Евангелие от Марка 12:13-17

Во-первых, в этом отрывке мы видим, как люди с разными религиозными убеждениями могут приходить к единству в своем противлении Христу. Мы читаем о «фарисеях и иродианах», пришедших вместе, чтобы «уловить нашего Господа в слове» и поставить Его в тупик трудным вопросом. Фарисеи были суеверными формалистами, которых не интересовало ничего, кроме религиозных обрядов. Иродиане были обыкновенными мирскими людьми, презирающими всякую религию и стремящимися больше угождать людям, нежели Богу. Однако, когда перед ними появляется знающий учитель, одинаково критикующий заблуждения обеих групп, не щадящий ни тех, ни других, Он становится их общим врагом и они объединяются в попытке заставить Его замолчать.

Так происходило во все времена от начала мироздания. Мы видим, что это происходит и сегодня. Мирские люди и формалисты не очень-то симпатизируют друг другу. Они не уважают принципы и дела друг друга. Но существует нечто, что им не нравится еще больше, — чистое Евангелие Иисуса Христа. И посему всякий раз, когда появляется возможность выступить против Евангелия, мирской человек и формалист объединяются и действуют сообща. Мы не должны ожидать от них пощады: ее не будет. Нам не нужно рассчитывать на раскол между ними: они всегда готовы заключить союз, чтобы оказать сопротивление Христу.

Во-вторых, обратим внимание на крайнюю изощренность вопроса, заданного нашему Господу. Его враги спрашивают Его: «Позволительно давать подать Кесарю, императору Рима, или нет? Давать нам или нет?» На этот вопрос, с первого взгляда, невозможно ответить так, чтобы не подвергнуть себя опасности. Если бы наш Господь ответил:

«Давайте», — фарисеи смогли бы обвинить Его пред священниками в том, что Он одобряет римское господство над еврейским народом. Если бы наш Господь ответил: «Не давайте», — иродиане обвинили бы Его перед Пилатом в том, что Он бунтарь и настраивает народ на восстание против Рима. Ловушка была хорошей. За всем этим мы видим руку, ловчее человеческой. Древний змей, дьявол, стоял за ними.

Мы должны запомнить, что из всех вопросов, которые задавали христианам, ни один не оказывался таким трудным, как тот, который поставили здесь фарисеи и иродиане050 *. Что принадлежит кесарю, а что принадлежит Богу? Где заканчиваются права церкви и где начинаются права государства? На что может притязать гражданский закон, а на что религиозный? Все эти сложно сплетенные и туго завязанные узлы христианам нелегко было распутать. Молитесь, чтобы Бог избавил вас от них. Делу Христа наносится большой урон, когда дьяволу удается столкнуть церковь и государство друг с другом. В этих столкновениях теряется драгоценное время, силы растрачиваются не по назначению, служители отрываются от своего дела, души людей страдают, и победа церкви часто не намного лучше поражения. «Пошли нам мир сегодня, о Боже!», — молитва с глубоким значением, молитва, которую христианин должен произносить часто.

И наконец, отметим, какую великую мудрость проявляет наш Господь, отвечая Своим врагам.

Он не обманулся их льстивыми словами, «зная их лицемерие». Его всевидящий глаз сразу же распознал «глиняный сосуд, обложенный нечистым серебром», стоящий пред Ним (Прит. 26:23). В отличии от многих Своих последователей, Он не был впечатлен изящным слогом и прекрасной речью.

Для ответа на их каверзный вопрос Иисус обращается к тому, с чем Его враги имели дело каждый день. Он просит их принести Ему обычную монету. А потом спрашивает их: «Чье это изображение и надпись, отчеканенные на динарии?» Они вынуждены ответить: «Кесаревы». Они использовали римскую монету, изготовленную и запущенную в обращение римскими властями. Тем самым они признались, что находились под властью римлян, иначе римские деньги не были бы у них в обращении. Наш Господь приводит их в молчание, произнося Свои известные слова: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Он призывает их отдавать должное римскому кесарю в земных делах, ибо, используя римские деньги, они обязаны делать это. Но также Он призывает их повиноваться Богу в духовных делах и не думать, что служение земному и небесному владыке не совместимы друг с другом. Короче говоря, Он призывает гордого фарисея не отказываться платить кесарю, а мирского иродианина — воздавать должное Богу.

Исходя из Его блестящего ответа, уясним для себя важный принцип, что настоящее христианство не ставит своей целью сделать человека непокорным гражданской власти. Совсем наоборот, оно делает его покорным и верным подданным. Христианин должен относиться к властям как к «поставленным от Бога» и подчиняться их указам и постановлениям в течение всего времени их действия, даже если он в чем-то их не одобряет. Если закон государства и закон Бога приходят в противоречие, то он не колеблется в своем выборе: он должен повиноваться Богу более, нежели людям. Подобно трем юношам, служившим языческому царю, он не должен поклоняться идо-лу. Подобно Даниилу, который был подданным тирана, он не должен оставлять молитву в угоду власть имущим051 *.

Будем молиться о том, чтобы иметь больше мудрости, обитавшей в таком изобилии в нашем благословенном Господе. Из-за нездорового и искаженного представления об отношении Бога к гражданской власти много вреда было нанесено церкви Христа. Неспособность здраво совместить требования Бога с требованиями государства приводило к многочисленным раздорам и противостояниям. Блажен тот, кто помнит ответ нашего Господа, правильно понимает его и применяет его в свою эпоху.