Как Иисус относился к грешникам, совершающим осознанный грех

Когда я был маленьким мальчиком, -. то порой пускался в рев, оттого что у моего брата кусок пирога был больше, чем у меня.

Мой отец часто повторял эти строки моему брату и мне. В то время нам было полезно слышать их. Как-то раз на рождественском празднике, устроенном членами нашей церковной общины, мне и моему брату дали по пакету вкусных леденцов, долго не тающих во рту Наши родители, конечно, забеспокоились. Они не хотели, чтобы мы испортили себе, зубы и желудки. Поэтому они установили правило: только один леденец за один раз, да и то «сразу после еды. Никаких леденцов в перерывах между едой, но конечно, для маленького мальчика это было слишком. Поэтому я лазил в свой пакет с леденцами и между приемами пищи. Узнав об этом, отец, не долго думая, разорвал, мой пакет с конфетами. А сам я, узнав об этом, настолько забеспокоился о здоровье моего брата, что выбросил его пакет с леденцами в туалет!

Почему такое происходило с нами? Почему с таким рвением мы старались опередить друг друга в самых крайних проявлениях вражды или же в невинных играх? Отчего футбол и другие виды спорта становятся национальным развлечениями. Почему мы так единодушно поглощены одним: кто, кто взойдет на пьедестал, кто будет первым? Все началось с греха, не так ли? Все началось тогда, когда кто-то решил, что он достоин быть самым великим.

Видимо, желание первенства укоренилось в самой нашей природе. Это проявлялось даже в учениках Иисуса, вновь и вновь желавших почитаться большими среди всех.

На их опыте нам дан прекрасный пример того, как Иисус относится к людям, совершающим осознанный грех.

Возможно ли, чтобы святые грешили? Как Иисус поступал со святыми, которые согрешают? Возможно ли грешить, знать, что согрешаешь, несмотря на это все же продолжать грешить и все-таки оставаться христианином? Я бы сказал, что это очень важный вопрос. И на этот вопрос есть столь волнующий ответ, что я едва сдерживаюсь, чтобы тут же не поделиться им! Но будем стараться строить наши рассуждения на основании того, что Писание говорит об отношении Иисуса к людям такого рода.

«Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали, потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше» (Мк. 9:33, 34).

Настал день, когда Иисус собрался идти в Иерусалим. Ученики были уверены, что для Него пришло время установить царство — Его земное царство. А у них оставалось одно незаконченное дело, о котором нужно было позаботиться. Вопрос касался того, кто будет президентом, кто будет премьер-министром, кто будет большим в Его царстве.

Итак, они шли в Иерусалим и горячо спорили, пытаясь решить эту проблему. Они сознавали, что поступают неправильно, потому что отстали от Иисуса. Фактически ко времени, когда Иисус достиг пределов Капернаума, ученики настолько отстали от Него, что Он не мог расслышать их слов.

Это довольно-таки забавно. Ученики Иисуса находились рядом с Ним в течение трех лет. Они неоднократно заявляли о своей вере в Него, в то, что Он был Сыном Божьим. Однако в данном случае они стараются говорить как можно тише, чтобы Бог не услышал их!

Этот эпизод открывает нам нечто очень интересное относительно греха. Тяжело грешить в присутствии Иисуса. Вы чувствовали это? Даже людям испорченным тяжело грешить в присутствии того, кого они любят и уважают. Тем

или иным образом мы ощущаем: для того чтобы продолжать грешить, нам приходится удаляться от Иисуса, удаляться от Бога.

Итак, Христос с учениками приходит в Капернаум и останавливается в доме, который будет их пристанищем. Улучив момент, Иисус спрашивает: «О чем дорогою вы рассуждали между собою?»

Ученики неловко переминаются с ноги на ногу и отводят глаза. Они ничего не ответили. В Библии сказано: «Они молчали». Подходящее время хранить молчание! Когда родители спросили меня, что случилось с пакетом леденцов моего брата, я тоже молчал!

Но Иисус продолжал настаивать, пока наконец один из учеников не ответил: «Мы рассуждали, кто будет большим в царстве».

Жизнь Иисуса была жизнью смирения. Как сказано во 2-й главе Послания к Филиппийцам, Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба. Тот, Кому воздавали честь и поклонение все небесные воинства, пришел, чтобы родиться в яслях. Тот, Кто был богат, стал нищим ради нас, чтобы мы обогатились Его нищетою. Вновь и вновь Он старался донести до сознания учеников, что истинное величие основано на смирении. Но они так и не усвоили этого урока.

