Евангелие от Марка 3:13-21

В начале этого отрывка мы читаем о том, как Господь избрал двенадцать апостолов. Описание данного события всегда вызывает интерес. Сколько благословения принесли в мир эти несколько человек! Имена простых еврейских рыбаков известны миллионам людей по всему миру, тогда как имена многих царей и князей давно забыты. «В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:6).

Во-первых, давайте посмотрим, кто из перечисленных в этом отрывке стал учеником Иисуса до того, как был избран апостолом.

На страницах Библии мы находим, что шесть из двенадцати, прежде чем стать апостолами, были призваны Христом сначала стать Его учениками. Это Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Матфей. Бесспорно, все двенадцать апостолов, кроме Иуды, обратились еще до того, как были поставлены на апостольское служение.

Так должно быть со всеми служителями Христа. Прежде чем начать учить других, они должны быть призваны и обращены Духом Святым. Правило одинаково для всех: сначала обращение, потом рукоположение.

Такой подход очень важен для распространения истинной веры. Епископы и пресвитера в первую очередь должны интересоваться духовным состоянием кандидата на рукоположение. Необращенный человек не годится для служения. Как такой человек может говорить о силе благодати, если не знает на опыте, что это такое? Как может он призывать прийти ко Спасителю, если сам Его не знает? Как может он настаивать на обращении ко Христу и возрождении, если сам не пришел к Нему? Огромную ошибку совершают те родители, которые хотят, чтобы их дети стали церковнослужителями и имели хороший доход и уважение в обществе. Этим они толкают своих детей к тому, чтобы они лжесвидетельствовали и «произносили имя Господа напрасно». Такой служитель может принести лишь вред церкви и христианству. Он оскорбляет Бога и радует сатану.

Во-вторых, посмотрим, в чем было предназначение апостолов. Они должны были «быть со Христом» и должны были идти «на проповедь». Апостолы получили «власть исцелять от болезней» и «изгонять бесов».

Давайте более подробно рассмотрим эти четыре задачи. Конечно, апостолы нашего Господа были людьми особого ранга, и у них не было последователей после их смерти. Нигде в Библии не говорится об апостольской преемственности, и никто не может быть назван настоящим апостолом, если не может совершать чудеса и непогрешимо проповедовать. Но все же мы не должны забывать, что апостолы — пример для всех служителей Евангелия. Поэтому из прочитанного отрывка мы можем извлечь важные уроки, касающиеся обязанностей верного служителя.

Истинный Божий служитель, как и апостолы, должен иметь близкие отношения с Господом, т. е. постоянно «быть со Христом». Такой служитель должен удаляться от мира, стремиться каждый день сидеть, как Мария, у ног Иисуса и слушать Его слово. Он должен учиться у Христа, подражать Ему, наполняться Его Духом и идти по Его следам. Истинный служитель должен стремиться к тому, чтобы, выходя за кафедру, возвещать то, что сам видел и слышал (см. 1 Ин. 1:3).

Как и апостолы, истинный служитель Христа должен быть проповедником. Проповедь — его главная задача, о ней он должен думать прежде всего. Служитель должен ставить ее выше исполнения таинств (см. 1 Кор. 1:17), считать ее важнее литургического чтения. Служитель, который не проповедует, не принесет много пользы церкви Христовой. Подобный служитель — погасший маяк, молчащий кимвал, уснувший сторож, потухший костер.

Верный служитель, подобно апостолам, должен стремиться всегда делать добро. Хотя он и не может исцелять, он должен уметь облегчать страдания больных и приносить радость всем окружающим. Служитель Христов должен стремиться к тому, чтобы его знали как человека, который может утешить, дать добрый совет, может оказать помощь и быть хорошим другом. Служители не должны быть высокомерными и господствовать над другими, но должны быть рабами всем ради Христа (см. 2 Кор. 4:5).

Как и апостолы, истинный служитель должен противостоять дьяволу. Служитель должен предостерегать людей от тех искушений, которые окружают их: от скачек и азартных игр, от балов и театров, от пьянства и плотских развлечений, от вольного отношения к субботнему дню. У каждого человека свои искушения, ведь сатана владеет многими способами соблазна. Но служитель должен спешить туда, где сатана действует сильнее всего, чтобы ему противостоять.

Как велика ответственность служителей! Как тяжело им трудиться, если они выполняют свои обязанности добросовестно и ответственно! Как нуждаются они в молитвенной поддержке, чтобы сила их рук не ослабла! Не удивительно, что так часто апостол Павел обращался к церквам с просьбой: «Братья, молитесь о нас!»

Наконец, обратим внимание на то, как неверно была истолкована ревность Иисуса. «И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя».

Впрочем, здесь нет ничего удивительного. Еще в Ветхом Завете читаем мы о том, что пророка, который приходил помазать Ииую «в царя над Израилем», люди назвали: «…этот неистовый» (4 Цар. 9:11). Фест назвал апостола Павла сумасшедшим: «Безумствуешь ты, Павел!». Грешник не может понять религиозной ревности. Рвение в работе, в науке, на войне, страсть к деньгам понятны для этого мира. Но ревность в вере многими воспринимается как глупость, фанатизм или безумие. Если человек губит свое здоровье, пропадая в библиотеке или на работе, то мир не видит в этом ничего плохого, наоборот, такого человека все уважают. Но если человек истощает себя, проповедуя Евангелия, то о таком говорят, что он перегибает палку. Мир не меняется: как и прежде, он «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1 Кор. 2:14).

Да не поколеблется ваша вера, когда вам доведется пить из той же чаши, из которой пил наш Господь Иисус Христос. Конечно, вашей плоти и крови сложно мириться с тем, что близкие вас не понимают, но по-другому в этом мире быть не может. Будем помнить о словах Господа: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мтф. 10:37). Иисус знает горечь тех испытаний, через которые вы проходите. Он сопереживает вам и обязательно поможет.

Давайте будем, как и Христос, терпеливо относиться к неблагоразумию необращенных людей. Будем сожалеть об их слепоте, и пусть наша любовь к ним не уменьшится. Будем молиться, чтобы Господь изменил их сердца. Кто знает, может быть, самый упрямый из тех, кто сейчас старается отвратить нас от Бога, однажды родится свыше и увидит все так, как видим мы, и последует за Христом.