Евангелие от Марка 9:30-37

Во-первых, отметим, что в этих стихах Господь Иисус Христос вновь говорит ученикам о Своей смерти и воскресении. Господь «учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и по убиении, в третий день воскреснет».

И снова ученики не поняли Его, так как им не доставало духовного разумения. Слова нашего

Господа были доброй вестью, хотя казались дурной. В них была и сладость, и горечь, и жизнь, и смерть, и воскресение, и крест. Но для тех двенадцати учеников смысл слов Христа был непонятен. «Они не разумели сих слов, а спросить Его боялись». В их уме по-прежнему господствовало ошибочное представление о земном царствовании их Господа. Апостолы полагали, что земное царство Христа вскоре настанет. Предвзятость часто ослепляет даже самые зоркие глаза.

Повторяя слова о том, что Его ждет, Иисус тем самым хотел подчеркнуть всю важность этого события. Он совсем не зря напоминает нам, что должен умереть. Он хотел, чтобы мы знали, что Его смерть — эта та великая цель, ради которой Он пришел в этот мир. Христос повторяет, что Его смерть решит главную проблему: она позволит Богу оправдать грешников. Христос пришел на землю не просто для того, чтобы учить, проповедовать и совершать чудеса. Он пришел для того, чтобы пролить Свою кровь и пострадать на кресте, став заместительной жертвой за грех. Не будем же забывать об этом. Воплощение, слова и дела Христа — все это очень важно. Но главное в Его земном служении — это смерть на Голгофе.

Во-вторых, обратим внимание в этом отрывке на тщеславие апостолов и их стремление к первенству. «Дорогою рассуждали, между собою, кто больше».

Не странно ли это? Кто бы мог подумать, что бывшие рыбаки и мытари захотят власти? Разве можно было ожидать, что бедняки, оставившие все ради Христа, будут спорить о том, какое место кто заслужил? Тем не менее это так. Об этом написано ради нашего назидания. Святой Дух специально оставил запись этого события, чтобы Церковь Христова всегда извлекала из него полезные для себя уроки. Постараемся же, чтобы так оно и было.

Нравится нам это или нет, но гордость — это грех, к которому больше всего склонна человеческая природа. Все мы родились фарисеями. Все мы думаем о себе лучше, чем мы есть на самом деле. Все мы считаем, что заслуживаем больше, чем имеем. Гордость — древний грех. Еще в Эдемском саду Адам и Ева впервые подумали о том, что они не имеют всего того, что, по их собственному мнению, заслуживают. Гордость — трудно распознаваемый грех. Он тайно живет в сердце и часто рядится в одежды смирения. Гордость — это тоже грех, разрушающий душу. Он не допускает покаяния, отворачивает грешника от Христа и подавляет в зародыше всякое беспокойство о духовном. Будем же беречься гордости. Из всех одежд к лицу христианина больше всего идет смирение. Но, к сожалению, его встретишь не часто.

В-третьих, заметим, что в этом отрывке наш Господь объясняет Своим ученикам, что есть истинное величие. Он говорит: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой».

В Его словах — урок для всех нас. Эти слова говорят о том, что стандарты этого мира прямо противоположны стандартам Христа. С точки зрения мира, величие — это возможность править, а с точки зрения христианина, величие — это возможность послужить. Мир хочет получать почет и внимание, христианин же хочет больше отдавать, нежели принимать. Иными словами, великий человек в глазах Божьих — это человек, который решил служить другим людям, принося им добро034 *.

Будем же стараться собственным примером показывать, что знаем, кто такой великий человек. Будем стремиться делать добро ближним, умерщвлять свой эгоизм и самоправедность, которых у нас в избытке. Как я могу послужить своим братьям и сестрам? Как я могу им помочь? Если вы знаете ответы на эти вопросы, действуйте незамедлительно. Все бы христиане только выиграли, если бы перестали хвалиться своими правильными богословскими убеждениями и членством в церкви и стали уделять как можно больше внимания практическому исполнению заповеди Христа. Людей, которые ради Христа хотят служить всем, став последними, мало. Но это те люди, которые творят добро, ломают предрассудки и убеждают неверующих, что христианство — это реальность. Такие люди способны потрясти мир.

И наконец, в этом отрывке Господь поощряет нас с добротой относиться к тем, кто считается последним из людей, но кто верует в Него. Иисус преподает нам урок особым образом. Он взял дитя к Себе на руки и сказал Своим ученикам: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, то не Меня принимает, но Пославшего Меня».

Эти стихи продолжают тему, которую мы затронули выше. Для мира учение Христа кажется полной глупостью. Мир признает только власть, богатство и силу. Но Сын Божий призывает нас заботиться о самых слабых овцах Его стада. Он подкрепляет Свой призыв удивительными словами, которые часто читают и слушают без рассуждения. Христос говорит: «Принять одно из таких детей во имя Мое — значит принять Меня, а принять Меня — значит принять Бога».

Какое утешение содержится в этих словах для всех, кто занимается благотворительностью! Эти слова должны ободрить и тех, кто трудится, чтобы помочь обездоленным, кто собирает вместе детей-сирот и вырывает заблудшие души из плена греха, как головешки из костра. Для всех этих людей слова Христа — огромное утешение. Труд христиан нелегок, и часто его не ценят по достоинству. Мир может насмехаться и издеваться над верующими. Но они знают, что Сын Божий заповедал им делать. Они делают, и Он ими доволен. Что бы ни думал мир, Иисус вознаградит своих детей в последний день.