Казалось, в этот момент Иисус мог бы сказать: «Жалкие ученики, исчезните долой с глаз Моих. Дайте Мне других двенадцать, Я начну с ними все сначала».

Но вместо этого Он «сев призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. И взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9:35—37). Иисус всегда показывал на примере маленьких детей, чему подобно Царство Небесное.

Иисус был добр к Своим ученикам. Он не осуждал их и терпеливо старался донести до них свет истины. Господь продолжал ходить и общаться с ними. Он продолжал трудиться с ними, путешествовать с ними, доверять им Свое служение и Свою миссию.

Из этого библейского примера ясно видно, что ученики Христа были виновны в грехе. В каком грехе? Грехе гордыни. О, скажете вы, это чувство присуще многим. На этом стоит мир. От этого становится интересной игра монополий! Ведь освящение — дело всей жизни. Может быть, в конце жизни нам удастся решить эту проблему.

Но, вникнув в нее, вы обнаружите, что гордость — один из самых худших грехов в очах Божьих. Гордость более всего оскорбительна для Бога, потому что она противоречит самой Его природе. Именно гордость была тем грехом, с которого в первую очередь начался нынешний хаос.

Поэтому грех, в котором повинны ученики, был не просто грехом, а ужасным грехом. И ученики знали, что это грех, они сознавали, что делают, но в то же время продолжали грешить. И это продолжалось во все время их путешествий с Иисусом и даже на Вечери в верхней горнице, накануне распятия. В моем понимании гордость — сознательный грех, продолжающийся грех, привычный грех, лелеемый грех, устойчивый грех.

Это библейское повествование свидетельствует о том, как Иисус относится к тем, кто сознает, что грешит, и, однако, продолжает согрешать.

Кто-то сказал однажды, что проблема учеников Иисуса заключалась в том, что они не были обращены. Но ведь они были посланы изгонять бесов, очищать прокаженных и воскрешать мертвых. Могут ли необращенные делать это?

Это были люди, которым Иисус сказал, когда они вернулись после выполнения своей миссии с семидесятые: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10:20). Но в Ин. 3:3 сказано, что если человек не родится свыше, то не может увидеть Царствия Небесного. Поэтому я не могу согласиться с предположением, что эти ученики не были обращены. Что тогда?

Как Иисус поступает с учениками, которые виновны в известном грехе? В Мф. 12:31 помещено Его классическое изречение: «Всякий грех… простится человекам». Разве это не добрая весть? И если будут прощены все грехи, то это относится и к сознательному греху, устойчивому греху, привычному греху. Прощение изглаживает как тяжкие грехи, такие, как гордость, так и другие грехи, такие, как убийство, прелюбодеяние и так далее.

Иисус провозгласил прощение всякого греха, Он продолжал общаться с учениками, и они перенимали у Него то, чему Он пытался научить их.

Кто-то может решить, что согрешать — не так уж плохо. Может быть, не так уж важно, грешит человек или нет? Может быть, послушание и победа над собой не столь уж необходимы, а может, и вовсе невозможны? Но нам нужно помнить, что Иисус сказал Марии, когда ее привели к Нему. Он сказал: «Я не осуждаю тебя». Какая добрая весть!

Но на этом Он не закончил, а добавил: «Иди и впредь не греши». Это также добрая весть.

Бог любит грешников, это правда. Но Он ненавидит грех. Он дает человеку силу для победы над грехом. Он дает силу повиноваться — силу одерживать победу. И Он дарует также прощение слабым, незрелым, растущим христианам. Он продолжает поддерживать и направлять их.

Нам доступна сила идти и не грешить больше. Но овладеть этой силой можно только тогда, когда мы принимаем Христа и Его любовь, а также развиваем и укрепляем отношения с Ним. Вот почему каждому грешнику, когда он учится, как овладеть доступной для него силой, абсолютно необходимо полагаться на присутствие Иисуса, Который принимает его.

Только тогда человек избавляется от своих ошибок, когда он знает, что желанен и любим, несмотря на свои прегрешения. Ведет ли это к распущенности? Отнюдь нет! Взаимоотношения с Иисусом — именно они ведут к победе.

На основании этого библейского повествования можно сделать вывод, что можно пребывать в продолжающихся взаимоотношениях с Иисусом и в то же время лелеять какой-нибудь сознательный грех. Ученики имели продолжающуюся связь с Богом и одновременно продолжающийся сознательный грех — не так ли?

Но хотя можно иметь взаимоотношения с Богом и в то же время совершать сознательный грех, рано или поздно это двоевластие должно закончиться.

