Евангелие от Марка 6:1-6

В этом отрывке описывается пребывание Иисуса Христа в «отечестве своем» — в Назарете. Этот отрывок заслуживает нашего самого пристального внимания, так как в нем изображена вся глубина нечестия человеческого сердца.

Во-первых, мы видим, что люди склоны приуменьшать ценность того, с чем они давно знакомы. Жители Назарета «соблазнились» о Господе. Они не смогли принять то, что человек, который прожил рядом с ними долгие годы, вдруг начал учить их.

Назарет был самым благословенным местом на земле. Тридцать лет Сын Божий жил в этом городе, ходил по его улицам. Тридцать лет Он ходил с Богом перед глазами назаретян, вел непорочную и совершенную жизнь. Но все было напрасно: жители Назарета так и не смогли поверить в Евангелие, которое стал проповедовать Господь Иисус Христос в синагоге. Они не поверили, что человек, с которым они долго жили, вместе ели и пили и которого они очень хорошо знали, имеет право на их внимание. Они «соблазнились о Нем».

И в этом нет ничего удивительного. Подобное происходит вокруг нас каждый день. Священное Писание, проповедь Евангелия, совершение таинств, неограниченная возможность использовать средства благодати — все это есть в Англии. Но англичане настолько привыкли ко всему этому, что даже не замечают, чем обладают. К сожалению, близкое знакомство с религией часто порождает пренебрежение.

В этом эпизоде из жизни Христа должны находить утешение те Господни служители, которые иногда впадают в уныние, видя равнодушие и неверие своих прихожан. Утешение должны находить и те истинные христиане, чьи убеждения не разделяются в семье и чьи родственники порабощены любовью к миру. Пусть и те, и другие помнят, что пьют ту же чашу, которую пил наш возлюбленный Господь. Пуст они помнят, что Его больше всего презирали те, кто лучше всего знал. Пусть они поймут, глядя на жителей Назарета, что даже если их дела никогда не будут расходиться со словами, то это все равно не заставит окружающих принять их взгляды. Пусть христиане почаще вспоминают печальные слова нашего Господа: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, что жизнь нашего Господа еще до того, как Он начал Свое служение, была исполнена смирения. Жители Назарета говорили о Нем с презрением: «Не плотник ли Он?»

Это примечательное восклицание мы находим только в Евангелии от Марка. Оно означает, что первые тридцать лет Своей жизни наш Господь занимался простым трудом. Как удивительно! Тот, кто сотворил небо и землю, Тот, без кого ничего не начало быть, что начало быть, Сын самого Бога принял образ раба и «в поте лица» Своего ел хлеб как простой человек. Поистине любовь Христова превосходит разумение. Хотя Он был богат, Он обнищал ради нас. И в жизни, и в смерти Он смирил себя, чтобы оправданные грешники могли жить и царствовать вечно.

Помните, когда читаете этот отрывок, что бедность — не грех. Не стоит стыдиться бедности, только если, конечно, вы сами не навлекли ее на себя своим грехом. Нельзя презирать человека за то, что он беден. Грешно быть пьяницей или лжецом, вором или прелюбодеем, но ничего позорного нет в зарабатывании себе на жизнь своим собственным трудом. Представьте себе плотницкую мастерскую в Назарете, и вы сразу перестанете преклоняться перед теми, кто сделал богатство своим идолом. Нет ничего постыдного в том, что вы, может быть, занимаетесь тем же трудом, которым занимался Сын Божий, Спаситель мира.

И наконец, из этого отрывка мы узнаем, что грех неверия — страшный грех. Обратите внимание на два выражения: «…и не мог [Господь] совершить там [в Назарете] никакого чуда», «и дивился неверию их». Первое выражение показывает нам, что неверие может лишить человека величайших благословений. Второе открывает нам то, что неверие — такой безрассудный грех, что даже Иисус Христос удивлялся ему.

Опасность неверия нельзя переоценить. Оно — самый древний грех в мире: им согрешили люди еще в Эдемском саду. Ева поверила дьяволу, вместо того чтобы поверить словам Божьим «смертью умрешь». Неверие — это грех, который ведет к самым страшным последствиям. Оно принесло смерть в мир, оно сорок лет не давало израильтянам войти в землю обетованную. Ад наполнен людьми, согрешившими грехом неверия. «…кто не будет веровать, осужден будет». Неверие — это самый безрассудный из всех грехов. Оно заставляет человека отвергать даже самые очевидные доказательства и верить глупостям и лжи. Но хуже всего то, что неверие — самый распространенный грех. Множество людей совершают его. И при этом называют себя христианами. Возможно, они никогда не слышали о Вольтере и Томасе Пейне, но в жизни они их верные последователи: они не верят в истинность Библии и не принимают Христа как своего Спасителя.

Будем остерегаться неверия в сердце. В сердце, а не в разуме его главный оплот. Дело не в том, что неверующие не могут понять христианского учения или что в мире мало свидетельств существования Бога. Люди просто не хотят поверить. Они возлюбили грех. Они обвенчались с миром. А если так, они всегда найдут себе оправдание. Лишь по-детски смиренное сердце может поверить.

Наблюдайте за своим сердцем. Корень неверия по-прежнему остается в нем. Перестаньте бодрствовать и молиться, и вы сразу увидите, как неверие даст буйные всходы. Очень важно просить о том, о чем просили ученики: «Господи! Умножь нашу веру!»023 *