Евангелие от Марка 10:13-16

Этот короткий отрывок из четырех стихов очень интересен. Мы видим, что к Иисусу приносили маленьких детей, «чтобы Он прикоснулся к ним», но ученики не пускали их. Тогда «Иисус вознегодовал и сказал: пустите детей приходить ко мне». Затем Он, обняв детей, возложил руки на них и благословил их.

Во-первых, мы видим, что в Церкви Христовой детям должно уделяться много внимания. Великий Глава Церкви нашел время, чтобы уделить его детям. Хотя Его время на земле было дорого, и вокруг было множество идущих в погибель взрослых людей, Христос не обошел вниманием маленьких детей. В Его большом любящем сердце нашлось место и для них. Своим жестом Иисус засвидетельствовал о том, что дети дороги Ему. Он также сказал о них слова, которых никогда не должна забывать Его Церковь: «Ибо таковых есть Царствие Божие».

Не позволяйте себе думать о том, что о детских душах можно не заботиться. То, какими они будут на протяжении всей жизни, зависит во многом от того, что они переживают в первые семь лет. Даже в самом раннем возрасте дети могут научиться делать зло и грешить, но они могут научиться и вере. Они по-своему, по-детски, начинают задумываться о Боге, о своей душе и грядущей жизни намного раньше, чем многие думают. Дети очень рано могут услышать в себе голос совести. Бог по Своей милости не лишил их испорченные и падшие сердца способности воспринимать свидетельство о Себе. У каждого ребенка есть душа, которая будет жить вечно на небесах или в аду. Поэтому ни об одном ребенке нельзя сказать, что его еще рано призывать прийти к Богу.

Об этом должна задуматься вся Церковь Христова. На каждой поместной церкви лежит обязанность заботиться о духовных нуждах детей. Как только дети становятся способными учиться, их надо начинать учить. Как только они могут прилично вести себя, их надо приводить в собрание. К ним нужно относиться с любовью, как к тем, которые станут в будущем нашими братьями и сестрами во Христе и займут наше место, когда мы умрем. Можно ожидать с уверенностью, что Христос благословит все старания делать добро детям. Нельзя считать здоровой ту церковь, которая пренебрегает молодым поколением, не желая видеть его представителей в рядах своих членов и говоря, что дети все равно останутся детьми, поэтому бесполезно вкладывать в них силы. Такая церковь противоречит духу христианства. Собрание, которое состоит исключительно из взрослых, чьи дети во время служения бездельничают дома или бегают по улицам, являет собой печальное зрелище. Члены такой церкви могут гордиться тем, что их много и что они придерживаются здравого учения. Они могут успокаивать себя мыслью о том, что изменить детские сердца они все равно не могут, поэтому только Сам Бог может обратить их в угодное Ему время. Тем не менее Христос может обвинить их в том, что они пренебрегают своей прямой обязанностью и совершают большой грех, не пытаясь всеми доступными средствами привести детей к Богу.

Во-вторых, отметим, что этот отрывок поощряет крещение детей. Конечно, в этом отрывке ничего прямо или косвенно не говорится о крещении. Но то, как Иисус обращался с детьми, свидетельствует в пользу крещения. Именно поэтому этот отрывок занимает важное место в церемонии крещения детей в англиканской церкви.

Несомненно, вопрос о крещении детей является очень деликатным и трудным. Многие святые и благочестивые люди не могут сойтись во мнениях по этому вопросу. Хотя они читают одну и ту же Библию и считают, что водимы одним и тем же Духом, тем не менее они приходят к разным заключениям относительно крещения. Сравнительно небольшое число протестантских церквей, но тех, к которым принадлежит много выдающихся святых, считает, что крещение младенцев противоречит Писанию. Такая разница во взглядах является печальным подтверждением тому, что даже святые дети Божии могут быть духовно слепыми.

Разница во мнениях, о которой только что было сказано, не должна поколебать верующих, принадлежащих англиканской церкви, и не должна заставить их отказаться от твердой позиции, занимаемой в этом вопросе. Одна из статей англиканской церкви ясно говорит, что «крещение младенцев нужно всячески поощрять и поддерживать, поскольку оно никоим образом не противоречит учению Христа». Не бойтесь держаться этой точки зрения.

Как сторонники, так и противники этого взгляда, согласны в том, что младенец может быть одним из избранных Богом ко спасению, может быть омыт в крови Христа, может родиться от Духа, может получить благодать и оправдание и войти в Царствие Божие. Но если это так, то почему дети не могут получить и внешний знак всего этого, т. е. креститься?

Все согласны и в том, что младенцы, у которых родители христиане, являются частью видимой Церкви Христовой. Иначе как объяснить слова апостола Павла: «…а теперь [дети] святы» (1 Кор. 7:14)? А если это так, то почему младенец не может получить и внешнего знака принятия в церковь. Ведь еврейские дети получали такой знак принадлежности к народу Божьему.

Возражение, заключающиеся в том, что крещение может принимать только тот, кто достиг сознательного возраста и кто в состоянии раскаяться и уверовать, звучит не очень убедительно. В Новом Завете мы читаем, что были крещены «дом» Стефана и «домашние» Лидии и тюремного стража в Филиппах. Маловероятно, чтобы ни в одном из этих трех «домов» не было детей (см. Деян. 16:15, 33;

1 Кор. 1:16).

Возражение, что наш Господь никогда прямо не говорил в пользу крещения младенцев, также не- достаточно убедительно. Для иудейской церкви, с которой имел дело Иисус, было обычным делом принимать в церковь маленьких детей через обрезание. Тот факт, что Иисус ничего не говорил о возрасте, в котором можно принимать крещение, свидетельствует о том, что Он не хотел что-то менять в этом вопросе041 *.

На этом, пожалуй, можно закончить обсуждение вопроса о крещении младенцев. Никакая богословская полемика не принесла так много вреда и так мало духовной пользы, как полемика о крещении детей. Опыт всех этих споров говорит о том, что христианам лучше оставить друг друга в покое, сохраняя свое собственное мнение по этому вопросу.

Но в одном относительно крещения все-таки нужно согласиться всем. Настоящее крещение — это не столько водное крещение, сколько крещение Святым Духом. Тысячи тех, которые приняли водное крещение, никогда не были обновлены Святым Духом. Родились ли вы свыше? Приняли ли вы Святого Духа? Стали ли вы новой тварью во Христе? Если нет, то место, способ и время вашего крещения не имеют никакого значения: вы еще под грехом. Спасения не может быть без возрождения. Не успокаивайтесь, пока не познаете, что перешли от смерти в жизнь и стали детьми Божьими!