Как Иисус относился к простым людям

Вы когда-нибудь в детстве играли в игру: «Следуй за ведущим»? Й если да, то случалось ли вам вдруг прямо в одежде очутиться в воде, или ползти по грязным лужам, или спрыгнуть с крыши гаража? И в таком случае вы, наверное, серьезно усомнились, так ли хороша эта игра.

Общеизвестно, что овцы следуют за ведущим. На нью-йоркской бойне работники выдрессировали для этой роли козла. Его прозвали Иуда. Как только ворота открывались, козел шел через них, я овцы смирно следовали за ним. В последний момент козел проскальзывал в боковую дверь загона, а овцы продолжали свой последний путь. Козел в это время направлялся к другой группе овец.

Одна из самых коротких притч Иисуса посвящена тому, как опасно играть в игру «следуй за ведущим» духовном смысле: «Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6:89, 40).

Иисус часто сравнивает Своих последователей с овцами, приглашая нас следовать туда, куда Он идет. Проблема же заключается не в том, «что вы следуете за кем-то, а в том, кто ведет вас. Во дни Христа подавляющее большинство простых людей принимали фарисеев и саддукеев за своих религиозных вождей. Как мы отмечали в предыдущей главе, фарисеи были консерваторами, жесткими сторонниками традиций, а саддукеи — либералами. Но и те, и другие оставались законниками, ибо целиком и полностью полагались на свои усилия в деле собственного спасения. Люди пошли за своими вождями — слепыми вождями — ив конечном счете отвергли Иисуса.

Вся трагедия заключается в том, что люди в собственном развитии редко поднимаются выше своего служителя, наставника и вождя. Иудеи погибли как нация, потому что разделяли заблуждения своих руководителей. Они не исследовали самостоятельно Священное Писание и не открыли для себя, что есть истина. Не эта ли серьезная опасность грозит сегодня и нам? Гораздо легче руководствоваться чужим мнением, чем стараться искать, исследовать и молиться, чтобы услышать голос истинного Пастыря.

Еще одно высказывание Христа относительно бездумного следования за лидерами прочитаем в 15-й главе Евангелия от Матфея. Эти слова Он произнес после того, как резко высказался о религиозных вождях того времени. Ученики спросили Его: «Знаешь ли Ты, что фарисеи оскорбились, когда услышали Твои слова?» И Тогда Иисус «сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их, они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:13, 14). Вероятно, в религиозной общине бывают вожди, которых насадил не Господь. Не все, кто представляется истинно верующими людьми, приносят плод праведности. Придет время, когда те, кого насадил не Господь, искоренятся.

Мне хотелось бы сделать некоторое уточнение» Говоря о следовании за лидерами в наши дни, я на имею в виду только наш высший орган управления в Вашингтоне. Привычка следовать за лидерами не ограничивается лишь сферой религиозной жизни. Это вовсе не выпад против руководства нашей Церкви. Люди сами определяют для себя лидеров в зависимости от того, к чему они стремятся в» жизни. И вы всегда сможете найти кого-то, кто поведет вас в том направлении, которое вас устраивает. Бог назначил руководство для управления Своей работой и Своей Церковью. Руководство имеет важную цель и функцию. Все дело в том, что опасно следовать за кем-либо слепо.

Согласно результатам исследований и статистике, только один из четырех или пяти членов Церкви посвящает некоторое время самостоятельному изучению Слова Божьего. При таком положении мы и сегодня имеем множество слепых последователей. Не будем относиться к словам Христа только как к историческому уроку, но посмотрим, не сумеем ли и мы извлечь пользу из урока, преподанного Им слушателям Его дней.

Итак, смысл притчи Иисуса заключается в том, что, следуя за заблуждающимся лидером, легко попасть впросак. Вернемся ко временам Христа и постараемся понять причину такого вывода. Какое уязвимое место было у людей, у толп, следовавших за Ним, что они так легко поддавались обману?

Во-первых, эти люди не были обращены. Они не испытали сверхъестественного воздействия Святого Духа на человеческое сердце. Их отношение к Богу не изменилось. Они никогда не позволяли Богу дать им способность, которой они еще не владели, чтобы познавать Его. Они посвящали мало времени личному поиску Бога, потому что не видели в этом жизненной необходимости» Во времена Христа иудеи обвязывали голову и запястья рук повязками с выдержками из Священного Писания вместо того, чтобы хранить его в своем сердце. Вся их религиозная деятельность была сосредоточена внутри своего «я». Они удовлетворялись внешней религиозной обрядовостью, соблюдали законы и установления, но сердца их не были тронуты Божьей благодатью.

Эти люди не имели живой связи с Богом. Они были жертвами концепции спасения посредством дел, и все их усилия были направлены на то, чтобы обеспечить себе земные благословения. Они слушали слова Христа о небе и вечной жизни, на них производило впечатление то, что чудесным образом приумножались рыба и хлеб, что болезни исчезали бесследно после нескольких слов, сказанных Иисусом. Но когда Иисус сказал им о хлебе жизни, они пришли в недоумение и сказали: «Какие странные слова, кто может это слушать?» (Ин. 6:60).

Во дни Иисуса люди принимали Его только отчасти. Они желали принимать Его как Великого Учителя и как Чудотворца; они хотели верить в то, что Он был Пророком. Но они отказывались принять Его как Спасителя и Господа Бога. И это их неполное принятие Христа окончилось полным отвержением Его.

