Как Иисус относился к женщинам

Мы не видим женщин, орудующих кузнечным молотом, но встречаем женщин — водителей грузовиков, работников бензоколонок, полицейских. В последнее время довольно часто обсуждается вопрос о роли женщины в церкви. Если в других сферах деятельности к правам женщин относятся с уважением, то почему бы нам не иметь женщин-пасторов или пресвитеров?

Тем, кто задает подобные вопросы, а возможно, и многим другим, будет интересно узнать об отношении Иисуса к женщинам. Я надеюсь, это будет интересно и многим читателям этой книги.

В недавние годы многие авторы характеризовали Иисуса как защитника женщин. Соответствует ли это тому, что мы видим во всех четырех Евангелиях? Если Он действительно был защитником женщин, то что конкретно волновало Христа в положении женщин в те времена и как Он боролся за их права?

Если обратиться к культурным и социальным аспектам жизни людей во времена Христа, мы заметим, что церковные руководители, раввины, никоим образом не являлись защитниками женских прав. В раввинской литературе встречается молитва, с которой, вполне возможно, обращались к Богу уже тогда. Звучит она примерно так: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, Который не сотворил меня язычником. Благословен Ты; Господь Бог наш, Царь Вселенной, Который не сотворил меня рабом. Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, Который Не сотворил меня женщиной».

В последние годы эту молитву несколько видоизменили, стала более благовидной, но сам смысл ее остался тем же, что и во дни Христа. Другой исследователь раввинской литературы приводит следующее изречение: «Блажен тот, у кого дети мужского пола, и горе дому у кого дети женского пола». Только, пожалуйста, не забудьте, что это не мои слова! Я лишь пытаюсь обосновать отношение к женщинам во времена Христа. Разумеется, тогда было не принято защищать права женщин.

Прежде всего обратимся к учению Иисуса. В Своих рассказах и притчах Он часто упоминал женщин. Мы все знакомы с притчей о женщине, которая положила закваску в тесто, — притчей о Царствии Небесном. Мы слышали притчи о потерянной овце, потерянном сыне, монете» потеряв которую, женщина приложила все силы, чтобы отыскать. Мы слышали о десяти девах в притче, относящейся к концу времени.

Иисус рассказал историю о настойчивой вдове, подчеркивая важность постоянства в молитве. В качестве примера Он привел жену Лота и царицу Савскую. Выше мы уже подробно рассматривали повествование о бедной вдове, которая отдала две свои последние лепты, удостоившись похвалы Христа.

Рассказав притчу о двух сыновьях, из, которых только один по-настоящему повиновался своему отцу, Иисус подчеркнул, что блудницы скорее войдут в Царство Божье, чем религиозные вожди тех времен (см. Мф. 21:28—32). В Своей самой первой проповеди в Назарете Он сослался на вдову из Сарепты, жившую во дни Елисея. Рассказывая Своим ученикам о Втором пришествии, Он упомянул о двух женщинах, мелющих в жерновах, Иисус часто приводил примеры из жизни женщин, иллюстрируя Свое учение.

Рассмотрим несколько примеров того, каково было отношение Иисуса к женщинам. Один из исследователей Библии так говорил об этом: «В Своем отношении к женщинам Иисус проявил такую замечательную манеру поведения, что ее можно назвать достойной восхищения. Он обращался с женщинами как с полноценными людьми, равными с мужчинами во всех отношениях. Христос ни разу не унизил женщину ни единым словом. Как Спаситель, Который отождествил Себя с угнетенными и обездоленными,

Он разговаривая с женщинами и о женщинах совершенно свободно и откровенно.

Рассматривая вопрос об отношении Иисуса к женщинам, обратим внимание вначале на Его отношение к собственной Матери.

Во время Его первого посещения праздника в Иерусалиме, когда Ему было всего двенадцать лет, Он отстал от своих родителей, а они отправились в обратный путь, думая, что Он где-то рядом. Найдя Его наконец после трехдневных поисков, они стали укорять Его, но Он сказал им: «Зачем вы ищете Меня? Разве не знаете, что Мне нужно приобщаться к делу Отца Моего?» (См. Лк. 2).

На первый взгляд может показаться, что, возможно, Он был немного дерзок. Но это вовсе не так, ибо евангельское повествование гласит, что Он пошел с родителями и был в повиновении у них следующие восемнадцать лет. Однако прямой смысл этих слов заключается в том, что, что Иисус, вероятно в первый раз, понял, как трудно выбирать между верностью семье и верностью Небесному Отцу.

Отношение Иисуса к Его Матери видно также и в рассказе о браке в Кане Галилейской. Как вы помните, на свадьбе кончилось вино и Мать Иисуса подошла к Нему и попросила помочь, на что Иисус ответил: «Что мне и Тебе, Жено?» (См. Ин. 2:4).

Некоторым может показаться, что это сказано несколько грубовато. Но исследование оборотов речи, использовавшихся в те времена, покажет, что слова эти вовсе не были грубостью. Однако существует еще одно предположение, согласно которому Иисус, хотя и уважай Свою Мать должен был тщательно следить за сохранением правильного соотношения между этим уважением и той миссией, ради которой Его послал Отец Небесный.

Еще одно библейское повествование переносит нас в Капернаум, где мать и братья Иисуса пытались увидеть Его, но не могли — такая плотная людская толпа окружала Его. Он не стал прерывать Свою проповедь, сказав: «Всякий, исполняющий волю Божью, Мне брат, сестра и мать». Вновь Он подчеркнул, что Божье служение не может быть постав-лень на второе место даже в семейных отношениях. И даже

Его собственная Мать, хотя она была благословенной между женами, не могла войти в Царство Небесное только на том основании, что она Его Мать. Она нуждалась в построении своих личных отношений с Богом.

