Как Иисус относился к религиозным вождям

Вы фарисей? Или саддукей? Если вы познакомились с библейским описанием жизни Христа, то вероятно, не захотите принадлежать ни к тем, ни к другим. Но во дни Христа быть фарисеем или саддукеем считалось очень почетно. Даже апостол Павел признавал звание фарисея достойным уважения. В те времена, если бы вы встретились со своим старым другом и он спросил вас: «Чем сейчас занимается твой сын? », вы с гордостью ответили бы: «Мой сын фарисей!»

Но сегодня наше отношение к фарисеям и саддукеям, конечно, отрицательное, хотя некоторые их черты можно обнаружить и в нас самих. Давайте посмотрим, почему эти люди стали такими, и, может быть, тогда мы поймем, как избежать совершенных ими ошибок.

Что представляли собой фарисеи? Они были консерваторами, суровыми законниками, большими ревнителями существующих традиций. Они прилагали все усилия, чтобы сохранить законы, обычаи и воззрения Церкви. Фарисеи были жертвами общей в те времена для всех идеи спасения посредством дел. Они пытались спасти себя своими собственными усилиями. Они принадлежали к более многочисленной из двух существовавших тогда групп религиозных вождей и черпали свою уверенность в церковных законах, которых они неуклонно придерживались.

Саддукеи относились ко второй группе религиозных вождей. Во дни Иисуса они принадлежали к либеральному направлению, хотя все еще оставались законниками, поскольку также придерживались убеждения, что спасти себя можно своими делами. Но их уверенность основывалась на отказе от церковных норм.

Саддукеи заявляли что они следуют принципу: «Библия и только Библия» в противоположность фарисеям, которые открыто основывали некоторые свои доктрины на традиции. Но фактически и саддукеи имели свои собственные традиции. И даже подчеркивая, что они неукоснительно следуют Писаниям, саддукеи очень часто произвольно принимали одно и отвергали другое.

Многие саддукеи стали злейшими врагами Иисуса. Они были более могущественными, нежели фарисеи, религиозными лидерами. Первосвященником обычно назначался саддукей/ и саддукеи задавали ток в синедрионе.

Исследование нынешнего состояния христианской Церкви показало, что большинство религиозных руководителей, равно как и членов Церкви, также пытаются обрести спасение посредством дел. Эта тенденция пропитывает все христианские Церкви, Долгое время она связывала вое мировые религии, а теперь, захватила и христианство.

В каждой Церкви происходит борьба с болезнью, известной под названием опасение посредством дел. У большинства так называемых христиан нет времени для Бога, нет времени для молитвы, нет времени для изучения Его Слова. Человека, дань за днем живущего в отрыве от Бога, и тем не менее надеющегося на то, что в конце концов он попадет на небо, можно назвать верующим в спасшие посредством дел. Это значит, что среди нас сегодня вполне могут быть фарисеи и саддукеи.

У фарисеев и саддукеев помимо надежды на спасение на основе собственных усилий, было общим еще кое-что. И те, и другие искажали Священное Писание. Они искажали закон и его цели. Они искажали пророчества» включая пророчество о грядущем Мессии. Они искажали понятие о Царстве Божьем и Благую, весть о нем. Но что касается оправдания — тут они были сильны! На их религиозных праздниках кровь лилась рекой. Они ежедневно приносили в жертву ягнят, крупный рогатый скот, голубей. Но несмотря на общие верования и интересы, единства между двумя этими группами было мало. Они постоянно вели дискуссии и ссоры на разные темы. Часто они вели полемику относительно воскресения мертвых.

Когда явился Иисус, то, с точки зрения их норм, Он отнесся к ним неуважительно. Он не только не почтил их и их религиозные обряды, но фактически нанес им оскорбление! Тяжело понять, как Он мог разговаривать с ними со слезами в голосе, но нам сказано, что так оно и было. В Лк. 12:1 Он назвал фарисеев и саддукеев лицемерами, поскольку и те, и другие шли по ложному пути. Они старались казаться гораздо лучше, чем были на самом деле. В 23-й главе Евангелия от Матфея Иисус использовал интересную метафору для описания их действительного состояния: Он сказал о чаше и блюде, которые были чисты снаружи, но запачканы изнутри (см. ст. 25, 26).