Иуда был умен и понимал этот принцип. Он не пожелал оставить грех и потому сознательно пренебрег своими отношениями с Иисусом в угоду греху.

Теперь мы подошли к самой сути взлелеянного сознательного греха. Иуда понимал, что нужно сделать для того, чтобы победить грех, и тем не менее сознательно решил не делать этого. А когда кто-нибудь пренебрегает взаимоотношениями с Иисусом в угоду жизни во грехе, то становится на чрезвычайно опасный путь. Возможно, вы встречали людей, которые не стремились стать истинно верующими, потому что они не хотели никаких изменений в своей жизни. Именно таким был Иуда.

Но остальные ученики захотели остаться с Иисусом невзирая ни на что. К примеру, Иоанн, который всегда находился рядом с Христом. Ничто не могло разлучить его с Ним. Однако понадобилось три года, прежде чем он научился тому, как принять победу, которую предлагал Иисус. И несмотря на возникавшие у него проблемы, не менее серьезные, чем у Иуды, он продолжал быть рядом с Иисусом.

Шли годы. В живых остался один Иоанн — последний из учеников Христа. Все другие умерли мученической смертью. Возможно, в Риме его приходили навестить друзья. Они слышали его слова: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога» (1 Ин. 4:7).

Друзья говорят ему: «Иоанн, ты очень изменился». Иоанн удивленно спрашивает: «Неужели?» Люди, переживающие внутренние духовные преобразования, обычно бывают скромного мнения о самих себе, поскольку о происшедших изменениях узнают последними. Но благодать Божья оказала свое воздействие на Иоанна. Прежде он был известен как один из «сыновей громовых», но теперь он говорит: «Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Мой друг, я бы хотел сказать тебе, что если ты день за днем продолжаешь познавать Иисуса как твоего личного Друга — через молитву и изучение Его Слова, если ничто не отдаляет тебя от Него, ты переживешь, как пережил возлюбленный Иоанн, преобразование своего характера. С каким бы грехом ты ни боролся, победа будет на твоей стороне.

Иногда мы бываем нетерпеливы и пытаемся спланировать наш духовный рост. Лучше этого не делать. Предоставьте это Богу. Это работа Святого Духа. Принцип христианского возрастания таков: вначале росток, потом колос, а потом полное зерно в колосе. Для созревания плода требуется время.

Любовь имеет силу оградить нас от распущенности. Чем больше мы любим, тем меньше мы расположены смотреть на Божью благодать как на даровую и все позволяющую. А пока мы возрастаем в вере, пока мы вместе с учениками Христа учимся любить Его и доверять Ему полностью, мы должны испытывать чувство благодарности за весть о том, как Иисус относился к сознательным грешникам.

Как Иисус относился к одержимым дьяволом

Хор только что закончил пение утреннего гимна. Певцы в мягких шелестящих одеждах вернулись на свои места и сели. С легким шумом люди начали усаживаться поудобнее, готовясь слушать проповедь.

В это, утро церковь была полна. Вокруг царило оживление, потому что ожидалась проповедь Человека, по слухам, сильного полемиста. Он не часто публично высказывал Свое мнение, и в народе говорили, будто одно такое служение чуть не закончилось бунтом. По понятным причинам руководитель служения немного нервничал, поглядывая на приглашенного Проповедника, и слегка кивнул головой, давая знак, что Ему пора начинать.

Едва Проповедник достиг кафедры и приготовился говорить, как двери церкви с шумом распахнулись. Пронзительно крича и шатаясь, по центральному проходу шел человек, одержимый дьяволом. Он бросился к ногам Иисуса. Об этом можно прочитать в Лк. 4:33—36. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом».

В описании присутствует доля юмора — «нечистого духа бесовского»! Много ли существует чистых бесовских духов? По крайней мере можно предположить, что среди бесов, овладевающих людьми, этот бес был особенно плохой.

Одержимый бесом «закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий».

Обратите внимание на местоимение — оно употребляется во множественном числе. «Оставь; что Тебе до нас?» «Ты пришел погубить нас». Очевидно, демон начал говорить, имея в виду себя и человека, которым он овладел. Затем он произнес: «Знаю Тебя». Видимо, человек не сознавал, в Чьем присутствии он находился. Однако демон определенно знал, Кто перед ним.

Должно быть, это был весьма самонадеянный демон. В тот день он, наверное, особенно осмелел, если решил прервать служение в церкви, которое проводил Иисус — Тот, Кто сотворил его. Самонадеян он был или нет, но особенно умным его не назовешь. Ему бы следовало быть лучше осведомленным, он ведь потерпел поражение — как всегда случается с бесами в присутствии Христа. Ибо «Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?»

