Евангелие от Марка 6:14-29

В этих стихах описывается смерть одного из самых знаменитых Божьих святых. Речь идет о казни Иоанна Крестителя. Никто из евангелистов не рассказывает так подробно эту ужасную историю, как Марк. Давайте посмотрим, какой урок мы можем извлечь из этого печального повествования.

Во-первых, обратим внимание на удивительную власть истины над совестью. Сам великий царь, Ирод, боялся Иоанна, когда тот был еще жив, и не мог найти себе покоя, когда того убили. Проповедник, у которого не было ни друзей, ни оружия, кроме Божьей истины, устрашил великого правителя.

Совесть есть у каждого, и это помогает Божьему служителю. Именно поэтому дрожал Феликс, слушая речи апостола Павла, именно поэтому Агриппа был близок к тому, чтобы поверить. Бог не оставляет без свидетельства о Себе сердца даже самых отъявленных грешников. Хотя все люди падшие и испорченные, в них есть совесть, которая обличает и которую невозможно унять. Совесть заставляет бояться даже таких царей, как Ирод!

Об этом следует помнить всем, особенно учителям и проповедникам. Если они проповедуют Христовы истины, то могут быть уверены, что их труд не напрасен. Слушатели проповеди в собрании бывают такими же невнимательными, как и дети в школе. Но все же что-то из услышанного остается в их памяти, а посеянное иногда может принести плод тогда, когда сеятель уже умер, как, например, Иоанн Креститель.

Во-вторых, из этого отрывка мы узнаем, что глубокая религиозность не гарантирует человеку спасения и избавления от поработившего его греха.

Царь Ирод был религиозным человеком. Он «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святый, и берег его; многое делал, слушаясь его». Ирод даже слушал Иоанна с удовольствием. Но одного Ирод все-таки сделать не смог: он не смог удержаться от прелюбодеяния. Он не смог расстаться с Иродиадой, что и погубило его душу.

Пусть пример Ирода послужит нам предупреждением. Не оглядывайтесь назад, не цепляйтесь за «любимый» грех, оставляйте позади себя все, что мешает вашему спасению. Заглядывайте в свое сердце и проверяйте, не убивает ли вашу душу какой-нибудь возлюбленный грех. Лучше отрубить себе правую руку и вырвать правый глаз, чем отправиться в ад. Не будем довольствоваться слушанием проповедника, который говорит ласкающие слух слова. Не успокаивайтесь, пока не сможете сказать вместе с Давидом: «Все повеления твои, все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс. 118:128).

В-третьих, мы видим, как ревностно истинный служитель должен обличать грех. Иоанн открыто говорил о грехе Ирода. Пророк не собирался молчать только потому, что невежливо говорить царю о его проступках. Иоанн Креститель не говорил намеками, чтобы не обидеть царя. Он говорил со всей прямотой, не думая о последствиях: «Не должно тебе иметь жену брата твоего».

Примеру Иоанна должны следовать все служители. С кафедры или в личной беседе они должны обличать грех и предостерегать о последствиях всех тех, кто живет в нем. Конечно, это может оскорбить людей и даже обидеть. Они могут ополчиться на служителя, который вскрывает их неблаговидные поступки. Но с этим ничего не поделаешь. Долг служителя — обличать, а результат зависит от Бога.

Но для того чтобы обличать, нужна твердость характера и смелость. Конечно же, служитель должен уметь исполнять Божье повеление с мудростью и любовью к грешникам. Если человек вредит своей душе, служитель обязан сказать ему об этом, проявив тем самым любовь к человеку и заботу о нем. Возможно, слова служителя поначалу покажутся обидными, но потом родят в сердце благодарность и уважение. «Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» (Прит. 28:23).

В-четвертых, мы видим, как сильно иногда люди, упорствующие в своем грехе, ненавидят того, кто их обличает. Кажется, что Иродиада пристрастилась к своему греху еще больше Ирода. Ослепленная грехом, она возненавидела Иоанна Крестителя, который говорил ей правду, и не остановилась в своей ненависти, пока не умертвила пророка.

И в этом нет ничего удивительного. Когда люди твердо решают следовать по пути нечестия, они ненавидят каждого, кто пытается их остановить. Они хотят, чтобы их оставили в покое. Их раздражает противостояние, и они злятся, когда слышат правду. Пророка Илию называли человеком, который смущает Израиль. Царь Ахав ненавидел пророка Михея за то, что он не пророчествовал о нем доброго,

а постоянно пророчествовал худое. Пророки и богобоязненные проповедники всегда были гонимы. Их всегда ненавидели. Им никогда не верили.

Если услышите, что верного служителя Евангелия злословят и ненавидят, то не удивляйтесь. Помните: он призван свидетельствовать против греха, мира и дьявола. Если служители верно исполняют свой долг, они неизбежно становятся соблазном. Верному служителю не нужно стыдиться ненависти со стороны нечестивых и развращенных. Наоборот, гордится нечем тому, кто старается быть хорошим для всех, и кто хочет, чтобы его любили все без исключения. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо».

В-пятых, из этого отрывка мы узнаем, что пиршества иногда приводят ко греху. Ирод устроил роскошный пир по поводу своего дня рождения, собрав огромное количество людей. Столы ломились от еды и питья. В момент самозабвенного восторга царь дает нечестивой женщине обещание отрубить голову Иоанну Крестителю. Вполне возможно, что на следующий же день правитель горько пожалел об этом, но сделанного не воротишь.

Перед нами прекрасная иллюстрация того, к чему могут привести бессмысленные празднования и увеселения. На подобных увеселительных собраниях люди очень часто совершают поступки, о которых впоследствии горько сожалеют. Блаженны те, которые видят искушение и не дают дьяволу увлечь себя! Человек никогда не знает, что он может сотворить, когда он не в себе. Многим кажется, что танцы в поздний час в переполненной комнате под громкую музыку — вполне безобидное занятие. Но христиане никогда не должны забывать, что своим участием в подобных мероприятиях они открывают дорогу дьявольским искушениям.

И наконец, обратим внимание на то, что даже самые лучшие служители Божии не всегда получают свою награду в этом мире. За свой труд Иоанн Креститель был несправедливо заключен в тюрьму и умер мученической смертью. Стефан, Иаков и многие другие верные Божьи слуги засвидетельствовали об истине своей кровью.

Подобные истории напоминают нам, что истинных христиан лучшее ждет впереди. Покой, венец и награда их ждут на небесах. В этом мире дети Божьи должны ходить верой, а не видением. Если же они ждут человеческой славы, их неминуемо постигнет разочарование. В этой жизни верующие должны сеять, трудиться и сражаться. Если же они ждут за все это воздаяния на земле, то поступают неразумно, они его не дождутся. Эта жизнь — еще не конец. Придет день возмездия. Будет славная жатва, и для многих небеса станут воздаянием за все. Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. Истинную ценность веры нельзя измерить видимым. «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славой, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).