Евангелие от Марка 4:1-20

В этом отрывке содержится притча о сеятеле. Наверное, ни одна из притч Иисуса Христа не известна так хорошо, как эта. Притча о сеятеле, как никакая другая, легка для понимания благодаря простым и ясным образам, использованным в ней012 *. Она никогда и нигде не утеряет своей значимости: до тех пор, пока будет существовать церковь Христова, и везде, где будут христиане, эта притча будет находить применение.

Притча настолько проста, что не требует объяснений, как кто-то сказал, «она требует применения, а не толкования». Поэтому давайте посмотрим на то, чему учит нас эта притча.

Во-первых, мы узнаем, что сердца некоторых слушателей Евангелия подобны обочине дороги.

Некоторые люди слушают проповеди, но не обращают на них никакого внимания. Они ходят на собрания, но только ради соблюдения приличия или по традиции. Для них неважна сама проповедь, которую они считают пустым звуком и которая не содержит ничего, что касается их интересов: денег, выпивки, вкусной еды, нарядной одежды и приятной компании. Такие люди сидят в собрании и думают о посторонних вещах. Слово Божье не может проникнуть в их души, как вода не может проникнуть в камень. После службы они уходят домой такими же, какими пришли.

Таких христиан огромное число. Вряд ли можно найти церковь, где бы их не было вовсе. Воскресенье за воскресеньем они позволяют сатане похищать слово, посеянное в их сердцах. Проходит неделя за неделей, а всходы веры и страха Господня так и не появляются. Эти люди ничего не чувствуют, ничем не интересуются и их ничего не беспокоит. В таком состоянии они умирают и попадают в ад, как бы прискорбно это ни было.

Во-вторых, мы узнаем, что сердца некоторых слушателей Евангелия подобны каменистой почве.

К таким слушателям относятся те, на кого проповедь производит временное впечатление, не оказывая глубокого и продолжительного действия. Такие люди восхищаются хорошими проповедями, в которых излагается истинное учение, с энтузиазмом говорят о том, как прекрасна Благая весть и какое большое удовольствие им доставляет внимать ей. Некоторые слова проповедника вызывают даже слезы на их глазах. А рассказы этих людей о своей измененной жизни, новых надеждах и страхах, стремлениях и духовной борьбе звучат очень убедительно. Но, к сожалению, в их вере нет постоянства. И нет корня, поэтому она со временем увядает. Святой Дух не производит свою работу в сердцах этих людей. Они похожи на растение Ионы, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь увяло. «Когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются» и отпадают от веры. Их благочестие исчезает, «как утренний туман, как роса» (Ос. 6:4), в их вере не больше жизни, чем в сорванном цветке, который, отделенный от корня, быстро засыхает.

Таких людей можно найти в любом собрании, где звучит проповедь слова Божьего. В отличие от других они внимательно слушают Слово. Им нравятся проповеди, и они думают, что это является подтверждением того, что благодать коснулась их сердца. Им кажется, что их душа в неплохом состоянии. Но, к сожалению, они заблуждаются. Старое не прошло, в их внутреннем человеке не произошло никаких перемен. Несмотря на все их чувства, переживания, надежды и устремления, они как шли, так и продолжают идти широкой дорогой к погибели013 *.

В-третьих, мы узнаем, что сердца некоторых слушателей Евангелия подобны густым зарослям терновника.

Такие люди слушают проповедь и стараются претворять в жизнь услышанное. Они соглашаются с христианскими истинами и принимают их. Разум, совесть и чувства этих людей признают истинность и справедливость Слова Божия. Более того, эти люди даже изменяют свою жизнь в соответствии с Библией, отказываясь от того, что она осуждает, и исполняя то, к чему поощряет. К сожалению, на этом они и останавливаются. Что-то удерживает их и не дает идти до конца. Главная причина такого состояния — мир. «Заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания» не дают слову действовать в их сердцах с полной силой. При всем кажущемся благополучии духовного состояния таких людей, в определенный момент они перестают расти. Они так и не становятся настоящими христианами.

Любой служитель может подтвердить, что такие люди есть и в его церкви. Из всех возможных случаев этот — самый печальный. Зайти так далеко, но не дойти до конца, увидеть так много, но не увидеть главного, так много принять, но не принять Христа — это очень прискорбно. Таким людям можно сказать только одно: «Если с вами не произойдет решительной перемены, вы не войдете в Царствие Божие». Христу нельзя отдать только часть своего сердца. «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4).

Наконец, мы узнаем, что есть такие слушатели Евангелия, чьи сердца подобны доброй почве.

Это те, которые принимают Евангелие Христа всем сердцем, верят в него и повинуются ему безоговорочно. Только в них истина приносит плод — измененное сердце и измененную жизнь. Такие люди скорбят о грехе, ненавидят его и стремятся избавиться от него. Они любят Христа, следуют за Ним, доверяют и повинуются Ему во всем. Святость проявляется в их образе жизни, в смирении, в бодрости духа, в терпении и милосердии. Плод виден, потому что работу Святого Духа нельзя скрыть.

Везде, где верно проповедуется слово Божье, будут возрожденные люди. Их может быть совсем не много по сравнению с теми, кто не приносит плода. И уровень их духовного роста может быть разным: кто-то приносит плод «в тридцать, другой в шестьдесят, иной во сто крат». Но семя, упавшее на добрую почву, всегда приносит один и тот же плод — истинное покаяние, истинную веру во Христа и святую жизнь. Без этого не может быть спасения.

А в каком состоянии находится ваша душа? К какой группе слушателей Евангелия вы можете себя отнести? Какова почва вашего сердца? Никогда не забывайте, что из четырех возможных видов слушания только один ведет ко спасению. Не забывайте, что человек только тогда слушает правильно, когда он приносит плод. Если нет плода, значит, впереди ад.