Как Иисус относился к сокрушенным сердцем

Доводилось ли вам когда-нибудь присутствовать на хороших похоронах? Как вы думаете, можно ли вообще называть похороны «хорошими»? Вернемся к этой мысли, когда будем рассматривать три повествования из Евангелия, описывающие соприкосновение Иисуса с тем, что мы называем смертью. Мы обратимся к ним, чтобы уяснить себе, как Иисус относился к сокрушенным сердцем.

Первое из этих повествований мы находим в 7-й главе Евангелия от Луки: «После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего., единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И подошед прикоснулся к одру; несшие остановились; и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань. Мертвый поднявшись сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (ст. 11—1б).

Разве это не хорошие похороны? Мне нравятся такие! Они начались не очень-то хорошо, но зато окончились триумфальным шествием, обратно в город Наин. Допытаемся соединить отдельное сведения в одну общую картину. Наин находился в двадцати — двадцати пяти милях от Капернаума на берегу Галилейского моря и в пяти милях от Назарета.

В те времена при погребении не пользовались закрытыми гробами. Умершего заворачивали в льняную простыню и клали на некое подобие плетеных носилок. Если семья была бедная, в похоронах участвовали двое играющих на флейте и одна нанимаемая плакальщица. Если семья жила в достатке, музыкантов и плакальщиц было много. Эту вдову, видимо, любили соседи, и очень многие участвовали в похоронной процессии.

Выйдя из города, они встретили другую большую процессию — толпу, сопровождавшую Иисуса. Итак, можно себе представить, как встретились эти две группы людей на узкой дороге в окрестностях Наина.

Иисус обратился к бедной вдове со словами, которые, несомненно, характеризуют Его отношение к сокрушенным сердцем. Он сказал: «Не плачь». Какие странные слова. От людей ожидается, что они будут плакать на похоронах. Разве это плохо — плакать на похоронах? Нет. Иисус Сам плакал у гроба Лазаря. Что же Он хочет сказать этими словами? Наверное, что Он сочувствует ей, что Его сердце тронуто ее горем. «Не плачь». Он знал, что ей не придется больше плакать, потому что Он собирался помочь ей.

Затем Иисус Сделал нечто необычное. Он подошел и коснулся похоронных носилок. Иудеи не ожидали такого. Несшие похоронные носилки остановились, вопли плакальщиц прекратились. Вы чувствуете, как в воздухе растет напряжение? Люди собираются вокруг» носилок, надеясь да чудо. Здесь находится Тот, Кто исцеляет болезни и изгоняет бесов. Подчиняется ли смерть Его силе?

Сильным, властным голосом Иисус произнес: «Юноша! тебе говорю, встань» (ст. 14). Этот голос достигает умершего. Юноша открывает глаза. Иисус берет его за руку и поднимает. Взгляд юноши Падает на мать, и он с радостью крепко обнимает ее.

Множество людей зачарованно смотрят на эту сцену. Притихшие, они с благоговейным трепетом некоторое время стоят как бы в присутствии Самого Бога. Но ведь так оно и было! Затем они начинают прославлять Бога. Как вам нравится эта история? Думаю, это были хорошие похороны.

Второе повествование помещено в 5-й главе Евангелия от Марка, и на этот раз речь Пойдет о маленькой девочке.

Смерть ребенка всегда кажется гораздо более несправедливой, чем смерть старого человека, прожившего долгую жизнь.

Итак, что же мы видим? «И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и сильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его» (ст. 2224).

Когда Иисус шел с этим начальником по направлению к дому, произошла небольшая заминка — женщина, дотронувшаяся до края Его одежды, исцелилась от болезни и подучила от Него похвалу за свою великую веру.

Дальше события развиваются следующим образом; «Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят, дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?.»

Не оставим без внимания главное в этих словах. .Как вы думаете: стоило ли Иисусу какого-либо труда воскрешать мертвых? Было ли для Него — для Жизнедателя, сотворившего нас от начала и поддерживающего биение нашего сердца, обременительным делом вернуть к жизни дочь Иаира?

Но посланные говорят; «Не утруждай Его более . л Только представьте себя на месте Иисуса. Вы пришли из приемной Всевышнего. Вы получили уверение от Своего Отца, что Он будет трудиться через Вас и что вся сила на небесах и на земле в вашем распоряжении. Вы можете сказать слово, и маленькая девочка вернется к жизни. Будет ли вам трудно пойти и разбудить ее? Нет! Будет гораздо труднее оставаться в стороне!

..Я помню похороны маленького школьника. Все его одноклассники знали, что мальчик умрет. Единственным вопросом было — когда. Настал, день, когда Хэнк умер; похороны состоялись в нашей церкви. Пришли все мальчики и девочки из школы и один за другим подходили и говорили Хэнку: до свидания.

Видя все это, я, помнится, подумал, что та сцена напоминает события, происходившие во дни Иисуса. О, как я хотел, чтобы Он прошел по церковному проходу, взял Хэнка за руку и пробудил его.

Иисус мог бы привлечь внимание людей к Себе. Но Он настолько жаждал прославить Своего Отца, что мог соприкоснуться с царством смерти, вернуть человека к жизни и уйти, запретив людям даже говорить об этом: «Не говорите об этом никому» (ст. 43).

Итак, посланные сказали: «Не утруждай Учителя». Иисус же, услышав эти слова, сказал Иаиру: «Не бойся, только веруй» (ст. 36). Так Иисус поддерживал сокрушенных сердцем. Он говорил им слова утешения и ободрения.

«И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих и вопиющих громко. И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит» (ст. 37—39).

Отметим, что Иисус назвал сном то, что мы называем смертью.

