Как люди поступили с Иисусом в саду

Когда мне было около двенадцати лет, я жил в Мичигане, и мы много катались на коньках. Однажды вечером мой отец-проповедник ехал через город преподавать библейский урок. Я знал, что он поедет мимо парка, в котором был хороший каток, поэтому уговорил его взять меня с собой и высадить у катка.

Этим вечером должна была изучаться тема о тысячелетнем царстве Я катался так долго, что парк закрылся, все ушли, погасли фонари, а я остался на льду один, стараясь все время кататься, чтобы не замерзнуть. Казалось, прошла целая вечность, и я в конечном счете решил, что отец забыл обо мне и поехал домой без меня. Кататься было слишком холодно, и я прижался к дереву, что немного спасало от ветра.

Говорят, что двенадцатилетние мальчишки не плачут, это не так — они тоже плачут! Я испытал все чувства, какие только можно испытать, — плохие, печальные и безумные. Но прежде чем умереть, я увидел веселые огни автомобиля — это ехал мой отец. Никогда в жизни я так не радовался! Готовя эту главу, я вспомнил то чувство, которое испытал, когда решил, что отец забыл обо мне.

Начиная с данной главы, мы оставим проблему отношения Иисуса к людям, а обратим внимание на то, как люди обошлись со Спасителем. До сих пор мы изучали разные группы людей, с которыми Иисус ходил и трудился; мы видели, с какой неизменной любовью и добротой Он относился к каждому человеку. Теперь, изучая заключительные сцены Его жизни, мы видим, причем в трагическом свете, как отозвались на Его жизнь и служение люди.

Посмотрим, как они обошлись с Иисусом в саду, «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, .пока Я пойду, помолюсь там. И взяв с Собою Петра и двух сыновей Заведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаща сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф, 26:36—39).

Вспомните события того дня. Иисус провел некоторое время с учениками в верхней горнице. Они праздновали Пасху. Христос преподал ученикам несколько ободряющих уроков, сказал несколько слов о лозе и ветвях и помолился за них сильной молитвой — не только за Своих учеников (теперь их осталось одиннадцать), но и за Своих последователей всех веков.

Вместе они оставили верхнюю горницу и отправились в сад, в который Иисус любил приходить для молитвы и для общения со Своим Отцом, Когда они шли по направлению к саду, Иисуса давило непосильное бремя. Ученики заметили, что тяжесть, одолевавшая Его, была настолько велика, что Иго качало при ходьбе, словно Он нес огромный груз. Христос с трудом передвигал ноги. Ученики приблизились к Нему, желая помочь, хотя не понимали, почему Он был так печален.

Подойдя ко входу в сад, большинство учеников остановились, и Иисус избрал троих сопровождать Его дальше. Затем Он пошел к одному из Его излюбленных мест для молитвы, пока ученики, бывшие с Ним, ждали на небольшом расстоянии; Как часто мы глядели на картины, изображающие эту сцену, — коленопреклоненный Иисус молится в саду. Был вечер, когда душа Иисуса страшно скорбела, когда, казалось, Он готов был умереть.

Обозревая события в Гефсимании, последуем, за их участниками и обратим внимание на то, как по-разному они отнеслись к Нему в саду. —

Прежде всего поговорим о Его Отце. Еще прежде основания мира Иисус и Его Отец составили план действий, который Иисус решил выполнить, невзирая на страдания.

По-человечески говоря, Он сжимался в комок, зная об этих страшных испытаниях. Пришло время, когда Его Отец, согласно Писанию, возложил на Него все наши беззакония. То было непосильное бремя.

