Евангелие от Марка 2:23-28

Эти стихи раскрывают перед нами прекрасную картину земного служения Иисуса Христа. Иисус и Его ученики проходили засеянными полями в субботний день, и «ученики Его дорогою начали срывать колосья». Тотчас же фарисеи пожаловались Христу на учеников, обвинив их в нарушении заповеди: «Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать?» Христос, выслушав фарисеев, ответил им, и ответ Его был исполнен глубокого смысла. Поэтому каждый, кто хочет разобраться с вопросом соблюдения субботы, должен внимательно изучить ответ Иисуса.

Во-первых, отметим, что религиозные формалисты придают очень важное значение соблюдению мелочей.

Фарисеи были самыми большими формалистами, которых когда-либо видел свет. Они заботились исключительно о внешней стороне поклонения Богу, о том, что видно человеческому глазу. Для них важны были церемонии и ими же придуманные традиции. Благочестие фарисеев складывалось из омовений, постов, особенностей одежды, покаяние же, вера и святость оставались без внимания.

Возможно, фарисеи и не возразили бы, если бы ученики нарушили какой-нибудь нравственный закон. Они не заметили бы зависти, клятвопреступления, вымогательства или неумеренности, ведь они сами были склонны к этому. Но фарисеи быстро увидели нарушение придуманной «человеческой заповеди» о правильном соблюдении субботы и не замедлили возмутиться по этому поводу.

Нам всем необходимо просить Господа, чтобы Он не дал нам стать похожими на фарисеев. К сожалению, никогда не было недостатка в христианах, идущих путями фарисеев. Сегодня тысячи верующих больше думают о придуманных людьми церемониях и обрядах, чем о сути учения. Они больше заботятся о том, чтобы соблюдать дни святых, поворачиваться на восток при чтении символа веры, склоняться при упоминании имени Иисуса, чем о том, чтобы иметь истинную веру и отделяться от этого мира. Будем же остерегаться, чтобы фарисейский дух не проник в наши сердца. Он не может принести утешения и спасти.

Следует помнить, что, если человек уделяет больше времени обрядам, нежели проповеди Евангелия, значит, он в опасности. Такое поведение является признаком духовной болезни. Оно является большим злом и может стать причиной для угрызений совести. Такие люди часто заканчивают тем, что переходят из протестантизма в католичество. Не удивительно, что апостол Павел написал галатийцам: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас» (Гал. 4:10-11).

Во-вторых, отметим, насколько важно знать Священное Писание.

Наш Господь отвечает на обвинения фарисеев, используя Писание. Он напоминает им о том, «что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним». Иисус спросил: «Неужели вы никогда не читали об этом?» И фарисеи вынуждены были согласиться с тем, что человек, написавший псалмы, человек, которого Бог сделал царем над Израилем по сердцу Своему, не мог служить плохим примером. Фарисеи знали, «что Давид делал угодное пред очами Господа и не отступал от всего того, что Он заповедал ему, во все дни жизни своей, кроме поступка с Урией Хеттеянином»

(3 Цар. 15:5). Но что сделал этот муж веры? Давид, одолеваемый голодом, вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, «которых не должно было есть никому, кроме священников»007 *. Давид тем самым показал, что некоторые требования закона в случае необходимости можно нарушить. И наш Господь, использовав этот пример из Писания, заградил уста Своих врагов. Им было нечего возразить: меч Духа сразил их. Они умолкли и устыдились.

Поведение Господа в данной ситуации служит примером для нас. Объяснением всех наших поступков и веры должны быть слова: «Так говорит Библия». В любых спорных ситуациях нам надлежит в первую очередь обращаться к Священному Писанию. Правильность наших поступков мы должны сверять с учением Библии. Тех же, кто будет спорить с нами, мы будем убеждать не собственными словами, но Словом Божьим. Все мы живем в мире, который противостоит нам, поэтому будем помнить о том, что ничто так хорошо не может заставить замолчать наших противников, как цитата из Слова Божьего.

Но для того чтобы использовать Библию, как это делал Иисус Христос, мы должны хорошо знать ее. Нам следует очень внимательно изучать Священное Писание, в смирении, с молитвой и усердием, чтобы в нужный момент нам пришли на помощь подходящие стихи. Чтобы успешно использовать меч Слова Божьего, мы должны уметь обращаться с ним. Знание Библии не приходит само по себе, в изучении Писания нет легкого пути. Нужно постоянно молиться над Библией, вчитываться в нее и размышлять над ней, не давая ей пылиться на полке. В трудную минуту в руках лишь у прилежных учеников окажется надежное оружие.

Наконец, мы находим в прочитанном отрывке принцип, который может разрешить любой спор, связанный с соблюдением субботы. «Суббота для человека, — говорит наш Господь, — а не человек для субботы».

Как важны для каждого верующего эти слова! На них следует обратить самое пристальное внимание еще и потому, что они больше нигде не записаны, кроме Евангелия от Марка. Давайте посмотрим, о чем говорят эти слова.

«Суббота для человека». Господь дал субботу сначала для Адама в раю, а затем еще раз израильскому народу на горе Синай. Дана она была не только иудеям, но и всем потомкам Адама и должна была служить для процветания и счастья человека. Суббота была дана для блага его тела, ума и души. По замыслу Бога суббота не должна была быть бременем для человека, напротив, она должна была стать благословением для него.

«Не человек для субботы». Соблюдение субботнего дня не накладывало на человека каких-то невыносимо суровых обязательств, исполнение которых препятствовало бы удовлетворению его насущных нужд. Заповедь святить день субботний нельзя исполнять во вред человеку или считать, что она возбраняет совершать в субботу дела милосердия. Однако фарисеи забыли об этом правиле, нарушая его своими традициями.

Тем не менее на основании слов Христа нельзя утверждать, что Он отменяет четвертую заповедь. Наоборот, наш Господь подтверждает, что суббота дана нам как прекрасный дар и благословение, и лишь определяет, как правильно пользоваться этим благословенным даром. Христос говорит нам, что необходимые дела и дела милосердия могут совершаться и в субботу. Однако Иисус нигде не утверждает, что верующему не следует помнить «день субботний, чтобы святить его».

Будем же ревностными в соблюдении этой заповеди. Я сомневаюсь, что сегодня кто-либо слишком строго подходит к ее соблюдению. Очень часто эту заповедь просто игнорируют. Будем же соблюдать эту заповедь с той тщательностью, которой от нас ожидает Христос. Я уверен, что от этого напрямую зависит благосостояние всей нашей страны и рост в благодати каждого отдельного человека008 *.