Лучшие методы руководства местной церковью

Пардон Мваса, вице-президент

Генеральная Конференция Церкви адвентистов седьмого дня

Наиболее эффективные пасторы местных церквей стремятся создать такую атмосферу в церкви, которая стимулирует прозрачность и ответственность. Чтобы создать ее, рекомендуется применение нескольких методов. Для рассмотрения этих вопросов настоящая статья разделена на пять разделов, освещающих следующие темы:

1. Общая информация о роли и работе пастора местной цер кви.

2. Системы и процессы, которые могут использовать пасто ры местной церкви для создания атмосферы доверия и уве ренности.

3. Лидерские способности или стили руководства пастора, которые стимулируют прозрачность и ответственность.

4. Определенные методы, которые могут использовать па сторы, чтобы способствовать прозрачности и ответственности на уровне местной церкви, особенно в вопросах управления ее фондами.

5. Методы пасторского руководства, которые помогают сде лать совет местной церкви эффективным и прозрачным при нимающим решение органом.

Роль и работа пастора местной церкви

Пастор — глава местной церкви и поэтому является ключевой фигурой в жизни этой общины. Если пастор руководит хорошо, церковь переживает период роста и высокого уровня работы во всех своих программах. С другой стороны, если пастор руководит плохо, церковь страдает от отсутствия роста и низкого качества работы в программах. Пастор влияет на церковь

двумя основными способами. Во-первых, своей собственной жизнью, а во-вторых, своим стилем руководства.

Пастор в большинстве случаев служит не только главой местной церкви, но также является мужем, отцом и т. д., и к его пасторской работе добавляются обязанности, связанные с этими ролями. К счастью, мудрый пастор осознает, что у него целая армия людей, которых он может мобилизовать на служение для Иисуса, и не будет делать всю работу один. Таким образом, его основной задачей может стать обучение служителей церкви, чтобы обученные люди помогали ему решать вопросы местной церкви. Неспособность подготовить лидеров местной церкви приводит к тому, что пастор будет выполнять всю работу сам, из-за чего просто «перегорит» и не справится со своими руководящими обязанностями.

Пастор также является связующим звеном между местной общиной и всемирной Церковью адвентистов седьмого дня — большей организации, к которой принадлежит местная община. Всемирная Церковь не бросила отдельные конгрегации, позволив им действовать по своему усмотрению. Для сохранения единства церкви по всему миру используются одинаковые методы руководства. И пастор обязан следить за тем, чтобы его церковь оставалась адвентистской как по названию, так и характеру деятельности.

Пастор следит за этим при помощи всемирной Церкви, принявшей «Церковное руководство». Именно оно направляет общины, чтобы те действовали как члены всемирной Церкви адвентистов седьмого дня. Пастор обязан следить за тем, чтобы его церковь в своей деятельности опиралась на это руководство. Этот вопрос очень важен, поскольку руководство описывает систему управления, используемую в Церкви адвентистов седьмого дня для создания и поддержания единства всех ее частей.

В дополнение к «Церковному руководству» местная конференция в своем комитете может осуществлять программы или принимать правила, которые не содержатся в руководстве, но которые могут оказать положительное влияние на местную церковь в том или ином регионе. Принятые Комитетом правила не должны противоречить «Церковному руководству». Опять же, пастор обязан следить за тем, чтобы местная церковная организация знала об этих правилах и действовала в соответствии с ними. Деятельность пастора контролируется конференцией, чтобы обеспечить соответствие работы местной церкви «Церковному руководству» и другим правилам Церкви адвентистов седьмого дня.

Какие системы и процессы могут использовать пасторы на уровне местной церкви для повышения доверия и уверенности?

Целостность пастора и то, как он следует советам Церковного руководства, могут или способствовать прозрачности, или препятствовать ей. Возьмем, к примеру, проведение выборов в церкви. «Церковное руководство» предписывает проведение регулярных ежегодных выборов соответствующих церковных служителей на очередной год. Были случаи, когда пасторы оттягивали проведение выборов, чтобы угодные им служители оставались на своих постах столько, сколько им нужно. С другой стороны, пасторы, которым не нравилась их команда, порой назначали досрочные выборы и воздействовали на комитет, чтобы добиться смены руководства. Члены церкви видят, что происходит. Становясь свидетелями такого поведения своего пастора, они знают, что выборы в их церкви непрозрачны.

Члены местной церкви доверяют своему пастору, если он не меняет периодичность проведения выборов для того, чтобы ответственные должности как можно дольше занимали угодные ему люди. Члены церкви еще больше доверяют своему пастору, если видят, что он не пытается сместить неугодных,

заставляя комитет голосовать за их отставку. Пасторы местных церквей способствуют прозрачности и росту ответственности, если уважают процессы, которые используются для руководства церковью, вне зависимости от того, нравятся ему люди, занимающие те или иные посты, или нет.

