Евангелие от Марка 11:1-11

В этом отрывке описано исключительное событие из истории земного служения нашего Господа. Христос очень часто удалялся от людей, от их излишнего внимания. Так, большую часть служения Он провел в удаленных частях Галилеи. Нередко Христос уходил один в пустынные места. И в этом исполнилось пророчество Исаии: «…не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах» (Ис. 42:2). Только один раз Христос отступает от Своего обычая и по Своей воле привлекает к Себе внимание народа. Он намеренно въезжает в Иерусалим в окружении ликующего народа, восклицающего «Осанна!», как Давид во время своего триумфа (см. 2 Цар. 19:40). К тому же, все это происходит при огромном стечении иудеев, которые собрались в Иерусалим на праздник Пасхи. Вне всяких сомнений, слух о пришествии Царя прокатился по всему городу. Возможно, в тот день в каждом доме звучали слова о пророке из Назарета.

Об этом следует помнить при изучении этого отрывка. Не случайно, что это событие упоминается во всех четырех евангелиях. Поэтому всем христианам нужно обратить на него особое внимание и извлечь из него полезные для себя уроки.

Во-первых, отметим, что Иисус намеренно привлек внимание людей к последним событиям Своей жизни. Он пришел в Иерусалим, чтобы умереть, и Он хотел, чтобы все знали об этом. Когда Христос говорил о небесном, о духовной премудрости, чаще всего Он говорил только со Своими учениками. Когда Он рассказывал притчи, Его аудиторией обычно была толпа бедных и неграмотных галилеян. Когда Он творил чудеса, свидетелями их чаще всего были жители Капернаума или земли Завулоновой и Неффалимовой. Но когда Христос должен был умереть, Он возвестил об этом всему Иерусалиму. Иисус привлек к Себе внимание всех: правителей, священников, старейшин, книжников, эллинов и римлян. Он знал, что вот-вот должно произойти самое знаменательное событие во всей истории человечества. Вечный Сын Божий должен вскоре пострадать вместо грешных людей, должна быть принесена великая жертва за грех, великий пасхальный Агнец должен быть заклан и должно совершиться великое искупление грехов. Поэтому Христос устроил все так, чтобы о Его смерти узнало как можно больше людей. По Его воле взгляд всего Иерусалима был устремлен на Него, и Он умер при множестве свидетелей.

Пусть история, записанная в этом отрывке, будет еще одним подтверждением того, что смерть Христа была невероятно важным событием. Давайте хранить все Его драгоценные высказывания. Давайте следовать примеру Его святой жизни. Давайте учиться у Него молитве. Давайте с нетерпением ждать Его второго пришествия. Но никогда не забывайте: самое важное, что мы можем знать об Иисусе, — это Его смерть на кресте. Только благодаря Его смерти у нас есть основание для твердой надежды. Пусть с каждым годом смерть Христа становится все дороже для вас. Пусть самой радостной мыслью во всех ваших мыслях о Христе будет мысль о том, что Христос умер за вас.

Во-вторых, отметим, что Христос предпочел быть бедным во время Своего земного служения. Как Он въехал в Иерусалим? Въехал ли Он на царской колеснице в сопровождении конницы, солдат и многочисленной свиты? Нет. Он сидел на чужом осленке, и не в седле, а на одеждах Своих учеников. Это соответствовало всей Его земной жизни и служению. Христос никогда не владел богатствами этого мира. Так, ученики для торжественного въезда Иисуса в святой Иерусалим одолжили осленка. А когда Христос умер, Его похоронили в чужой гробнице.

Это пример удивительного сочетания силы и немощи044 *, богатства и бедности, божественной и человеческой природы в земной жизни Иисуса. Тот, кто внимательно читал евангелия не мог не заметить, что Тот, кто мог накормить тысячи людей пятью хлебами, Сам часто страдал от голода. Тот, кто исцелял больных и увечных, Сам был подвержен усталости. Тот, кто одним словом изгонял бесов, был вынужден бороться с искушениями. Тот, кто воскрешал мертвых, Сам принял мученическую смерть. И в этом отрывке мы видим, что Тот, кто обладал огромной властью и авторитетом, собрав вокруг Себя толпы поклонников, пользуется чужим ослом, чтобы совершить триумфальный въезд в Иерусалим. Все это не только удивительно, но еще и назидательно. Мы не должны забывать, что в Иисусе сочетаются две природы: божественная и человеческая. Если бы мы знали только о Его великих делах, мы бы забыли о том, что Он был человеком. Если бы мы видели Его только в немощи и бедности, тогда мы бы забыли о том, что Он был Богом. Поэтому Писание показывает нам как божественную силу, так и человеческую немощь Христа. Объяснить, как сочетались эти две природы, мы не сможем. Нас же должно утешить следующее: «Таков наш Спаситель, таков наш Господь: Он может сопереживать нам, потому что был человеком, и Он может помочь нам, потому что Он — всемогущий Бог».

Наконец, тот факт, что Христос въезжал в Иерусалим на одолженном осленке, говорит о том, что бедность не грех. Наоборот, грех очень часто становится причиной бедности. Пьянство, излишества, распутство, обман, лень — все это привело многих людей к нужде. Но нет никакого греха в том, если человек родился в бедной семье и не получил наследства, если он своими руками зарабатывает на хлеб. Бедный, но честный человек обладает не меньшим достоинством в глазах Бога, чем самый богатый царь. Сам Иисус Христос был беден. У Него не было серебра и золота, и часто Ему не было где преклонить главу. «Он, будучи богат, обнищал ради вас» (2 Кор. 8:9). Быть в таких же обстоятельствах, в каких был Иисус, не может быть грехом. Давайте исполнять свой долг в том положении, к которому Бог вас призвал, и, если Ему угодно, чтобы вы были бедны, не стыдитесь этого. Христос заботится и о вас, потому что Он хорошо знает, что значит быть бедным.