Евангелие от Марка 12:1-12

Эта притча была основана на реальной истории. История еврейского народа со дня его исхода из Египта до времени разрушения храма представлена здесь, как на ладони. Описывая виноградник и виноградарей, Господь Иисус рассказывает нам о том, как обращался Бог со Своим народом на протяжении полутора тысяч лет. Давайте внимательно исследуем эту притчу и затем применем ее к себе.

Во-первых, обратим внимание на особую Божью благость по отношению к еврейскому народу и церкви. Он предоставил им особые привилегии. Он обращался с ними, подобно человеку, посадившему виноградник и обнесшему его оградой. Бог дал им хорошие законы. Он насадаил их в доброй земле, изгнав оттуда семь народов. Он не выбрал великие и могущественные народы. Он прошел мимо Египта, Ассирии, Греции и Рима и явил Свою милость нескольким миллионам людей в Палестине. Дом Израиля стал виноградником Господа. Ни один народ на земле не получал таких особых и замечательных привилегий, какие получило семейство Авраама.

Мы, живущие в Великобритании, разве можем сказать, что не получили особых Божьих милостей? Конечно же, не можем. Почему наша страна не является языческой, подобно Китаю? Почему наша земля не наполнена идолопоклонством, подобно Индостану? Всем этим мы обязаны великой Божьей милости. Среди всех народов земли Англия стала такой, какой мы видим ее сейчас, благодаря одной лишь Божьей всевластной благодати, а не вследствие наших достоинств и добродетелей. Будем же помнить, из чьей руки ниспосылаются нам эти милости, и благодарить за них. Не возгордимся, но смиримся, дабы Бог не лишил нас этих милостей. Как Израиль обладал особыми национальными привилегиями, так обладает ими и Англия. Пусть все наши сограждане примут это во внимание и пусть остерегаются того, чтобы и их не постигло то, что постигло Израиль.

Во-вторых, обратите ваше внимание на Божье долготерпение по отношению к еврейскому народу. Его история — постоянное чередование непокорности еврейского народа и Божьего прощения. Снова и снова мы читаем о том, как к нему с предупреждением посылались пророки, которых часто не слушали. Слуга за слугой приходил в виноградник Израиля, требуя плода. Слугу за слугой отсылали виноградари Израиля ни с чем, и этот народ не приносил никакого плода во славу Божию. «Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его» (2 Пар. 36:16). Однако прошли сотни лет, прежде чем «сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения» (2 Пар. 36:16). Ни к одному народу не было проявлено столько долготерпения, как к израильскому.

Разве не должны и мы, жители Великобритании, благодарить Бога за Его долготерпение к нам? Вне всякого сомнения, мы имеем все основания заявить, что наш Господь терпелив. Он не воздает нам за наши беззакония и грехи. Как часто мы раздражали Его, заслуживая того, чтобы наш «светильник был сдвинут» и чтобы Он поступил с нами так, как некогда с Тиром, Вавилоном и Римом. Однако Его долготерпение и доброта все еще обращены к нам. Будем же осторожны, дабы не пренебречь Его благостью, принимая ее за должное. По Его милости, мы услышим, как Он призывает нас принести Ему плоды, и постараемся пребыть в праведности, которая возвышает народ (Прит. 14:34). Пусть каждая семья в этой стране осознает свою ответственность перед Богом, и тогда весь наш народ будет возносить Ему хвалу.

В-третьих, обратите внимание на ожесточенность и испорченность человеческой природы, которые мы видим на примере еврейского народа.

История отношений между Израилем и Божьими посланниками, кратко изложенная нашим Господом в этой притче, является прекрасным доказательством истинной природы человека. Бог посылает Своему народу пророка за пророком, но все напрасно. На их глазах совершаются многие чудеса, но и это на них серьезно не влияет. Сам Божий Сын, возлюбленный Отцом, напоследок приходит к ним, но они не верят и Ему. Сам Бог явился во плоти, обитал среди них, а «они взяли и убили Его».

Учение о «крайней испорченности» человеческого сердца — одна из тех истин, которую мало кто признает. Пускай же эта притча будет одной из иллюстраций этой истины. Мы видим из этой притчи, на что способны люди, обладающие полнотой религиозных привилегий, люди, на чьих глазах совершаются чудеса, люди, которые слышат пророчества, люди, находящиеся в присутствии Самого Сына Божия. «Помышления плотские суть вражда против Бога» (Рим. 8:7). Люди лишь однажды видели Бога, когда Иисус, став человеком, жил на земле. Они видели, что Он был свят, невинен, непорочен и творил лишь одно добро. Однако они не приняли Его, восстали против Него и в конце концов убили Его. Давайте избавимся от мысли о том, что мы по природе своей добрые и хорошие существа. Давайте откажемся от общепринятого мнения: знать, что есть добро, — достаточно, чтобы быть христианином. Над еврейским народом был проведен великий эксперимент. Если бы мы оказались на месте еврейского народа, видели чудеса, слышали пророчества и жили рядом с Самим Христом, нам все это принесло бы не больше пользы, чем самим евреям. Только Дух Божий может изменить сердце. «Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:7).

И наконец, отметим, что люди могут не раскаиваться даже тогда, когда испытывают угрызения совести. Когда наш Господь рассказал иудеям эту важную историческую притчу, они поняли, что Он подразумевает их. Они осознали, что они сами и их отцы — те виноградари, которым был отдан виноградник и от которых Бог ожидал плодов. Они уяснили, что именно они и их отцы отказались отдать должное Хозяину виноградника и жестоко расправились с Его слугами, избивая одних и убивая других. Более того, они понимали, что сейчас они замышляют последнее, венчающее все предыдущие злодеяние, о котором говорится в этой притче. Они намеревались вскоре убить возлюбленного Сына и «выбросить Его вон из виноградника». Все это они знали совершенно точно. «Ибо поняли, что о них сказал притчу». Однако, хотя они и поняли это, не раскаялись. Хотя совесть и обличала их, они ожесточились в своем грехе.

Знание о грехе и чувство вины сами по себе не способны спасти душу человека. Мы должны осознать это. Мы можем понимать свою неправоту, понимать, что нам нет оправданья, и все же упорно держаться своих грехов, направляясь к погибели в аду. Все мы нуждаемся в новом сердце и в измененной воле. Будем об этом искренне молиться. Не успокоимся, пока не поймем, что изменились. Иначе мы никогда не будем настоящими христианами и не попадем на небеса. Иначе мы можем прожить всю жизнь, понимая, подобно евреям, свою неправоту и так же, как они, упорствуя, умереть в своих грехах.