Еще одна сфера, в которой пастор может способствовать развитию прозрачности и ответственности, это решение дисциплинарных вопросов. Хотя такого рода дела не должны быть основной частью деятельности пастора или церкви, церковь обязана следить за дисциплиной или принимать порой и сложные решения для своего блага. То, как пастор решает эти вопросы, может или способствовать, или препятствовать росту прозрачности и ответственности. Например, если пастор решает возглавить церковный совет (который, к слову, он не должен возглавлять постоянно), он должен руководить им таким образом, чтобы позволить совету принимать решения, а не вынуждать принимать нужные ему решения. Люди не глупы. Они очень быстро сообразят, чего хочет пастор, по его комментариям и поведению во время заседания. Пастор должен проявлять мудрость, которая позволяет ему давать духовные наставления по обсуждаемым вопросам, но не брать все в свои руки. Местная церковь — это не церковь пастора; в первую очередь, это церковь Божья, и пастор служит как выразитель мнения Божьего.

Какие навыки и стили руководства пастор может применять для содействия прозрачности и ответственности?

Имея в местной церкви такое количество талантливых людей, пастор не должен выполнять всю работу самостоятельно. Чем больше человек пастор вовлечет в работу, тем больше в ней будет прозрачности и ответственности.

Иофор дал Моисею совет, который по сей день применим к любому руководству. Совет Иофора Моисею содержал в себе следующие элементы:

1. Моисей как верховный руководитель должен служить представителем народа.

2. Моисей должен избрать способных людей из всего наро да, богобоязненных мужчин, надежных мужчин, ненавидящих бесчестный заработок, и назначить их руководителями над тысячами, сотнями, пятидесятками и десятками. Они дол жны служить судьями, а Моисей должен рассматривать только сложные случаи.

3. Моисей должен был участвовать в обучении правилам и законам и показывать людям, как необходимо жить и какие обязанности выполнять.

Этот совет очень важен для пастора. Если он следует всем трем составляющим совета Иофора, это помогает организации командной работы, росту доверия, прозрачности и ответственности. Рассмотрим подробнее практическое применение этих составляющих.

Во-первых, пастор не должен сам выполнять всю работу, но должен руководить всем, контролируя и направляя работу разных людей в разных отделах. Пастор должен быть тем человеком, к кому идут за советом, когда что-то неясно, а не главным действующим лицом церкви. Я видел, и не раз, когда пасторы сами исполняли музыку, расставляли стулья, встречали людей в дверях и т.д. Это ведет лишь к усталости и «выгоранию». Пастор должен доверять людям выполнять их работу. Дух Святой может помочь этим людям выполнить их обязанности хорошо. Когда пастор начинает служить как представитель — не выполнять всю работу, а скорее действовать как тренер и поручать работу другим — его стиль руководства укрепляет доверие и ответственность.

Во-вторых, пастор через соответствующие комитеты должен избирать способных людей для руководства работой церкви и ее отделов. Преимуществом того, что пастор является хорошим тренером и не боится поручать работу другим, является то, что, когда его нет, члены церкви самостоятельно продолжают его дело! Дух Святой дает людям способности к служению. Посему, когда люди избираются на роль пресвитера или руководителя отдела, пастор должен доверить Святому Духу дать этим мужчинам и женщинам способность хорошо выполнять их обязанности ради славы Божьей.

В-третьих, пастор должен быть учителем. Многие, кому доверена та или иная работа в офисе или в местной церкви, не знают, как выполнять свои обязанности. Пастор должен обучить их и после обучения дать им пространство для выполнения этих обязанностей. И снова показателем того, насколько хорошим тренером является пастор, является то, что, обучив людей, он отходит в сторону и доверяет им выполнять работу, а затем руководит ими, требуя, чтобы они отчитывались перед ним, как они работают и что делают. Такой стиль руководства способствует совместному служению, а совместное служение повышает уверенность, создает ответственность и прозрачность. И, когда это происходит, люди проявляют доверие, сами стремятся к прозрачности и повышают собственную ответственность.

Чем больше церковь, тем больше пастор должен учиться передавать обязанности, обучать и служить лишь как советчик в сложных вопросах.

Какие конкретные методы может использовать пастор для роста прозрачности и отчетности в местной церкви, особенно в вопросах управления церковными фондами?

Не раз сообщалось о случаях воровства денег в местных церквах, в которых не было надзора. С того самого момента, как деньги были опущены в корзинку для пожертвований, необхо-

дим надзор за ними, чтобы защитить их от соблазна украсть. Помимо этого, контроль необходим для того, чтобы защитить деньги от нецелевого или неразумного использования. Пастор местной церкви может разработать такие методы, которые способствуют прозрачности и уверенности, поощрять их использование и подавать пример их использования.

В первую очередь, пастор сам должен опираться на эти принципы при решении своих собственных вопросов, прежде чем он сможет использовать или внедрять их в церкви. Служитель, который своим поведением отрицает ценности, необходимые для правильного распоряжения фондами, не сможет воплотить их в церкви или хотя бы научить им членов церкви. Пастор должен учить своим примером. Человек не может дать того, чего у него нет. И служителю, который не может жить жизнью без сомнений, сложно учить свою церковь или ее членов ценить такую жизнь.

