Лучшие методы финансового администрирования

Каждую неделю миллионы адвентистов седьмого дня по всему миру объединяются в поклонении своему Творцу. Они живут в разных местах, принадлежат к разным культурам и придерживаются разных стилей поклонения. Но одно остается неизменным: все они привержены миссии возвещения Благой вести об Иисусе Христе по всему миру! Они посвящают этой единственной цели свое время, силы и деньги. Поскольку члены церкви проявляют свою верность в пожертвованиях, то церковные руководители обязаны в своих отчетах об использовании пожертвованных средств быть прозрачными и ответственными. И тот, кто жертвует одну лепту, и тот, кто жертвует миллион, в равной степени имеют право на достойное организационное руководство лидеров своей церкви.

Когда руководители церкви соглашаются с общим подходом к выполнению своих обязанностей в рамках миссии и принимают коллективную ответственность за финансовые результаты и отчеты об этих результатах, это повышает уверенность людей в единстве церковных организаций и тех, кому доверена руководящая роль. Ниже описаны семь сфер, которые являются неотъемлемой частью эффективного финансового администрирования. Эти семь сфер были расширены и приняты как общие правила финансовой деятельности Церкви адвентистов седьмого дня.

Финансовые операции и то, что их окружает

Руководство организации обязано быть постоянным в решении финансовых вопросов. Каждый руководитель должен подавать пример поведения, основанного на нравственности, прозрачности и ответственности. Такое поведение критически важно для повышения уверенности во всей церковной организации. Для поддержания этой уверенности необходимо открытое общение между сотрудниками организации, между руко-

водством и контролирующим комитетом, между организацией и ее доверителями и другими заинтересованными сторонами, между данной организацией и организациями, стоящими над ней. Помимо того чтобы подавать пример, руководители обязаны разрабатывать и продвигать соответствующие системы, которые обезопасят ресурсы, необходимые для поддержания миссии Церкви.

Финансовое планирование и бюджет

Каждая организация должна практиковать всесторонний совещательный процесс финансового и бюджетного планирования, основанного на миссии организации, с системой комитетов, которые могут обеспечить детальный обзор осуществляемого финансового и бюджетного планирования организации. В некоторых случаях он может осуществляться через финансовый комитет. В других случаях организация может быть достаточно мала для того, чтобы финансовое администрирование осуществлялось непосредственно руководящим органом. Если контролирующая комиссия организации для этих целей создает отдельный комитет, то в обязанности последнего должен входить анализ бюджетных запросов и ежегодного текущего бюджета, а также обзор финансового положения организации, отраженного в финансовых отчетах. Затем контролирующей комиссии предлагается утвердить бюджет и обзор финансового отчета организации. Для того чтобы построить эффективную организацию, все конференции/миссии/сферы должны отдавать своей миссии приоритет в бюджетном процессе.

Составляющие внутреннего контроля

Внутренний контроль включает в себя пять категорий рычагов, которые разрабатывает и использует руководство для обеспечения разумной уверенности в том, что цели руководства будут достигаться. Их называют составляющими внутреннего контроля. К ним относятся:

1. Условия осуществления контроля.

2. Оценка рисков.

3. Надзорная деятельность.

4. Информация и общение.

5. Мониторинг.

Как видно на рисунке, условия осуществления контроля являются «зонтиком» для четырех остальных составляющих. Без эффективных условий осуществления контроля другие четыре составляющие вряд ли приведут к эффективному внутреннему контролю, вне зависимости от качества их осуществления.

Финансовые заимствования

По возможности, все финансовые действия должны осуществляться без заимствования средств. Наиболее предпочтительным методом финансирования деятельности и/или инвестиционных проектов является оплата наличными деньгами, менее предпочтительный — использование средств из текущих доходов.

Финансовая отчетность

Для того чтобы контролирующие советы, исполнительные комитеты и ответственные сотрудники были полностью информированы относительно операций, находящихся в их ведении, ежемесячные финансовые отчеты должны рассылаться всем членам ответственных советов и комитетов, а также ответственным сотрудникам вышестоящей организации. Эти ежемесячные финансовые отчеты, отражающие действительные текущие расходы и бюджетные ассигнования на момент их подачи, должны составляться и анализироваться административными руководителями организации, которые должны быть готовы по необходимости повышать доходы и/или уменьшать расходы.

Финансовые коэффициенты

Финансовые коэффициенты — полезные индикаторы показателей работы организации и ее финансового положения. Для того чтобы получить базовый показатель финансового здоровья, Церковь делает упор на сравнении настоящего оборотного капитала организации и количества имеющихся ликвидных активов с заранее определенными рекомендациями для различных типов организаций. Есть несколько других коэффициентов, которые могут быть полезны для организаций в процессе анализа финансовых отчетов. Поощряется определение и применение организациями любых связанных коэффициентов, способствующих этому процессу. Финансовые коэффициенты могут быть разделены по меньшей мере на четыре категории:

1. Коэффициенты ликвидности — дают информацию о спо собности организации выполнять свои краткосрочные финансовые обязательства.

2. Коэффициенты оборачиваемости активов — дают информацию о том, насколько эффективно организация использует свои активы.

3. Коэффициенты финансовой независимости — дают ин формацию о долгосрочной финансовой состоятельности организации.

4. Коэффициенты рентабельности — дают информацию о том, насколько успешно организация производит при быль.

Финансовые проверки

Каждая организация должна составлять свои финансовые отчеты для ежегодной проверки или получать иной уровень обслуживания, одобренный Исполнительным Комитетом Генеральной Конференции. Процесс финансовой проверки более эффективен, когда организация готовится заранее. Он должен рассматриваться как совместная работа аудитора и руководства организации.

Комитет по финансовому надзору

Контролирующий комитет или руководящий совет каждой организации должен создать подкомитет, известный как:

комитет по аудиту для повышения прозрачности и полного раскрытия вопросов финансовой проверки;

комитет по проверке компенсаций, чтобы совет мог иметь полную информацию о практике выплаты компенсаций в ор ганизации и обеспечить ее соответствие правилам;

комитет по проверке финансовых отчетов, чтобы совет мог иметь полную информацию о финансовом здоровье своих подчиненных и дочерних организаций.

Роль и функции комитета по аудиту

Комитет по аудиту действует в рамках полномочий и свода правил, определенных контролирующим советом или исполнительным комитетом организации. Этот свод правил направляет действия комитета по аудиту и поручает его членам обязанность следить за финансовой отчетностью и определять риски, связанные с контролем и ведением бизнеса. Три основные сферы деятельности определяют объем и масштаб деятельности комитета по аудиту:

1. Понимание рисков, связанных с организацией и ее финансовой отчетностью.
2. Осуществление надзора за процессом финансовой от четности для проверки его качества и достоверности, включая внутренний контроль.
3. Осуществление аудита вместе с внутренним и/или внешним аудитором.

Организация повышает доверие паствы и других заинтере сованных людей к себе, создавая комитет по аудиту, который имеет соответствующий состав и обладает навыками, которых требуют его уставные документы. Есть три главные характери стики, которыми должен обладать человек, избираемый в со став комитета по аудиту для обеспечения эффективности его работы: компетенция, независимость и уверенность,