Как Иисус относился к Своим соседям

Среди горожан быстро разнеслась весть о том, что в город идет Иисус, хотя Он отсутствовал не так уж и долго. Почти тридцать лет Иисус был для жителей Назарета лишь соседом, как и многие другие в прошла менее двух лет с тех пор, как Он убрал Свои плотницкие инструменты, попрощался с Матерью и отправился в путь, чтобы исполнить Свою необычную миссию.

Из-за реки Иордан, из Иерусалима, из различных галилейских городов и деревень доходили интересные новости. Иисус творил удивительные чудеса. Часто возле колодца или на рыночной площади жители Назарета обсуждали последние известия, касающиеся Иисуса. Большинство рассказов не соответствовало их представлениям о характере Иисуса, Которого они давно знали. Здесь, в Назарете, Иисус был прилежным тружеником, внимательным собеседником, хорошим соседом. Правда, Он казался немного странным, но глубоко интересовался религией и самоотверженно помогал окружавшим Его людям. А теперь вдруг о Нем говорят как об исступленном фанатике, стороннике крайних взглядов.

Прошло не так уж много времени с тех пор, как Он покинул город, и вот горожане наконец услышали об очищении Им храма в Иерусалиме. Он никогда не пытался сделать что-либо подобное в Назарете в местной синагоге! Но в конце концов, может быть, с Иерусалимом и стоило так поступить? Ведь давно ходят слухи, что в высших кругах нации царит крайнее разложение.

Иисус на пути в Назарет навещал галилейские города и деревни, и где бы Он ни появлялся, толпа, следовавшая за Ним, все увеличивалась. Все больше доходило слухов о чудесах, исцелениях, изгнании бесов. Никто не знал, чему можно верить, но всем хотелось побольше узнать об их Земляке, творившем добро, а возможно, и вызывавшем беспокойство властей. Теперь стало ясно, что Иисус возвращается для того, чтобы посетить Назарет.

«И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась о Нем молва но всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4:14—16).

В то субботнее утро жители Назарета с затаенной гордостью смотрели на Иисуса» когда Ему была предоставлена честь читать из Писаний. Как хорошо, то Он вновь пришел домой. Как хорошей, что местные старейшины дали Ему возможность выступить с кафедры. Представьте себе, как кто-то шепчет своему соседу «Ты знаешь, это сын Иосифа. Он жил на соседней с нами улице».

Иоанн Креститель провозгласил, что Иисус — Сын Божий. Его ученики верили, что Он был Мессией, Множество людей воспринимали Его как великого учителя или пророка. Но здесь, в Назарете, Он был для всех сыном Иосифа. И если говорили, что Он совершал чудеса в других местах, не следует ли ожидать особых чудес и в Назарете? Разве они не имели права на сиденья в первом ряду? Разве они не знали Его с детства? И люди подались вперед, чтобы не упустить ни Слова из Того, что Он скажет.

«Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него» (Лк. 4:17—20).

Возможно, большинство жителей Назарета упустили из виду сделанный Иисусом акцент. Им было известно, что это особое место в Писаниях является мессианским пророчеством, и они думали о грядущем Мессии. Возможно, кое-кто уже начал что-то понимать и испытывать некоторое замешательство. Всем было ясно: что-то мешало продолжению служения, ибо в Библии сказано, что глаза всех были устремлены на Него даже после того, как Он сел.

Немного погодя Иисус заговорил снова. «И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (ст. 21). Лица присутствующих помрачнели. Иисус, в сущности, определенно сказал: «Я — Мессия». Довольно тяжело принять такое утверждение, если его произносит твой сосед. Если Иисус сказал: «Я — Мессия», значит, ко всем присутствующим относилось следующее: «Вы нищие, пленники, слепые и находитесь в темнице».

Вот как Иисус относится к Своим соседям! Разве они не заслуживают уважения и почтения с Его стороны? Разве они не отнеслись к Нему гостеприимно? И что же получили в ответ! Если Он хотел, чтобы они уверовали в Него, почему Он не начал с исцеления болезней Его старых друзей и соседей? Если Он Мессия, почему Он не предлагает им ключевые посты в его новом царстве, о котором они столько слышали? Мог ли Он ожидать, что они поддержат и примут Его, если Он начал с того, что обидел их?

Несмотря на интерес назарян к Иисусу как к земляку, Который творил великие дела в Иерусалиме и Капернауме, несмотря на Его благодатные слова, несмотря на сильное влияние Святого Духа, незримо присутствовавшего в синагоге, семена отвержения быстро проросли. Люди спрашивали друг у друга: «Не Иосифов ли это сын?» (ст. 22).

Что, в сущности, они хотели этим сказать? Мне кажется, они этим как бы утверждали; «Он один из нас». Иди, Иисус, выступай против духовного упадка в Иерусалиме. Пусть каждый узнает о греховности язычников и самарян. Клейми блудниц и мытарей. Но это Назарет! Не поступай так со Своими соседями! Ведь Ты — один из нас. Мы помогли Тебе стать тем, кто Ты есть сегодня. Не важничай перед нами — мы знаем Тебя. Мы знаем Твоих родителей и Твою семью. Мы знаем, что Ты — всего лишь сын Иосифов.