Невозможно даже вообразить себе, какой тяжелой была эта ноша, но вспомните на минуту какую-нибудь пережитую вами неудачу, когда вам было очень плохо, а враг приходил и вдалбливал вам в голову сознание вины. Подумайте о времени, когда вы чувствовали себя дальше всего от Бога, в самом большом разъединении с Ним, а тяжесть угрызений совести и боль из-за содеянного вами греха тяжелой ношей давили на вас. Я разговаривал с людьми, которые пожинали плоды своего собственного образа жизни и чувствовали такое тяжкое бремя в этом греховном мире, что хотели покончить с жизнью. Из-за боли и вины жизнь для них казалась бессмысленной. К этому переживанию добавьте все другие, когда вы страдали от вины, поражения и смерти. И все это помножьте на число людей й этом мире со всей их накопившейся виной. И, сделав это, умножьте эту тяжесть на всех людей каждого поколения. Вот вина, которую Иисус взвалил на Свои плечи. Вот почему мы не можем даже частично представить себе бремя, которое чувствовал Иисус, когда Бог возложил на Него все беззакония, совершенные нами.

Замечательно, что в этом плане принимали участие как Иисус, так и Его Отец. Бог не возложил это бремя на Иисуса против Его воли. Библия говорит нам, что Отец и Сын были едины в осуществлении примирения. И хотя Бог любит грешников и всегда их любил, Он ненавидит грех. Иисус также ненавидел грех. Бремя греха этого мира сокрушило Его жизнь, и все же Иисус добровольно взял на Себя это бремя, чтобы Бог остался Справедливым и мог оправдать всякого верующего и принимающего спасительную жертву.

Во время испытания в Гефсимании, когда Иисус умирал еще до Своей физической смерти, между Ним и Отцом было явное разделение. Такое разделение почувствует грешник, если он продолжит упорствовать в восстании против Бога и наконец будет потерян навсегда.

Иногда нам внушается мысль, что когда Иисус пришел на эту землю, Он полагался только на Свою силу. Однако мы видим, что вею Свою жизнь Он жил в зависимости от Своего Отца, находясь в тесных взаимоотношениях с Ним. Но теперь, когда мы знаем о Его переживаниях в Гефсимании и страданиях на кресте, у нас создается впечатление, что Отец покинул Его и Он был оставлен бороться с грехом один на один. Прямо здесь нужно подчеркнуть вот еще что: хотя Иисус чувствовал Себя покинутым, Он в действительности не был покинут. Иисус предсказал Свою великую печаль в Ин. 16:32, когда молвил: «Вот, наступает час и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного? но Я не один, потому что Отец со Мною». Иисус знал, что Его Отел, будет с Ним, но Он также знал, что будет чувствовать себя абсолютно покинутым, когда наступит кризис. Ощущения будут настолько реальны, как будто это произойдет на самом деле. Иисус чувствовал, что грехом Он был разлучен со Своим Отцом. Он чувствовал, что Божий гнев против греха был настолько велик, что Его единство с Отцом разрушено. Но Бог присутствовал там, в Гефсимании. Отец был там и «во Христе примирил с Собой мир» см. 2 Кор. 5:19).

Иисус чувствовал страх, Он боялся. Он боялся, что не сможет пройти через испытания когда почувствовал разделение со Своим Отцом. Он чувствовал Себя одиноким, потому что шал, что является человеком. Можно потратить очень много времени, подробно рассуждая о человеческой природе Христа. Но нам известно наверняка, что Он испытал на Себе всю слабость человеческой природы после 4000 лет греха. Он не был таким сильным; как Адам, и хорошо знал» как Адам не выдержал испытания. Христос чувствовал Себя одиноким и покинутым, и не удивительно, что Он хватался за землю, не желая быть разделенным с Отцом хоть на частицу большеного, что Он уже чувствовал. Не удивительно, что Он кричал, а из Его пор выделялись пот и кровь. Не удивительно, что эту смертельную схватку Иисусам Гефсиманском саду можно описать только такими словами, как отчаяние, ужас, тьма. Никакая печаль не может сравниться с печалью Христа.

Как тяжелы были эти страдания для Него, а также для Его Отца!

А теперь давайте взглянем еще на одного участника этих событий, посмотрим на .картину с другой стороны — обратим внимание на сатану. Что он делал в этот мрачный час? Сатана подошел к важному рубежу, когда все было поставлено на карту. На протяжении всей жизни Иисуса сатана пытался одолеть Его, т. е. толкнуть на падение. Началось это еще до рождения Христа-Человека. Когда Он был только младенцем, все мальчики-младенцы в Вифлееме расстались с жизнью, когда сатана покушался на Его жизнь.