В Библии встречается семь повествований о столкновении Иисуса с демонами. Прежде чем перейти ко второму случаю, пожалуйста, заметьте себе три следующих обстоятельства:

1. Разговор Иисуса с демоном был коротким.

2. Демон был вынужден немедленно оставить свою жертву.

3. В этом особом случае посредника между Христом и демоном не было.

Никто не привел этого страдающего человека к Иисусу, и никто не хлопотал за него перед Иисусом. Он пришел один. Фактически он даже не мог просить о помощи, потому что, когда он пытался что-либо сказать, через него говорил демон. Однако Иисус обладал силой спасти его от власти бесовского духа.

Второе повествование, помещенное в Мф. 9:32 -34, очень коротко: «Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ удивляясь говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле».

В этом случае были посредники, ибо сказано: «Привели к Нему человека немого бесноватого». И вновь борьба была недолгой. Писание свидетельствует, что бесы были вынуждены немедленно оставлять свою жертву по слову Иисуса.

Люди, приведшие этого человека ко Христу, сами ничем не могли помочь ему. Но они знали достаточно, чтобы привести его к Иисусу, и поступили правильно, не так ли? Если сегодня кто-нибудь Знает человека, который испытывает страдания, душевный недуг или скорбь, пусть он последует примеру этих людей и приведет его к Иисусу. Только Иисус может исцелить и вернуть твердость духа.

Третий случай описан в 12-й главе Евангелия от Матфея: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть» (ст. 22).

Повествование продолжается диалогом между Иисусом и фарисеями. Но сам контакт Иисуса с демонами снова был коротким и опять закончился их полным поражением. Религиозные вожди обвинили Христа, что Он изгоняет бесов силою дьявола. В свою очередь Иисус привел им доводы, поставившие их в тупик, и рассказал притчу о пустом доме — выметенном И убранном, куда вместо одного демона вернулось много. Мы еще вернемся к этому моменту, а теперь перейдем к четвертому случаю.

Это один из хорошо известных рассказов — об одержимых бесами, которые были освобождены, и о бесах, которые увлекли стадо свиней с утеса в море. Об этом говорится в 8-й главе Евангелия от Матфея и 8-й главе Евангелия от Луки. В этом случае Иисус ведет краткий диалог с демонами. Как явствует из 8-й главы Евангелия от Луки, Он спрашивает: «Как тебе имя?»

Нечистый дух отвечает: «Легион» (см. ст. 30). Во дни Христа римская армия была разделена на легионы. Каждый легион включал от трех до пяти тысяч солдат. Видимо, у дьявола в резерве достаточно демонов, чтобы они по 3—5 тысяч воздействовали на одного-двух человек!

У людей, практикующих изгнание бесов, существует распространенная точка зрения, что нужно говорить с каждым бесом индивидуально и изгонять их по одному. Если бы Иисус пользовался этим методом, Он, наверное, и по сей день оставался бы в Палестине!

Хотя в Библии существует свидетельство, что человеком могут владеть много бесов одновременно, в ней ничего не сказано о том, что нужно иметь дело с каждым бесом отдельно. Когда Иисус повелел, они оставили человека все сразу. Если хотите, то была проведена комплексная операция. Бесы вошли в свиней, свиньи ринулись в море, а люди пришли и умоляли Иисуса оставить их пределы, пока они не потеряли из своего имущества что-нибудь еще.

В данном случае посредника не было. Вновь бесы проявили недостаток разума, а может быть, самообладания, добровольно появившись перед Иисусом. Но у них хватило сообразительности заявить, как об этом написано в Мф. 8:31: «Если выгонишь нас, то пошли в стадо свиней». Разумеется, они знали, чем закончится их встреча с Христом.

Пятый случай описан в 15-й главе Евангелия от Матфея, стихи 21—28. Это рассказ о женщине-хананеянке, имевшей великую веру. Она была настойчива, не отходила от Иисуса в надежде умолить Господа исцелить ее дочь, которая тяжко страдала от дьявола. В конце разговора Иисус сказал: «О, женщина! велика вера твоя; да будет; тебе по желанию твоему». Матфей заканчивает свой рассказ о произошедшем чуде словами: «И исцелилась дочь ее в тот час».

В данном случае присутствовал посредник, а самой дочери, которая была одержима дьяволом, здесь не было. Можно сказать, что она получила исцеление заочно. Но хотя ее не было рядом с Христом, она исцелилась немедленно по Его слову.

