Как Иисус относился к меновщикам денег

После того, как Иисус был помазан на мессианское служение при реке Иордан, Он вместе со Своими первыми учениками был приглашен на брачный пир в Кане. Брак был семейным торжеством: его участники были родственниками Иисуса. Там Иисус совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино. Это чудо было совершено в ответ на просьбу Его матери, которая рассказала Ему о возникшем затруднении.

После этого Иисус отправился в Иерусалим, где впервые привлек к Себе огромное внимание общества, очистив храм.

Этот эпизод, описанный во 2-й главе Евангелия от Иоанна, наглядно раскрывает отношение Иисуса к людям. Пожалуйста, обратите внимание на то, что глава, начавшаяся с описания свадьбы в Кане, продолжается повествованием об очищении храма. В последующей, 3-й главе, помещена беседа с Никодимом. Такая последовательность очень примечательна.

«После сего [то есть после брака в Кане] пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья Его и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим» (Ин. 2:12, 13).

По дороге в Иерусалим Иисус шел посреди большой толпы людей. Тогда Он еще был так мало известен, что в толпе мог легко остаться незамеченным. Вскоре это будет уже невозможно сделать. Но сейчас Иисус идет из Капернаума в Иерусалим на праздник Пасхи и беседует с людьми, которые заняты разговорами о грядущем Мессии.

«И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул; и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня»» (Ин. 2:14-17).

Что такое базарная площадь? Место, где продают и покупают товар. На базарной площади люди приобретают то, ради чего трудятся. На базарной площади получают то, что заслуживают, и заслуживают то, что получают. Базарная площадь — не место для церкви, потому что церковь — не дом торговли, а дом даров. Иисус хочет, чтобы Его Церковь была домом даров, где дары не покупают, а получают. Иисусу не угодно, чтобы Церковь была базарной площадью.

Вот почему Иисус в первый же день Своего публичного служения сделал нечто настолько ошеломляющее, что еще до заката дня некоторые хотели убить Его.

Рассуждая о том, что Христос сделал в этот день, обратим внимание на то, что это были за люди, к которым Он обращался. Там были купцы, торговавшие овцами, скотом и голубями. Там были меновщики, которые помогали людям купить и продать, меняя их деньги. Там были и религиозные вожди, которые служили Богу из личных интересов.

Во дни Иисуса должность первосвященника покупалась за очень большие деньги. Разумеется, Бог не хотел этого. Часто человек, покупавший эту должность за такую огромную сумму, сам влезал в долги и должен был возмещать свои потери. Поэтому он вступал в соглашение с меновщиками денег, покупателями и продавцами. Получая определенный процент от их сделок, он таким образом собирал деньги для выплаты долга. Подобное совершалось во дни Иисуса; до такой степени деградировала тогда религия.

В храме присутствовали и ученики Иисуса, которые были шокированы Его действиями. До сих пор Он представлялся им мягким, покладистым человеком, но в тот день они были напуганы.

Не говорите мне, что Иисус был чахлым и бледным, каким порой изображают Его художники. Всякий, кто работал в плотницкой мастерской без электрических инструментов и, стало быть, делал все вручную, будет отнюдь не слабым человеком. Когда Христос поднял бич из веревок, край рукава отогнулся, обнажая мускулистую руку.

Но не это произвело такое сильное впечатление на людей. В тот день случилось нечто более значительное. В тот день люди увидели проблеск Божественности. Когда шум и переполох внезапно сменились мертвой тишиной и один Человек окинул взглядом толпу, дали знать о себе более могущественные силы. Увидев это, ученики были поражены.

Однако следует отметить, что Иисус не повышал голоса в гневе. Когда Он произносил осуждающие слова, в Его голосе слышались слезы.

