Евангелие от Марка 8:14-21

Во-первых, обратим внимание на то, какое серьезное предупреждение делает наш Господь Своим ученикам в начале этого отрывка. Христос говорит: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой».

Это предупреждение поясняется в параллельном отрывке из Евангелия от Матфея. Под закваской Иисус имел в виду не хлебные дрожжи, а учение. Самоправедность и формализм фарисеев, любовь к миру и скептицизм Ирода — вот о чем говорил Христос и чего призывал остерегаться.

Это предостережение очень важно. Как хорошо было бы, если бы Церковь Христа почаще вспоминала о нем. Все гонения вместе взятые не принесли ей так много вреда, как разные лжеучения. Лжепророки и лжеучителя причинили христианам больше зла, чем преследования римских императоров. Ничто так не вредило Церкви, как язык и перо лжеучителей.

Лжеучения, о которых говорит наш Господь, из всех других лжеучений самые опасные. Формализм и скептицизм — это хронические недуги людей, которые только исповедуют себя христианами, но по сути ими не являются. Во все времена христиане страдали этими недугами. И сегодня верующие должны остерегаться их и быть настороже.

Христос называет эти болезни закваской. Вряд ли можно найти более точное слово. Лжеучение начинает действовать незаметно и потихоньку и в конце концов оно, подобно закваске, меняет суть христианства. Поэтому лжеучение так опасно. Если бы можно было сразу увидеть все его последствия, оно не было бы столь опасным. Но лжеучение подделывается под истину. Можно сказать, что любое заблуждение — это злоупотребление истиной.

Испытывайте самих себя, в вере ли вы, и берегитесь «закваски». Не шутите с лжеучением. Однажды допустив его, вы и сами не заметите, как пойдете по другой дороге. Всякий водопад начинается с одной капли воды. Любое лжеучение начинается с одного компромисса. Малая закваска квасит все тесто (Гал. 5:9).

Во-вторых, мы видим, что ученики с трудом понимали, о чем их предупреждает Иисус. Они подумали, что Христос говорит об обычной хлебной закваске. Им и в голову не пришло, что Он имел в виду учение фарисеев. Поэтому они заслужили упрек Христа: «Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменело у вас сердце?» Ученики были верующими, рожденными свыше людьми, но они с трудом понимали духовные истины о Царстве Божьем.

Нам полезно помнить, что в этих стихах Христос обращается к Своим ученикам. Нам, христианам, не стоит превозноситься и думать о себе слишком хорошо. Не думайте, что вы после обращения знаете и понимаете сразу все. Наше знание, как и все остальные добродетели, не совершенно. Тем более оно несовершенно в самом начале служения Христу. Мы знаем меньше, чем думаем. «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2).

Нам также полезно помнить, что в этих стихах Христос обращается к Своим ученикам, которые стали верующими не так давно. Не надо ожидать духовного совершенства от новообращенных. Не следует обвинять их в бездуховности, только за то, что они совершают много ошибок и не понимают всех христианских истин. Человек может плохо понимать духовные истины, но его сердце может быть праведным в глазах Бога. Надо терпеливо относиться к «молодому» верующему и не отрекаться от него. Надо дать ему время вырасти в благодати и познании истины. Вполне возможно, что в конце своих дней он окажется таким же мудрым, какими были Петр и Иоанн. Наш Господь на небесах не пренебрегает ни одним человеком. Его терпение никогда не кончается. Он продолжает учить Своих учеников правилам и заповедям. Будем делать то же и мы. Давайте не будем презирать новообращенных христиан за их слабости. Если мы увидим хоть один проблеск благодати в них, будем их поддерживать и будем добры к ним. Давайте делать другим то, что мы хотели бы, чтобы другие делали нам.