе Евангелия от Марка есть рассказ о больной женщине, которая хотела только прикоснуться к краю одежды Иисуса и чуть не упустила эту возможность из-за толпы людей, окружавших Христа. В 8-й главе Евангелия от Луки говорится о том, что мать и братья Иисуса хотели видеть Его, но не могли из-за множества народа.

Это может произойти и сегодня, не так ли? Можно быть настолько занятыми, настолько поглощенными заботами о других людях, даже исполняя работу Господа, что забыть, о Самом Господе. Даже в церкви можно не видеть Господа из-за обилия людей.

Итак, вы видите, как этот человек, Закхей, который обычно ходил по улицам Иерихона с большим достоинством, вдруг бежит вместе с уличными мальчишками к ближайшему дереву. Очевидно, в поисках Иисуса он совершенно забыл о себе. Его нужда была настолько велика, что в поисках помощи от забыл существующие правила приличия.

Такое нередко случается и, в наши дни. Я помню, как несколько лет назад слышал историю, произошедшую во время землетрясения в Калифорнии. В момент сильных толчков один человек пытался успокоить своих соседей, поддавшихся панике. Взобравшись на забор перед домом, он говорил женщинам, и детям, что не надо кричать, что все будет хорошо.

И вдруг он обнаружил, что совершенно наг. Он бросился обратно к дому и увидел, что в двери сделана дыра, через которую он и пролез. Он забыл о всех правилах приличия, когда оказался в затруднительном положении.

Закхеем руководили высокие побуждения. Ведь в город пришел Иисус. Ему нужно было видеть Христа. Ему нужно было самому видеть, Кем Он был. И если есть хоть малейший шанс избавиться от бессонных ночей, чувства вины и угрызений совести, он не намерен упускать этот шанс. Поэтому не долго думая он взбирается на сук дерева, находящийся над тем местом, где должен был пройти Иисус.

Когда Иисус остановился под деревом, Он взглянул вверх, и дальше случилось то, что повергло Закхея в немалое изумление и волнение. Христос не только увидел его среди листвы, но и назвал его по имени! «Закхей, сойди скорее»

Ситуация была затруднительной. Я могу судить об этом, исходя из личного опыта. Когда несколько лет назад мы жили в Грэнд Джанкшен, штат Колорадо, в городе должно было состояться родео — состязания ковбоев. Наш сын — в то время ему было около двенадцати лет — был в восторге. Ему очень хотелось посмотреть родео.

Для нашего небольшого городка это было весьма значительное событие. Всем хотелось посмотреть родео, в том числе многим членам церкви. Однако я не был уверен, что моим прихожанам придется по душе, если их пастор будет там присутствовать. Но моему сыну очень хотелось попасть на родео. Поэтому мы все же решились подойти к забору, за которым проходило родео, взобраться на дерево и наблюдать оттуда.

-Я никак не ожидал, что на соседних деревьях могут оказаться те, кто нас знает! Но, к моему удивлению, как только мы устроились, чтобы наблюдать родео, ребята на соседнем дереве узнали нас и воскликнули: «Ну и ну, пастор Венден!»

Я забыл о чувстве приличия из-за моей любви к сыну и его желания посмотреть родео. Но внезапно это чувство вернулось ко мне, и я смутился.

Закхей был настолько поглощен желанием видеть Иисуса и понять, Кем Он был, что даже не смутился, когда его обнаружили на дереве вместе с уличными мальчишками. Несмотря на глазеющую на него толпу, Закхей, как сказано в Библии, с радостью ответил Иисусу и, не теряя ни секунды, быстра спустился; Ему был дан редчайший шанс. Итак, Закхей поспешно сошел вниз. Пророк Исайя передал слова Господа: «Я живу… с сокрушенными и смиренными духом» (Мф. 57:15). Иисус произнес такие слова: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Закхей взобрался на дерево не только по одной причине. Он был там и физически, и духовно. Иисус пригласил его сойти и склониться у подножия креста, признавая его великую нужду.

Закхей спустился вниз. Он не был привязан к дереву, как был привязан и пригвожден на нем некоторое время спустя Иисус.

Закхей с радостью принял Иисуса. Однако тут толпа начала роптать и высказывать недовольство. Люди говорили, что Иисус пришел в гости к грешнику. Почему Он предпочел обедать с таким негодяем? Разве в Иерихоне нет уважаемых и достойных граждан, к которым Иисус мог бы пойти?

Толпа и раньше уже выражала подобное недовольство. Вспомните: Этот Человек принимает грешников и ест с ними (Лк. 15:2). Но это — добрая весть. Это Евангелие, заключенное в одной фразе. Если бы Иисус не принимал грешников и не ел с ним», то для вас и для меня сегодня не существовало бы надежды. Разве не отрадно, что Он желает быть гостем грешников?

Далее в повествовании следует отступление, которое подчас смущает некоторых из нас. Закхей, «встав, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим и, кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Чего он хотел этим добиться? Может показаться, что Закхей старался заслужить свое спасение. Но обратим внимание, что ответил Иисус: «Ныне пришло спасение дому сему» (ст. 9).

Чтобы получить спасение, Закхею не надо было срочно отдавать половину своего состояния нищим и возмещать когда-то украденное. Нет, спасение заключалось не в этом. Спасение пришло в тот час, когда он впустил Иисуса в свой дом и в свое сердце. Когда Христа принимают как своего Спасителя, тогда спасение нисходит в душу.

А желание Закхея возместить присвоенное им и отдать свое богатство нуждающимся свидетельствовало о том, что он уже обрел спасение, но вовсе не было стремлением заработать его. Есть ли разница? Это было следствие спасения, а не его причина. В тот день, когда Закхей принял Иисуса, спасение пришло в его дом.

А как насчет завтрашнего дня? В этом повествовании присутствует еще одна ключевая, фраза. Иисус сказал: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (ст. 5). Несмотря на то, что вы приняли спасение, как только вы сошли с вашего пьедестала и позволили Иисусу занять подобающее Ему высокое место, вам необходимо стараться услышать эти слова Христа каждый день. Поспешите сегодня, поспешите завтра, спешите каждый день сойти вниз, чтобы дать возможность Иисусу всегда пребывать в вашем доме.

Недостаточно принять Его только один раз, как (бы велика ни была ваша нужда. Иисус хочет постоянно пребывать с нами, оставаться с нами всегда. В Откр 3:20 Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною». Иисус говорит каждому из нас: «Сегодня Я хочу быть в твоем доме, в терем сердце, в твоей жизни».