У людей были сомнения, принимать ли дух пророчества. Об этом сказано в Лк. 16:19—31, где Иисус использует хорошо известную притчу для того, чтобы научить нескольким истинам. При этом Он не говорит о состоянии человека после смерти! Как вы помните, богач в аду пребывал в муках и просил, чтобы Лазарь, нищий, был послан к его пяти братьям и предостерег их: от той же участи.

«Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме! но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (ст. 29— 31).

Спустя немного времени один человек был воскрешен Христом из мертвых — и имя его было Лазарь! Но люди не только отказывались принять это свидетельство, но и замышляли убить Иисуса и Лазаря. Итак, у этих людей были сложные отношения с Моисеем и пророками.

В 23-й главе Евангелия от Матфея сказано, что хотя они украшали гробницы пророков, все же были детьми людей, убивавших пророков как духовно, так и физически. Павел также касается этого 8 одной из своих проповедей: «Мужи братия, дети рода Авраамова… Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнавши Его я осудивши, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу» (Деян. 13:26, 27). Они читали каждую субботу из писаний пророческих, но не понимали и не принимали того, что читали.

Стефан, первый мученик христианской Церкви, так сказал об этом: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» (Деян. 7:51—53).

Этого обвинения не снесли те, к кому обращался Стефан, и они, устремившись на него, вывели его из города и стали побивать камнями. Стефан же, взглянув на небо, «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Отца (ст. 55), Меня всегда волновал этот рассказ. Иисус не сошел, чтобы прекратить избиение! Он был на стороне Стефана, и Стефан умер в мире, молясь за своих врагов. Но Стефан сказал правду об этих людях. Они утверждали, что принимают пророков и относятся к ним с почтением, однако на самом деле они отвергли и пророков, и Того, о Ком они предвозвещали.

Яркий тому пример — отношение религиозных вождей к Иоанну Крестителю. В 21-й главе Евангелия от Матфея религиозные вожди оказались в затруднении, потому что Иисус спросил об их отношении к Иоанну Крестителю. Они отказались отвечать, потому что знали, что народ почитал Иоанна за пророка. Сами же они приняли Иоанна Крестителя только отчасти, ибо они не приняли Иисуса как Того, на Которого указал Иоанн Креститель.

Хотел ли Иисус сказать людям, что им не нужны руководители? Нет. У руководства есть своя определенная цель. Но должно ли руководство только вручить людям истину и не побуждать их к дальнейшему ее исследованию? Никогда! Цель руководителей, учителей, проповедников — ободрять и побуждать людей исследовать истину, стараясь докопаться до самой сути. Старое изречение гласит: «Можно давать человеку рыбу и кормить его в течение дня. Но можно научить человека ловить рыбу, чтобы он сам кормился всю жизнь». Я не знаю, назовете ли вы этот афоризм подходящим для вегетарианцев, тем не менее он очень удачен!

Учил ли Павел истине? Определенно учил. Учил ли Иисус истине? Учил. Учили ли ученики истине? Да, и верийцы проверяли, точно ли это истина, — и получили похвалу за свою пытливость. Иисус не просил толпы людей слепо следовать за Ним, как и вообще не просит следовать за Ним слепо никого. Но Он просил их уверовать и следовать за Собой.

Очень многие люди во дни Христа не приняли истину. Но были и те, кто поверил и пошел за Иисусом, и они сегодня поддерживают и вдохновляют своим примером нас.

Среди огромной толпы, окружавшей Христа, было немало искренне преданных людей. Не все, восклицавшие Ему: «Осанна!» при торжественном въезде в Иерусалим, кричали: «Распни Его!» несколько дней спустя. Женщина-самарянка искала истину, способную озарить и очистить ее душу. Она приняла Иисуса как Мессию и убедила весь город в Его мессианском достоинстве. Лазарь, простой труженик, ничем не выделявшийся в синагоге, с первой встречи испытал чувство горячей любви ко Христу, которая никогда больше не ослабевала. Разбойник на кресте среди мук и стыда воскликнул, обращаясь к Иисусу: «Господи, вспомни меня!» Я рад за всех этих людей, а вы?

Мы тоже уже сегодня можем быть среди тех немногих учеников, которые, как повествуется в 6-й главе Евангелия от Иоанна, не оставили Его. Многие покинули Его, и Иисус спросил оставшихся: «Не хотите ли и вы отойти?» (см. ст. 67).

Не хотите ли и вы сказать вместе с учениками: «Господи, к кому нам идти? Мы верим, что Ты — Христос, Сын Бога живого» (см. ст. 68). Вера во Христа никогда не была популярной. Когда Христос жил среди людей, не считалось популярным делом все время следовать за Ним толпой — к сожалению, это не модно и сейчас. Но мне хотелось бы предложить вам испытать два действенных средства, которые помешают вам слепо следовать за кем бы то ни было, кто так или иначе сам уведен в сторону. Первое — это личные взаимоотношения с Иисусом. И второе — верное понимание истины, на которой основываются эти взаимоотношения. И то, и другое одинаково важно, и одно без другого не действует. Но сегодня мы можем воспользоваться преимуществом познать Иисуса, познать истину для самих себя, когда мы ищем Его в Его Слове и через молитву. И мы можем продолжать искать Христа вплоть до Его Второго пришествия.