Еще более резко звучали слова о гробницах пророков в Мф. 23:27—30. Иисус сказал: «Торе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Торе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: «если бы мы были во дни отцов ваших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков».

Очевидно, эти люди были жертвами внешней праведности. Они знали, как прокладывать путь от дома до церкви или синагоги. Но Иисус сказал в Своей Нагорной проповеди, что «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20).

Эти лицемеры исправно платили десятину, строго соблюдали субботу, были сторонниками реформы здоровья. Они были очень скрупулезны, добросовестны в делах — особенно в тех, которые видны окружающим. Они подолгу постились и произносили на память длинные молитвы. Они тщательно соблюдали церемониальные омовения и претендовали на первые места в синагогах. Но на других людей они возлагали непосильное бремя, и Иисус сказал им, что когда им удается обратить в свою веру кого-то еще, они делают его «сыном геенны, вдвое худшим их» (Мф. 23:15).

Иисус сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Но религиозные вожди упорствовали, говоря: «Если мы привлечем всех к себе, то возвысимся». И именно к этому они и стремились.

Этим религиозным лидерам Иисус не внушал расположения по ряду причин. Во-первых, Иисус принимал грешников, а они принципиально избегали общения с ними. Фарисеи и саддукеи считали, что согрешающие не имели никаких шансов. Они прогоняли их из синагоги, пытались побивать их камнями и не желали иметь с ними ничего общего. Но Иисус принимал грешников, а это добрая весть и в наши дни, не так ли? Разве не приносит вам утешения мысль, что Иисус принимает грешников?

Иисус не пришелся да нраву фарисеям и саддукеям еще по одной причине: по их понятиям этот Человек нарушал субботу. Они считали Его либералом, потому что Он не следовал существующим традициям и установлениям. Им не нравилось, что Иисус брался проповедовать без соответствующего на то разрешения. Им не нравилось, что Он не воздает должного почтения их высокому положению. Им не нравились те нелестные эпитеты, которыми Он награждал их, и прямые обличения, направляемые Христом в их адрес. Им не нравилось, что Он творил чудеса, что простой народ стекался к Нему и славословил Его. Они сказали: «Весь мир идет за Ним» (Ин. 12:19). Эти почтенные люди боялись потерять свой авторитетен свою власть над людьми.

Словом, фарисеи и саддукеи были завистливы и ревнивы к чужому успеху; и когда в результате их неправедных деяний Христос был распят на Голгофском кресте, они подходили, насмешливо кивали головой и говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти!» Всю жизнь они пытались спасти себя, и тот факт, что Иисус пришел спасать не Себя, но других, был для них равносилен пощечине. Иисус, конечно, мог спасти Самого Себя, но Он пришел, чтобы спасать других людей, и, пока Он делал это, Он не мог одновременно спасти Самого Себя.

Краеугольным камнем учения Иисуса являлась самоотдача, и это было особенно оскорбительно для религиозных вождей. Они, с их самомнением, были достаточно уверены в себе, чтобы самим распоряжаться своей жизнью. Они полагали, что все могут делать сами. Особенно оскорблены были саддукеи, не верящие в такого Бога, Который лично участвует в жизни Своих детей. По этой причине для них было неприемлемо учение Иисуса Христа и Его пример.

Павел говорит об этих религиозных вождях в 1 Кор. 2:7, 8: «Мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Иисус выразил ту же мысль в Своей молитве ори распятии: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:84). Очевидно, тут сыграло свою роль неведение, и если бы они знали, что Иисус — Сын Божий, то не распяли бы Его.

Но почему они не знали? Знали пастухи, знали мудрецы с Востока, знали простые рыбаки. Даже бесы и те знали и говорили: «Мы знаем, кто Ты». Но религиозные вожди пребывали в неведении, Может быть, объяснение этому мы сможем найти в Мф. 11:25: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам».

