Евангелие от Марка 11:12-21

Во-первых, в начале этого отрывка мы находим одно из многих доказательств тому, что Иисус Христос действительно был человеком. Мы читаем, что «Он взалкал». Его тело было устроено так же, как и наше, только в нем не было греха. Христос огорчался и радовался, терпел боль, испытывал жажду и голод, уставал и нуждался в отдыхе.

В этом мы должны видеть снисхождение Христа. Вечный Бог, Создатель этого мира и всего, что в нем, Творец, от чьего слова появился весь растительный и животный мир, в этом мире страдал от голода. В этом — великая тайна. Такая глубина доброты и любви Христа превосходит наше понимание. Не зря Павел говорит о «неисследимом богатстве Христовом» (Еф. 3:8).

В этом мы также должны видеть сострадание Христа к Своему народу, находящемуся на земле. Иисус Сам прошел через все невзгоды, которые постигают верующих. Он сочувствует нашим немощам, потому что Он знает, что такое человеческое тело и в чем оно нуждается. Христос перенес все лишения, которым только может быть подвержено человеческое тело. Он испытал боль, слабость, усталость, голод и жажду. Когда мы говорим Иисусу о своих страданиях, Он прекрасно нас понимает и Ему не чуждо наше горе. Именно в таком Спасителе и нуждаемся мы, страдающие и стенающие люди.

Во-вторых, в этом отрывке мы видим, что религиозный формализм и отсутствие духовных плодов крайне опасно. Этому учит нас то, как Христос обошелся с бесплодной смоковницей. Мы читаем, что, подойдя к смоковнице и не найдя на ней плодов, Он проклял ее со словами: «отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек». На следующий день смоковница «засохла до корня». Эта история является отражением духовной реальности. Это еще одна наполненная глубоким смыслом притча нашего Господа, только рассказанная не словами, а действиями045 *.

Но кому Иисус хотел преподать урок? О ком эта притча? Прежде всего об иудейской церкви, которая была густо покрыта листьями религиозного формализма и начисто лишена плодов Духа. Церковь находилась в опасности, но ее духовная слепота не позволяла ей разглядеть этого. Притча Христа касается также всех ветвей Церкви. Поступок Христа показывает, что ожидает церкви, которые исповедуют христианство, не заботясь о здравом учении и святой жизни. Притча относится и ко всем христианам, которые лицемерят и ведут мирской образ жизни. Пусть история засохшей смоковницы поможет увидеть свое плачевное состояние всем тем, кто считает, что им достаточно называться живыми, оставаясь при этом духовно мертвыми. Пусть эта история научит каждого из нас, что крещение, членство в церкви, участие в вечере и усердное исполнение церковных обрядов не могут спасти душу. Сами по себе они всего лишь листья, и если к этим листьям не прибавятся плоды, то велико будет проклятие. Эти листья так же, как и смоковные листья, которыми прикрылись Адам и Ева, не могут скрыть нечистоту души от глаз всевидящего Бога или позволить человеку смело предстать перед Богом в день последнего суда. Если не будет плода, человек будет проклят на веки. Плод должен быть и в сердце, и в жизни: плод покаяния перед Богом, плод веры в Господа Иисуса Христа и плод святой жизни. Исповедание христианства без этих плодов ведет в ад.

Наконец, отметим, что места, посвященные для Бога, нужно использовать с благоговением. Этот урок можно извлечь из поведения Господа Иисуса Христа в храме. Мы читаем, что Он «начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Христос обосновал Свой поступок словами из Писания: «Не писано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? А вы сделали его вертепом разбойников».

Без сомнений, в действиях Иисуса был глубокий смысл. Изгнание продающих из храма, как и проклятие смоковницы, было символическим действием. Однако при этом нельзя упускать из виду урок, который лежит на поверхности. Он заключается в том, что нужно с благоговением относиться к использованию мест, предназначенных для поклонения Богу. Наш Господь очистил храм от торгующих не потому, что он был местом для жертвоприношений, а потому, что он был «домом молитвы». И мы должны относиться к молитвенным домам так же, как относился Христос к храму. Теперь христианский храм, конечно, уже не такое святое место, как храм в Иерусалиме. В конструкции наших церквей нет особого символизма. Они не построены по божественному проекту и не должны служить образом небесного. Но из этого не следует, что в христианской церкви можно вести себя так же, как дома, в лавке или в гостинице. В месте, где Христос встречается со Своим народом и где возносятся молитвы, должен присутствовать дух благоговения. И очень неразумно полагать, что такое благоговение суеверно или что от него веет папством. В любом месте, где проповедуется о Христе и где люди рождаются заново, должно быть ощущение святыни. Из прочитанного отрывка видно: Христу не безразлично то, как ведет себя человек в месте поклонения Богу, и все, что не благоговейно, является оскорблением для Него.

Помните об этом каждый раз, когда приходите в церковь, и остерегайтесь приносить жертву как неразумные. Помните о том, где вы находитесь и для чего. Помните о Том, в чье присутствие вы пришли. Не позволяйте вашему сердцу быть пустым. Не служите Богу только внешне. Оставьте все мирское: свои дела и заботы — за порогом дома Божия. Пусть ваше сердце не будет занято торговлей посреди собрания. Жив Господь, который изгнал покупающих и продающих из храма! Он и сегодня недоволен, если видит подобное.