Сатана встретил Иисуса в пустыне, и ему почти удалось лишить Его жизни, но ангел сошел и укрепил Христа. Сатана и его бесы не один раз бросали вызов Иисусу, крича Ему: «Мы знаем, Кто Ты, Святый Божий».

Теперь сатана приблизился, искушая Иисуса думать, будто Его Отец оставил Его с благой целью. Иисус сказал: «Мой Отец не оставил Меня», но сатана возражал: «Нет, оставил! Ты совсем один. Разделение, которое Ты чувствуешь, существует на самом деле. Ты никогда не увидишь Своего Отца вновь. Разделение, которое Ты чувствуешь, — вечно, так что какой Тебе смысл испытывать всю эту боль? Ты хотел, спасти мир, но мир отверг Тебя. Даже Твой народ захотел разделаться с Тобой. Один из Твоих учеников уже стал изменником и предал Тебя. Почему Ты не сдаешься? Почему бы Тебе не вернуться к Отцу и не прекратить Свои бесплодные попытки?»

Иисус был искушаем возвратиться к Своему Отцу. Это очень интересный момент. Нас часто одолевает большое искушение жить вдали от Бога. Самым же большим искушением Иисуса в саду было вернуться к Своему Отцу. Полная противоположность нам, не так ли? Сатана нажал на все педали, делая все, от него зависящее, чтобы убедить Иисуса оставить мир в его руках. Он знал, что его собственное будущее было положено на чашу весов

Теперь вспомним об ангелах. Как они вели себя, когда Иисус боролся в саду? Ангелы молчали. Они знали, что наступил решающий момент для Вселенной. На небе не было слышно пения. Там не играли арфы. Ангелы были поглощены происходившей драмой. Они наблюдали происходящее и знали его смысл. Ангелы, вся жизнь которых была наполнена радостью служения, крайне расстроились в ту памятную ночь. Можно представить себе, как они двигаются взад и вперед, глядя на эту сцену, затем поворачиваются, готовые броситься на своих быстрых крыльях на помощь Сыну Божьему, но не могут этого сделать.

Они глядят на Иисуса в саду, они глядят на Отца. О, если бы только Отец хоть кивком головы позволил им пойти и помочь. Наконец они закрывают Свои лица, ибо не в состоянии смотреть на эту ужасную сцену.

В план спасения вовлечено больше людей, чем живет здесь, на земле. Существуют непавшие миры. Верите ли вы, что другие миры обитаемы? Вы читали 12-ю главу Откровения? «Итак веселитесь, небесами обитающие на них» (ст. 12}. В Библии есть информация, из которой ясно следует, что другие миры обитаемы. Я полагаю, можно порассуждать о том, как много из происходящего на земле они могут видеть. Возможно, обитатели других миров имеют то же самое видение, какое имеют ангелы. Я сомневаюсь, что у них есть телевидение с новостями, передаваемыми в шесть часов с диктором, похожим на одного из наших. Но коггда создавался мир, утренние звезды пели, а все сыны Божьи восклицали от радости (см. Иов 38:4—7) Они знали, что происходило на земле, и были поражены самим фактом грехопадения.

Когда сатана начал свое восстание, он выдвинул против Бога два обвинения. Первое заключилось в том, что невозможно соблюсти Божий закон, и второе — что если закон не соблюден, прощение невозможна Если бы его обвинения были справедливыми, то вся Вселенная оказалась бы в опасности. Поэтому непавшие миры и ангелы, как зачарованные, затаив дыхание, смотрели на эту сцену в Гефсиманском саду.

Теперь взглянем на учеников. Они спали. Вы когда-нибудь осуждали их за то; что «аи спали? Иисус пришел к ним за сочувствием, потому что Он был человеком, а человеческое сердце жаждет сочувствия в страдании. Естественно желать утешения, когда испытываешь скорбь. Это нормально, когда хочешь услышать слова: «Я с тобою, я здесь».

Итак, Иисус, спотыкаясь, отошел от места уединения и приблизился к ученикам, ожидая слов ободрения. Но они спали. В какой-то момент они взглянули на Него, но не смогли даже встать, чтобы ответить Ему, и снова быстро погрузились в сон.

