Евангелие от Марка 2:13-22

Человек, который назван Левием в этом отрывке, в первом из четырех евангелий назван Матфеем. Несмотря на разные имена, перед нами один и тот же человек — апостол и автор одного из евангелий.

Во-первых, из этого отрывка мы узнаем, что Христос обладает властью призывать человека из мира и делать его Своим учеником. Левий сидел «у сбора пошлин», и стоило Христу сказать ему: «Следуй за Мной», как Левий тотчас же встал и последовал за Ним. Из мытаря он сделался апостолом, который впоследствии написал первую книгу Нового Завета, известную ныне всему миру.

Это очень важная истина. Без божественного призыва никто не может быть спасен. Мы настолько погрязли в грехах, мир настолько крепко держит нас, что сами мы никогда не пойдем за Господом, если Он не позовет. Дух Святой должен проговорить к нашим сердцам, прежде чем мы захотим обратиться к Богу. Детьми Божьими согласно 17-й статье006 * являются те, кто призван по Божьему изволению через работу Духа Святого, произведенную в угодное Ему время. Какое благословение для нас, что дело призвания грешников находится в руках такого чудесного Спасителя, как Иисус Христос!

Господь Иисус в деле призвания грешников являет не только абсолютное всевластие, но и неизмеримую милость. Часто Он призывает к служению тех, кто, казалось бы, наименее всего расположен к тому, чтобы творить Его волю, и дальше всех отстоит от Царства Божьего. Но Он рукою крепкою разрывает цепи греховных привычек и дает человеку новое сердце. Магнит притягивает железо, и южный ветер растапливает снег, так и Христос привлекает к Себе грешников из мира и смягчает самые окаменевшие сердца. Блаженны те, кто, услышав призыв Господа, не ожесточил своего сердца.

Этот отрывок дает надежду каждому грешнику, и мы не должны считать чье-то спасение невозможным. Тот, кто призвал Левия, живет и сегодня, чтобы призывать к Себе. И хотя власть денег велика, власть Христа намного больше. Не будем же считать обреченными на вечную гибель тех, кто сидит «у сбора пошлин» и купается в роскоши этого мира. Голос, позвавший Левия, может позвать и их. Нам же следует молиться и не терять надежду. Кто может с уверенностью сказать, каковы планы Господа для этого человека или для этой семьи? Никто не плох настолько, чтобы Христос не мог позвать его, поэтому всегда молитесь и не унывайте.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что наш Господь Иисус Христос — Врач. Книжники и фарисеи обвиняли Иисуса в том, что Он ест и пьет с мытарями и грешниками. Но Иисус, услышав это, сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные…».

Некоторые думают, что Иисус пришел в мир только для того, чтобы стать Законодателем, Царем и Учителем и оставить пример для подражания. Люди не смогли бы найти утешение, если бы это было так. Диета и здоровый режим хороши для идущего на поправку, но они не помогут смертельно больному. Пример для подражания нужен человеку безгрешному, как Адаму до грехопадения. Но падшие грешники нуждаются в исцелении, прежде чем смогут найти благое в законе Божьем.

Господь Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы быть не только Наставником, но и Врачом. Он знает, что необходимо человеку. Он видит, что все мы страдаем от смертельной болезни. Христос сжалился над нами и оставил славу небес, чтобы принести нам божественное лекарство для нашего выздоровления. Для Него нет слишком запущенной болезни. Излечение самых безнадежных случаев служит Его вечной славе. И нет никого, кто мог бы исцелять так, как Христос, кто обладал бы таким же мастерством, такой же нежностью в обращении, таким же богатым опытом лечения духовных болезней, как Он!

Но что мы знаем об этом служении Христа? Вы лично чувствовали когда-либо нужду в исцелении своей больной души? Просили ли вы Христа об этом? Если Христос не исцелил вас, то вы еще мертвы в глазах Бога. Если вы думаете, что ваша греховность не позволяет вам приблизиться ко Христу, то у вас неправильное представление о вере. Именно ощущение своей греховности и ужасного состояния перед Богом и есть первое проявление истинной веры. Человек, который ужасается собственной испорченности и ненавидит свои прегрешения, подает первые признаки духовного выздоровления. Блаженны те, которые знают о своей духовной болезни! Пусть они без промедления обращаются ко Христу, потому что Он Тот Врач, который может им помочь.

Наконец, этот отрывок учит нас тому, что соединение несовместимого приводит к печальным последствиям. «Никто, — говорит Господь, — к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани… Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие».

Мы должны понимать, что и в этом месте Иисус говорит притчами. Эти слова были ответом на вопрос, заданный фарисеями Иисусу: «Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?» Господь ответил им, что время поститься для Его учеников еще не пришло. Его малое стадо еще не обладало достаточной верой, знаниями и опытом. Их нужно вести вперед осторожно, не взваливая на их неокрепшие плечи обязанности, которые они еще не готовы понести. Пост был приемлем для учеников того, кто был другом Жениха, кто жил в пустыне, «проповедуя крещение покаяния» и «носил одежду из верблюжьего волоса <…> ел акриды и дикий мед». Но пост не был приемлем для учеников Того, кто жил так же, как и прочие люди, хотя Сам был Женихом и принес Благую весть грешникам. Другими словами, заставить учеников поститься в этой ситуации было все равно что влить молодое вино в старые мехи. Нельзя совмещать то, что несовместимо.

В этих коротких притчах заложено правило, которое можно применять в различных ситуациях. В Церкви часто возникали серьезные проблемы, когда это правило игнорировалось, когда разливали молодое вино в старые мехи и к старой одежде пришивали заплаты из небеленой ткани.

Из послания апостола Павла мы узнаем о подобной проблеме в галатийской церкви. Там люди захотели объединить христианство с иудаизмом: к крещению они решили добавить обрезание. Они попытались сохранить церемониальный закон, совместив его с Евангелием Христа. Другими словами, они стали наливать новое вино в ветхие мехи. Апостол Павел показывает, что они сильно заблуждались.

История ранней христианской церкви говорит еще об одном случае. Вскоре после смерти апостолов некоторые попытались сделать Евангелие более приемлемым для восприятия язычников, смешав его с философией Платона. Другие постарались привлечь язычников тем, что приблизили форму поклонения и одежду священнослужителей к тому, что было в языческих храмах. Это было то же самое, что прикреплять заплату из небеленой ткани к ветхой одежде. Тем самым служители обильно посеяли семена, которые спустя некоторое время принесли недобрые всходы, — введение папства. Похожие примеры есть и в современном христианстве. Нас окружают тысячи людей, которые пытаются совместить служение Богу и служение миру, называть себя христианами и в то же время жить жизнью безбожников, быть последователями распятого Христа и в то же время сообщаться с теми, кто любит распутство и грех. Они пытаются хранить новое вино в старых мехах, но однажды они обнаружат, что это невозможно.

Прочитанный отрывок должен заставить нас всех серьезно задуматься о своем хождении перед Господом. Давайте исследуем наши сердца и вспомним, что говорит нам Писание. «Никто не может служить двум господам», «Не можете служить Богу и маммоне». Помните также и правило, о котором мы только что говорили: «Вино молодое надобно вливать в мехи новые».