«И смеялись над Ним» (ст. 40). Играющие на флейте, наемные плакальщицы, соседи и друзья посмеялись над Иисусом. Ведь они видели, как она неподвижно лежала на постели бездыханная. Они сказали: «Не пытайся уверить нас, что она не мертва».

«Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И взяв девицу за руку, говорит ей: «девица, тебе говорю, встань»» (ст. 40, 41).

По безжизненному телу прошла дрожь. Пульс жизни забился снова. На устах появилась улыбка. Глаза широко открылись, как будто после сна, и девочка с удивлением оглядела людей, собравшихся вокруг нее.

Она встала, родители обнимали ее, плача от радости. Трудно представить себе более трогательную сцену.

Тот, Кто относился к сокрушенным сердцем с таким великодушием, обещал вновь прийти на землю. Он и сегодня обладает той же силой оживлять умерших и утешать плачущих.

Третий случай, когда Иисус возвратил к жизни умершего, мы находим в 11-й главе Евангелия от Иоанна. Здесь повествуется о Марфе, Марии и Лазаре. Иисус любил бывать в доме Своих друзей. Приходя в Вифанию, Он всегда находил время повидаться с ними.

40

Но когда занемог Лазарь, Иисуса в городе не было. Лазарь заболел очень тяжело, и врач не мог сказать ничего утешительного. Дела шли все хуже, поэтому Мария и Марфа послали за Иисусом. Отыскать Учителя было нелегко, но посланные все же нашли Его. И когда они рассказали Ему о состоянии Лазаря, Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти» (Ст. 4).

Возвратившись в Вифанию, посланные сказали: «Мы пришли с доброй вестью. Иисус сказал, что болезнь Лазаря не к смерти». Сестры кинулись в комнату Лазаря: «Лазарь, не переживай. К нам пришли с вестью от Иисуса. Ты не умрешь».

«В самом деле?»

«Да, так сказали посланные. Ты не умрешь».

«Похоже, так и будет!»

Лазарь продолжал надеяться, но ему становилось все хуже и хуже. Наконец он потерял сознание и спустя некоторое время умер. Как, должно быть, Марии и Марфе было тяжело перенести это. Какое испытание их веры в Иисуса!

А тем временем, находясь вдали, Иисус сказал Своим ученикам: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его» (ст. 11).

Они спросили: «Уснул?»

«Да, уснул».

Теперь ученики забеспокоились о Христе, потому что они уже слышали о том, что жившие вблизи Иерусалима иудеи охотились за жизнью Иисуса. Против Него был составлен заговор, и ученики опасались, что, возвратившись с Ним, они тоже пострадают. Испугавшись за свою жизнь, они сказали: «Не будем возвращаться. Если после такой тяжелой болезни Лазарь уснул, то это хорошо. Пусть себе спит. Ему это будет на пользу. А мы останемся здесь» (см. ст. 8-12).

Иисус ответил: «Я возвращаюсь обратно и разбужу его от сна».

«О, нет, не делай этого!»

И тогда Иисус нехотя произнес наконец слово, которое обычно употребляем мы. Пожалуйста, не упустите этого из виду. Иисусу не нравилось слово смерть.

Он не называл это смертью. Иисус сказал ученикам: «Наш друг Лазарь умер». Он предпочитал называть смерть сном, и мне это слово тоже больше по душе. Потому что, когда человек спит, это не так уж плохо. Когда человек спит, наступит время пробуждения.

Видя, что близкому вам человеку, который верит в Христа, остается не так уж долго жить, вы можете сказать вместе с Иисусом; «Эта болезнь не к смерти». Верующему смерть не страшна. Когда он покоится в Иисусе, время плача вскоре сменится временем радости. Мы не печалимся, как люди, не имеющие надежды, потому что знаем: уснувший в Иисусе скоро пробудится.

Когда мы взираем в будущее, боль уходит и крепнет надежда. Мы предвкушаем то время, когда Иисус придет оживить спящих. В центре повествования о Лазаре помещены дорогие сердцу каждого верующего слова: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет; и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» (ст. 25,26).

Я хотел бы задать тот же вопрос и сегодня. Иисус сказал: «Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» У тех, кто верит, будут хорошие похороны, хотя будет и печаль. Мы нередко плачем, говоря: «До свидания», когда друзья оставляют нас, отправляясь в далёкое путешествие. Слезы здесь естественны. Но мы не будем скорбеть, подобно людям, не имеющим надежды (см. 1Фес. 4:13).

Итак, Иисус подошел к кладбищу вместе с Марией, Марфой и окружавшей их толпой. Он приблизился ко входу в пещеру, где была гробница, и сказал: «Отнимите камень».

Даже Марфа отступила, произнеся: «Ну нет, ты заходишь слишком Далеко».

Иисус сказал, что Лазарь уснул, но к тому времени, когда камень был отвален, Лазарь спал уже четыре дня. Никто не сомневался в том, что Лазарь был мертв.

Люди отвалили камень и, затаив дыхание, наблюдали, как Иисус обратился к Отцу с благодарственной молитвой. А затем Он повелел: «Лазарь! иди вон!» (ст. 43).

Некоторые считают, что если бы Иисус не обратил все Свое внимание именно на Лазаря, то ожили бы все мертвецы, похороненные на этом кладбище. Может, это и в самом деле так. Лазарь вышел из гробницы и вновь вернулся к своей семье и друзьям. Какая славная история!

Сегодня мы можем радоваться доброй вести о том, что тог состояние, которое мы называем смертью, есть только сон и что Христос имеет силу пробудить нас ото сна и дать; жизнь вечную. Мы можем радоваться, что Он, как и прежде, обладает достаточной силой, чтобы победить смерть Утешая в горестные минуты, Он призывает нас с надеждой ожидать того дня, когда Он придет вновь и смерть будет окончательно побеждена.