Евангелие от Марка 9:38-50

В этих стихах Христос объясняет, что такое терпимость в вопросах веры. Апостол Иоанн сказал Христу: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами». Без сомнения, этот человек совершал доброе дело. Он боролся на одной стороне с апостолами. Но Иоанна это не удовлетворяло, потому что этот человек не делал свое дело вместе с апостолами. Поэтому Иоанн запретил ему. Но как отреагировал на это Христос? Он сказал: «Не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас».

В словах Христа содержится золотое правило, которое, к сожалению, мы часто забываем. Во всех деноминациях верующие склонны думать, что только в их церкви может делаться доброе. Некоторые не могут себе даже представить, что христиане из других церквей и деноминаций тоже могут служить Христу, только несколько иначе. Зачастую люди творят идола из собственной церкви, собственного поклонения и служения Господу, не желая видеть достоинств у других. Они уподобляются Иисусу Навину, который хотел помешать Елдаду и Модаду пророчествовать. «Господин мой Моисей! Запрети им!» — кричал Иисус Навин (Числ. 11:28).

В истории Церкви так много черных страниц именно по причине нетерпимости. Очень часто одни христиане преследовали других христиан по тем же несущественным причинам, по которым апостол Иоанн заставлял замолчать человека, изгонявшего бесов. Такие верующие говорили своим братьям: «Или следуйте за нами, или не служите Христу вовсе».

Будем же остерегаться нетерпимости. Хотя мы склонны проявлять ее, будем терпимы к тем, кто творит добро, и будем благодарны им за это. Пусть в нашей голове даже и мысли не возникнет запретить кому-то служить Христу лишь потому, что он не принимает наших планов и действует сам по себе. Возможно, вы думаете, что другие верующие заблуждаются в чем-то. Вам кажется, что если бы они присоединились к вам, то вместе вы смогли бы сделать для Христа намного больше, чем поодиночке. Может быть, вы считаете, что религиозные разделения — большое зло. Но несмотря на все это, вы должны радоваться, если козни сатаны рушатся, а души спасаются. Борется ли ваш ближний против сатаны? Служит ли искренне Христу? Если да, то пусть лучше работа будет сделана руками других, чем она вовсе не будет сделана. Блажен тот, кто думает так, как Моисей: «О, если бы все в народе Господнем были пророками» (Числ. 11:29) и как апостол Павел: «Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Фил. 1:18)035 *.

Во-вторых, из этого отрывка мы видим, что нужно отказаться от всего, что мешает душе получить спасение. Если рука, нога или глаз соблазняют, нужно отрезать руку или ногу и вырвать глаз. Если даже самое дорогое препятствует нашему спасению, мы должны отказаться от него, и неважно, насколько велика будет эта жертва.

На первый взгляд, это правило слишком сурово. Но Христос ничего не делает и не говорит просто так. Поступать согласно этому правилу жизненно необходимо, потому что пренебрежение им — верная дорога в ад. Наша плоть — неиссякаемый источник искушений и соблазнов. Она с радостью совершает злое, не желая делать доброе. Рука, нога, глаз будут нашими верными слугами, если мы будем правильно ими руководить. Если же мы не будем ежедневно следить за ними, они введут нас в грех.

Решите для себя всегда следовать на практике правилу нашего Господа. Рассматривайте его как совет мудрого врача, заботливого отца и верного друга. И как бы ни насмехались над вами окружающие, считая вас чрезмерно строгими к себе, постоянно распинайте свою плоть со страстями и похотями. Откажитесь от наслаждений и развлечений, чтобы не навлечь на себя осуждение Бога. Идите по следам Иова, который говорил: «Завет положил я с глазами моими…» (Иов. 31:1). Помните слова апостола Павла: «…усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).

И наконец, в этом отрывке утверждается, что будущее наказание реально, ужасно и вечно. Три раза наш Господь говорит о страшных мучениях ада. Три раза Он повторяет, что огонь там не угасает.

Какой ужас должны вызывать эти слова! Они не требуют толкования — над ними надо просто задуматься. Их должны помнить все, исповедующие себя христианами. И неважно, аллегоричны слова Христа или нет. Очевидно одно: червь и огонь — это символы, обозначающие реальность. Существует ад, причем вечный.

Скрывая от людей истину о существовании ада, вы не оказываете им милость. Люди должны знать об этом ужасном месте, ведь реальность ада — это одна из главных христианских истин. Наш любящий Господь неоднократно говорил об аде. Апостол Иоанн в Откровении часто описывал его. И сегодня христиане не должны стыдиться своей веры в реальность ада. Если бы Христос не был бесконечно милостив ко всем верующим в Него, можно было бы уклоняться от этой ужасной темы. Если бы драгоценная кровь Христа не могла омыть от всякого греха, тогда можно было бы не говорить о грядущем гневе. Но Бог милостив к каждому, кто взывает к Нему во имя Христа. Любой грех может быть омыт. Поэтому будем смело провозглашать, что существует ад. Будем убеждать людей спасаться от грядущего гнева, пока есть еще время. Имея страх Господень, будем вразумлять людей (2 Кор. 5:11). Невозможно сказать о Христе слишком много. Но возможно сказать слишком мало об аде.

Пусть же слова Господа: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» постоянно звучат в вашем сердце. Удостоверьтесь в том, что вы имеете спасающую благодать Духа Святого, который освящает, очищает и хранит вашего внутреннего человека. Блюдите полученное от Господа и молитесь о том, чтобы Бог удержал вас от безразличия и греха. В противном случае вы обязательно упадете, опорочив тем самым веру и сделав себя несчастными. Живите в мире друг с другом, не стремитесь к величию и господству, но облекайтесь в смирение и любовь ко всем возлюбившим Христа. Помните, что, исполняя все это, вы получаете великую награду036 *.