Евангелие от Марка 5:1-17

В этих стихах описывается, как Иисус изгнал беса. Подобные чудеса часто встречаются в Новом Завете, но этот случай описан наиболее подробно. К тому же из всех трех евангелистов, написавших о нем, Марк дает наиболее детальное описание.

Во-первых, следует отметить, что одержимость была реальным явлением во времена земного служения Иисуса. К сожалению, и по сей день встречаются христиане, не верящие в чудеса, которые творил наш Господь. Они пытаются объяснить происходившее обычными явлениями, а не действием сверхъестественной силы. На чудо изгнания бесов они нападают с особой силой. Они полностью отрицают то, что бес может владеть человеком, утверждая, что человек может быть подвержен лунатизму, бешенству, эпилепсии и т. п., но не может быть одержим бесом.

Ответить таким скептикам можно с помощью библейских историй, особенной той, которая сейчас перед нами. Факты, записанные в них, нельзя объяснить ничем иным, кроме одержимости бесами. Известно, что лунатизм, безумие и эпилепсия — не заразны. Они не могут передаться стаду свиней. Скептики же пытаются заставить нас поверить в то, что сразу после выздоровления человека две тысячи свиней безо всякой видимой причины вдруг бросились со скалы в море. Подобные доводы годятся только для очень легковерных людей. И если они сами их принимают, то их состояние плачевно.

Остерегайтесь скептического отношения к тому, что касается существования и деятельности бесов. Конечно, многое в этом вопросе закрыто от нашего понимания, но это не значит, что мы должны отказаться в это верить. Восточный царь, который не верит в существование льда только потому что никогда его не видел, так же глуп, как и тот, кто отрицает возможность одержимости бесом лишь потому, что никогда не видел одержимого и не может понять, как такое может быть. Можно с уверенностью сказать, что наша вера в бесов скорее маленькая, чем большая. Думаю, вы вряд ли встречали человека, который бы верил в бесов больше, чем в Бога. Тем не менее для многих неверие в дьявола становится первым шагом на пути потери веры в Бога.

Во-вторых, обратим внимание на жестокость, силу и злонамеренность дьявола. Все эти три его качества мы находим в данном отрывке.

Жестокость сатаны видна из того жалкого состояния, в котором оказался человек, чьим телом он завладел. Мы читаем, что этот несчастный жил «во гробах» и был настолько буйный, что «разрывал цепи и разбивал оковы», и никто не мог укротить его. День и ночь одержимый был «в горах и гробах, кричал и бился о камни». К такому состоянию дьявол мог бы привести каждого из нас, если бы только ему было позволено в нас вселиться. Сатана бы несказанно обрадовался, если бы смог довести нас до такого ужасного состояния ума и тела. Но такие случаи одержимости — это только бледные подобия тех мучений, которые ждут грешников в аду.

О силе сатаны мы узнаем из тех ужасных слов, которые произнес бесноватый в ответ на вопрос Господа об имени одержимого. «Легион имя мне, потому что нас много». Мы не имеем ни малейшего представления о том, сколько бесов с коварством и злобой действует сейчас в этом мире. Мы забываем, что сатана командует огромной армией нечистых духов. И если бы наши глаза могли их увидеть, мы бы обнаружили, что они сопровождают нас везде, следя за каждым нашим шагом. Где бы мы ни находились: в церкви или в мире, одни в комнате или среди людей — всегда и везде нас окружают враги, о чьем присутствии мы можем и не догадываться.

Злонамеренность сатаны проявляется в словах: «Пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них». Бесы, изгнанные из человека, все равно стремятся причинить зло. Выйдя из человека, они вселяются в животных, пасущихся неподалеку. В этом ярко проявляется личность сатаны. Его сущность — вредить, убивать и разрушать. Не удивительно, что одно из имен сатаны — Аполлион, т. е. Губитель.

Будьте осторожны. Не относитесь легкомысленно к дьяволу. Такое отношение говорит об испорченности и духовной слепоте человека. Легкомысленно говорить о сатане — все равно что преступнику, приговоренному к смерти, смеяться над своим палачом. Нам бы пошло на пользу, если бы мы лучше осознавали силу нашего духовного врага и больше молились о том, чтобы Господь избавил нас от него. Кто-то из святых сказал, что ни одну молитву нельзя считать законченной, если в ней нет просьбы об избавлении от дьявола.

Наконец, этот отрывок показывает, что Господь обладает полной властью над дьяволом. Это видно из слов беса: «Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня» и из слов Христа: «Выйди, дух нечистый, из сего человека». После слов Иисуса бесы сразу же оставили человека. Сила Христа подтверждается также переменой, которая произошла в человеке: «…бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме». После этого бесы попросили: «Пошли нас в свиней», признавая этим свое бессилие что-либо сделать без позволения Христа. Господь могущественнее сатаны. Как ни силен сатана, есть Тот, кто могущественнее его. Как ни велика армия дьявола, есть Тот, кто может послать двенадцать легионов ангелов. «Где слово царя, там и власть» (Еккл. 8:4).

В этом отрывке содержится истина, которая может стать великим утешением для всех христиан. Мы живем в мире, полном неприятностей и невзгод. Мы слабы и немощны. Лишь одна мысль, что против нас выступает грозный духовный враг, исполненный злобы и коварства, может повергнуть нас в уныние. Но нам нечего бояться: в Иисусе мы имеем всемогущего Друга, который может спасти нас от всех нападок сатаны. Христос уже одержал победу над сатаной на кресте. Свою победу Он закрепит в сердцах верующих, ходатайствуя о том, чтобы их вера не ослабела. Когда Христос придет во второй раз, Он навеки ввергнет сатану в озеро огненное, одержав над ним полную победу.

Избавлены ли вы от власти сатаны? Это жизненно важный вопрос. Господство сатаны еще не разрушено. Дьявол действует в сынах противления и по сей день (Еф. 2:2). Он по-прежнему князь безбожного мира. Избежали ли вы по благодати власти сатаны? Стряхнули ли с себя его оковы? Отвергли ли его волю? Противостоите ли вы ему каждый день? Бежит ли он от вас? Облачились ли вы во всеоружие Божие, чтобы избежать его козней? Не успокаивайтесь, пока не дадите утвердительных ответов на эти вопросы020 *.