Но обратите внимание, что говорит Писание о.таком сне. Есть разные виды сна: сон вызванный физической усталостью, когда весь день бредешь по пыльной дороге Галилеи и устаешь, или же сон, навеянный скукой» Есть также сор, о котором сказано у Лк 22:45: «Встав от молитвы» Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали». Это сон, вызванный печалью.

Что это за сон от печали? Даже психологи, изучающие человеческий, мозг, говорят о людях, которые сном стараются избавиться от тяжкой печали. Большинство из нас испытывали нечто подобное в своей жизни. Ученики были жертвами именно такого сна. Они акали, что Иисус страдал, они слышали, как Он говорил о суде и смерти, старались не слышать, но боялись — Они слышали Его стоны и страдальческие крики в саду, чувствовали боль, потому что страдал их любимый Учитель, и сон наступил как благословенное облегчение от слишком сильной боли. Итак, ученики заснули сном печали.

Иисус знал, что нам также следует помнить это. Он знал, что дух учеников был бодр, но плоть была немощна. В известном смысле, этот сон не означал, что они забыли Иисуса; напротив! он показал, что ученики сердцем настолько соединились с Иисусом, что не могли выдержать напряжения. Вот почему они уснули таким сном.

Итак, в третий раз Иисус, один возвратился к месту молитвы, вновь обращаясь с возгласом к Своему Отцу: «Если возможно, да минует Меня чаша сия. Если нет, да будет Твоя воля».

Единственным другом Иисуса в ту ночь была природа. Смоковницы плакали, роняя росу; кипарисы наклонились, сочувствуя; ночная тишина нарушалась лишь воплями страдающего Спасителя. Казалось бы, одинокий и оставленный небом и землей, Иисус боролся до последнего. Никогда не приравнивайте страдания Иисуса в саду к чему-либо, переживаемому вами. Мы никогда не оказывались в том же положении, в каком был Иисус в ту ночь, и никогда не окажемся. Мы никогда не будем призваны нести тяжесть греха всего мира. Но после того, как Иисус боролся, плакал и, наконец, упал замертво, картина изменилась.

Гавриил, занявший место Люцифера и находившийся в присутствии Божьем, не мог усидеть на месте, глядя то на Отца, то на сцену в саду, и вдруг Отец кивает Гавриилу. И Гавриил со сверхъестественной скоростью — скоростью Вселенной — покрывает около 105 триллионов миль быстрее, чем за три минуты! Мне кажется, я слышу, как весь ангельский сонм восклицает: «Иди, Гавриил!»

Гавриил идет. Он становится рядом с Иисусом, поднимает голову Иисуса из пыли и держит ее у своего плеча. Архангел показывает на открытые небеса, откуда он пришел напомнить Иисусу о любви Его Отца. Он говорит Ему о душах, которые будут спасены навечно как плод Его жертвы. Он уверяет Его; что Отец более велик и более могуществен, чем сатана, и что царства этого мира будут принадлежать святым Всевышнего Он говорит Ему, что эта ужасная жертва будет достойной, достойной вовек, потому что люди земли будут навечно с Ним на небесах.

Иисус встает с места Своей молитвы. Он высоко держит голову и бодро выходит из сада, чтобы достойно встретить толпу. С этого момента и через все крестные страдания Он будет идти, высоко держа Свою голову, как подобает Царю, Каким Он и является. Когда Его бьют и пинают на всем пути на Голгофу, в Нем ощущается сверхъестественная сила и спокойствие. Он принял любовь Своего Отца и силу только верою. И хотя Иисус чувствует Себя одиноким на кресте и кричит: «Почему Ты Меня оставил?», Он по сути, не один. В самом конце Он говорит «Отче, в руки Твои предаю дух Мой» (см. Лк. 23:46).

Рады ли вы этой вести об Иисусе? Рады ли вы тому, через что Он прошел? Ради ли вы, что сможете быть одним из тех, кто навечно будет спасен благодаря Ему? Почему бы сегодня вам вновь не возблагодарить Его за Его дивную любовь?