Первые сферы деятельности, которые повышают прозрачность и ответственность, это управление деньгами, пожертвованными церкви. Важны следующие методы.

Необходимо побуждать членов церкви избегать передачи церковных пожертвований лично отдельным руководителям церкви, особенно если пожертвования вносятся наличными. Вместо этого нужно побуждать членов церкви опускать пожертвования в корзинку для пожертвований. Во-вторых, нельзя доверять весь процесс надзора за пожертвованиями после их сбора одному человеку. Как минимум двое должны доставлять собранные деньги туда, где они будут храниться под замком, пока не будут пересчитаны, или туда, где они будут пере-считываться. Важно, чтобы в подсчете денег участвовали два или более человек.

Как только пожертвования пересчитаны, необходимо составить приходный ордер на все пожертвования наличными. Приходный ордер должен быть выписан на общую сумму, что-

бы эта сумма была записана как пожертвования церкви. А затем необходимо выписать индивидуальные приходные ордера для каждого человека в отношении даров, которые он принес как церковные пожертвования или как другую форму даров, вложенных в конверт для пожертвований.

После этого все деньги, полученные местной церковью, должны быть зачислены на счет в банке, и любое использование данных средств должно осуществляться с банковского счета. Не следует использовать деньги, не зачисляя их на банковский счет. Зачисление денег на банковский счет помогает вести историю операций, которая помогает отчитываться за использование средств должным образом.

При оплате банковскими чеками они также должны подписываться как минимум двумя людьми. Если средства расходуются не одним человеком, это повышает прозрачность и ответственность.

Когда средства защищены перечисленными выше способами, тогда церковь под руководством пастора должна создать систему оплаты и использования средств. Средства, переданные местной церкви, являются либо доверенными фондами, либо фондами для покрытия местных текущих расходов. Доверенные фонды — это те деньги, которые, хотя и были собраны в местной церкви, должны быть немедленно отправлены в конференцию. Примером таких средств является десятина. Местные фонды или местные пожертвования — это те деньги, которые местная церковь может использовать, не посылая в конференцию. Это называется пожертвования для местной церкви. После того как казначей местной церкви отправил деньги в конференцию, за использование доверенных фондов отвечает она. Однако давайте посмотрим, каким образом пастор может использовать местные форды.

В местной церкви деньги должны использоваться через бюджетную систему и/или решение совета. Пасторы или дру-

гие руководители церкви не могут единолично решать, как использовать эти средства; решения об использовании средств должны приниматься с согласия должным образом учрежденных руководящих органов церкви.

Утвержденная процедура принятия решений по использованию средств — это принятие бюджета советом и финансовым комитетом. В большинстве случаев проект бюджета готовит и представляет в совете Комитет по финансам.

Описанная выше процедура необязательно должна осуществляться самим пастором, но пастор обязан следить за тем, чтобы эта процедура была внедрена и ей следовали.

Последнее, но не менее важное замечание: доверие и уверенность растут тогда, когда периодически на собраниях церкви докладывается об использовании всех перечисленных выше методов. На собраниях по обсуждению финансовых вопросов, на которые приглашаются все члены церкви, необходимо ежемесячно или ежеквартально озвучивать доклады, подготовленные ответственными за управление финансами, четко показывающие, сколько за указанный период было собрано местных пожертвований и как расходовались эти средства. Когда такие отчеты озвучиваются, а члены церкви задают вопросы по использованию средств, тогда у членов церкви растет уверенность в системе и доверие к руководству.

Какие методы может применять пастор, чтобы сделать совет местной церкви эффективным и прозрачным органом, принимающим решения?

То, как пастор проводит советы церкви и собрания по финансовым вопросам, может повысить прозрачность и ответственность. Проводятся ли советы церкви регулярно и постоянно? Обсуждаются ли вопросы на повестке дня совета и собрания по финансовым вопросам открыто и свободно? Являются ли суждения совета честными и справедливыми по отношению ко всем членам церкви? Заставляет ли пастор чле-

нов совета рассматривать нужные ему вопросы или позволяет им справедливо оценивать вопросы и принимать решения, основываясь на том, что они считают правильным? Манипулирует ли пастор советом, оказывая давление на членов совета вне заседаний, чтобы совет проголосовал так, как ему нужно? Эти и многие другие вопросы играют ключевую роль в развитии прозрачности.

Процесс принятия решений играет ключевую роль в развитии прозрачности и уверенности людей. Важно быть открытым по поводу повестки дня собраний. Важно вовремя приглашать всех членов церкви на собрания. Важно давать людям достаточно времени, чтобы обсудить вопросы и свободно по ним проголосовать — насколько они чувствуют себя вдохновленными Духом Божьим.

Заключение

Прозрачность и ответственность в местной церкви не возникают сами по себе. Они появляются в зависимости от того, как ведутся дела в церкви. Чем больше пастор местной церкви вовлекает людей в служение, в процесс принятия решений и управления церковью, тем больше он способствует прозрачности и ответственности.