Шестой случай описан в Мк. 9:14—29. Это длинная история. Иисус спустился с горы Преображения. Он взял с Собой троих учеников для особого дела. Оставшиеся девять исполнились зависти и стали спорить между собою, кто из них больший. В таком состоянии духа они пытались побороть демонов, но вместо этого демоны побороли их. Хотя Сам Иисус никогда не темнел поражения, Его ученикам пришлось испытать его.

Когда Иисус появился среди народа, один из присутствовавших, сын которого был одержим нечистым духом, объяснил Ему ситуацию и сказал: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам».

Иисус ответил: «Все возможно верующему».

Тогда человек сказал: «Я веруй, но, очевидно, недостаточно. Пожалуйста, помоги моему неверию».

Иисус, сжалившись, избавил мальчика от воздействия злого духа.

После того, как толпа рассеялась, ученика спросили Иисуса, почему они не смогли изгнать беса сами. На это Иисус ответил: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».

Однако, насколько мы знаем, Иисус, изгоняя демонов, не постился. Легко истолковать слова Христа буквально и полагать, что Бог будет особенно расположен к нам, если мы откажемся от пищи. Но такое понимание не согласуется со словами Иисуса о Божьем желании давать благие дары Своим детям. Божьи дары не зарабатываются — они даются даром. Так что же Иисус имел в виду?

Христос говорил о важности непрекращающейся взаимосвязи с Его Отцом. Он не пытался привести себя в особое духовное состояние специально для этого случая. Иисус каждый день проводил время в общении со Своим Отцом. Для Него это было гораздо важнее пищи. Благодаря этой взаимосвязи Он находился под водительством Своего Отца и был готов в любой момент отразить происки дьявола.

С другой стороны, Его ученики не проводили ночь или раннее утро в общении с небесами, как это делал Он. В это время они спали или спорили между собой о том, кто из них больший. Таким образом, они сами лишили себя небесной силы и оказались беспомощными перед лицом врага.

Всякий раз, когда мы пытаемся бороться с темными силами в одиночку, мы наверняка окажемся побежденными. Если мы не обладаем силой Иисуса, то всякая попытка вступить в противоборство с дьяволом будет полнейшим безрассудством. Он сильнее нас и непременно окажется победителем. Только сила Иисуса может одолеть дьявола, и эта сила доступна нам через ежедневное общение с Ним.

Мы не только не способны преодолеть одержимость дьяволом какого-либо человека, но также не способны справиться с дьявольскими искушениями и ухищрениями в нашей собственной жизни. Мы не можем победить грех своими силами, это можно сделать только силой небесной, когда мы обращаем свой взор к Иисусу и призываем Его сражаться за нас.

Еще один, седьмой случай описан в Мк. 16:9. Этот рассказ не похож на все остальные. Здесь упоминается о том, что уже произошло.

«Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов».

Можно рассуждать на тему, изгнал ли Иисус из Марии семь бесов сразу или изгонял их семь раз. Я придерживаюсь последнего предположения на основании притчи, которую Иисус рассказал в 12-й главе Евангелия от Матфея. Давайте обратимся к стихам с 43-го по 45-й.

«Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».

О чем говорит Иисус? О том, что есть нечто более важное, чем просто изгнание дьявола. Необходимо не впускать его снова. Разве не так? И Мария научилась этому, очевидно, перенеся многое,

Сами мы никогда не искореним греха. Он вытесняется только тогда, когда в сердце входит Иисус.

Из рассмотренных нами случаев можно сделать несколько выводов Во-первых, когда Иисус изгоняет бесов, Он изгоняет их немедленно. Во-вторых, Он изгоняет всех бесов сразу, а не по одному. В-третьих, иногда при этом бывает посредник, иногда нет. Очевидно, присутствие посредника было не столь существенным. И, в-четвертых, изгнание бесов — не самое важное дело!

В 10-й главе Евангелия от Луки сказано, что, когда семьдесят учеников вернулись и сказали: «Господи! и бесы повинуются нам именем Твоим», Иисус ответил им: «Сатана был изгнан с неба уже давно. Он — побежденный враг» (см. ст. 17—20).

То, как Иисус относился к одержимым дьяволом, — добрая весть. Она была таковой в Палестине, она не утратила

своей значимости и теперь. Иисус никогда не терпел поражения. Бесы молили о милости в Его присутствии. Поэтому их нечего бояться: могущественное имя Иисуса по-прежнему обладает великой властью на земле. С Его помощью мы можем быть избавлены от вражьей силы.