В храме в тот день было немало и других людей: жертвы торговцев заслугами и те, кто служил Богу из личной выгоды. На первый взгляд может показаться, что Христос главным образом руководствовался лишь желанием очистить храм от всего непотребного. Но на самом деле Он очистил храм, чтобы принять в нем бедных и больных, несчастных и разочарованных. Храм был очищен для многолюдной толпы.

Этим людям предлагался ряд товаров. Им внушалась идея, что нужно отрабатывать свой путь на небо, что нужно покупать овец, голубей, тогда как Овца была бесплатной и Голубь тоже.

В многолюдной толпе присутствовали бедные люди, которым не под силу было купить овцу. Возможно, ночью, мучимые бессонницей, они лежали, уставившись в потолок, и размышляли, смогут ли они когда-нибудь купить животное для жертвы, чтобы попасть в вечное царство. Если небесные блага можно купить за деньги, то на небе будут жить одни лишь богатые, а бедным там не место.

В храме также были люди с положением и достатком, которые с помощью денег могли заручиться доброй репутацией в обществе. Они хорошо спали по ночам, ибо были уверены в себе и в завтрашнем дне. Но то была ложная уверенность, основанная на их делах, совершаемых с целью заслужить Божье благоволение. Рано или поздно наступит момент, когда Бог пробудит их сознание, и они увидят, как они обманывались.

Иисус хотел дать людям, пришедшим в Иерусалим на праздник, свет истинной веры. Он хотел достичь сердец тех, у кого не было уверенности либо их уверенность была обманчивой. Поэтому Он и выгнал торговцев из храма.

Согласно Евангелию от Матфея, Христос сказал: «Дом Отца Моего не делайте базарной площадью; не делайте его вертепом для воров» (см. Мф. 21:13). Нечестивые люди не только крали деньги — они похищали славу у Бога, мир у людей, уверенность у беспомощных. Таких Иисус прогнал прочь.

Обратите внимание, что простые люди толпились вокруг Него. Они не убежали вместе с менялами, первосвященниками и раввинами. Базарный шум сменился словами хвалы и благодарности исцеленных больных. Дети также присоединились к восхвалению Господа.

В наше время считается нормальным, когда люди кричат и буйствуют на стадионе во время футбольного матча. Но если в церкви кто-либо вслух говорит: «Аминь», его считают странным. Итак, когда первосвященники» меновщики, денег, бежавшие из храма, наконец приостановились и не спеша вернулись в храм, вместо базарного шума до их слуха донеслись слова хвалы. И они почувствовали тревогу. Этих людей куда больше устроил бы базарный шум, нежели славословия Богу.

Но Благая весть включает в себя и то, что Иисус не чувствовал ненависти к ворам. Иисус был не против принять их. Он любил всех: и торговцев, и меновщиков, и церковных вождей. Позднее Иисус примет их приглашение на пир. Он посетит мытарей, собравшихся вместе, и будет сидеть плечом к плечу со священниками и правителями. Спаситель жалел их, потому что этими людьми владели страх и невежество. Он жаждал достичь их сердец Своею любовью, но Он был готов послужить и многолюдной толпе.

В тот день произошло и нечто такое, что опущено в этом повествовании. Прячась за одной из колонн, в толпе стоял человек. Этот одинокий человек был членом синедриона, одним из религиозных вождей народа. Он стоял и наблюдал, потрясенный всем происходящим.

Никодим видел, как бежали прочь из храма торговцы и меновщики денег. Он видел опрокинутые столы. Этот почтенный человек чувствовал необъяснимую силу, исходящую от личности Иисуса. Он видел слезы; он слышал голос, который все заглушал и сокрушал. Никодим слышал возгласы: «Осанна». Он видел исцеление больных. Учитель Израиля наблюдал за всем этим, стоя в отдалении.

Наверное, тогда он сказал самому себе: я должен встретиться и поговорить с этим Человеком, здесь есть что-то необъяснимое для человеческого понимания. И в 3-й главе Евангелия от Иоанна вы видите его, пришедшего к Иисусу. Это явилось прямым результатом очищения храма. Никодим пришел сам, чтобы услышать о даре спасения.