Но Иисус еще не закончил. «Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было Капернауме» (ст. 25). И Он напомнил им о времени Илии, когда в Израиле не было дождя три с половиной года, и несмотря на то, что было много вдов в Израиле, Илия был послан к чужой, сарептской, вдове в Сидон. В тот день Бог прошел мимо Своего народа и обратился к язычникам. Более того, Иисус напомнил им о прокаженном Неемане Сириянине, который был исцелен Елисеем, в то время как никто из прокаженных в Израиле исцелен не был. И теперь, предположил Иисус, то же самое произойдет в Назарете. Это было уже слишком!

«Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости» (ст. 28). Все!

Подождите минуту — ведь там были люди, с которыми Иисус рос. Там были те, с кем Он в детстве играл на улице, когда у Него была возможность и желание поиграть. Эти люди видели, так, будучи еще подростком, Он ранним утром и вечером выходил из Назарета со свитком под мышкой и направлялся к холмам, чтобы спокойно поговорить со Своим Отцом. Эти люди видели, сколь чиста Его жизнь, они принимали чашу прохладной воды из Его рук, ели пищу, которой Он делился с ними, когда они были голодны. Апостол Марк утверждает, что и Его близкие также находились в той синагоге, хотя нам, конечно, хочется надеяться, что они вели себя по-другому. Однако в Библии сказано, что все исполнились ярости.

«И вставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошед посреди них, удалился».

Представьте себе, как Иисус идет прочь из Назарета совершенно один. Представьте себе Его склоненную голову и слезы, бегущие по лицу. Ведь эти люди были Его друзьями с детства, и Он испытывал к ним особую привязанность. Но они отвергли Его — и не только отвергли, они пытались убить Его! Сердце Мужа, изведавшего печали, было вновь сокрушено. Его отвергли соседи, друзья, а может быть, и f родные.

На чем же было основано их неприятие Христа? Здесь сыграло свою роль не только простое соперничество Его сограждан и соседей. Соотечественники отвергли Его, потому что Он был непорочен а они греховны. Нечестивцы всегда ощущают дискомфорт в присутствии благочестивых людей. Очи отвергли Его, потому что почувствовали; если они примут Его учение, то обязаны будут измениться. Они отвергли Его, потому что их национальной гордости был нанесен тяжелый удар. Они не пожелали обратить внимание на свидетельство Ветхого Завета о случаях, когда иноплеменникам и язычникам Бог отдавал предпочтение перед избранным народом. Они отвергли Христа потому, что Он не воздал должного уважения их религиозной жизни, их религиозным устоям и их религиозным вождям, перед которыми они благоговели. Они отвергли Иисуса, потому что Он был и похож, и не похож на них.

Поэтому Иисус был вынужден покинуть Своих земляков и уйти из Назарета по пыльной дороге с тяжелым сознанием того, что для большинства из них отвержение было окончательным. Он знал, что люди, однажды отвергшие Бога, вряд ли смогут когда-нибудь вновь принять Его. Людская гордыня всегда противится тому, чтобы человек признал свои ошибки. Заняв определенную позицию, мы стремимся не отступать от нее. И для большинства жителей Назарета это отвержение Христа было необратимым.

Однако и в Назарете некоторые из жителей все же приняли Иисуса. В 6-й главе Евангелия от Марка сказано, что Он смог исцелить немногих. В избранном народе, особом Божьем народе, всегда были немногие, и всегда есть немногие, кто принимает Иисуса, и я очень хочу быть среди тех, кто принимает Христа сегодня. А вы?

Иисус пришел благовествовать обездоленным. Несколько бедных рыбаков приняли Его. Не хотите ли вы присоединиться к ним сегодня? Иисус пришел исцелять сокрушенных сердцем. Были немногие, сокрушенные сердцем, подобные Марии и Марфе, которые научились сидеть у ног Иисуса. Иисус пришел, чтобы пленным проповедовать освобождение. Были немногие, услышавшие слова Иисуса, несмотря на рев демонов, поселившихся в их омраченном разуме, и принявшие предложенное Им избавление. Иисус пришел дать зрение слепым. И немногие, подобные слепому Вартимею, взывали к Нему о помощи. Были немногие духовно слепые, чувствовавшие свою нужду. Они обращались к Иисусу и прозревали. Были немногие разбитые, измученные врагом, приходившие к Иисусу, принимавшие Его избавление и возносившие Ему хвалу.

Но все это были лишь немногие.

Когда вы видите Иисуса, вынужденного покинуть тех, кто отверг Его любовь, не допускайте, чтобы Он шел один; пойдите рядом с Ним и скажите Ему: «Дорогой Господь, рассчитывай на меня. Я — всецело на Твоей стороне. Я не хочу отворачиваться от Тебя».

Он все еще неутомимо ищет тех, кто с радостью примет Его благословение.