Иисус благодарил Отца Небесного за то, что эти истины были сокрыты от мудрых. Почему? Как люди, считающие себя мудрыми, поступают с открывшейся им истиной? Они приписывают славу себе. Нам свойственно приписывать славу себе, если есть хоть малейший повод для этого.

Говорил ли Бог Отец со Своего престола такие слова: «Открой истину пастухам и рыбакам, но ни в коем случае не фарисеям?» Или мы обратимся снова к Писанию, чтобы рассмотреть этот вопрос, и прочтем 13-ю главу Евангелия от Матфея, начиная с 9-го стиха: «Кто имеет уши слышать, да слышит! И приступивши ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». Не останавливайтесь здесь — продолжайте читать дальше. «Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им

притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеются сбывается над ними пророчество Исайи, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, в не увидите; ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»; Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат» (стт. 9—16). Но они не хотели ни видеть, ни слышать.

Поэтому причина не в том, что Бог по Своему выбору для одних открыл понимание, а для других — нет. Все дело в самих людях. Солнце одинаково согревает своим теплом воск и глину. Но воск при этом размягчается, а глина твердеет. Почему? Ведь солнце одинаково светит на них.

Почему же фарисеи не видели, не слышали и не разумели? Придя так, как Он пришел, Иисус ущемил их гордость, которой они были исполнены в силу своего положения. Он прошел мимо религиозных вождей и открыл Свою весть простым людям и чужеземцам. Самолюбие религиозных лидеров было задето.

Во-вторых, ощутимый удар был нанесен и по их национальной гордости. Они ждали, что Мессия встанет во главе армии и покорит Рим. А Христос явил Собой образец смирения, и дары Свои Он предложил как иудеям, так и язычникам.

И в-третьих, было, задето их личное самолюбие. Грешники, мытари и блудницы принимали Иисуса, и Он принимал их, а религиозные вожди ощущали в Его присутствии лишь дискомфорт. Вот Почему они закрыли глаза и отошли от Него в сторону. И, подобно жителям Назарета, заняв позицию неприятия Христа, они из-за своей гордыни уже Не могли отказаться от нее.

Несмотря на многие разногласия, фарисеи и саддукеи наконец нашли общий язык. Они могли бы обрести единство, приняв Иисуса, если бы пожелали смирить гордыню и прийти к Нему, ибо, приходя ко Христу, мы становимся ближе друг к другу. Они же нашли общий язык в отвержении Иисуса и проявили поразительное единодушие во время судебного разбирательства Пилата, требуя предать Его смерти.

Что если вы увидите себя в этих религиозных вождях дней Христа? Значит ли это, что ваш случай безнадежен? Отнюдь нет, потому что вы можете присоединиться к тем, кто был исключением из правил.

Фарисей Никодим, член синедриона, был слишком горд, чтобы подойти к Иисусу средь белого дня, но искал встречи с Ним под покровом ночи. В конце концов он принял новое рождение, о котором столь торжественно заявил Иисус, и стал Его верным последователем.

Симон, будучи фарисеем, также проделал нелегкий путь ко Христу. Даже исцеление от проказы не побудило его к внутренней перемене, однако настало время, когда Иисус смог достичь Его сердца, и на пиру в честь Христа Симон покорился силе Его безграничной любви.

В Ин. 12:42, 43 говорится о многий начальниках, которые уверовали в Него. Многие поняли тщетность усилий самим спасти себя и с благодарностью приняли спасение, которое предложил Иисус. Они признали, что сами не в состоянии очистить храм своего сердца, и пригласили Иисуса войти не один только раз, а входить туда день за днем. Иисус и сегодня предлагает спасение каждому из нас, и каждый должен сам решить — принять его или нет. Мы решимся войти в тесные взаимоотношения с Ним, когда лучше узнаем Его как нашего Спасителя, Господа и Друга.