Евангелие от Марка 7:1-13

Этот отрывок показывает, что человек по природе своей склонен искажать истину. К этим стихам должен постоянно возвращаться каждый, кто желает процветания Церкви Христа.

Во-первых, в этом отрывке наше внимание привлекает то, что иудейская вера находилась в плачевном состоянии во время земной жизни Христа. Разве это не прискорбно? Главные учителя иудейского народа осудили учеников нашего Господа лишь за то, что они ели хлеб, не помыв рук! Иудейские старейшины придавали огромное значение омовению чаш, кружек, котлов и скамей! Одним словом, люди, для которых важнее всего было исполнение внешних обрядов, считались самыми святыми в то время!

Помните, что в таком состоянии находился самый благословенный народ, которому был дан на горе Синай Божий закон и обетования и с которым были заключены заветы. Этот народ знал, как служить Богу, у него были священники. Моисей, Самуил, Давид и пророки жили среди этого народа. Но ни один народ так не пренебрегал благословениями и милостями Божьими, как Израиль! Золото самой высокой пробы потускнело. Иудеи отказались от веры Второзакония и Псалмов и стали мыть руки, горшки и скамейки! Как низко пали иудейские учителя! Нет ничего удивительного, что во время земного служения Иисуса Христа израильский народ был как овца без пастыря. Одно лишь соблюдение обрядов не может утолить духовный голод и освятить сердце.

Пусть история иудейской церкви послужит нам предупреждением и научит никогда не шутить с лжеучениями. Никогда нельзя сказать, к каким страшным последствиям может привести терпеливое к ним отношение. Однажды свернув с дороги истины, вы можете прийти к мытью горшков и чашек, как это случилось с книжниками и фарисеями. Если человек отворачивается от Слова

Божьего, заблуждение начинает казаться ему безобидным и даже правильным. И в наши дни в некоторых церквах, где никогда не читают Писание и никогда не проповедуют Евангелие, вся вера заключается в том, чтобы соблюдать установленные человеком обряды. Когда-то эти церкви процветали, но, подобно иудейской церкви, сейчас они пришли в полный упадок. Поэтому переоценить опасность лжеучения невозможно. Малая закваска квасит все тесто. Будем же твердо держаться веры, однажды переданной святым025 *.

Во-вторых, отметим, что формальное поклонение Богу абсолютно бесполезно. Наш Господь учит этому, вспоминая о пророчестве из Ветхого Завета: «Хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня».

Бог в первую очередь обращает внимание на сердце человека. Склоненная голова и приклоненные колени, понурое лицо и строгий вид, формальное «аминь» и привычные фразы — все это не делает поклонение духовным. Бог смотрит дальше и глубже. Он требует поклонения сердца. «Мой сын, — говорит Он каждому из нас, — отдай мне свое сердце».

Будем помнить об этом, присутствуя на церковном собрании. Если сердце ваше осталось дома, то нет никакого смысла в том, что вы пришли в церковь. Возможно, окружающие не поймут, что вы не искренни в поклонении Богу, а служитель посмотрит на вас с одобрением. Ваши друзья посчитают вас примерным христианином, а ближние увидят в вас образец для подражания. Возможно, ваш голос зазвучит громче других в молитве и прославлении. Но в глазах Бога это не будет иметь никакого значения, если ваше сердце отстоит далеко. Все это ничто пред Тем, кто умеет читать тайные помышления человека.

Будем же помнить об этом, когда молимся дома в уединении. Нет никакого смысла в том, чтобы произносить красивые слова, если сердце не поддерживает уста. Какая польза от того, что вы часами стоите на коленях, если мысли ваши находятся при этого где-то далеко-далеко? Бог видит, что внутри нас, и отвергает такое приношение. Только тем, кто молится сердцем, Он даст ответ. Может быть, вам кажется, что молитва ваша слаба и немощна. Возможно, вы не умеете подбирать подходящие слова в молитве и вам кажется, что получается какая-то несуразица. Но если такая молитва исходит из сердца, Бог обязательно поймет ее. Ему нравятся такие молитвы.

И наконец, следует обратить внимание на то, что человек всегда пытается что-то добавить к Слову Божьему. Трижды наш Господь обвиняет в этом фарисеев: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим»; «хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы блюсти свое предание?», «устраняя Слово Божье преданием вашим». Сначала фарисеи добавили свои традиции к Писаниям, утверждая, что добавление это весьма полезно. Потом они поставили свои традиции на один уровень со Словом Божьим. В конце концов стали почитать их превыше Писания. Когда Господь Иисус пришел на землю, для иудейской церкви слова людей стали важнее Слова Божьего. Повиновение традициям стало истинной верой, а о повиновении Писанию напрочь забыли.

Как печально сознавать, что и в наши дни некоторые христиане идут по стопам фарисеев. История повторяется и повторяется с теми же самыми последствиями. Христиан заставляют соблюдать выдуманные человеком традиции, которые кажутся вполне мудрыми, но о которых Слово Божие ровным счетом ничего не говорит. Постепенно исполнению этих обрядов придается все больше и больше значения, пока они не начнут занимать место Божьих заповедей. Вскоре обряды начинают защищать с большей ревностью, чем само Слово Божье. Не надо далеко ходить за примерами. Об этом свидетельствует история нашей собственной церкви026 *.

Остережемся же добавлять что-либо свое к Слову Божьему как необходимое для спасения. Бог может наказать за это духовной слепотой. Добавить что-то к Библии — это все равно, что сказать, что Божье Слово несовершенно и что мы лучше Бога знаем, что необходимо для спасения. Авторитет Библии очень легко разрушить как добавлениями, так и убавлениями. Так же страшно скрывать истину за человеческими изобретениями, как и полностью отрицать ее. Только Библия должна быть основой нашей веры.

Давайте будем четко различать то, что заповедовал Бог в Своем Слове, и то, что говорят люди. Повеления Божьи необходимы для спасения, а повеления человеческие — нет. Какое-то время выдуманные человеком обряды могут быть полезны, но спасение не зависит от их исполнения. Для вечной жизни важны только требования Бога. Тот же, кто пренебрегает ими, сам губит свою душу027 *.