Трогательное отношение Иисуса к Своей матери проявляется у креста. Глядя вниз, Он видел Мать, стоявшую рядом с Иоанном, Его любимым учеником, находившимся там неотлучно» И Он сказал: «Жено, се, сын Твой!», а Иоанну: «Се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26, 27). Он проявлял нежное внимание и заботу о Матери до самого конца.

То, как Иисус относился к женщинам, открывается также и через Его отношение к тем из них, которые следовали за Ним. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Мк. 8:1—3).

В пути Иисуса сопровождали двенадцать апостолов и несколько галилейских женщин. Почему они следовали за Ним? Потому что были приглашены? Однажды Иисус сказал Своим апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). Очень хорошо, что Иисус избрал и этих женщин тоже.

Что они делали? Они сопровождали Его. Можно вспомнить о проблеме жилья, которая возникала, когда они приходили в город и искали прибежища. Они поддерживали Его. Есть свидетельство, что некоторые из них были состоятельными. Они сопровождали Его до самого конца; когда ученики Его скрылись, пытаясь спасти свою жизнь, женщины оставались рядом. И они первыми узнали о воскресении.

Еще одним примером доброго отношения Иисуса к женщинам является Его дружеское расположение к Марии и Марфе. Вы наверняка читали повествование в 10-й главе Евангелия от Луки, где говорится, что, когда Иисус посетил их дом, Мария села у Его ног и слушала Его. О чем это говорит? Во дни Христа ученик, слушая учителя, сидел у его ног. Марфа назвала Иисуса Учителем, сказав Марии:

«Учитель здесь и зовет тебя» (Ин. 11:28). Во времена Иисуса было неслыханно, чтобы раввин учил женщину. Раввины говорили, что лучше обучать самарянина, чем женщину, а вы знаете, как они относились к самарянам!

И тем не менее Мария слушала Христа сидя у Его ног а слова ее сестры Марфы прозвучали величайшим подтверждением миссии Иисуса и того, Кем Он быд. Она произнесла их в то время, когда умер ее брат Лазарь, а Иисус только что прибыл в Вифанию. Марфа сказала: «Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11:27). Можно ли желать большей веры, чем у этой женщины?

Другой случай, демонстрирующий отношение Иисуса к женщинам (он упоминается всеми четырьмя евангелистами), произошел на пиру в доме Симона-фарисея. Все присутствовавшие там иудеи были недовольная Иисус позволил женщине прикоснуться к Себе. Более того» Он позволил прикоснуться к Себе женщине с распущенными волосами (в те времена распущенные волосы носили только уличные женщины). И к тому, же Он сказал что, покуда будет проповедоваться Евангелие, будет упоминаться и эта женщина и что поступок ее прекрасен.

А встреча Иисуса у колодца с женщиной-самарянкой. Во времена Христа существовало правило, которое гласило: «В гостинице мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, даже со своей сестрой или дочерью, из-за того, что могут подумать люди. Мужчина не должен разговаривать с женщиной на улице, даже со своей женой, и в особенности с другой женщиной, из-за того, что могут подумать люди». Остается только удивляться, какими же были тогда мужчины! Но Иисус открыто разговаривал с женщиной вопреки иудейскому обычаю.

Широко известен случай, когда к Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Он стал защищать ее от тех, кто готов был ее осудить. Нельзя не вспомнить, как Иисус исцелял женщин. В субботу Он исцелил тещу Петра, нарушив одновременно два правила, ибо не только исцелил ее в субботу, но и коснулся ее рукой.

Можно также вспомнить историю о женщине, страдавшей недугом восемнадцать лет. И вновь она была исцелена в субботний день. Иисус на виду у всех возложил на нее руки, что строго запрещалось среди иудеев (см. Лк. 13:10—17).

В Евангелии мы находим и историю об умершем сыне бедной вдовы, который был воскрешен у города Наин. Иисус пожалел несчастную мать и утешил ее сокрушенное сердце. Воскресив дочь Йаира, Иисус снова нарушил иудейские обычаи, коснувшись маленькой девочки, которая 5ыла мертва, та таким образом вернув ее к жизни. На пути к дому Иаира в толпе к Нему протиснулась женщина, чтобы прикоснуться к краю Его одежды. Иисус остановился и спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» Он подозвал к Себе эту робкую женщину и засвидетельствовал перед всеми присутствовавшими о том, что она достойна исцеления. Иисус признал ее веру и решимость, относясь к ней как к полноправной личности.

И наконец, самые тяжелые часы в жизни Христа. В огромной толпе, провожавшей Его на Голгофу, было немало женщин, горько плакавших о Нем. Возможно, им не довелось много общаться с Иисусом прежде, но их сердца были тронуты Его страданиями, Ш- нас должно быть больше таких людей! Людей, подобных Симону Киринеянину, который не мог остаться в стороне, видя Человека, страдающего под тяжестью креста. Женщины горько плакали, и Иисус, заметив их, обратился к ним со словами утешения.

Во всех четырех Евангелиях нет ни одного примера, когда бы женщина испытывала враждебное чувство по отношению к Иисусу. Спаситель в равной мере свободно общался как с мужчинами, так и с женщинами; Он открывал Свою весть и тем, и другим. Он относился к женщинам как к равным во всех отношениях. Иисус избирал как женщин, так и мужчин, чтобы они были Его особыми друзьями. Он благосклонно относился к их привязанности и высоко ценил ее. Иисус никогда не медлил служить женщинам. Он показал, что можно общаться с женщинами на высоком духовном уровне. Поэтому, принимая во внимание Его отношение к ним, можно воистину назвать Иисуса защитником женщин.