Но теперь мы сталкиваемся с непростой проблемой. Иисус хочет, чтобы храм Божий был домом щедрых даров, а не базарной площадью. Но в последней книге Библии говорится о необходимости купить золото, испытанное огнем, а также белую одежду и глазную мазь. В известной притче Иисус говорит Сам, что мы должны продать все и купить жемчужину. Нам необходимо продать все, чтобы получить сокровище, сокрытое в поле. Что же Он имеет в виду?

Мы знаем одно: Он говорит не о золоте и серебре. Золото на небе — ничто. Вот почему на небе им замостят улицы! Небесное денежное обращение — это продажа всего, чем мы являемся или думаем, что являемся; продажа всего, что мы имеем или думаем, что имеем. Это наше осознание собственного ничтожества и готовность избавиться от нашей самоправедности. Это обращение к Иисусу и принятие Его даров. Таковы небесные деньги.

Когда Иисус велит нам продать все и купить поле, Он в действительности говорит нам: перестань полагаться на себя — оставь мысль, что ты сможешь когда-либо заработать это. Если вы могущественны, Он говорит: перестаньте полагаться на свое могущество. Если вы богаты, не доверяйтесь своему богатству. Если вы умны, талантливы, хороши собой, не доверяйтесь этим качествам. Только лишь сознавая, что мы беспомощны в попытках достичь праведности, и отдавая себя полностью во власть Бога, мы обретаем истинное богатство.

Возможно, одним из самых лучших определений для весьма часто используемого христианами слова самоотдача является доверие Богу. Доверие подразумевает зависимость от другого, подчинение другому своего «я». Но обрести подобный опыт весьма нелегко. Иногда мы так упорно стараемся отречься от себя, что все более себя возвеличиваем. Мы забываем, что только Иисус может привести нас к самоотречению. Оно является даром.

Вера есть дар. И любовь — дар. Белые одежды — дар. Покаяние, послушание, победа — тоже дар. Голубь, или Святой Дух, — дар, который приносит с Собой все другие благословения. Агнец есть тоже дар — Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. И самоотдача — также дар.

Здесь нам следует обратить внимание еще на один момент. Когда мы говорим о Духе Святом и о той работе, которую Бог совершает в наших сердцах, очищение храма Христом свидетельствует нам о великой истине. Иисус заявил о Своей миссии и приступил к Своему служению как Мессия не только для того, чтобы даровать вечное спасение людям,- но также чтобы осуществить Божье намерение, согласно которому каждое сотворенное существо должно быть храмом, в котором обитает Создатель.

Вследствие грехопадения человечество перестало быть Божьим храмом. Сердце человека, омраченное и оскверненное грехом, больше не являло славу Божества. Дворы Иерусалимского храма, где процветала нечестивая торговля, очень точно иллюстрируют храм человеческого сердца, оскверненного чувственными страстями и несвятыми мыслями. Очищением храма от торговцев и меновщиков Иисус заявил о Своем намерении очистить человеческое сердце от скверны греха, от неосвященных желаний, эгоистичных вожделений, нечестивых привычек, растлевающих душу.

Сталкивались ли вы когда-нибудь со всей очевидностью того, что никто своими силами не может избавиться от скопища зла, которое завладело сердцем? Вы сознавали, что только Христос может очистить храм души? Но Он не станет врываться туда силой. Он не входит в сердце, как вошел в древний храм. Он говорит: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20).

Он призывает нас принять Его не только как Агнца Божьего, но и как Первосвященника на небесах, Который может сострадать нам в немощах наших и Который, подобно нам, был искушен во всем, кроме греха. Он приглашает нас смело приступить к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать, когда мы нуждаемся в Его помощи (см. Евр. 4:15, 16). Вся власть на небе и на земле принадлежит Иисусу Христу. Без Него никто не может рассчитывать на успех, но в единстве с Ним поражение исключено.