Евангелие от Марка 4:26-29

Притчу, записанную в этих стихах, мы находим только в Евангелии от Марка. Она небольшая, но представляет интерес для всех христиан. Эта притча показывает нам, как благодать действует в душе человека. Она должна побудить нас исследовать свой духовный рост.

В притче есть несколько выражений, о которых не следует подробно говорить. Это такие, как «…и спит, и встает», «…ночью и днем». Здесь, как и во многих других притчах Иисуса, для нас важно понять основную мысль, а не пытаться объяснить все мелочи. Главное, на что указывает эта притча, это сходство роста и созревания колоса с ростом благодати в сердце. Именно на это и следует обратить внимание.

Во-первых, мы видим, что, как для роста растения, так и для роста благодати в сердце, необходим сеятель.

Земля, как известно, не может произвести высокосортную пшеницу сама по себе. Сами по себе на земле растут сорняки, а не хлеб. Если рука человека не вспашет землю и не посеет семена, то урожая не будет.

Точно так же и сердце человека. Оно не в состоянии обратиться к Богу само. Человек никогда сам не покается, не уверует и не покорится. Он начисто лишен благодати, мертв перед Богом и не может сам родиться свыше. Сын Человеческий Духом Святым должен сначала сокрушить сердце человека, а затем дать ему новую природу и посеять в нем доброе семя Слова Божьего руками Своих служителей.

Это очень важная истина. Благодать появляется в сердце человека извне. Бог влагает в сердце человека новый небесный закон. Сам человек никогда не станет искать Господа. Но для этого чудесного вселения благодати Бог использует обычные средства, поэтому тот, кто не считает труд учителей и проповедников важным, подобен на того, кто ожидает урожай там, где ничего не было посеяно.

Во-вторых, мы видим, что в действии благодати, как и в росте зерна, многое не поддается объяснению и не зависит от человека.

Ни один фермер не сможет объяснить, что происходит внутри зернышка, которое он посадил. Наверняка он знает только одно: зерно не прорастет, если его не посадить в землю. Он не может управлять плодородностью своих зерен и не может объяснить, почему одни зерна взошли, а другие нет. Он не может с точностью до минуты определить наступление того момента, когда зерно проклевывается и появляется новая жизнь. Эту жизнь объяснить он тоже не может. Да это и не должно его беспокоить: все посеянное он отдает в руки Божьи. «…насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3:7)016 *.

Также и действие благодати в сердце таинственно и неисследимо. Мы не можем объяснить, почему благодать действует в одном сердце, а в другом нет. Почему один человек, постоянно слушая ясные и убедительные проповеди, отвергает Слово и продолжает жить в грехе и преступлениях, а другой рождается свыше и становится настоящим христианином даже при скудном наставлении. Мы не можем объяснить, каким образом Святой Дух дает жизнь душе и как изменяется естество верующего. Все это сокрыто от нас. Мы можем видеть только последствия. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).

Давайте хорошо запомним эту поучительную истину. Она смиряет всех, кто учит других. Никакие ораторские способности, никакие сильные проповеди не могут гарантировать успех и обращение человека. Только Бог может дать жизнь. Но в то же время эта истина является хорошим лекарством для тех, кто чрезмерно беспокоится о результатах и для тех, у кого в бессилии опустились руки. Она учит нас тому, что наша основная задача — сеять семя. А посеяв, нам остается только с верой и надеждой ожидать результата, предоставив Господу делать Его дело. Он один может обеспечить успех, и обеспечить его тогда, когда посчитает нужным.

В-третьих, мы видим, что жизнь проявляет себя постепенно, будь то рост благодати в сердце или рост зерна.

В природе все развивается постепенно. Созревший колос не может появиться сразу после того, как зерно проросло. Прежде чем созреть, растение проходит несколько стадий роста: «Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе». Но на любой стадии развития растения можно сказать одно: оно живое.

Благодать Божья растет в сердце тоже постепенно. Дети Божьи не рождаются совершенными в вере, надежде, знании или опыте. Они все начинают с малого. Они лишь отчасти видят свою греховность, величие Христа и то, насколько прекрасна святая жизнь. Но, несмотря на это, даже слабейшее дитя Божье — все равно Его дитя. Несмотря на свои грехи и недостатки, оно все-таки живое. В его сердце проросло семя благодати, просто сейчас благодать в нем похожа на маленький росток. Уверовавший во Христа — «оживший из мертвых», а, по словам мудрого человека, «псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9:4).

Сколько утешения в этих словах! Не отрицайте присутствия благодати в сердце лишь потому, что она плохо заметна, и не считайте неверующим того человека, чья вера меньше, чем у апостола Павла. Вера, как и все остальное в этом мире, должна иметь свое начало. Даже могучий дуб был когда-то желудем, а самый сильный человек был когда-то ребенком. В тысячу раз лучше иметь благодать величиной с булавочную головку, чем не иметь ее вовсе.

Наконец, эта притча учит нас тому, что жатва наступает только после созревания.

Ни один фермер не убирает зеленые всходы. Он ждет, когда солнце и дождь, жара и холод завершат свою работу и золотой, налившийся колос склонится к земле. Только тогда фермер начнет собирать спелую пшеницу в свои житницы.

Божий труд похож на труд фермера. Господь не забирает человека из этого мира, если тот еще не готов или если божественная работа над ним еще не завершена. Никто не умирает случайно или не вовремя, хотя иногда людям кажется обратное. Иосия и брат Иоанна Иаков оставили этот мир, когда были в расцвете сил. Но утро воскресения покажет, что так было нужно и что с их рождением и смертью все было правильно. Великий Хозяин никогда не начнет жать незрелое зерно.

Пусть эта истина останется с нами и не позволит нам тревожиться о смерти верующего. Будем всегда помнить, что болезнь верующего, несчастье, которое с ним приключается, и даже его смерть — это не ошибка. Все в ведении Бога. И Он лучше знает, когда должно наступить время жатвы.